Редакция научных и образовательных изданий
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» № 04-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ПЕДАГОГИКА
Стр. 6 Яковлева Е. Л.
Идеи о воспитании в педагогических и художественных трудах Каюма Насыри
Стр. 16 Цытулина Н. В., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г.
Менеджмент-­сопровождение моделирования образовательной траектории студентов вуза в условиях социокультурной образовательной среды
Стр. 26 Асербеков О. У., Милехин А. В., Субботин А. Г.
Современные подходы в адаптации студентов в вузе на начальных этапах обучения
Стр. 35 Шорина А. В.
Критерии сформированности рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии
Стр. 43 Назарова Л. И., Серегин А. С.
Применение полипарадигмального подхода в системе профессионального образования
Стр. 49 Артаева Г. В., Кюнкрикова И. В.
Этнокультурный аспект подготовки бакалавров к профессиональной деятельности
Стр. 55 Астафьева А. Е.
Развитие профессиональной англоязычной коммуникации посредством деловой игры
Стр. 60 Грибкова Е. В.
Подходы к изучению проблемы организации самостоятельной работы студентов
Стр. 65 Белоусова А. К., Халимова Н. М.
Практико-ориентированная интеграция основного общего, дополнительного и профессионального образования как условие успешного самоопределения школьников
Стр. 70 Сергеева М. Г.
Педагогические условия обеспечения эффективности школьного экономического образования
Стр. 77 Насырова Э. Ф., Руднева Р. И.
Критерии и показатели оценки уровня педагогического мастерства учителя школы
Стр. 81 Мироненко В. В.
Особенности формирования иноязычного мышления у студентов гуманитарного профиля
Стр. 86 Ручка О. Н.
Структура и содержание подготовки будущих учителей гуманитарного профиля к обучению старших подростков проектной деятельности
Стр. 94 Серегин А. С.
Организация производственных практик студентов автомобильного колледжа в соответствии со стандартами WorldSkills
Стр. 100 Кузнецов И. Н.
Проектная деятельность как один из инструментов для успешной социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПСИХОЛОГИЯ
Стр. 108 Бобинкин С. А., Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г., Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар.
Психологические особенности восприятия сотрудниками трудового коллектива
Стр. 121 Камнева Е. В.
Специфика отношения российского общества к проблемам коррупции
Стр. 126 Магомед-Эминова О. И., Карачева Е. А.
Роль смысловой работы личности в совладании с травматическим опытом
Стр. 131 Харланова Ю. В.
Явление буллинга как угроза психологической безопасности гетерогенной образовательной среды в школе
Стр. 142 Карачева Е. А., Магомед-Эминова О. И.
Связь мотивации достижения с особенностями переживания утраты значимого Другого
Стр. 147 Бобинкин С. А., Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г., Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар.
Психологические особенности восприятия сотрудниками трудового коллектива
ФИЛОЛОГИЯ
Стр. 159 Панова М. Н.
Литературная норма в официально-деловых текстах
Стр. 166 Джамалова М. К.
Виды лексического повтора в языке новейшей поэзии
Стр. 173 Соболева О. В.
Явления интерференции и положительного переноса при изучении РКИ
Стр. 179 Федосеева Л. Н.
Отражение категории локативности в русской лингвокультуре
Стр. 185 Базарова Л. В., Гилязева Э. Н.
Структурные особенности нозологических терминов-словосочетаний английского и русского языков
Стр. 190 Минц Б. А.
К проблеме вариативности в ранней поэзии О. Мандельштама (на материале стихов о Риме)
Стр. 198 Деулин Д. А.
Мифоним как воплощение языковой личности автора
Стр. 204 Рубина Н. Б.
Особенности изучения фразеологизмов английского языка
Стр. 210

Минина О. В.
Жанровая природа народных мемуаров в интернет-коммуникации (лингвопрагматический аспект)

ПЕДАГОГИКА

ИДЕИ О ВОСПИТАНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРУДАХ КАЮМА НАСЫРИ

Яковлева Елена Людвиговна, д-р филос. наук, канд. культурологии, доцент, профессор, зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (843) 231-92-90

E-mail:

Аннотация. Объектом исследования стали идеи о воспитании и нравственности Каюма Насыри, представленные в работах «Сказания о мудром Абу Али Сине» и «Книга о воспитании». Методологической основой исследования стал сравнительно-диалектический анализ произведений, благодаря которому осуществлена реконструкция ключевых педагогических идей татарского просветителя. В «Сказаниях» нравственно-воспитательные идеи К. Насыри проявились как определенные интуиции, позволившие в художественной форме открыться потаенному. В «Книге о воспитании» данные педагогические идеи выстраиваются в концепцию, не потерявшую актуальности в современности. К. Насыри акцентировал внимание на воспитании личности трудолюбивой, сочетающей в своей жизнедеятельности знания и опыт, нравственно проявляющей себя в любых ситуациях и воспринимающей красоту бытия. В педагогической концепции татарского ученого неявно прочитываются актуальные идеи диалога культур и заботы о себе, что помогает личности проявиться в социальном.

Ключевые слова: Каюм Насыри, потаенность, Абу Али Сина/Авиценна, труд, знания, педагог, нравственность.

IDEAS OF UPBRINGING IN PEDAGOGIC AND ARTISTIC WORKS BY QAYUM NASIRI

Yakovleva Elena Lyudvigovna, Dr. of Philos. Sci., Cand. of Cult. Sci., Ass. Prof., Prof., head of Philosophy and Socio-Political Sciences Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Keywords: Qayum Nasiri, secret, Abu Ali Sina/Avicenna, work, knowledge, teacher, morality.

The object of the study were the ideas of upbringing and morality of Kayum Nasyri, which are presented in the works “The Legends of the Wise Abu Ali Sin” and “The Book of Upbringing”. The methodological basis for the study was a comparative-dialectical analysis of works, by virtue of which the key pedagogical ideas of the Tatar enlightener were reconstructed. In “The Legends” the moral and educational ideas of Q. Nasiri showed up as certain intuitions that allowed to reveal the hidden things in the artistic form. In the “Book of Upbringing” these pedagogical ideas are built into a concept that has not lost its relevance in modern times. Q. Nasiri emphasized upbringing of a hardworking personality, combining knowledge and experience in his life, morally manifesting itself in all situations, and perceiving the beauty of existence. In the pedagogical concept of the Tatar scientist the actual ideas of the dialog of cultures and self-care are implicitly read, which helps the individual to manifest in the social.

МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Цытулина Наталия Владимировна, аспирант кафедры социальной педагогики, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.

Соколова Наталия Леонидовна, канд. филол. наук, доцент, директор, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.

Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; профессор кафедры теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.

Тел.: (495) 434-71-60

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривающий соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационно-управленческих условий, ресурсное обеспечение, и включает в себя профессионально-образовательную траекторию студентов, заключенную в образовательный процесс, как непрерывную учебную деятельность целенаправленную на профессионально-личностное становление студентов, а также деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише для формирования устойчивых мотивов и готовности к профессиональному развитию. Педагогическое сопровождение рассматривается авторами статьи с учетом основных положений системно-ориентированного подхода и в качестве: деятельности (целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-педагогические условия для успешного обучения и развития каждого субъекта образовательной деятельности); метода (обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора); технологии (последовательное выполнение четко определенных действий).

Ключевые слова: моделирование, планирование, прогнозирование, профессионально-образовательная траектория студентов, социокультурная образовательная среда.

MANAGEMENT SUPPORT OF MODELING THE EDUCATIONAL TRAJECTORY OF UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT

Tsytulina Nataliya Vladimirovna, postgraduate studet of Social Pedagogy Department, Institute of Foreign Languages of the People’s Friendship University of Russia. Russia.

Sokolova Nataliya Leonidovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., director, Institute of Foreign Languages of the People’s Friendship University of Russia. Russia.

Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education; Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Keywords: modeling, planning, forecasting, professional and educational trajectories of students, socio-cultural education environment.

The article deals with management and support of the professional and educational trajectories of students in the sociocultural education environment of a university, which stipulates compliance with the goals of education activities, the content of organizational and management conditions, resource support, and includes the professional education trajectory of students integrated into the educational process as uninterrupted training activities targeted at professional and personal formation of students, as well as teacher’s activity carried out to establish the conditions and provide educational space as a specific niche for the formation of stable motives and commitment to professional development. Pedagogical support is considered by the authors of the article with due regard to the main provisions of the system-oriented approach and in the form of: activity (integrated, system-organized activity, in the process of which social and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each subject of educational activity); method (provides the creation of conditions for the adoption by the person of optimal solutions in various situations of life choices); technology (consistent implementation of well-defined actions).

