Редакция научных и образовательных изданий
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» № 03-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ПЕДАГОГИКА
Стр. 6 Халимова Н. М., Бабицкая Е. А., Назмутдинова Е. C., Ворожцова Л. А.
Проблемы социально-педагогической адаптации первокурсников-сирот в условиях среднего профессионального образования
Стр. 14 Кузнецова Г. В., Шулекина Ю. А.
Значение эстетического оформления учебных и дидактических книг для логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Стр. 19 Пономаренко Е. В.
Социально-педагогическое сопровождение патриотического воспитания в школе
Стр. 26 Обухова Л. Ю.
Современный подход к организации научно-исследовательской работы на иностранном языке в бакалавриате
Стр. 32 Медведева Н. А.
О важности сохранения объема курсов фундаментальных дисциплин в техническом вузе
Стр. 36 Астафьева А. Е.
Интерактивное обучение в языковой подготовке студентов направления «Менеджмент»
Стр. 40 Рабазанов С. И.
Педагогические условия профессионального саморазвития курсантов вуза МВД России
Стр. 45 Муева А. В., Бектенова Г. С., Рубашанова Е. А., Аксенова О. Н.
Движущие силы учебно-воспитательного процесса
Стр. 53 Исламов Р. С.
Сравнительный анализ современных языковых мобильных приложений и потенциал их применения в образовательной среде вуза
Стр. 60 Калугина О. А.
Формирование общепрофессиональных компетенций посредством дисциплины «Иностранный язык»
Стр. 64 Хань Х. Ц.
Внедрение рекреативно-оздоровительных технологий на предприятиях металлургической промышленности КНР в 2018 г. с учетом данных анкетирования сотрудников
Стр. 69 Пичугина Г. А., Шатская Е. Ф.
Развитие смыслообразования на уроках химии в условиях интеграции с литературой
Стр. 74 Бацына Я. В., Шарова С. Н., Стародумова Л. А.
Использование коммуникативных техник в системе преподавательской деятельности по работе с молодежью
Стр. 80 Гаврилова Е. А., Кештова О. К., Марнат О. Б.
Имплементация лингвопрофессионального подхода в курсе иностранного языка профессионального общения в экономическом вузе
Стр. 90 Сильдимирова М. А.
Значение международного стандарта в системе оценивания уровня знаний иностранного языка в вузах России
ПСИХОЛОГИЯ
Стр. 100 Полевой С. А.
Влияние клипового мышления студентов на обучение экономическим дисциплинам
Стр. 104 Кононов А. Н.
Исследование тревоги о будущем у работников торговой организации методом контент-анализа
Стр. 114 Полевой С. А.
Учебная мотивация студентов в контексте выбора профессиональной деятельности
Стр. 119 Голубева О. Ю.
Психологический тренинг как способ развития духовности личности
Стр. 127 Черномырдина Т. Н.
Личностная креативность в составе готовности студентов к деятельности в условиях инклюзии
Стр. 134 Лескова Л. В., Спинова Е. A.
Физико-математические аспекты переговоров как рефлексивного процесса
Стр. 141 Молоденова С. В.
Динамика образа Я в структуре я-концепции подростков
ФИЛОЛОГИЯ
Стр. 146 Ромазанова О. В., Файзиева Г. И.
Обращения родителей к детям в семейной сфере в разноструктурных языках (на материале английского и татарского языков)
Стр. 150 Куншина В. С.
Явление категориального класса местоименных глаголов (на примере глагола делать)
Стр. 158 Ахметова М. А.
«Cборная» деревня в повести «Aдәмнәр» («Люди») Галимджана Ибрагимова
Стр. 163 Подылин С. Ю.
Эмотивный триггер как элемент передачи перлокутивного воздействия в текстах публицистического стиля
Стр. 169 Мирзоева Ф. Р., Артемова И. Э.
Эвфемизация современного политического и военного дискурса (на примере английского языка)
Стр. 177 Грызина О. В.
«Метод портретирования» как способ выявления семы вероятности в смысловой структуре имен прилагательных
Стр. 182 Баратова О. А.
Театральность в романе Джона Фаулза «Коллекционер»
Стр. 188

Чумаченко Е. С.
О морфологическом выражении признака неравенства в лезгинском языке

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Халимова Надежда Михайловна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Бабицкая Елена Алексеевна, ст. преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Назмутдинова Елена Сабиряновна, ст. преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Ворожцова Лилия Александровна, педагог доп. образования, Хакасский сельскохозяйственный колледж ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Хакасская, 6.

Тел.: (390-2) 24-30-18

E-mail:

Аннотация. В статье представлены результаты диагностического исследования адаптации обучающихся-сирот к учреждению среднего профессионального образования. Социально-педагогическая адаптация обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы педагогической, социально-психологической и профессиональной адаптаций и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. Для организации успешной социально-педагогической деятельности по адаптации обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования необходимо обеспечить возрастающую роль самостоятельности обучающихся-сирот в освоении социального опыта, освоение ими профессиональных функций, социальной роли квалифицированного специалиста, создание атмосферы эмоционального комфорта для снятия проявлений депривации, напряженности, тревожности. В статье проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе колледжей ХГУ им Н. Ф. Катанова по выявлению проблемного поля адаптации обучающихся-сирот, представлены результаты диагностики реактивной и личностной тревожностей, влияющих на их профессиональное, социальное и личностное становление. Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся-сирот и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. Это требует дополнительной работы не только со студентами-сиротами, но и с преподавателями в плане формирования педагогического сотрудничества и общения.

Ключевые слова: обучающиеся-сироты, диагностика, адаптация, диагностическое исследование.

PROBLEMS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR ORPHANED STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Khalimova Nadezhda Mikhaylovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Psycho-Pedagogical Education Department, Institute of Continuing Pedagogical Education, Katanov State Khakass University. Russia.

Babitskaya Elena Alekseevna, senior lecturer of Psycho-Pedagogical Education Department, Institute of Continuing Pedagogical Education, Katanov State Khakass University. Russia.

Nazmutdinova Elena Sabiryanovna, senior lecturer of Psycho-Pedagogical Education Department, Institute of Continuing Pedagogical Education, Katanov State Khakass University. Russia.

Vorozhtsova Liliya Aleksandrovna, supplementary education teacher, Khakass Agricultural College, Katanov State Khakass University. Russia.

Keywords: orphaned students, diagnostics, adaptation, diagnostic study.

The article presents the results of diagnostic study in orphaned students’ adaptation to the secondary vocational education institution. Socio-pedagogical adaptation of orphaned students under the conditions of secondary vocational education is a multilevel process that includes the constituent elements of educational, socio-psychological and professional adaptations, and contributes to the development of intellectual and personal capabilities of students. To organize a successful socio-educational activities for orphaned students’ adaptation under the conditions of secondary vocational education one needs to provide the growing role of orphaned students’ autonomy in the development of social experience, mastering their professional functions and the social role of a qualified expert, establishing an atmosphere of emotional comfort to relieve the manifestations of deprivation, tension, and anxiety. The article analyzes the results of empirical research on the premises of Katanov KSU colleges to identify the problem range of orphaned students adaptation, presents the results of state and trait anxiety diagnostics, affecting students’ professional, social and personal formation. The success of adaptation involves updating the spare capabilities of orphaned students and their willingness to overcome various kinds of difficulties occurring during the learning process. All this requires extra work not only with orphaned students but also with teachers in terms of forming the pedagogical collaboration and communication.

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ КНИГ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Кузнецова Галина Васильевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»: Россия, 119261, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2.

Шулекина Юлия Александровна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»: Россия, 119261, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2.

Тел.: (499) 132-05-62

E-mail:

Аннотация. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста значимо для их дальнейшего образования и социальной адаптации. Главным компонентом в развитии дошкольника является эстетическое воспитание, в рамках которого реализуются многие педагогические, психологические и социальные задачи. Одной из форм знакомства дошкольника с эстетическим является детская литература, в том числе учебные и дидактические книги. Эстетическое оформление последних непосредственно влияет на развитие образности и красоты речи детей. В статье поднимается вопрос о значимости эстетического оформления книг, используемых в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Художественное оформление книг для таких дошкольников должно соответствовать их возрастным особенностям в колористических решениях, манере изображения объектов, композиционном построении текстов, графическом оформлении.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, учебник, учебная книга, дидактическая книга, логопедическая работа, дети с нарушениями речи, общее недоразвитие речи.

IMPORTANCE OF AESTHETIC DESIGN OF EDUCATIONAL AND TEACHING BOOKS FOR SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Kuznetsova Galina Vasil’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Speech Therapy Department, Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow State University of Psychology and Education. Russia.

Shulekina Yuliya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Speech Therapy Department, Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow State University of Psychology and Education. Russia.

Keywords: aesthetic education, course book, training book, didactic book, speech therapy work, children with speech disorders, general speech underdevelopment.

