Department of scientific and educational publications
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 13-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Стр. 6 Гинзбург А. В., Воложенин А. С.
Оценка эффективности комплексных проектов автоматизации в строительстве
Стр. 11 Говоруха П. А.
Локальный организационно-технологический потенциал как комплексный показатель эффективности устройства ограждающих конструкций жилых зданий
Стр. 17 Гиря Л. В., Хоренков С. В., Демченко Е. В., Иваницкий В. А.
Предварительная оценка технического состояния зданий с использованием данных дистанционного зондирования земли
Стр. 23 Трекин Н. Н., Быбка А. В., Ямалов А. В.
Оценка влияния податливости сборных дисков перекрытий на работу каркаса многоэтажного здания
Стр. 27 Малаханов В. В., Доронин Ф. Л.
О длине гидравлического прыжка
Стр. 33 Кустикова Ю. О., Зиновьев Д. М.
Акустика городских лесополос
Стр. 39 Бедов А. И., Николенко И. И.
Усиление несущих элементов железобетонных каркасных зданий в сейсмоопасных районах
Стр. 45 Самбатов И. Б., Марголин В. М.
Численное моделирование работы вытрамбованного фундамента с забивной мини сваей в центре
Стр. 50 Герасимов А. И., Соколова И. В.
Влияние срока службы и старения материалов рулонных покрытий пола на изоляцию ударного шума
Стр. 55 Бидов Т. Х.
Организационно-технологические и управленческие решения использования методов неразрушающего контроля при возведении монолитных конструкций
Стр. 59 Емлютин С. В., Фокина Е. Н.
Обоснование целесообразности использования рекуперативного и регенеративного теплоутилизатора в системе вентиляции
Стр. 64 Величко Е. Г., Вихрова Т. Н., Цховребов Э. С., Цветкова А. О.
Применение углепластиков: технические и экологические аспекты
Стр. 69 Кужин М. Ф.
Анализ использования площади территории строительной площадки
Стр. 72 Гиря Л. В., Лапина А. П., Сыч И. Э., Зленко Е. А.
Параметры эксплуатационных качеств как фактор надежности зданий и сооружений
ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ
Стр. 75 Петров А. И., Исаев Н. Ю.
Исследование работы лопастного насоса в зоне отрицательных подач методами гидродинамического моделирования
ТРАНСПОРТ
Стр. 80 Гуськов А. А., Залукаева Н. Ю.
Городской наземный общественный транспорт: проблемы и перспективы развития
Стр. 85 Калмыков Б. Ю., Гармидер А. С.
Определение изменения объема пассажирского салона автобуса после его опрокидывания
Стр. 88 Травкин А. В.
Автоматизация информационного комплекса в сфере грузоперевозок
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Стр. 91 Верещагина Л. С., Ольхова Л. А., Воронин Э. Е.
Факторы развития механизма управления наукоемкими корпоративными образованиями на основе трудовой мотивации
Стр. 94 Агаев И. А.
Важность усиления деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности азербайджана в условиях роста глобальных угроз
Стр. 99 Бесхмельницына С. Н., Ильичев С. Н.
Методика определения сбалансированности показателей предприятий обрабатывающей промышленности
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА
Стр. 105 Синенко С. А., Иванов В. А., Ефимов В. В.
Особенности организации и проведения конкурсных подрядных торгов при реализации инвестиционно-строительных проектов
Стр. 109 Чефранова О. В.
Синергетическая концепция обновления государственной политики развития автодорожного комплекса как аттрактора социально-экономической системы
Стр. 113 Цховребов Э. С., Величко Е. Г., Шевченко А. С.
Разработка современного программного обеспечения в области эколого-экономической оценки воздействия объектов строительства и сноса зданий на окружающую среду

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ АВТОМАТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Гинзбург Александр Витальевич, д-р техн. наук, профессор, зам. председателя научно-технического совета, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Воложенин Александр Сергеевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. В статье описан подход по оценке эффективности комплексных проектов автоматизации систем управления в строительстве. Описанный подход позволяет на ранних стадиях в условиях неопределенности информационной среды, где достаточно сильно затруднена разработка статистических моделей системы, а использование вероятностных аналитических методов становится просто невозможным, произвести оценку эффективности комплексных проектов автоматизации при отсутствии необходимого статистического материала. С практической точки зрения, применение этого подхода в строительной сфере позволит принимать некоторые обоснованные решения по повышению эффективности проектируемой системы управления, позволит оценить ожидаемый эффект от выбора той или иной концепции даже на ранних стадиях разработки, тем самым, поможет обосновать решение о целесообразности ее создания.

Ключевые слова: система управления, оценка эффективности, АСОИУ, комплексные проекты автоматизации, строительство, показатели эффективности.

ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF COMPLEX AUTOMATION PROJECTS IN CIVIL ENGINEERING

Ginzburg Aleksandr Vital’evich, Dr. of Tech. Sci., Prof., deputy head of science-technical council, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Volozhenin Aleksandr Sergeevich, postgraduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: control system, assessment of effectiveness, ASIPC, complex automation projects, civil engineering, effectiveness indicators.

The article describes the approach to assessing the effectiveness of complex projects aimed at automating control systems in civil engineering. The described approach makes it possible to assess the effectiveness of complex automation projects in the absence of necessary statistical data at the early stages of project development, when the information environment is uncertain, the development of statistical models of the system is complicated, and the usage of probabilistic analytic methods becomes completely impossible. From the practical viewpoint, the usage of this approach in the sphere of civil engineering will make it possible to make certain substantiated decisions on increasing the effectiveness of the designed control system, as well as to assess the expected effect of choosing this or that concept even at the early development stage, thus helping to determine whether its creation is reasonable.

ЛОКАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТРОЙСТВА ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Говоруха Петр Анатольевич, ассистент кафедры «Технология и организация строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Обоснована необходимость формирования оценки эффективности организационно-технологических процессов. Выявлено научное направление, решающее поставленную задачу. В результате исследования установлено, что искомое понятие, определяющее уровень принятых организационно-технологических мероприятия, в соответствии с научными публикациями представлено в виде интегрального организационно-технологического потенциала. Определено, что потенциал существует на реализацию как строительного проекта в целом, так и отдельных строительно-монтажных работ. Обосновано, что среди потенциалов, описывающих отдельные технологические процессы, отсутствуют работы, связанные с устройством ограждающих конструкций жилых зданий, в соответствии с чем введено новое понятие – «организационно-технологический потенциал устройство ограждающих конструкций жилых зданий». Сформированы производственно-технологические модули (ПТМ) как факторы, влияющие на возможность получения комплексного показателя эффективности строительно-монтажных работ при устройстве ограждающих конструкций. Выполнен экспертный опрос, на основании которого определены весовые характеристики каждого ПТМ. Произведена парная корреляция факторов, и получено оптимальное количество экспериментов.

Ключевые слова: локальный организационно-технологический потенциал, факторы показателя эффективности, производственно-технологические модули, устройство ограждающих конструкций .

LOCAL ORGANIZATIONAL-TECHNOLOGICAL POTENTIAL AS A COMPLEX INDICATOR REFLECTING THE EFFECTIVENESS OF THE DESIGN OF FENCING STRUCTURES IN RESIDENTIAL BUILDINGS

Govorukha Petr Anatol’evich,  assistant lecturer of Technology and Organization of Construction Department, Institute of Civil Engineering and Architecture, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: local organizational-technological potential, factors of effectiveness indicator, production-technological modules, design of fencing structures.

