Department of scientific and educational publications
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 01-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Стр. 6  Павлов А. Н., Гольцов Ю. И.
К теории ударной активации цементной смеси. Часть 1. Влияние на прочность бетона
Стр. 11 Карлина И. Н., Полякова Т. В.
Использование полимерцементных покрытий, наносимых способом торкретирования, в строительстве
Стр. 15 Грязнова Е. М., Гаврилов А. Н.
Причины подтопления подвалов, возведенных в малозаглубленных котлованах, пройденных в глинистых грунтах с песчаными прослоями
Стр. 19

Саркисова И. С., Комарова И. А.
Формирование безуглеродного поселения на примере г. Масдар в эмирате Абу-Даби Объединенных Арабских Эмиратов

 ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ
Стр. 25

Павлов И. М., Русинов А. В., Сарсенов А. Е.
К определению геометрических параметров прижимной пластины

Стр. 30

Остриков В. В., Афанасьев Д. И.
Результаты исследований по разработке состава обкаточного масла на базе отработанного масла

Стр. 36

Вараксин С. В., Самуйло В. В., Гончарук О. В., Доценко С. М., Гончарук А. И., Маркин Д. А.
Оптимизация параметров сушки белково-витаминного гранулята

 ТРАНСПОРТ
Стр. 40 Жутов А. Г., Гапич Д. С., Жидков Г. И., Попов А. Ю., Григоров В. И.
Определение среднего ресурса автомобиля КамАЗ при накоплении повреждений
Стр. 43 Мальшаков А. В., Терехов А. С.
Моделирование закономерности влияния сезонных условий на интенсивность отказов автобусов ЛиАЗ-5256
Стр. 49 Красникова Д. А., Евсеева А. А.
Обеспечение доступности и безопасности систем городского пассажирского транспорта для маломобильных групп населения
Стр. 55 Денисов И. В., Терентьев И. А.
Структурный анализ системы курсовой устойчивости автомобиля категории M1
Стр. 60

Мальшаков А. В.
Оценка значимости факторов, влияющих на надежность пневмоподвески автобусов большого класса MAN A72

 ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
Стр. 64

Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З., Кондратьева Т. Н.
Анализ использования средств федерального бюджета по Росреестру за 2014–2015 гг.

Стр. 70

Новиков Н. И., Малышенко А. А., Белогруд У. В.
Некоторые аспекты инвестиционной деятельности промышленного предприятия (на примере ОАО «Тверской вагоностроительный завод»)

Стр. 74

Алексеева И. А., Новиков Н. И.
К вопросу об инновационной политике предприятия (на примере ООО «ЕВРАЗ»)

Стр. 80

Сорокин О. Н.
Структуризация экономической системы региона и описание закономерностей формирования стадий ее развития

Стр. 91

Шигапова Д. К., Газизова О. В.
Формирование системы мониторинга потребности в рабочих и специалистах на региональном уровне рынка труда

Стр. 94

Короткова Е. В., Сырникова Л. В.
Современный подход к оценке эффективности рекламной кампании

Стр. 100

Строкин В. А., Стукова И. В.
Энергообеспеченность – инструмент институциональной среды АПК

Стр. 104

Мамедова Э. Ш.
Роль современных информационных технологий в совершенствовании управления трудовыми ресурсами на предприятиях

Стр. 109

Хакимова К. Р.
Модель управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятия

Стр. 116

Мухаметшина Н. А.
Новые тенденции в банковской сфере

Стр. 120

Тоторова А. В.
Куда пойти китайскому капиталу в Юго-Восточной Азии в условиях экономического кризиса

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА 
Стр. 124

Асланов З. Ю., Абдуллаева С. М.
Экономические аспекты повышения работоспособности муфты

Стр. 127 Пилкин А. Е., Храмов М. Ю.
Оптимизация некоторых параметров системы технического обслуживания аппаратуры

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

К ТЕОРИИ УДАРНОЙ АКТИВАЦИИ ЦЕМЕНТНОЙ СМЕСИ. ЧАСТЬ 1. ВЛИЯНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ БЕТОНА

Павлов Андрей Николаевич, д-р физ.-мат. наук, профессор кафедры «Физика», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гага­рина, 1.

Гольцов Юрий Иванович, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Физика», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Тел.: (863) 273-85-11

E-mail: and2562yandex.ru 

Аннотация. Высокоэффективными строительными материалами являются мелко- и тонкозернистые бетоны. Получению тонкодисперсной структуры бетонов в значительной мере способствует механоактивация цемента, приводящая к увеличению удельной поверхности твердых дисперсных фаз. В работе рассматривается эффект влияния ударной активации цементной смеси на прочность бетона. Показано, что данный эффект, обусловленный ростом дисперсности цемента, имеет релаксационный характер. Установлено, что время релаксации определяется микроскопическими параметрами разрушения оксидных материалов. Описана зависимость удельной поверхности частиц цемента от времени активации с учетом того, что рост удельной поверхности определяется механизмом локальных ударных столкновений, при которых кинетическая энергия движущихся игольчатых металлических частиц переходит в потенциальную энергию ограниченного числа атомов в области соударения и уменьшает долговечность частиц цемента.

Ключевые слова: активация цемента, ударная дезинтеграция, удельная поверхность, предел прочности.

ON THE CEMENT MIXTURE SHOCK ACTIVATION THEORY. PART 1. IMPACT ON THE CONCRETE STRENGTH

Pavlov Andrey Nikolaevich, Dr. of Phys.-Math. Sci., Prof. of Physics Department, Don State Technical University. Russia.

Goltsov Yury Ivanovich, Cand. of Phys.-Math. Sci., Ass. Prof. of Physics Department, Don State Technical University. Russia.

Keywords: cement activation, shock disintegration, specific surface area, strength.

Sand and fine-grained concretes are highly efficient construction materials. Producing fine structure of concrete significantly contributes to the mechanical activation, which leads to an increase in the specific surface area of the solid disperse phases. The article deals with the impact of the cement mixture shock activation on concrete strength. It is shown that this effect occurs due to the increase of dispersion of cement and has arelaxation origin. The authors have found that the relaxation time is determined by the microscopic parameters of oxide materials destruction. The article describes the dependence of the cement particles specific surface area from the activation time, starting from the fact that specific surface area is determined by the mechanism of local shock collisions, in which the kinetic energy of the moving acicular particles is transferred into the potential energy of alimited number of atoms in the impingement area and reduces the durability of cement particles. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫХ ПОКРЫТИЙ, НАНОСИМЫХ СПОСОБОМ ТОРКРЕТИРОВАНИЯ, В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Карлина Инна Николаевна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Полякова Татьяна Витальевна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Тел.: (863) 273-85-11

E-mail: poliakovatv@mail.ru

Аннотация. В статье обозначены проблемы в области использования полимерных добавок в торкрет-растворы с целью получения защитных покрытий гидротехнических сооружений, к которым предъявляются особые требования по санитарно-гигиеническим параметрам, коррозионной стойкости, водонепроницаемости, морозостойкости и долговечности. Для улучшения указанных свойств торкретных покрытий авторами предлагается добавка, включающая смолу на основе полиамида. Физико-химические свойства компонентов добавки, а именно их эластифицирующая способность, нетоксичность, химстойкость отражающихся пленок и другие, наряду с трамбующим эффектом струи при нанесении способом торкретирования позволяют получать покрытия для резервуаров и хранилищ, к которым предъявляются специальные требования. Указанные свойства, получаемые при использовании предлагаемой добавки, подтверждены экспериментальным и опытным путем. Описаны также области применения наносимых способом торкретирования защитных покрытий с предлагаемыми добавками.

Ключевые слова: торкрет, коррозионно-стойкие покрытия, противофильтрационные смеси, водорастворимые полимерные добавки.

USING THE POLYMER-CEMENT COATINGS APPLIED WITH A SHOTCRETE METHOD IN CONSTRUCTION

Karlina Inna Nikolaevna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Construction of Unique Buildings and Structures Department, Don State Technical University. Russia.

Polyakova Tatyana Vitalevna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Construction of Unique Buildings and Structures Department, Don State Technical University. Russia.

Keywords: shotcrete, corrosion-resistant coatings, impervious mixtures, water-soluble polymer additives.

The article indicates the problems of using polymer additives in the shotcrete solutions in order to obtain protective coatings of hydraulic structures, which are subject to special requirements for sanitary-hygienic parameters, corrosion resistance, water resistance, frost resistance, and durability. To improve these properties of shotcrete coatings the authors suggest apolyamide resin-based additive. Physico-chemical properties of the additive components, namely, the elastifying ability, non-toxicity, chemical resistance of reflecting films, along with the tamping effect of the jet, when applying with ashotcrete method, allows to obtain coatings for tanks and reservoirs, which have to meet special requirements. The mentioned pro-perties, obtained by using the proposed supplements, are substantiated experimentally and empirically. The authors have also shown as the application spheres of protective coatings with the proposed additives, applied with the shotcrete method. 