Teaching and raising preschoolers is significant for their continuing education and social adaptation. The main component in the development of a preschooler is aesthetic education, in the framework of which many educational, psychological and social tasks are fulfilled. One form of preschoolers’ meeting the aesthetic is children’s literature, including training and didactic books. The aesthetic design of the latter directly affects the development of children’s imagery and beauty of speech. The article raises the question of the aesthetic design significance for books used in speech therapy work with children with speech disorders. The aesthetic design of books for preschoolers should comply with their age peculiarities in the coloristic design, the objects view style, compositional structure of texts, and in graphic design.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Пономаренко Елена Викторовна, зам. директора, ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065»: Россия, 142784, Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, 8.

Тел.: (499) 558-06-76

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме настоящего времени – патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В статье приводятся результаты исследования проблемы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях на ступени основного общего образования. Предпринята попытка выявления степени сформированности нравственно-патриотической составляющей обучающихся 7–9-х классов и организации социально-педагогического сопровождения нравственно-патриотического воспитания в некоторых государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Москвы. В качестве основной цели исследования рассматривался поиск новых эффективных подходов в воспитании патриотической составляющей как важнейшего элемента общественного сознания. В статье отражены наиболее значимые аспекты проведенной работы: охарактеризованы направления, с учетом которых строилось социально-педагогическое сопровождение, перечислены мероприятия, позволяющие координировать образовательную деятельность школы в плане нравственно-патриотического воспитания, сделаны выводы о значимости и необходимости работы в вышеизложенном направлении.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, социально-педагогическое сопровождение, основное общее образование, воспитательное воздействие, мероприятия патриотической направленности.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PATRIOTIC EDUCATION IN SCHOOL

Ponomarenko Elena Viktorovna, deputy principal, “School No. 2065” of the city of Moscow. Russia.

Keywords: patriotism, patriotic education, socio-pedagogical support, compulsory education, educational impact, patriotic events.

The article studies the relevant issue of here and now – the patriotic education of the rising generation. The author presents the results of research on patriotic education in general education institutions at the stage of compulsory education. The article makes an attempt to identify the degree of moral and patriotic components formedness in 7–9 year students, and the organization of socio-pedagogical support for moral and patriotic education in some public budgetary general educational institutions in Moscow. The main purpose of the study was the search for new efficient approaches to patriotic component of education as an essential element of social awareness. The article highlights the most significant aspects of the conducted research: describes the directions, towards which social and educational support is to be built; lists the events allowing to coordinate educational activities of a school in terms of moral and patriotic education; concludes on the relevance and necessity of research in the mentioned above field of study.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В БАКАЛАВРИАТЕ

Обухова Лариса Юрьевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. Данная статья обращает внимание на необходимость совершенствования организации научно-исследовательской работы студентов на иностранном языке в финансово-экономическом вузе. Овладение студентами-бакалаврами такими традиционными навыками ведения научной работы, как реферирование, аннотирование, составление обзора на иностранном языке находят применение в более сложных, современных форматах, например, в научных проектах на иностранном языке, работа над которыми способствует формированию не только исследовательской, но и коммуникативной компетентности у студентов, то есть упор делается на то, чтобы гармонично сочетать развитие исследовательских навыков с навыками устной коммуникации, когда для студентов становится важным не только получить и переработать информацию, но и умение представить свои знания в академическом формате. Современный подход подразумевает вовлечение студентов в различные конкурсы, конференции на иностранном языке с последующей публикацией тезисов. Подобные мероприятия расширяют рамки образовательного процесса в вузе, повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка и создают условия для профессионального развития студентов и успешной самореализации в будущем.

Ключевые слова: аннотирование, реферирование, составление обзора, исследовательская компетентность, коммуникативные навыки, научный проект на иностранном языке.

MODERN APPROACH TO THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK IN FOREIGN LANGUAGE FOR THE BACHELOR"S PROGRAM

Obukhova Larisa Yur’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: annotation, abstracting, review drafting, research competence, communication skills, research project in a foreign language.

This article emphasizes the need to improve the organization of students’ research work in foreign language in a financial-economic university. Having mastered such traditional skills of conducting research as abstracting, annotation, drafting the review in a foreign language, the students use them in more complex modern formats, such as research projects in foreign languages, working on which contributes to the formation of not only research, but also the communicative competence of students, that is, the emphasis is put on balancing the development of research skills with the skills of verbal communication, when students see important not only receiving and processing information, but the ability to present their knowledge in an academic format. The modern approach implies the involvement of students in various competitions, conferences in a foreign language, followed by the publication of abstracts. Such events extend the scope of the educational process in universities, increase students’ motivation to learn a foreign language, and create conditions for the professional development of students and successful self-realization in the future.

О ВАЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕМА КУРСОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Медведева Наталья Александровна, ассистент, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-80-07

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникшие в последнее время в преподавании высшей математики в связи с сокращением учебных часов, отводимых на предметы фундаментального образования при обучении основного контингента студентов. Приведены аргументы, почему эта тенденция заслуживает пристального внимания российского математического сообщества. Базовые, общеобразовательные курсы тренируют, помимо конкретных навыков по предмету, способность мыслить логически, ставить и решать проблемы. Известно, что инженера невозможно подготовить, не дав ему серьезных знаний по математике и физике. Тем более что сегодняшняя среда, в которую попадают выпускники вузов, требует более сложных действий, чем несколько лет назад, так как многие специальности видоизменились и усложнились. В данных условиях автором предлагаются некоторые пути решения проблем методики преподавания высшей математики в вузе.

Ключевые слова: фундаментальное образование в технических вузах, сокращение объема аудиторных часов, математика в технических вузах, методы преподавания.

ON THE IMPORTANCE OF THE VOLUME PRESERVATION OF ACADEMIC DISCIPLINES COURSES IN TECHNICAL UNIVERSITIES

Medvedeva Natal’ya Aleksandrovna, assistant lecturer, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Keywords: basic education in technical universities, reduction of the volume of classroom hours, mathematics in technical universities, teaching methods.

The article deals with the problems that have recently arisen in the teaching advanced mathematics due to the reduction of classroom hours for subjects of basic education in teaching the main body of students. The author provides reasoning why this trend is worth of Russian mathematical community’s attention. Basic general education courses, as it is known, in addition to specific skills in the subject, train the ability to think logically, to formulate and solve problems. It has been established that it is impossible to prepare an engineer without not providing him with sound knowledge in mathematics and physics. All the more so as that the current environment, in which the graduates fall, requires more complex steps than few years ago, for many specialties have changed and have become more complex. Under these conditions, the author suggests a number of solutions to the issues of higher mathematics teaching methodology in universities.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Астафьева Аделина Еркиновна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (843) 238-56-94

E-mail:

Аннотация. В статье охарактеризованы основные тенденции развития образовательного пространства в современных условиях. Показана необходимость сочетания практико-ориентированной языковой подготовки с профессиональными деловыми качествами будущего выпускника управленческих специальностей. Представлен обзор возможных методов языковой подготовки студентов направления «Менеджмент». Охарактеризована необходимость применения интерактивных методов обучения как в связи с требованиями образовательного стандарта, так и для развития у студентов управленческих специальностей навыков командной работы, построения эффективного коммуникационного процесса с целью осознания ими перспективности взаимосвязи профессиональных и языковых знаний. Представлена последовательность деловой игры, направленной на разработку и последующее представление студентами англоязычного портфолио компаний, участвующих в венчурной ярмарке, с описанием существующей позиции организации и направлений развития малых инновационных предприятий на рынке.

Ключевые слова: методы языковой подготовки, интерактивные методы обучения, студенты управленческих специальностей, английский язык, деловая игра, менеджер.

INTERACTIVE TRAINING IN THE LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTS IN “MANAGEMENT” SPECIALTY

Astaf’eva Adelina Erkinovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: language training techniques, interactive teaching methods, students of management specialty, English language, business game, manager.

The article studies the main development trends of educational system in modern conditions. The author marks the necessity of combining practice-oriented language training with professional business qualities of the future graduate of managerial specialty. The article presents the overview of possible language training techniques for students of “Management” specialty. The author describes the need in using interactive teaching methods, both related to the requirements of the educational standard, and for the development of team work skills among students in management specialties, building an efficient communication process, in order to understand the prospects of the correlation between professional and linguistic knowledge. The article presents the sequence of the business game aimed at the development and subsequent presentation of students of the English-language portfolio of companies participating in the venture fair with the description of the existing position of the organization and the directions for the development of small innovative enterprises on the market.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ

Рабазанов Сиражутдин Ибрагимхалилович, канд. пед. наук, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-я Красная, 18.

Тел.: (491-2) 33-08-02

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена анализу педагогической проблемы профессионального саморазвития курсантов вуза МВД. Предложен комплекс педагогических условий, стимулирующих профессиональное саморазвитие курсантов вуза МВД. Он включает использование в учебном процессе вариативных форм, методов и средств формирования высокого уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности, обеспечение гибких схем учебного плана, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения, их преобладание над фронтальными, обеспечение активного участия курсантов в различных видах учебно-познавательной деятельности и др. Показано, что их оптимальная реализация возможна на основе личностно ориентированного обучения, направленного на формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. В статье представлено описание педагогического эксперимента по реализации педагогических условий профессионального саморазвития курсантов на базе Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, профессиональное самоопределение, ценностное отношение, личностно ориентированное обучение.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL PERSONAL DEVELOPMENT OF CADETS OF THE UNIVERSITY UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Rabazanov Sirazhutdin Ibragimkhalilovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Tactics-Specific, Firearms and Physical Training Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot. Russia.

Keywords: professional personal development, professional identity, value attitude, personally oriented training.

The article deals with the analysis of the pedagogical problem of professional personal development of cadets of the university under the Ministry of Internal Affairs. The author suggests a set of pedagogical conditions that stimulate the professional personal development of cadets of the university under the Ministry of Internal Affairs of Russia. It includes to use variational forms in the educational process, methods and means of forming the high level of cadets’ readiness to professional activity, providing flexible curriculum schemes, combining individual and group forms of instruction, their predominance over frontal ones, ensuring active participation of cadets in various types of educational and cognitive activity, etc. It is shown that their optimal implementation is possible on the basis of personally oriented training aimed at the formation of a value attitude to professional activity. The article describes the pedagogical experiment on the implementation of pedagogical conditions for professional personal development of cadets on the basis of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муева Ангелина Викторовна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»: Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

Бектенова Гульмира Султановна, ст. преподаватель кафедры банковского дела, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Рубашанова Елена Андреевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»: Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

Аксенова Ольга Николаевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»: Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

Тел.: (847-22) 2-39-69

E-mail:

Аннотация. В представленной статье обосновываются законы бытия, которые направлены на устойчивое развитие учебно-воспитательного процесса. Авторы, опираясь на базовые (духовные) основания деятельности человека, адаптируя их к учебно-воспитательному процессу, представляют аналитический комплекс оценки эффективности функционирования процесса обучения. Учебно-воспитательный процесс рассматривается как явление, актуализирующееся в сфере научно-педагогического знания как содержательного элемента интеграционных процессов, в социальном контексте – как деятельностном воплощении научного знания в образовательном пространстве. Учебно-воспитательный процесс представлен как системный процесс формирования личностей педагога и обучающегося через целостную совокупность законов бытия: закона полярности, закона причинно-следственных связей (кармы), закона взаимодействия энергетики объектов. Исследуются движущие силы, сущность, содержание и закономерности образовательной интеграции учебно-воспитательного процесса как комплексного инструмента социально-профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: закон полярности, закон причинно-следственных связей (кармы), закон взаимодействия энергетики объектов.

DRIVING FORCES OF EDUCATION/BRINGING-UP PROCESS

Mueva Angelina Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Vocational Education Technology and Management Department, Kalmyk State University. Russia.

Bektenova Gul’mira Sultanovna, senior lecturer of Banking Department, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Rubashanova Elena Andreevna, master’s student, Kalmyk State University. Russia.

Aksenova Ol’ga Nikolaevna, master’s student, Kalmyk State University. Russia.

Keywords: law of polarity, law of cause and effect relations (karma), law of interaction of objects’ energy.

In this article the authors substantiate laws of existence that are aimed at the sustainable development of the education/bringing-up process. The authors, basing on the basic (spiritual) foundations of human activity, adapting them to teaching and education/bringing-up process, present an analytical complex for assessing the efficiency of the learning process. The education/bringing-up process is regarded as a phenomenon that is actualized in the sphere of scientific and pedagogical knowledge as a substantial element of integration processes, in the social context as an activity embodiment of scientific knowledge in the educational space. Education/bringing-up process is presented as a systemic process of the formation of the teacher’s and student’s personalities through an integral set of laws of life: law of polarity, law of cause and effect relations (karma), law of interaction of objects’ energy. The authors study the driving forces, essence, content, and regularities of educational integration of the education/bringing-up process as a complex tool of social and professional activity of a teacher.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКОВЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПОТЕНЦИАЛ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Исламов Роман Сергеевич, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Тел.: (384-2) 58-12-26

E-mail:

Аннотация. Тенденции в современном образовательном процессе в высших учебных заведениях тесно связаны с внедрением инновационных технологий, сопутствующих подаче и усвоению материала обучающимися, а также с актуальностью перехода на методы дистанционного обучения, чье появление подтверждается увеличением часов на самостоятельную работу студентов, равно как и разработку учебных комплексов, пособий и учебников в электронном формате. В основе настоящего процесса закладывается развитие студентами навыков самоконтроля собственных знаний и умения ориентироваться в многообразии информации через различные каналы/устройства коммуникации, имеющие доступ к Всемирной сети. Настоящее исследование проведено в рамках анализа нескольких доступных образовательных платформ для изучения иностранного языка, представленных пользователям-обучающимся в виде мобильных приложений. В статье приводится их сравнение, выделяются сильные и слабые стороны, а также ставится вопрос о потенциале их применимости студентами вузов как полном или частичном переходе на подобный формат обучения иностранному языку. Исследование носит серийный характер – в будущем планируется продолжение настоящей работы с изучением практической пользы мобильных приложений по результатам оценки знаний обучающихся.

Ключевые слова: мобильные приложения, иностранный язык, образование, обучение, методы обучения.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODERN LINGUISTIC MOBILE APPLICATIONS AND THE POTENTIAL OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

Islamov Roman Sergeevich, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Foreign Languages Department, Kemerovo State University. Russia.

Keywords: mobile applications, foreign language, education, teaching, teaching methods.

Trends in modern educational process in higher education institutions are closely related to the introduction of innovative technologies that accompany the delivery and acquisition of learning material by students, as well as the relevance of the transition to distance learning methods, the emergence of which is proved by an increase in hours for students’ individual work, as well as the development of training facilities, study guides and course books in electronic format. At the core of this process are the development of students’ self-governance skills in their own knowledge, and the ability to take their bearings through a variety of information through various communication channels/devices that have access to the Internet. This research has been carried out as part of analysis of several available educational platforms for learning a foreign language presented to students-users in the form of mobile applications. The article compares them, identifies their advantages and weak points, and also raises the question of their applicability potential for university students as a complete or partial transition to a similar format for teaching a foreign language. The study is of a serial nature - in the future it is planned to continue this research with the study of the practical utility of mobile applications based on the uation of students’ knowledge.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования общепрофессиональных компетенций посредством дисциплины «Иностранный язык». Проанализированы общепрофессиональные компетенции студентов направления «Экономика». Выделяются следующие основные компоненты общепрофессиональных компетенций будущих специалистов: когнитивный, личностный, деятельностный. Автор отмечает недостатки модели обучения в вузах экономического направления в России, отсутствие целостной системы профессиональной и языковой подготовок. Приведены способы решения данной проблемы посредством использования современных технологий обучения в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык», способствующие формированию общепрофессиональной компетенции: метод проекта, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, технология «кейс-стади», внедрение технических средств. Автор приходит к выводу, что студент является субъектом познания в процессе обучения, взаимодействует с преподавателем иностранного языка, учебными дисциплинами профессионального направления, что способствует эффективному формированию общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: общепрофессиональная компетенция, методы, средства, когнитивный, личностный, деятельностный, метод проекта, дистанционное обучение, языковой портфель, «кейс-стади».

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES THROUGH THE “FOREIGN LANGUAGE” DISCIPLINE

Kalugina Ol’ga Anatol’evna, senior lecturer of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: general professional competence, methods, means, cognitive, personality-based, activity-based, project method, distance learning, language portfolio, “case study”.

The article deals with the methods of general professional competences formation through the “Foreign language” discipline. The author has analyzed general professional competences of students of “Economics” specialty. The article distinguishes the following main components of future professionals’ general competences: cognitive, personality-based, and activity-based. The author marks the shortcomings in the teaching models of economic higher education institutions in Russia, the lack of an integrated system of vocational and language training. The author provides the ways to solve this problem through the use of modern learning technologies in the educational process of the “Foreign language” discipline, contributing to the formation of general professional competence: project method, distance learning, the use of language portfolio, “case study” technology, and introduction of technical means. The author concludes that the student is the subject of cognition in the learning process, interacting with the teacher of a foreign language, academic disciplines of professional direction, which contributes to the effective formulation of general professional competences.

ВНЕДРЕНИЕ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР В 2018г. С УЧЕТОМ ДАННЫХ АНКЕТИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ

Хань Хуэйлань Цзяо, аспирант кафедры методики комплексных форм физической культуры, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»: Россия, 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4.

Тел.: (495) 961-31-11

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки рекреативно-оздоровительных технологий для повышения качества социальных условий труда и улучшения здоровья работников металлургической отрасли в Китайской Народной Республике (КНР). Проведено анкетирование руководителей, врачей и рабочих заводов в провинциях Ляонин, Ганьсу, Хейлунцзян, Шаньдун, Хэнань, Сычуань; изучены карты профессиональных и индивидуальных заболеваний работников металлургической промышленности в каждом регионе, где проводится научный эксперимент; рассматривается вопрос разработки профессиональных рекомендаций для инструкторов по рекреативно-оздоровительным технологиям с учетом специфических проблем изменения здоровья рабочих-металлургов и пожеланий опрошенных респондентов подгрупп руководителей предприятий, врачей и рабочих на объектах металлургической промышленности в регионах КНР, принявших участие в опросе.

Ключевые слова: металлургическая промышленность КНР, инструкторы по рекреативно-оздоровительным технологиям, физическому воспитанию и культуре на заводах КНР, социальные условия на заводах КНР, анкетирование работников металлургической промышленности КНР, оздоровительные технологии для рабочих на объектах тяжелой промышленности КНР.

INTRODUCTION OF RECREATIONAL AND HEALTH TECHNOLOGIES AT THE METAL INDUSTRY ENTERPRISES OF THE PRC IN 2018 TAKING INTO ACCOUNT THE EMPLOYEES QUESTIONING DATA

Khan’ Khueylan’ Tszyao, postgraduate student of Complex Forms of Physical Education Methodology Department, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism. Russia.

Keywords: metal industry of the PRC, instructors in recreation and health technologies, physical education and culture in the Chinese factories, social conditions in the Chinese factories, questioning of workers in the Chinese metal industry, health technologies for workers at heavy industry facilities in China.

The article deals with the problem of developing recreational and health technologies for improving the quality of social working conditions and improving the health of workers in the metal industry in the People’s Republic of China (PRC). There has been conducted a survey of leaders, doctors and workers of factories in provinces Liaoning, Gansu, Heilongjiang, Shandong, Henan, Szechuan; the author has studied the records of professional and individual diseases of metal industry workers in each region falling into the scientific experiment; he considers the issue of developing professional recommendations for instructors on recreational and health technologies, taking into account the specific problems of health variations of metal industry workers and wishes of the respondents of enterprise managers, doctors and workers subgroups at metal industry enterprises in the PRC regions, that have participated in the survey.

РАЗВИТИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Пичугина Галина Антоновна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей и неорганической химии, Институт химии ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 1.

Шатская Екатерина Федоровна, студент, Институт химии ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 1.

Тел.: (845-2) 51-69-60

E-mail:

Аннотация. В статье анализируется проблема, связанная с уровнем подготовки обучающихся в условиях социально-экономических и культурологических преобразований. Особо затронут вопрос о связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает обучающихся к учебной деятельности. В процессе развития смыслообразования предлагается использовать интеграцию химии с литературой. Это связано с тем, что литературное наследие не только эмоционально воздействует на личность обучающегося, но и помогает наглядно продемонстрировать связь химических процессов с реальностью. Новизна использования интеграционного подхода химии с литературой заключается в том, что повествовательное зачитывание текста с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы с точки зрения науки рекомендуется заменить процессом осмысленного чтения анализирующего характера с последующей гипотезой развития ситуации. В статье представлены примеры использования интеграционного подхода химии с литературой с целью развития смыслообразования у обучающихся.

Ключевые слова: смыслообразование, интеграция, химия, литература.

SENSE-MAKING DEVELOPMENT AT CHEMISTRY LESSONS IN THE SETTING OF INTEGRATION WITH LITERATURE

Pichugina Galina Antonovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of General and Inorganic Chemistry Department, Saratov State University. Russia.

Shatskaya Ekaterina Fedorovna, student, Institute of Chemistry, Saratov State University. Russia.

Keywords: sense-making, integration, chemistry, literature.

The paper analyzes the problem related to the level of training of students in conditions of socio-economic and cultural changes. The question that is particularly touched upon, is the one of the relationship between the goal of learning activity and its motive, in other words, between the result of learning and the thing that motivates learners for learning activity. In the process of sense-making development, the authors suggest to use the integration of chemistry with literature. This is related to the fact that the literary heritage do not only emotionally affect the learner’s personality, but also helps to visually demonstrate the connection between chemical processes and reality. The novelty of using the integration approach to chemistry and literature lies in the fact that the narrative reading of the text for the purpose of proving or refuting a hypothesis from the point of view of science is recommended to replace with a process of intentional reading of the examining character with a subsequent hypothesis of the development of the situation. The article presents examples of using of the integration approach to chemistry and literature for the purpose of developing sense-making in students.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНИК В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Бацына Яна Валерьевна, канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры сервиса и экономики сферы услуг, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: Россия, 603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, 24а.

Шарова Светлана Николаевна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, аспирант, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: Россия, 603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, 24а.

Стародумова Людмила Анатольевна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, аспирант, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: Россия, 603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, 24а.

Тел.: (831) 293-45-08

E-mail:

Аннотация. В статье описаны анализ и использование коммуникативных умений преподавателя в системе владения культурой межличностного общения. Показаны преимущества методики активного социального обучения, позволяющей грамотно овладевать способами взаимодействия в процессе педагогического общения. Отмечена особая роль профессиональных навыков общения для преподавателей гуманитарных, и особенно лингвистических, дисциплин. Представлена специфика преподавания на примере иностранного языка, где коммуникация является не средством, а целью обучения. Обосновано значение психологического компонента как одного из ведущих в обучении языкам. Представлены составляющие грамотного педагогического общения и предложены способы повышения эффективности корректной педагогической коммуникации. Психологические тренинги преподавателей рекомендованы как необходимый элемент данного процесса. Рассмотрены коммуникации со студентами в процессе педагогического творчества в контексте профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая коммуникация, коммуникативные умения, компетенция, коммуникативные формы и средства.

USE OF COMMUNICATIONAL TECHNIQUES IN THE SYSTEM OF TEACHING ACTIVITY IN YOUTH OUTREACH

Batsyna Yana Valer’evna, Cand. of Sociol. Sci., Ass. Prof. of Service and Service Economy Department, Institute of Food Technology and Design (branch of Nizhni Novgorod Engineering-Economic State University). Russia.

Sharova Svetlana Nikolaevna, senior lecturer of Humanities and Socio-Economic Disciplines Department, postgraduate student, Institute of Food Technology and Design (branch of Nizhni Novgorod Engineering-Economic State University). Russia.

Starodumova Lyudmila Anatol’evna, senior lecturer of Humanities and Socio-Economic Disciplines Department, postgraduate student, Institute of Food Technology and Design (branch of Nizhni Novgorod Engineering-Economic State University). Russia.

Keywords: pedagogical communication, communicative skills, competence, communicative forms and means.

The article describes the analysis and use of teacher’s communicative skills in the system of acquiring the culture of interpersonal communication. The authors show the advantages of “active social learning methodology”, which allows to master competently the ways of interaction in the process of pedagogical communication. The article also notes the special role of professional communication skills for teachers of humanities and especially linguistic disciplines. The specificity of teaching is exemplified by a foreign language, where communication is not a means, but a learning objective. The significance of the psychological component, as one of the leading in the teaching of languages, is also substantiated. The article presents the components of a competent pedagogical communication and suggests ways to improve the efficiency of teaching the appropriate pedagogical communication. Psychological workshops for teachers are recommended as a necessary element of this process. Communication with students in the process of pedagogical creativity in the context of professional pedagogical activity is considered.

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Гаврилова Елена Анатольевна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Кештова Оксана Калабиевна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Марнат Ольга Борисовна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Тел.: (499) 237-92-47

E-mail:

Аннотация. В статье дается обоснование фасилитационной роли преподавателя и автономии студента как обязательных условий для успешной реализации учебной задачи. Акцентируется важность овладения навыками устной и письменной речи профессионального иностранного языка для дальнейшего трудоустройства студентов-экономистов, их последующей коммуникации с клиентами и партнерами, а также для ведения деловой корреспонденции. Проведен анализ следующих специфических факторов преподавания иностранного языка: необходимость приобретения профессиональных предметных знаний для преподавателя иностранного языка, отсутствие аутентичных узкопрофильных учебных пособий и несовместимость англоязычной учебной литературы по специальности с российскими стандартами и требованиями. Подчеркивается особая роль использования профессионально ориентированных интернет-ресурсов для реализации учебных задач на основе лингвопрофессионального подхода.

Ключевые слова: лингвопрофессиональная компетенция, билингвальное обучение, фасилитационный подход.

IMPLEMENTATION OF LINGUISTIC-PROFESSIONAL APPROACH IN THE COURSE OF A FOREIGN LANGUAGE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN AN ECONOMIC UNIVERSITY

Gavrilova Elena Anatol’evna, senior lecturer of Foreign Languages Department No.1, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keshtova Oksana Kalabievna, senior lecturer of Foreign Languages Department No.1, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Marnat Ol’ga Borisovna, senior lecturer of Foreign Languages Department No.1, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: linguistic-professional competence, bilingual training, facilitation approach.

The article substantiates the facilitation role of a teacher and student’s autonomy as compulsory conditions for the successful implementation of an academic task. The importance of acquiring the skills of oral and written speeches of a professional foreign language is accentuated for further employment of students-economists, their subsequent communication with clients and partners, and also for conducting business correspondence. The authors have analyzed these specific factors of foreign language teaching: need to acquire professional subject knowledge for teaching a foreign language, lack of authentic narrow-purpose manuals, and incompatibility of English-language textbooks in the specialty with Russian standards and requirements. The article emphasizes the special role of using the professionally oriented Internet resources for the implementation of learning tasks on the basis of the linguistic-professional approach.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ РОССИИ

Сильдимирова Марина Александровна, преподаватель кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин, методист департамента иностранных языков, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

Тел.: (495) 771-32-23

E-mail:

Аннотация. Международный стандарт оценивания уровня сформированности компетенций владения иностранными языками крайне важен сегодня, ведь билингвальность стала неотъемлемой частью нашего мира. Говоря о самом популярном языке на планете, английском, стоит выделить экзамен IELTS – универсальный, международно признанный лидер тестирования уровня владения английским языком. Данный экзамен позволяет каждому найти свое место в современном информационном мире, что в свою очередь важно для интеграции в новую академическую и профессиональную реальность. Следует признать, что в вузах России преобладают неадаптированные к международному рынку и не позволяющие нашим студентам беспрепятственно интегрироваться в иноязычную образовательную среду методы оценки знаний иностранного языка. Установление международных экзаменов обязательными выпускными средствами проверки знаний иностранных языков в вузах России по примеру и на опыте ведущих вузов позволит студентам продолжать обучение за рубежом и в дальнейшем совершенствовать внутрироссийские стандарты качества.

Ключевые слова: международная система оценивания уровня сформированности компетенций, иностранные языки, IELTS, билингвальность, новая академическая и профессиональная реальность, российские стандарты качества.

SIGNIFICANCE OF INTERNATIONAL STANDARDS IN ASSESSING THE FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY LEVEL IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Sil’dimirova Marina Aleksandrovna, lecturer of English for Economic and Mathematical Disciplines Department, resource teacher of Foreign Languages Department, National Research University Higher School of Economics. Russia.

Keywords: international system of assessing the competences formedness level, foreign languages, IELTS, bilingualism, new academic and professional realities, Russian quality standards.

The international standard for assessing the level of the foreign language competences formedness is extremely important today, since bilingualism has become an integral part of our world. Speaking about the most popular language on the planet, English, one needs to highlight the IELTS exam - a universal, internationally recognized leader in testing the level of English language proficiency. This exam allows each and every person to find his or her place in modern information world, which in turn is important for integration into new academic and professional realities. It must be admitted that assessment methods for the foreign language proficiency that prevail in Russian universities are not adapted to the international market and do not allow students to smoothly integrate into the foreign language educational environment. Making international examinations compulsory graduate methods for assessing the proficiency in a foreign language in Russian universities, taking as a basis leading universities, would allow students to receive further education abroad and improve Russian quality standards.

ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Полевой Сергей Анатольевич, д-р техн. наук, доцент, доцент департамента менеджмента, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается феномен клипового мышления современной молодежи, приводятся причины его возникновения и особенности мировосприятия. Рассмотрены вопросы изменения восприятия информации в современном перенасыщенном информацией мире с учетом проявления клипового мышления; определены недостатки и достоинства, а также побудительные факторы и особенности развития клипового мышления у молодых людей. Рассматривается влияние клипового мышления на степень восприятия экономических дисциплин студентов в высшем учебном заведении с классической образовательной средой. Определены стоящие перед высшей школой задачи по учету особенностей восприятия и клипового мышления студентов при организации образовательного процесса по экономическим дисциплинам, в ходе учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: клиповое мышление, проблемы обучения студентов, экономические дисциплины, скорость обработки информации, информационная среда.

INFLUENCE OF MOSAIC THINKING OF STUDENTS ON LEARNING ECONOMIC DISCIPLINES

Polevoy Sergey Anatol’evich, Dr. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Management Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: mosaic thinking, students’ learning challenges, economic disciplines, information processing rate, information environment.

The article deals with the mosaic thinking phenomenon of today’s youth, presents its causes and features of the world perception. The author studies the issues of changing perception of information in today’s information-overbearing world, taking into account the manifestation of mosaic thinking, identifies advantages and disadvantages, as well as driving factors and features of mosaic thinking in young people. The article considers the influence of mosaic thinking on the degree of economic disciplines perception in students of higher educational institutions with the classical educational environment. The author identifies the challenges facing higher education in marking the features of perception and mosaic thinking of students in the organization of educational process for economic disciplines during class and extra-curricular education activities of students.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОГИ О БУДУЩЕМ У РАБОТНИКОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Кононов Александр Николаевич, ст. преподаватель, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет (МГОУ)»: Россия, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24.

Тел.: (495) 780-09-40

E-mail:

Аннотация. Вниманию читателей предлагается эмпирическое исследование тревоги о будущем методом контекстуального анализа текста сочинений работников торговой организации. На основе обзора отечественной и зарубежной психологической литературы автор дает обоснование использования метода качественного анализа текста в рамках феноменологического подхода. Отмечаются особенности использования данного метода и последующей интерпретации данных, получаемых исследователем. В результате проведенного исследования были выявлены семь значимых контекстов (сфер), в отношении которых работники испытывают тревогу о будущем. Проанализированы особенности переживания тревоги о будущем как ситуативного (реактивного) психоэмоционального состояния, переживаемого работниками торговой организации в условиях мирового экономического кризиса. Отмечается важность полученных данных для последующей работы специалистов психологов по снижению уровня тревоги о будущем у работника предприятия как субъекта труда.

Ключевые слова: тревога о будущем, контент-анализ, феноменологический подход, работник торговой организации, качественное исследование.

RESEARCH OF THE ANXIETY ABOUT FUTURE OF THE TRADE ORGANIZATION EMPLOYEES BY METHOD OF CONTENT ANALYSIS

Kononov Aleksandr Nikolaevich, senior lecturer, Moscow Region State University. Russia.

Keywords: anxiety about future, content analysis, phenomenological approach, trade organization employee, qualitative research.

Readers are offered to empirically study the anxiety about future by method of contextual analysis of text works by the trade organizations employees. Following on from a review of Russian and foreign psychological literature, the author provides a substantiation for the use of qualitative analysis of text method within the framework of phenomenological approach. The author mention the features of using this method and the subsequent interpretation of data obtained by the researcher. The research resulted in identifying seven significant contexts (spheres), towards which the employees are anxious about the future. The article studies the features of feeling anxious about the future as a situational (response) psychoemotional state experienced by trade organization employees during the global economic downturn. The author marks the importance of the data obtained for the further psychologists research on reducing the level of anxiety about the future of trade organization employee as the subject of labor.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полевой Сергей Анатольевич, д-р техн. наук, доцент, доцент департамента менеджмента, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье представлены результаты теоретических и практических исследований мотивации студентов для обучения в вузе в результате их профессионального выбора. Рассмотрены внутренние и внешние мотивы, которые побуждают студентов осваивать будущую профессию, а также определены уровни сформированности мотивации профессионального становления. Приведены результаты исследования, основной целью которого являлось выявление взаимосвязи мотивов обучения и профессионального выбора первокурсников Финансового университета при правительстве Российской Федерации. Выявлена склонность студентов как к гуманитарной составляющей будущей профессии, что выражается в выборе дисциплин, направленных на взаимодействие с людьми, так и тяга к естественно-научной составляющей, что выражается в склонности к планово-экономическим видам работ. Представлена взаимосвязь между такими шкалами, как «получение знаний», «получение диплома» и «овладение профессией».

Ключевые слова: мотивация, профессиональное становление, учебный процесс, высшее образование, профессиональный выбор.

ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF PROFESSION SELECTION

Polevoy Sergey Anatol’evich, Dr. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Management Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: motivation, professional becoming, education process, higher education, profession selection.

The article presents the results of theoretical and practical research in students’ motivation for learning in universities as a result of their profession selection. The author has considered internal and external motivations that encourage students to master their future profession, and defines levels of professional becoming motivation formedness. The article presents the research results, the main purpose of which has been to identify the relation between the motives of study and profession selection in freshmen of the Financial University under the Government of the Russian Federation. The article reveals a tendency of students to the humanitarian component of a future profession, which is reflected in the choice of courses aimed at interacting with people, and a craving for natural science component, which is reflected in the tendency to planning and economic types of work. The author shows the relationship between such scales as “acquiring knowledge”, “graduation” and “mastery of the profession”.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Голубева Ольга Юрьевна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и педагогики, ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»: Россия, 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 3.

Тел.: (843) 277-58-36

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена раскрытию вопросов духовности и возможных способов ее развития. Духовность рассматривается как системное интегральное качество личности. Описываются характеристики духовности личности: морально-нравственные качества, ценностные ориентации, отношения личности. Делается вывод, что психологический тренинг способствует развитию духовности, в том случае если он будет использован в форме тренинговой технологии, направленной на развитие всех характеристик духовности. Кроме этого, приводится классификация психологических тренингов, а также процедура проведения тренинговой технологии, направленной на позитивное изменение в сфере духовного компонента личности. Раскрываются следующие этапы проведения тренинговой технологии: этап работы с морально-нравственными качествами личности, работы с ценностями личности, работы по развитию гуманного отношения человека к своей профессии.

Ключевые слова: духовность, морально-нравственные качества личности, ценности, отношения личности, психологический тренинг.

MINDSET TRAINING AS A WAY TO DEVELOP THE SPIRITUALITY OF A PERSONALITY

Golubeva Ol’ga Yur’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Social and Cultural Activities and Pedagogy Department, Kazan State University of Culture and Arts. Russia.

Keywords: spirituality, moral and ethic qualities of a person, values, personal relations, psychological training.

The article deals with revealing the issues of spirituality and possible ways of its development. Spirituality is seen as a systemic integrated personality trait. The author describes characteristics of a person’s spirituality: moral and ethic qualities, value orientations, personal relations. The article concludes that mindset training contributes to the development of spirituality, if it is used in the form of training technique aimed at developing all the characteristics of spirituality. In addition, the author suggests the classification of mindset trainings, as well as the procedure for conducting a training technology aimed at a positive change in the sphere of the spiritual component in a personality. The following stages of the training technology are revealed: the stage of working with the moral and ethic qualities of a personality, the stage of working with the values of a personality, the stage of work to develop a humane attitude of man to his profession.

ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В СОСТАВЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Черномырдина Татьяна Николаевна, соискатель, ст. преподаватель кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»: Россия, 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Тел.: (846) 207-44-00

E-mail:

Аннотация. В статье дается обоснование актуальности проблемы формирования готовности к деятельности в условиях инклюзивного образования; представлены социально-педагогические условия инклюзивного образования, определяющие содержание готовности педагогов к профессиональной деятельности; показана роль художественно-творческой деятельности в инклюзивном образовании. Автор акцентирует внимание на том, что личностная креативность занимает значимое место в структуре психологической готовности педагога инклюзивного образования. В статье представлены результаты эмпирического изучения личностной креативности в соответствии с такими показателями, как выраженная любознательность, развитое воображение, способность идти на риски и разбираться в сложных ситуациях, понимание возможности и необходимости развития креативности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Также дан сравнительный анализ сформированности личностной креативности будущих бакалавров-педагогов разных профилей обучения.

Ключевые слова: личностная креативность, инклюзивное образование, психологическая готовность студентов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

PERSONAL CREATIVITY AS AN ELEMENT OF STUDENTS" READINESS TO ACTIVITY IN THE SETTING OF INCLUSION

Chernomyrdina Tat’yana Nikolaevna, applicant, senior lecturer of Music Education Department, Samara State University of Social Sciences and Education. Russia.

Keywords: personal creativity, inclusive education, students’ psychological readiness to activity in the setting of inclusion.

The article gives the substantiation to the relevance of forming the readiness to activity in the setting of inclusive education; the author has presented the socio-pedagogical conditions of inclusive education, determining the content of teachers’ readiness to the professional activity. The article illustrates the role of artistic and creative activities in inclusive education. The author emphasizes that personal creativity takes an important place in the structure of psychological readiness in teachers of inclusive education. The article presents the results of an empirical study of personal creativity in accordance with such parameters as significant curiosity, developed imagination, ability to take risks and to cope with complicated situations, understanding the opportunities and the necessity to develop creativity in children with disabilities; the article also provides a comparative analysis of the personal creativity formation in future bachelors-teachers of different learning profiles.

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРОВ КАК РЕФЛЕКСИВНОГО ПРОЦЕССА

Лескова Людмила Владимировна, ст. преподаватель кафедры физики, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Спинова Елена Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры английского языка международного бизнеса, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.

Тел.: (495) 781-80-07

E-mail:

Аннотация. Авторы делают попытку связать процесс переговоров с теорией рефлексивного контроля В. Лефевра и применить физико-математические формулы к отдельным аспектам теории переговоров, проанализировать подготовительный этап переговоров, зону возможного соглашения, систему целей и некоторые приемы ведения переговоров. Авторы отмечают, что есть обширная литература по стратегиям в области ведения переговоров, но применяемые теоретические приемы являются упрощенными. Это происходит вследствие того, что применяемые приемы не учитывают «рефлексивную сущность» образов участников переговоров. Применяемые приемы оказываются бесполезными на практике. Точные науки, используя закономерности, добились успехов во многих областях техники. Связывая теорию переговоров с физическими и алгебраическими уравнениями (теория В. Лефевра), можно более точно предсказывать результат ведения переговоров.

Ключевые слова: теория переговоров, конфликт, приемы переговоров, зона возможного соглашения, система целей, физика, формулы, В. Лефевр, теория рефлексивного контроля.

PHYSICAL AND MATHEMATICAL ASPECTS OF NEGOTIATING AS A REFLEXIVE PROCESS

Leskova Lyudmila Vladimirovna, senior lecturer of Physics Department, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Spinova Elena Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of English Language of International Business Department, Russian Foreign Trade Academy. Russia.

Keywords: negotiation theory, conflict, negotiation techniques, ZOPA, system of aims, physics, formulae, V. Lefebvre, Theory of Reflexive Control.

The authors make an attempt of applying V. Lefebvre’s theory of reflexive control and some formulae of physics to the negotiation theory; they analyze preparation stage of negotiations, ZOPA, system of aims, and some negotiation techniques. The authors note that there is a wide range of literature on strategy in negotiating, but theoretical methods in use are to no effect. It occurs because the used methods do not take into account “reflexive essence” of images of negotiators. The methods in practical use are useless. Exact sciences through the use of regularities have achieved a lot in many areas of technology. It is possible to predict more precisely the result of negotiations by connecting the theory of negotiations with physical and algebraic equations (V. Lefebvre’s theory).

ДИНАМИКА ОБРАЗА Я В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

Молоденова Светлана Владимировна, аспирант, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет (МГОУ)»: Россия, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24.

Тел.: (495) 780-09-40

E-mail:

Аннотация. Изучена динамика образа Я в структуре я-концепции подростков. Показаны различия в когнитивном, эмоционально-оценочном и реализационном компонентах образа Я в младшем подростковом, старшем подростковом и старшем школьном возрастах. С развитием рефлексии меняется осмысление, осознание собственных действий, мыслей, поведения и поведения окружающих людей. Подросток строит представление об окружающем мире, о других людях и о себе на основе уже имеющихся знаний. Происходит переосмысление личностного опыта, он стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Это способствует социализации подростка, то есть подготавливает его к принятию социальных норм в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, а также способствует формированию объективной и дифференцированной самооценки.

Ключевые слова: образ Я, когнитивный компонент, эмоционально-оценочный компонент, реализационный компонент, подростковый возраст, я-концепция.

DYNAMICS OF THE IMAGE OF I IN THE STRUCTURE OF THE TEENAGERS’ SELF-CONCEPT

Molodenova Svetlana Vladimirovna, postgraduate student, Moscow Region State University. Russia.

Keywords: image of I, cognitive component, emotional-uating component, realization component, adolescent age, self-concept.

The article studies the dynamics of the image of I in the structure of the teenagers’ self-concept. The authors have identified the differences in the cognitive, emotional-uating and realization components of the I-image in the younger adolescent, senior adolescent and senior school ages. With the development of comprehension, reflection, awareness of one’s own actions, thoughts, behavior, and behavior of the surrounding people are changing too. A teenager builds an idea about the world around him, about other people and about himself on the basis of already existing knowledge. Reconsideration of personal experience occurs, and a teenager seeks to find himself, to determine the boundaries between himself and the world around him. This contributes to the socialization of a teenager, that is, prepares him for adopting social norms as his internal guidelines, as a guide to action, and also contributes to the formation of objective and differentiated self-esteem.

ФИЛОЛОГИЯ

ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ В РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОВ)

Ромазанова Ольга Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 65.

Файзиева Гюльчехра Ильясовна, канд. филол. наук, зав. кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Э. Н. Баумана»: Россия, 420029, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский тракт, 35.

Тел.: (843) 567-45-00

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена исследованию обращений родителей к детям в семейной сфере в разноструктурных английском и татарском языках. Выявляются сходства и различия использования различных обращений в зависимости от эмоционального состояния адресанта, от ситуации речевого общения. Прагматика использования обращений в обоих языках направлена на регуляцию взаимоотношения родитель – ребенок. Если один из коммуникантов нарушает определенные правила поведения и отношения меняются, то об этих изменениях сигнализирует выбор формы обращения. В обоих языках, в зависимости от эмоционального состояния адресанта, используется большое количество обращений как положительной, так и отрицательной коннотации. В ходе работы также выявляется гендерный характер отношений: в обоих языках мальчики с определенного возраста не любят ласковые, нежные обращения, особенно при девочках и чужих людях, отдавая предпочтение обращению просто по имени.

Ключевые слова: обращение, семейная сфера, адресат, адресант, форма родства, термин родства, пейоратив.

PARENTS ADDRESSING CHILDREN IN FAMILY CIRCLE IN MULTI-STRUCTURAL LANGUAGES (ON THE MATERIAL OF ENGLISH AND TATAR LANGUAGES)

Romazanova Ol’ga Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages Department, Kazan State Agrarian Universitу. Russia.

Fayzieva Gul’chekhra Il’yasovna, Cand. of Philol. Sci., head of Foreign Languages Department, Kazan State Academy of Veterinary Medicine by N.E. Bauman. Russia.

Keywords: addressing, family circle, addressee, speaker, kinship terminology, pejorative.

The article investigates the parents’ addressing their children in the family circle in multi-structural English and Tatar languages. The similarities and differences in the use of different forms of addressing, depending on the emotional state of the speaker, the situation of verbal communication are identified. Pragmatics of using forms of addressing in both languages is aimed at regulating the parent – child relations. If one of the communicants violates certain rules of behavior, and the relations change, these changes is marked by selection of forms of addressing. In both languages, depending on the emotional state of the speaker, there is a large number of forms of addressing of both positive and negative connotations. The article also reveals the gender nature of these elations: in both languages boys of a certain age do not like gentle tender addressing, especially in girls and strangers’ faces, preferring to be addressed simply by name.

ЯВЛЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО КЛАССА МЕСТОИМЕННЫХ ГЛАГОЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛА ДЕЛАТЬ)

Куншина Вера Сергеевна, аспирант кафедры русского языка, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена описанию глаголов с местоименной семантикой в современном русском языке. Автор доказывает существование местоименных глаголов как самостоятельного категориального класса, имеющего, как большинство языковых категорий, ядро, приядерную зону, ближайшую и отдаленную периферии. Основное содержание исследования составляет анализ ядра анализируемого категориального класса так называемых местоглаголий – одного из лексико-семантических вариантов глагола делать и его видового коррелята сделать , а также их дериватов. Внимание автора акцентировано преимущественно на грамматических характеристиках конструкций с ядерными глаголами. Это дает возможность отвлечься от семантики и понять, в каких случаях лексико-семантические варианты глаголов делать и сделать выступают в качестве десемантизированных, неполнознаменательных и местоименных, насколько это связано с их сочетаемостью и качеством зависимого слова.

Ключевые слова: функциональная грамматика, функциональная морфология, категориальный класс слов, глаголы с местоименной семантикой, местоименные глаголы, местоглаголия.

PHENOMENON OF CATEGORIAL CLASS OF PRONOMINAL VERBS (CASE STUDY OF THE VERB DO )

Kunshina Vera Sergeevna, postgraduate student of Russian Language Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Keywords: functional grammar, functional morphology, categorial word class, verbs with pronominal semantics, pronominal verbs, pronounverbs.

The article deals with verbs with pronominal semantics in modern Russian language. The author proves the existence of pronominal verbs as an independent categorial class that has, same as the majority of linguistic categories, the core, circumnuclear zone, near and distant periphery. The main subject matter of the research lies is the core analysis of studied categorial class of so-called “pronounverbs” – one of the lexical-semantic variants of the verb “do” and its correlate “get done”, as well as their derivatives. The author emphasizes mainly the grammatical characteristics of structures with core verbs. This allows to switch off semantics and understand in what cases the lexical-semantic variants of verbs “do” and “get done” act as desemantised, not full and pronominal ones, how it is related to their co-occurrence and the quality of dependent word.

«CБОРНАЯ» ДЕРЕВНЯ В ПОВЕСТИ «АД Ә МН Ә Р» («ЛЮДИ») ГАЛИМДЖАНА ИБРАГИМОВА

Ахметова Миляуша Ансаровна, науч. сотрудник отдела литературоведения, соискатель, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 12.

Тел.: (843) 292-76-59

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению художественного принципа «сборности» изображения в повести Г. Ибрагимова «Адәмнәр» («Люди»), реализованной Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор», но с противоположными художественными задачами. Г. Ибрагимов отображает страшные картины голода начала 20-х гг. XX в., выражает глубины трагедии пережитого тогда народом бедствия, показывает, до какого состояния были доведены татары в голодные годы. Анализируются различные смысловые уровни заглавия повести («быть человеком»), стиль и ее язык (обобщенно-символический, тропика – предельно смыслоемкая), хронотоп, изображение пейзажа (прием антитетичного параллелизма) и условные формы изображения (мотив видений, снов). Через образы повести воссоздаются типичные для всей республики и для всего Поволжья фантастические картины вымирающих деревень, людей, пытающихся найти свою «обетованную землю» и кочующих по стране в поисках лучшей доли. Кто он и какой он человек? До чего его может довести голод? Вот вопросы, на которые читатель должен ответить сам.

Ключевые слова: Г. Ибрагимов, повесть «Люди», Н. В. Гоголь, комедия «Ревизор», голод 1921–1923 гг. в Поволжье, принцип сборности изображения, образ «сборной» деревни.

“FARRAGINOUS” VILLAGE IN THE NOVELET “АДӘМНӘР” (“PEOPLE”) BY GALIMDZHAN IBRAGIMOV

Akhmetova Milyausha Ansarovna, researcher of Literature Studies Department, applicant, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences. Russia.

Keywords: G. Ibragimov, novelet “People”, N. V. Gogol, comedy “The Inspector General”, famine of 1921–1923 in the Volga Region, concept of the image’s “farrago”, image of “farraginous” village.

The article deals with the artistic concept of “farrago” view in the novel by G. Ibragimov “Adәmnәr” (“People”), applied also by N. V. Gogol in the comedy “The Inspector General”, but with opposing artistic objectives. G. Ibragimov reflects the terrible pictures of the famine in early 20’s of the XX cent., expresses the depth of the tragedy experienced by the people, and illustrates the state to which the Tatars have been driven in lean years. The author analyzes various notional levels of the novelet title (“to be human”), its style and its language (generalized symbolic style, the tropicalization of the text extremely succinct), chronotope, image of the landscape (artistic device of antithetic parallelism) and conventional forms of imagery (motifs of phantasma and dreams). The novelet re-creates the typical for the whole republic and, more broadly, for the entire Volga region fantastic pictures of depressed villages, people trying to find their “Promised Land” and wandering the country in search of a better life, through its images. Who is a man and what kind of man is he? How far can he go because of famine? Here are the questions that the reader should answer himself.

ЭМОТИВНЫЙ ТРИГГЕР КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЛОКУТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТАХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Подылин Сергей Юрьевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»: Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.

Тел.: (351) 799-71-01

E-mail:

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию особенностей репрезентации эмотивных триггеров в стратегии перлокутивного воздействия посредством подбора и комбинирования базовых тактик коммуникативного воздействия на примере текстов публицистического стиля. Были выявлены наиболее употребляемые эмотивные триггеры в стратегиях перлокутивного воздействия и охарактеризованы особенности их реализации. На основании проведенного исследования посредством комплексного подхода автором дается определение эмотивного триггера, определяются тактики речевого воздействия, формулируются основные способы репрезентации эмотивности в тексте, фиксируется различный уровень воздействия эмотивных триггеров в текстах оригинала и перевода для достижения перлокутивного эффекта, проводится сравнительная характеристика лингвопрагматических средств для выражения эмоционального в текстах немецкой и русской лингвокультур, выявляются наиболее употребительные языковые средства в процентном отношении.

Ключевые слова: публицистический стиль, эмотивный триггер, перлокутивное воздействие, стратегия и тактики.

EMOTIVE TRIGGER AS AN ELEMENT OF TRANSFERRING PERLOCUTIONARY INFLUENCE IN JOURNALISTIC TEXTS

Podylin Sergey Yur’evich, postgraduate student, Chelyabinsk State University. Russia.

Keywords: journalistic style, emotive trigger, perlocutionary impact, strategy and tactics.

This article studies the features of the emotive triggers representation within the perlocutionary influence strategy by selecting and combining the basic tactics of communicative impact on the case study of journalistic texts. The author has discovered the most common emotive triggers in perlocutionary influence strategies and has described the features of their implementation. On the ground of the study conducted in an integrated manner, the author gives the definition for an emotive trigger, determines the tactics of speech influence, specifies the main ways of emotive text representation, marks different levels of emotive triggers impact in the original text and its translation in order to achieve the perlocutionary impact, provides the comparative characteristic of linguopragmatic means for expressing emotions in the texts of German and Russian linguocultures, percentage-wise identifies the most common language means.

ЭВФЕМИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Мирзоева Фатима Расуловна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры английского языка (вечернего отделения), ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»: Россия, 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1.

Артемова Ирина Эриксовна, профессор кафедры английского языка (вечернего отделения), ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»: Россия, 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1.

Тел.: (499) 940-13-55

E-mail:

Аннотация. Эвфемизм часто определяется как слово или выражение, употребляемое взамен другого, которое по различным причинам неудобно или нежелательно произнести. Использование явления эвфемистической субституции в современном политическом дискурсе продиктовано многократно усилившейся информационно-психологической составляющей в межгосударственных отношениях в мире. Авторами рассматриваются основные социальные мотивы образования эвфемизмов, выделяются базовые характеристики, анализируются механизмы их формирования в языке политики и дипломатии. Особое внимание уделяется примерам современной военной и политической риторики в англоязычной прессе, анализируются основные подходы в отношении эвфемистических замен в сфере политики и дипломатии на современном этапе. В статье предпринята попытка выделения наиболее приемлемых способов перевода эвфемизмов на русский язык путем описания явления или действия, перевода нейтральными словами или путем калькирования.

Ключевые слова: эвфемизм, политкорректность, табу, манипулирование, подтекст, эвфемистическая субституция, дискурс, риторика, описательный перевод.

EUPHEMIZATION OF MODERN POLITICAL AND MILITARY DISCOURSES (CASE STUDY OF ENGLISH LANGUAGE)

Mirzoeva Fatima Rasulovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of English Language Department (Evening Studies Department), Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Russia.

Artemova Irina Eriksovna, Prof. of English Language Department (Evening Studies Department), Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Russia.

Keywords: euphemism, political correctness, taboo, manipulation, implied sense, euphemistic substitution, discourse, rhetoric, descriptive translation.

Euphemism is often defined as a word or expression that is used instead of the other word, using which is for various reasons uncomfortable or undesirable. Using the phenomenon of euphemistic substitution in modern political discourse is predetermined by a great deal heightened informational and psychological components in interstate relations in the world. The authors study the main social motives for forming euphemisms, educe basic characteristics, analyze the mechanisms of their formation in the languages of politics and diplomacy. The special attention is drawn to modern military and political rhetoric in English-language newspapers, the main approaches to euphemistic substitutions in the sphere of politics and diplomacy are analyzed at the current stage. The article attempts to highlight the most appropriate means to translate euphemisms in Russian through describing the phenomenon or action, translating it with neutral words, or by calquing.

«МЕТОД ПОРТРЕТИРОВАНИЯ» КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЫ ВЕРОЯТНОСТИ В СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Грызина Ольга Васильевна, канд. филол. наук, доцент кафедры риторики и культуры речи, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: Россия, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1.

Тел.: (499) 245-03-10

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена выявлению знаменательных слов с семантическим компонентом вероятности. Предметом авторского анализа являются имена прилагательные с вероятностной семантикой. В статье особо подчеркивается, что диагностирующими (опорными) словами, выражающими сему вероятности и выступающими в качестве главных (ядерных) компонентов словарных дефиниций, являются в основном модальные слова и словосочетания: по всей вероятности, вероятно, возможно, по-видимому, может/можно/нельзя, может быть, пожалуй, очевидно, должно быть. Также автором установлено, что имена прилагательные с вероятностной семантикой отличаются особенностями выявления семантического компонента вероятности в русском языке. Данное отличие главным образом проявляется на основе существования в семантической структуре имен прилагательных эксплицитных и имплицитных элементов. Поскольку не все словарные определения имен прилагательных содержат явно выраженные указания на вероятностную идею, то использование «методики портретирования» и обращение непосредственно к контексту позволяет актуализировать в их семантике «скрытую», имплицитную сему.

Ключевые слова: семантический компонент, лексико-семантическая микросистема, сема вероятности, эксплицитный компонент, имплицитный компонент.

“METHOD OF PORTRAYING” AS A MEANS OF IDENTIFYING THE SEME OF PROBABILITY IN THE NOTIONAL STRUCTURE OF ADJECTIVES

Gryzina Ol’ga Vasil’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Rhetoric and Speech Culture Department, Moscow State University of Education. Russia.

Keywords: semantic component, lexico-semantic microsystem, probability seme, explicit component, implicit component.

The article deals with identification of significant words with a semantic component of probability. The subject of the author’s analysis are the adjectives with probability semantics. The article emphasizes that diagnosing (pivot) words that express probability seme and act as the main (core) components of the dictionary definitions are basically modal words and phrases: in all probability, probably, possibly, perhaps/it is possible/impossible, maybe, rather, obviously, should be. Also, the author indicates that adjectives with probability semantics differ in the features of identifying the semantic component of probability in the Russian language. This difference mainly manifests itself on the basis of explicit and implicit elements of names existence in the semantic structure of an adjective. Since not all vocabulary definitions of adjectives contain explicitly expressed indications of the idea of probability, the use of “method of portraying” and referring directly to the context allows to actualize in their semantics a “hidden” implicit seme.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ ДЖОНА ФАУЛЗА «КОЛЛЕКЦИОНЕР»

Баратова Ольга Азизовна, аспирант, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2; преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 49.

Тел.: (843) 292-42-87

E-mail:

Аннотация. В статье предметом исследования становится театральность в дебютном романе Дж. Фаулза «Коллекционер». Ведущей темой романа является природа искусства и предназначение художника, которая раскрывается, в том числе с помощью театральных приемов, используемых автором на уровне системы персонажей (режиссер, актер), сюжета и композиции. В результате проведенного анализа становится очевидным, что театральность служит раскрытию идейного замысла произведения. С помощью своих героев автор противопоставляет изобразительное искусство коллекционированию, которое, по мнению автора, не является искусством вовсе, так как оно антигуманно. Тем самым театральность в данном произведении, подразумевая под собой рациональность, четкую срежиссированность действий, а также искусственность, становится в один ряд с коллекционированием, подавляя все живое и естественное.

Ключевые слова: театральность в английском романе, тема искусства в литературе, режиссерская постановка, философский роман, образ художника.

HISTRIONICS IN THE NOVEL BY J. FOWLES “THE COLLECTOR”

Baratova Ol’ga Azizovna, postgraduate student of Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga Region) Federal University; lecturer of Foreign Languages Department, Kazan Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: histrionics in English novel, motive of art in literature, staging, philosophical novel, image of an artist.

The article studies the histrionics in the debut novel by J. Fowles “The Collector”. The leitmotiv of the novel is the nature of art and an artist’s mission that is revealed with the author’s use of histrionism on the level of characters (stage director, actor), the plot and composition. As a result of the conducted analysis it becomes clear that histrionics served to the discovery of the ideologic conception of a novel. Through his characters the author sets fine arts against collecting, which, as the author believes, is not an art at all because of its antihumanity. Thus, the histrionics in this work, meaning rationality, a clear direction of actions, as well as artificiality, becomes on a par with collecting, suppressing all the living and natural.

О МОРФОЛОГИЧЕСКОМ ВЫРАЖЕНИИ ПРИЗНАКА НЕРАВЕНСТВА В ЛЕЗГИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Чумаченко Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail:

Аннотация. Категорию компаративности целесообразно рассматривать в рамках функционально-семантического подхода (ФСП), так как этот подход предполагает объединение языковых единиц на основе комбинации общности выражаемого ими значения и выполняемых функций в составе ФСП. Поскольку в дагестанских языках, в том числе и лезгинском, отсутствуют формы степеней сравнения прилагательных и наречий, то полевой подход описания дает возможность выявить иные, альтернативные возможности грамматикализации компаративной семантики, в частности морфологическое выражение признаков равенства и неравенства, которые и составляют ядро функционально-семантической категории (ФСК) компаративности. Признак неравенства ФСК компаративности в лезгинском языке, которому посвящена данная статья, находит грамматическое выражение в морфологических формах имен самих сравниваемых объектов. Для выражения семантического признака неравенства используются конструкции с суперлативным падежом имени, то есть здесь имеет место использование суперлативного падежа имени в несобственной (непространственной) функции для выражения неравенства. Эта конструкция сравнительной семантики была замечена в лезгинском языке М. Хаспельматом. В данной статье она интерпретируется комплексно, во взаимосвязи с другими компонентами выражения ФСК компаративности.

Ключевые слова: функционально-семантические категории, компаративность, равенство, неравенство.

ON THE MORPHOLOGICAL EXPRESSION OF A FEATURE OF INEQUALITY IN LEZGIN LANGUAGE

Chumachenko Ekaterina Sergeevna, postgraduate student of Theoretical and Applied Linguistics Department, Dagestan State University. Russia.

Keywords: functional-semantic categories, comparativeness, equality, inequality.

It is advisable to consider the comparative category within the framework of a functional-semantic approach (FSA), since this approach involves merging the linguistic units on the basis of a combination of the commonality of the expressed meaning and the functions performed within the FSA. Since there are no forms of degrees of comparison in adjectives and adverbs in Daghestanian languages, including the Lezgin language, the field approach of description makes it possible to identify other alternative possibilities for grammaticalization of comparative semantics, in particular, the morphological expression of the signs of equality and inequality, which constitute the core of the functional semantic category (FSC) comparativeness. The sign of the inequality of FSC comparativeness in the Lezgin language, which is studied in the article, finds a grammatical expression in the morphological forms of the object names being compared with themselves. For the expression of the semantic sign of inequality the constructions with the superlative case of the name are used, that is, the use of the superlative case in the improper (non-spatial) function for the expression of inequality occurs. This construction of comparative semantics has been marked in Lezgin language by M. Khaspel’mat. In this article it is interpreted comprehensively, in conjunction with other components of the expression of the FGC of comparison.

Информация для авторов на ваш e-mail

 Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных.