Department of scientific and educational publications
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

СОДЕРЖАНИЕ «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» № 04-2016

ПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С СЕМЬЕЙ ШКОЛЬНИКА



Хуторянская Татьяна Валентиновна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: dialogus1@yandex.ru

Аннотация. В статье проведен анализ психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника: усиление направленности профессиональной подготовки на сотрудничество, включение в содержание педагогической практики таких ее видов, как ознакомительная практика, формирование у студентов опыта творческой деятельности в сотрудничестве с семьей школьника. Отмечено, что усиление направленности профессиональной подготовки на сотрудничество с семьей школьника подразумевает ориентацию учебных дисциплин, педагогической практики на деятельность педагога в данной сфере. Подчеркивается, что использование ознакомительной практики является важнейшей составляющей системы подготовки студентов к организации и осуществлению сотрудничества школы и семьи. Показано, что формирование опыта творческой педагогической деятельности дает будущим педагогам реальную возможность вносить элементы новизны и оригинальности в организацию собственного сотрудничества с семьей школьника.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подготовка, будущие педагоги, сотрудничество, семья школьника.



PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH THE STUDENT’S FAMILY



Khutoryanskaya Tat’yana Valentinovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogical Psychology and Psychodiagnosis Department, Saratov State University. Russia.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, training, future teachers, cooperation, school student’s family.

The article analyzes the psychological and pedagogical conditions that are necessary for effective preparation of future teachers for working with school students’ families, such as: emphasizing the major training to cooperation with school student’s family, including the introductory training to the content of teaching practice, the formation of school students’ creative work experience in collaboration with the school student’s family. It was mentioned that emphasizing the major training to cooperation with school student’s family is understood by making classroom disciplines and teaching practice oriented at teacher’s activity in the scope of cooperation with family and school. It is emphasized that the use of introductory practice is an essential part of the system of preparing school students to the organization and cooperation of school and family. It is shown that the formation of experience of creative teaching activities gives future teachers the opportunity to implement elements of novelty and originality in the organization of his or her own cooperation with the school student’s family.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Максимова Елена Александровна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.

Тел.: (845-2) 21-17-77

E-mail: maksimolena@yandex.ru

Аннотация. Показаны эволюционные преобразования трех структурных элементов системы профессионального образования: организационного, содержательного, управленческого. Для каждого из элементов выведена закономерность преобразований как антиномия некоторых процессов. Организационная закономерность представлена антиномией процессов регионализации профессионального образования и его централизации, содержательная – антиномией специализации и гуманитаризации содержания образования, управленческая – антиномией эгалитаризации и элитаризации в доступности образования для населения. Приведены примеры проявления названных закономерностей в реальной практике функционирования образовательных организаций. Обнаружено наличие системной закономерности, которая состоит во взаимной обусловленности процессов регионализации, специализации и эгалитаризации профессионального образования. Сделан вывод о стабильном развитии системы при конгруэнтности названных процессов и кризисных явлениях при их рассогласовании.

Ключевые слова: система профессионального образования, эволюционные преобразования, закономерности развития.



REGULARITIES OF EVOLUTIONARY TRANSFORMATION OF THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM



Maksimova Elena Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages Department, Saratov SocioEconomic Institute (branch of Plekhanov Russian University of Economics). Russia.

Keywords: system of vocational education, evolution transformation, regularities of development.

In this article are shown the evolution transformation of three structural elements of the vocational education system – the organizational, substantive and the administrative one. For each of these elements are displayed the regularities as the antinomy of some processes. Organizational regularities are represented with the antinomy process of regionalization of vocational education and its centralization, the substantial regularities are represented with the antinomy of specialization and humanization of the content of education, the management regularities – with the antinomy of egalitarianism and egalitarization in access to education for the population. The article also contains the examples of evidence of those regularities in practice of educational establishments’ functioning. The author detected the systematic regularity that consists in mutual conditioning of the regionalization, specialization and egalitarization processes of the vocational education. It is concluded that the stable development of the system lies in the congruence of these processes and crisis phenomena in their noncoincidence.


УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ



Косырев Василий Петрович, д-р пед. наук, профессор, начальник управления научной работой, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»: Россия, 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Герауф Инна Ивановна, ст. преподаватель кафедры информационных технологий и автоматики, магистр, Костанайский инженерно-экономический университет им.М. Дулатова: Республика Казахстан, 110000, г. Костанай, ул. Чернышевского, 59.

Тел.: (495) 570-04-77

E-mail: kosyrew2001@mail.ru

Аннотация. Переход образования на новый ФГОС вызывает необходимость разработки образовательных программ подготовки специалистов на научной основе. Поэтому эффективность системы подготовки специалистов во многом определяется качеством разработки и реализации образовательных программ. Существовавшая практика проектирования и реализации профессиональных образовательных программ основывалась на теории содержания профессионального образования и осуществлялась на ее научных положениях, научных основах и закономерностях, что в определенной мере ограничивало ее возможности для решения новых задач. Становление теории информатизации образования, широкое применение персонифицированного подхода и тьюторских технологий вызывают необходимость продолжения поиска научных основ создания новой образовательной среды и разработки технологий и средств управления учебной деятельностью обучающихся в данной среде. Задача исследования – теоретически обосновать возможности современных информационных образовательных технологий в разработке и реализации образовательных программ подготовки специалистов в высокотехнологичной образовательной среде.

Ключевые слова: интернет-сервис, учебный портал, интерне-ресурс, сетевой курс, образовательная среда, информационно-образовательная среда.



MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE HIGH-TECH LEARNING ENVIRONMENT



Kosyrev Vasily Petrovich, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of scientific work office, Moscow State Institute (University) of Culture; Prof. of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Gerauf Inna Ivanovna, senior lecturer of Information Technologies and Automation Department, master’s degree holder, Kostanay Engineering Economic University named after M. Dulatov. The Republic of Kazakhstan.

Keywords: internet service, learning portal, internet resource, network course, learning environment, information and educational environment.

Transition to the new learning standard calls for developing educational programs of specialists training on a scientifically on the scientifically based ground. The effectiveness of training systems is largely determined by the quality of development and implementation of educational programs. The existing practice of designing and implementing vocational training programs based on the content of vocational education theory and research carried out on its provisions, scientific foundations and laws, which to some extent limited its ability to meet new challenges. Formation of theory informatization of education, the widespread use of personalized approaches and tutor technologies cause the need to continue the search of scientific bases of creating a new educational environment and the development of technologies and management of educational activity of students in a given environment. The research problem is to justify theoretically the possibilities of modern information educational technologies and management of educational activity of students in a given environment. The research problem is to justify theoretically the possibilities of modern information educational technologies in the development and implementation of educational training programs in high-tech learning environment.



ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Путькина Лидия Владимировна, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры информатики и математики, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»: Россия, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

Седов Роман Леонидович, канд. техн. наук, профессор кафедры информатики и математики, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»: Россия, 192238, г. Санкт- Петербург, ул. Фучика, 15.