ПРИЧИНЫ ПОДТОПЛЕНИЯ ПОДВАЛОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В МАЛОЗАГЛУБЛЕННЫХ КОТЛОВАНАХ, ПРОЙДЕННЫХ В ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ С ПЕСЧАНЫМИ ПРОСЛОЯМИ

Грязнова Елена Михайловна, канд. техн. наук, директор научно-технического образовательного центра изысканий, диагностики и мониторинга зданий и сооружений, доцент кафедры «Механика грунтов и геотехники», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Гаврилов Александр Николаевич, канд. техн. наук, зам. директора научно-технического и образовательного центра изысканий, диагностики и мониторинга зданий и сооружений, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-80-07

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются вероятные причины подтопления подвалов при строительстве и эксплуатации зданий, возведенных в относительно неглубоких котлованах (до 5 м). Данное явление обусловлено совокупностью инженерно-геологических условий строительства и особенностями конструктивных решений нулевого цикла. Анализ результатов проведенных исследований и наблюдений, выполненных на ряде объектов, возведенных в сходных инженерно-геологических условиях, показывает, что одной из основных причин подтопления подвалов рассматриваемых зданий являются недостатки проектирования. В частности, не принимается во внимание возможность возникновения неявно выраженного водоносного горизонта спорадического распространения. Также среди причин – появление верховодки и использование сыпучих материалов для обратной засыпки пазух котлована без соответствующих компенсационных мероприятий – дренажных систем. В заключение приводится ряд практических мероприятий, позволяющих избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Ключевые слова: подтопление подвалов зданий, неглубокие котлованы, верховодка, обратная засыпка, дренажные системы.

CAUSES OF WATERLOGGING OF THE BASEMENTS BUILT IN WEAKLY DEEPENED TRENCHES PASSED IN LOAMY SOILS WITH SANDY STREAKS

Gryaznova Elena Mikhaylovna, Cand. of Tech. Sci., director of Scientific and Technological Education Center of Survey, Diagnosis and Monitoring of Buildings and Structures, Ass. Prof. of Soil Mechanics and Geotechnics Department, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Gavrilov Aleksandr Nikolaevich, Cand. of Tech. Sci., deputy director of Scientific and Technological Education Center of Survey, Diagnosis and Monitoring of Buildings and Structures, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Keywords: waterlogging of the basements, weakly deepened trenches, perched groundwater, excavation backfill, drainage systems.

The article discusses the possible causes of basements waterlogging in the construction and operation of buildings that have been built in relatively shallow tren-ches (up to 5m). This phenomenon is caused by aset of engineering-geological conditions of the construction and design features of zero-cycle design solutions. The analysis of the results of carried out studies and observations, made at anumber of facilities that have been built in similar geotechnical conditions, shows that as one of the main causes of basements of considered buildings waterlogging are design flaws. In particular, the article does not take into account the possibility of occurring ill-defined water-bearing level of sporadic distribution; appearance of perched groundwater, and use of bulk materials for trench hollows excavation backfill without adequate compensatory measures, e. g. drainage systems. In conclusion, the article suggests a number of practical measures for avoiding such situations in the future. 

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗУГЛЕРОДНОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ г. МАСДАР В ЭМИРАТЕ АБУ-ДАБИ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

Саркисова Инесса Суреновна, ст. преподаватель, соискатель, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Комарова Ирина Александровна, магистрант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-80-07

E-mail:

Аннотация. В статье описаны уникальный проект безуглеродного города и его реализация ОАЭ. Масдар является экспериментальной площадкой английских инженеров и архитекторов для апробации применения технологий во-зобновляемых источников энергии и комплексной системы управления городской инфраструктурой. Проект позиционируется как первый в мире экогород. Представлены предпосылки возникновения проекта и информация о развитии проектного эксперимента, а также особенностях его реализации, в том числе инновационной транспортной системы. Проанализированы вопросы самообеспечения поселения, в том числе и на стадии строительства. Раскрыты закономерности взаимодействия городских инженерных систем во взаимосвязи с архитектурными решениями и принципами градостроительной бионики. Указаны принципы применения природоподобных технологий и архитектурных решений в условиях жаркого климата. Также рассмотрены стратегии развития поселения и возможности усовершенствования применяемого оборудования возобновляемых источников энергии.

Ключевые слова: окружающая среда, экостроительство, экогород, возобновляемые источники энергии, безуглеродное поселение.

FORMATION OF CARBONLESS SETTLEMENTS ON THE EXAMPLE OF MASDAR IN THE ABU DHABI EMIRATE, UAE

Sarkisova Inessa Surenovna, senior lecturer, applicant, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Komarova Irina Aleksandrovna, master’sstudent, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Keywords: environment, green building, ecocity, renewable energy sources, carbonless settlement.

The article describes aunique project of carbonless city and its implementation by the UAE. Masdar is an experimental platform of English engineers and architects to test the use of renewable energy technology and integrated urban infrastructure management system. The project is positioned as the worldsfirst ecocity. The ­authors present preconditions of the project and information about the experimental design development, as well as the peculiarities of its implementation, including the innovative transport system. The article have studied the issues of settlementsself-sufficiency, including the stage of construction. The regularities of interaction between urban engineering systems in conjunction with the architectu-ral design and urban planning principles of bionics are revealed. The principles of similar-to-nature application of technology and architectural solutions in hot climate are stated. The article also considers settlements development strategies and ways to enhance the used renewable energy sources equipment.

ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИЖИМНОЙ ПЛАСТИНЫ

Павлов Иван Михайлович, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Инженерная графика и теоретическая механика», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Русинов Алексей Владимирович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Техносферная безо-пасность и транспортно-технологические машины», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Сарсенов Амангельды Естаевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Тел.: (845-2) 74-96-38

E-mail:

Аннотация. В статье приведены значимые факторы, влияющие на прорастание и развитие растений после посева дисковыми сеялками. В числе таких факторов равномерное распределение семян по глубине и плотный контакт их с дном бороздки при рыхлом поверхностном слое почвы. Предложена схема усовершенствования двухдискового сошника прижимной пластиной, установленной в междисковом пространстве. Фигурная пластина выполнена из упругой и износостойкой стали. Она перемещается вместе с сошником, наклонной частью сминает мелкие почвенные комочки, попадающие со стенок образованной дисками бороздки, и горизонтальным хвостовиком вдавливает семена в дно бороздки, обеспечивая их равномерное распределение по глубине и плотный контакт с почвой. Поверхностный слой почвы над семенами, создаваемый установленными позади сошников загортачами, остается рыхлым. Уплотнение дна бороздки вызывает подток влаги и питательных веществ к семенам и увеличивает их всхожесть. Рыхлый верхний слой над семенами в бороздке не позволяет влаге испаряться, а приток воздуха к семенам обеспечивает насыщение кислородом. Угол наклона деформатора прижимной пластины относительно дна бороздки должен быть меньше угла трения почвы о материал прижимной пластины. В этом случае она скользит по дну бороздки, исключая сгруживание почвы перед собой. Предложена методика определения основных геометрических параметров прижимной пластины в зависимости от внешних сил, действующих со стороны почвы, приведены зависимости характеристик поперечного сечения пластины от геометрических размеров. Определение геометрических параметров пластины, представляющей собой консольно закрепленную изогнутую балку, проводится из условия прочности под действием сил, действующих на нее: сопротивления слоя разрыхленной почвы деформации наклонным элементом прижимной пластины, трения наклонной части о деформируемый слой, сопротивления вдавливанию семян и почвенной массы вокруг семян на дне бороздки горизонтальным хвостовиком, трения хвостовика о почву.

Ключевые слова: двухдисковый сошник, прижимная пластина, поперечное сечение, момент инерции, момент сопротивления.

ON THE DEFINITION OF PRESSURE PLATE GEOMETRIC PARAMETERS

Pavlov Ivan Mikhaylovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Engineering Graphics and Theoretical Mechanics Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Rusinov Aleksey Vladimirovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Technosphere Safety and Transport and Technological Machines Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Sarsenov Amangeldy Estaevich, postgraduate student, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Keywords: two-disc furrow opener, pressure plate, cross-section, inertia moment, moment of resistance.

The article provides the significant factors affec-ting the germination and development of plants after so-wing with disc drills. Among these factors is balanced distributioin of seeds in depth and their firm contact with the furrow bottom in case of loose surface layer. The authors suggest the scheme to enhance the two-disc furrow opener with the pressure plate installed in the wheelspace. Shaped plate is made of flexible and wear-resistant steel. It moves together with the furrow opener, crushes small soil clumps with its angled part and pushes seeds into the bottom of the groove with the horizontal shank, providing balanced in-depth distribution and close contact of seeds with the soil. The surface layer of soil over the seeds, produced by cove-rers mounted behind the furrow openers, remains loose. Sealing of the bottom of the furrow causes water and nutrients inflow to the seed and increases their germination. The loose surface layer of the seeds in the furrow does not allow moisture to evaporate, and the inflow of air to the seeds provides oxygen saturation. The pressure plate deformer angle against the bottom of the furrow must be smaller than the angle of friction of the soil material pressure plate. In this case, it slides along the bottom of the furrow, excluding soil building-up ahead. The article suggests the method for determining geometric parameters of the main pressure plate depending on the external forces of the soil, and gives the dependences of the cross-section of the plate characteristics from its geometric dimensions. Determining the geometric parameters of the plate (which is acantilevered curved beam) is carried out starting from the strength condition under the forces affecting it: loose­ned deformation soil resistance by the angled element of the pressure plate, the friction of the angled part of the deformable layer, the seedsand soil material around the seedsresistance to indentation on bottom of the furrow to the horizontal shaft, the friction of the shank against the soil.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СОСТАВА ОБКАТОЧНОГО МАСЛА НА БАЗЕ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА

Остриков Валерий Васильевич, д-р техн. наук, профессор, зав. лабораторией использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, г. Тамбов, Ново-рубежный пер., 28.