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Асербеков Олег Урекенович, ст. преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Милехин Александр Викторович, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Субботин Александр Геннадьевич, канд. с.-х. наук, доцент, доцент кафедры растениеводства, селекции и генетики, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Тел.: (845-2) 23-32-92

E-mail:

Аннотация. В статье представлен анализ проблем социально-психологической подготовки студентов на начальных этапах обучения в высших учебных заведениях. Рассмотрены основные направления в адаптации первокурсников с учетом морально-психологических особенностей в индивидуальной работе. Представлены причины и этапы адаптации в первый период обучения студентов, а также приемы формирования комплекса личностных характеристик студентов с учетом целей и задач высшего учебного заведения. Роль куратора в поиске эффективных приемов работы со студентами преподавателей-кураторов с использованием опыта отечественных и зарубежных высших учебных заведений. Также рассмотрен опыт работы в вузах по подготовке высококвалифицированных кураторов. Основные направления в повышении педагогического мастерства куратора с использованием методов практической психологии и педагогики.

Ключевые слова: куратор, студент, морально-психологические качества, стрессоустойчивость, группа, личность, адаптация.

MODERN APPROACHES TO THE STUDENTS" ADAPTATION IN A UNIVERSITY AT THE INITIAL STAGES OF TRAINING

Aserbekov Oleg Urekenovich, senior lecturer of Physical Education Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Milekhin Aleksandr Viktorovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Physical Education Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Subbotin Aleksandr Gennad’evich, Cand. of Agr. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof.of Crop Science, Breeding and Genetics Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Keywords: tutor, student, moral and psychological qualities, stress resistance, group, personality, adaptation.

The paper presents an analysis of the problems of socio-psychological preparation of students at the initial stages of education in higher educational institutions. The authors have studied main directions in the adaptation of first-year students taking into account the moral and psychological characteristics in individual work. The paper presents the reasons and stages of adaptation in the first period of students’ training, as well as the methods of forming a set of personal characteristics in students, taking into account the goals and objectives of a higher education institution. The role of the tutor in the search for effective methods of working with students of facilitators-tutors with the use of the experience of domestic and foreign higher educational institutions has been revealed. The authors have also considered the practices of working in higher education institutions on the preparation of highly qualified tutors and the main directions in improving the pedagogical skills of the tutor using the methods of practical psychology and pedagogy.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГИИ

Шорина Анна Викторовна, ст. преподаватель кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.

Тел.: (845-2) 21-17-55

E-mail:

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа литературы, посвященной изучению проблемы формирования рефлексивных умений. В ходе анализа проблемы нами было выявлено, что в большинстве научных исследований по проблеме изучаются лишь отдельные аспекты обоснования критериев и оценки эффективности формирования рефлексивных умений, например, содержательный материал различных учебных дисциплин при формировании рефлексивных умений и уровень образовательной программы, в ходе освоения которой исследовалось формирование рефлексивных умений. Обобщены результаты работ исследователей, занимающихся проблемой разработки диагностического инструментария формирования рефлексивных умений. Уточнены сущность терминов «критерий» и «показатель». Обоснованы и раскрыты критерии (когнитивный, деятельностный и ценностный) и показатели, охарактеризованы уровни (низкий, средний, высокий, креативный) сформированности рефлексивных умений будущих бакалавров психологии.

Ключевые слова: рефлексивные умения, критерии, показатели, уровни.

CRITERIA FOR THE REFLEXIVE SKILLS FORMEDNESS IN FUTURE BACHELORS IN PSYCHOLOGY

Shorina Anna Viktorovna, senior lecturer of Personnel Management and Psychology Department, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: reflexive skills, criteria, indicators, levels.

The article presents the results of a theoretical analysis of literature dealing with the study of the problem of the reflexive skills formedness. During the analysis of the problem the author has found that in the majority of scientific research on the problem only individual aspects of substantiation of the criteria and assessment of the reflexive skills formation efficiency are studied, for example, informative material of different disciplines in the formation of reflexive skills and levels of the educational program in the course of development, which investigates the formation of reflexive skills. The results of the research dealing with the problem of developing a diagnostic tool for forming reflexive skills are summarized. The essence of the terms “criterion” and “indicator” has been clarified. The criteria (cognitive, activity and value) and indicators are substantiated and disclosed, and the levels (low, medium, high, creative) of the reflexive skills of future bachelors in psychology are characterized.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Назарова Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Серегин Александр Сергеевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (499) 976-34-90

E-mail:

Аннотация. Авторы рассматривают процесс трансформации образовательной парадигмы в системе профессионального образования в последние десятилетия; анализируют сущность когнитивной, технократической, гуманистической образовательных парадигм; показывают возможности их сочетания в рамках полипарадигмального подхода к обоснованию теории и практики профессионального образования; раскрывают целесообразность применения в рамках полипарадигмального подхода идей системного, синергетического, личностно ориентированного, компетентностного, проектно-целевого подходов.

Ключевые слова: образовательная парадигма, технократическая образовательная парадигма, гуманистическая образовательная парадигма, полипарадигмальный подход, профессиональное образование.

APPLYING THE POLYPARADIGMATIC APPROACH TO THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

Nazarova Lyudmila Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Seregin Aleksandr Sergeevich, postgraduate student of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Keywords: educational paradigm, technocratic educational paradigm, humanistic educational paradigm, polyparadigmatic approach, vocational education.

The authors consider the process of transforming the educational paradigm in the system of vocational education in recent decades; analyze the essence of cognitive, technocratic, humanistic educational paradigms; show the possibilities of their combination in the framework of the polyparadigmatic approach to the justification of the theory and practice of vocational education; disclose the expediency of using the ideas of a systemic, synergetic, personally oriented, competence, project-target approaches in the framework of the polyparadigmatic approach.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Артаева Гиляна Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»: Россия, 358009, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

Кюнкрикова Ирина Валериевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»: Россия, 358009, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

Тел.: (847-22) 4-10-05

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров, будущих педагогов к профессиональной деятельности в контексте этнокультурного образования в условиях вуза. Концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) ориентированы на формирование у студентов готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и культурно-просветительскую виды деятельности. В соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения программы уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавров определяется готовностью и способностью проявлять конкретные действия в конкретных видах деятельности. Сегодня современная система высшего образования предполагает такое построение образовательного процесса, которое учитывало бы этническую принадлежность и одновременно ориентировало на общечеловеческие ценности. Отправной точкой в данном процессе являются общекультурные и этнокультурные ценности человечества в их многообразии и единстве, которые способствуют формированию человека культуры, личности, способной к этническому самоопределению и обладающей качествами гражданина России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая деятельность, исследовательская деятельность, культурно-просветительская деятельность, этнокультурное образование.

ETHNOCULTURAL ASPECT OF TRAINING BACHELORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

Artaeva Gilyana Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Vocational Education Technology and Management Department, Kalmyk State University. Russia.

Kyunkrikova Irina Valerievna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Pedagogy Department, Kalmyk State University. Russia.

Keywords: professional training, pedagogic activity, research activity, cultural and educational activity, ethno-cultural education.

The paper considers the problem of training bachelors, future teachers for professional activities in the context of ethnocultural education in the conditions of a university. The conceptual provisions of the Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE) are targeted at the formation of students’ readiness to carry out pedagogical, research and cultural and educational activities. In accordance with the requirements of the standard to the results of mastering the program the level of the professional competencies of bachelors formedness is determined by the willingness and ability to show certain actions in specific types of activity. Today, the modern system of higher education supposes the construction of an educational process that takes into account ethnicity and simultaneously focuses on universal human values. The starting point in this process is the common cultural and ethno-cultural values of the mankind in their diversity and unity that contribute to the formation of a person of culture, a personality capable of ethnic self-determination and possessing the qualities of a Russian citizen.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Астафьева Аделина Еркиновна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (843) 238-56-94

E-mail:

Аннотация. В статье показана необходимость подготовки управленческого персонала, сочетающего профессиональные знания с практико-ориентированной языковой компетенцией. Представлена необходимость преподавания делового английского языка в дисциплинарной взаимосвязи со специальными предметами подготовки студентов направления «Менеджмент». Охарактеризована необходимость применения методов интерактивного обучения для развития теоретико-практической, организационно-коммуникативной и самообразовательной компетентности студентов-менеджеров для улучшения межличностного и межкультурного англоязычного общения в контексте международного сотрудничества. Предложены концепция и методика проведения деловой игры, направленной на совершенствование языковой подготовки студентов направления «Менеджмент» в сочетании с закреплением и развитием профессиональных управленческих компетенций. Деловая игра включает оценку существующего бизнес-профиля инновационной компании, проведение анализа сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды и выработку направлений развития организации с представлением ряда отчетных презентаций на английском языке.

Ключевые слова: деловой английский язык, коммуникации, интерактивное обучение, студенты-менеджеры, междисциплинарная взаимосвязь, деловая игра, малое предприятие, бизнес-профиль.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ENGLISH-SPEAKING COMMUNICATION BY MEANS OF A BUSINESS GAME

Astaf’eva Adelina Erkinovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: business English, communication, interactive training, student managers, interdisciplinary relationship, business game, small enterprise, business profile.

The paper indicated the need in management personnel training that combines professional knowledge with practice-oriented language training. The need to teach business English in a disciplinary relationship with special subjects for training the students of “Management” specialty is presented. The necessity of applying methods of interactive training for the development of the theoretical, practical, organizational, communicative and self-educational competen- ces of student managers to improve interpersonal and inter-cultural English-speaking communication in the context of international cooperation is described. The author suggests a conception and methodology of conducting a business game aimed at improving the language training of students in “Management” specialty in combination with the consolidation and development of professional managerial competencies. The business game includes an assessment of existing business profile of an innovative company, analysis of strengths and weaknesses of the enterprise, opportunities and threats from the environment, as well as elaborating the development lines for the organization including the number of reporting presentations in English.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Грибкова Екатерина Владимировна, ассистент кафедры сопротивления материалов и деталей машин, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (499) 976-34-90

E-mail:

Аннотация. В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. На сегодня доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается и становится определяющей частью образования, соответственно, ее организация в вузе требует корректировки, модификации и новых педагогических решений. Важная роль в организации самостоятельной работы студентов отводится преподавателю, который должен взаимодействовать со студентом как с личностью, учитывать его сильные и слабые стороны и индивидуальные способности. В данной статье представлен теоретический анализ педагогической литературы, по результатам этого анализа выявлены основные подходы к изучению проблемы организации самостоятельной работы студентов в вузе, отображены цель и основные условия реализации данной задачи.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, виды самостоятельной работы, подходы к организации самостоятельной работы студентов.

APPROACHES TO STUDYING THE PROBLEM OF STUDENTSINDIVIDUAL WORK ORGANIZATION

Gribkova Ekaterina Vladimirovna, assistant lecturer of Strength of Materials and Machine Components Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Keywords: students’ individual work, types of individual work, approaches to the organization of students’ individual work.

In the modern educational process, there is no problem more important and at the same time more complex than organizing students’ individual work. To date, the share of individual work in the educational process is increasing and becomes a determinant part of education, thus, its organization in the university involves adjustment, modification and new teaching solutions. An important role in the organization of independent work of students is assigned to the teacher, who have to work with a student as a personality, taking into account his strengths and weaknesses and individual abilities. This article presents a theoretical analysis of pedagogical literature. Based on the results of this analysis, the main approaches to studying the problem of organization of students’ individual work are revealed, the purpose and basic conditions for organizing and implementing effective individual work of students in the university are reflected.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Белоусова Анастасия Константиновна, педагог доп. образования, МБУ г. Абакана «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»: Россия, 655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 10.

Халимова Надежда Михайловна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогического образования института непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Тел.: (390-2) 34-32-89

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрена возможность внедрения практико-ориентированного программного обеспечения в учебный процесс в рамках интеграции основного общего, дополнительного и профессионального образования. Развитие профессионального образования сегодня должно быть направлено на повышение престижа рабочих профессий путем внедрения лучших практик и профессиональных стандартов. А это требует практико-ориентированной интеграции и сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в самоопределении школьников. Сейчас данное взаимодействие осуществляется с образовательными школами города в контексте интеграции основного общего и дополнительного образования. Оно ограничено только общеобразовательными школами. Необходимо разработать трехстороннее сетевое взаимодействие, включая также и учреждения среднего профессионального образовании, которое может стать одним из ведущих направлений формирования образовательного пространства с необходимыми условиями для самореализации и самоопределения учащихся через организацию и проведение профессиональных проб.

Ключевые слова: интеграция, практико-ориентированное программное обеспечение, самоопределение.

PRACTICE-ORIENTED INTEGRATION OF BASIC GENERAL, SUPPLEMENTARY AND PROFESSIONAL EDUCATION AS A CONDITION FOR THE SUCCESSFUL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

Belousova Anastasiya Konstantinov-na, supplementary education teacher, Center of Psycho-Pedagogical, Medical and Social Aid. Russia.

Khalimova Nadezhda Mikhaylovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Psycho-Pedagogical Education Department, Institute of Continuous Education of Katanov State Khakass University. Russia.

Keywords: Integration, practice-oriented software, self-determination.

The paper considers the possibility of introducing practice-oriented software into the educational process within the framework of integration of basic general, supplementary and professional education. Development of vocational education today should be aimed at enhancing the prestige of working professions by introducing best practices and professional standards. All this requires a practice-oriented integration and networking of general, supplementary and professional education in the self- determination of schoolchildren. Currently the given interaction is carried out with educational schools of a city in a context of integration of the basic general and supplementary education. It is limited only by general education schools. It is necessary to develop a tripartite network interaction, including also institutions of secondary vocational education, which may become one of the leading directions in the formation of an educational space with the necessary conditions for self-realization and self- determination of students through the organization and conduct of professional tests.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16.

Тел.: (495) 621-33-74

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия эффективной организации процесса экономического образования в системе общего образования. В качестве примера программы экономического образования представлены модули «Собственный бизнес», «Страхование», «Банки» проекта «Методическое обеспечение и консультационно-экспертная поддержка апробации модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования».

Ключевые слова: экономическое образование, педагогическое мастерство, модули, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING THE EFFICIENCY OF SCHOOL ECONOMIC EDUCATION

Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education. Russia.

Keywords: economic education, pedagogical skills, moduled, pedagogical conditions.

The article deals with the pedagogical conditions of effective organization of the process of economic education in the system of general education. As an example of the economic education program, modules “Private business”, “Insurance”, “Banks” of the project “Methodological and consulting and expert support for the approbation of modular educational programs and other materials aimed at increasing the financial literacy of schoolchildren and students of secondary vocational education institutions” .

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

Насырова Эльмира Фанилевна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет»: Россия, 628412, ХМАО – Югра, г. Сургут, просп. Ленина, 1.

Руднева Регина Ириковна, аспирант, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет»: Россия, 628412, ХМАО – Югра, г. Сургут, просп. Ленина, 1.

Тел.: (346-2) 76-29-00

E-mail:elm.n@mail.ru

Аннотация. В статье описана методика проведения экспериментальной работы по оценке уровня педагогического мастерства учителя школы. В настоящее время школе необходим педагог, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и инновационным мышлением. В статье представлены и охарактеризованы основные компоненты педагогического мастерства (гносеологический, праксиологический, аксиологический). Их качественное содержание замеряется соответствующими критериями (когнитивный, деятельностный и мотивационный) и показателями, среди которых: знания психолого-педагогических основ образования; знания методики преподавания предмета; умение приобретать знания самостоятельно; умение использовать приобретенные знания в педагогической деятельности; мотивация достижения успеха; интересы и склонности к педагогической деятельности и др. Разработан критериально-диагностический аппарат оценки уровня педагогического мастерства учителя школы, позволяющий проследить динамику совершенствования данного мастерства у педагогов. Материалы исследования могут быть применены в образовательной практике организаций, осуществляющих профессиональную подготовку учителей, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Ключевые слова: педагогическое мастерство учителя; гносеологический, праксиологический и аксиологический компоненты; когнитивный, деятельностный и мотивационный критерии; показатели.

CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL SKILL OF A SCHOOL TEACHER

Nasyrova El’mira Fanilevna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof of Theory and Methodology of Vocational Edutacion Department, Surgut State University. Russia.

Rudneva Regina Irikovna, postgraduate student, Surgut State University. Russia.