The study substantiates the need for forming the assessment of the effectiveness of technological processes. It determines the notion of the integral organizational-technological potential of an engineering project, looks at the research in similar areas, forms production-technological modules (PTM), which represent the factors that impact the possibility of deriving the complex indicator of the effectiveness of engineering-assembly work in constructing fencing structures. An expert poll has been carried out. Based on the results of the poll, the researcher has determined the weight of each PTM. Pair correlation of factors has been performed and the optimal number of experiments has been determined.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ

Гиря Лидия Владимировна,  канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Хоренков Сергей Васильевич,  зав. учебной лабораторией кафедры «Городское строительство и хозяйство», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Демченко Егор Владимирович,  зам. начальника комплекса участков, ГКУ Ростовской области «Служба эксплуатации административных зданий Правительства Ростовской области», магистрант, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Иваницкий Владимир Анатольевич,  магистрант, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Тел.: (863) 273-85-25

E-mail: Giryal@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена предварительной оценке технического состояний конструкций при техническом обследовании и мониторинге деформаций жилых зданий с использованием данных дистанционного зондирования земли на основании метода интерферометрической съемки. Данный метод позволяет наблюдать за поверхностью земли с использованием авиационных и космических средств. Рассмотрен пример применения данных интерферометрической съемки при мониторинге деформаций здания жилого дома. Для территории исследуемого объекта обработаны точечные измерения, построен график деформаций грунтов, представлена динамика их вертикальных перемещений. Проведено визуальное освидетельствование перемещений, деформаций стен и перекрытий здания исследуемого объекта и проанализирована их динамика с использованием маяков пластинчатого типа. В статье даются выводы и рекомендации по использованию данных дистанционного зондирования земли.

Ключевые слова: техническое обследование зданий, дистанционное зондирование, метод интерферометрической съемки, организационно-технологическое обеспечение реконструкции городской застройки.

PRELIMINARY ASSESSMENT OF THE TECHNICAL STATE OF BUILDINGS WITH THE USAGE OF REMOTE SENSING OF EARTH DATA

Girya Lidiya Vladimirovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Urban Development and Economy Department, Don State Technical University. Russia.

Khorenkov Sergey Vasil’evich, head of training laboratory of Urban Development and Economy Department, Don State Technical University. Russia.

Demchenko Egor Vladimirovich, deputy head of land plot complex, Office for the Operation of Administrative Buildings of the Government of Rostov Region, graduate student, Don State Technical University. Russia.

Ivanitsky Vladimir Anatol’evich, graduate student, Don State Technical University. Russia.

Keywords: technical inspection of buildings, remote sensing, interferometric survey method, organizational-technological support of reconstructing urban buildings.

The work is dedicated to the preliminary assessment of the technical state of building structures. This assessment is part of the technical inspection and monitoring of the deformations of residential buildings and uses Earth remote sensing data obtained with the help of interferometric survey method. This method makes it possible to observe the surface of the Earth using air- and spacecraft. The article provides the example of how interferometric survey data can be used to monitor the deformations of a residential building. The researchers have processed the point measurements of the territory of the object, created the graph of soils deformations, and presented the dynamics of their vertical shifts. They have carried out the visual inspection of the studied building, the shift and deformation of walls and floors, and have analyzed the dynamics of the changes with the help of plate-type deformation monitors. The article gives conclusions and recommendations on using Earth remote sensing data.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОДАТЛИВОСТИ СБОРНЫХ ДИСКОВ ПЕРЕКРЫТИЙ НА РАБОТУ КАРКАСА МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ

Трекин Николай Николаевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Железобетонных и каменных конструкций», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Быбка Александр Васильевич, зам. начальника отдела конструктивных систем № 1, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Ямалов Александр Викторович, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Совершенствование расчетных схем, в данном случае учет податливости сопряжений сборных дисков перекрытий имеет большое практическое значение и является частью решения актуальной проблемы по повышению эффективности конструктивных решений зданий. В статье выполнена оценка влияния податливости сборных дисков перекрытий на работу каркаса многоэтажного здания. Оценка влияния податливости производится на основании расчета двух вариантов сборного каркаса десятиэтажного здания. В первом варианте расчетной схемы модуль упругости (Е 0 ) для дисков перекрытий был принят соответственно класса бетона В25. Во втором модуль упругости понижен с использованием коэффициента эквивалентной жесткости, что подразумевает учет податливости сопряжений сборного диска перекрытия. Произведено сравнение по изгибающему моменту в вертикальных несущих элементах. Проведенные численные исследования позволили выявить наиболее нагруженные участки каркаса, а также оценить перераспределение усилий в вертикальных несущих конструкциях.

Ключевые слова: податливость, диски перекрытий, сборный каркас, железобетон.

ASSESSING THE IMPACT OF THE PLIABILITY OF PRECAST FLOOR DISKS ON THE PERFORMANCE OF A HIGH-RISE BUILDING FRAME

Trekin Nikolay Nikolaevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Ferroconcrete and Stone Structures, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Bybka Aleksandr Vasil’evich, deputy head of design systems department No. 1, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Yamalov Aleksandr Viktorovich, graduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: pliability, floor disks, precast frame, ferroconcrete.

The improvement of calculation scheme, which in this case involves taking into account the pliability of the conjugations of precast floor disks, has a significant practical value and can help to solve a pressing problem - increase the effectiveness of the design solutions of buildings. The article assesses the impact of the pliability of precast floor disks on the performance of a high-rise building frame. The assessment of pliability impact is based on calculating two variants of a precast high-rise building frame. In the fist variant of the design scheme the elasticity module (Е0) for floor disks was the one for B25 concrete grade. In the second one, the elasticity module was lowered with the usage of equivalent rigidity coefficient, which involves taking into account the pliability of precast floor disk conjugations. The variants were compared based on the bending moment in vertical bearing elements. The numerical research undertaken has made it possible to determine the frame parts with the highest load and assess the redistribution of effort in vertical bearing structures.

О ДЛИНЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРЫЖКА

Малаханов Вячеслав Васильевич, канд. техн. наук, доцент, почетный работник высшей школы РФ, доцент кафедры «Гидравлика и гидротехническое строительство», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Доронин Федор Леонидович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Гидравлика и гидротехническое строительство», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Гидравлический прыжок как физическое явление давно привлекает внимание гидравликов и гидротехников, т. к. является самым распространенным режимом сопряжения бьефов и эффективным методом гашения избыточной энергии потока в нижнем бьефе водосбросных сооружений. Длина гидравлического прыжка определяет размеры крепления нижнего бьефа и сопрягающих сооружений водосбросов, стоимость которых составляют значительную часть стоимости водосбросов. Исследования параметров гидравлического прыжка ведутся более ста лет. Различными авторами предложены несколько десятков формул, отличающиеся как характером зависимостей, так и результатами расчетов по ним. Целью работы является выяснение причин таких отличий и поиск более точного определения длины гидравлического прыжка. Показано, что значительное различие между этими формулами обусловлены значительной погрешностью экспериментального определения длины гидравлического прыжка. В статье предлагается формула для определения длины гидравлического прыжка с погрешностью 2-3 % на основе обработки результатов исследования аналога гидравлического прыжка – течения газа за ступенькой в аэродинамическом канале.

Ключевые слова: длина гидравлического прыжка, аэродинамическая модель гидравлического прыжка, сопряженные глубины.

ON THE LENGTH OF A HYDRAULIC JUMP

Malakhanov Vyacheslav Vasil’evich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., honorary worker of higher school of the RF, Ass. Prof. of Hydraulics and Hydraulic Engineering Structures Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Doronin Fedor Leonidovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Hydraulics and Hydraulic Engineering Structures Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: hydraulic jump length, aerodynamic model of hydraulic jump, conjugated depths.

The physical phenomenon of a hydraulic jump has long attracted the attention of hydraulics researchers and engineers, since it is the most popular mode of stream sectors conjugation and an effective method of extinguishing the excessive flow energy in the downstream sector of water catchment facilities. The length of a hydraulic jump determines the dimensions of lower downstream sector fixtures and conjugating structures of spillways, the cost of which accounts for a significant portion of total spillway cost. Hydraulic jump parameters have been studied for over a hundred years. Different authors have suggested several dozens of formulae, which differ both in the nature of dependencies and the results of calculations based on them. The goal of this piece of research consisted in finding the cause of such differences and determining a more precise way of calculating hydraulic jump length. The work shows that the significant difference between the formulae is caused by the considerable error in the experimental determination of hydraulic jump length. The article suggests the formula for determining hydraulic jump length with a 2–3% error. It is based on processing the results of studying the analogue of a hydraulic jump - the flow of gas through aerodynamic channel expansion.

