Редакция научных и образовательных изданий
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНАЯ МЫСЛЬ» № 01-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Стр. 4 Рагрин Н. А.
Разработка cтойкостной модели обеспечения безотказности быстрорежущих спиральных сверл для типа производства

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стр. 16 Акимов А. М., Гакова Е. И., Каюмова М. М., Кузнецов В. А.
Стресс в семье и на рабочем месте в открытой мужской популяции
Стр. 23 Чиркова В. М., Рубцова Е. В.
Медицинская деловая игра как основа обучения профессиональному общению иностранных студентов
Стр. 30 Фетисова Е. В., Рышкова А. В.
Текущий тестовый контроль по физике при обучении иностранных студентов медицинского вуза
Стр. 37

Рубцова Е. В.
Эпистолярный жанр Михаила Булгакова: взаимоотношения художника слова с властями

Стр. 45

Чиркова В. М.
Развитие аналитических умений в профессиональном образовании студентов-медиков

Стр.51 Петрова Н. Э.
Пути устранения взаимодействия артикуляционно-акустических параметров первичной и вторичной языковых систем у арабских студентов на занятиях по рки
Стр. 54 Дмитриева Д. Д.
Профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных студентов-медиков
Стр. 59

Шакурова А. В.
Нижний новгород и нижегородская губерния накануне февральских событий 1917 года: к вопросу о социально-психологической готовности населения к жизнедеятельности в обществе (по материалам гопано)

Стр. 68 Сароглиди А. В.
Местная печать и роль в пропаганде среди молодежи 1920–1930 гг. ­(На примере донской области)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗРАБОТКА CТОЙКОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ БЫСТРОРЕЖУЩИХ СПИРАЛЬНЫХ СВЕРЛ ДЛЯ ТИПА ПРОИЗВОДСТВА

Рагрин Николай Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Приборостроение», ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»: Кыргызская Республика, 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44.

Тел.: (996-312) 66-25-67

Е-mail:

Аннотация. Более 60% деталей машин, механизмов и приборов имеют отверстия, в основном обрабатываемые быстрорежущими спиральными сверлами. Спиральные сверла являются единственным инструментом для получения отверстий в сплошном материале резанием. Безотказность сверл повышает стабильность производства и гарантирует отсутствие бракованных изделий от их поломки. Поэтому обеспечение безотказности быстрорежущих спиральных сверл при условии их максимальной стойкости достаточно актуальная проблема. В статье на основании большого объема экспериментальных исследований показана возможность выбора параметров режима резания, обеспечивающих максимальную стойкость сверл и способа их эксплуатации, обеспечивающего полное удаление дефектов износа при заточке. Разработана стойкостная модель, учитывающая тип производства и условия эксплуатации сверл, выходным параметром которой является их максимальная стойкость с необходимой вероятностью безотказной работы. Предложенная стойкостная модель может быть рекомендована для всех типов производства, где применяются быстрорежущие спиральные сверла. 

Ключевые слова: сверло, стойкость, износ, скорость резания, подача, диаметр, твердость.

 

DEVELOPMENT OF WEAR RESISTANCE MODEL FOR PROVIDING THE FAILURE-FREE HIGH-SPEED TWIST DRILL FOR INDUSTRIES

Ragrin Nikolay Alekseevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., head of Instrument Engineering Department, Kyrgyz Russian Slavic University. The Kyrgyz Republic.

Keywords: drill, durability, wear, cutting speed, feed, diameter, hardness.

More than 60% of parts of machines, mechanisms and devices have holes, mainly finished by high-speed twist drills. Twist drills are the only instruments for making holes in solid material by cutting. Drills’ reliability increases the stability of production and guarantees the absence of defective products. Therefore, ensuring the failure-free performance of high-speed twist drills under the condition of their maximum durability is quite a relevant problem. This article on the basis of large volume of experimental research shows the ability to adjust the parameters of the cutting mode to ensure maximum durability of drills and the way they are used to provide the complete elimination of wear defects when sharpening. The author has developed a stable model that takes into account type of production and operating conditions of the drills, the output parameter of which is their maximum durability with the required probability of failure-free operation. The suggested wear resistance model may be recommended for all types of production, where high-speed twist drills are used.