Keywords: pedagogical skill of a teacher, epistemological, praxeological and axiological components, cognitive, activity and motivational criteria, indicators.

The paper describes the methodology for conducting experimental work to assess the level of pedagogical skill of a school teacher. Currently the school needs a teacher with high intellec- tual potential and innovative thinking. The paper presents and describes the main components of pedagogical skill (epistemological, praxeological, axiological ones). Their qualitative content is measured by appropriate criteria (cognitive, activity and motivational one) and indicators, including: knowledge of psychological and pedagogical foundations of education; know-ledge of the teaching method for the subject; the ability to acquire knowledge independently; the ability to use the acquired knowledge in pe- dagogical activity; motivation for success; inte-rests and inclinations to pedagogical activity, etc. The authors developed a criterial and diagnostic apparatus for assessing the level of pedagogical skill of a school teacher that makes it possible to trace the dynamics of improvement of this skill among teachers. Research materials may be applied in the educational practice of organizations that provide professional training for teachers, as well as in the system of advanced training and retraining of teachers.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Мироненко Виктория Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 299038, г. Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14ж.

Тел.: (978) 120-28-70

E-mail:

Аннотация. Модернизация высшего профессионального образования в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиале) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» предполагает применение компетентностного подхода к обучению иностранного языка. Ключевым становится понятие профессиональной компетентности будущих государственных чиновников, которое предполагает формирование способности студента использовать имеющиеся знания, умения и навыки для решения конкретных практических задач государственного уровня. Актуальность проблемы обусловлена динамизмом и последовательными государствотворческими процессами в Крыму, касающихся всех сфер экономической, политической и культурной жизни общества, основные тенденции которых отображаются и в развитии высшего профессионального образования. В Севастопольском филиале Крымского федерального университета разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые педагогические технологии, которые формируют мобильного компетентного государственного служащего, владеющего иностранным языком, способного решать профессиональные задачи и усваивать культурный и профессиональный опыт государственных деятелей различных стран. Педагогические условия развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов выступают в качестве совокупности подходов и принципов, определяющей цель, задачи, содержание и методы обучения, а также мониторинг развития этой компетентности.

Ключевые слова: народ, родной язык, профессиональное образование, иноязычное мышление, гуманитарный профиль, педагогические условия, особенности формирования, современный процесс обучения, лексические и грамматические формы, иностранный язык.

FEATURES OF THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE THINKING IN STUDENTS IN HUMANITIES

Mironenko Viktoriya Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University). Russia.

Keywords: nation, native language, vocational education, foreign language thinking, humanities profile, pedagogical conditions, features of formation, modern learning process, lexical and grammatical forms, foreign language.

Modernization of higher professional education in the Sevastopol Institute of Eco-nomics and Humanities (branch of V. I. Ver-nadsky Crimean Federal University) implies the application of a competence approach to teaching foreign language. The key concept is the one of professional competence of future government officials, which assumes the ability of the student to use the available knowledge, skills and abilities to solve specific practical tasks of the public level. The relevance of the problem is due to the dynamism and successive state creating processes in the Crimea, relating to all spheres of the economic, political and cultural life of the society, the main trends of which are reflected in the development of higher professional education. In the Sevastopol branch of the Crimean Federal University new pedagogical technologies are being developed and introduced into the educational process. These technologies form a mobile competent civil servant who speaks foreign language and is able to solve professional problems and assimilate the cultural and professional experience of statesmen of different countries. The pedagogical conditions for the development of the students’ professional communicative competence are the set of approaches and principles that determine the purpose, objectives, content and methods of teaching, as well as monitoring the development of this competence.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ К ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ручка Оксана Николаевна, соискатель, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»: Россия, 460010, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63; преподаватель, ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»: Россия, 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

Тел.: (353) 277-24-52

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрен комплекс концептуальных, определяющих как цель, так опосредованно и содержание подготовки будущих учителей гуманитарного профиля к обучению старших подростков проектной деятельности. Представлены цели и задачи данной подготовки: формирование направленности на ПД, формирование проектных знаний, умений, навыков, накопления педагогического опыта. Дана характеристика сущности педагогической технологии, направленной на подготовку будущих учителей гуманитарного профиля к обучению старших подростков ПД, которая предполагает ряд взаимосвязанных развивающих этапов реализации. Проанализированы результаты экспериментального исследования по оценке эффективности предложенной технологии (повышение уровня практических действий, направленных на проектное обучение, формирование умения применять полученный опыт в различных ситуациях, раскрытие творческого потенциала и профессионально-познавательного интереса будущих учителей гуманитарного профиля к проектной деятельности).

Ключевые слова: проектная деятельность, концептуальные подходы, педагогическая технология, обучение проектной деятельности.

STRUCTURE AND CONTENT OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF THE HUMANITARIAN PROFILE FOR TEACHING PROJECT ACTIVITIES TO OLDER TEENAGERS

Ruchka Oksana Nikolaevna, applicant, Orenburg State Pedagogical University, lecturer, Orenburg Presidential Cadet School. Russia.

Keywords: project activities, conceptual approaches, pedagogical technology, teaching project activities.

The paper deals with a complex of conceptual provisions, defining both the goal, and the content of the training of future teachers of the humanities profile for teaching project activities (PA) to older teenagers. The goals and objectives of this training are as follows: the formation of a focus on PA, the formation of project knowledge, skills, accumulation of pedagogical experience. The authors give characteristics of the subject matter of the pedagogical technology aimed at preparing the future teachers of the humanitarian profile for teaching PA to older adolescents, which involves a number of interrelated development stages of implementation. The results of an experimental study to uate the efficiency of the proposed technology (increasing the level of practical actions aimed at project training, the formation of the ability to apply the experience gained in various situations, the disclosure of creative potential and professional-cognitive interest of future teachers of the humanitarian profile to the project activity) are analyzed.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИWorldSkills

Серегин Александр Сергеевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (968) 926-03-06

E-mail:

Аннотация. Автор обосновывает актуальность проблемы совершенствования системы среднего профессионального образования на примере автомобильных колледжей, осуществляющих подготовку техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта; рассматривает сущность дуального обучения, особенности организации производственных практик в системе дуального обучения; показывает целесообразность применения стандартов WorldSkills для оценки качества подготовки выпускников автомобильных колледжей при проведении демонстрационного экзамена.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дуальное обучение, автомобильный колледж, техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, производственная практика, стандарты WorldSkills, демонстрационный экзамен.

ORGANIZATION OF MANUFACTURING PRACTICES OF STUDENTS OF THE AUTOMOBILE COLLEGE IN ACCORDANCE WITH WORLDSKILLS STANDARDS

Seregin ALeksandr Sergeevich, postgraduate student of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Keywords: secondary vocational education, dual training, automobile college, vehicle maintenance and repair technician, field practice, WorldSkills standards, demo exam.

The author substantiates the urgency of the problem of improving the system of secondary vocational education by the example of automobile colleges that train technicians for maintenance and repair of motor vehicles, considers the essence of dual training, the features of the organization of production practices in the dual training system, shows the advisability of applying the WorldSkills standards to assess the quality of training graduates of automobile colleges during the demo exam.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Кузнецов Илья Николаевич,учитель иностранных языков, куратор школьного пресс-центра, ГБОУ «Школа №2005»: 125466 Москва, Родионовская улица, дом 6/7. Россия.

Тел.: (915) 366-19-94

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с двух аспектов: с позиции исторической педагогики и с позиции педагогической методологии. В историческом аспекте процесс социализации рассматривается в ключе политических изменений и изменений в российском законодательстве, с позиции педагогической методологии социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, одним из главных инструментов которого автор видит метод проектной деятельности.

Ключевые слова: социализация, адаптация, обучение, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, педагогика, коррекционная педагогика, проектная деятельность.

PROJECT ACTIVITY AS ONE OF THE TOOLS FOR THE SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Kuznetsov Il’ya Nikolaevich,foreign language teacher, school press centre supervisor, School No. 2005. Russia.

Key words:socialization, adaptation, education, students with special educational needs, pedagogy, correctional pedagogy, project activity.

The article studies the problem of the socialization of students with disabilities in two aspects: from the point of view of historical pedagogy and from the position of pedagogical methodology. In the historical aspect, the study of socialization process is linked to political changes and changes in the Russian legislation. From the standpoint of pedagogical methodology, socialization is viewed as a complex multi-faceted process, the project activity method being one of its main tools, in the author’s opinion.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Бобинкин Сергей Александрович, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Клину: Россия, 141600, Московская область, г. Клин, Волоколамское шоссе, 20/1.