Тел.: (812) 269-57-58

E-mail: putkinalv@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследований авторов в области преподавания математики и информационных технологий студентам гуманитарных направлений с использованием облачных технологий. Указаны проблемы в организации учебного процесса и методике преподавания математических методов в гуманитарных вузах. Обозначен широкий спектр условий, которые необходимо учитывать в процессе преподавания математики и смежных с ней наук, среди них специфика гуманитарного мышления, индивидуальные особенности познавательной деятельности, типология личности студента. Указаны некоторые типы профессионально ориентированных задач, решаемых студентами гуманитарных направлений в будущей деятельности, в том числе с помощью математических моделей. Актуальность работы заключается в основном в выборе инструментальных методов преподавания информационных технологий и математических методов для гуманитарных направлений профессионального образования. Применимость работы заключается в том, что результаты исследования используются в учебном процессе и могут применяться в практике других специалистов. Приведенные методы являются новаторскими и перспективными. Облачные технологии обучения студентов повышают общий уровень компьютерной грамотности и мотивацию к повышению своего рейтинга по программе обучения.

Ключевые слова: математическое моделирование, облачные технологии, информационные технологии, профессиональное образование.



ON THE EXPERIENCE OF THE USAGE OF CLOUD TECHNOLOGIES AND MATHEMATICAL MODELING IN HUMANITIES UNIVERSITIES



Put’kina Lidiya Vladimirovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Prof. of Computing Science and Mathematics Department, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences. Russia.

Sedov Roman Leonidovich, Cand. of Tech. Sci., Prof. of Computing Science and Mathematics Department, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences. Russia.

Keywords: mathematical modeling, cloud technologies, information technologies, vocational education.

This article describes the results of research in teaching mathematics and computing sciences to students of humanities using the cloud technologies. The article reveals the problems in organizing the study process and methodology of teaching mathematical methods in humanities higher educational institutions. The authors outline a wide range of conditions that need to be taken into account in the teaching of mathematics and related sciences. It is necessary to take into account the peculiarity of humanitarian thinking, the individual characteristics of cognitive activity and the typology of student’s personality. The authors showed some types of professionally oriented problems solved by students of humanities in their future work with the help of mathematical models. The relevance of the work lies mainly in the choice of instrumental methods of teaching information technology and mathematical methods for the humanities specialities of vocational education. The applicability of the work is in the fact that research results are used in the study process and can be used in other fields of application. There methods are pioneer and promising. The cloud technologies of students training increase the general level of computeracy and motivation for the rating upgrade within the educational program.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Маренго Анатолий Константинович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры комплексной безопасности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»: Россия, 129344, г. Москва, ул. Енисейская, 3, корп. 5.

Тел.: (903) 523-38-99

E-mail: marengo-ak@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации безопасной среды в образовательных организациях. Достаточно высокий процент несчастных случаев происходит на переменах, до и после учебных занятий, в перерывах между ними, а также на занятиях физической культурой и спортом, в процессе прохождения учебно-производственных практик, во время соревнований, при проведении экскурсий, походов, прогулок и т. д. К основным причинам несчастных случаев среди обучающихся следует отнести неисправность, изношенность игрового, спортивного, учебного оборудования, неисправность электропроводки, недостаточность освещенности, нарушение требований инструкций и правил безопасности и другие. Все это свидетельствует о том, что в системе образования существуют проблемы организации охраны труда, которые должны решаться в соответствии с государственной политикой в области охраны труда.

Ключевые слова: система управления охраной труда, трудоохранный менеджмент, специальная оценка условий труда, профессиональные риски, ноксология, ноксологическая культура, ноксологическое образование.



ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ ACTIVITIES IN THE FIELD OF LABOR PROTECTIONъ


Marengo Anatoly Konstantinovich
, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Integrated Safety and Security Department, Academy of Public Administration. Russia.

Keywords: the system of labor protection management, labor protection management, special assessment of working conditions, occupational risks, noxology, noxological culture, noxological education.

The article discusses the topical issues of the organization a safe environment in educational institutions. Quite a high percentage of accidents occur during breaks, before and after learning sessions, during breaks, between them, as well as at the lessons of physical culture and sports. Also, the accidents can occur during the process of curricular practical trainings, during competitions, during tours, hikes, walks etc. The author believes that the main causes of accidents among students are failure and deterioration of the game, sports, educational equipment, wiring fault, illumination failure, failure of regulations requirements and safety regulations and also other regulations. All of this shows that the educational system has the problems of labor protection organization, which should be solved in accordance with the state policy in the field of labor protection.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ



Матвеев Максим Сергеевич, инженер, ГКУ МО «Центр безопасности дорожного движения», аспирант, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»: Россия, 248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.

Тел.: (484-2) 57-61-20

E-mail:

Аннотация. Одним из направлений информатизации образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) учащихся. Первым этапом этого процесса, осуществляемого под руководством учителя, является школа. Статья посвящена выявлению степени профессиональной компетентности учителя математики, осуществляющего формирование ИКТ-компетентности учащихся на основе анализа знаний и умений. Актуальность работы заключается в необходимости модернизации образования для развития окружающих и становления новых задач в процессе подготовки учителей математики. Новейшие процессы в образовательной среде приводят к тому, что знание предметного материала не является высоким показателем профессиональной подготовленности учителя математики. Образовательные стандарты нового поколения включают в себя различные направления: система непрерывного образования, модификация структуризации, формализация альтернатив в образовании, разработка новых образовательных стандартов. Цель работы – проанализировать уровень подготовленности учителей математики к использованию ИКТ в педагогической деятельности, разработать систему, направленную на повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики; определить качество развития профессионализма учителей математики в системе непрерывного образования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что возможно сделать вклад в теорию профессионального образования с помощью разработки системы непрерывного образования учителей математики; разработки материалов, имеющих различную направленность: информационную, теоретическую, демонстрационную, практическую, проблемную, ориентировочную, контролирующую, диагностическую.

Ключевые слова: использование ИКТ, подготовка учителей, профессиональная деятельность, проблема формирования компетентности.



INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHER OF MATHEMATICS



Matveev Maksim Sergeevich, engineer, Road Safety Center of Moscow Region, postgraduate student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski. Russia.

Keywords: ICT application, teachers training, professional activity, issues of forming competence.

One of the directions of informatization of education is the formation of information and communication competence (ICT competence) of the students. The first stage of this process is carried out under the guidance of a teacher and takes place at school. The article is devoted to identifying the degree of professional competence of teachers of mathematics who is performing the formation of the students ICT competence on the basis of the analysis of knowledge and skills. The relevance of the article lies in the need of education modernization for the development of students and the stating new problems in the process of teachers of mathematics training. The most recent processes in the educational environment lead to the fact that knowledge of the subject material is not regarded as a high rate of professional qualification of the teacher of mathematics. The purpose of the work lies in analysis of the level of teachers’ professional competence in using ICT in teaching activity, in introducing a system of upgrading the professional competence of mathematics teachers and in defining the quality of mathematics teachers skills development in conditions of continuing education. The theoretical significance lies in the fact that it is quite possible to make a contribution to the theory of vocational education through the development of the system of continuing education of teachers of mathematics; the development of materials having a different focus: informational, theoretical, demonstrational, practical, a problematic, an indicative, control, diagnostic one


К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ



Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки-4», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования мобильных устройств для облегчения обучения лексике для изучающих английский язык. Поскольку существует мало исследований в области использования мобильных платформ для повышения качества обучения, мы считаем, что теоретический подход в сочетании с работами по проблемам усвоения лексики поможет пересмотреть практику преподавания иностранного языка. На основе этих теорий мы обсудим, как различные мобильные приложения могут быть использованы для обогащения словарного запаса исходя из исследования одной из стратегий обучения лексике – использования словаря. Автор приходит к выводу, что использование мобильных технологий в качестве средства обучения способствует успешному усвоению лексического материала студентами, тем самым повышая их мотивацию к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: мобильные приложения, мобильные технологии, стратегии обучения лексике, iPad, цифровой словарь, обучение.