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТРЕСС В СЕМЬЕ И НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В ОТКРЫТОЙ МУЖСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ 

Акимов Александр Михайлович, канд. социол. наук, мл. науч. сотрудник лаборатории эпидемиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Тюменский кардиологический научный центр, ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»: Россия, 625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 111.

Гакова Екатерина Ивановна, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник лаборатории эпидемиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Тюменский кардиологический научный центр, ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»: Россия, 625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 111.

Каюмова Марина Михайловна, канд. мед. наук, науч. сотрудник лаборатории эпидемиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Тюменский кардиологический научный центр, ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»: Россия, 625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 111.

Кузнецов Вадим Анатольевич, д-р мед. наук, профессор, руководитель научного отдела инструментальных методов исследования, Тюменский кардиологический научный центр, ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»: Россия, 625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 111.

Тел.: (345-2) 20-76-08

E-mail:  

Аннотация. Целью данного исследования является изучение параметров стресса в семье и на рабочем месте в зависимости от возраста у мужчин 25–64 лет открытой популяции среднеурбанизированого города Западной Сибири. Исследование проводилось на открытой городской тюменской популяции среди мужчин в возрасте 25–64 лет. Из избирательных списков граждан г. Тюмени была сформирована репрезентативная выборка в количестве 1000 человек, отклик составил 85,0%. Анкетирование респондентов проводилось по алгоритмам программы ВОЗ «Моника-психосоциальная». У мужчин молодого возраста чаще, чем в старших возрастных группах происходили изменения в семейном положении, смена рабочего места, повысилась ответственность на рабочем месте. Вместе с тем, мужчины в возрасте 55–64 лет уменьшили или перестали выполнять дополнительную работу, а также дают оценку своей работы как незначительную.

Ключевые слова: стресс в семье, стресс на рабочем месте, мужская популяция, открытая популяция.

STRESS IN THE FAMILY AND AT THE WORKPLACE IN AN OPEN MALE POPULATION

Akimov Aleksandr Mikhaylovich, Cand. of Sociol. Sci., junior researcher of Epidemiology and Heart Disease Prevention Laboratory, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences. Russia.

Gakova Ekaterina Ivanovna, Cand. of Med. Sci., senior researcher of Epidemiology and Heart Disease Prevention Laboratory, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences. Russia.

Kayumova Marina Mikhaylovna, Cand. of Med. Sci., researcher of Epidemiology and Heart Disease Prevention Laboratory, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences. Russia.

Kuznetsov Vadim Anatol’evich, Dr. of Med. Sci., Prof., head of Instrumental Methods of Diagnosis Scientific Department, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences. Russia.

Keywords: stress in the family, stress at the workplace, male population, open population.

The aim of this article is to study the stress parameters in the family and at the workplace, depending on the age of 25–64 year old men in the open population of the mid-urbanized city in Western Siberia. The research was conducted in an open urban Tyumen population among men aged 25–64 years. From the electoral lists of citizens of Tyumen the authors have formed a representative sample of 1,000 people, the response was 85.0%. Respondents were surveyed using the algorithms of the WHO program “MONICA-psychosocial”. Young men more often than in older age groups experience changes in their marital status, a change of workplace, increased responsibility at the workplace. At the same time, men aged 55–64 years reduce or cease to perform additional work, and also estimate their work as insignificant.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 

Чиркова Вера Михайловна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Рубцова Елена Викторовна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. В статье рассматривается одна из современных технологий при интерактивном обучении – деловая медицинская игра. Данный вид деятельности изучается в процессе формирования у иностранных студентов – будущих медицинских работников общекультурных компетенций. Деловая медицинская игра является одним из важных видов деятельности при подготовке студентов-иностранцев к работе в медицинской сфере, которая становятся связующим звеном между учебным процессом и реальной ситуацией профессионального общения. Основная педагогическая цель использования деловой игры при обучении РКИ студентов-медиков – отработка у иностранных учащихся навыков владения русской речью на основе симулятивной игровой ситуации. В статье рассматривается процесс организации и технология проведения медицинской деловой игры, а также приводятся примеры различных видов деловых игр. Авторы приходят к выводу, что в процессе использования современной технологии – деловой медицинской игры на занятиях по русскому языку иностранные студенты-медики максимально вовлечены в профессиональное общение, изучение тем медицинской направленности помогает осуществлять всестороннюю подготовку студентов медицинского вуза к прохождению клинической практики.