Пряжникова Елена Юрьевна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры теории и практики управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29.

Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; профессор кафедры теории и практики иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 255-67-67

E-mail:

Аннотация. Целью работы, проведенной авторами, является исследование специфики влияния психологических особенностей сотрудников на восприятие ими трудового коллектива. В статье рассматривается проблема эффективности совместной деятельности в трудовых коллективах, которая является остроактуальной, особенно в условиях модернизации российской экономики. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. В статье отражены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе учреждений дошкольного образования, расположенных в г. Клин Московской области. Основной акцент в работе был направлен на изучение восприятия индивидом группы, определение интегральной удовлетворенности трудом, а также была проведена диагностика межличностных отношений в трудовых коллективах. Авторами представлен подробный анализ результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей (индивидуально-психологических черт личности; степени удовлетворенности трудом; преобладающего типа отношения к людям) с различными типами восприятия группы («Индивидуалистический», «Коллективистический», «Прагматический»). Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между психологическими особенностями сотрудников и типом восприятия ими группы. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Ключевые слова: восприятия индивидом группы, межличностное восприятие, удовлетворенность работой, психологический статус, социальная роль.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING COLLECTIVE PERCEPTION BY THE WORKERS

Bobinkin Sergey Aleksandrovich, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., of Psychology and Pedagogy Department, Klin branch of Russian State Social University. Russia.

Pryazhnikova Elena Yur’evna, Dr. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Prof. of Management Theory and Practice Department, Moscow State University of Psychology & Education. Russia.

Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education; Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Mokhammad Sarvar Mokhammad Anvar, Cand. of Law Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Keywords: individual perception of the group, interpersonal perception, work satisfaction, psychological status, social role.

The aim of this research is studying the peculiarities of workers’ psychological features’ influence on their perception of the working collective. The article considers the problem of joint activities efficiency in working collectives that is on the front burner, especially in the setting of modernization of the Russian economy. As one of the main factors of interpersonal perception the authors have taken the attitude towards the object of perception. The article reflects the results of an empiric study conducted at the premises of pre-school education institutions located in the city of Klin of the Moscow region. The main emphasis is put on studying the perception of the group by an individual, defining the integrated satisfaction with labor, together with conducting the diagnostics of interpersonal relations in working collectives. The authors have presented the detailed analysis of the research results in the field of psychological features interaction (individual psychological features of a person, the degree of satisfaction with labor, prevailing type of attitude towards people) with different types of perception of the group (“Individualistic”, “Collectivistic”, “Pragmatic”). The conducted research has indicated that there is a correlation between the psychological features of workers and their type of perception of the group. The analysis if the research results has revealed the fact that psychological features contribute to the formation of perception specificity of the working collective by its workers.

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ПРОБЛЕМАМ КОРРУПЦИИ

Камнева Елена Владимировна, канд. психол. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается феномен коррупции и его психологические составляющие: коррупционное и коррумпирующее поведение как особый вид девиантного экономического поведения и толерантное отношение россиян к коррупции. Автором рассматриваются особенности отношения граждан России к коррупции. Отмечается, что в современной России многие коррупционные по своему характеру явления стали обыденными для российских граждан. Негативно относясь к коррупции в целом, россияне, тем не менее, считают приемлемым оказание взаимных услуг и подарки должностным лицам. Проведенное эмпирическое исследовало выявило двойственное отношение современного общества к проблеме коррупции: с одной стороны, понимание респондентами, что коррупция отрицательно сказывается на развитии национальной экономики, а, следовательно, и на уровне жизни; одновременно. С другой стороны, население, активно порицающее коррупцию, само способствует поведением ее всеобъемлющему развитию.

Ключевые слова: отношение к коррупции, коррумпирующее поведение; психологические составляющие коррупции, средства массовой информации.

SPECIFICITY OF THE RUSSIAN SOCIETY"S ATTITUDE TO THE PROBLEMS OF CORRUPTION

Kamneva Elena Vladimirovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: attitude to corruption, corrupt behavior, psychological components of corruption, mass media.

The article examines the phenomenon of corruption and its psychological components: corruption and corrupt behavior as a special kind of deviant economic behavior, and a tolerant attitude of Russians towards corruption. The author examines the peculiarities of the attitude of Russian citizens towards corruption. It is marked that in modern Russia many corruption-related phenomena have become commonplace for Russian citizens. Negatively referring to corruption in general, the Russians, nevertheless, consider it acceptable to provide mutual services and gifts to officials. The conducted empirical research has revealed the ambivalent attitude of modern society towards the problem of corruption: on the one hand, respondents understand that corruption negatively affects the development of the national economy, and, consequently, at the level of life at the same time. On the other hand, the population that actively condemns corruption itself promotes the behavior of its comprehensive development.

РОЛЬ СМЫСЛОВОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ В СОВЛАДАНИИ С ТРАВМАТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

Магомед-Эминова Ольга Ильинична, ст. преподаватель кафедры психологической помощи и ресоциализации, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Карачева Екатерина Анатольевна, ассистент кафедры психологической помощи и ресоциализации, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail:

Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается влияние смысловой работы личности на успешное совладание человека с травматическим опытом. В проведении исследования и формулировании гипотез авторы основываются не на выросших из медицинской парадигмы негативных трактовках последствий экстремальных событий, а на положениях современного деятельностно-смыслового подхода к изучению травмы и реакций личности на травматические события. Травматический опыт в данном подходе рассматривается не как источник расстройства и болезни, возникающих вследствие реакций на экстремальный стресс, а как неповседневное, экстраординарное событие, которое становится основой роста и развития личности. В работе представлены результаты исследования, выявившего прямую корреляцию успешного совладания с травматическим опытом и посттравматического роста с позитивной смысловой работой личности.

Ключевые слова: смысловая работа личности, травматический опыт, посттравматический рост, травматическое событие, деятельностно-смысловой подход.

ROLE OF SENSE-BEARING WORK OF A PERSON IN COPING WITH TRAUMATIC EXPERIENCE

Magomed-Eminova Ol’ga Il’inichna, senior lecturer of Psychological Aid and Resocialization Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Karacheva Ekaterina Anatol’evna, assistant lecturer of Psychological Aid and Resocialization Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Keywords: sense-bearing work of a person, traumatic experience, post-traumatic growth, traumatic event, activity-sense-bearing approach.

In this article the influence of a person’s sense-bearing work on the successful coping with traumatic experience is examined. In conducting research and formulating hypotheses the authors do not base on the negative rendering of the consequences of extreme events that have outgrown of the medical paradigm, but on the provisions of the contemporary activity-sense-bearing approach to studying trauma and individual reactions to traumatic events. Traumatic experience in this approach is not viewed as a source of frustration and illness arising from reactions to extreme stress, but as a non-everyday extraordinary event that becomes the basis for the growth and development of a person. The article presents the results of a study that reveals a direct correlation between successful coping with traumatic experience and post-traumatic growth with positive sense-bearing work of a person.

ЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА КАК УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Харланова Юлия Викторовна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125.

Тел.: (487-2) 35-14-88

E-mail:

Аннотация. В статье описывается явление буллинга, которое является достаточно распространенным в современном обществе. Оно основано на агрессии группы по отношению к одному конкретному члену коллектива. Автор описывает роль гетерогенности группы в развитии буллинга, а также ряд его характеристик, которые помогут взрослым – учителям и родителям – предотвратить или приостановить травлю в детском коллективе. Описываются само понятие и характеристики данного процесса. Затем автор выделяет мотивацию буллеров, то есть инициаторов травли, виды данного процесса, факторы, его провоцирующие, признаки в поведении конкретного ребенка, по которым можно предположить наличие данной ситуации. Статья завершается описанием правил для педагогов и родителей по разрешению ситуации буллинга и мер профилактики. Автор подробно разбирает технологию Л. Петрановской, направленную на последовательное решение подобных конфликтных процессов. Проблема буллинга актуальна во всем мире и, безусловно, требует как теоретических, так и практических исследований.

Ключевые слова: буллинг, гетерогенная образовательная среда, психологическая безопасность, конфликт, жертва, буллер, травля.

PHENOMENON OF BULLYING AS A THREAT TO PSYCHOLOGICAL SAFETY OF HETEROGENEOUS EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT SCHOOL

Kharlanova Yuliya Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Psychology and Pedagogy Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Russia.

Keywords: bullying, heterogeneous educational environment, psychological safety, conflict, victim, bully, mobbing.

The paper describes the phenomenon of bullying that is quite common in modern society. It is based on the aggression of the group towards one particular member of the collective. The author describes the role of group heterogeneity in the development of bullying, as well as the number of its characteristics that will help adults (teachers and parents) to prevent or halt bullying in children’s collective. The beginning of the article describes the very concept and characteristics of this process. Then the author identifies the motivation of the bullies, i. e. the initiators of the persecution, types of this process, the factors that provoke it, the signs in the behavior of a particular child, according to which it is possible to assume the presence of this situation. The article concludes with rules for teachers and parents on resolving the situation of bullying and measures of its prevention. The author analyzes in detail the technology of L. Petranovskaya that is aimed at the consistent solution of such conflict processes. The problem of bullying is relevant all over the world and, of course, requires both theoretical and practical research.

СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО

Карачева Екатерина Анатольевна, ассистент кафедры психологической помощи и ресоциализации, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Магомед-Эминова Ольга Ильинична, ст. преподаватель кафедры психологической помощи и ресоциализации, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail:

Аннотация. В статье приведены результаты исследования связи мотивации достижения с особенностями переживания утраты значимого Другого. Проведен анализ классических подходов к исследованию проблемы горя и утраты, показана значимость психологической работы, для того чтобы совладать с горем, пережить его и добиться проработки опыта как успешного результата. Предполагается, что две мотивационные детерминанты – стремление к успеху и избегание неудачи – могут влиять на процессы переживания утраты и совладание с горем, в то же время как само переживание горя влияет на мотивационные детерминанты личности. Связь между мотивацией достижения в форме мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи и травматическим переживанием горя в форме вторжения опыта и избегания опыта опосредствована степенью произвольности работы личности, которую человек производит над собственным опытом переживания утраты.

Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация избегания неудач, утрата, горе, работа горя, работа личности, посттравматический стресс.

RELATIONSHIP OF THE MOTIVATION OF ACHIEVEMENT WITH THE PECULIARITIES OF EXPERIENCING THE LOSS OF A SIGNIFICANT OTHER

Karacheva Ekaterina Anatol’evna, assistant lecturer of Psychological Aid and Resocialization Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Magomed-Eminova Ol’ga Il’inichna, senior lecturer of Psychological Aid and Resocialization Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Keywords: motivation of achievement, motivation of avoiding failure, loss, grief, work of grief, work of a person, post-traumatic stress.

The article provides the results of studying the relationship of the motivation of achievement with the peculiarities of experiencing the loss of a significant Other. The analysis of classical approaches to the study of the problem of grief and loss is analyzed, the significance of psychological work in order to be able to cope with grief, to overcome it, and to develop the experience as a successful result is shown. It is assumed that two motivational determinants – the pursuit of success and avoiding failure – can influence the processes of experiencing loss and coping with grief, while the very experience of grief affects the motivational determinants of a person. The relationship between motivation of achievement (in the form of a motive of pursuit of success and the motive of avoiding failure) and traumatic experience of grief (in the form of intrusion of experience and avoidance of experience) is mediated by the degree of arbitrariness in the work of a person, which a person makes over his own experience of experiencing loss.

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Бобинкин Сергей Александрович, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Клину Московской области: Россия, 141607, Московская обл., г. Клин, Волоколамское шоссе, 20/1.

Пряжникова Елена Юрьевна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры теории и практики управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29.

Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», профессор кафедры теории и практики иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 255-67-67

E-mail:

Аннотация. Цель работы, проведенной авторами, – исследование специфики влияния психологических особенностей сотрудников на восприятие ими трудового коллектива. В статье рассматривается проблема эффективности совместной деятельности в трудовых коллективах, которая является остроактуальной, особенно в условиях модернизации российской экономики. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. В статье отражены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе учреждений дошкольного образования, расположенных в г. Клин Московской области. Основной акцент в работе был сделан на изучении восприятия индивидом группы, определении интегральной удовлетворенности трудом, а также проведена диагностика межличностных отношений в трудовых коллективах. Авторами представлен подробный анализ результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей (индивидуально-психологических черт личности; степени удовлетворенности трудом; преобладающего типа отношения к людям) с различными типами восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический). Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между психологическими особенностями сотрудников и типом восприятия ими группы. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Ключевые слова: восприятия индивидом группы, межличностное восприятие, удовлетворенность работой, психологический статус, социальная роль.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF WORKING COLLECTIVE PERCEPTION BY THE WORKERS

Bobinkin Sergey Aleksandrovich, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of Psychology and Pedagogy Department, Klin branch of Russian State Social University. Russia.

Pryazhnikova Elena Yur’evna, Dr. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Prof. of Management Theory and Practice Department, Moscow State University of Psychology & Education. Russia.

Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education, Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Mokhammad Sarvar Mokhammad Anvar, Cand. of Law Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Keywords: individual perception of the group, interpersonal perception, work satisfaction, psychological status, social role.

The aim of this research is studying the peculiarities of workers’ psychological features’ influence on their perception of the wor-king collective. The article considers the problem of joint activities efficiency in working collectives that is on the front burner, especially in the setting of modernization of the Russian economy. As one of the main factors of interpersonal perception the authors have taken the attitude towards the object of perception. The article reflects the results of an empiric study conducted at the premises of pre-school education institutions located in the city of Klin of the Moscow region. The main emphasis is put on studying the perception of the group by an individual, defining the integrated satisfaction with labor, together with conducting the diagnostics of interpersonal relations in working collectives. The authors have presented the detailed analysis of the research results in the field of psychological features interaction (individual psychological features of a person, the degree of satisfaction with labor, prevailing type of attitude towards people) with different types of perception of the group (“Individualistic”, “Collectivistic”, “Pragmatic”). The conducted research has indicated that there is a correlation between the psychological features of workers and their type of perception of the group. The analysis if the research results has revealed the fact that psychological features contribute to the formation of perception specificity of the working collective by its workers.

ФИЛОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ НОРМА В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ТЕКСТАХ

Панова Марина Николаевна, д-р филол. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, профессор кафедры гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности, Институт бизнеса и делового администрирования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»: Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, 82.

Тел.: (495) 937-07-48

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается проблема функционирования русского языка как государственного в сфере административной и правовой деятельности. Цель статьи – рассмотреть особенности функционирования литературного языка в официально-деловых текстах. Анализ узуса – реальной речевой практики в сфере государственного управления – показывает, что существуют определенные традиции корпоративного языка госслужащих, приводящие в ряде случаев к нарушению рекомендуемой лингвистическими словарями литературной нормы. В статье на конкретных примерах рассматриваются отдельные языковые трудности, в том числе обусловленные противоречиями между рекомендациями академических словарей и реальной речевой практикой. Подробно анализируется написание прилагательного разыскной/розыскной в текстах различных документов, а также соответствующие рекомендации современного академического орфографического словаря. Автор предлагает пути решения некоторых актуальных вопросов нормализации литературного языка.

Ключевые слова: русский язык как государственный, официально-деловой стиль, язык законодательных актов и служебных документов, нормы литературного языка, реальная речевая практика.

LITERARY NORM IN OFFICIAL TEXTS

Panova Marina Nikolaevna, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., honorary worker of higher professional education of the RF, Prof. of Humanities, Business Ethics and Social Responsibility Department, Institute of Business and Business Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia.

Keywords: Russian language as an official language, official style, language of legislation and official records, literary language norms, real speech practice.

The article considers the problem of Russian language functioning as an official language in the field of administrative and legal activities. The aim of the article is to study the functioning features of literary language in official texts. Analysis of the usage (real speech practice in the field of public administration) indicates that there are certain traditions of public employees corporate language that in some cases cause irregularities in the literary norm recommended by linguistic dictionaries. The article study certain linguistic difficulties on certain examples, including difficulties predetermined by the contradictions between academic dictionaries guidelines and actual linguistic practice. The author analyzes in detail the spelling of an adjective razysknoy/rozysknoy in the texts of different documents, as well as appropriate recommendations of the modern academic spelling dictionary. The author suggests the solutions for certain topical issues of literary language normalization.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОВТОРА В ЯЗЫКЕ НОВЕЙШЕЙ ПОЭЗИИ

Джамалова Мадлен Камаловна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail:

Аннотация. В статье дается новое лингвистическое осмысление видов лексического повтора в языке поэзии ХХI в. Повторная номинация является предметом изучения как стилистики, так и синтаксической семантики, так как синтаксические структуры с повторяющимися компонентами определяют особенности семантического наполнения поэтических текстов. Виды лексического повтора определяются содержанием конкретных произведений и авторской интенцией. Повторная номинация формирует эмоционально-выразительное поле произведения, создавая разнообразные стилистические оттенки. Анализ стихотворений современных поэтов позволил выделить следующие виды лексического повтора: контактный, дистантный, смешанный, в пределах которых выделяют контактный идентичный, контактный вариативный, дистантный идентичный, дистантный вариативный. На разных языковых уровнях выделяют фонетический тип повтора, морфологический, лексический, семантический, синтаксический. В поэтическом тексте наиболее полно реализуются экспрессивная, апеллятивная и эстетическая функции повторной номинации.