ON THE QUESTION OF USING THE MOBILE APPLICATIONS FOR TEACHING VOCABULARY



Vas’bieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of “Foreign Languages-4” Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: mobile devices, mobile technologies, vocabulary learning strategies, iPad, digital vocabulary, education.

The article studies the relevance of using the mobile devices to make learning vocabulary easier for English language learners. As far as there are a few studies of using mobile platforms for improving the quality of education, we think that the theoretical approach combined with the works in the field of vocabulary acquisition will help to reconsider teaching foreign languages practice. On the basis of these theories we will discuss how the mobile applications can be used for improving the vocabulary acquisition on the ground of the learning strategy of using the dictionary. The author concludes that using the mobile technologies as a training aid leads to the successful vocabulary acquisition by the students, thus increasing their motivation to learning foreign language.


ДИАЛОГИЗМ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ИННОВАЦИОННОСТИ ПЕДАГОГА



Мирошникова Дарья Викторовна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

Тел.: (353-2) 77-24-52

E-mail: dollyfill56@gmail.com

Аннотация. В статье анализируется понятие диалогизма в качестве нового типа рефлексии в русле концепции развития инновационности педагога как интегративной структурной характеристики личности. Рассматривается явление педагогического коллектива как системного, самообучающегося и саморазвивающегося единства личностных, мотивационных и эмпирических характеристик каждого члена коллектива с позиции противопоставления конкурентоспособности, внутренних отношений и ценностей. Анализируются принципы сознательной диалогизации общения, мышления в сотворчестве и их роль в формировании инновационного потенциала педагога, а также эффект применения диалогических методов педагогического взаимодействия для формирования мотивационной, интеллектуальной и личностной готовности. Предлагается пример упражнения, направленного на развитие диалогичности в русле формирования инновационности, а также приводятся перспективы дальнейшего поля исследования в контексте изучения инновационности будущего учителя на этапе формирования профессиональных навыков и умений.

Ключевые слова: диалогизм, инновационность, педагогический коллектив, инновационный потенциал, сотворчество.



DIALOGISM AS A STRUCTURAL GUIDELINE IN TEACHER’S INNOVATIVE FEATURE



Miroshnikova Dar’ya Viktorovna, senior lecturer of Foreign Languages Department, Orenburg State Pedagogical University. Russia.

Keywords: dialogism, innovative features, teaching staff, innovation potential, coauthorship.

The article analyzes the concept of dialogism as a new type of self-analysis within the framework of the concept of development of teacher’s innovative features of integrative structural characteristics of a person. We consider the phenomenon of the teaching staff as a consistent self-learning and self-developing unity of personal motivational and empirical characteristics of each member of the team from the opposing competitiveness, internal relations and values point of view. The article analyzes principles of deliberate dialogization of communication, thinking in the co-authorship and their role in the formation of the innovation potential of the teacher, as well as the effect of dialogic teaching methods of interaction for the formation of motivational, intellectual and personal competence. The article offers an example of an exercise aimed at developing the dialogueness in the scope of innovation formation. The author also sets the perspectives of further field of research in the context of studying the innovation of the future teacher at the stage of professional skills and abilities formation.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ



Сидорова Людмила Владимировна, ст. преподаватель, соискатель, Институт зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58.

Тел.: (411-2) 35-20-90

E-mail: lv.sidorova@s-vfu.ru

Аннотация. В статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в рамках личностно ориентированного подхода, дается определение самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов (СРС) – специфический вид учения, характеризующийся умением ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, умением рефлексировать и создавать личностный образовательный продукт на основе субъектного иноязычного опыта обучающихся. Личностно ориентированный подход направлен на самообразование и саморазвитие студентов (СРС) через изучение иностранного языка. Основой СРС является развитие личностных функций у студентов. Описана классификация видов организации СРС на основе иноязычного чтения средствами интернет-технологий. Определены уровни сформированности самостоятельности студентов в ходе самостоятельной работы. Приведены данные опытно-экспериментального обучения по двум параметрам: 1) уровни понимания иноязычного чтения; 2) уровни самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, иноязычное чтение, автономность, самостоятельность, учебная автономия, иностранные языки в неязыковом вузе.



INDIVIDUAL STUDENTS’ WORK IN NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BASED ON READING IN FOREIGN LANGUAGE



Sidorova Lyudmila Vladimirovna, senior lecturer, applicant, Institute of Modern Languages and International Studies of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Russia.

Keywords: individual work of students, reading in foreign language, self-dependence, independence, studying independence, foreign languages in non-linguistic higher educational institution.

The article deals with the organization of independent work of students learning a foreign language as part of a student-centered approach and provides a definition of independent work. Independent work of students (JWS) is a specific type of learning that is characterized by the ability to set a goal, planning and carrying out activities, the ability to reflect and create personal educational product based on the subjective experience of foreign language learners. The  person-centered approach aims at self-education and self-development of students through learning of a foreign language. The basis of the IWS is the development of personal features of the students. The article also describes the classification of the IWS organization on the basis of foreign language reading using Internet technologies. The defined levels of formation of independence of students during their independent work have been provided. The authors gave some data upon experimental learning on two criteria: 1) levels of understanding literature in foreign language; 2) the levels of independence.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА



Плотникова Наиля Фагимовна, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (НЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (843) 231-92-90

E-mail: plotnikova.nailya@list.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам использования игровой формы в обучении с целью формирования критического мышления студентов высших учебных заведений. Проведение учебных игр в студенческих командах позволяет не только включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни при обучении студентов критическому мышлению, повышать познавательную активность личности, но и преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать свои личностные качества.

Ключевые слова: игровая форма, дидактическая игра, критическое мышление, команда, игровое моделирование.



USING THE ROLE PLAY MODELS IN TEACHING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS



Plotnikova Nailya Fagimovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages and Translation Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov. Russia.

Keywords: role play model, didactic game, critical thinking, team, play modeling.

This article is devoted to the questions of using the role play models in order to form the critical thinking of students of higher educational institutions. The training role plays in students teams allows not only including a lot of examples from different aspects of real life while training the students’ critical thinking as well as improving their cognitive activity, but also overcoming the psychological barriers in different communication situations and improving their personal characteristics.





ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ



Кочеток Наталья Геннадьевна, учитель, ГБОУ «СОШ № 474», аспирант кафедры социально-культурных технологий, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»: Россия, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

Тел.: (812) 269-57-58

E-mail: n16.n@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается тьюторское сопровождение детей с отклоняющимся поведением как новая деятельность в социально-культурном и педагогическо-воспитательном пространстве. Тьютор, как новая должность в образовательных учреждениях, особенно актуальна в связи с преобразованиями в школьном воспитании и увеличением непослушных детей младшего школьного возраста. До сих пор тьюторское сопровождение рассматривалось только при работе с детьми с ОВЗ, то есть с ограниченными возможностями здоровья, и одаренными детьми. В данной статье предлагается использовать тьюторское сопровождение для воспитания детей начального школьного возраста с отклоняющимся поведением. Это дает большие возможности не только по сопровождению обучения, но и воспитания, а также корректировки отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, отклоняющееся поведение, дети младшего школьного возраста.



TUTOR SUPPORT FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR



Kochetok Natal’ya Gennad’evna, teacher, Secondary General School No. 474, postgraduate student of Social and Cultural Technologies Department, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences. Russia.

Keywords: tutor, tutor support, deviant behavior, younger schoolchildren.

This article regards tutor support of children with deviant behavior as a pioneer field in social, cultural and educatory activity. The tutor as a new position in the educational institutions is particularly relevant in connection with the changes in the school education and increasing of the number of the naughty children of primary school age. Until now the tutor support was regarded only when in working with children with health limitations and gifted children. In this article we propose to use a tutor support for the education of primary school age children with deviant behavior. That gives a great opportunity not only for the support of education, but also to mentoring, as well as the adjustment of deviant behavior of younger schoolchildren.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ УСТАНОВОК ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ



Харченко Олег Анатольевич, начальник группы Главного командования внутренних войск МВД России, соискатель кафедры военной педагогики и психологии, ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 198206, г. Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

Тел.: (812) 744-70-51

E-mail: x_oleg_@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрыты специфика и индивидуальный подход к военнослужащим по профилактике правонарушений в период проведения индивидуальной воспитательной работы. Выявлено, что для повышения эффективности деятельности по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих в процессе подготовки и решения задач караульной службы весьма необходимы не только показатели, отражающие количество и характер проступков военнослужащих, но и объективные критерии, по которым можно оценить оптимальность применяемых командирами способов воздействия на личность подчиненного с целью предотвращения противоправного поведения. Рассмотрены содержание и сущность критерия, установлена необходимость определения основных, существенных и объективных свойств, признаков, характеризующих данное явление. На основе проведенного исследования автор дает рекомендации командирам подразделений по педагогической профилактике правонарушений.

Ключевые слова: критерий, повышение эффективности деятельности по профилактике развития установок противоправного поведения, свойства предметов.



CRITERIA OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL PREVENTIVE MEASURES ON PREVENTION THE OFFENDING BEHAVIOR OF MILITARY PERSONNEL



Kharchenko Oleg Anatol’evich, desk officer of the General headquarters of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, applicant of Military Pedagogy and Psychology Department, Saint Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Russia.

Keywords: criterion, improving the efficiency of pedagogical preventive measures on prevention the offending behavior of military personnel, the object properties.

This article deals with the peculiarities and individual approach to the military crime prevention during the individual educational work. It was found that for improving the efficiency in the pedagogical prevention of gaining the offending behavior of the military personnel in the process of preparing and solving the problems of patrol duty the indicators that are necessary not only for reflecting the number and nature of offense, but also the objective criteria by which we can estimate the optimal methods of influence on the subordinate person applied by commanders to prevent the offending behavior. The author considers the content and nature of the criterion, establishes the need to define the main essential and objective properties and features that characterize this phenomenon. Based on the study the author makes recommendations to unit commanders on pedagogical crime prevention.



ПСИХОЛОГИЯ



СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ДЕПРЕССИИ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА ПОСЛЕ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА



Толкачева Оксана Николаевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: tolkoksana@ya.ru

Аннотация. В статье описываются результаты анализа связей между выраженностью депрессии, посттравматического стресса, посттравматического роста и такими социально-демографическими характеристиками пациентов с травмой позвоночника, как пол, возраст, период и уровень повреждения, наличие образования и профессиональной деятельности, семейное положение. Выявлено, что ранний период травмы, низкий уровень образования и отсутствие профессиональной занятости являются значимыми предикторами развития посттравматического стресса и депрессии после травмы позвоночника. Посттравматический рост сильнее проявляется в отдаленный период травмы у людей с высшим образованием, занимающихся активной трудовой деятельностью на территории работодателя. Женщины чаще, чем мужчины, сообщают о росте после травмы. В отличие от респондентов, имеющих детей, бездетные инвалиды вследствие травмы позвоночника чаще сообщают об осознании личностной силы и ценности жизни после травмы. В качестве практических рекомендаций специалистам реабилитационной сферы предлагается осуществлять тщательную диагностику посттравматической и депрессивной симптоматики после травмы позвоночника, а также разрабатывать и осуществлять различные образовательные программы в качестве эффективных мер социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: депрессия, посттравматический стресс, посттравматический рост, травма позвоночника, образование, профессиональная занятость, период травмы



SOCIAL AND DEMOGRAPHIC PREDICTORS OF DEPRESSION, POST-TRAUMATIC STRESS AND POST-TRAUMATIC GROWTH AFTER SPINE INJURY



Tolkacheva Oksana Nikolaevna, postgraduate student, Saratov State University. Russia.

Keywords: depression, post-traumatic stress, post-traumatic growth, spinal injury, education, occupation, injury period.

The article describes the results of the analysis of the relations between the intensity of depression, post-traumatic stress, post-traumatic growth and such social and demographic characteristics of patients with spinal injuries like gender, age, period and severity of injury, education and occupation, marital status. It was revealed that the early period of the injury together with poor education and lack of professional employment are significant predictors of post-traumatic stress and depression after spinal injury. The post-traumatic growth shows itself more in the distant period of injury for people with higher education, engaged in active employment on the territory of the employer. Women are more likely to report growth after the injury than men. In contrast to the respondents with children, childless people with disabilities due to spinal injury are more likely to report an awareness of personal power and the value of their life after the injury. As practical recommendations for rehabilitation specialists are offered to implement a thorough diagnosis of post-traumatic and depressive symptoms after spinal injury, as well as to develop and implement various educational programs as an effective social and psychological adaptation means.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Кутепова Людмила Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: masa_m@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением психического состояния студентов в процессе оценивания учебной деятельности. Показано, что для оценки психического состояния студентов целесообразно применять голосовой компьютерный полиграф, который не требует установки специальных датчиков и позволяет использовать его непосредственно во время учебных занятий. Приведена методика исследования психического состояния студентов в процессе оценивания учебной деятельности. Как информационные показатели выделялись три параметра, характеризующие психическое состояние: уровень стресса, степень неуверенности и степень волнения. Установлено, что предоставление преподавателю информации о психическом состоянии студента (введение обратной связи) существенно снижает уровень психического напряжения у студентов (более чем в 2–3 раза), а это требует введения ограничений на величину, характеризующую функциональное состояние обучаемых.

Ключевые слова: психическое состояние, оценивание учебной деятельности, голосовой компьютерный полиграф



STUDYING THE MENTAL STATE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING ACTIVITY EVALUATION



Kutepova Lyudmila Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Natural Sciences, Tourism and Catering Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: mental state, learning activity evaluation, voice computer polygraph.