Ключевые слова: деловая медицинская игра, профессиональная деятельность, профессиональное общение, русский язык как иностранный, педагогическая технология, студенты-медики.

MEDICAL BUSINESS GAME AS A BASIS FOR TEACHING PROFESSIONAL COMMUNICATION TO FOREIGN STUDENTS

Chirkova Vera Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Russian Language and Speech Culture Department, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Rubtsova Elena Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: business medical game, professional activity, professional communication, Russian as a foreign language, teaching technology, medical students.

The article considers one of the modern technologies in interactive teaching – a business medical game. This type of activity is being studied in the process of formation among foreign students – future medical workers of general cultural competences. Business medical game is one of important activities in preparing foreign students to working in the medical field, which becomes a link between the learning process and the real situation of professional communication. The main pedagogical goal of using the business game in teaching Russian as a foreign language to medical students is mastering the skills of Russian speech on the basis of a simulative game situation in foreign students. The article deals with the process of organization and technology of conducting a medical business game, as well as examples of various types of business games. The authors come to the conclusion that in the process of using modern technology (business medical games) in Russian language classes foreign medical students are maximally involved in professional communication, studying medical topics helps to provide comprehensive preparation of medical students to clinical practice.

ТЕКУЩИЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 

Фетисова Евгения Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Рышкова Анна Викторовна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения текущего тестового контроля знаний иностранных студентов медицинского вуза, обучающихся с использованием языка-посредника. Многолетнее преподавание физики иностранным студентам позволило выявить особенности использования тестов как формы контроля и представить наиболее эффективные и оптимальные виды тестовых заданий, что является необходимым условием повышения качества обучения.

Ключевые слова: тестовый контроль, обучение иностранных студентов физике, текущий контроль знаний, обучение на языке посреднике, обучение физике.

CURRENT TEST CONTROL IN PHYSICS WHEN TEACHING FOREIGN STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

Fetisova Evgeniya Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Ryshkova Anna Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: test control, teaching physics to foreign students, current knowledge control, education using the intermediary language, teaching physics.

The paper studies the experience of conducting current test control of knowledge among the foreign students of a medical college, who are trained using the intermediary language. The long-term practices of teaching physics to foreign students has made it possible to identify the features of using tests as forms of control and to present the most efficient and optimal types of test tasks, which are a prerequisite for improving the quality of education.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР МИХАИЛА БУЛГАКОВА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ХУДОЖНИКА СЛОВА С ВЛАСТЯМИ 

Рубцова Елена Викторовна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. В статье рассматриваются взаимоотношения художника слова – Михаила Булгакова с властями на материале его писем, написанных в середине 1920-х – начале 1930-х гг., в трагический период как в стране, так и в жизни писателя. Мы исследовали этическую и эстетическую позицию М. Булгакова в той мере, в какой они проявились в его письмах к широкому кругу высших чиновников и близких ему людей. В статье делается вывод, что М. Булгаков остался в истории нашей литературы одним из немногих, кто, сопротивляясь давлению на себя, выражал несогласие с той «позицией», при помощи которой осуществлялось руководство жизнью всей творческой интеллигенции.

Ключевые слова: Михаил Булгаков, власть, письма, художник слова, тоталитарный режим.

EPISTOLARY STYLE OF MIKHAIL BULGAKOV: THE RELATIONS BETWEEN THE ARTIST AND THE AUTHORITIES

Rubtsova Elena Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: Mikhail Bulgakov, authorities, letters, master of the pen, totalitarian regime.

The paper deals with the relations between the master of the pen – Mikhail Bulgakov and the authorities on the material of his letters written in the mid-1920s and early 1930s, during the period tragic both for the country and for the writer’s life. The author studies the ethical and aesthetic positions of M. Bulgakov to the extent that they manifested themselves in his letters to a wide circle of high officials and people close to him. The article concludes that M. Bulgakov has remained one of the few people in the history of our literature who, resisting pressure on themselves, have expressed disagreement with the “position” with which the life of the entire creative clerisy used to be guided.

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 

Чиркова Вера Михайловна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный. Автор статьи отмечает тот факт, что в настоящее время профессиональное становление студента-медика невозможно без наличия у него развитых аналитических умений, которые и составляют основу всякой деятельности, в том числе и врачебной. Для достижения эффективного результата по развитию данных умений, необходимо выявить все составляющие их элементы, которые не функционируют в отдельности, а находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют содержание понятия «аналитические умения». Такими составляющими элементами являются: синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация, структурирование, умозаключение, формулирование аналитического суждения, которые в совокупности являются своеобразным стержнем профессиональной культуры специалиста.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, развитие аналитических умений, студенты-медики, мыслительная деятельность.

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Chirkova Vera Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Russian Language and Speech Culture Department, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: Russian as a foreign language, development of analytical skills, medical students, mental activity.

The paper deals with the problem of developing analytical skills in medical students learning Russian as a foreign language. The author of the article emphasizes the fact that at present the professional formation of a medical student is impossible without the presence of developed analytical skills, which constitute the basis of all activities, including the medical one. To achieve an effective result in the development of these skills, it is necessary to identify all their constituent elements that do not function individually, but are in close interconnection with each other and form the content of the term “analytical skills”. Such constituent elements are: synthesis, comparison, abstraction, generalization, classification, structuring, conclusion, formulation of analytical judgment, which together are a kind of core for the professional culture of a specialist.

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ У АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ 

Петрова Наталья Эдуардовна, канд. пед. наук, доцент кафедры, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. В статье дается краткое методическое описание систематической работы с арабскими студентами над произношением при изучении русского языка как иностранного (РКИ). Опираясь на сравнительно-сопоставительный анализ фонетических систем родного для учащегося и изучаемого языков, автор предлагает конкретные пути решения проблем, вызванных целым рядом различий, обусловленных отсутствием в арабском дифференциации согласных по твердости-мягкости, явлений палатализации и веляризация, звонкости-глухости, и соответственно, позиционного чередования. Комплекс артикуляционной гимнастики (специально разработанный для формирования устойчивых навыков постановки конкретных звуков) в сочетании со специальными упражнениями, отрабатывающими сочетания согласных звуков с гласными, чтение скороговорок, упражнения на узнавание звука по артикуляции, а также упражнения, направленные на закрепление сформированного произносительного навыка уже в потоке устной речи – все эти обучающие средства обеспечивают формирование, развитие и совершенствование слухо-произносительных навыков на русском языке.

Ключевые слова: фонологическая система, артикуляционно-акустические параметры, фонетико-интонационные навыки, акцент, артикуляция.

WAYS TO ELIMINATE THE INTERACTION OF ARTICULATORY AND ACOUSTIC PARAMETERS OF PRIMARY AND SECONDARY LANGUAGE SYSTEMS IN ARABIANSTUDENTS AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Petrova Natal’ya Eduardovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: phonological system, articulatory-acoustic parameters, phonetic-intonation skills, accent, articulation.

The paper gives a brief methodical description of the systematic work with Arabian students on pronunciation while learning Russian as a foreign language (RFL). Based on the comparative analysis of the phonetic systems of the mother tongue for the students and the studied languages, the author suggests certain ways of solving the problems caused by a variety of differences emerging from the absence in the Arabian differentiation of consonants of hardness-softness, the phenomena of palatalization and velarization, sonance and voicelessness, and position alternation. A complex of articulatory gymnastics (specially developed for the formation of stable skills of setting specific sounds) in combination with special exercises that work out the combination of consonant sounds with vowels, reading tongue twisters, exercises for recognizing sound by articulation, and exercises aimed at consolidating the formed pronunciation skill already in the oral speech flow - all these learning tools provide the formation, development and improvement of audio-pronunciation skills in Russian language.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 

Дмитриева Дарья Дмитриевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Русский язык и культуры речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail:  

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов медицинских вузов. Автор рассматривает основные особенности и педагогические условия профессионально ориентированного обучения РКИ студентов-медиков. В статье представлены следующие педагогические условия профессиональной подготовки студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного: развитие личности и индивидуальности каждого студента; использование интегративно-модульного подхода и обеспечение единства горизонтальной и вертикальной интеграции всех модулей; использование специальных технологий профессионально ориентированного обучения. Автор делает вывод, что профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных студентов медицинских вузов будет успешным при соблюдении рассмотренных педагогических условий.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, педагогические условия, русский язык как иностранный (РКИ).

PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN MEDICAL STUDENTS

Dmitrieva Dar’ya Dmitrievna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: professionally oriented education, pedagogical conditions, Russian as a foreign language (RFL).

The paper deals with the problem of professionally oriented teaching Russian language to foreign students of medical universities. The author considers the main features and pedagogical conditions of the professionally oriented teaching RFL to medical students. The paper presents the following pedagogical conditions for professional training of medical students in the process of studying Russian as a foreign language: development of personality and individuality of each student; use of the integrative-modular approach and ensuring the unity of horizontal and vertical integration of all modules; the use of special technologies for vocational training. The author concludes that professionally oriented teaching Russian language to foreign students of medical universities will be successful if the studied pedagogical conditions are observed.

НИЖНИЙ НОВГОРОД И НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЬСКИХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОПАНО) 

Шакурова Анна Васильевна, канд. социол. наук, гл. архивист отдела публикации и использования документов, ГКУ «Государственный общественно-политический архив Нижегородской области»: Россия, 603155, г. Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, 22.

Тел.: (831) 436-19-53

E-mail:  

Аннотация. В статье предпринята попытка историко-социологического анализа социальной ситуации, сложившейся в г. Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии накануне февраля 1917 г. Автор анализирует степень социально-психологической готовности разных групп населения к жизнедеятельности в существующем политико-экономическом и социокультурном контексте.

Ключевые слова: социально-психологическая готовность субъекта, поведение, мотивация, действие, «верхи» и «низы», индивид, группа.

NIZHNY NOVGOROD AND NIZHNY NOVGOROD PROVINCE ON THE EVE OF THE EVENTS OF FEBRUARY, 1917: ON THE QUESTION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE POPULATION FOR LIVING IN SOCIETY (BASED ON THE DATA OF SSPANNR)

Shakurova Anna Vasil’evna, Cand. Of Sociol. Sci., head archivist of the Printing Branch and Documents Usage Department, State Social and Political Archive of the Nizhny Novgorod Region. Russia.

Keywords: socio-psychological readiness of the subject, behavior, motivation, action, “heads” and “lower crust”, an individual, group.

Te author makes an attempt to analyze the social situation in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Province on the eve of February, 1917. The author analyzes the degree of socio-psychological readiness of various groups of the population for living in the existing political, economic and sociocultural contexts.

МЕСТНАЯ ПЕЧАТЬ И РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 1920–1930 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ) 

Сароглиди Ангелина Владимировна, аспирант, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

Тел.: (863) 263-31-58

E-mail:  

Аннотация. Статья посвящена детальному изучению и качественной проработке вопроса роли местной печати как действенного средства пропаганды коммунистического режима в целях формирования положительного образа советского человека в 1920–1930 гг. Автор раскрывает механизм воздействия агитации и пропаганды в Донской прессе на развитие социальной активности, культуры, а также на формирование взглядов и представлений аудитории на мировоззрение в переходный период жизни общества. В статье дается теоретическое обоснование предпосылок повышения эффективности агитации и пропаганды в прессе в условиях социально-политической модернизации.

Ключевые слова: молодежь, местная печать, пропаганда, агитация, Донская область, советская литература, пресса, идеология, ленинизм, СССР.

LOCAL PRESS AND ITS ROLE IN YOUTH ADVOCACY OF THE 1920–1930S (CASE STUDY OF THE DON REGION)

Saroglidi Angelina Vladimirovna, postgraduate student, Southern Federal University. Russia.

Keywords: youth, local press, advocacy, agitation, Don region, Soviet literature, press, ideology, Leninism, the USSR.

The paper deals with a detailed study and a qualitative addressing the issue of the role of the local press as an effective means of advocacy of the communist regime in order to form a positive image of a Soviet man in 1920s–1930s. The author reveals the influence mechanism of agitation and advocacy in the Don press on the development of social activity, culture, as well as the formation of views and perceptions of the audience on the worldview during the transitional period of society. The paper provides a theoretical substantiation of the prerequisites for increasing the efficiency of agitation and advocacy in the press in conditions of socio-political modernization.