Department of scientific and educational publications
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» № 07-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ПЕДАГОГИКА
Стр. 6 Кутепова Л. М.
Критерий оценки профессиональной подготовки студентов в информационных обучающих системах
Стр. 11 Бернавская М. В., Руденко Е. Е.
Формирование общепрофессиональной компетенции у обучающихся в процессе изучения дисциплины иностранный язык
Стр. 16 Дорощук Е. С.
Особенности профессионального обучения будущих журналистов в контексте применения принципов Liberal Аrts
Стр. 20 Рыбасова Ю. Ю.
Роль поликультурного образования в наследии русских педагогов и мыслителей
Стр. 24 Барышникова С. Н., Монастырецкая О. В., Фокеева Ю. А., Харитонова Н. В.
Обучение диалогической речи на основе интернет-дискурса
Стр. 29 Сенчилов В. В., Быков А. А., Тимофеева Н. М., Киселева О. М.
Программное обеспечение дистанционного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья
Стр. 35 Василенко А. В., Соханов И. И.
Экспериментальная проверка влияния проектно-исследовательской деятельности на развитие пространственного мышления учащихся
Стр. 41 Обухова Л. Ю.
Формирование личности студента в диалоге культур
Стр. 46 Корпачева Л. Н., Павловская О. Ю.
Проблемы реализации принципа преемственности в физическом образовании школа – технический вуз
Стр. 51 Кузнецов И. Н.
Формирование навыков самообразования обучающихся в учебном процессе с применением информационных технологий
ПСИХОЛОГИЯ
Стр. 56 Орехов А. Н., Клищевская О. Н.
Исследование взаимосвязи психологических комплексов и личностных особенностей у людей творческих профессий
Стр. 68 Егорова А. И., Давыдова В. Я.
Удовлетворенность качеством жизни специалистов, работающих в арктике
Стр. 74 Биктагирова А. Р., Шиляева И. Ф.
Организационная культура как фактор мотивации сотрудников банковской сферы
Стр. 79 Гагарина М. А.
Ответственность и юридическая грамотность заемщиков как факторы отсутствия долгов
Стр. 89 Гончаренко О. Н., Семенкова С. Н.
Опыт формирования аграрного сознания у сельских детей и молодежи
ФИЛОЛОГИЯ
Стр. 99 Валиуллина Г. Ф., Каюмова Д. Ф., Галиева Л. И.
Интерпретация концепта «любовь» в словарях разноструктурных языков через призму лингвокультурологии
Стр. 103 Нелюбина Е. А., Абзалова С. Р.
Письменная научная коммуникация на английском языке в магистратуре неязыковых вузов
Стр. 109 Бобырева Н. Н.
Имена собственные как источник вариантности и синонимии в языке спорта
Стр. 116 Грудева Е. А.
Бытование концепта Summer в литературном языке XIX века на примере текстов английской художественной литературы эпохи романтизма
Стр. 123 Хайруллин М. Б.
Развитие национальных языков на современном этапе информационного единства
Стр. 129 Зиннатуллина Л. М.
Использование контекстуально трансформированных адвербиальных фразеологических единиц в английском и русском языках
Стр. 135 Адзиева Э. С.
Арабизмы в британском и американском вариантах английского языка в сопоставлении с русским вариантом языка
Стр. 139

Шалюхина А. В.
Глаголы-перформативы с эмпатийным значением в испанском языке

ПЕДАГОГИКА

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ

Кутепова Людмила Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (965) 599-59-83

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с качеством подготовки специалистов на основе информационных технологий. Одной из главных задач, возникающих при разработке информационных обучающих систем для подготовки специалистов, является оценка уровня их профессиональной подготовки. Профессиональную подготовку будущих специалистов можно рассматривать как субъективное состояние личности, которое отражает желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности; глубокие знания и высокий уровень общей культуры; совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту. Таким образом, профессиональная подготовка специалистов включает три основных компонента: мотивационный, содержательный и практический. Исходя из данной структуры профессиональной подготовки, в статье разработан критерий, который позволяет на основе функционала максимума апостериорной вероятности оценить уровни сформированности компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки, критерий оценки, уровень сформированности компонента.

CRITERION FOR ASSESSING THE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS IN INFORMATION TRAINING SYSTEMS

Kutepova Lyudmila Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Natural Sciences, Service and Touriam Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: vocational training, vocational training components, criterion of assessment, level of the component’s formedness.

The paper deals with issues related to the quality of specialists’ training based on information technology. One of the main tasks emerging from the development of information training systems for training specialists is to assess their level of vocational training. The vocational training of future specialists may be viewed as a subjective state of a person that reflects the desire and ability to perform this type of professional activity, deep knowledge and a high level of general culture, a set of professionally grounded requirements for a specialist. Thus, the vocational training includes three main components: motivational, informative and practical one. Proceeding from this structure of vocational training, the paper develops a criterion that allows estimating the formedness levels of the vocational training components on the basis of the functional of the maximum a posteriori probability.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Бернавская Майя Владимировна, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого»: Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая, 29.

Руденко Елена Евгеньевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»: Россия, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2.

Тел.: (423) 242-97-78

E-mail:

Аннотация. В статье проанализированы формы и методы формирования общепрофессиональной языковой компетенции у обучающихся в медицинском вузе. Авторы описывают проведение педагогического эксперимента, имеющего целью повысить эффективность формирования иноязычной компетенции у обучающихся. В заключении приводятся данные об изменении активности студентов в процессе педагогического эксперимента, повышении у них уровня владения иностранным языком, изменение уровня мотивации, анализируются данные результатов эксперимента.

Ключевые слова: профессиональное образование, иноязычная компетенция, формы и методы обучения, квазипрофессиональная деятельность.

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCY IN STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Bernavskaya Maya Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Russia.

Rudenko Elena Evgen’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Pacific State Medical University. Russia.

Keywords: vocational education, foreign language competency, forms and methods of teaching, quasi-professional activity.