АКУСТИКА ГОРОДСКИХ ЛЕСОПОЛОС

Кустикова Юлия Олеговна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Жилищно-коммунальный комплекс», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Зиновьев Даниил Михайлович, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Деревья и растения в целом могут ослаблять звук, отражая, преломляя и поглощая энергию. Некоторые виды растительности лучше ослабляют звук, чем другие. Звуковые волны, взаимодействующие с деревьями, лесополосами и лесонасаждениями выражаются как избыточное затухание. С акустической точки зрения, соответствующими характеристиками леса являются: древесные породы, диаметр ствола, отношение количества деревьев на площадь, рассеивание и поглощающее способности, площадь листа, кора, навес и лесной почвы. Звуковая волна с частотой 1 кГц распространяется с длиной волны, сравнимой с диаметром ствола. Ствол, ветви и листва частично рассеивают проходящую акустическую энергию. Рассеивание звука на лесополосах и барьерах в значительной степени используется для снижения шума при движении транспорта путем отражения и поглощения. Умелый дизайн барьеров является ярким примером акустической экологии, способствующей более глубокому пониманию шума и его роли в нашей жизни.

Ключевые слова: шум, волны, звук, затухание, шумозащита, лес.

ACOUSTICS OF CITY FOREST BELTS

Kustikova Yulia Olegovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Housing and Utility Complex Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Zinov’ev Daniil Mikhaylovich, graduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: noise, waves, sound, dampening, noise insulation, forest.

In general trees and plants can weaken the sound by reflecting, refracting and absorbing energy. Some types of plants are better at weakening the sound than others. The sound waves that interact with trees, forest belts and forest plantations are seen as overdamping. From the acoustic viewpoint, the relevant forest properties include: tree species, trunk diameter, number of trees per area unit, diffusion and absorption capabilities, the area of leaves, bark, canopy and soil. When the sound wave with the frequency of 1 Hz spreads, the wavelength is comparable to the trunk diameter. The trunk, branches and leaves partially diffuse the acoustic energy passing through them. Sound diffusion in forest belts and barriers is often used to decrease traffic noise by means of sound reflection and absorption. Skilled design of barriers serves as a vivid example of acoustic ecology and helps to deepen our understanding of noise and the role of noise in our lives.

УСИЛЕНИЕ НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КАРКАСНЫХ ЗДАНИЙ В СЕЙСМООПАСНЫХ РАЙОНАХ

Бедов Анатолий Иванович, канд. техн. наук, профессор, профессор кафедры «Железобетонные и каменные конструкции», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Николенко Ирина Игоревна, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. В статье представлены результаты оценки эффективности своевременного усиления колонн железобетонных каркасных зданий, способное увеличить общую динамическую сопротивляемость конструкции в условиях расчетной сейсмики, а также с учетом активного проявления фоновых землетрясений. На основе карт общего сейсмического районирования, выявлено опасное повышение уровня сейсмического риска для некоторых регионов Российской Федерации. На основе оценки последствий сильных землетрясений, выполнен анализ масштабов необходимости первоочередного сейсмического усиления железобетонных каркасных зданий жилищного фонда. Приведены доказательства деградации физических и конструктивных характеристик несущих железобетонных элементов в результате фоновых землетрясений, активное проявление которых способно привести к значительным остаточным деформациям в железобетонных конструкциях, их преждевременному износу и усталостному разрушению. Проведенный анализ эффективности усиления железобетонных колонн каркаса металлическими обоймами позволяет рационально повысить сейсмостойкость существующих зданий и сооружений как с конструктивной, так и с экономической точки зрения.

Ключевые слова: индекс сейсмического риска, сейсмостойкость, фоновые землетрясения, сейсмическое усиление, металлическая обойма, динамическая сопротивляемость.

REINFORCING THE BEARING ELEMENTS OF FERROCONCRETE FRAME BUILDINGS IN SEISMIC AREAS

Bedov Anatoly Ivanovich, Cand. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Ferroconcrete and Stone Structures, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Nikolenko Irina Igorevna, graduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: seismic risk index, seismic resistance, background earthquakes, seismic reinforcement, metal casing, dynamic resistance.

The article presents the results of assessing the effectiveness of timely reinforcement of the columns of ferroconcrete frame buildings. This can help to increase the total dynamic resistance of structures in estimated seismic conditions, as well as during active background earthquakes. Based on general seismic zoning maps, the researchers have detected a dangerous increase in the level of seismic risk in certain regions of the Russian Federation. Having assessed the consequences of strong earthquakes, they have analyzed the extent of the need for priority seismic reinforcement of ferroconcrete frame residential buildings. The work proves the degradation of physical and structural properties of the bearing ferroconcrete elements due to background earthquakes, the active manifestation of which may lead to significant residual deformations in ferroconcrete structures, their rapid deterioration and fatigue destruction. The analysis of the effectiveness of reinforcing ferroconcrete columns with metal casings shows that it is a rational way of increasing the seismic resistance of the existing buildings and structures from both structural and economic viewpoints.

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВЫТРАМБОВАННОГО ФУНДАМЕНТА С ЗАБИВНОЙ МИНИ СВАЕЙ В ЦЕНТРЕ

Самбатов Игорь Баирович, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Марголин Владимир Михайлович, канд. техн. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, доцент кафедры «Технологий и организации строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Для изучения закономерностей и параметров работы, а также определния области применения вытрамбованного фундамента с забивной минисваей было проведено численное моделирование данной конструкции в ПК Plaxis 2D для инженерно геологических условий республики Бурятия. Целью данного исследования является установление оптимальных размеров вытрамбованного фундамента с забивной минисваей. Данная цель была достигнута путем решения следующих задач: определния оптимальных размеров вытрамбованного элемента и длины забивной минисваи, изучения напряженно-деформированного состояния оснований, оценка нагрузки при которой достигаются предельные осадки. Размеры вытрамбованного элемента варьировались в зависимости от угла наклона боковой грани.

В представленных выводах можно судить об эффективности, и увидеть основные закономерности работы под нагрузкой разрабатываемого типа фундамента.

Ключевые слова: вытрамбованный фундамент с забивной минисваей в центре, напряженно-деформированноое состояние основания, предельная допустимая нагрузка.

NUMERICAL MODELING OF THE OPERATION OF A RAMMED FOUNDATION WITH A DRIVEN MINI-PILE IN THE MIDDLE

Sambatov Igor’ Bairovich, graduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Margolin Vladimir Mikhaylovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., senior researcher, Ass. Prof. of Technology and Organization of Construction Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: rammed foundation with a driven mini-pile in the middle, stress-strain state of the footing, maximum allowable load.

In order to study the regularities and operational parameters of a rammed foundation with a driven mini-pile in the middle, as well as the sphere of its application, the researchers have performed the numerical modeling of this structures in Plaxis 2D SC for the engineering-geological conditions of the Republic of Buryatia. The goal of the study consisted in determining the optimal dimensions of a rammed foundation with a driven mini-pile. The goal has been achieved through solving the following tasks: determining the optimal dimensions of the rammed element and the length of the driven mini-pile, examining the stress-strain state of footings, assessing the load which leads to maximum settlement. The sizes of the rammed ele-ment varied depending on the slope angle of the lateral face. The conclusions demonstrate the effectiveness and the main regularities of the operation of this type of foundation under load.

ВЛИЯНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ И СТАРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ РУЛОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПОЛА НА ИЗОЛЯЦИЮ УДАРНОГО ШУМА

Герасимов Анатолий Иванович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Проектирование зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Соколова Ирина Викторовна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Проектирование зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail: Gerasimov

Аннотация. Приводится уточненный метод определения среднего срока службы покрытий из поливинилхлоридного (ПВХ) линолеума на основе результатов обследования полов данного типа в жилых домах, построенных в разные периоды времени. Показано, что средний срок службы рулонного покрытия пола зависит от большого количества случайных факторов, в том числе от качества материала, способа устройства покрытия пола, интенсивности эксплуатации. В статье рассматривается метод расчета изоляции ударного шума междуэтажным перекрытием с конструкцией пола из рулонных материалов (линолеумов с подосновами различного вида). Представлены результаты исследований изменения изоляции ударного шума ПВХ линолеумов на теплозвукоизоляционной основе (ТЗИ) во времени по методике ускоренного старения. Даны рекомендации по наиболее эффективным видам линолеумов для применения в гражданских зданиях.

Ключевые слова: срок службы, долговечность, рулонные полы, линолеум, эксплуатационные свойства, износостойкость, звукоизоляция, истирание, ударный шум.

INFLUENCE OF THE SERVICE LIFE AND AGEING OF MATERIALS OF ROLL FLOOR COVERINGS ON IMPACT SOUND INSULATION

Gerasimov Anatoly Ivanovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Design of Buildings and Structures Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Sokolova Irina Viktorovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Design of Buildings and Structures Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: service life, durability, roll floor coverings, linoleum, operational properties, wear resistance, sound insulation, abrasion, impact sound.

The article presents the method of determining the average service life of polyvinyl chloride (PVC) linoleum coverings, which has been refined on the basis of inspecting such floors in residential houses built in different time periods. It shows that the average service life of roll covering depends on a large number of random factors, which include the quality of the material, the method of laying the covering, and the intensity of use. The article studies the method of calculating the impact sound insulation properties of the floors in the buildings with floor coverings made of roll materials (linoleums with different kinds of backing). It presents the results of studying the changes in the impact sound insulation of PVC linoleums with heat-sound insulation over time according to accelerated ageing method. The researchers recommend the most effective types of linoleums to be used in civil buildings.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Бидов Тембот Хасанбиевич, ст. преподаватель кафедры «Технология и организация строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. В данной работе обозначены структура и модель потенциала использования неразрушающих методов контроля качества при возведении монолитных железобетонных конструкций. Обоснована необходимость создания инструмента, позволяющего выбрать оптимальное организационно-технологическое решение при использовании неразрушающих методов контроля качества. В качестве данного инструмента предложен организационно-технологический потенциал неразрушающих методов контроля качества как дискретный показатель выбранного организационно-технологического решения. Были изучены факторы, влияющие на формирование потенциала использования методов неразрушающего контроля при возведении монолитных железобетонных конструкций. Методика выбора и оценки параметров и дальнейшее их структурирование в виде организационно-технологических модулей были осуществлены группой экспертных специалистов. Изложены значения каждого элемента системы, с помощью математического моделирования выведен основной закон взаимодействия параметров исследуемой системы.

Ключевые слова: организационно-технологический потенциал, организационно-технологические модули, единичный интегральный потенциал, неразрушающие методы контроля качества, весовой коэффициент.

ORGANIZATIONAL-TECHNOLOGICAL AND MANAGEMENT SOLUTIONS IN USING NON-INVASIVE CONTROL METHODS DURING THE ERECTION OF MONOLITHIC STRUCTURES

Bidov Tembot Khasanbievich, senior lecturer of Technology and Organization of Construction Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: organizational-technological potential, organizational-technological modules, singular integral potential, non-invasive quality control methods, weight coefficient.

The work outlines the structure and model of the potential of using non-invasive quality control methods during the erection of monolithic ferroconcrete structures. It substantiates the need to create a tool that can help to choose the optimal organizational-technological solution when using non-invasive quality control methods. The researcher suggests using the organizational-technological potential of non-invasive quality control methods, which can serve as a discrete indicator of the selected organizational-technological solution, as such a tool. The work has studied the factors that affect the formation of the potential of using non-invasive control methods during the erection of monolithic ferroconcrete structures. The technique of selecting and assessing the parameters, as well as their structural representation in the form of organizational-technological modules have been created by a group of experts. The study lists the values for each element of the system. Mathematical modeling has been used to derive the main law describing the interaction between the parameters of the system in question.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО И РЕГЕНЕРАТИВНОГО ТЕПЛОУТИЛИЗАТОРА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ

Емлютин Сергей Владимирович, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Фокина Екатерина Николаевна, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.:

E-mail:

Аннотация. На основе теории принятия управленческих решений произведены сравнения характеристик и экономический расчет для обоснованного внедрения теплоутилизатора в систему вентиляции для условий предприятия, расположенного в г. Москве. Произведено сравнение основных характеристик двух типов теплоутилизаторов (роторного и пластинчатого). Сформулированы выводы о возможности использования каждого из видов теплоутилизаторов в помещениях (зданиях), имеющих разные характеристики (объем помещения, процент влажности воздуха в помещении, климатические условия). Выполнены расчеты энергоэкономической эффективности установки роторного и пластинчатого теплоутилизаторов в систему приточно-вытяжной вентиляции. Рассчитан накопленный денежный поток, и определен период окупаемости для рассматриваемых типов приборов. На основе полученных результатов расчета энергоэффективности сделаны выводы о целесообразности внедрения каждого из типов теплоутилизаторов в систему вентиляции.

Ключевые слова: вентиляция, утилизация тепла, теплоутилизатор, энергоэкономическая эффективность.

STUDY OF THE FEASIBILITY OF USING A RECUPERATIVE AND REGENERATIVE HEAT RECOVERY UNIT IN THE VENTILATION SYSTEM

Emlyutin Sergey Vladimirovich, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Fokina Ekaterina Nikolaevna, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: ventilation, heat recovery, heat recovery unit, energy-economic efficiency.

Based on the theory of management decision making, the researchers compare features and perform economic calculations for the substantiated installation of heat recovery unit in the ventilation system of an enterprise located in the temperate climate zone. The work calculates the energy-economic efficiency of installing a rotor and a plate heat exchanger in the supply and exhaust ventilation system, determines the accumulated cash flow and payback period. Using the results of energy efficiency calculation, the authors come to the conclusion on the feasibility of installing each type of heat recovery unit in the ventilation system.

ПРИМЕНЕНИЕ УГЛЕПЛАСТИКОВ: ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Величко Евгений Георгиевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Строительных материалов», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Вихрова Татьяна Николаевна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Строительных материалов», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Цховребов Эдуард Станиславович, канд. экон. наук, доцент, зам. директора, ФБУ «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами»: Россия, 141006, Московская обл., г. Мытищи, Олимпийский просп., 42.

Цветкова Анастасия Олеговна, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail: pct44@ yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются технические и экологические аспекты использования углепластиков и иных пластиков при выполнении строительных, реконструктивных и ремонтных работ в сфере промышленного и гражданского строительства. Обобщен материал по истории производства и технологиям применения углепластиков в различных технологических процессах, их воздействию на окружающую среду и здоровье человека. Отмечается эффективность применения композитных материалов в виде холстов для усиления железобетонных, металлических, каменных и армокаменных конструкций в качестве внешнего армирования. Рассмотрены рациональные области применения полимерной композитной арматуры взамен традиционной металлической. Описывается опыт использования углепластиковой арматуры в качестве основы каркаса для усиления кирпичной кладки наружной стены при реконструкции музейного комплекса ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выполнена оценка положительных свойств и недостатков композитных полимерных материалов. Предложены пути оптимизации состава композитных материалов с целью снижения токсичности связующих и улучшения экологических и гигиенических свойств композитов.

Ключевые слова: промышленное и гражданское строительство, реставрация зданий, композитные полимерные материалы, углепластики, стеклопластики, углеродное волокно, углепластиковая арматура, экология, охрана окружающей среды.

USAGE OF CARBON FIBERS: TECHNICAL AND ECOLOGICAL ASPECTS

Velichko Evgeny Georgievich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof., Construction Materials Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Vikhrova Tat’yana Nikolaevna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof., Construction Materials Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Tsvetkova Anastasiya Olegovna, graduate student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Tskhovrebov Eduard Stanislavovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., deputy director, Center of Ecological Industrial Policy, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: industrial and civil engineering, restoration of buildings, composite polymeric materials, carbon fibers, fiberglass plastics, black fiber, carbon fiber reinforcement, ecology, environmental protection.

The article studies the technical and ecological aspects of using carbon fibers and other types of plastic for construction, reconstruction and repair work in industrial and civil engineering. It summarizes the information on the production history and technologies of using carbon fibers in different technological processes, as well as on their effect on the environment and human health. The study points out the effectiveness of using composite canvases for the external reinforcement of ferroconcrete, metal, stone and reinforced masonry structures. It investigates the rational areas of using polymeric composite reinforcement instead of the traditional metal one and describes the experience of using carbon fiber reinforcement as the heart of the framework for the reinforcement of outer wall masonry in the course of Pushkin State Museum reconstruction. The researchers assess the advantages and disadvantages of composite polymeric materials and suggest the ways of optimizing the composition of composite materials for the purpose of decreasing the toxicity of binding agents and improving the ecological and hygienic properties of composites.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Кужин Марат Фаргатович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Технология и организация строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. Стесненность строительной площадки является важным показателем, влияющим на организацию строительного производства. Чем больше размеры строительной площадки, тем большее количество материально-технических ресурсов можно на ней разместить. Плотная городская застройка и ограниченность территории определяют современные условия строительной площадки. Уровень стесненности строительной площадки характеризуется показателем использования площади территории строительства под объекты временной инфраструктуры. Минимальная площадь строительной площадки и находящихся на ней объектов временной строительной инфраструктуры, необходимые для нормального функционирования строительного производства, зависят от нескольких факторов, в том числе от параметров календарного плана и вида строительства (новое строительство, реконструкция или капитальный ремонт). Строительная площадка может иметь различные показатели стесненности: с низким ее уровнем (при строительстве объектов в неосвоенных районах); со средним уровнем (при строительстве объектов на городской территории с достаточно большой площадью); с высоким уровнем (при строительстве в условиях плотной городской застройки).

Ключевые слова: строительная площадка, стесненность строительной площадки, коэффициент стесненности, объекты временной инфраструктуры.

ANALYSIS OF USING THE CONSTRUCTION SITE AREA

Kuzhin Marat Faragatovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Technology and Organization of Construction Production Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: construction site, construction site crampedness, crampedness coefficient, temporary infrastructure objects.

The limited area of a construction site is an important parameter that has an effect on construction organization. The larger a construction site, the more material-technical resources can be placed on it. Dense urban development and limited territory determine present-day construction site conditions. The usage of construction site for temporary infrastructure objects is the parameter that demonstrates how cramped the site is. The minimal area of a construction site and the temporary infrastructure objects located on it which is necessary for the normal functioning of construction depends on several factors, such as work schedule parameters and type of construction (new construction, reconstruction or capital repairs). The level to which a construction site is cramped may vary: low crampedness (construction of objects in undeveloped regions); medium crampedness (construction of objects on relatively large urban territories); high crampedness (construction in dense urban development conditions).

ПАРАМЕТРЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР НАДЕЖНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Гиря Лидия Владимировна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство», Академия строительства и архитектуры ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Лапина Сергей Васильевич, аспирант, Академия строительства и архитектуры ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Сыч Ирина Эдуардовна, магистрант, Академия строительства и архитектуры ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Зленко Екатерина Александровна, магистрант, Академия строительства и архитектуры ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Тел.: (863) 273-85-25

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена исследованию параметров эксплуатационных качеств зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла здания и методов обеспечения их долговечности и надежности, в формировании которых принимают участие проектировщики, строители, эксплуатационники и многие другие специалисты. Результаты их работы на каждом этапе можно проверить на соответствие данным параметрам. В статье подробно рассмотрены фазы проектирования, строительства, эксплуатации. Исследование числовых значений параметров эксплуатационных качеств дает возможность ставить как фазу строительства, так и фазу эксплуатации на научную основу, позволяющую повысить надежность здания. На этапе проектирования – путем сопоставления значений с нормативными с учетом существующих методик, при строительстве – на соответствие значений проекту, на этапе эксплуатации – путем сравнения фактических значений параметров с проектными.

Ключевые слова: параметры эксплуатационных качеств, надежность зданий и сооружений, организационно-технологическое обеспечение реконструкции городской застройки.

PERFORMANCE PARAMETERS AS A FACTOR OF THE RELIABILITY OF BUILDINGS AND STRUCTURES

Girya Lidiya Vladimirovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Urban Development and Economy Department, Don State Technical University. Russia.

Lapina Sergey Vasil’evich, postgraduate student, Academy of Civil Engineering and Architecture, Don State Technical University. Russia.

Sych Irina Eduardovna, master’s student, Academy of Civil Engineering and Architecture, Don State Technical University. Russia.

Zlenko Ekaterina Aleksandrovna, master’s student, Academy of Civil Engineering and Architecture, Don State Technical University. Russia.

Keywords: performance parameters, reliability of buildings and structures, organizational-technological support of reconstructing urban buildings.

The work is devoted to studying the performance parameters of buildings and structures at each life cycle stage and looking at the methods used to ensure their durability and reliability. Designers, engineers, performance scientists and many other specialists take part in their formation, and the result of their work at each stage can be checked to ensure their compliance with the parameters. The work studies in detail different phases of design, construction and operation. The study of the numerical values of performance parameters creates a scientific basis for both construction and operation phases, thus helping to increase the reliability of a building. At the design stage this is achieved through comparing the values with the standard ones using the existing techniques. At the operation stage this is done by means of comparing the actual values of the parameters with the designed ones.

ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОПАСТНОГО НАСОСА В ЗОНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОДАЧ МЕТОДАМИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Петров Алексей Игоревич, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»: Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1.

Исаев Никита Юрьевич, инженер, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»: Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1.

Тел.: (916) 540-84-60

E-mail:

Аннотация. В статье представлен пример получения характеристики центробежного насоса в области отрицательных подач (четвертый квадрант напорной характеристики насоса) с применением современных методов гидродинамического моделирования. Данная работа будет интересна специалистам в области проектирования лопастных гидромашин. Особое внимание уделяется математической модели, которая используется при численном моделировании. Представлена расчетная сетка испытываемого насоса и описаны ее параметры. В результате расчета была получена сводная характеристика насоса, содержащая область отрицательных подач, и произведено ее сравнение с характеристикой, снятой ранее во время эксперимента на испытательном стенде ВНИИ «Гидромаш». В заключение работы производится оценка правильности предложенной методики, рассматриваются возможности ее применения для получения характеристики насоса в других квадрантах и обращается внимание на то, что необходимо произвести верификацию метода при помощи опыта.

Ключевые слова: центробежный насос, лопастные гидромашины, характеристика насоса, область отрицательных подач, гидродинамическое моделирование.

STUDY OF THE WORK OF A VANE-TYPE PUMP IN THE AREA OF ADVERSE FEEDS BY METHODS OF HYDRODYNAMIC MODELING

Petrov Laeksey Igorevich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Moscow State Technical University named after Bauman N.E. Russia.

Isaev Nikita Yur’evich, engineer, Moscow State Technical University named after Bauman N.E. Russia. 

Keywords: rotary vane pump, vane hydraulic machines, pump characteristic, adverse feed area, hydrodynamic simulation.