This article deals with the issues in studying the mental state of the students in the process of learning activity evaluation. It has been mentioned that it is rational to use the voice computer polygraph that doesn’t need the special sensors’ installation and can be used while studying. The article describes the students’ mental health research procedure technology in studying within the learning activity. The following parameters describing mental state have been separated: the stress level, the level of uncertainty and the level on anxiety. It has been stated that providing the information on student’s mental state (the feedback introduction) significantly reduces the students’ stress level (two or three times less) and this lacks the introduction of restrictions on the quantity characterizing the functional state of the students.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ



Козлова Ольга Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Лукашенко Надежда Петровна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: koa.74@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются как теоретические, так и практические аспекты организации проектной деятельности учащихся по совместному прогнозированию, планированию, конструированию проектов через включение школьников во все выделенные этапы данной деятельности. Проведенное авторами исследование проектной деятельности школьников позволило определить пути и способы ее организации. Авторами разработан алгоритм организации проектной деятельности. В качестве основных этапов выделяются следующие: актуализация знаний, замысел проектной деятельности; программирование деятельности субъектов по его реализации; обобщение результатов и создание творческих проектов. Все этапы выстроены на основе интегративной связи, обусловленной их взаимозависимостью и взаимовлиянием, с учетом закономерностей философских теорий связи, зависимости и системности. Проведен анализ представленных творческих проектов, которые реализованы школьниками на практике.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, этапы проектной деятельности, организация проектной деятельности.



ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN’S PROJECT ACTIVITY



Kozlova Ol’ga Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Education Methodology Department, Saratov State University. Russia.

Lukashenko Nadezhda Petrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Education Methodology Department, Saratov State University. Russia.

Keywords: project activity, project, stages of project activity, managing the project activity.

This article discusses the theoretical and practical aspects of managing students’ activity in collaborative forecasting, planning, designing projects through the introducing of students to all stages of the selected activities as far as the article describes the creative projects that were put into practice. The main scientific interest is drawn to the authors method of managing the project activity that is introduced as the original pattern of carrying out the consequent stages of design and selected aspects of project activity: information investigation, management application and high creative performance. The school project activity research drawn by the authors revealed the management methods for this form of activity as far as its types and stages: knowledge update, project idea, managing the participants’ work upon its implementation, summing the results and making creative projects. All the stages are set on the basis of integrative connection that is conditional upon their interdependence and mutual influence considering the regularities of philosophical theories of connection, dependence and systematicity. The given original projects that were implemented in practice by the schoolstudents were carefully studied.



РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ



Морозова Елена Евгеньевна, д-р биол. наук, доцент, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Евдокимова Елена Гершечевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Дворжецкая Олеся Юрьевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: moroz@san.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования и диагностики регулятивных и личностных универсальных учебных действий младших школьников. Педагогическое сопровождение развития универсальных учебных действий младших школьников заключается в том, чтобы определить природосообразную деятельность для младших школьников, участие в которой мотивирует детей на саморазвитие. В качестве такой деятельности была предложена проектная задача «Растем вместе», включающая развивающие и диагностические аспекты эколого-познавательной деятельности младших школьников. Диагностика сформированности универсальных учебных действий младших школьников проводилась на основе выявления результативности их участия в экологическом проектировании, которая рассматривалась в виде совершенствования регулятивных действий (планирования и организации своей активности, оценивания своих достижений по взаимодействию с растениями) в личностно значимой деятельности. Ключевые слова: регулятивные учебные действия, личностные учебные действия, экологическое проектирование, младший школьник.



DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF YOUNGER PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN ENVIRONMENTAL DESIGN



Morozova Elena Evgen’evna, Dr. of Biol. Sci., Ass. Prof., head of Elementary Natural Sciences Department, Saratov State University. Russia.

Evdokimova Elena Gershechevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogics Department, Saratov State University. Russia.

Dvorzhetskaya Olesya Yur’evna, master’s student, Saratov State University. Russia.

Keywords: regulative learning activities, personal learning activities, environmental design, primary school kid.

The article studies the problem of formation and inspection of regulative and personal universal learning activities of primary school children. The teacher’s assistance in development of universal learning activities of primary school children is that to determine naturealigned activities for younger schoolchildren, the participation in which will encourage them to self-development. As an example the authors suggest the project task named “Growing Together”. The project includes educational and diagnostic aspects of ecological and cognitive activity of primary school children. Diagnosis of formation of universal learning activities of primary school students was based on identifying the impact of their participation on the environmental design, which was seen as an improvement of the regulatory action (planning and organizing their activity, evaluating their achievements on the interaction with plants) in personally meaningful activities.



ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Бутенко Юрий Борисович, канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.

Михайлова Ольга Николаевна, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных наук, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.

Федина Елена Николаевна, канд. социол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.

Тел.: (845-3) 23-18-94

E-mail: efedina@inbox.ru

Аннотация. Определяющим фактором прироста и собственно роста трудового потенциала в экономике, основанной на знаниях, в настоящее время выступает профессиональная компетентность, а объем и качество этой компетенции непосредственным образом проявляются в показателях трудового потенциала и эффективности деятельности организации, нацеленной на успешную реализацию личностного и вещественного фактора производства. В представленной статье авторы, обосновывая концептуальную позицию, исследуют теоретические подходы, касающиеся определения места и роли профессиональной компетентности как структурного показателя качества использования трудового ресурса и формирования трудового потенциала современной организации. В указанном контексте осмысление основных составляющих профессионализма, который определяет содержание категории «профессиональная компетентность», связывается с необходимостью анализа структурно-функционального и атрибутивного подходов к их исследованию, в частности социологической теории М. Вебера, непосредственным образом направленной на обозначение категориального статуса данных понятий. Утверждается, что наиболее оптимальным пространством для развития трудового потенциала и его компонентов может стать культурный капитал и прежде всего организационная культура работников.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, структурный функционализм, атрибутивный подход, хозяйствующая организация.



THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL COMPETENCE THE PROBLEM OF FORMATION AND REALIZATION OF LABOR POTENTIAL OF MODERN BUSINESS ENTERPRIZE



Butenko Yury Borisovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof.Humanities Department, Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI. Russia.

Mikhaylova Ol’ga Nikolaevna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., head of Humanities Department, Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI. Russia.

Fedina Elena Nikolaevna, Cand. of Sociol. Sci., Ass. Prof. of Humanities Department, Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI. Russia.

Keywords: professional competence, work force, labor potential, structural functionalism, attributive approach, business enterprize.

Nowadays the professional competence is a determining factor of the growth of the labor potential within the economy based on scientific knowledge, whereas the quantity and quality of this competence appear directly in the performance of labor potential and the efficiency of the organization that is aimed at effective realization of personal and material factors of production. In this article the authors study theoretical approaches to place and role of professional competence as a structural criterion of labor potential realization efficiency and the formation of the labor potential of the modern organizations while justifying the conceptional viewpoint. In this given context the interpretation of the main components of professionalism, which determines the subject matter of the ‘professional competence’ notion, is connected with the necessity of analyzing the structural functional and attributive approach to their study, particularly, the sociological theory by M. Weber (it is directly aimed at determining the notional status of the given concepts). It has been affirmed that the best possible field forthe development of labor potential and its components can be a cultural capital and, above all, organizational culture of workers.