Афанасьев Дмитрий Игоревич, инженер лаборатории использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов, аспирант, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, г. Тамбов, Ново-рубежный пер., 28.

Тел.: (475-2) 44-64-14

E-mail:

Аннотация. Как известно, правильно проведенная обкатка двигателей тракторов увеличивает межремонтный ресурс работы отремонтированных машин и снижает затраты на их эксплуатацию. При этом обкатку капитально отремонтированных двигателей на ремонтно-технических предприятиях зачастую приводят с нарушениями установленных режимов и правил. Ограниченное использование специальных обкаточных масел является следствием их высоких цен, неверного представления о равнозначности масел и отсутствия возможности их повторного использования после выполнения операции обкатки, в связи с чем поставлена задача разработки высокоэффективного аналога обкаточного масла на основе отработанного моторного с возможностью реализации процесса его очистки и повторного использования. Отработанное моторное масло, в отличие от обкаточного, содержит антиокислительные, моюще-диспергирующие и противоизносные присадки, что делает его более предпочтительным. Недостатком отработанного масла является высокая загрязненность, в связи с чем предложен новый технологический процесс глубокой очистки. На следующем этапе исследований разрабатывался состав обкаточного масла. Исходя из известных разработок, предложено включить в состав олеиновую кислоту и молибденсодержащую присадку. В качестве щадящего абразивного материала рассматривалась возможность использования карбамида. Как установлено в ходе предварительного наблюдения, после внесения его расплава в масло в нем образуются кристаллы, которые на первом этапе работают как мягкий абразив. Далее, по мере увеличения температуры на поверхности трения выше 135 ˚С кристаллы карбамида переходят в жидкое состояние, способствующее увеличению толщины масляной пленки на поверхностях трения. В качестве добавки, повышающей противоизносные свойства, рассматривалась возможность внесения в масло наноструктурированного графена. В результате исследования трибологических свойств предложенного состава приработочного масла на машине трения установлено снижение времени приработки образцов на 30–40%, износа – на 20–25%, шероховатости – на 10–15%.

Ключевые слова: обкаточное масло, отработанное масло, присадки, состав, трибологические свойства, шероховатость, время приработки.

RESEARCH RESULTS FOR THE DEVELOPMENT OF BREAK-IN OIL COMPOSITION ON THE BASIS OF WASTE OIL

Ostrikov Valery Vasilevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., head of Lubricants and Waste Oils Use Laboratory, All-Russian Research Institute for Use of Machinery and Petroleum Products in Agriculture. Russia.

Afanasev Dmitry Igorevich, engineer of Lub-ricants and Waste Oils Use Laboratory, postgraduate student, All-Russian Research Institute for Use of Machinery and Petroleum Products in Agriculture. Russia.

Keywords: break-in oil, waste oil, additives, composition, tribological properties, uneveness, running-in period.

As known, appropriate tractor engines break-in increases the overhaul operation time of repaired machines and cuts the expenses for their operation. However, the break-in of overhauled engines in maintenance and engineering companies is frequently performed in breach of the set modes and regulations. Limited use of specific break-in oils results in their high price, wrong ideas about the oils equivalence, inability to recycle the oils after performing break-in operations. In this regard the authors set the task of developing the high performance analog of the break-in oil based on the waste motor oil suitable for purification and recycling. Waste motor oil, apart from the bases for the break-in oil, carries oxidation inhibitors, washing and dispergating, antiwear additives, which makes the waste oil more preferable. The main drawback of waste oil is its high pollution. Therefore, the authors suggest new technology of its purification. In the following steps of the survey the authors developed the compound of break-in oil. It has been suggested to add oleic acid and molybdenum-contai-ning additive to the compound of break-in oil by reference to known developments. As agentle grain material the authors have considered the possibility of using carbamide. Preliminary carbamide investigation has shown that after its introduction to the oil, it generates the crystals that work as a“mild abrasive” on the first stage. With further temperature rise on the friction surface more that 135 ˚Сcarbamide crystals deliquesce, which also aids thickening of oil film on friction surface. As an additive to increase antiwear oil properties the authors considered the possibility of introducing nanotextured graphene oil. As aresult of tribological properties study of the suggestes conpound of break-in oil on the friction testing machine, the authors concluded in reducing the duration of the samples/breakin on 30–40%, wear on 20–25%, uneveness on 10–15%.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ СУШКИ БЕЛКОВО-ВИТАМИННОГО ГРАНУЛЯТА

Вараксин Сергей Викторович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Общетехнические дисциплины», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Самуйло Виктор Вацлавович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Эксплуатация и ремонт транспортно-технологических машин и комплексов», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Гончарук Оксана Валентиновна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Экономика и финансы агропромышленного комплекса», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Доценко Сергей Михайлович, д-р техн. наук, заслуженный изобретатель РФ, профессор кафедры «Строительное производство и инженерные конструкции», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Гончарук Алексей Иванович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт транспортно-технологических машин и комплексов», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Маркин Дмитрий Александрович, аспирант, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»: Россия, 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

Тел.: (416-2) 52-32-06

E-mail: varaksin.1973@yandex.ru

Аннотация. Приведены методологические подходы по обоснованию оптимальных параметров процесса получения сушеного соево-морковного гранулята. В настоящее время усилия ученых и производственников целесо- образно направить на разработку и использование ресурсосберегающих технологий экологически чистого производства мяса и шкурок кроликов при кормлении их по рационам с применением новых рецептов белково-витаминно-минеральных добавок, а также доступных нетрадиционных кормов. Целью исследований является обоснование оптимальных параметров процесса получения сушеного соево-морковного гранулята для кроликов. Задачи исследований: получить аналитическую модель, характеризующую начальную влажность соево-морковных гранул; на основании экспериментально полученной модели сушки гранул определить оптимальные параметры данного процесса. Авторами предложен технологический процесс получения белково-витаминных гранул, который характеризуется совокупностью последовательно реализуемых операций, основными из которых являются отжим (корректировка влажности), смешивание, формирование гранул и их сушка. Для производства белково-витаминных гранул для кроликов использовался нерастворимый соево-морковный остаток (НСМО). Первоначально из НСМО отжималась жидкая фракция. Далее получалась двухкомпонентная смесь из НСМО влажностью 50% и соломенной муки – влажностью 9,75%.

Ключевые слова: кролиководство, добавка, параметры, гранулят, нерастворимый соево-морковный остаток, сушка.

OPTIMIZATION OF THE DRYING PARAMETERS OF PROTEIN-VITAMIN GRANULATED MATERIAL

Varaksin Sergey Viktorovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of General Technical Disciplines Department, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Samuylo Viktor Vatslavovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., head of Operation and Maintenance of Transport and Technological Machines and Complexes Department, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Goncharuk Oksana Valentinovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Economics and Finance of the AIC Department, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Dotsenko Sergey Mikhaylovich, Dr. of Tech. Sci., honorary inventor of the RF, Prof. of Building Production and Engineering Structures Department, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Goncharuk Aleksey Ivanovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Operation and Maintenance of Transport and Technological Machines and Complexes Department, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Markin Dmitry Aleksandrovich, postgraduate student, Far Eastern State Agrarian University. Russia.

Keywords: rabbit husbandry, supplement, para­meters, granulated material, insoluble soy and carrot residue, drying.

In this article the authors give the methodological approaches for substantiating the optimum parameters for the process of obtaining dried soy and carrot granules. Currently, the efforts of scientists and industrialists are expedient to aim at the development and use of resource-saving technology for environmentally friendly production of rabbit meat and skins while feeding them according to diets, using new recipes of protein-vitamin-mineral supplements, as well as available non-conventional feed. The aim of the study is to substantiate the optimum parameters for the process of obtaining dried carrot and soy granulated material for rabbits. The research objectives are the following: to obtain an analytical model that characterizes the initial moisture of soy and carrot granules; to determine the optimum parameters of the process on the basis of the obtained experimental model of granules drying. The authors suggest the manufacturing process for producing protein-vitamin granules that is characterized by a set of sequentially implemented procedures, the main of which are extraction (moisture correction), mixing, forming, and drying the granules. For the production of protein-vitamin granules for rabbits the insoluble soy and carrot residue (ISCR) has been used. At the initial stage liquids have been squeezed out of the ISCR. The process conti-nues in receiving a two-component mixture of ISCR with the moisture of 50% and a straw flour moisture of 9.75%.

ТРАНСПОРТ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО РЕСУРСА АВТОМОБИЛЯ КамАЗ ПРИ НАКОПЛЕНИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Жутов Алексей Григорьевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Ремонт машин и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»: Россия, 400002, г. Волгоград, Университетский просп., 26.

Гапич Дмитрий Сергеевич, д-р техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Ремонт машин и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»: Россия, 400002, г. Волгоград, Университетский просп., 26.