The paper presents an example of obtaining the characteristics of a rotary vane pump in the area of adverse feeds (the fourth quadrant of the pump pressure characteristic) using modern methods of hydrodynamic modeling. This workwould be interesting to specialists in the field of design of vane hydraulic machines. Particular attention is drawn to the mathematical model, which is used in numerical
modeling. The calculated grid of the studied pump and its parameters are described. As a result of the calculation, a summary characteristic of the pump was obtained, containing a region of negative feeds, and a comparison was made with the characteristics taken earlier during the experiment of the All-Union research institute "Gidromash" test stand. In conclusion, the evaluation of the correctness of the proposed method is made, the possibilities of its application for obtaining the pump characteristic in other quadrants are examined and attention is drawn to the fact that it is necessary to verify the method by means of conducting an experiment.

ТРАНСПОРТ

ГОРОДСКОЙ НАЗЕМНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Гуськов Артем Анатольевич, ст. преподаватель кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Залукаева Наталия Юрьевна, ассистент кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Тел.: (475-2) 63-10-19

E-mail:

Аннотация. Описаны задачи и проблематика качества пассажирских перевозок в целом. Проанализированы проблемы городского общественного транспорта, рассмотрены преимущества и недостатки основных типов пассажирского наземного транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая. Основной показатель эксплуатации городского общественного транспорта – экологическая безопасность. Проведено исследование эксплуатации общественного пассажирского транспорта на примере г. Тамбова. Проанализированы факторы, влияющие на сокращение количества электрического транспорта в городах России. Рассмотрены перспективы внедрения автобусов на газомоторном топливе. Описаны примеры инновационных разработок в сфере городского автотранспорта – электробуса и ЭКОбуса с гибридным приводом. Отмечено, что сохраняются отрицательно влияющие на развитие городского транспорта факторы, такие как неудовлетворительное состояние транспортной и дорожной инфраструктуры. Предложены мероприятия по дальнейшему развитию электрического и газомоторного городского общественного транспорта в России.

Ключевые слова: городской общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, проблемы транспорта, экологическая безопасность.

CITY GROUND PUBLIC TRANSPORT: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Gus’kov Artem Anatol’evich, senior lecturer of Organization of Transportation and Traffic Safety Department, Tambov State Technical University. Russia.

Zalukaeva Nataliya Yur’evna, assistant lecturer of Organization of Transportation and Traffic Safety Department, Tambov State Technical University. Russia.

Keywords: city public transport, autobus, trolleybus, tram, transport problems, environmental safety.

The article describes the tasks and problems of the general quality of passenger transportation. It analyzes the problems of city public transport, studies the advantages and disadvantages of the main types of ground passenger transport: buses, trolleybuses, trams. The main performance parameter of city public transport is its environmental safety. The researchers have investigated the usage of public passenger transport using the example of Tambov. They have looked into the factors that influence the decrease in the volume of electrical transport in Russian cities, studied the prospects of introducing NGV buses, described the examples of innovative designs in the sphere of city auto-transport, such as electrobus and ecobus with a hybrid drive. The study points out that there still are factors that have a negative affect on the development of city transport, for example, the unsatisfactory state of transport and road infrastructure. The work suggests the measures aimed at the further development of electrical and NGV city public transport in Russia.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА АВТОБУСА ПОСЛЕ ЕГО ОПРОКИДЫВАНИЯ

Калмыков Борис Юрьевич, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Организация и безопасность движения», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Гармидер Александр Сергеевич, аспирант кафедры «Техника и технологии автомобильного транспорта», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Тел.: (863-6) 22-20-37

E-mail:

Аннотация. В статье обосновывается влияние параметра «изменение пассажирского объема кузова автобуса» на уровень его пассивной безопасности. Отмечено, что наиболее опасной автомобильной травмой является сдавливание тела человека. Установлена зависимость между снижением ударно-прочностных свойств кузова автобуса и повышением вероятности возникновения сдавливание тела человека элементами кузова, его оборудованием, предметами интерьера пассажирского салона и т. п. Выявлено, что на перемещение оконных стоек в сторону остаточного пространства и время деформации кузова оказывают существенное влияние компоновка автобуса, ударно-прочностные свойства кузова, высота опрокидывания и др. Ударопрочностные свойства кузова зависят от времени эксплуатации и пробега автобуса, степени поражения несущих элементов кузова коррозионно-усталостными разрушениями. Представлен пример расчета изменения объема кузова автобуса ЛиАЗ-5256 при опрокидывании. Для повышения пассивной безопасности конструкции автобуса, помимо повышения ударопрочностных свойств кузова, авторы рекомендуют при проектировании пассажирского салона в конструкторских бюро заводов – изготовителей автобусов обращать внимание на его изменение при опрокидывании машины.

Ключевые слова: пассивная безопасность, деформация кузова, автомобильная травма, автобус.

DETERMINING THE CHANGE IN THE VOLUME OF THE PASSENGER CABIN OF AN OVERTURNED BUS

Kalmykov Boris Yur’evich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., head of Traffic Organization and Safety Department, Institute of Service Sphere and Entrepreneurship, Don State Technical University. Russia.

Garmider Aleksandr Sergeevich, postgraduate of Equipment and Technologies Road Transport Department, Institute of Service Sphere and Entrepreneurship, Don State Technical University. Russia.

Keywords: passive safety, cabin deformation, automobile injury, autobus.

The article substantiates the influence of such a parameter as “change in the volume of a bus passenger cabin” on the level of its passive safety. It has been determined that the shift of window stands towards the residual space and the time of cabin deformation are significantly affected by the configuration of the bus, the impact resistance properties of the cabin, the height of overturning, etc. The impact resistance properties of the cabin depend on the service life and mileage of the bus, as well as the level to which the bearing elements of its cabin have been damaged by fatigue and corrosion. The article gives an example of calculating the change in the volume of LiAz-5256 bus cabin after its overturning.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Травкин Александр Валерьевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет: Россия, 199106, г. Санкт- Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2.

Тел.: (812) 321-14-84

E-mail:

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с нерациональным использованием ресурсов, недостаточной автоматизацией систем управления в системе грузооборота Российской Федерации. Предложен путь решения проблем, коррелирующий с долгосрочной политикой правительства России по энергосбережению. Предложена возможность использования действующих транспортных накладных и баз данных грузовых транспортных средств, включая разработку модулей подключения к внешнему серверу. Изучены варианты создания виртуальной модели программного обеспечения, позволяющего комплексно собирать запросы на услуги грузовых транспортных средств, использовать их в качестве исходных данных в блоке логистики, получая на выходе оптимизированную систему распределения грузооборота Российской Федерации. Рассмотрена возможность создания системы централизованного сбора, хранения и обработки информации и на ее основе – единого центра управления грузоперевозками.

Ключевые слова: грузооборот, электронная транспортная накладная, единый центр управления.

AUTOMATION OF INFORMATION COMPLEX IN THE SPHERE OF FREIGHT TRAFFIC

Travkin Aleksandr Valer’evich, postgraduate student, Saint Petersburg Mining University. Russia.

Keywords: freight traffic turnover, electronic transportation invoice, single control center.

The work studies the issues related to the unsustainable use of resources and the insufficient automation of control systems in the Russian Federation freight traffic system. It suggests the way of solving the problem which correlates with the long-term energy saving policy of the Russian government. The study suggests using the existing transportation invoices and databases of freight traffic vehicles, including the design of modules for accessing external servers. It investigates the variants of creating a virtual model of software that would make it possible to collect the total volume of requests for freight traffic vehicles and use them as source data in the logistics block, resulting in the creation of an optimized system of freight traffic distribution in the Russian Federation. The researcher studies the possibility of creating a system for the centralized collection, storage and processing of information and forming a single center for freight traffic control on the basis of such a system.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЕМКИМИ КОРПОРАТИВНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ НА ОСНОВЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Верещагина Людмила Сергеевна, д-р экон. наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Радищева, 89.

Ольхова Лариса Анатольевна, канд. экон. наук, доцент, и. о. зав. кафедрой «Управление персоналом и психология», Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Радищева, 89.

Воронин Эдуард Евгеньевич, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и психология», Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Радищева, 89.

Тел.: (845-2) 21-17-88

E-mail:

Аннотация. В статье обоснована актуальность анализа факторов развития механизма управления корпоративными образованиями в наукоемком секторе промышленного производства, приведены принципиальные основы исследования факторов развития механизма управления корпоративными образованиями на основе SWOT-анализа, содержание SWOT-анализа, классификация экзогенных факторов. Для оценки масштаба воздействия угроз и слабых сторон на механизм управления и определения степени их контролируемости сформирована группа экспертов. Ими по методике Ж. Ж. Ламбена проведена оценка основных факторов, ограничивающих рост производства электрооборудования. В квадрате, для которого риск и степень контроля являются высокими, расположены стратегические факторы, регулируемые предприятием через систему мониторинга и посредством разработки корректирующих мер. Там, где высок риск при отсутствии контроля, расположена зона уязвимости. Если риск незначителен и высока управляемость – это операционная зона, которая специальных процедур управления не требует. Наконец, факторы, попавшие в зону с низким уровнем риска и низкой степенью регулируемости, требуют формулировки различных гипотез и выбора наиболее правдоподобных. В фокусе внимания в первую очередь должны находиться факторы из зоны уязвимости, поскольку эти риски сложно прогнозировать и контролировать, их воздействие наиболее ощутимо для корпораций. К внешним возможностям корпоративных образований электронной отрасли промышленности отнесены спрос на продукцию корпораций за рубежом и систему госзаказов; доступность сырья, топливно-энергетических, трудовых ресурсов; налаженные партнерские отношения с поставщиками и покупателями; развитая инфраструктура и пр. Опрос руководителей наукоемких предприятий выявил следующие сильные стороны (внутренние факторы): значительный парк машин и оборудования, активизация процессов модернизации и технического обновления; стабильное финансовое состояние, хороший уровень платежеспособности и ликвидности активов; высококвалифицированный персонал, его эффективное использование; проведение собственных научных исследований и создание опытно-конструкторских разработок.

Ключевые слова: факторы, организационно-экономический механизм, наукоемкое предприятие.

FACTORS OF DEVELOPING THE MECHANISM FOR MANAGING SCIENCE-INTENSIVE CORPORATE FORMATIONS BASED ON LABOR MOTIVATION

Vereshchagina Lyudmila Sergeevna, Dr. of Econ. Sci., Prof. of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Ol’khova Larisa Anatol’evna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., acting head of Personnel Management and Psychology Department, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Voronin Eduard Evgen’evich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Personnel Management and Psychology Department, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: remuneration, personnel, system of compensations.

Restructuring labor remuneration system in accordance with market economy requirements involves the achievement of three major goals: firstly, increasing the interest of each employee towards discovering and using work efficiency improvement reserves; secondly, eliminating injustice in payroll fund distribution; thirdly, optimizing the relations in compensating the employees of different categories and professional qualification groups taking into account the difficulty of their work, work conditions, priorities in labor remuneration considering the scarcity of certain professions. The model of labor remuneration organized in accordance with the market price of labor force has been termed “compensatory”. The process of “grading” aimed at standardizing labor remuneration and determining salary size for groups of employees that considers their value for a specific company and the market value of their workplaces is becoming the most popular trend. The article studies the major goals, principles and characteristics of the effective system of compensating employees. It determines the specific features of forming the grade-based system of labor remuneration and gives an example of using the system of grades at an industrial enterprise.

ВАЖНОСТЬ УСИЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА В УСЛОВИЯХ РОСТА ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ

Агаев Ильгар Алекпер оглы, канд. юрид. наук, доцент, докторант кафедры «Экономическая безопасность и управление социально-экономическими процессами», ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

Тел.: (812) 744-70-00

E-mail:

Аннотация. В статье исследована важность усиления деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Азербайджана в условиях роста глобальных угроз. Проанализированы важные элементы и критерии обеспечения экономической безопасности страны с учетом внутренних и внешних факторов, особенностей национальной экономики, уровня экономической преступности. Рассмотрены важность и роль органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности экономики страны. Изучены актуальные и современные аспекты элементов усиления экономической безопасности путем проведения превентивных мер, организации профилактических работ с государственными и частными структурами по вопросам прозрачности национальной экономики, ведения учета и отчетности в предпринимательских субъектах и коммерческих организациях. В конце статьи дан ряд рекомендаций и предложений.

Ключевые слова: Азербайджан, экономическая безопасность, защита собственности, материально-техническая база органов внутренних дел, глобальные угрозы.

THE IMPORTANCE OF ENHANCING THE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN ENSURING THE ECONOMIC SAFETY OF AZERBAIJAN IN THE CONDITIONS OF GROWING GLOBAL THREATS

Agaev Il’gar Alekper Ogly, Cand. of Leg. Sci., Ass. Prof., doctoral student of Economic Safety and Management of Socio-Economic Processes Department, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Russia.

Keywords: Azerbaijan, economic safety, property protection, material-technical basis of law enforcement authorities, global threats.

The article investigates the importance of enhancing the work of law enforcement agencies in ensuring the economic safety of Azerbaijan in the conditions of growing global threats. It analyzes the important elements and criteria of ensuring economic safety of the country with the consideration of internal and external factors, specific features of national economy and the growth of economic crime rate. The work studies the importance and role of law enforcement agencies in ensuring the economic safety of the country, investigates the relevant modern aspects of the elements of increasing economic safety through preventive measures, prophylactic work with state and private organizations in the area of national economy transparency, accounting and reporting in entrepreneurial subjects and commercial organizations. It looks at the crime rate in Azerbaijan economy and comes to conclusion on the need to decrease the number of economic crimes. In the final part the researcher gives certain recommendations and suggestions.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Бесхмельницына Светлана Николаевна, канд. экон. наук, ассистент, Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»: Россия, 309516, Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр им. Макаренко, 42.

Ильичев Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»: Россия, 309516, Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр им. Макаренко, 42.

Тел.: (472-5) 45-12-22

E-mail:

Аннотация. В целях необходимости разграничения ресурсной, временной и структурной сбалансированности показателей проведен их анализ. Структурная сбалансированность показателей предприятия является приоритетной и определяется исходя из следующих элементов системы сбалансированных показателей: финансы, налоги, потенциал, клиенты. В статье проведен анализ таких структурных элементов системы сбалансированных показателей, как финансы, налоги, клиенты, при этом временная сбалансированность основана на исследовании свойственных конкретному предприятию тенденций развития соответствующих структурных элементов системы сбалансированных показателей. Исследована по фактическим данным учета и отчетности система сбалансированных показателей, которая включает в себя не автономные, а взаимосвязанные, пересекающиеся элементы и индикаторы, используемые в различных управленческих целях в зависимости от функционала менеджмента. Взаимосвязь между показателями структурной сбалансированности определена на примере влияния показателей налогообложения на финансовое состояние.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, учет, управленческий анализ, финансовое состояние.

TECHNIQUE OF DETERMINING THE BALANCE OF THE PERFORMANCE INDICATORS OF MANUFACTURING ENTERPRISES

Beskhmel’nitsyna Svetlana Nikolaevna, Cand. of Econ. Sci., assistant lecturer, Stary Oskol Ugarov Technological University (branch of National University of Science and Technology “MISIS”). Russia.

Il’ichev Sergey Nikolaevich, Cand. of Econ. Sci., Ass Prof., Stary Oskol Ugarov Technological University (branch of National University of Science and Technology “MISIS”). Russia.

Keywords: system of balanced indicators, accounting, management analysis, financial state.

The study analyzes the resource, temporal and structural balance of indicators in order to distinguish them. The structural balance of company indicators is the top priority. It is basedon such elements of the system of balanced indicators as funds, taxes, potential, clients. The work analyzes the structural elements of the system of balanced indicators (“funds”, “taxes”, “clients”). Temporal balance is based on studying the trends in the development of the corresponding structural elements of the system of balanced indicators which are characteristic of a specific company. Based on actual accounting and reporting data, the work investigates the system of balanced indicators which includes not autonomous, but interconnected, intersecting elements and indicators used for different management purposes depending on management function. The interconnection of structural balance indicators is demonstrated using the example of the impact of taxation parameters on the financial state.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Синенко Сергей Анатольевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Технология и организация строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Иванов Виктор Александрович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Технология и организация строительного производства», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Ефимов Владимир Владимирович, магистр, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. В данной статье определены основные проблемы при проведении конкурсных подрядных торгов, выделены основные этапы их реализации, определены главные участники торгов и выделены функциональные процедуры на каждом этапе. В настоящее время система организации и проведения конкурсных подрядных торгов является несовершенной и наряду со всеми преимуществами имеет ряд недостатков. В связи с этим проводится целенаправленная работа по совершенствованию организации и проведению подрядных торгов. Создана инфраструктура обеспечения торгов и рынка подрядных работ, которая постоянно модернизируется. Саму организацию и проведение конкурсных подрядных торгов целесообразно рассматривать как краткосрочный проект, успешным результатом которого является выбор лучшего предложения для реализации строительного проекта. При этом проект состоит из нескольких этапов, включающих в себя процедуру и последовательность выполнения работ участниками торгов согласно существующим нормативным документам. Состав процедур, входящих в этапы реализации проекта конкурсных подрядных торгов, носит общий характер и изменяется и дополняется для каждого конкретного случая.

Ключевые слова: конкурсные подрядные торги, заказчик, этапы реализации проекта, подрядные работы, поставщики.

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZING AND CONDUCTING TENDER CONTRACT AUCTIONS IN THE COURSE OF IMPLEMENTING INVESTMENT-CONSTRUCTION PROJECTS

Sinenko Sergey Anatol’evich, Dr. of Tech. Sci., Prof. of Technology and Organization of Construction Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Ivanov Viktor Aleksandrovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Technology and Organization of Construction Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Efimov Vladimir Vladimirovich, master’s student, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: tender contract sales, customer, stages of project implementation, contract work, suppliers.

The article determines the main problems of conducting tender contract auctions, singles out the major stages of performing the auction procedure, defines its main participants and the functional procedures at each stage. At present the system of tender contract auctions organization and implementation, despite ertain advantages, has its imperfections and drawbacks. Thus, the work aimed at improving the organization and implementation of tender contract auctions is in progress. The support infrastructure for auctions and contract market has been created and is being continuously modernized. It seems reasonable to view the very organization and implementation of tender contract sales as a short-term project, the success of which results in the selection of the best offer for construction project implementation. The project itself consists of several parts, including the procedure and sequence of the performance of work by tender participants in accordance with the existing normative documents. The procedures included in the stages of implementing the tender contract auction project are general and can be changed or supplemented in each specific case.

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ АВТОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА КАК АТТРАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Чефранова Ольга Васильевна, ст. преподаватель, соискатель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 346500, Ростовская обл., г. Шахты , ул. Шевченко, 147.

Тел.: (863-6) 22-20-37

E-mail:

Аннотация. В статье представлена синергетическая концепция обновления государственной политики развития автодорожного комплекса РФ. В отличие от существующих подходов, данная концепция основывается на повышении роли транспортной сети (в экономике страны и ее отдельных территорий) с второстепенной, обеспечивающей и инфраструктурной, до первостепенной – роли приоритетно развиваемого аттрактора. Обоснована необходимость разработки нетрадиционных подходов, поиска новых факторов и неиспользованных резервов развития дорожного комплекса на основе анализа российских и зарубежных концепций, программных документов правительства РФ. Логика предлагаемой концепции основывается на рассмотрении автодорожного комплекса как самоорганизующейся экономической системы, которая обладает важнейшим свойством мультиполезности, связанным с производством и потреблением множества разнообразных экономических благ (товаров, работ и услуг).

Ключевые слова: автодорожный комплекс, социально-экономическая система, аттрактор, синергетическое развитие, инновационная модернизация, транспортная инфраструктура.

SYNERGY CONCEPT OF RENOVATING THE STATE POLICY OF THE DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE ROAD COMPLEX AS AN ATTRACTOR OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Chefranova Ol’ga Vasil’evna, applicant, senior lecturer, Institute of Service Sphere and Entrepreneurship, Don State Technical University. Russia.

Keywords: automobile road complex, socio-economic system, attractor, synergy development, innovative modernization, transport infrastructure.

The article presents the synergy concept of renovating the state policy of the development of automobile road complex of the RF. Unlike the existing approaches, this concept is based on raising the importance of the role of transportation network (in the economy of the country and its separate territories), turning it from secondary, infrastructure, support area to the primary role of the attractor, the development of which is top priority. The study substantiates the need to develop non-traditional approaches, search for new factors and unused reserves of road complex development based on analyzing Russian and foreign concepts and program documents of the RF government. The logic of the suggested concept is based on viewing automobile road complex as a self-organizing economic system possessing such essential property as multi-usefulness, which is related to the production and consumption of various economic benefits (goods, work and services).

РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И СНОСА ЗДАНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Цховребов Эдуард Станиславович, канд. экон. наук, доцент, зам. директора, ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Величко Евгений Георгиевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Строительные материалы», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Шевченко Андрей Станиславович, зам. ген. директора, Национальная инжиниринговая компании «ГК НАТЭК», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-99-88

E-mail:

Аннотация. В статье представлены научно-практические результаты по разработке современного программного обеспечения в сфере оценки эколого-экономического ущерба, наносимого объектами строительного комплекса, коммунального хозяйства природной среде; нормирования образования отходов строительства, ремонта и сноса зданий; эффективности внедрения ресурсосберегающих, природоохранных технологий. Программы базируются на принципах современного устойчивого развития экономических систем управления строительным комплексом: минимизации негативного воздействия и экологического ущерба, ресурсосбережении и утилизации отходов, получения вторичных энергии и ресурсов из образующихся отходов. Программные комплексы разработаны на основе действующих нормативных правовых актов в области строительства, экологии и охраны окружающей среды в сфере экологического нормирования, экономических показателей платы за негативное воздействие на нее и могут быть использованы на предпроектной стадии при разработке оценки воздействия на окружающую среду, при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса зданий, строений, сооружений, а также в процессе эксплуатации объектов строительства и коммунального хозяйства для оценки эколого-экономического ущерба.

Ключевые слова: строительство, утилизация отходов, экологическая безопасность, ресурсосбережение, экономическая эффективность. 

DEVELOPMENT OF MODERN SOFTWARE IN THE AREA OF ECOLOGICAL-ECONOMIC ASSESSMENT OF THE ENVIRONMENTAL IMPACT OF CONSTRUCTION AND DEMOLITION OBJECTS

Tskhovrebov Eduard Stanislavovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., deputy director, Center of Ecological Industrial Policy, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Velichko Evgeny Georgievich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Construction Materials Department, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Shevchenko Andrey Stanislavovich, deputy CEO, National engineering company “GK NATEK”, Moscow State National Research University of Civil Engineering. Russia.

Keywords: construction, waste disposal, environmental safety, resource saving, economic efficiency.

The article presents the scientific-practical results of work aimed at designing modern software in the area of assessing ecological-economic damage caused by construction and utility complex objects to the natural environment, setting construction, repair and demolition waste rates, measuring the effectiveness of introducing resource-saving environmental technologies. The programs are based on the principles of modern sustainable development of the economic systems of construction complex management, such as minimization of negative impact and environmental damage, resource saving and waste disposal, recycling waste into energy and resources. Software complexes use normative legal acts currently effective in construction, ecology and environmental protection in the area of ecological standard setting, economic indicators of payment for negative environmental impact. They can be used at the pre-project stage in forming the assessment of environmental impact, in designing construction, reconstruction, capital repairs, demolition of buildings and structures, as well as in assessing the ecological-economic damage in the process of operating construction and utility objects.