ФИЛОЛОГИЯ



«БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» В РУССКИХ ПЕРЕВОДАХ ТРАКТАТА «ЛУНЬ ЮЙ»: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЧИТАТЕЛЯ



Ван Цзяньли, аспирант кафедры русского языка, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail: wangjianli@mail.ru

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы о значении понятия «благородство», которое различается и, наоборот, сближается у разных наций и в разные исторические эпохи; о содержании понятия «благородный муж». Особое внимание уделяется переводу Л. С. Переломова – одного из выдающихся переводчиков «Лунь юй» Конфуция, который объясняет содержание понятия «благородный муж» и показывает в форме диалога между Учителем (Конфуцием) и учениками в древнем Китае, какими качествами и требованиями должен обладать любой благородный человек. Актуальность исследования обусловлена тем, что, хотя у каждой нации в разные эпохи существовали непохожие восприятия благородства и связанные с ним типы поведения, в целом во все времена благородство всегда ценилось. С точки зрения коммуникативной грамматики благородный человек рассматривается как диктумный субъект трактата «Лунь юй», и он имеет свои характерные качества. Целью статьи является передача специфики конфуцианского мировоззрения и анализ качеств главного субъекта – благородного мужа из «Лунь юй» – для облегчения понимания текста трактата современным российским читателем, встраивания произведения в его концептуальную систему.

Ключевые слова: благородный муж, понимание благородства, перевод трактата «Лунь юй».



“NOBLE MAN” IN RUSSIAN TRANSLATIONS OF TRACTATE “LUN YU”: THE SUBJECT MATTER FROM THE MODERN RUSSIAN READER POINT OF VIEW



Van Tzyanli, postgraduate student of Russian Language Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Keywords: noble man, nobleness concept, “Lun Yu” tractate translation.

This article studies the issues of the nobleness concept that varies or coincides in different nations in differest historical epochs and the content of the “noble man” concept. The particular attention is drawn to the translation by L. S. Perelomov who is one of the outstanding translators of Confucius “Lun Yu” which states the meaning and content of the “noble man” and reveals his internality and requirements for impersonation for any noble person by means of dialogues between the teacher (Confucius) and the apprentices in ancient China. The thematic justification of the research lies in the fact that different nations had different definitions of nobleness and proper behaviors but generally in ancient times the nobleness was eagerly sought. From the point of view of communicative grammar the noble person is regarded as the dictum subject of “Lun Yu” tractate and it has its own distinctive features. The aim of the article is to transfer the specifics of Confucian philosophy and analysis of the main subject features (the noble man of “Lun Yu”) in order to facilitate the understanding of the text by modern Russian reader and embedding this tractate into reader’s conceptual system.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА XXI в.: ЧИТАТЕЛЬ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА



Суворов Андрей Александрович, канд. филол. наук, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: suvorov@list.ru

Аннотация. Начало XXI в. связано со значительными изменениями в отечественном социально-культурном пространстве, многие из которых обусловлены воздействием активно развивающихся информационных технологий. В предлагаемой публикации мы в тезисной форме коснемся некоторых последствий указанного воздействия на русский литературный процесс. Статья посвящена исследованию творчества Евгения Гришковца – писателя, драматурга, сценариста, актера театра и кино, а также успешного в свое время блогера (здесь мы предлагаем часть более обширного исследования проблемы читателя и русского литературного процесса на рубеже XX и XXI вв.). Отмечается, что авторская стратегия Гришковца предполагает сложную коммуникативную совокупность «читатель-пользователь». Рассматриваемые онлайн-дневники являют собой яркий пример коммуникативной стратегии и содержат ряд маркеров, ключевых для русского литературного процесса начала XXI в.

Ключевые слова: онлайн-дневник, Е. Гришковец, «Живой Журнал», свобода информации, блог, блогер.



INFORMATION TECHNOLOGIES AND LITERATURE ELABORATION IN THE BEGINNING OF THE 21ST CENT.: READER OF EVGENY GRISHKOVETS



Suvorov Andrey Aleksandrovich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of the General Study of Literature and Journalism Department, Saratov State University. Russia.

Keywords: online diary, E. Grishkovets, Livejournal, freedom of information, blog, blogger.

The beginning of the 21st cent. is connected to the significant changes in Russian social and cultural fields. The majority of these changes are determined by the impact of rapidly growing information technologies. In this article we will touch upon some consequences of this impact on Russian literature elaboration in thesis form. The article investigates the literary works of Evgeny Grishkovets, who is a writer, playwright, screenwriter, actor of theater and cinema, as well as successful blogger (here we offer part of a larger study at the turn of the reader’s problems and Russian literary process of 20th and 21st cent.). It is noted that the author strategy involves a communicative assembly “reader-user”. The online diary under consideration is a striking example of a communication strategy and contains a number of key markers for the Russian literary elaboration of the beginning of the 21st cent.



ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛЬНЫХ ПРИСТАВОК НА ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕЛОГОВ ВО ФРАЗОВЫХ ГЛАГОЛАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Шабаев Валерий Георгиевич, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»: Россия, 630073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20.

Тел.: (383) 346-08-43

E-mail: seangrey@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль древнеанглийских глагольных приставок в формировании в последующие этапы развития английского языка так называемых фразовых глаголов (другое частое название – двухсловные глаголы). Нами мотивируется материальное, количественное и функциональное сходство этих приставок и их предшественников (разнообразных релятивных частиц из праиндоевропейского состояния) с современными послелогами (в англоязычной литературе – частицами). Отмечается также понятийно-содержательное сходство проанализированных элементов английского языка, а также их контенсивно-типологическая близость с русскими приставками совершенного вида. Характерное наличие в языках аналитической типологии релятивных компонентов языка проявляется в их функционировании в русском и английском языках как словообразовательных дериватов, но одновременно и как словоизменительных (грамматических) маркеров: аналитические приставки в русском и послелоги в английском языках (маркировка предельного, перфектного значения производных лексем).

Ключевые слова: когнитивность, концепт, понятие, приставочные глаголы, приставки, совершенный вид, предельные глаголы, результативность, фразовые глаголы, послелоги, наречия, способы действия.



ASSESSING THE IMPACT OF OLD ENGLISH VERB PREFIXES ON POSTPOSITION FORMATION IN ENGLISH PHRASAL VERBS



Shabaev Valery Georgievich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages Deaprtment, Novosibirsk State Technical University. Russia.

Keywords: cognition, concept, notion, prefixed verbs, prefixes, perfect aspect, terminative verbs, effectiveness, phrasal verbs, postpositions, adverbs, modes of operation.

The article discusses the role of Old English verb prefixes in the formation of the next stages of development of the so-called English phrasal verbs (the other frequent name of them is “two-word verbs”). We justify the financial, quantitative and functional similarity of these prefixes and their forerunners (a variety of particle-relative state of PIE) with modern postpositions (in English literature they are referred to as particles). There is also the conceptual and substantive similarity between the analyzed elements of the English language, as well as their contensive-typological similarity with Russian prefixes of the perfect aspect. The distinctive presence of relative language components in the languages of the analytical typology is manifested in their functioning in Russian and English languages as a wordforming derivatives, but at the same time as the inflectional (grammatical) markers: Analytical prefixes in Russian and the postpositions in English languages (marking the extreme value of the derivatives of lexical items).