The paper analyzes the forms and methods of forming general professional linguistic competency in students of a medical college. The authors describe a pedagogical experiment aimed at increasing the efficiency of forming the foreign language competency in students. The conclusion presents the data on the changes in the activity of students during this pedagogical experiment, the increase in their level of a foreign language mastering, changes in the level of motivation, and analyzes the results of the experiment.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ LIBERAL ARTS

Дорощук Елена Сергеевна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420030, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (906) 324-94-73

E-mail:

Аннотация. Необходимость подготовки будущего журналиста как специалиста, соответствующего современным критериям профессионализма, актуализирует внедрение в образовательную практику мобильных технологий, повышающих качество обучения на основе предоставления обучающемуся пространства для личностного развития. В качестве одной из таких технологий автор рассматривает Liberal Arts и применение ее принципов в профессиональном обучении будущих журналистов. Определены особенности реализации принципов Liberal Arts в подготовке будущих журналистов на основе применения такого подхода, при котором приоритетами становятся: а) преобладание дискуссионности как принципа представления материала в контексте постоянного диалога: профессионал–обучающийся–профессионал; б) субъект-субъектное обучение в рамках работы творческих групп, медиапроектирования; в) широкий спектр социально–общественных проектов, направленных на интеллектуальное и физическое развитие будущих журналистов.

Ключевые слова: журналистика, медиапроектирование, свободные искусства, профессиональное обучение, журналистская профессия.

FEATURES OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS IN THE CONTEXT OF APPLYING OF THE PRINCIPLES OF LIBERAL ARTS

Doroshchuk Elena Sergeevna, Dr. of Ped. Sci., Prof. head of Theory and Practice of Electronic Media Department, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: journalism, media project design, Liberal Arts, vocational training, journalistic profession.

The need to prepare a future journalist as a specialist that meets the modern criteria of professionalism actualizes the introduction of mobile technologies in educational practice. It is to enhance the quality of education on the basis of providing the learner with space for personal development. The author considers Liberal Arts and the application of its principles in the vocational training of future journalists to be one of such technologies. The paper indicates the specifics of implementing the principles of Liberal Arts in the training of future journalists based on the application of this approach, in which priority goes to: a) the predominance of discussion as a principle of presenting material in the context of a constant dialog (professional – student – professional; b) subject-subject teaching in the work of creative groups, media project design; c) a wide range of social and public projects aimed at the intellectual and physical development of future journalists.

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАСЛЕДИИ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ

Рыбасова Юлия Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается поликультурное образование с точки зрения русских педагогов и мыслителей. Как гласит хроника далеких лет, в России поликультурное образование и воспитание исторически было связано с народной педагогикой, основоположником которой был русский педагог и мыслитель Константин Дмитриевич Ушинский. Педагоги и мыслители особую роль отводили обучению родному языку. Так, например, Петр Федорович Каптерев советовал пополнить недостатки своего национального идеала в сочетании народное с инородным, с всенародным и общечеловеческим. Анализ педагогических источников показывает иную трактовку понятий «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого». Что, на наш взгляд, сегодня является актуальным, имеющим теоретическую и практическую значимость для образования в целом и для поликультурного образования в частности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, интернациональноо и межнациональное воспитание, народная педагогика, толерантность, диалог культур.

THE ROLE OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE HERITAGE OF RUSSIAN EDUCATORS AND NOTIONALISTS

Rybasova Yuliya Yur’evna, Cand. of Ped Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: multicultural education, cross-cultural and inter-ethnic education, popular pedagogy, tolerance, dialogue of cultures.

The paper studies multicultural education from the point of view of Russian educators and notionalists. As it comes from the chronicle of Russia, multicultural education and raising was historically associated with popular pedagogy, the founder of which was the Russian educator and notionalist Konstantin Dmitrievich Ushinsky. Educators and notionalists considered teaching one’s native language to be an overriding concern. For example, Petr Fedorovich Kapterev advised to fill up the shortcomings of his national ideal by combining with the foreign, the national and the universal. Analysis of pedagogical sources showed a different interpretation of concepts of “the international”, “the national”, “the interaction of national and universal”. In authors opinion, it is topical today and has theoretical and practical significance for education in general and for multicultural education in particular.

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Барышникова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»: Россия, 41003, г. Саратов, ул.3 Масленников проезд, 14.

Монастырецкая Ольга Владимировна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»: Россия, 410033, г. Саратов, ул. Чайковского, 1.

Фокеева Юлия Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Бахметьевская, 34/42.

Харитонова Наталия Владимировна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Котельная, 4.

Тел.: (917) 219-56-67

E-mail:

Аннотация. В настоящей статье описана методика обучения одному из основополагающих видов речевой деятельности. Диалогическая речь рассматривается как инструмент формирования языковой личности, способной действовать в поликультурной среде в рамках интернет-дискурса. Представлена стратегия обучения диалогической речи на основе специфической формы дискурса, а также элементы технологии интерактивного обучения. Обобщены и систематизированы основания использования интернет-коммуникации как одного из современных средств формирования языковых компетенций, предназначенных для разработки стратегии формирования языковой личности. В статье отражены сущностные и содержательные характеристики текстов виртуальной коммуникативной среды, компьютерного канала общения. Уточняется ряд понятий теории дискурса, определяются жанровые характеристики различных видов форумов. Описываются содержательная и процессуальная составляющие системы обучения диалогической речи в контексте интернет-коммуникации.

Ключевые слова: обучение в ВУЗе, диалогическая речь, интернет-дискурс, содержательная и процессуальная составляющие системы обучения.

TEACHING DIALOGICAL SPEECH ONTHE BASIS OF INTERNET DISCOURSE

Baryshnikova Svetlana Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Monastyretskaya Ol’ga Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Fokeeva Yuliya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Kharitonova Nataliya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: university education, dialogical speech, Internet discourse, content and procedural components of the teaching system.

This paper describes the methodology for teaching one of the basic types of speech activity. Dialogical speech is considered as an instrument for the formation of a linguistic persona, capable of acting in a multicultural environment within the Internet discourse. The paper presents the strategy of teaching dialogical speech on the basis of a specific form of discourse, as well as the elements of interactive teaching technology. The grounds for using Internet communication as one of the modern means of linguistic competencies formation designed to develop a strategy for the formation of a language personality are generalized and systematized. The paper reflects notional and informative characteristics of texts of the virtual communication environment, the computer communication channel. A number of concepts of discourse theory are specified, genre characteristics of different types of forums are determined. The content and procedural components of the system of teaching dialogical speech in the context of Internet communication are described.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сенчилов Владислав Владимирович, канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»: Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

Быков Александр Александрович, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физики, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет МЭИ»: Россия, 214013, г. Смоленск, Энергетический проезд, д. 1

Тимофеева Наталья Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры информационных и образовательных технологий, зам. декана по учебной работе, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»: Россия, 214039, г. Смоленск, ул. Ударников, 36а.

Киселева Ольга Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»: Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

Тел.: (908) 285-07-00

E-mail:

Аннотация. Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее эффективных способов преподавания математики детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим актуальным становится вопрос о подборе программного обеспечения для создания таких дистанционных курсов. В статье описаны возможности и назначение программных продуктов, комплекс использования которых при разработке дистанционных курсов для обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать получению высокого уровня математической подготовки учащихся. К программному обеспечению, необходимому для преподавания математики на основе дистанционного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья, возможно отнести программные продукты, подходящие практически для любых общеобразовательных дисциплин, такие как Skype, Moodle, программные продукты для совместной работы, например, виртуальные доски и специализированные программы для преподавания математики, например, «Живая математика».

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, методика математики, программный продукт, образовательный процесс.

SOFTWARE OF REMOTE TEACHING MATHEMATICS TO CHILDREN WITH DISABILITIES

Senchilov Vladislav Vladimirovich, Cand. of Phys.-Math. Sci., Ass. Prof. of Informatics Department, Smolensk State University. Russia.

Bykov Aleksandr Aleksandrovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Physics Department, MPEI National Research University. Russia.

Timofeeva Natal’ya Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Information and Education Technologies Department, dvice dean for academic affairs, Smolensk State University. Russia.

Kiseleva Ol’ga Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Informatics Department, Smolensk State University. Russia.

Keywords: children with disabilities, distance learning, methodology of mathematics, software product, educational process.

Today distance learning is one of the most efficient ways of teaching mathematics to children with disabilities. Due to this fact, the issue of selecting software for creating such distant courses is relevant. The paper describes the opportunities and purpose of software products, the use of which would contribute to obtaining a high level of mathematical background for students in the development of distance learning courses for teaching mathematics to children with disabilities. The software necessary for teaching mathematics on the basis of distance learning for children with disabilities may include software products suitable for almost any general educational discipline, such as Skype, Moodle, software for teamwork, for example, virtual whiteboards and special programs for teaching mathematics, for example, “Live Mathematics”.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Василенко Алевтина Викторовна, канд. пед. наук, доцент, декан, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Театральная, 72.

Соханов Игорь Иванович, магистрант, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Театральная, 72.

Тел.: (914) 552-04-13

E-mail:vasilenkoalvi@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен один из инновационных подходов в образовании – проектно-исследовательский метод обучения, который усиливает влияние традиционных методов на решение различных образовательных задач. В частности, авторы статьи экспериментально проверили влияние проектно-исследовательского метода на развитие пространственного мышления. Для этого был разработан и предложен студентам 1 курса технического колледжа проект, состоящий из заданий разных видов на развитие пространственного мышления: теоретических, на применение теоретических знаний, заданий-вопросов для размышления, проблемных и исследовательских. Организация проектно-исследовательской деятельности, направленной на развитие пространственного мышления учащихся, – одна из самых трудных задач в практике обучения математике. В статье представлены авторские, апробированные на практике, проектные задания на пространственное мышление, которые учитель математики может использовать в своей деятельности.

Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, проектные задания, пространственное мышление, задания на пространственное мышление, тест на развитие пространственного мышления.

EXPERIMENTAL TEST OF THE PROJECT RESEARCH ACTIVITY EFFECT ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SPATIAL THINKING

Vasilenko Alevtina Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., dean, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Sokhanov Igor’ Ivanovich, master’s student, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Keywords: project-research method, project tasks, spatial thinking, assignments for spatial thinking, a test for the development of spatial thinking.

The paper presents one of the innovative approaches in education – the project research teaching method. This method promotes the effect of traditional methods on solving various educational problems. In particular, the authors experimentally tested the effect of the project research method on the development of spatial thinking. For this purpose the authors developed and proposed a project for the 1st year students of the technical college. It consisted of assignments of various types for the development of spatial thinking: theoretical, for practical theoretical knowledge, tasks-questions for reflection, problem and research. The organization of project research activities aimed at developing the spatial thinking in students is one of the most difficult tasks in teaching mathematics practices. The paper presents author’s tried and tested project assignments for spatial thinking, which the teacher of mathematics may use in his work.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

Обухова Лариса Юрьевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (916) 094-18-25

E-mail:

Аннотация. Статья рассматривает вопрос становления личности в поликультурной среде в контексте интеграции в международный образовательный процесс. Современная молодежь представляет собой новое поколение с более широким диапазоном возможностей, ожиданий и требований к образовательному процессу. Приоритетной задачей вуза становится соединить отдельные фрагменты знаний в целостную картину мира. При изучении иностранного языка студенты имеют дело с двумя языковыми картинами мира, которые им приходится постоянно сопоставлять. Наибольший эффект достигается при использовании аутентичных учебных материалов, несущих информацию о культуре, истории и экономике страны изучаемого языка. Овладение иностранным языком укрепляет социальную позицию студентов. Она становится более активной. Большое значение приобретает умение работать с электронными источниками информации и самостоятельная обработка полученных данных. Молодежь нацелена на межкультурную коммуникацию и заинтересована в формировании стратегических умений и навыков, которые помогут им стать более конкурентоспособными.

Ключевые слова: целостная картина мира, межкультурное взаимодействие, аутентичные материалы, «global generation», активная позиция студентов, конкурентоспособность.

FORMATION OF THE PERSONALITY OF A STUDENT IN THE CULTURAL DIALOG

Obukhova Larisa Yur’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia

Keywords: integrated world image, cross-cultural interaction, original materials, “global generation”, active position of students, competitiveness.

The paper considers the issue of the formation of a personality in a multicultural environment in the context of integration into the international educational process. Modern youth is a new generation with a wider range of opportunities, expectations and requirements for the educational process. The priority task of a university is to connect separate fragments of knowledge into an integrated world image. In learning a foreign language, students deal with two linguistic world images, which are to be constantly compared. The greatest effect is achieved through the use of original educational materials that possess information about the culture, history and economy of the country of the studied language. Foreign language acquisition strengthens the social position of students. It becomes more active. The abilities to work with electronic sources of information and self-processing of the data obtained are of great importance. Young people are aimed at cross-cultural communication and are interested in forming strategic skills that would help them become more competitive.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛА – ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Корпачева Людмила Николаевна, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы, ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия»: Россия, 644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.

Павловская Ольга Юрьевна, ст. преподаватель кафедры физики, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»: Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11.