Жидков Георгий Иванович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Ремонт машин и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»: Россия, 400002, г. Волгоград, Университетский просп., 26.

Попов Александр Юрьевич, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Тракторы, автомобили и теплотехника», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»: Россия, 400002, г. Волгоград, Университетский просп., 26.

Григоров Виктор Иванович, канд. техн. наук, начальник, УГИБДД ГУВД по Волгоградской области: Россия, 400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, 2.

Тел.: (844-2) 41-17-84

E-mail:

Аннотация. Установлено, что число повреждений автомобиля зависит от материалов деталей, количества нагружений и их интенсивности. При каком-то времени Т сумма повреждений достигнет заданного уровня. За единицу принят уровень, при котором произойдет полное разрушение автомобиля. Это время называется ресурсом или его долговечностью. Установлено, что распределение долговечности не подчиняется нормальному закону, а характеризуется двумя первыми моментами интервалов времени между воздействиями со стороны дороги на автомобиль и двумя первыми моментами повреждения за одно воздействие. Определены среднее значение, дисперсия ресурса и коэффициент вариации распределения ресурса. Установлено, что при стремлении T к бесконечности среднее значение ресурса и дисперсия распределения долговечности стремятся к бесконечности, а коэффициент вариации этого распределения стремится к нулю. Теоретически рассмотрено определение среднего ресурса автомобиля при накоплении повреждений от воздействий на него неровностей дороги.

Ключевые слова: автомобиль, ресурс, воздействия дороги, накопление повреждений.

DETERMINATION OF THE AVERAGE LIFE OF KamAZ VEHICLE IN THE ACCUMULATION OF DAMAGE

Zhutov Aleksey Grigorevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Machine Maintenance and Technology of Construction Materials Department, Volgograd State Agricultural University. Russia.

Gapich Dmitry Sergeevich, Dr. of Tech. Sci., Ass. Prof., head of Machine Maintenance and Technology of Construction Materials Department, Volgograd State Agricultural University. Russia.

Zhidkov Georgy Ivanovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Machine Maintenance and Technology of Construction Materials Department, Volgograd State Agricultural University. Russia.

Popov Aleksandr Yurevich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Tractors, Automobiles and Heat Engineering Department, Volgograd State Agricultural University. Russia.

Grigorov Viktor Ivanovich, Cand. of Tech. Sci., head, State Traffic Safety Inspectorate Office of the Central Internal Affairs Directorate of the Volgograd Region. Russia.

Keywords: vehicle, resource, road impact, damage accumulation.

It has been found that the number of vehicle damage depends on the materials of parts, the number of load cases and their intensity. In acertain amount of time (T) the total damage reaches apredetermined level. This level is taken as aunit of the complete destruction of the vehicle. This time is called aresource, or durability. It has been stated that the durability distribution is not subject to the normal law but is characterized by the first two moments of time intervals between impacts from the road on the vehicle and the first two moments of damage in asingle exposure. The authors determine the average value of the resource, dispersion of the resource and coefficient of variation of the resource distribution. It has been stated that in pursuance to infinity the average value of the resource and the variance of the durability distribution tends to infinity, and the coefficient of variation of this distribution tends to zero. The authors consider the theoretical definition of the average car life with accumulation of damage from impacts of road irregularities.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕЗОННЫХ УСЛОВИЙ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ АВТОБУСОВ ЛиАЗ-5256

Мальшаков Альберт Владимирович, аспирант кафедры «Сервис автомобилей технологических машин», ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Терехов Александр Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Сервис автомобилей технологических машин», ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Тел.: (345-2) 28-36-70

E-mail: Albert_Nord@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются экспериментальные исследования, а именно моделирование закономерности влияния сезонных условий на интенсивность отказов. В эксперименте участвуют автобусы большого класса. В данной статье рассматриваются модели ЛиАЗ-5256. Автобусы большого класса выполняют перевозки пассажиров при низких температурах воздуха в течение семи месяцев, что приводит к сокращению надежности элементов. В конструкции подвески таких автобусов используются пневмобаллоны. Опыт показывает, что в зимнее время существенно возрастает интенсивность их отказов по сравнению с летним периодом. Необходимо отметить, что на надежность пневмоподвески влияют два фактора: температура воздуха и доля дней с осадками. На основе полученных результатов можно моделировать поток отказов элементов автобусов, что позволит планировать объемы ремонтных работ, потребность в трудовых и материальных ресурсах, запасных частях.

Ключевые слова: эксперимент, эксперты, автобус большого класса, агрегаты, подвеска.

SIMULATION OF REGULARITIES IN SEASONAL CONDITIONS IMPACT ON THE BREAKDOWN RATE OF THE PNEUMATIC SUSPENSION OF BUSES LiAZ-5256

Malshakov Albert Vladimirovich, postgra-duate student of Cars and Technological Machinery Maintenance Department, Tyumen Industrial University. Russia.

Terekhov Aleksandr Sergeevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of Cars and Technological Machinery Maintenance Department, Tyumen Industrial University. Russia.

Keywords: experiment, experts, large class bus, aggregates, suspension.

The article deals with experimental studies, namely, the simulation of the regularities of seasonal conditions influence on the breakdown rate. The experiment involves large class buses. This article studies LiAZ-5256. The large class buses carrying passengers operate at low air temperatures for seven months, thereby reducing the reliability of ele-ments. The design of the suspension of such buses uses pneumocylinders. The practices show that in winter the breakdown rate significantly increases if compared with the summer period. In is important to mark that two factors significantly affect the reliability of suspension: temperature and the proportion of days with precipitation. On the basis of the results obtained one can simulate the flow of buses elements failures that allow to plan the volume of repair work, need for labor, and material resources and spare parts.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Красникова Дарья Андреевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Евсеева Анна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Тел.: (845-2) 99-88-11

E-mail:

Аннотация. В современном мире придается большое значение проблеме социальной адаптации инвалидов и других маломобильных групп населения. В частности, выделяется вопрос о необходимости обеспечения доступности транспорта для всех категорий граждан, в том числе и с ограниченными возможностями. В статье рассматривается вопрос обеспечения доступности и безопасности систем городского пассажирского транспорта с точки зрения как транспортных средств (автобусов, трамваев, поездов, метро и др.), так и объектов транспортной инфраструктуры и информационной среды в области транспорта. Предлагается использование комплексного подхода, основанного на применении интеллектуальных средств управления на базе анализа территориального и экономического положения каждого отдельного региона. Источники, цитируемые в данной статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, доступность городского общественного транспорта, безопасность, интеллектуальные транспортные системы.

PROVIDING THE AVAILABILITY AND SAFETY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT SYSTEMS FOR PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY

Krasnikova Darya Andreevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Logistics and Management in Transport Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov. Russia.

Evseeva Anna Anatolevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Logistics and Management in Transport Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov. Russia.

Keywords: people with limited mobility, availabi-lity of urban public transport, safety, intelligent transportation systems.

The modern world pays much attention to the problem of social adaptation of people with disabilities and other groups of people with limited mobility. In particular, it emphasizes the need to ensure the availability of transport for all citizens, including those with limited mobility. The article deals with the issue of providing availa-bility and safety of urban passenger transport systems in terms of vehicles (buses, trams, trains, subways, etc.), as well as transport infrastructure and information environment in the field of transport. The authors suggest to use an integrated approach grounded in the use of intelligent management tools based on the analysis of spatial and economic situations of each region. The sources quoted in this article reflect the modern views on the issues under study.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИИ M1

Денисов Илья Владимирович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», Институт машиностроения и автомобильного транспорта ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»: Россия, 600014, г. Владимир, ул. Белоконской, 3.

Терентьев Илья Александрович, аспирант кафедры «Автомобильный транспорт», Институт машиностроения и автомобильного транспорта ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»: Россия, 600014, г. Владимир, ул. Белоконской, 3.

Тел.: (492-2) 47-75-65

E-mail: Denisoviv@mail.ru

Аннотация. Авторами статьи определена важная роль системы курсовой устойчивости автотранспортного средства в обеспечении безопасности при возникновении аварийной ситуации. Рост количества транспортных машин, оснащенных указанной системой с целью повышения их активной безопасности, создает предпосылки к корректированию существующих нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Вместе с тем такую работу невозможно выполнить без структурного анализа рассматриваемой системы и выявления механизма информационного взаимодействия с другими электронными системами автотранспортного средства. Разработаны следующие схемы системы курсовой устойчивости: информационная, основных исполнительных элементов, взаимодействия электронных блоков управления между собой. Сведены в таблицу основные информационные элементы и электронные исполнительные механизмы рассматриваемой системы. Определена необходимость в усовершенствовании методик обеспечения безотказной работы системы курсовой устойчивости. Полученные авторами результаты являются основой разрабатываемой методики управления техническим состоянием электронной системы стабилизации траектории движения автомобиля в эксплуатации.

Ключевые слова: автотранспортное средство, система курсовой устойчивости, антиблокировочная система, информационное взаимодействие, электронная система.

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE VEHICLE ROADHOLDING SYSTEM OF CATEGORY M1 CARS

Denisov Ilya Vladimirovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Motor Transport Department, Institute of Mechanical Engineering and Automotive Transport of Vladimir State University. Russia.

Terentev Ilya Aleksandrovich, postgraduate student of Motor Transport Department, Institute of Mechanical Engineering and Automotive Transport of Vladimir State University. Russia.

Keywords: motor vehicle, roadholding system, anti-lock braking system, information exchange, electronic system.

The authors have discovered the important role of the roadholding system of the vehicle in providing security in case of emergency. Growth in the number of transport vehicles equipped with this system in order to increase their active safety creates preconditions for correcting the existing maintenance and repair of vehicles standards. However, this work can not be done without astructural analysis of the system and the mechanism of information exchange with other electronic systems of the vehicle. The authors have developed the following schemes of aroadholding system: information, basic actuators, and electro-nic interaction between acontrol unit. The authors have tabulated basic information elements and electronic actuators of the system. The article determines the need to improve procedures to ensure trouble-free operation of the roadholding system. The results obtained are the basis of the developed methodology of controlling the technical condition of the electronic motion pattern stabilization system of the vehicle in operation.

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НАДЕЖНОСТЬ ПНЕВМОПОДВЕСКИ АВТОБУСОВ БОЛЬШОГО КЛАССА MAN A72

Мальшаков Альберт Владимирович, аспирант кафедры «Сервис автомобилей технологических машин», ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Тел.: (345-2) 28-36-70

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются экспериментальные исследования относительно материально-технического снабжения транспортной системы, ставятся цели и задачи эксперимента, выбираются наиболее важные факторы, которые влияют на систему. В качестве метода, позволяющего выбрать наиболее значимые факторы, используется метод априорного ранжирования. Приводится классификация факторов, влияющих на расход запасных частей для одного автомобиля и для совокупности автомобилей. Целью исследования являются снижение затрат на эксплуатацию путем установления закономерностей формирования потока отказов пневмоподвески автобусов большого класса с учетом влияния сезонной вариации интенсивности и условий эксплуатации, а также совершенствование на этой основе методик определения потребности в запасных частях. В результате исследования строится диаграмма априорного ранжирования факторов, из которой можно сделать вывод о том, какой фактор наиболее значим.

Ключевые слова: эксперимент, эксперты, автобус большого класса, агрегаты, подвеска.

ASSESSING THE SIGNIFICANCE OF THE FACTORS AFFECTING THE RELIABILITY OF A PNEUMATIC SUSPENSION OF LARGE CLASS BUSES MAN A72

Malshakov Albert Vladimirovich, postgraduate student of Cars and Technological Machinery Maintenance Department, Tyumen Industrial University. Russia.

Keywords: experiment, experts, large class buses, aggregates, suspension.

The article deals with experimental studies after selecting the object, setting the goals and objectives of the experiment, and chooses the most important factors that affect the system. As amethod able to choose the most important factors the authors use apriori ranking method. The article gives aclassification of factors influencing the consumption of spare parts for one car and for asum total of vehicles. The aim of the study is to reduce operating costs through the establishing the regularities of pneuma-tic suspension failure flow formation of alarge class buses with due consideration of the effects of seasonal variations in intensity and operating conditions, as well as improvement methods for determining the need for replacement parts on this basis. The results of the study forms the basis of afactors priori ranking chart from which the authors can conclude what factor is the most significant.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РОСРЕЕСТРУ ЗА 2014–2015гг.

Вахитов Дамир Равилевич, д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Экономика», Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а; профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Зиннатуллин Артур Зуфарович, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Экологическое, трудовое право и гражданский процесс», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Кондратьева Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; зав. кафедрой «Педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52.

Тел.: (843) 273-16-54

E-mail:

Аннотация. Авторы статьи рассматривают основные положения и статьи федерального бюджета по финансированию Росреестра за два года. Сравнительный анализ проведен с учетом федеральных целевых программ, которые реализуются в данный период времени. Кроме того, проведена оценка структуры и динамики расходов на деятельность Росреестра, в том числе в разрезе центрального аппарата, территориальных органов, а также подведомственных учреждений. Рассмотрено международное сотрудничество учреждения, в том числе в виде реализации соглашений с международными финансовыми организациями, а также вариантов софинансирования совместных проектов. Авторы выявили основные проблемы реализации жилищной программы в регионе, что нашло свое отражение в соответствующей федеральной целевой программе на период 2011–2015 гг. Отдельное внимание уделено отраслевому распределению получателей бюджетных средств.

Ключевые слова: бюджетные расходы, федеральные целевые программы, плановые значения.

ANALYSIS OF THE USE OF THE FEDERAL BUDGET FOR 2014–2015, ACCORDING TO FEDERAL SERVICE FOR STATE REGISTRATION, CADASTRE AND CARTOGRAPHY

Vakhitov Damir Ravilevich , Dr. of Econ. Sci., Ass. Prof., head of Economics Department, Kazan branch of The Russian State University of Justice. Russia; Prof. of Accounting and Finance Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Zinnatullin Artur Zufarovich , Cand. of Law Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Environmental, Labor Laws and Civil Practice Department, Kazan (Volga Region) Federal University. Russia.

Kondrateva Tatyana Nikolaevna , Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogy and Psychology Department, Novosibirsk State Pedagogical University. Russia; head of Pedagogy and Psychology Department, Novosibirsk State Medical University. Russia.

Keywords: budget costs, federal target programs, planned values.

The authors consider main provisions and articles of the federal budget for the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography financing for two years. A comparative analysis has been carried out taking into account the federal target programs that are implemented in a given period of time. In addition, the authors have carried out an assessment of structure and dyna-mics of operating expenses of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, including con-sideration in the context of central and regional offices, as well as subordinated institutions. The article considers in- ternational cooperation of the agency, including the form of agreements with international financial institutions implementation, as well as options of co-financing of joint projects. The authors have identified the main problems of the housing program implementation in the region, as reflected in the relevant federal target program for 2011–2015. Special attention is drawn to the sectoral distribution of budgetary funds.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»)

Новиков Николай Иннокентьевич, д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист России, профессор кафедры «Экономика, финансы и учет», Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.

Малышенко Алена Александровна, студент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.

Белогруд Ульяна Вячеславовна, студент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.

Тел.: (384-3) 77-60-54

E-mail:

Аннотация. В статье описаны некоторые аспекты инвестиционной деятельности промышленного предприятия. В условиях современных рыночных отношений от каждого хозяйствующего субъекта требуются оперативные, адекватные действия на изменение ситуации в экономике, проявление способности корректировать свои практические шаги. Умение и способность менеджеров промышленного предприятия принимать и реализовывать необходимые решения обеспечивают ему возможность развиваться, в том числе и через активизацию инвестиционной деятельности предприятия. Для развивающихся предприятий проблема привлечения инвестиций всегда актуальна, различаются лишь темпы и источники формирования капитала. Инвестиции предопределяют общий рост экономических резервов предприятия. Инвестиционная деятельность предприятия осуществляется в процессе реализации инвестиционных проектов. В статье рассмотрена реализация некоторых инвестиционных проектов, осуществляемых на ОАО «Тверской вагоностроительный завод».

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, инвестиционная деятельность, признаки инвестиционной деятельности, инвестиционная программа.

SOME ASPECTS OF INVESTMENT ACTIVITY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE (CASE STUDY OF “TVERSKOY VAGONOSTROITEL’NYY ZAVOD” OJSC)

Novikov Nikolay Innokentevich, Dr. of Econ. Sci., Prof., honorary economist of the RF, Prof. of Economics, Finance and Accounting Department, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University. Russia.

Malyshenko Alena Aleksandrovna, student, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University. Russia.

Belogrud Ul’yana Vyacheslavovna, student, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University. Russia.

Keywords: investments, investment project, investment activity, attributes of investment activity, investment program.

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРАЗ»)

Алексеева Ирина Анатольевна, студент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.

Новиков Николай Иннокентьевич, д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист России, профессор кафедры «Экономика, финансы и учет», Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.

Тел.: (384-3) 77-60-54

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрена инновационная политика ООО «ЕВРАЗ» на примере технологических инноваций предприятий, входящих в состав ООО «ЕВРАЗ»: ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ЕВРАЗ ЗСМК), ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ» (ЗапсибТЭЦ), шахта ПАО «Распадская», ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» (ЕВРАЗ КГОК), ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» (ЕВРАЗ НТМК). Рассмотрена инновационная стратегия, основные цели и принципы инновационной политики группы предприятий ООО «ЕВРАЗ». В материалах исследования авторы показывают важность разработки инновационной политики, выделяя приоритетное направление – технологические инновации, позволяющие продукции быть конкурентоспособной на рынке сбыта и получать прибыль. Рассмотренная в статье инновационная политика ООО «ЕВРАЗ» направлена на активное внедрение инноваций, усовершенствование и создание новой продукции, улучшение ее качественных характеристик, снижение издержек производства и эффективное использование ресурсов предприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, стратегия, технологические, продуктовые и радикальные инновации.

ON THE QUESTION OF INNOVATION POLICY OF AN ENTERPRISE (CASE STUDY OF “EVRAZ” LLC)

Alekseeva Irina Anatolevna, student, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University. Russia.

Novikov Nikolay Innokentevich, Dr. of Econ. Sci., Prof., honorary economist of the RF, Prof. of Economics, Finance and Accounting Department, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University. Russia.

Keywords: innovation, innovation policy, strategy, technological, product-related and radical innovation.

The article deals with innovation policy of “EVRAZ” LLC on the example of technological innovation of entities being members of “EVRAZ” LLC: “EVRAZ Zapadno-Sibirskiy metallurgicheskiy kombinat” OJSC (ZSMK), “Zapadno-Sibirskaya TETS” OJSC (Zapsib TETS), mine “Raspadskaya” PJSC, “EVRAZ Kachkanarskiy gorno-obogatitelnyy kombinat” OJSC (EVRAZ KGOK), “Nizhnetagilskiy metallurgicheskiy kombinat” (NTMK). The authors consider the innovation strategy, main goals and principles of innovation policy of the enterprise group “EVRAZ”. In the materials of the research the authors show the importance of innovation policy development, highlighting the priority line - technological innovation that allows products to be competitive on the market and make profit. The innovation policy of “EVRAZ” LLC, considered in the article, aims to active innovation implementation, improvement and creation of new products, improvement of its qualitative characteristics, decrease of production costs, and efficient use of resources of the enterprise.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА И ОПИСАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТАДИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Сорокин Олег Николаевич, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Региональная экономика и предпринимательство», ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»: Россия, 428015, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский просп., 15.

Тел.: (835-2) 58-30-36

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам изучения закономерностей развития экономической системы региона на основе глубокой структуризации и совершенствования формализованного описания ее динамики. Задачей данного исследования является структуризация экономической системы региона с применением современных принципов макроэкономического описания и широкого спектра графических способов формализованного представления экономических систем. В работе раскрыты элементы и связи в экономической системе, которые являются важнейшими характеристиками в макроэкономическом описании и служат основой построения всей системы макроэкономической информации, описывающей динамику экономической системы. Особое внимание уделено описанию региональной структуры экономической системы страны. Представлены изменения в структуре региональной экономической системы на разных стадиях, описывающих закономерности ее развития.

Ключевые слова: экономическая система, элементы и связи в экономической системе, институциональная единица, экономическая система региона, монорегиональная единица, мультирегиональная единица, стадии развития экономической системы региона.

STRUCTURING OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM AND DESCRIBING THE REGULARITIES OF ITS DEVELOPMENT STAGES

Sorokin Oleg Nikolaevich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Regional Economy and Entrepreneurship Department, I. N. Ulianov Chuvash State University. Russia.

Keywords: economic system, elements and ties in the economic system, institutional unit, regional econo-mic system, single region unit, multi-region unit, development stage of the regional economic system.

The article deals with the topical issues of studying the development regularities of the regional economic system based on the deep structuring and improving the formalized description of its dynamics. The aim of this study is structuring of the regional economic system based on the application of modern principles of macroeconomic des-cription and awide range of graphic methods of economic systems formalized representation. The article reveals elements and ties in the economic system, which are the most important characteristics in the macroeconomic description and serve as abasis for building the entire system of macroeconomic information that describes the dynamics of an economic system. The special attention is drawn to describing the regional structure of the countryseconomic system. The authors present changes in the regional economic system structure at different stages, describing the regularities of its development.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПОТРЕБНОСТИ В РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТАХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ РЫНКА ТРУДА

Шигапова Дания Калимулловна, канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и инноватика», Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Газизова Ольга Викторовна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и инноватика», ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. КарлаМаркса, 68.

Тел.: (843) 272-80-91

E-mail:

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что одной из составляющих процесса модернизации экономики является необходимость создания условий для повышения качества рабочей силы на внутригосударственном рынке и доведения ее качества до общепризнанных мировых стандартов. Для этого необходимы формирование системы мониторинга спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, разработка технологии организации проведения мониторинга и осуществление прогнозирования занятого населения на региональном уровне. Предлагаемый подход к решению заявленной проблемы в значительной степени обеспечивает долгосрочное прогнозирование спроса на рабочую силу. В статье отражены меры первостепенного характера по реформированию информационной и статистической базы, ее приспособлению к потребностям прогнозных и инновационных задач, даны конкретные организационно-экономические рекомендации, оценены результаты выборочных обследований населения по проблемам занятости, рассмотрена деятельность соответствующих структур субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: мониторинг, рынок труда, региональная статистика, развитие региона, прогнозирование, информационно-аналитическая система.

FORMATION OF MONITORING SYSTEM OF THE NEED FOR WORKERS AND SPECIALISTS AT THE REGIONAL LEVEL OF THE LABOR MARKET

Shigapova Daniya Kalimullovna, Cand. of Sociol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics and Innovation Theory Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Gazizova Olga Viktorovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics and Innovation Theory Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: monitoring, labor market, regional statistics, regional development, forecasting, information and analytical system.

Relevance of the topic lies in the fact that one of the components of the modernization process of the economy is the need to create conditions for improving the quality of labor force on the domestic market and bringing its quality to meet the universally recognized international standards It requires the formation of demand for workforce monitoring system in the context of professional qualification, development of technology of monitoring and implementation, and forecasting the employed population at the regional level. The proposed approach to the solution of the studied problem to alarge extent provides the long-term forecasting of demand for workforce. The article reflects the priority measures to reform the nature of the information and statistical framework, its adaptation to the needs of forward-looking and innovative tasks, gives specific organizational and economic advice, uates the results of employment of population sample surveys, and examines the activities of the corresponding agencies of the Russian Federation entities.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ

Короткова Евгения Владимировна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика», Поволжский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Красноармейская, 24.

Сырникова Людмила Викторовна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика», Поволжский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Красноармейская, 24.

Тел.: (345-3) 56-85-66

E-mail:

Аннотация. Реклама зачастую является самым затратным элементом маркетингового бюджета, 26% от которого, по оценкам маркетологов, тратится впустую. Более 60% высших руководителей компаний не удовлетворены существующей системой оценки эффективности рекламы, поскольку состояние и степень разработанности теоретико-прикладных аспектов данного направления не соответствуют требованиям современного уровня развития российской экономической науки и применимы для крупных рыночных игроков, для мелких – данные методики крайне неточны и приблизительны. Существующие подходы к оценке эффективности рекламной кампании сопряжены со сложностью и неразработанностью вопросов, связанных с оценкой эффективности затрат на рекламу, а также необходимостью реализации индивидуального подхода в каждом конкретном случае, что не позволяет, как правило, давать готовые рекомендации и советы. Применение многих методик также затрудняется недостатком информации, необходимой для расчетов и в силу организационных трудностей на предприятии. Отсутствие единой методологии приводит к необоснованно высоким расходам, с одной стороны, и необоснованному урезанию бюджетов на рекламу, с другой. На основании обобщения результатов по существующей оценке и измерению эффективности рекламы проведен сравнительный анализ двух основополагающих подходов: с точки зрения оценки экономического (или торгового) эффекта и на основе коммуникативной функции рекламы. Отсутствие противоречий в обоих подходах дает возможность одновременного учета экономической и коммуникативной эффективности рекламы с использованием количественных и качественных показателей. При этом необходимо иметь четкое представление об ограничениях, с которыми следует считаться при анализе эффективности рекламы. Применение только одного подхода приводит к промежуточным оценкам, дающим лишь указания на возможные результаты (итоги) проводимых рекламных мероприятий. Предложенные методические рекомендации позволяют систематизировать современные представления в области методов оценки эффективности рекламной кампании предприятия и применять их в практической деятельности.

Ключевые слова: концепция рекламы, рекламная кампания, оценка эффективности, рекламные обращения, бюджет рекламы, маркетинг, коммуникации, продвижение товара.

MODERN APPROACH TO EFFICIENCY EVALUATION OF ADVERTISING CAMPAIGN

Korotkova Evgeniya Vladimirovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics Depart-ment, Volga Region Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Syrnikova Lyudmila Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics Department, Volga Region Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: advertising concept, advertising campaign, efficiency assessment, advertising messages, advertisement budget, marketing, communications, sales promotion.

Advertisement is frequently the most expensive element of marketing budget, 26% of which is thrown away, according to the marketing specialistsresearch. More than 60% of top-managers of the companies are not satisfied with the existing system of advertisement efficiency assessment, because the state and status of academic and applied aspects of this field do not meet the requirements of modern level of Russian economic sciencesdevelopment, and are only applicable for the large-scale market players. For minor market players these methodology is inaccurate and approximate. Existing approaches to the advertising campaign efficiency assessment are associated to the complexity and insufficient development of issues of cost-effectiveness uation for the advertisement, as well as with the need for implementing the individual approach in each case. All this doesntallow to give existing recommendations and advice. Application of numerous methodologies is blunted by the lack of information for the calculation and because of managerial obstacles at the enterprise. Lack of integrated methodology results in the large expenses on the one hand, and groundless cutting of the budgeting for advertisement on the other. Having generalized the results according to existing assessment and having measured the efficiency of advertisement, the authors have conducted acomparative analysis of two basic approaches: from the viewpoint of assessing the economic or commercial effect, and on the basis of communicative function of advertisement. Absence of contradictions in both approaches makes it possible to account the economic and communicative efficiency of advertisement with the use of quantitative and qualitative indices. This being said, it is necessary to have clear vision of limitations that are to be taken into account in the process of advertisement efficiency assessment. Using sheer approach leads to interim uation that only have reference to possible results (totals) of performed promotional events. The suggested guidelines allow to organize modern perceptions of advertising campaign efficiency assessment methods and to apply them on practice.

ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ – ИНСТРУМЕНТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ АПК

Строкин Владимир Александрович, аспирант, ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»: Россия, 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 8.

Стукова Ирина Викторовна, канд. экон. наук, доцент, первый проректор по учебной и научно-методической работе, ФГБОУ ДПО «Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса»: Россия, 424005, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, 17.

Тел.: (843) 277-51-86

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются энергообеспеченность как инструмент институциональной среды АПК и формирование технопарка как инновационного аспекта развития АПК. Проведен сравнительный анализ по показателям основных видов технопарка и обеспеченности отрасли АПК сельхозтехникой. Представлена зависимость приобретения сельхозтехники от современных цен на нее, и обоснован вывод, что сокращение машинно-тракторного парка приводит к усилению нагрузки на остальной технопарк, что, в свою очередь, усугубляет процесс устаревания машин из-за интенсивности физического износа. Техническая деградация отечественных производителей является одним из основных факторов для развития как АПК в целом, так и сельского хозяйства в частности, сдерживающим их конкурентоспособность на мировом рынке. Низкая капитализация институциональной среды АПК приводит к сокращению возможностей в реализации крупных модернизационных и инновационных проектов.

Ключевые слова: энергообеспеченность, институциональная среда, технопарк, сельхозтехника, АПК.

ENERGY SECURITY AS A TOOL OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE AIC

Strokin Vladimir Aleksandrovich, postgraduate student, The Tatar Institute of Retraining Personals of Agribusiness. Russia.

Stukova Irina Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., first vice-chancellor for Academic Affairs and Instructional Research, The Mari Institute for Retraining of Staff in Agribusiness. Russia.

Keywords: energy security, institutional environment, technology park, agricultural machinery, AIC.

The article deals with energy security as atool of the institutional environment of the AIC, and the development of technology park as an innovative aspect of the AIC development. The article carries out acomparative analysis in terms of the main types of technology park and the agricultural sector provision of agricultural machinery. The authors have shown the dependence of the acquisition of agricultural machinery on the modern prices for it and substantiates the conclusion that reduction in machine and tractor fleet leads to increased load on the rest of the technology park, which in turn exacerbates the ageing process of machines because of the physical deterioration intensity. Technical degradation of domestic manufacturers is one of the main factors of development of the AIC in general and agriculture in particular, limiting their competitive ability in the global market. Low capitalization of institutional environment of the AIC leads to reduction in the implementation of major modernization and innovation projects capacity.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Мамедова Эльнара Шамси кызы, ст. преподаватель кафедры «Экономика», Сумгаитский государственный университет: Азербайджанская Рес-публика, AZ 5008, г. Сумгаит, 43-й квартал.

Тел.: (941-8) 642-16-20

E-mail:

Аннотация. В статье исследованы проблемы роли современных информационных технологий в совершенствовании управления трудовыми ресурсами на предприятиях. Анализированы теоретические вопросы и методологические подходы по рациональности трудовых ресурсов и человеческого потенциала, эффективности управления трудовыми ресурсами на предприятиях в нынешних условиях. Рассмотрены ключевые и важные факторы эффективности трудовых ресурсов предприятия и особенности хозяйственной деятельности предприятия и организации. Раскрыта эффективность применения информационных технологий в совершенствовании управления трудовыми ресурсами на предприятиях и обоснована целесообразность его применения. Изучены особенности и критерии формирования штатной единицы предприятия, подбор и расстановка кадрового потенциала, процедура оценки эффективности деятельности персонала, обеспечение повышения квалификации и организации мотивации труда персонала предприятия. Определены и рассмотрены более распространенные методы отбора сотрудников предприятия на основе модели идеального сотрудника и на тестировании сотрудника. Рассмотрены потенциальные возможности человека, его профессиональные навыки, вопросы индивидуального вклада сотрудника. В конце статьи обобщены важные аспекты о роли современных информационных технологий в совершенствовании управления трудовыми ресурсами на предприятиях и т. д.

Ключевые слова: персонал предприятия, подбор кадров, штатное расписание, информационные технологии, глобальные сети, интерактивный режим, эффективность.

ROLE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGY IN THE IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN ENTERPRISES

Mamedova Elnara Shamsi kyzy, senior lecturer of Economics Department, Sumqayit State University. The Republic of Azerbaijan.

Keywords: enterprise’sstaff, recruitment, payroll schedule, information technology, global networks, interactive mode, efficiency.

The article studies the role of modern information technology in the improvement of human resources mana-gement in enterprises. The author analyzes theoretical issues and methodological approaches to the rationality of labor and human resources, the effectiveness of human resources management in enterprises in the current environment. The article addresses key and important factors of human resources efficiency of the enterprise and the distinctive features of business activity of enterprises and organizations. The author discloses efficiency of using information technology in improving the human resources management in enterprises, and substantiates the expediency of its application. The article has studied features and criteria of the formation of the full-time equivalent of the enterprise, selection and placement of staff potential, procedure for assessing the effectiveness of staff, provision of training and motivation of the enterprisesstaff. The author has identified and studied the most common me-thods of selecting employees of the enterprise based on the model of an ideal employee and employee testing. The article considers the potential opportunities of the person, his professional skills, and the issues of individual contribution of the employee. The article ends with summing up the significant aspects of the role of modern information technology in the improvement of human resources mana-gement in enterprises, etc.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Хакимова Ксения Радиковна, аспирант, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»: Россия, 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: (347) 272-63-70

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается проблема осуществления инновационно-инвестиционной деятельности предприятия. В силу ограниченности ресурсов, ухудшения ситуации на финансовых рынках и усиливающейся роли инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности предприятия необходима разработка механизма оптимально сбалансированного управления этим аспектом функционирования. В связи с этим рассмотрены существующие подходы к построению инновационно-инвестиционной стратегии предприятия, выявлены их недостатки. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на разработку стратегии инновационно-инвестиционного развития предприятия и обеспечение ее сбалансированности, а также методы их оценки. На основе данного анализа сформирована модель разработки стратегии инновационно-инвестиционной деятельности, которая включает в себя учет специфических факторов осуществления деятельности в современных условиях, таких как инновационная активность, инновационное поведение, инновационный потенциал и др.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная деятельность, инвестиционная деятельность, инновационно-инвестиционная стратегия предприятия, сбалансированное инновационно-инвестиционное развитие.

MODEL OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT

Khakimova Kseniya Radikovna, postgraduate student, Bashkir State University. Russia.

Keywords: innovation, investment, innovative activity, investment activity, innovation and investment strategy of an enterprise, balanced innovation and investment development.

The article deals with the problem of the innovation and investment activity of the enterprise implementation. Due to limited resources, deterioration of the situation on the financial markets and increasing role of innovation in improving the competitive ability of enterprises it is necessary to develop amechanism of optimum well-balanced management of this aspect of operation. In this regard, the author considers existing approaches to building innovation and investment strategy of the enterprise, as well as reveals their shortcomings. The article analyzes factors that influence the elaboration of an innovation and investment development strategy of the company and providing balance of this strategy, as well as their assessment methods. On the basis of this analysis the author has formed the development model for astrategy of innovation and investment activities, which includes consideration of specific factors of innovative activity such as innovative actions, innovation behavior, innovation potential, and others.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Мухаметшина Наталья Александровна, начальник отдела партнерских программ управления развития корпоративного бизнеса, ПАО «ИнтехБанк», аспирант, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. НиколаяЕршова, 58.

Тел.: (843) 272-80-91

E-mail:

Аннотация. Банковский сектор относится к одному из наиболее инновационных и охотно использует новые технологии, чтобы соответствовать ожиданиям современного потребителя, запрашивающего быстрое обслуживание и легкий доступ к услугам. В статье рассмотрены наиболее перспективные тенденции в банковской сфере, которые усилятся или появятся в ближайшие годы. Дана оценка оборота российского рынка мобильных финансовых услуг. Рассмотрены методы автоматической идентификации и подтверждения личности человека, используемые при операциях как эффективная поддержка автоматизации банковских услуг. Представлены преимущества криптовалюты Bitcoin над обычными деньгами, такие как открытый код, отсутствие инфляции, пиринговая сеть, безграничные возможности транзакций, невозможность отмены платежей. Благодаря криптовалюте можно значительно уменьшить стоимость передачи активов между финансовыми институтами, ускорить операции и повысить их безопасность.

Ключевые слова: мобильный банкинг, мобильные платежи, биометрическая идентификация клиентов, криптовалюта, финансовые операции.

NEW TRENDS IN BANKING SECTOR

Mukhametshina Natalya Aleksandrovna, head of affiliate programs department of Corporate Business Development Management, “Intekh Bank” PJSC, postgraduate student, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: mobile banking, mobile payments, biometric identification of customers, cryptocurrency, financial transactions.

Banking sector is one of the most innovative ones and is willing to use new technology to meet the expectations of the modern consumer that needs prompt service and easy access to them. The article describes the most promising trends in the banking sector, which are to grow or appear in the coming years. The author gives an estimation of the Russian market of mobile financial services turnover. The article considers methods of automatic identification and confirmation of the identity that are used in banksoperations as an effective support for the automation of banking services. The author has presented advantages of the conventional Bitcoin cryptocurrency over money, such as open source of the cryptocurrency, no inflation, apeer network of the cryptocurrency, limitless possibilities of transactions, failure to cancel payments. Due to it one can significantly reduce the cost of assets transfer between financial institutions, accelerate operations and improve their security.

КУДА ПОЙТИ КИТАЙСКОМУ КАПИТАЛУ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Тоторова Анна Викторовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9.

Тел.: (812) 328-20-00

E-mail:

Аннотация. Статья отражает специфику поведения китайских деловых кругов Юго-Восточной Азии в начале ХХI в. ввиду сложностей развития бизнеса в условиях глобального экономического кризиса. Хуацяо все чаще ищут новые ниши для инвестиций, однако сталкиваются с постоянной конкуренцией в виде китайского капитала из КНР. Это заставляет хуацяо Юго-Восточной Азии активно вкладывать деньги в те сферы, где им это выгодно, прежде всего где нет конкуренции с КНР. Китайские фирмы региона стран АСЕАН являются самостоятельными игроками. Несмотря на это, их ошибочно считают агентами влияния Китая, что приводит к ошибкам анализа истинного положения дел данных фирм в контексте условий конкуренции в течение глобального экономического кризиса. Это заставляет исследователей по-другому оценивать хуацяо в рамках их деловой активности в начале ХХI в. и рассматривать специфику поведения как бизнесменов с учетом влияния соответственных капиталов, фирм КНР и денежных потоков хуацяо других регионов.

Ключевые слова: хуацяо, китайская община, китайский капитал, Юго-Восточная Азия, КНР, Океания, китайские инвестиции, китайские бизнесмены.

WHERE THE CHINESE CAPITAL SHOULD GO IN SOUTHEAST ASIA DURING THE ECONOMIC DOWNTURN

Totorova Anna Viktorovna, postgraduate student, St. Petersburg State University. Russia.

Keywords: overseas Chinese, Chinese community, Chinese capital, Southeast Asia, People’sRepublic of China, Oceania, Chinese investment, Chinese businessmen.

The article reflects the specific behavior of the Chinese business community in Southeast Asia in the beginning of the XXI century due to difficulties of business development in the setting of global economic downturn. Overseas Chinese are increasingly looking for new investment niches, but face constant competition in the form of Chinese capital from PeoplesRepublic of China. It makes overseas Chinese of Southeast Asia actively invest in those niches where it is profitable, especially when there is no competition with the PRC. Chinese firms of ASEAN countries are independent players, in spite of this they are mistakenly believed to be the Chinese agents of influence; this fact leads to mistakes in analyzing the real state of affairs for these firms in the context of the conditions of competition during the global economic downturn. It makes anumber of researchers appraise overseas Chinese in adifferent way in the context of their business activity in the early XXI century and consider the specifics of their behavior as businesspeople, taking into account the impact of their capital, firms of China and cash flows of overseas Chinese from other regions.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МУФТЫ

Асланов Забит Юнус оглы, канд. техн. наук, доцент кафедры «Стандартизация и сертификация», Азербайджанский государственный экономический университет: Азербайджанская Республика, AZ 1001, г. Баку, ул. Истиглалият, 6.

Абдуллаева Севиндж Мусеиб кызы, преподаватель кафедры «Стандартизация и сертификация», диссертант, Азербайджанский государственный экономический университет: Азербайджанская Республика, AZ 1001, г. Баку, ул. Истиглалият, 6.

Тел.: (994-12) 492-60-43

E-mail:

Аннотация. В статье проанализированы экономические аспекты повышения работоспособности муфты, рассмотрены показатели технико-экономической эффективности. Указано, что выбранное и реализованное направление совершенствования технологического процесса можно рекомендовать как один из вариантов повышения работоспособности фрикционной муфты. Успешное решение поставленной конструктивно-технологической задачи позволяет управлять процессом изготовления фрикционной муфты и тем самым обеспечивать высокую работоспособность изделия. В данном разделе приведен анализ экономической эффективности предлагаемых технологических решений, направленных на повышение работоспособности фрикционной муфты. Рассмотрены затраты в сфере эксплуатации при ремонтно-восстановительных работах. Проанализированы элементы производственных затрат, составляющих полную себестоимость одного комплекта дисков. Проведенные расчеты экономической эффективности показывают, что дополнительные затраты, вызванные мероприятиями по повышению долговечности редуктора, значительно снижают эксплуатационные издержки потребителя и дают народнохозяйственный экономический эффект.

Ключевые слова: экономические аспекты, работоспособность муфты, трудоемкость регулировки, количество регулировок, период эксплуатации.

ECONOMIC ASPECTS OF INCREASING THE OPERATING CAPACITY OF THE CLUTCH

Aslanov Zabir Yunus ogly, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Standartization and Certification Department, Azerbaijan State University of Economics. The Republic of Azerbaijan.

Abdullaeva Sevindzh Museib kyzy, lecturer of Standartization and Certification Department, dissertator, Azerbaijan State University of Economics. The Republic of Azerbaijan.

Keywords: economic aspects, operating capacity of the clutch, adjustment labor coefficient, adjustments number, operating lifetime.

The article considers the analysis of economic aspects of increasing the clutchsoperating capacity and indicators of technical and economic efficiency. It has indicated that selected and implemented direction of improving the process can be recommended as one of the options for increasing the friction clutch operating capacity. The successful solution of the stated structural and technological problems can control the friction clutch manufactu-ring process and to ensure high operating capacity of the product. This section provides an analysis of the cost-effectiveness of the proposed technological solutions aimed at improving the friction operating capacity. The authors consider costs in operation during the maintenance and repair operation. The article analyzes the elements of the production costs that make up the full cost of one set of “wheels”. The carried out calculations of economic efficiency show that the additional costs, caused by measures on improving the durability of the gear, significantly reduce the consumersope­rating costs and have anational economic effect.

ОПТИМИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АППАРАТУРЫ

Пилкин Андрей Евгеньевич, зам. директора НТК-1 по планово-экономическим вопросам, АО «Концерн «Моринформсистема – Агат»: Россия, 105275, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 29.

Храмов Михаил Юрьевич, канд. техн. наук, первый зам. генерального конструктора – директор НТК-1, АО «Концерн «Моринформсистема – Агат»: Россия, 105275, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 29.

Тел.: (495) 673-40-63

E-mail:

Аннотация. Практически все параметры эксплуатации аппаратуры можно оптимизировать по эффективности функционирования, по материальным затратам и стоимости технического обслуживания и т. п. Это относится к обеим стадиям жизненного цикла аппаратуры у потребителя, т. е. при хранении и на этапе плановой эксплуатации. При хранении оптимизируются периодичность и время проведения профилактических работ. В процессе интервала плановой эксплуатации интенсивность отказов λ не является постоянной, т. е. данный показатель растет по мере приближения к износу. Именно здесь и происходит замена входящих узлов. В статье предлагается методика минимизации затрат на этом завершающем отрезке времени плановой эксплуатации. Техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) аппаратуры обеспечивают ее нормальное функционирование в течение плановой эксплуатации. Процедура ТО и Р характеризуется рядом параметров, основными из них являются периодичность ТО, объем ЗИП (запасных изделий прилагаемых), время хранения ЗИП и аппаратуры. Эти параметры можно оптимизировать по влиянию на сроки проведения ТО, материальные затраты и стоимость работ, продление ресурса, коэффициент готовности и профилактические работы.

Ключевые слова: периодичность техобслуживания, запасные изделия прилагаемые, материальные затраты.

OPTIMIZATION OF SOME TECHNICAL PARAMETERS OF THE EQUIPMENT MAINTENANCE SYSTEM

Pilkin Andrey Evgenevich, deputy director of Research and Technology Commission-1for economic planning issues, “Kontsern “MorinformsistemaAgat” JSC. Russia.

Khramov Mikhail Yurevich, Cand. of Tech. Sci., first deputy chief designer, director of Research and Technology Commission-1, “Kontsern “MorinformsistemaAgat” JSC. Russia.

Keywords: maintenance rate, spare tools and accesories, material costs.

Almost all operating parameters of the equipment can be optimized in operation efficiency, in material costs and the cost of maintenance, and so on. This is true for both stages of the equipment life cycle at the consumer, i. e. during storage and at the stage of the regular operation. During the storage, frequency and duration of maintenance is being optimized. During the regular operation interval λthe breakdown rate is not constant, i. e. this figure is growing as the wear approaches. It is here, when areplacement of incoming nodes occurrs. The article suggests amethod of minimizing the cost at this final period of time of regular operation. Maintenance and repair of equipment (MRE) provide its normal operation through the regular operation. Mentioned above MRE procedure are characterized by anumber of parameters, the main ones being: frequency of MRE, the amount of spare parts, storage of spare parts and equipment duration. Naturally, these parameters may be optimized on their impact on the lead time of the maintenance, on the material costs and the cost of work, on the extension of the resource, and on the availability coefficient Ac and preventive maintenance.