О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «НЕЧИСТАЯ СИЛА» В ТАТАРСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ



Тимерханов Айнур Ахатович, д-р филол. наук, доцент, зав. отделом лексикографии, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

Сабирова Айгуль Марсовна, аспирант, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

Тел.: (843) 292-76-59

E-mail: timtako22@mail.ru

Аннотация. В статье на примере лексических единиц двух языков (татарского и английского), относящихся к сфере лексико-семантического поля «нечистая сила», рассматриваются основные подходы к анализу языкового материала на лексическом уровне. В методологическом отношении наиболее эффективным признается комплексный подход, который предполагает в данном случае применение компонентного и статистического анализов и метода объединения единиц в поле, а также учет взаимодополняемости их результатов. Предлагаемый подход позволил выявить лексические единицы с искомыми семами, определить их семантический состав. Статистика частотности применения тех или иных лексических единиц показала их актуальность в современном дискурсе. Общим итогом проведенного исследования стало выделение лексико-семантического поля «нечистая сила» с ядром и периферийными областями.

Ключевые слова: лексико-семантическое поле, лексико-семантическая категория, сема, компонентный анализ, статистический анализ, общий индекс частотности.



ON SOME APPROACHES TO THE STUDY OF THE LEXICAL-SEMANTIC FIELD OF “DEVILRY” IN THE TATAR AND ENGLISH LANGUAGES



Timerkhanov Aynur Akhatovich, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., head of Lexicography Department, G. Ibragimov Institute of Languages, Literature and Arts of the Tatarstan Academy of Sciences. Russia.

Sabirova Aygul’ Marsovna, postgraduate student, G. Ibragimov Institute of Languages, Literature and Arts of the Tatarstan Academy of Sciences. Russia.

Keywords: lexical-semantic field, lexical-semantic category, seme, component analysis, statistical analysis, the general index of the frequency.

In the article on the example of lexical units of two languages – Tatar and English – relating to the area of lexical-semantic field of “devilry”are discussed the main approaches to the analysis of linguistic material on the lexical level. As for the methodology, as the most effective approach the integrated approach is recognized, which implies, in this case, the use of the component and statistical analysis and the method of combining units in the field, as well as consideration the complementarity of their results. The proposed approach revealed lexical items with the desired semes and studies their semantic structure. The statistic analysis of the frequency of application of certain lexical units demonstrated their relevance in modern discourse. The overall result of the study was the selection of lexical-semantic field of “devilry” with the core and peripheral areas.



АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕЛИ



Воронина Любовь Валентиновна, канд. филол. наук, доцент, ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации: Россия, 390031, г. Рязань, пл. Генерала Армии В. Ф. Маргелова, 1.

Тел.: (491-2) 93-01-63

E-mail: LV-Voronina@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена компонентному анализу семантической структуры цели. Опираясь на принципиальные характеристики целевого значения, связанные с ситуацией обусловленности, автор квалифицирует цель как сложный смысл, предполагающий развертывание особой ситуации (целеполагания, целедействия, целедостижения), в рамках которой функционирует смысловой комплекс семантического субъекта, формулирующего цель (субъект целеполагания), способного к произвольным целесообразным действиям (агенс) или обладающего необходимыми ресурсами, достаточными для достижения желаемого результата, и действующего в интересах определенного лица (бенефактор). Структурируя целевое значение таким образом, автор выделяет основные (семантический комплекс субъекта, средства каузации, желаемый результат) и факультативные (мотивационный и аналитический) компоненты его структуры, подвергает каждый из них анализу в предметном, аксиологическом, ситуационном, темпоральном, мотивационном и аналитическом аспектах, приводит типологию целей в зависимости от параметров обусловленности.

Ключевые слова: семантика цели, семантическая структура, компонент, компонентный анализ, аспект исследования.



ASPECT ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE SEMANTIC STRUCTURE OF THE GOAL



Voronina Lyubov’ Valentinovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ryazan Higher Paratrooper Command Academy named after Army General V. F. Margelov of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Russia.

Keywords: goal semantics, semantic structure, component, componential analysis, the study aspect.

This article is concerned with the component analysis of the semantic structure of the goal. Relying upon the core characteristics of the goal which are connected with the causation, the author treat the goal as the complicated concept supposing the special situation development (goal setting, meeting a goal objection, attaining the goal). This special situation development provides the field of action for the notional complex of the goal setting semantic subject which is either able to perform some selectable rational actions (agent) or possesses the necessary resources for attaining the desirable goal and serving the interests of a certain person (benefactor). By structuring the goal in such a manner, the author emphasizes the main (the subject notional complex, means of causation, the desirable result)and optional (motivational and analytical) components of its structure, as far as analyzes each of the components according to the subject, axiological, situational, temporal, motivational and analytical aspects; the author also gives the goal categories depending on the causation characteristics.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)



Печищева Людмила Александровна, канд. ист. наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональных коммуникаций в области медиатехнологий, Институт международных отношений и социально-политических наук ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»: Россия, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38.

Тел.: (499) 246-19-82

E-mail: lusya-85@inbox.ru

Аннотация. В данной статье автор анализирует развитие технологий в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе. В процессе обучения иностранным языкам преподаватели применяют ряд интерактивных технологий, чтобы сделать практические занятия интересными и познавательными, а также повысить мотивацию студентов к самостоятельному изучению иностранных языков. Одним из способов разнообразия учебного процесса и изучения иностранных языков служат подкасты. Кроме того, в данной статье перечислены плюсы и минусы использования современных технологий, особенно подкастов, при обучении студентов иностранным языкам. В сегодняшней российской высшей школе интерактивные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения. Таким образом, рациональное использование современных технологий в вузах позволяет сделать практические занятия по иностранным языкам более продуктивными.

Ключевые слова: подкасты, подкастинг, английский язык, Интернет, современные информационные технологии.



USING PODCASTS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES (ON THE EXAMPLE OF ENGLISH LANGUAGE)



Pechishcheva Lyudmila Aleksandrovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of Linguistics and Professional Communications in Media Technology Department, Institute of International Relations and Social-Political Studies of Moscow State Linguistic University. Russia.

Keywords: podcasts, podcasting, English language, Internet, modern information technology. In this article the author analyzes the technological progress in foreign language study process at the present stage.

In the process of teaching foreign languages teachers use a number of interactive technologies to make practical training interesting and informative, as well as to increase the motivation of students to self-study of foreign languages. One of the ways to enliven the study process and learning foreign languages are podcasts. Moreover, this article lists the advantages and disadvantages of using modern technologies, particularly podcasts, in teaching foreign languages. Interactive technology has become an integral part of the study process in modern Russian high school. Thus, the rational use of technology in higher education institutions allows to make the practical training in foreign languages more productive.



КОСВЕННЫЕ СРЕДСТВА АВТОРИЗАЦИИ В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ



Супоницкая Наталия Семеновна, ст. преподаватель кафедры немецкой филологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.

Тел.: (812) 328-20-00

E-mail:

Аннотация. В научном тексте обычно параллельно используются три формы авторизации: прямая, косвенная и имплицитная. Их соотношение в реальных текстах зависит от многих факторов коммуникативно-прагматического характера: функционально-коммуникативного типа текста, вербализуемых коммуникативно-познавательных операций, установленных норм общения в научном сообществе, индивидуально-личностных предпочтений исследователя при выражении авторской позиции и оценок и т. д. В статье рассматриваются механизмы формирования и наиболее частотные языковые средства косвенной авторизации в научном тексте на материале немецких лингвистических статей и монографий. Косвенными средствами авторизации признаются обозначения автора-исследователя через личное местоимение «мы»/“wir”, неопределенно-личное местоимение “man”, а также самообозначения от 3-го лица типа “der Verfasser”. Каждый из видов косвенно-эксплицитных форм авторизации выбирается автором с учетом текущих коммуникативно-прагматических задач при воплощении полученных научных результатов в текстовой форме.

Ключевые слова: язык науки, научный лингвистический дискурс, лингвистика научной речи, авторизация, косвенно-эксплицитные формы авторизации.



INDIRECT AUTHORIZATION MEANS IN SCIENTIFIC TEXTS



Suponitskaya Nataliya Semenovna, senior lecturer of German Philology Department, Saint Petersburg State University. Russia.

Keywords: scientific language, scientific linguistic discourse, linguistics of scientific speech, authorization, indirect-explicit authorization forms.

The scientific text generally uses three parallel forms of authorization: direct, indirect and implicit. Their correlation in real texts depends on many factors of communicative and pragmatic character: a functional-communicative type of the text, the verbalized communicative and cognitive operations, the generally accepted social conventions of communication in the scientific community, individual and personal preferences of the researcher in terms of the author’s position and assessments, and so on. The article deals with the mechanisms of formation and the most frequent language means of indirect authorization in the scientific text on a material of German language articles and monographs. The author recognizes the indirect authorization means through the personal pronoun “we”/“wir”, indefinite personal pronoun “man”, as well as the self-designation of the 3rd person such as “der Verfasser”. Each of the types of indirect-explicit authorization forms is chosen by the author according to the current communicative and pragmatic tasks in the implementation of scientific results in text form.



ЯЗЫКОВАЯ МОДА В УРБАНОНИМИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЗВАНИЙ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ)



Врублевская Оксана Валентиновна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры языкознания, докторант, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»: Россия, 400066, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 27.

Тел.: (844-2) 24-13-60

E-mail: Gesse-wolf2009@yandex.ru

Аннотация. В статье названия жилых комплексов рассматриваются с позиции модного объекта. В основу анализа положена теоретическая модель моды социолога А. Б. Гофмана, который к структурообразующему компоненту моды относит набор основных ценностей (универсальность, современность, демонстративность, игра), называемых им атрибутивными или внутренними ценностями моды. Для выявления модных тенденций в урбанонимии используется подход И. В. Крюковой, которая предлагает методику определения признаков модного объекта (выделенных А. Б. Гофманом) у имен собственных, рассматривая их «по горизонтали» (т. е. в пространстве) и «по вертикали» (т. е. во времени). В данной работе определяются принципы и способы создания названий жилых комплексов и обозначаются модные тенденции их образования: онимизация апеллятивов, обозначающих особенности архитектуры, концепцию жилого комплекса, а также создающих его положительный образ; онимизация словосочетаний, указывающих на преимущества или вызывающих приятные ассоциации; трансонимизация прецедентных и коннотативных имен.

Ключевые слова: урбаноним, мода, универсальность, современность, демонстративность, игра.



LANGUAGE FASHION IN URBANONIMY (ON THE EXAMPLE OF RESIDENTIAL COMPLEXES)



Vrublevskaya Oksana Valentinovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Linguistics Department, doctoral student, Volgograd State Socio-Pedagogical University. Russia.

Keywords: urbanonym, fashion, flexibility, modernity, ostentation, performance.

In this article the names of the residential complexes are considered from the perspective of the fashion unit. The analysis is based on a theoretical model of fashion by sociologist A. B. Gofman who refers the core (he calls them attributive or inner) values (flexibility, modernity, ostentation, performance) to the structural components of fashion. To identify the fashion trends the author uses the urbanonimy approach by I. V. Kryukova, who offers a method for determining the signs of the fashionable object (selected by A. B. Gofman) in proper names, considering them “horizontally” (i. e. spatially) and “vertically” (e. g. in time). This article defines the principles and methods for creation of residential complexes names and are designates fashion trends of their formation: onimization of the appellatives indicating the features of the architecture, the concept of a residential complex, as well as creating its positive image; onimization of the phrases pointing to the benefits or causing pleasant associations; trans-onimization of the precedent and connotative names.



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



Рзаева Севиндж Тофик кызы, д-р философии по филологии, доцент, зав. кафедрой немецкой филологии, Бакинский славянский университет: Азербайджанская Республика, AZ-1014, г. Баку, ул. С. Рустама, 33.

Тел.: (994-12) 440-27-70

E-mail: sevinc_rzayeva@yahoo.de

Аннотация. В данной статье речь идет о слоях литературного произведения, об их конкретизации, актуализации и о восприятии литературного произведения со стороны читателей. Автор статьи поднимает вопрос о том, какими способами читатель может во время чтения воспринимать произведения, при этом представляя себе конкретные предметы, ситуации, местности и персонажей. Представления читателей об изображаемых предметностях в художественных произведениях бывают разнообразными, так как все читатели имеют разные мировоззрения. В зависимости от этого перед глазами каждого читателя воссоздается своя собственная картина, и если читатель не имеет живого представления об изображенном в произведении предмете, местности или событии, то тогда он пускает в ход свои фантазии. Для более ясного разъяснения данный процесс рассматривается на примере отрывков из произведений Т. Манна «Смерть в Венеции» и Ф. Кафки «Превращение». В заключение автор приходит к выводу, что читатель во время чтения всегда находится под влиянием навязанных ему представлений различного вида, но если представления взяты из области психических структур человека, то эстетическое понимание произведения осуществляется не полностью.

Ключевые слова: объективизация, конкретизация, реконструкция, восприятие, фантазия



AESTHETIC UNDERSTANDING OF FICTION



Rzaeva Sevindzh Tofik kyzy, Dr. of Philol. Philosophy, Ass. Prof., head of German Philology Department, Baku Slavic University. The Republic of Azerbaijan.

Keywords: objectification, specification, reconstruction, perception, imagination.

The article deals with layers of a work of fiction, their specification, actualization and the perception of fiction by readers. The author explores the ways a reader can perceive a work of fiction while reading it, imagining concrete objects, situations, places, and characters. Readers’ notions of the depicted objects in works of fiction are diverse, as every reader has a different outlook. Depending on this, every reader creates their own picture, and if the reader does not have a live view of the image in the subject product, place or event, then it floats yourfancy. For a clearer explanation of this process is seen as an example of excerpts from the works of Th. Mann’s “Death in Venice” and F. Kafka’s “The Metamorphosis”. At the end of the article summarizes that the reader during reading time is always imposed on him under the influence of representations of various kinds, but if the presentation of the field of mentalstructures of man, the aesthetic understanding of the works carried out are not completely and it can not be fully disclosed to the reader.