Тел.: (3812) 91-30-18

E-mail:

Аннотация. В связи с изменением в структуре и содержании образования, возникает множество вопросов. В статье рассматривается актуальность проблемы обеспечения принципа преемственности в физическом образовании между общим образованием и высшим. Вопросы, рассмотренные в статье, позволят акцентировать внимание на формировании единых подходов к решению возникающих проблем, связанных с преемственностью в образовании.

Ключевые слова: профильные компетенции, технология модульного обучения, профильная кафедра.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN PHYSICAL EDUCATION SCHOOL – TECHNICAL UNIVERSITY

Korpacheva Lyudmila Nikolaevna, senior lecturer of Pedagogy, Psychology and Welfare Activities Department, Omsk Humanitarian Academy. Russia.

Pavlovskaya Ol’ga Yur’evna, senior lecturer of Physics Department, Omsk State Technical University. Russia.

Keywords: Work task competency, modular education method, secialized department. 

A lot of questions arise due to the changes in the structure and content of education. The work examines the relevance of the problem of implementing continuity principle between the physical education in school and college. The issues studied in the article draw attention to the formation of single approaches to solving the problems arising in relation to continuity in education 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кузнецов Илья Николаевич, учитель, ГБОУ ОО «Школа № 2005»: Россия, 125635, г. Москва, ул. Родионовская, 22, корп. 1.

Тел.: (915) 366-19-94

E-mail:

Аннотация. Статья затрагивает одно из ключевых требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» − научить учиться. Вопросы самообразования школьников рассматриваются с позиции ИКТ-технологий. Использование технических средств обучения рассматривается как вспомогательный инструмент педагога, помогающий развить в обучающихся ключевые навыки самообразования.

Ключевые слова: самообразование, ИКТ-технологии, инновации, педагогика, информационные технологии, информатизация образования.

FORMING THE SKILLS OF SELF-EDUCATION IN EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Kuznetsov Il’ya Nikolaevich, teacher, School 2005. Russia.

Keywords: self-education, ICT technologies, innovation, pedagogy, information technologies, informatization of education.

The paper touches upon one of the key requirements of the Federal Law “On Education in the Russian Federation” – to teach how to learn. Issues of self-education of schoolchildren are considered from the position of ICT technologies. The use of technical means of teaching is considered as an auxiliary tool of a teacher, helping to develop the key skills of self-education in students.

ПСИХОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Орехов Александр Николаевич, д-р психол. наук, профессор, председатель фонда, фонд «Компьютерная психика»: Россия, 111024, г. Москва, ул. 2-я Кабельная, 4.

Клищевская Ольга Николаевна, аспирант, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»: Россия, 111024, г. Москва, ул. 2-я Кабельная, 4.

Тел.: (495) 782-34-43

E-mail:

Аннотация. В статье анализируются современные исследования психологического комплекса. Дается подробное описание типов исследуемых психологических комплексов, направления современных исследований. Выделена проблематика современных исследований психологического комплекса − это узкая направленность в плане выборки исследования, предмета исследования, полное отсутствие анализа взаимосвязи психологического комплекса и личностных особенностей у людей творческих профессий. Отсутствие исследований, которые разделяют степень выраженности психологического комплекса и исследуют взаимосвязь между типами и степенью выраженности психологического комплекса и личностными особенностями. Оригинальностью статьи является то, что авторами подробно и доступно раскрывается неоднозначный характер влияния комплекса на человека. Представлены результаты эмпирического исследования, взаимосвязь между психологическим комплексом (его содержанием и степенью выраженности) и личностными особенностями у людей творческих профессий.

Ключевые слова: психологический комплекс, социальный комплекс, сексуальный комплекс, личностные особенности людей творческих профессий.

STUDY OF THE INTERACTION OF PSYCHOLOGICAL COMPLEXES AND PERSONALITY TRAITS IN PEOPLE OF CREATIVE PROFESSIONS

Orekhov Aleksandr Nikolaevich, Dr. of Psych. Sci., Prof., chairman, “Komp’yuternaya psikhika” Fund. Russia.

Klishchevskaya Ol’ga Nikolaevna, postgraduate student, Moscow Institute of Psychoanalysis. Russia.

Keywords: psychological complex, social complex, sexual complex, personality traits in people of creative professions.

The paper studies modern research of the psychological complex. A detailed description of the types of studied psychological complexes and the direction of modern research are given. The range of problems of modern studies of the psychological complex is singled out. It is a narrow focus in terms of the sample of research, the subject of research, the complete lack of analysis of the relation between the psychological complex and personality traits in people of creative professions. Lack of research that shares the severity of the psychological complex and explores the relation between the types and severity of the psychological complex and personality traits is studied. The distinction of this paper is that the authors disclose the ambiguous nature of the influence of a complex on a person in detail. The presented results of an empirical study show the relationship between the psychological complex (its subject matter and severity) and personality traits in people of creative professions.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В АРКТИКЕ

Егорова Аида Июньевна, канд. психол. наук, директор Института психологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677018, г. Якутск, ул. Ярославского, 15.

Давыдова Валентина Яковлевна, доцент кафедры социально-гуманитарных технологий Института психологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», Институт психологии: Россия, 677018, г. Якутск, ул. Ярославского, 15.

Тел.: (914) 297-86-84

E-mail:

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение особенностей качества жизни специалистов, работающих в Арктических районах республики Саха (Якутии). Объектом исследования выступили специалисты, работающие в промышленных и добывающих предприятиях, в учреждениях полиции, здравоохранения, образования и культуры. Среди респондентов есть постоянно, временно проживающие, а также те, кто трудится преимущественно вахтовым методом. Методами исследования явились опросник оценки качества жизни З. Ф. Дудченко и опросник оценки уровня удовлетворенности качеством жизни Н. Е. Водопьяновой. Качество жизни понимается как способность индивида получать удовлетворение от жизни и оценка им совокупности условий своего физического, умственного и социального благополучия. В целом у специалистов, работающих в арктических районах Якутии, выявлен средний уровень удовлетворенности качеством жизни. Высокий уровень удовлетворенности у специалистов наблюдается в параметре оценки семейных отношений.

Ключевые слова: качество жизни, удовлетворенность жизнью, специалисты, Арктика.

SATISFACTION WITH THE QUALITY OF LIFE OF SPECIALISTS WORKING IN THE ARCTIC REGION

Egorova Aida Iyun’evna, Cand. of Psychol. Sci., director, Institute of Psychology (branch of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Russia.

Davydova Valentina Yakovlevna, senior lecturer, Institute of Psychology (branch of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Russia.

Keywords: quality of life, satisfaction with life, specialists, Arctic region.

The paper presents the results of a study aimed at analyzing the characteristics of the quality of life of specialists working in the Arctic regions of the Sakha Republic (Yakutia). The object of the study were the specialists working in industrial and mining enterprises, in police, health, education, and culture institutions. The respondents included commorants, temporary residents, as well as those who work mainly on a rotational basis. The research methods were the questionnaire for assessing the quality of life by Z. F. Dudchenko and the questionnaire for assessing the level of satisfaction with the quality of life by N. E. Vodop’yanova. The quality of life here means the ability of an individual to receive satisfaction from life and to uate the totality of the conditions of his or her physical, mental and social well-being. In general, specialists working in the Arctic regions of Yakutia have an average level of satisfaction with their quality of life. A high level of satisfaction in specialists is observed in assessing family relations.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

Биктагирова Алсу Рашитовна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии, заместитель декана факультета психологии по научной работе, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишева, 7/1.

Шиляева Ирина Фаритовна, канд. философ. наук, доцент, зав. кафедрой прикладной психологии и девиантологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишева, 7/1.

Тел.: (917) 775-78-35

E-mail:

Аннотация. В статье приведены результаты эмпирического исследования организационной культуры, выделены характерные ее типологические особенности и взаимосвязь с мотивационными показателями. Исследовательской базой выступил филиал ПАО «Банк Уралсиб» в г. Уфа, респонденты – 80 сотрудников банка. Математико-статистический анализ позволил продемонстрировать структурное своеобразие в строении организационной культуры и выделить мотиваторы, демотиваторы. Доминирующей культурой в банке выявлена рыночная (N = 42; 43,75%), при которой у сотрудников происходит повышение удовлетворенности условиями труда (r = 0,240; p ≤ 0.05); инициативности (r = 0,344; p ≤ 0.01) и понижение духовной удовлетворенности (r = –,286; p ≤ 0.01) и престижа (r = –0,249; p ≤ 0.05).

Ключевые слова: организационная культура, мотивация персонала, вовлеченность сотрудников, удовлетворенность трудом.

CORPORATE CULTURE AS A FACTOR OF MOTIVATION OF BANKING SPHERE EMPLOYEES

Biktagirova Alsu Rashitovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of Applied Psychology and Deviance Study Department, deputy dean for academic affairs of the Psychology Department, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla. Russia.

Shilyaeva Irina Faritovna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., head of Applied Psychology and Deviance Study Department, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla. Russia.

Keywords: corporate culture, staff motivation, employee involvement, job satisfaction.

The paper presents the results of an empirical study of corporate culture, identifies its typological features and the relationship with the motivational indicators. The research base was formed by the branch of “Bank Uralsib” PJSC in Ufa, the respondents were 80 employees of the bank. Mathematical and statistical analysis made it possible to demonstrate structural uniqueness in the scheme of corporate culture and to highlight motivators and demotivators. The predominant culture in the bank was a market one (N = 42, 43.75%), in which the employees have an increased satisfaction with working conditions (r = 0.240; p ≤ 0.05) and in their initiative (r = 0.344; p ≤ 0.01), and a decrease in moral satisfaction (r = –0, 286; p ≤ 0.01) and prestige (r = –0,249; p ≤ 0.05).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАЕМЩИКОВ КАК ФАКТОРЫ ОТСУТСТВИЯ ДОЛГОВ

Гагарина Мария Анатольевна, канд. психол. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 105122, г. Москва, Щелковское ш, 18, корп. 1.

Тел.: (916) 152-05-60

E-mail:

Аннотация. В статье поднимается вопрос о психологических аспектах платежеспособности заемщика. Приведены результаты эмпирического исследования с участием 219 респондентов. По результатам однофакторного дисперсионного анализа, в котором в качестве группирующей переменной выступает фактор заимствования (нет займа, заем без долга, долг), а зависимые переменные – это шкалы методик «Большая пятерка», «Опросник долгового поведения» и «Опросник переживания чувств вины и стыда» и результатам анализа описательной статистики социально-демографических характеристик и методик на уровень финансовой и юридической грамотности сделаны выводы. По сравнению с должниками заемщики без долгов обладают более высоким уровнем интернальности в сфере погашения задолженностей, а также, не имея четких представлений о юридических последствиях несвоевременного погашения займа, склонны переоценивать вероятность негативных последствий. Дано обоснование выделения группы «незаемщиков» как лиц, сознательно избегающих заимствования.

Ключевые слова: заемщик, должник, юридическая грамотность, личностные черты, вина, стыд, локус контроля.

LIABILITY AND LEGAL LITERACY OF BORROWERS AS FACTORS OF THE ABSENCE OF DEBTS

Gagarina Mariya Anatol’evna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: Borrower, debtor, legal literacy, personal traits, guilt, shame, locus of control.

The paper raises the question of the psychological aspects of the borrowers’ solvency. The authors provide the results of an empirical study with the participation of 219 respondents. Based on the results of a single-factor analysis of variance, in which the borrowing factor was used as a grouping variable (no loan, loan without debt, debt), and the dependent variables are the “Big Five”, “Debt behavior questionnaire” and “Questionnaire of feelings guilt and shame”, as well as the results of the analysis of descriptive statistics of socio-demographic characteristics and methodologies to the level of financial and legal literacy, the conclusions are drawn. Compared to debtors, borrowers without debts have a higher level of internality in the field of debt repayment, and, having no clear idea of the legal consequences of late repayment, tend to overestimate the probability of negative consequences. The paper substantiates the singling out a group of “non-borrowers” as people deliberately avoiding borrowing.

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СОЗНАНИЯ У СЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Гончаренко Ольга Николаевна, канд. истор. наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7.

Семенкова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»: Россия, 625062, г. Тюмень, ул. Республики, 7.

Тел.: (904) 497-03-57

E-mail:goncharenko-65@mail.ru

Аннотация. В статье характеризуются положительные и отрицательные результаты индустриализации общества. Кроме этого, рассматриваются разнообразные мнения социологов на индустриализацию общества, а также характеризуется следующий этап эволюции общества – постиндустриализация, при котором востребованными могут стать сельские территории и их использование. В статье дается характеристика проекта «Агроцивилизация», получившего свое развитие в стенах Государственного аграрного университета Северного Зауралья через студенческое волонтерство, и раскрываются его задачи в современных условиях. Проект рассчитан на детей от 7 до 17 лет, поэтому в статье рассматриваются психологические особенности данного возрастного периода и выделяются основные характеристики детей, на которые необходимо обратить внимание при реализации проекта в первую очередь. Также в статье раскрываются направления работы, особенности подготовки волонтеров и результаты реализации пилотного проекта.

Ключевые слова: село, аграрное сознание, постиндустриальная цивилизация, агроцивилизация, сельская молодежь, профориентационная деятельность, психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста.

PRACTICES OF FORMING THE AGRARIAN CONSCIOUSNESS IN RURAL CHILDREN AND YOUTH

Goncharenko Ol’ga Nikolaevna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department, Northern Trans-Ural State Agricultural University. Russia.

Semenkova Svetlana Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department, Northern Trans-Ural State Agricultural University. Russia.

Keywords: village, agrarian consciousness, post-industrial civilization, agro-civilization, rural youth, vocational guidance, psychological and pedagogical features of teenagers.

The paper describes positive and negative results of the industrialization of society. In addition, various opinions of sociologists on the industrialization of society are considered, and the next stage in the evolution of society is characterized as postindustrialization, in which rural territories and their use may become popular. The paper describes the project “Agrotsivilizatsiya”, which was developed in the the Northern Trans-Ural State Agricultural University by the student volunteering and its tasks are revealed in modern conditions. The project is designed for children aged 7–17, so the paper examines the psychological characteristics of this age period and highlights the main characteristics of children that should be paid attention to in the implementation of the project in the first place. Also, the paper reveals the directions of work, the features of training volunteers and the results of the draft project.

ФИЛОЛОГИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В СЛОВАРЯХ РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Валиуллина Гульназ Фоатовна, преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420101, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мавлютова, 48.

Каюмова Диана Фердинандовна, д-р филол. наук, профессор, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420101, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мавлютова, 48.

Галиева Лилия Ирековна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, Институт социальных и гуманитарных знаний: Россия, 420101, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мавлютова, 48.

Тел.: (905) 319-53-51

Е-mail:

Аннотация. Любовь является одним из значимых, сложных и богато представленных в языке феноменов эмоциональной сферы, которая стала привлекать внимание лингвистов в последние годы. В этой работе лингвокультурологический концепт «любовь» (мәхәббәт, love) сопоставляется в татарском и английском языке на примере лексикографических источников. Сопоставление разноструктурных языков позволит обнаружить как сходные стороны, так как данный концепт является универсальным для всех языков, так и отличительные черты, что объясняется разной структурой рассматриваемых языков. В статье исследуется концепт «любовь» (мәхәббәт, love) в способах передачи лексикографических интерпретаций лингвокультурологических концептов в словарях татарского и английского языка, а именно в аспекте их семантизации, а также синтагматических и понятийных связей.

Ключевые слова: концепт «любовь», лексикография, татарский язык, английский язык.

INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF LOVE IN THE DICTIONARY OF MULTI-STRUCTURAL LANGUAGES IN LIGHT OF CULTURAL LINGUISTICS

Valiullina Gul’naz Foatovna, lecturer, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Kayumova Diana Ferdinandovna, Dr. of Philol. Sci., Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: the concept of love, lexicography, Tatar language, English language.

Love is one of the significant, complex and richly represented in the language phenomena of the emotional sphere, which began to attract the attention of linguists in recent years. In this work, the linguoculturological concept of love (mәhәbbәt) is compared in Tatar and English with the examples from the lexicographic sources. A comparison of the multi-structured languages would make it possible to discover both similar sides (since this concept is universal for all languages) and distinctive features, which is explained by the different structure of the studied languages. The paper explores the concept of love (mәhәbbәt) in the ways of transferring lexicographic interpretations of linguoculturological concepts in dictionaries of Tatar and English, namely, in terms of their semantization, as well as syntagmatic and conceptual links.

ПИСЬМЕННАЯ НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В МАГИСТРАТУРЕ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Нелюбина Елена Анатольевна,канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры языкознания и иностранных языков, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а.

Абзалова София Рашитовна,канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (843) 202-26-48

E-mail:

Аннотация. Письменная научная коммуникация на английском языке дает возможность принимать активное участие в различных формах международного научного обмена и способствует скорейшему признанию научных достижений ученого-исследователя. Отсюда следует важность формирования у магистрантов навыков академической (научной) письменной речи в процессе написания ими научного продукта. Письменные научные тексты имеют определенные специфические особенности, поэтому магистрантам необходимо в процессе письменной коммуникации научных знаний соблюдать стилистические нормы научной речи. В статье представлены характеристика лексики научного стиля, морфологические особенности научного стиля и подчеркивается, что научный текст имеет четкую синтаксическую организацию. Наиболее важная черта академического текста – логическая последовательность изложения материала выражается языковыми средствами всех уровней. Дается список часто употребляемых выражений для работы над научным продуктом различных жанров.

Ключевые слова: письменная научная коммуникация, научный стиль, морфологические и синтаксические нормы, логическая последовательность, общенаучная лексика, термины.

WRITTEN ACADEMIC COMMUNICATION IN ENGLISH LANGUAGE IN THE MASTER’S COURSE OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Nelyubina Elena Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Linguistics and Foreign Languages Department, Kazan branch of The Russian State University of Justice. Russia.

Abzalova Sofiya Rashitovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: written academic communication, academic style, morphological and syntactic norms, logical sequence, general scientific vocabulary, terms

Written academic communication in English makes it possible to take an active part in various forms of international scientific exchange and promotes the earliest recognition of the scientific achievements of a researcher. Therefore, the formation of skills of academic (scientific) written speech among master’s students in the process of writing a scientific product is very important. Written academic texts have certain specific features, so the master’s students need to observe the stylistic norms of scientific speech in the process of written communication of scientific knowledge. The paper presents the characteristics of the vocabulary of an academic style, the morphological features of this style, and emphasizes that a scientific text has a clear syntactic organization. The most important feature of an academic text (the logical sequence of the presentation of the material) is expressed by the language means of all levels. A list of frequently used expressions for working on a scientific product of various genres is given.

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ИСТОЧНИК ВАРИАНТНОСТИ И СИНОНИМИИ В ЯЗЫКЕ СПОРТА

Бобырева Наталья Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры европейских языков и культур, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420140, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ломжинская, 6.

Тел.: (903) 388-20-44

Е-mail:

Аннотация. Целью статьи является описание имен собственных как источника вариантности и синонимии в спортивной терминологии и номенклатуре. В рамках настоящего исследования применяются описательный и сравнительный методы, а также методы структурно-композиционного, семантического, контекстуального анализа, метод выборки из словарей, опрос информантов. Термины и номены, образованные на основе имен собственных, могут вступать в синонимические отношения с другими терминами и наименованиями, не содержащими имени собственного в своем составе. Изучаемые единицы демонстрируют вариантность по причине влияния следующих факторов: тенденция экономии языковых средств; сложность транслитерации; отсутствие графического единообразия написания единиц; изменение синтаксической связи между именным элементом и другими компонентами термина.

Ключевые слова: имя собственное, вариантность, синонимия, спортивный дискурс, термин, номен, эпоним

PROPER NAMES AS A SOURCE OF VARIANCE AND SYNONYMY IN THE LANGUAGE OF SPORTS

Bobyreva Natal’ya Nikolaevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of European Languages and Culture Department, Kazan (Volga Region) Federal University. Russia

Keywords: Proper name, variance, synonymy, sports discourse, term, nomen, eponym.

The purpose of the paper is to describe the proper names as a source of variance and synonymy in sports terminology and nomenclature. This study uses descriptive and comparative methods, as well as methods of structural-compositional, semantic, contextual analysis, a method of sampling from dictionaries, and an inquiry of informants. Terms and nomens, formed on the basis of proper names, may enter the synonymous relations with other terms and names that do not contain the proper name in their composition. The studies units show variability due to the influence of the following factors: the tendency to save linguistic means; the complexity of transliteration; lack of graphic uniformity of writing units; change of the syntactic link between the name element and other components of the term.

БЫТОВАНИЕ КОНЦЕПТА SUMMER В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ АНГЛИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Грудева Елена Александровна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный агарный университет»: Россия, 357021, Ставропольский край, г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12.

Тел.: (918) 801-69-58

E-mail:

Аннотация. Представленная работа является частью исследования, посвященного изучению и описанию концептов времен года в когниолингвистическом аспекте. В данной статье представлено бытование английского концепта summer в текстах художественной литературы XIX в. Именно художественный текст является «культурогенным текстом», поскольку посредством текстов реализуется культура социума. В качестве материала для анализа концепта summer были выбраны произведения писателей эпохи Романтизма – Уильяма Блейка, Джона Китса и Вальтера Скотта. В статье представлено также описание образной и ценностной составляющих концепта как наиболее значимых в определении национально-культурной специфики концептов. Кроме того, проанализированные тексты художественной литературы XIX в. позволяют проследить восприятие концепта summer в сознании носителей английского языка этого столетия.

Ключевые слова: когниолингвистический аспект, концепт, художественный текст, образная составляющая, ценностная составляющая.

EXISTANCE OF THE CONCEPT OF SUMMER IN THE LITERARY LANGUAGE OF THE XIX CENTURY ON THE EXAMPLE OF THE TEXTS OF THE ENGLISH LITERATURE OF THE ROMANTICISM

Grudeva Elena Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Foreign Languages Department, Stavropol State Agrarian University. Russia.

Keywords: Cognitive linguistic aspect, concept, artistic text, figurative component, value component.

This work is a part of the study and description of the concepts of the seasons in the cognitive linguistic aspect. This paper presents the existence of the English concept of summer in the literature of the XIX century. It is namely the artistic text that is a “culturogenic” text, because the culture of society is realized through the texts. The author selected the works by Romantic writers (William Blake, John Keats and Walter Scott) to be a material for the analysis of the concept of summer. The paper also presents a description of the figurative and value components of the concept as the most important ones in determining the national and cultural specifics of the studied concept. In addition, the analyzed literature of the XIX century allows one to trace the perception of the concept of summer in the minds of English speakers of this century.

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЕДИНСТВА

Хайруллин Малик Бариевич, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры языкознания и иностранных языков, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Россия, 420033, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сыртлановой, 21.

Тел.: (987) 287-69-39

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сохранения, развития, функционирования национальных языков на современном этапе научно-технической революции. Раскрываются пути образования интернационального фонда, возникновения научно-технической терминологии в разных языках, в том числе и в татарском языке. На современном этапе совершенствования национальных отношений нужно придерживаться реального сочетания, соотношения национальных, исторических, культурных, языковых традиций в развитии отдельных национальных, межнациональных и международных языков. Подчеркивается связь активации иноязычных слов с процессом ускорения научно-технического прогресса, совершенствованием отношений между разноязычными народами. Выделяется роль русского языка в развитии национальных языков, его статуса как межнационального и международного языка в бывшем советском и европейско-американском и других языковых ареалах. В результате лексического анализа интернационализмов установлено, что все чаще употребляются, повторяются, приобретая новое общественно-политическое значение, многие общелексические интернационализмы и их семантические эквиваленты.

Ключевые слова: двуязычие, национальные отношения, национальные языки, интернационализация, русский язык, татарский язык.

DEVELOPMENT OF NATIONAL LANGUAGES AT THE PRESENT STAGE OF INFORMATION UNITY

Khayrullin Malik Barievich, Dr. of Philol. Sci., Prof. of Linguistics and Foreign Languages Department, Kazan branch of The Russian State University of Justice. Russia.

Keywords: bilingualism, national relations, national languages, internationalization, Russian language, Tatar language.

The paper considers the problems of preservation, development and functioning of national languages at the present stage of the scientific and technological revolution. The ways of forming an international foundation, the emergence of scientific and technical terminology in different languages, including in the Tatar language, are revealed. At the present stage of improving national relations, one should adhere to the real combination and correlation of national, historical, cultural, and linguistic traditions in the development of individual national, interethnic and international languages. The paper highlights the connection between the activation of foreign words with the process of accelerating scientific and technological progress, the improvement of relations between the multilingual peoples. The role of the Russian language in the development of national languages stands out, emphasizing its status as an interethnic and international language in the former Soviet and European-American and other linguistic areas. As a result of the lexical analysis of internationalisms, it has been established that more and more often many common international internationalisms and their semantic equivalents are repeated, acquiring a new socio-political significance.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТУАЛЬНО ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ АДВЕРБИАЛЬНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Зиннатуллина Лилия Махарямовна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный научно-исследовательский технологический университет»: Россия, 420073, г. Казань, ул. Ад. Кутуя, д. 70, кв. 68.

Тел. (950) 320-20-11

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена исследованию контекстуально трансформированных фразеологических единиц (ФЕ) в английском и русском языках. Дается определение оказионального изменения фразеологических единиц. Автором рассмотрен наиболее применимый тип оказионального преобразования – расширение компонентного состава, включая вклинивание и добавление переменного компонента/компонентов. На основе анализа приведенных примеров выявлено сходство механизма оказиональных трансформаций в двух языках. Для адвербиальных фразеологических единиц как английского, так и русского языков характерно вклинивание только одного компонента, которое, как правило, служит в качестве квалификатора и синтаксически связано с компонентами адвербиальной ФЕ. Добавление переменного компонента наблюдается как к началу, так и к концу адвербиальных фразеологических единиц и является более характерным типом окказиональной трансформации данных единиц в русском языке.

Ключевые слова: оказиональные трансформации, расширение компонентного состава, вклинивание, контекстуальное использование, языковая и речевая системность.

THE USE OF CONTEXTUALLY TRANSFORMED ADVERBIAL PHRASEOLOGICAL UNITS IN ENGLISH AND RUSSIAN LANGUAGES

Zinatullina Liliya Makharyamocna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: Casual transformations, expansion of component composition, intrusion, contextual use, linguistic and speech systematicity.

The paper studies the contextually transformed phraseological units in English and Russian languages. The definition of the casual change in phraseological units is given. The author considers the most applicable type of positional transformation – expansion of the component composition, including intrusion and addition of a variable component/components. On the basis of the analysis of the given examples, the similarity of the mechanism of positional transformations in two languages is revealed. For adverbial phraseological units (PU) in both English and Russian languages, only one component is intrinsic, which, as a rule, serves as a qualifier and is syntactically associated with the components of an adverbial PU. The addition of a variable component is observed both at the beginning and end of adverbial phraseological units, and it is a more characteristic type of casual transformation of these units in the Russian language.

АРАБИЗМЫ В БРИТАНСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ВАРИАНТАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКИМ ВАРИАНТОМ ЯЗЫКА

Адзиева Эльвира Серажединовна, канд. филол. наук, советник Российской Академии Естествознания, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 4.

Тел.: (926) 259-71-07

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются арабские заимствования в британском и американском вариантах английского языка в сопоставлении с русским языком. Под влиянием системы многие заимствования претерпевают значительные фонетические, семантические и грамматические изменения, приспосабливаясь к законам данной системы. Процесс ассимиляции может быть настолько глубоким, что иноязычное происхождение таких слов не ощущается носителями данного языка и обнаруживается с помощью этимологического словаря. Для каждого отдельного языка и даже варианта языка характерно свое собственное видение, понимание, охват мира, от чего концептуальные картины мира, представленные в разных языках, значительно отличаются. Поэтому возникают трудности и даже невозможность передать конкретное видение мира, которое представлено тем или иным понятием, требующим своего обозначения в концептуальной картине другого языка.

Ключевые слова: арабизмы, ассимиляция, тематическая группа, русский язык, заимствования, реалии, иноязычная лексика.

ARABYSMS IN BRITISH AND AMERICAN VARIANTS OF ENGLISH IN COMPARISON WITH THE RUSSIAN VARIANT

Adzieva El’vira Serazhedimovna, councellor of RANH, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer, Dagestan State University. Russia.

Keywords: arabisms, assimilation, thematic group, Russian language, borrowings, realities, foreign vocabulary.

The paper considers Arabic borrowings in the British and American versions of the English language in comparison with the Russian language. Under the influence of the system, many borrowings undergo significant phonetic, semantic and grammatical changes, adapting to the laws of this system. The process of assimilation may be so deep that the foreign origin of such words is unnoticeable by the speakers of the given language and is detected with the help of an etymological dictionary. For each language and even a variant of the language, its own vision, understanding, and coverage of the world is characteristic, which makes the conceptual world pictures, represented in various languages, be significantly different. Therefore, it is difficult and even impossible to convey a specific image of the world, which is represented by a concept that requires its designation in the conceptual picture of another language.

ГЛАГОЛЫ-ПЕРФОРМАТИВЫ С ЭМПАТИЙНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ

Шалюхина Анна Владимировна, соискатель, преподаватель кафедры испанского языка, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России»: Россия, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, 76.

Тел.: (495) 434-00-89

E-mail:

Аннотация. В статье дается определение термина «эмпатия» в лингвистике, анализируется значение перформативных глаголов и высказываний в реализации коммуникативных целей вербальной эмпатии. Описаны лингвистические особенности перформативов с точки зрения коинциденции слова и действия и их роль в совершении различных речевых актов. Рассмотрены функции перформативных глаголов в выражении языковой оценки и в общении в целом. Приведены примеры сопровождения использования перформатива средствами невербальной коммуникации для лучшего раскрытия его смысла. На основе некоторых фрагментов романа известного испанского писателя Торкуато Лука де Тена «Скрученные Богом линии судьбы» (Torcuato Luca de Tena “Los renglones torcidos de Dios”) сделана классификация перформативов с эмпатийным значением в испанском языке для объяснения их многообразия в испаноязычных культурах. Сделаны выводы о важности использования перформативов для поддержания баланса в межличностной общении, что является одной из целей языковой эмпатии.

Ключевые слова: эмпатия, теория речевых актов, перформативные глаголы, языковая оценка, испанский язык.

VERBS-PERFORMATIVES WITH EMPATHIC MEANING IN SPANISH LANGUAGE

Shalyukhina Anna Vladimirovna, lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs. Russia

Keywords: empathy, theory of speech acts, performative verbs, linguistic assessment, Spanish.

The paper defines the term “empathy” in linguistics, analyzes the meaning of performative verbs and utterances in the realization of the communicative goals of verbal empathy. Linguistic features of performatives from the point of view of coincidence of words and actions and their role in committing various speech acts are described. The functions of performative verbs in the expression of linguistic uation and in communication in general are considered. Examples of accompanying the use of performative by means of non-verbal communication are given for better disclosure of its meaning. Based on some fragments of the novel by the famous Spanish writer Torquato Luca de Tena “God’s twisted lines of destiny” (“Los renglones torcidos de Dios”), a classification of performatives with an empathic meaning in Spanish was made to explain their diversity in Hispanic cultures. The author concluded on the importance of using performatives to maintain a balance in interpersonal communication, which is one of the goals of linguistic empathy.