Ключевые слова: лексический повтор, контактный, дистантный и смешанный повтор, стилистические приемы, экспрессивная функция, эстетическая функция, апеллятивная функция.

TYPES OF REITERATION IN THE LANGUAGE OF MODERN POETRY

Dzhamalova Madlen Kamalovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Dagestan State University. Russia.

Keywords: reiteration, contact, distant and mixed reiterations, stylistic devices, expressive function, aesthetic function, appellative function.

The article gives a new linguistic consideration of types of reiteration in the language of the poetry of the XXI century. Secondary naming is a subject of research for both stylistics and syntactics, since syntactic structures with repeating components define the features of semantic content of poetic texts. Types of reiteration are determined by the content of certain works and author’s intention. Reiteration forms the fields of emotion and expression, making various stylistic accents. Analysis of the poems by modern authors allowed to distinguish the following types of reiteration: contact, distant and mixed, within which are contact identical, contact variable, distant identical, distant variable. On different language levels one may distinguish the phonetic type of reiteration, morphological, lexical, semantic, and syntactic. In the poetic text the functions having reached their potential are expressive, appellative and aesthetic functions of reiteration.

ЯВЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РКИ

Соболева Ольга Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29; доцент кафедры, ФГК ВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1.

Тел.: (342) 219-80-67

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления и предупреждения графической интерференции в письменной речи иностранцев, изучающих русский язык на начальном этапе. Материалом для анализа послужили ошибки в письменных работах нигерийских студентов, проходивших курс обучения в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. На основании сопоставительного анализа графической системы английского и русского языков выявлены основания для проявления положительного переноса и межъязыковой интерференции при изучении русского языка как иностранного на начальном этапе. В работе описаны типичные случаи проявления графической интерференции при изучении русского языка как иностранного (РКИ), часто отмечаемые у разных обучаемых. Перечислены индивидуальные случаи проявления графической интерференции, свойственные отдельным обучаемым. Охарактеризованы причины, способствующие появлению интерференции на уровне графики.

Ключевые слова: положительный перенос, интерференция, графическая интерференция, русский язык как иностранный.

PHENOMENA OF INTERFERENCE AND POSITIVE TRANSFER IN LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Soboleva Ol’ga Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages, Linguistics and Translation Department, Perm National Research Polytechnic University, Ass. Prof., Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation. Russia.

Keywords: positive transfer, interference, graphic interference, Russian as a foreign language.

The article deals with the problem of revealing and preventing graphic interference in the written speech of foreigners studying Russian at beginners level. Material for analysis was the errors in the written works of Nigerian students who were studying at the Perm National Research Polytechnic University. Based on a comparative analysis of the graphic systems of English and Russian languages, the author has revealed the background for the manifestation of positive transfer and interlingual interference in learning Russian as a foreign language at beginners level. The article describes typical cases of graphic interference manifestation in learning of Russian as a foreign language (RFL), often noted in many students. Single cases of graphical interference manifestation peculiar to certain students are listed. The causes of the interference at the graphic level are characterized.

ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЛОКАТИВНОСТИ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Федосеева Лариса Николаевна, д-р филол. наук, зав. кафедрой иностранных языков, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»: Россия, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

Тел.: (491-2) 27-21-12

E-mail:

Аннотация. Функционально-семантическая категория локативности, относящаяся к числу отражательных, рассматривается в качестве компонента русской лингвокультуры. Выявляются особенности национально-ментального характера в лексике с данной семантикой, при функционировании локативов в речи. Так, отмечается, что слова-локативы указывают на свое- образное членение мира; лексемы-соматизмы, входя в состав идиом, выполняют роль эталонов в пространстве. Локативность определяется как компонент концептосферы языка, формируя важнейшие оппозиции, опирающиеся на мифологическую модель мира: верх – низ, левый – правый. Отмечается, что религиозное мышление добавляет в картину мира еще одну пространственную оппозицию: здесь – во временном земном существовании, там – после смерти, в потустороннем мире. Объемный иллюстративный материал в виде идиом позволил автору репрезентативно представить реализацию данной семантики в русской лингвокультуре.

Ключевые слова: категория локативности, русская лингвокультура, лексика, речь, концепто-сфера языка.

DISPLAY OF THE CATEGORY OF LOCATIVITY IN RUSSIAN LINGUOCULTURE

Fedoseeva Larisa Nikolaevna, Dr. of Philol. Sci., head of Foreign Languages Department, The Academy of the FPS of Russia. Russia.

Keywords: category of locativity, Russian linguoculture, vocabulary, speech, concept sphere of the language.

The functional-semantic category of locativity, which belongs to the number of reflecting ones, is considered as a component of Russian linguoculture. The peculiarities of the national-mental character in vocabulary with this semantics are revealed through the locatives functioning in speech. Thus, it is noted that the words-locatives indicate a peculiar division of the world; lexeme-somatisms, entering the composition of idioms, perform the role of standards in space. Locativity is defined as a component of the conceptual sphere of the language forming the most important oppositions based on the mythological model of the world: top – bottom, left – right. It is noted that religious reasoning adds one more spatial opposition to the picture of the world: here – in a temporary natural world, there – after death, in the otherworld. The bulk illustrative material in the form of idioms allowed the author to show the realization of this semantics in Russian linguoculture in a representative way.

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ-СЛОВОСОЧЕТАНИЙ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

БазароваЛилияВязировна, канд. филол. наук, доцент кафедры филологии, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, 10а.

Гилязева Эмма Николаевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (855-2) 39-71-40

E-mail:

Аннотация. Исследование посвящено выявлению структурных особенностей нозологических терминов-словосочетаний английского и русского языков. Научно-методическую основу работы составляют следующие методы: метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный метод, метод структурного анализа, метод статистического анализа. Научная новизна исследования проявляется на фоне недостаточности работ по изучению структуры медицинской терминологии в сопоставительном плане, в частности на материале английского и русского языков. Впервые на материале английского языка предпринята попытка выявить и описать структурные особенности терминологии болезней человека в сопоставлении с русским языком. Cтруктурный анализ выявил преобладание двухкомпонентных терминов-словосочетаний. Всего в русском языке было выделено 385 многокомпонентных терминов, в английском языке – 389. Анализ нозологических терминов-словосочетаний в исследуемых языках позволил выделить наиболее продуктивные структурные модели. Данные проведенного исследования позволяют сделать вывод о значительном сходстве терминосистем английского и русского языков.

Ключевые слова: медицинская терминология, нозологический термин, термин-словосочетание, структурная модель, продуктивность.

STRUCTURAL PECULIARITIES OF NOSOLOGICAL WORD COMBINATION TERMS IN ENGLISH AND RUSSIAN LANGUAGES

Bazarova Liliya Vyazirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Philology Department, Naberezhnye Chelny Institute (branch of Kazan (Volga Region) Federal University). Russia.

Gilyazeva Emma Nikolaevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages and Translation Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timi-ryasov (IEML). Russia.

Keywords: medical terminology, nosological term, word combination term, structural model, productivity.

The research deals with revealing the structural peculiarities of nosological word combination terms in English and Russian languages. Research and methodology basis of the study was formed by the following methods: continuous sampling method, comparative method, the method of structural analysis, and the statistical analysis method. Scientific novelty of this research manifests itself in the setting of lack on works studying the structure of medical terminology in the comparative sense, particularly on the material of Russian and English languages. For the first time on the material of the English language the authors make an attempt to identify and describe the structural features of the terminology of human diseases in comparison with the Russian language. The structural analysis revealed the majority of two-component word combination terms. In total, 385 multicomponent terms were singled out in the Russian language, and 389 terms in English. Analysis of nosological word combination terms in the studied languages allowed to identify the most productive structural models. The data of the conducted research allows to conclude about significant similarity of terminology systems in English and Russian languages.

К ПРОБЛЕМЕ ВАРИАТИВНОСТИ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОВ О РИМЕ)

Минц Белла Александровна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается явление вариативности, которое в лирике О. Мандельштама становится не только феноменом истории текста, но и важной формой циклизации. При этом отмечается, что стремление поэта сохранить разные варианты единого замысла приводит к сложным композиционным решениям, актуализирует диалоговые отношения между текстами, выполняет смыслорасширительную функцию. Целью данной статьи является анализ вариативности в ранней лирике Мандельштама. Тема раскрывается более детально на примере двух вариантов стихотворения о Риме («Природа – тот же Рим и отразилась в нем…» и «Когда держался Рим в союзе с естеством…»), их инвариантных и вариативных элементов. Автор делает вывод о том, что предыдущие толкования этих текстов недостаточно полно раскрывают их смысл и соотношение.

Ключевые слова: вариативность, цикл, реконструкция, интертекст, силлогизм, универсум.

ON THE PROBLEM OF VARIABILITY IN O. MANDELSTAM,S EARLY POETRY (BASED ON POEMS ABOUT ROME)

Mints Bella Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Russian and Foreign Literature Department, Saratov State University. Russia.

Keywords: variability, cycle, reconst-ruction, intertext, syllogism, universe.

The paper considers the phenomenon of variability, which becomes not only a phenomenon of the history of the text, but also an important form of cyclization in the lyrics by O. Mandelstam. It is noted that the poet’s desire to preserve different versions of a single idea leads to complex formulae, foregrounds the dialog relations between the texts, fulfills a meaningful function. The purpose of this paper is to analyze variability in the early lyrics by Mandelstam. The topic is revealed in more detail by the example of two variants of a poem about Rome (“Nature is the same Rome and reflected in it...” and “When Rome held together with nature...”), their invariant and variational elements. The author concludes that previous interpretations of these texts do not fully reveal their meanings and correlation.

МИФОНИМ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ АВТОРА

Деулин Данил Александрович, аспирант кафедры романо-германских языков и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»: Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.

Тел.: (351) 741-97-67

E-mail:

Аннотация. В статье приведен пример реализации языковой личности автора в пространстве художественного текста c помощью авторских вымышленных имен собственных (мифонимов) на материале произведений О. Н. Громыко. Цель исследования – подчеркнуть зависимость процесса словотворчества и выбора словообразовательных моделей от языковой личности автора. В статье приводится разбор говорящих имен собственных, который представляет интерес с точки зрения прагматики художественного текста, его способности воздействовать на читателя. Приведены примеры «говорящих» имен собственных, созданных автором. Подводится теоретическое обоснование функционирования мифонимов в ономастическом пространстве художественного текста. Выбор цели исследования мотивирован низкой изученностью предмета, а выбор материала – популярностью данного автора в выбранной языковой среде.

Ключевые слова: языковая личность, поэтическая ономастика, мифоним, вымышленные имена собственные, лингвистика текста.

MYTHONYM AS A REALIZATION OF AUTHORS LINGUISTIC PERSONA

Deulin Danil Aleksandrovich, postgraduate student of Romano-Germanic Languages and Intercultural Communication Department, Chelyabinsk State University. Russia.

Keywords: linguistic persona, poetic onomastics, mythonym, fictional proper nouns, text linguistics.

The paper gives an example of the realization of the author’s linguistic persona in the field of an artistic text with the help of author’s fictional proper nouns (mythonyms) on the material of O. Gromyko’s works. The purpose of the research is to emphasize the dependence of the author’s word creation process and the selection of word-building models from the author’s language persona. The paper provides an analysis of the charactonyms, which is of interest from the point of view of the pragmatics of the artistic text and its ability to influence the reader. Examples of charactonyms created by the author are given. A theoretical substantiation of the functioning of mythonyms in the onomastic space of an artistic text is presented. The choice of the purpose of the study is motivated by the low degree of study of the subject, and the material – by the popularity of this author in the chosen language environment.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рубина Нонна Борисовна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 434-70-27

E-mail:

Аннотация. В статье сделана попытка взглянуть на использование фразеологизмов (идиом) на занятиях по английскому языку студентов-магистрантов и пути улучшения их освоения. В статье мы сосредоточили внимание на процессе ознакомления с идиомами и стратегии продвижения идиоматичности на уровне студентов-магистрантов. Целями нашего исследования были: определение значения фразеологизмов (идиом) для развития коммуникативной компетентности на занятиях английского языка со студентами-магистрантами; экспериментальная проверка эффективности системы упражнений и задач с использованием идиоматических выражений, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов вузов. В статье представлены результаты экспериментального исследования по использованию различных видов коммуникативных упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов вузов, которые показали повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальной группе после проведения педагогического эксперимента с использованием идиом и идиоматических выражений.

Ключевые слова: фразеологизмы, фразеологические единицы, идиомы, идиоматические выражения, коммуникативная компетенция, коммуникативные упражнения.

FEATURES OF STUDYING ENGLISH IDIOMS

Rubina Nonna Borisovna, senior lecturer of Foreign Languages Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Keywords: phraseologisms, phraseological units, idioms, idiomatic expressions, communicative competence, communicative exercises.

The paper makes an attempt to look at the use of phraseological units (idioms) in English lessons of master’s students and ways to improve their learning. In this paper the authors focused on the process of acquaintance with idioms and strategies for promoting idiomaticity at the level of master’s students. The objectives of this study were: determination of the meaning of phraseological units (idioms) for developing communicative competence in English lessons with master’s students; experimental check of the system’s efficiency of exercises and tasks using idiomatic expressions aimed at developing the communicative competence of university students. The authors present the results of an experimental study on the use of various types of communicative exercises aimed at developing communicative competence of university students, which showed an increase in the level of communication competence in the experimental group after a pedagogical experiment using idioms and idiomatic expressions.

ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА НАРОДНЫХ МЕМУАРОВ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Минина Ольга Викторовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»: Россия, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.

Тел.: (385-2) 36-82-71

E-mail:

Аннотация. В данной статье рассматриваются народные мемуары как речевой жанр интернет-коммуникации в лингвопрагматическом аспекте. Народные мемуары в новом коммуникативном пространстве находят свою реализацию на сайтах различной функциональной направленности. Интернет-коммуникация, находясь в постоянной эволюции, способствует не только появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в интернет-среде, но и изменению уже существующих традиционных жанров. Интернет-жанр мемуаров впервые подвергается жанровому описанию по модели, предложенной Л. Ю. Шипициной. Материалом послужили тексты сайта сетевой литературы «Самиздат». Характеризуются прагматические (цель, автор, адресат, время, место) и медийные (оформление жанра, синхронность/асинхронность, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, количество и эксплицированность коммуникантов) параметры. Доказывается, что интернет-жанр народных мемуаров является модификацией традиционного речевого жанра.

Ключевые слова: виртуальное жанроведение, интернет-коммуникация, речевой жанр, интернет-жанр, мемуары, народные мемуары, жанровая модель, прагматические параметры, медийные параметры.

GENRE ORIGIN OF PUBLIC MEMOIRS IN INTERNET COMMUNICATION (LINGUOPRAGMATIC ASPECT)

Minina Ol’ga Viktorovna, postgraduate student, Altai State Pedagogical University. Russia.

Keywords: virtual genre science, on-line communication, speech genre, Internet genre, memoirs, public memoirs, genre model, pragmatic parameters, media parameters.

This paper studies public memoirs as the speech genre of Internet communication in the linguopragmatic aspect. Public memoirs in the new communicative space find their realization on sites of various functional orientation. Internet communication, being in a constant evolution, contributes not only to the emergence of new genre forms that have developed directly in the Internet environment, but also to the change in existing traditional genres. The Internet genre of memoirs is subjected to a genre description according to the model proposed by L. Yu. Shipitsina for the first time. The material consists of the texts of the on-line literature website “Samizdat”. Its pragmatic (goal, author, addressee, time, place) and media (genre design, synchronism/asynchrony, multimedia attribute, hypertextuality, interactivity, number and explication of communicants) parameters are indicated. The author proves that the Internet genre of public memoirs is a modification of the traditional speech genre.

Информация для авторов на ваш e-mail

 Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных.