Department of scientific and educational publications
+7 (495) 666-29-30
e-mail:

«НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» № 02-2017

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ПЕДАГОГИКА
Стр. 6 Сабуров С. П., Сабуров П. А., Попова Е. В.
Пути совершенствования подготовки кадров в области космонавтики
Стр. 14 Семенкова C. Н.
Роль семейного воспитания в предотвращении девиантного поведения
Стр. 19 Васьбиева Д. Г.
Использование дистанционных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе
Стр. 25 Заляев А. Р.
Концептуализация понятия «социально-профессиональные стратегии»
Стр. 36 Юдинцева М. С.
Использование принципов метода активизации в условиях курсовой системы обучения русскому языку как иностранному
Стр. 43 Кудрявцева Е. Л., Мазунова Л. К., Мартинкова А. А., Зеленина Т. И.
Человек играющий: настоящее и будущее системного образования
Стр. 57 Капалыгина И. И.
Школьник как субъект здоровьесбережения в информационно-образовательном пространстве
Стр. 67 Ткач Л. Т., Неделкова А. А.
Проектирование адаптационных условий профессионализации студентов
Стр. 75 Калугина О. А.
К вопросу об академической компетентности
Стр. 79 Ходакова Н. П., Виштак Н. М.
Воспитание социально активной личности обучающегося в условиях дополнительного образования средствами IT-технологий
Стр. 83 Погребняк Н. Н.
Организация научной деятельности студентов в университетах Европы
Стр. 92 Данилова И. С.
Основные направления взаимодействия субъектов воспитания в регионе в интересах развития компетентностного родительства
Стр. 101 Никонова Е. Р.
Компетенция социального проектирования как новая составляющая компетентностного подхода в высшем архитектурном образовании
Стр. 108 Калугина О. А.
К вопросу о научном стиле (на примере экономических текстов)
Стр. 113 Мамедова К. Б.
Формирование экологического сознания у младших школьников с задержкой психического развития как одно из средств ее преодоления
ПСИХОЛОГИЯ
Стр. 123 Полевая М. В.
Удовлетворенность работой государственных гражданских служащих в контексте профессиональной деформации
Стр. 128 Долганов Д. Н.
Взаимосвязь межличностных отношений с учебной и внеучебной деятельностью
Стр. 134 Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Середа В. А.
Субъективно значимые ценности обучающихся педагогического университета
ФИЛОЛОГИЯ
Стр. 139 Онина С. В.
Имплицитное выражение превентива в хантыйском языке
Стр. 145 Гайдаренко В. А.
Концепт «недвижимость» в современном экономическом дискурсе (на базе англоязычных СМИ)
Стр. 150 Артемьева И. Н.
Опыт атрибуции статей Жюля Валлеса «Масоны на укреплениях», «Помните об июне», «Колонна», «Единение»
Стр. 156 Су Юйфан.
Основные каналы интернет-СМИ в Китае: www.Baidu.сom
Стр. 162 Свиридова Е. Е.
Выдуманные языки в творчестве Стефано Бенни (на материале романа “Stranalandia” и рассказа “Il marziano innamorato” из сборника “Il bar sotto il mare”)
Стр. 170 Гайдаренко В. А.
Вектор актуализации концепта «работа» в англо­язычных СМИ
Стр. 175 Васьбиева Д. Г.
Специфика фразеологизмов английского языка в экономических текстах (на примере журнала “The Economist”)
Стр. 180 Мещанский А. Ю.
Онтологическая проблематика в драматургии Д. Липскерова
Стр. 187 Бобылева И. А.
Концепт «любовь» в художественном мире В. Л. Гальского
Стр. 194 Чебышев Ф. А.
Особенности выражения семантики ожидания в сов­ременных печатных СМИ
Стр. 201 Кашкина Е. В.
Синтаксическая интерференция в простом предложении (на примере французского языка в Марокко)
Стр. 209

Дугалич Н. М.
Семиотические коды в арабской политической ка­рикатуре

ПЕДАГОГИКА

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КОСМОНАВТИКИ

Сабуров Станислав Петрович, инженер, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 141160, Московская обл., Звездный городок.

Сабуров Петр Алексеевич, начальник отдела, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 141160, Московская обл., Звездный городок.

Попова Елена Владимировна, канд. пед. наук, начальник отделения, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 141160, Московская обл., Звездный городок.

Тел.: (495) 526-34-07

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние и охарактеризованы проблемы формирования и поддержания кадрового потенциала космической отрасли. Описаны основные направления и приоритеты кадровой политики отрасли, а также современные негативные тенденции, обусловливающие кадровые проблемы в отрасли. Проанализирован положительный опыт организаций космической отрасли по работе с молодежью в целях формирования ее кадрового резерва. По мнению авторов, кадровая политика на данном предприятии должна носить опережающий характер с учетом современных тенденций рынка труда и мировой космонавтики. Описаны комплексные программы мероприятий по привлечению, закреплению и карьерному росту молодежи на предприятии. Дана характеристика проводимой профориентационной работы в интересах космической и смежных отраслей, предложены пути ее совершенствования в рамках организации дополнительного образования как средства привлечения молодежи для работы на предприятиях отрасли.

Ключевые слова: космическая отрасль, профориентация, кадровая политика, работа с молодежью.

WAYS OF IMPROVING TRAINING OF SPECIALISTS IN SPACE SCIENCE

Saburov Stanislav Petrovich, engineer, Yu. A. Gagarin Research&Test Cosmonaut Training Center. Russia.

Saburov Petr Alekseevich, head of the department, Yu. A. Gagarin Research&Test Cosmonaut Training Center. Russia.

Popova Elena Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., head of the department, Yu. A. Gagarin Research&Test Cosmonaut Training Center. Russia.

Keywords: space industry, career guidance, recruitment policy, youth outreach.

The article considers the current state and describes the issues of forming and maintaining the workforce capacity for space industry. The authors describe main lines and priorities of the industry’s recruitment policy, as well as current negative trends that predetermine staffing problem in the sector. The article analyzes successful practices of space industry companies in youth outreach in order to form its talent pool. As authors believe, the recruitment policy of this company should be ahead of time, taking into account modern trends of labor market and world space science. The article describes integrated programs of measures for attracting, assigning and career development of the youth at a company. The authors give characteristic to the career guidance work in progress on behalf of space and related industries, suggests the ways to improve it in the framework of extended education organization as a youth audience builder for working at space industry companies.

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Семенкова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7.

Тел.: (345-2) 46-16-43

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена оценке значения семейного воспитания для предотвращения девиантного поведения среди детей. В последнее время все чаще в детской и подростковой среде становятся привлекательными различные отклонения от общепризнанных социальных норм. Появилось большое количество молодежных субкультур, как безобидных на первый взгляд, так и агрессивных, в которые вовлекаются дети. Автор размышляет о том, что движет детьми, выбирающими подобное поведение. В статье рассматриваются современный подход семьи к воспитанию, особенности воспитательного процесса, причины отдаления детей от взрослых. Кроме этого, анализируются отрицательные стили воспитания (авторитарный стиль, гипоопека, гиперопека), способствующие распространению среди детей девиантного поведения. Для повышения качества семейного воспитания и педагогической грамотности родителей предлагаются основные принципы организации работы с семьями.

Ключевые слова: девиантное поведение, воспитание, особенности воспитания, социальное сиротство, авторитарное воспитание, гипоопека, гиперопека, профилактико-поликлиническая помощь семье.

ROLE OF FAMILY EDUCATION IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

Semenkova Svetlana Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department, Northern Trans-Ural State Agricultural University. Russia.

Keywords: deviant behavior, raising, features of raising, social orphanhood, authoritative parenting, hypoprotection, overprotection, prevention-ambulatory assistance to the family.

The article discusses the importance of family education in order to prevent deviant behavior among children. In recent years, children and teenagers become attracted by various deviations from generally accepted social norms in increasing frequency. There have emerged a large number of youth subcultures both harmless at first glance, and aggressive ones, that children are involved in. What motivates children to choose such behavior? The article considers modern family approach to raising, features of the raising process, and reasons for estrangement of children from adults. In addition, the author analyzes negative parenting styles (authoritative style, hypoprotection, overprotection), contributing to the spread of deviant behavior among children. In order to improve the quality of family education and parents’ pedagogical literacy the author suggests the basic principles of organization of work with families.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Данные технологии являются одним из путей оптимизации учебного процесса в вузе, а процесс правильной организации самостоятельной работы студентов есть залог успешного достижения целей образования. Под ДОТ понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». В данном случае в основе образовательного процесса лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого. Автор акцентирует внимание на использовании в обучении нового поколения электронных образовательных технологий, основанных на интернет-технологиях, и корреляции реальных профессиональных задач. ДОТ позволяют оптимизировать работу преподавателя, стимулировать самостоятельную учебную деятельность студентов, реализовать проблемно-поисковый и проектный подходы в обучении, автоматизировать процесс контрольно-оценочных мероприятий.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, иноязычная образовательная среда, электронная образовательная платформа, кейсовая технология.

APPLICATION OF DISTANT LEARNING TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Vas’bieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: distance learning, distance learning technology, foreign language learning environment, electronic education platform, case technology.

The article discusses the relevance using distant learning technology (DLT) in foreign language lessons in non-linguistic university. This technology is one of the ways to optimize the educational process at the university, and the process of the adequate organization of students’ individual work as the key to the successful achievement of educational objectives. The DLT is understood to be “educational technology implemented mediated (remotely) or incompletely mediated interaction of student and educators”. In this case, the basis of the educational process is formed by a deliberate and controlled intensive student’s individual work. The author focuses on the application of new generation of information educational technology based on Internet technology and the correlation of real-world professional objectives. Using DLT enables to optimize the teacher’s work, to encourage self instruction activities in students, to implement problem-exploration and project activities of students, to automate the process of control and uation activities.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ»

Заляев Артур Рустемович, аспирант кафедры истории, философии и социологии, ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 49.

Тел.: (843) 236-06-52

E-mail:

Аннотация. В статье приводится анализ социальных и профессиональных траекторий личности на основе обобщения ряда научных подходов в изучаемом поле поднимаемой проблемы. Социально-профессиональные стратегии и самоопределение личности в поле гуманитарных (прежде всего педагогических и социологических) исследований в настоящее время требуют концептуализации и уточнения. Анализ категорий «социально-профессиональное самоопределение», «профессиональная стратегия», «социальная стратегия» в педагогико-общественном дискурсе позволяет представить социально-профессиональные стратегии как компонент длительного процесса, занимающего большую часть сознательной жизни индивида, определяя не только его профессиональное будущее, но и выбор профессионального образования (начиная от специальности или факультета и заканчивая формой обучения). Концептуализация термина «социально-профессиональные стратегии» предполагает, что этот выбор не может быть стихийным или случайным, поскольку на него оказывает влияние целая совокупность социальных переменных. В ходе изучения различных концепций формирования социальных, профессиональных траекторий и профессионального выбора личности автор предлагает модель формирования социально-профессиональной стратегии. В понятие «социально-профессиональные стратегии» автор вкладывает понимание личной позиции выбора и/или совершенствования профессионального будущего, имеющего под собой социальные основания в виде собственного социального статуса и статуса членов окружения (в том числе межпоколенческого воспроизводства социальных позиций), исполняемых гендерных ролей, способности к социальной мобильности.

Ключевые слова: стратегии, профессионализация, профессиональные траектории, профессиональное самоопределение, социальный статус, социальная роль, жизненная траектория.

CONCEPTUALIZATION OF THE “SOCIO-PROFESSIONAL STRATEGIES” NOTION

Zalyaev Artur Rustemovich, postgraduate student of History, Philosophy and Sociology Department, Kazan Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: strategies, professionalization, professional course, professional self-identity, social status, social role, life course.

The socio-professional strategies and self-identity in the field of humanities (above all, pedagogical and sociological) research currently require conceptualization and specification. The article provides an analysis of social and professional course of a personality based on the aggregation of some scientific approaches in the field of the studied issues. Analysis of “socio-professional self-identity”, “professional strategy”, “social strategy” categories in the pedagogical and public discourse allows the author to represent socio-professional strategies as a component of a long process that occupies most of the adult life of the individual, determining not only his professional future, but also the selection of professional education (from the selection of qualification or department, and ending with the form of education). Conceptualization of the term “socio-professional strategies” suggests that this option can not be spontaneous or accidental, since it affects the whole set of social variables. While studying various concepts in the formation of social and professional course and professional choices of an individual, the author suggests a model of socio-professional strategies formation. The author puts the perception of the personal position of choice and/or improvement of professional future to the concept of socio-professional strategies, having a social basis in the form of one’s own social status and surrounding members’ status (including inter-generation reproduction of social positions), executed gender roles, and the ability to social mobility.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КУРСОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Юдинцева Мария Сергеевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»: Россия, 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6.

Тел.: (495) 330-85-65

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая система курсового обучения, являющаяся самостоятельной формой обучения русскому языку иностранцев и имеющая ряд отличительных черт (вариативность, добровольность, дополнительность, коммуникативная направленность), которые становятся основой для составления классификации существующих видов курсов. Обозначенные специфические особенности должны учитываться при организации образовательного процесса, отражающего социальный заказ общества – достичь максимально возможных результатов при минимальных затратах времени и усилий. Решить поставленную задачу возможно, заложив в основу курсов по изучению русского как иностранного принципы интенсивных методов, способствующих оптимизации процесса обучения. Наиболее применительными к курсовой форме обучения языку оказываются принципы метода активизации Г. А. Китайгородской: личностно ориентированного обучения, коллективного взаимодействия, полифункциональности упражнений, концентрированности, ролевой организации учебного материала. Применение обозначенных принципов соответствует концепции и основным идеям курсового обучения русскому как иностранному, кроме того, комплексное их использование дает возможность интенсифицировать учебный процесс.

Ключевые слова: курсовое обучение, русский язык как иностранный, интенсификация, оптимизация, метод активизации, принципы обучения.

USING THE PRINCIPLES OF THE ACTIVATION METHOD IN A COURSE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Yudintseva Mariya Sergeevna, postgraduate student, Pushkin State Russian Language lnstitute. Russia.

Keywords: course training, Russian as a foreign language, intensification, optimization, method of activation, teaching principles.

The article discusses the pedagogic system of the course education, which is an independent form of teaching Russian to foreigners and has a number of distinctive features (variability, voluntary basis, complementarity, communicative orientation) that form basis for the existing types of courses classification. The mentioned above distinctive features should be taken into account in organizing the educational process, reflecting the social procurement of the society – to achieve the best possible results with minimal time and effort. It is possible to solve this objective through the training courses in Russian as a foreign language formation based on the principles of intensive methods promoting the optimization of the learning process. The most applicable to the course form of education are the principles of language activation method by Kitaygorodskaya G. A., namely the student-centered education, collective interaction, multifunctional character of exercises, concentration, role-based organization of learning material. Implementation of the above-mentioned principles is consistent with the concept and fundamental ideas of training course in Russian as a foreign language, and, in addition, their integrated application enables to step up the learning process.

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кудрявцева Екатерина Львовна, канд. пед. наук, науч. сотрудник Института иностранных языков и медиатехнологий, Университет Грайфсвальда (ФРГ), науч. руководитель международной сетевой лаборатории инновационных технологий в сфере поликультурного образования, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89.

Мазунова Лидия Константиновна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры немецкой и французской филологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»: Россия, 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Мартинкова Анастасия Анатольевна, науч. сотрудник, аспирант, Университет им. Масарика: Чешская Республика, 60177, г. Брно, пл. Жеротина, 617/9.

Зеленина Тамара Ивановна, д-р филол. наук, профессор, почетный работник ВПО РФ, профессор кафедры романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»: Россия, 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1.

Тел.: (855-57) 7-53-50

E-mail:

Аннотация. Цель статьи – осмыслить феномен игры как уникальной по своей природе и полифункциональности деятельности, способной, сохраняя в себе уже освоенные и открытые свойства, вбирать новые, потребность в которых возникла в ответ на вызовы современного образования (динамичность, информационная насыщенность, непрерывность и продолжительность длиною в человеческую жизнь, мобильность, практико-ориентированность и интернет-компьютерная оснащенность). В работе предлагается игротека нового поколения «Дети мира» как образец попытки адаптации игры к запросам современного образования путем сопряжения традиции и инноваций, а также модульности как условия пригодности ее для всех этапов взросления человека, показаны возможности воплощения в игре нечто большего, актуального не только для образования, но и для более широкого контекста бытия человека. Например, возможность наполнить подлинным содержанием и смыслом с помощью игр нового поколения глубокую зрелость, когда социум уже ничего не может предложить человеку.

Ключевые слова: игра, образование, игропедагог, homo ludens (человек играющий), интерактивный, модульный.

HOMO LUDENS: PRESENT AND FUTURE OF SYSTEMATIC EDUCATION

Kudryavtseva Ekaterina L’vovna, Cand. of Ped. Sci., researcher of Institute of Foreign Languages and Media Technology, University of Greifswald (FRG), academic supervisor of the Innovative Technologies in Multicultural Education International Network Laboratory, Elabuga Institute (branch of Kazan (Volga Region) Federal University). Russia.

Mazunova Lidiya Konstantinovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of German and French Philologies Department, Bashkir State University. Russia.

Martinkova Anastasiya Anatol’evna, researcher, postgraduate student, Masaryk University. Czech Republic.

Zelenina Tamara Ivanovna, Dr. of Philol. Sci., Prof., honored worker of higher professional education of the RF, Prof. of Latinian Philology, Second Foreign Language and Linguodidactics Department, Udmurt State University. Russia.

Keywords: game, education, play instructor, homo ludens (playing man), interactive, modular.

The aim of the article is to understand the game phenomenon as an activity that is unique in its nature and multifunctionality and that, while keeping inside already mastered and discovered properties, is capable of absorbing new ones, the need for which emerges from challenges of modern education (responsiveness, information richness, continuity, lifelong duration, mobility, practice-orientation, and Internet and computer equipment) and changing nature of its subject. The article suggests a playroom of new generation “Children of the world” as an example of game adaptation to the requirements of modern education by means of connecting tradition and innovation, as well as modularity as a condition for its suitability for all stages of human growing-up, showing the possibility of translation of a game into something more that is relevant not only for education, but also for the broader context of human existence. For example, the opportunity to fill the deep adulthood with true subject matter and meaning with the help of a new generation of games, when society has nothing to offer to a man.

ШКОЛЬНИК КАК СУБЪЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Капалыгина Ирина Ивановна, канд. пед. наук, доцент, докторант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта», зав. кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы: Республика Беларусь, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22.

Тел.: (375-152) 73-19-01

E-mail:

Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические особенности становления субъектности на протяжении взросления детей, изученные и систематизированные на основе теорий педагогов и психологов. Прослеживаются три основных направления исследования. Первое из них – это раскрытие понятий субъектности и субъекта, описаны способы инициирования субъектности. Субъективно-личностный аспект определяет роль каждого из субъектов – учителя и учащихся – в его организации и функционировании. Второе направление предусматривает рассмотрение особенностей младшего школьного и подросткового возраста путем теоретического анализа многочисленных подходов. Чтобы сформировать основы здоровьесбережения у школьника в информационно-образовательном пространстве, необходимо начинать целенаправленную работу в этом направлении с младшего школьного возраста и продолжать ее в подростковом. Третье направление демонстрирует взаимосвязь особенностей возраста, позиции школьника в информационно-образовательном пространстве и признаков его субъектности на этой основе.

Ключевые слова: школьник, здоровьесбережение, информационно-образовательное пространство, субъект, субъектность, психолого-педагогические особенности.

SCHOOL STUDENT AS A SUBJECT OF HEALTH PRESERVATION IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE

Kapalygina Irina Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., doctoral student, Immanuel Kant Baltic Federal University, head of Natural Sciences and Linguistic Disciplines and Their Teaching Methods Department, Yanka Kupala State University of Grodno. The Republic of Belarus.

Keywords: student, health preservation, information-educational space, subject, subjectivity, psychological-pedagogical features.

The article presents psycho-pedagogical features of the formation of subjectivity during the children’s growing up process, studied and systematized on the basis of teachers’ and psychologists’ theories. The author observes three main lines of research. The first of them is the disclosure of concepts of subjectivity and the subject; the article describes the means of subjectivity initiation. Subjective-personal aspect defines the role of each of the subjects – teachers and students – in its organization and functioning. The second area involves the study of the primary school and teenage years features by theoretical analysis of numerous approaches. In order to create a basis of health preservation in school students in the information-educational environment, it is necessary to begin a purposeful work in this direction from the primary school age and continue it in teenage years. The third area shows the relations of age characteristics, the school student’s position in the information-educational environment, and signs of his subjectivity on this basis.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ткач Любовь Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики и специальных методик, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко: Республика Молдова, MD 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128.

Неделкова Анна Александровна, ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и специальных методик, соискатель, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко: Республика Молдова, MD 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128.

Тел.: (373-533) 9-44-87

E-mail:

Аннотация. В статье представлены результаты мониторинга способности студентов вуза к профессиональному саморазвитию, обосновывается необходимость специального сопровождения их подготовки к профессиональной адаптации. Участие в проектной деятельности раскрывается как условие развития самостоятельной исследовательской деятельности и профессионально-педагогической культуры будущих педагогов. Определены адаптационные особенности поликультурного образовательного пространства вуза, и обозначены его возможности в сопровождении профессионального развития обучающихся и их подготовки к профессиональной адаптации в условиях организаций образования. Дано описание этапов моделирования проекта, определены цель, задачи, подходы, принципы, содержание блоков программы методического сопровождения в контексте реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании и авторской интерпретации. Способность к саморазвитию рассматривается как фактор успешного становления профессионала и совершенствования педагогического процесса в организациях дошкольного образования.

Ключевые слова: саморазвитие, среда, проект, профессиональное консультирование, профессиональная адаптация.

DESIGNING ADAPTATION CONDITIONS FOR PROFESSIONALIZATION OF STUDENTS

Tkach Lyubov’ Timofeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Preschool Pedagogy and Special Methods Department, Pridnestrovian State University. Republic of Moldova.

Nedelkova Anna Aleksandrovna, senior lecturer of Preschool Pedagogy and Special Methods Department, applicant, Pridnestrovian State University. Republic of Moldova.

Keywords: self-development, environment, project, vocational counseling, professional adaptation.

The article presents the monitoring results for abilities of high school students to professional self-development and substantiates the need for specific assistance to prepare them for professional adaptation. Participation in the project activities is disclosed as a condition for development of independent research activity and professional-pedagogical culture of future teachers. The article determines adaptive features of multicultural educational space of higher education institution and marks its opportunities in assisting students’ professional development and preparing them for the professional adaptation in the conditions of educational organizations. The author describes the stages of project development, defines goals, objectives, approaches, principles, content of the tutorial support program blocks in the context of the competency-based approach in professional education and its author’s interpretation. The ability for self-development is seen as a factor of the successful becoming a professional and improving the pedagogical process in pre-school education institutions.

К ВОПРОСУ ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются различные определения академической компетентности. Проанализированы компоненты академической компетентности. Автор выделяет следующие критерии академической компетентности: когнитивно-деятельностный, мотивационно-ценностный и операционально-деятельностный. Они включают глубину, широту и прочность знаний, отношения, мотивы, ценности, убеждения, познавательные стили и личностные качества. Приведены примеры различных методов и средств, способствующих формированию академической компетентности. Отмечается особая значимость самостоятельной работы и дисциплины «Иностранный язык» в формировании академической компетентности. История развития вузовского образования подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции. Автор приходит к выводу, что академическая компетентность обеспечивает эффективное решение разнообразных профессиональных задач на основе единства обобщенных знаний и умений по изученным дисциплинам.

Ключевые слова: академическая компетентность, методы, средства, когнитивно-деятельностный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, самостоятельная работа.

ON THE QUESTION OF ACADEMIC COMPETENCE

Kalugina Ol’ga Anatol’evna, senior lecturer of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: academic competence, methods, tools, cognitive-activity, value-motivational, operational-activity, individual work.

The article considers various definitions of academic competence and analyzes its components. The author marks the following criteria of academic competence: cognitive-activity, value-motivational, and operational-activity one. These include depth, scope and integrity of knowledge, attitudes, motives, values, beliefs, cognitive styles, and personal qualities. The article provides examples of different methods and means of contributing to the formation of academic competence. The author emphasizes particular importance of individual work and the “Foreign language” discipline in the formation of academic competence. History of higher education development justifies that only knowledge obtained in the process of individual work make graduates efficient minded specialists, able to creatively solve professional tasks and confidently persist on their points. The author comes to the conclusion that academic competence provides an effective solution to a variety of professional tasks on the basis of the unity of generalized knowledge and skills in the disciplines studied.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Ходакова Нина Павловна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»: Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1.

Виштак Наталья Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры информатики и управления в технических системах, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.

Тел.: (499) 181-65-52

E-mail:honipa@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются возможности вузовских центров дополнительного образования по реализации дополнительных образовательных программ для детей. Проведен анализ особенностей, которые следует учитывать при организации занятий с детьми в вузовских центрах дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы для детей не регламентируются стандартами, поэтому каждая программа должна быть ориентирована на интересы и потребности детей, иметь практико-ориентированный характер, обеспечивать индивидуальную траекторию развития и воспитания каждого школьника. Проведен анализ функций дополнительного образования детей в области IT-технологий, выполнение которых педагогами центров дополнительного образования детей позволит создать условия для удовлетворения образовательных и социальных потребностей обучающихся, обеспечивая им психолого-педагогическую поддержку при обучении детей разного возраста. Обучение IT-технологиям рассматривается как многоэтапный процесс, выделены основные направления изучения: программирование, разработка интернет-ресурсов, компьютерная графика, разработка игровых приложений и т. д., что позволяет обучающемуся самостоятельно формировать свою индивидуальную траекторию в мире IT-технологий.

Ключевые слова: дополнительное образование, вузовские центры дополнительного образования, IT-технологии, функции дополнительного образования детей.

EDUCATION OF COMMUNITY-MINDED STUDENT"S PERSONALITY IN CONDITIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION BY MEANS OF IT

Khodakova Nina Pavlovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Mathematics, Informatics and Natural Sciences in Preschool and Elementary Education Department, Moscow City University. Russia.

Vishtak Natal’ya Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Informatics and Management in Engineering Systems Department, Balakovo Engineering Technological Institute (branch of National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute). Russia.

Keywords: supplementary education, university centers of supplementary education, IT, functions of children supplementary education.

The article studies the opportunities of university centers of supplementary education in implementation of additional educational programs for children. The authors perform an analysis of the characteristics that should be considered in the organization of working with children in university centers of supplementary education. Additional educational programs for children are not subject to standards, thus, each program should be focused on interests and needs of children, should be practice-oriented, should provide individual development and education lines for each school student. The article conducts an analysis of the supplementary children education functions in the field of IT, the implementation of which by teachers of supplementary education centers is to create conditions to meet the educational and social needs of the students, providing them with psychological and pedagogical support for teaching children of different ages. IT education is viewed as a multi-stage process, the authors highlight main lines of education, such as programming, development of Internet resources, computer graphics, development of gaming applications, etc., which allows the student to form his own individual path in the world of IT.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ

Погребняк Наталия Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5.

Тел.: (365-2) 66-84-41

E-mail:

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему организации и творческого использования различных форм и методов научно-исследовательской деятельности студентов в европейских университетах. Предпочтение отдается формам и методам, которые базируются на индивидуальном подходе, в частности дискуссии, проектному обучению, работе в малых группах, проблемному обучению и исследованию, проведению творческих дебатов, моделированию и др. Формирование творческих способностей автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в творческой активности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации. Развитие творческих способностей у молодых людей позволяет им не только осознать сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

ORGANIZATION OF STUDENTS" RESEARCH ACTIVITY IN EUROPEAN UNIVERSITIES

Pogrebnyak Nataliya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Foreign Languages Department, Crimea branch of The Russian State University of Justice. Russia.

Keywords: higher education, university, research activity, scientific research activity.

In this article the author considers the problem of organization and creative use of various forms and methods of scientific students’ research activity in European universities. Preference is given to forms and methods, that are based on an individual approach, e.g. discussion, project-based learning, small groups work, problem-based learning and research, conducting creative debates, modeling, and others. The author sees the formation of creative abilities as a way to implement the needs of students in creative activity, and social and psychological protection of their interests in relation to the current socio-economic situation. Developing the creative abilities in youth enables it not only to become aware of its participation in the culture of its nation, but also actively participate in its enrichment.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Данилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры романских языков, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125.

Тел.: (487-2) 35-14-88

E-mail:

Аннотация. На материале отечественных и зарубежных исследований анализируется понятие «родительство» в связи с особенностями современных вызовов, имеющих глобальных характер, что обусловливает процесс познания этого явления, неразрывно связанного с важнейшими для общества субъектами воспитания, в первую очередь семьей и школой. В статье обсуждаются основные направления взаимодействия субъектов воспитания Тульского региона в проекции на компетентностное родительство на основе изучения законодательно-нормативных документов, статистических данных, результатов опросов, анкетирования. Проблематизируются реалии педагогической практики, связанные с взаимодействием семьи и образовательных учреждений, действующая система социально-педагогической поддержки семей с детьми. В функционировании региональной системы образования выявлены тенденции, отражающие малоэффективное взаимодействие различных акторов систем социума региона, обладающих потенциалом педагогического воздействия. Таким образом, обосновывается вывод о том, что в регионе необходимо создание педагогической модели, ориентированной на развитие качественной стороны родительства посредством взаимодействия всех субъектов воспитания. Развитие компетентностного родительства квалифицируется как перспективное направление исследований.

Ключевые слова: компетентностное родительство, субъекты воспитания, региональная политика в сфере детства, взаимодействие.

MAIN LINES OF EDUCATION SUBJECTS COOPERATION IN THE REGION IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED PARENTHOOD DEVELOPMENT

Danilova Irina Sergeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Latin Languages Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Russia.

Keywords: competence-based parenthood, education subjects, regional policy in childhood, interaction.

On a material of national and international research the author analyzes the concept of parenthood in relation with the global nature of modern challenges that predetermines the perception process of this phenomenon, which is inextricably linked with the most important for the society subjects of education, in the first place, the family and the school. The article discusses the main lines of interaction between subjects of education in the Tula region in the context of competence-based parenthood on the ground of the research on legislative and regulatory documents, statistical data, and results of questionnaires and surveys. The author problematizes realia of teaching practice associated with the interaction of family and educational institutions, as well as the current system of socio-pedagogical support to families with children. In the functioning of the regional education system the article have identified trends reflecting inefficient interaction between different actors of social systems of the region that have the pedagogical influence potential. Thus, the author substantiates the conclusion that in the region it is necessary to create a pedagogical model focused on the development of the qualitative aspects of parenthood through the cooperation of all subjects of education, and the development of competence-based parenthood is qualified as a promising area of research.

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ АРХИТЕКТУРНОМ

Никонова Елена Равильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры градостроительства, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»: Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28.

Тел.: (841-2) 48-74-76

E-mail:

Аннотация. Изменяющиеся условия на современном рынке труда требуют подготовки архитекторов с формированием новой компетенции – компетенции социального проектирования. Ее формирование дает студентам новые знания, умения и навыки по созданию социальных проектов, решающих социальные проблемы. У будущих архитекторов формируется социально-проектное мышление, появляется новая возможность проектирования объектов (архитектурных и средовых) через приведение в соответствие архитектурного образа целям и задачам социального проекта. Так как социальная политика страны направлена на улучшение качества жизни россиян через новые социальные проекты и долгосрочные программы, опыт социального проектирования будет полезен архитекторам в будущей профессиональной деятельности. Решая социальные задачи, архитекторы смогут наполнить среду проживания человека более гармоничными архитектурными и средовыми объектами.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция социального проектирования, архитектурное образование.

COMPETENCE OF SOCIAL OBJECT MANAGEMENT AS A NEW COMPONENT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION IN ARCHITECTURE

Nikonova Elena Ravil’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Urban Development Department, Penza State University of Architecture and Construction. Russia.

Keywords: competence-based approach, social object management, education in architecture.

Changing labor market conditions require training of architects with the formation of a new competence – the competence of social engineering. The formation of such competence gives students new knowledge and skills to create social projects in order to address social issues. Social and design thinking is formed in future architects, there appears a new opportunity of objects structural design (architectural and environmental) through the alignment of the architectural image of the goals and objectives of a social project. Since the country’s social policy is aimed at improving the quality of life in Russia through new social projects and long-term programs, social object management experience may be useful to architects in their future professional activity. By solving social tasks architects become able to fill the human living environment with more harmonious architectural and environmental objects.

К ВОПРОСУ О НАУЧНОМ СТИЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается научный стиль (на примере экономических текстов на английском языке). Проанализированы характеристики стиля экономического текста, которые включают лексико-грамматический и содержательный аспекты. Дано определение «термин», приводятся примеры общенаучных и специальных терминов, которые используются в экономических текстах. Автор отмечает, что интенсивное развитие научного стиля привело к формированию многочисленных жанров. Проанализированы лексические и грамматические особенности аннотации на английском языке как жанра научного стиля. Аннотации бывают двух типов: описательные и реферативные. Приведен контрастно-сопоставительный анализ данных типов аннотаций. Автор приходит к выводу, что структура научного текста, использование терминологии, различных жанров научного стиля несут основную смысловую нагрузку в языке специальности и способствуют формированию стратегического мышления специалиста.

Ключевые слова: научный стиль, лексико-грамматический аспект, содержательный аспект, термин, жанр, аннотация, описательные и реферативные аннотации.

ON THE QUESTION OF ACADEMIC STYLE (ON THE EXAMPLE OF ECONOMIC TEXTS)

Kalugina Ol’ga Anatol’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: academic style, lexico-grammatical aspect, content-related aspect, term, genre, abstract, descriptive and reviewing abstracts.

The article considers the academic style on the example of English economic texts. The author studies academic style of economic texts and its typical features, which include lexico-grammatical and notional aspects. The author provides the definition of a term, as well as gives a number of examples of general scientific and special terms that are used in economic texts. It is noted that intensive development of academic style has led to the formation of various genres. The article analyzes lexical and grammatical features of abstracts in English as a genre of academic style. The abstracts may be of two types – descriptive and reviewing. The author conducts contrast-matching analysis of these types of abstracts. The article concludes that the structure of academic text, use of terminology and various genres of academic style possess the meaning in the language of certain specialty and stimulate the formation of strategic thinking of a specialist.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Мамедова Кюнель Беймирзаевна, ассистент кафедры дефектологии и возрастной физиологии, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.

Тел.: (345-2) 59-74-44

E-mail:

Аннотация. Проведен анализ особенностей формирования экологического сознания у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Предлагается педагогическая модель его формирования, описываются механизм воздействия на ребенка с ЗПР и результаты пилотного исследования. Благодаря внедрению инклюзивного образования появилась возможность обратить внимание на развитие детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, но для развития в данном направлении необходимы научные разработки: создание оптимальной образовательной среды, специфических моделей, методов обучения и воспитания, методик и средств реализации образовательного процесса для данного контингента детей. Принятые в РФ федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) способствуют всестороннему совершенствованию данного направления. Важно отметить, что цели и задачи общеобразовательного процесса и инклюзивного образования могут решаться вместе и одновременно, точками соприкосновения могут стать вопросы экологического образования младших школьников и вливания детей с ЗПР в образовательный поток. К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники, преодоление проблемы возможно посредством формирования экологического сознания.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, экологическое сознание, модель развития экологического сознания, инклюзивное образование, самоотношение.

ENVIRONMENTAL AWARENESS FORMATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAYS AS ONE OF THE WAYS OF ITS NEGOTIATION

Mamedova Kyunel’ Beymirzaevna, assistant lecturer of Defectology and Age-Specific Physiology Department, postgraduate student, Tyumen State University. Russia.

Keywords: children with developmental delays, environmental awareness, environmental awareness development model, inclusive education, personal self-conception.

The author has analyzed the characteristics of the environmental awareness formation in primary school children with developmental delays (DD). The article suggests a pedagogical model of its formation, describes the mechanism of exposure on a child with developmental delays, and the results of the pilot study. Due to the implementation of inclusive education, there appeared the opportunity to draw attention to the development of children with developmental delays in the context of secondary school. Still, for the development in this direction one needs scientific research: creation of an optimal educational environment, development of specific models, teaching and raising methods, methodology and implementation means of the educational process for this children population. The federal state educational standards that already exist in our country, contribute to the full “arrangement” and improvement of this direction. It is important to mention that goals and objectives of the educational process and inclusive education may be accomplished simultaneously, the points of coincidence may be the question of environmental education of primary schoolchildren and children with developmental delays introduction to the educational stream, and its negotiation by forming environmental awareness. By the beginning of school education, children with developmental delays do not possess knowledge, skills and abilities that are usually mastered by the normally developing preschoolers.

ПСИХОЛОГИЯ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Полевая Марина Владимировна, д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом и психологии, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрен феномен профессиональной деформации личности, которая определяется как негативные изменения, вызываемые профессиональной деятельностью, снижающие эффективность этой деятельности и влияющие на поведение человека вне ее. Одно из крайне негативных проявлений – профессиональное выгорание. Рассмотрены профессиональные деформации государственных гражданских служащих, которые могут проявляться в изменении личностных качеств, служебного поведения, профессионального общения, ценностно-смысловой сферы, в нарушении обременения и профессиональном выгорании. Цель исследования – выявление взаимосвязи удовлетворенности работой и профессионального выгорания государственных гражданских служащих. В исследовании приняли участие 159 респондентов, из них 129 государственных гражданских служащих и 30 испытуемых, не являющихся государственными служащими. Отмечается, что не удовлетворенных трудом значительно больше в подгруппе респондентов, не являющихся государственными служащими. Выявлено, что чем выше уровень не удовлетворенности работой, тем выше уровень сформированности эмоционального истощения.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, удовлетворенность профессиональной деятельностью, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.

WORK SATISFACTION OF CIVIL OFFICERS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DEFORMATION

Polevaya Marina Vladimirovna, Dr. of Econ. Sci., Ass. Prof., head of Staff Management and Psychology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: civil officers, work satisfaction, professional deformation, job burnout.

The article deals with the phenomenon of professional deformation of the personality, which is defined as negative personality change caused by professional activities, reducing the efficiency of this activity and affecting the person’s behavior beyond working hours. One of its extremely negative manifestations is job burnout. The author considers professional deformation of civil officers, which may manifest itself in a change of personal qualities, professional conduct, professional communication, change in the value-semantic sphere, in breach of charge, job burnout. The aim of the study was to set the synergies between work satisfaction and job burnout of civil officers. The study involved 159 those surveyed, including 129 civil officers and 30 respondents not working in this sphere. It is noted that job dissatisfaction is much greater in the subgroup of respondents who are not civil officers. The author has discovered that the higher is the level of job dissatisfaction, the higher is the level of burnout formedness.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Долганов Дмитрий Николаевич, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» в г. Белове: Россия, 652644, Кемеровская обл., г. Белово, ул. Ильича, 32а.

Тел.: (384-5) 26-50-90

E-mail:

Аннотация. Актуальность исследования заявленной проблемы обусловлена тем, что межличностные отношения – это феномен, который пронизывает все аспекты образовательной деятельности и в равной степени значим для всех ступеней образования. Предполагается, что существует неслучайная связь таких аспектов как межличностные отношения, интенсивность занятий внеучебной деятельностью и академическая успеваемость. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: система межличностных отношений учащихся, активно занимающихся творческой деятельностью, является более гармоничной, преобладают интересы к конструктивной деятельности. Структура выявленных факторов в оценке отдельных людей/образов отражает оформленные представления о воспринимаемом субъекте. В группах с низкой интенсивностью занятий внеучебной деятельностью факторные структуры признаков оценки характеризуются некоторой противоречивостью, размытостью, двойственностью. Учащиеся проявляют дисгармоничность межличностных отношений, меньший интерес к учебной деятельности и характеризуются более низкими учебными баллами.

Ключевые слова: межличностные отношения, внеучебная деятельность, академическая успеваемость, психосемантика.

INTERACTION BETWEEN INTERPERSONAL RELATIONS AND CLASS AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Dolganov Dmitry Nikolaevich, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Economic Sciences Department, Belovo branch of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. Russia.

Keywords: interpersonal relations, extra-curricular activity, academic performance, psychosemantics.

The relevance of the study of the stated problem is predetermined by the fact that interpersonal relationships are the phenomenon that penetrates all aspects of educational activity, and is equally significant for all levels of education. It is assumed that there is a deliberate relationship between such aspects as interpersonal relationships, intensity of extra-curricular activities, and academic performance. The study results in the following conclusions: the system of interpersonal relations of students actively involved in creative activity is more harmonious, with predominant interests in the constructive activity. The structure of the factors identified in the assessment of individuals/images reflects the notions about the perceived subject. In groups with extra-curricular activity of low intensity the factor structures of uation features are marked by some inconsistency, vagueness, and ambiguity. Students display disharmony in interpersonal relations, less interest in educational activities, and have a lower academic score.

СУБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ермаченко Наталья Анатольевна, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Зайцева Ольга Вадимовна, психолог отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Середа Владислав Антонович, канд. пед. наук, доцент, директор департамента социальной и воспитательной работы, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Тел.: (343) 235-76-14

E-mail:

Аннотация. В статье представлен анализ субъективно значимых ценностей обучающихся 1-го, 3-го и выпускного курсов педагогического университета. Ценности каждой личности формируются под влиянием социальной среды и ближайшего окружения и обусловливают связь между внутренним состоянием человека и требованиями окружающей действительности. Молодежь является довольно широкой социально-демографической группой, ценностные ориентации которой, с одной стороны, равносторонни, с другой – неоднородны. От предпочтений нынешней молодежи полностью зависят дальнейшая жизнь общества, его развитие в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодежи, и в частности обучающихся вуза, приобретает все большее значение. На основе проведенного исследования были определены приоритетные ценности для обучающихся разных курсов, обозначены качества, которыми обладают студенты, а также обозначены качества, которыми должен обладать обучающийся педагогического университета.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, качества, обучающиеся.

SUBJECTIVELY SIGNIFICANT VALUES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Ermachenko Natal’ya Anatol’evna, head of Psycho-Pedagogical Assistance for Students Department, postgraduate student, Ural State Pedagogical University. Russia.

Zaytseva Ol’ga Vadimovna, psychologist of Psycho-Pedagogical Assistance for Students Department, postgraduate student, Ural State Pedagogical University. Russia.

Sereda Vladislav Antonovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., director of Social and Educational Work Department, Ural State Pedagogical University. Russia.

Keywords: values, value orientations, qualities, students.

The article presents an analysis of subjectively significant values of freshmen, third-year students and undergraduates of a pedagogical university. The values of each personality are formed under the influence of the social environment and the inner circle, and determine the relation between the inner state of a person and the demands of the social realm. Youth is a fairly broad socio-demographic group, the value orientations of which are, on the one hand, equilateral, and not uniform on the other hand. The future life of society and its development in cultural and material context entirely depends on the preferences of today’s youth. Therefore, the question of today’s youth values, and, particularly, the university students, is becoming increasingly important. On the basis of the study the authors have determined the priority values in students of different years, have designated the qualities possessed by students, as well as have designated the qualities, which are a must-have for a student of pedagogical university.

ФИЛОЛОГИЯ

ИМПЛИЦИТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕВЕНТИВА В ХАНТЫЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Онина Софья Владимировна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры филологии, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»: Россия, 628012, ХМАО – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16.

Тел.: (346-7) 35-78-71

E-mail:

Аннотация. В статье впервые рассматриваются языковые средства, выражающие превентив, которые переданы имплицитно в хантыйском языке. Чаще всего это одно- или двусоставные, я- и ты-неориентированные высказывания, которые сигнализируют о той или иной опасности, и их цель – незамедлительная реакция адресата. Имплицитно предостережение выражается превентивами-сигналами, представленными разными частями речи, в частности существительными, прилагательными и наречиями. Превентивы-сигналы свидетельствуют о принципе экономии языковых средств. Они передаются короткими лаконичными словами, оптимизирующими стремление предостерегающего к минимизации своих усилий и времени. Экономия времени позволяет предостерегающему сократить процесс взаимопонимания и, соответственно, способствует своевременному предупреждению предостерегаемого. Формальная семантическая особенность превентивов-сигналов заключается в том, что в них волеизъявление-пожелание относится только к будущему непреднамеренному действию. В них недифференцированно представлены следующие значения: явление действительности, констатация факта, предостережение (опосредованно или через характеристику предмета).

Ключевые слова: хантыйский язык, отрицательный императив, предостережение, предостерегаемый, превентивы-сигналы.

IMPLICIT EXPRESSION OF A PREVENTIVE IN KHANTY LANGUAGE

Onina Sof’ya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Philology Department, Yugra State University. Russia.

Keywords: Khanty language, negative imperative, warning, person cautioned, preventives-signals.

The article for the first time discusses language means with a preventive meaning that are expressed implicitly in Khanty language. In most cases they are a one- or two-part I- and you-undirected statements that signal a particular danger, and their goal is immediate response of the addressee. The warning is implicitly expressed by preventives-signals represented by different parts of speech, in particular, by nouns, adjectives and adverbs. Preventives-signals indicate the principle of linguistic means economy. They are represented by the short-spoken words, optimizing the intention of the exhorting speaker to minimize his time and efforts. Economy of time allows the exhorting speaker to cut the process of understanding and, consequently, contributes to the timely warning for the person cautioned. Formal semantic feature of preventives-signals is that they contain the declaration of will-wish that only refers to a future unintentional action. They indiscriminately present the following meanings: phenomenon of reality; statement of fact; caution (either indirectly or via the object’s characteristic).

КОНЦЕПТ «НЕДВИЖИМОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА БАЗЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. Экономическое состояние страны диагностируется по таким критериям, как доступность жилья, наличие спроса на жилье, а уровень жизни людей определяется количеством и ценой объектов недвижимости, на которые есть спрос и которые продаются в определенный временной период в конкретном географическом регионе. Анализ видеосюжетов о рынке недвижимости в Великобритании показал, что наиболее частотным когнитивным признаком концепта «недвижимость» является признак «доступный» – affordable . В большинстве рассматриваемых видеосюжетов речь идет о невозможности покупки жилья молодыми людьми из-за непомерно высоких цен: Young people are struggling.Young people can’t get a foot on a property ladder. First – time buyers are not able to afford to buy properties .

Ключевые слова: недвижимость, ипотека, метафорическая модель, англоязычные СМИ, эмотивный потенциал, экспрессивно-оценочные номинации.

THE CONCEPT OF “REAL ESTATE” IN THE MODERN ECONOMIC DISCOURSE (CASE STUDY OF ANGLOPHONE MEDIA)

Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: real estate, mortgage, metaphorical model, anglophone media, emotive potential, expressive-uative naming units.

Economic status of the country is diagnosed according to such criteria as “housing access”, “presence of housing demand”, while the standard of living is determined by the quantity and price of real estate items that are in demand and are being sold in a certain time period in a specific geographic region. The analysis of videos about the UK real estate market has shown that the most frequent cognitive attribute of “real estate” concept is “affordable” attribute. In most of the video scripts people are talking about the failure to purchase the housing by young people because of its prohibitive price: “Young people are struggling. Young people can’t get a foot on a property ladder. First-time buyers are not able to afford to buy properties”.

ОПЫТ АТРИБУЦИИ СТАТЕЙ ЖЮЛЯ ВАЛЛЕСА «МАСОНЫ НА УКРЕПЛЕНИЯХ», «ПОМНИТЕ ОБ ИЮНЕ», «КОЛОННА», «ЕДИНЕНИЕ»

Артемьева Ирина Николаевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, АНО ВО «Международный банковский институт»: Россия, 191011, г. Санкт-Петербург, Невский просп., 60.

Тел.: (812) 571-65-55

E-mail:

Аннотация. В статье рассмотрена публицистическая деятельность Жюля Валлеса во второй половине Парижской коммуны и делается попытка атрибуции четырех статей: «Масоны на укреплениях» (1 мая, № 61), «Помните об июне» (13 мая, № 73), «Колонна» (18 мая, № 78), «Единение» (19 мая, № 79), опубликованных в его газете «Кри дю Пепль» после 19 апреля 1871 г., когда, по установившемуся мнению, писатель полностью отдался политической деятельности и отошел от журналистики. Доказательства авторства Ж. Валлеса основаны на анализе идей, высказанных в этих статьях, художественных средств, использованных автором, и на их сравнении с другими известными статьями публициста, а также подтверждаются биографическими данными, историческими документами и текстом автобиографического романа «Инсургент».

Ключевые слова: Жюль Валлес, атрибуция статей, трилогия «Жак Вентра», Парижская коммуна.

EXPERIENCE OF ATTRIBUTION OF THE ARTICLES BY JULES VALLÈS “MASONS ON THE RAMPARTS”, “REMEMBER JUNE”, “COLUMN”, AND “UNITY”

Artem’eva Irina Nikolaevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Social Disciplines Department, International Banking Institute. Russia.

Keywords: Jules Vallès, articles attribution, trilogy “Jacques Ventra”, Paris Commune.

The article considers the journalistic activities of Jules Vallès in the second half of the Paris Commune and the attempts of attribution of four articles: “The Masons on the ramparts” (1 st May, No. 61), “Remember June” (13 th May, No. 73), “Column” (18 th May, No. 78), “Unity” (19 th May, No. 79) published in his newspaper “Le Cri du Peuple” after 19 th April, 1871, when, by established opinion, the writer has completely pursued to politics and has moved away from journalism. Evidence of J. Vallès authorship is based on an analysis of the ideas expressed in these articles, the artistic means used by the author, and their comparison with other well-known articles by J. Vallès, as well as it is verified by the biographical information, historical documents and the text of the autobiographical novel “L’Insurgé”.

ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ИНТЕРНЕТ-СМИ В КИТАЕ: WWW.BAIDU.COM

Су Юйфан, преподаватель кафедры журналистики и коммуникации, Юго-Западный университет политологии и права: Китайская Народная Республика, 401120, о. Юбей, г. Чунцин, шоссе Baosheng, 301.

Тел.: (023) 618-849-47

E-mail:

Аннотация. Развитие телекоммуникационных технологий, в частности становление Интернета как медийной платформы, обусловило разноплановые изменения в системе СМИ. Наблюдаются принципиально новые тенденции развития системы СМИ и медиарынка. Ключевыми факторами кардинальных изменений в медийной сфере являются Интернет и непрерывное развитие новейших мультимедийных технологий, которые полностью охватили и журналистику. Возник новый вид – интернет-журналистика (или компьютерная, онлайновая, сетевая, веб-журналистика). В статье показана актуальность исследования поисковых систем в Интернете и связанных с ними новостных сайтов. Представлена характеристика новой поисковой система Baidu, предоставляющей пользователям широкий спектр услуг, и новостного сайта Baidu. Дано описание отличительных черт данного новостного сайта, выгодно выделяющего его из числа конкурентов. Отдельно выделена возможность персонализации контента новостной страницы Baidu для каждого пользователя в зависимости от его интересов и предпочтений.

Ключевые слова: поисковая система, поисковик, новостной сайт Baidu, сортировка новостей, персонализация контента.

MAIN CHANNELS OF ONLINE MASS MEDIA IN CHINA: WWW.BAIDU.COM

Su Yufang, lecturer of Journalism and Communications Department, Southwest University of Political Sciences and Law. People’s Republic of China.

Keywords: search engine, indexing service, news site Baidu, sorting of news, content personalization.

The development of telecommunication technologies, in particular, the formation of Internet as a media platform, has led to diverse changes in the mass media system. The author considers new trends in development of fundamentally new systems of mass media and media market. The key factors for major changes in the media sphere are the Internet and continuous development of new multimedia technologies, which have taken hold of journalism. A new type has emerged – Internet journalism (or computer, online, network, web journalism). The article shows the relevance of studying search engines at the Internet and related news sites. The article provides the characteristic of a new search engine Baidu, providing users with a wide range of services, and news site Baidu. The author describes distinctive features of this news site that advantageously distinguish it from its competitors. The article marks the ability of the content personalization of Baidu news pages for each user depending on their interests and preferences.

ВЫДУМАННЫЕЯЗЫКИВТВОРЧЕСТВЕСТЕФАНОБЕННИ(НАМАТЕРИАЛЕРОМАНА“STRANALANDIA”ИРАССКАЗА“IL MARZIANO INNAMORATO”ИЗСБОРНИКА“IL BAR SOTTO IL MARE”)

Свиридова Екатерина Евгеньевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail:

Аннотация. В статье ставится задача описать особенности выдуманных языков в работах современного итальянского писателя С. Бенни. Значительное внимание уделяется истории развития, идее создания искусственного международного языка, в том числе и на базе итальянского языка и диалектов. Автор дает обобщенную характеристику самым ярким примерам международных языков, таким как волапюк, неутраль и логлан. Также приведена классификация выдуманных языков в зависимости от области применения и полноты их разработки. Особое внимание уделено рассмотрению авторских языков С. Бенни, представляющих собой часть фантастических миров, созданных писателем: освальдезе, языка острова Страналандия и марсианского языка. Приводится расшифровка авторских неологизмов, основанных на принципах шутливой этимологии, контаминации и переосмыслении диалектизмов. Статья может быть полезна изучающим итальянский язык, переводчикам.

Ключевые слова: выдуманные языки, языковая игра, неологизм, комическое, итальянская литература.

FICTIONAL LANGUAGES IN THE WORKS OF STEFANO BENNI (BASED ON THE NOVEL “STRANALANDIA” AND SHORT STORY “IL MARZIANO INNAMORATO” FROM THE COLLECTION “IL BAR SOTTO IL MARE”)

Sviridova Ekaterina Evgen’evna, postgraduate student, Lomonosov Moscow State University. Russia.

Keywords: fictional language, language game, neologism, the comic, Italian literature.

The article sets the goal to describe the features of fictional languages in the works of contemporary Italian writer S. Benny. The author draws major attention to the history of development of the idea of creating an artificial international language, being based on Italian language and its dialects. The author gives a generalized description to the most vivid examples of international languages, such as Volapuk, Idiom Neutral and Loglan. The article also gives the classification of fictional languages depending on their field of application and the completeness of their development. The particular attention is drawn to original languages of S. Benny, representing the part of fantastic worlds created by the writer: osval’deze (the language of Stranalandia island) and Martian language. The author provides a detailed explanation of original neologisms based on the principles of humorous etymology, contamination and re-thinking of dialecticisms. The article may be useful to those who study Italian and translators.

ВЕКТОР АКТУАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «РАБОТА» В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье автор рассматривает актуализацию концепта «работа» в англоязычных СМИ на базе материала англоязычного журнала “The Economist”. Особое внимание уделяется рассмотрению тенденций в области занятости населения и изменений, связанных с мировоззренческим восприятием концепта «работа» в последнее время. Приведенные примеры демонстрируют восприятие концепта как во временной, так и пространственной плоскости, что позволяет автору провести многоаспектный анализ концепта как с психологической, так и лингвистической точки зрения. Объектом исследования в данном случае выступает мировосприятие западного англоязычного гражданина сквозь призму дискурса СМИ. Рассмотрены изменения вектора актуализации концепта «работа» − речь идет об изменениях в восприятии данного концепта у англоязычного гражданина. Комплексный анализ рассматриваемого концепта позволяет говорить о сценарии. Изменения концептуального вектора вызываются гендерной динамикой внутри концепта, а также экономическими сдвигами и технологической революцией, связанной с интенсивным внедрением интернет-технологий в современный мир занятости.

Ключевые слова: работа, рынок труда, концептуальный вектор, время, пространство, социализация, гендерная динамика.

VECTOR OF UPDATING THE “JOB” CONCEPT IN ANGLOPHONE MEDIA

Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: job, labor market, conceptual vector, time, space, socialization, gender dynamics.

The author considers the updating of “job” concept in anglophone media (based on the material of the English-language magazine “The Economist”). Special attention is drawn to considering trends in employment and changes associated with the worldview perception of “job” concept in recent times. These examples show the perception of this concept in both the temporal and the spacial planes, which allows one to conduct multidimensional analysis of the concept from both psychological and linguistic points of view. The object of research in this case is considered to be the West English-speaking citizen’s worldview in the light of the media discourse. The author observes changes in the vector of updating the “job” concept: it is referred to a change in the perception of this concept in English-speaking citizens. Comprehensive analysis of the concept under consideration allows the author to talk of the script. Conceptual vector changes are caused by the gender dynamics within the concept, as well as economic changes and technological revolution associated to the intensive introduction of Internet technology to the modern world of employment.

СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА “THE ECONOMIST”)

Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail:

Аннотация. В статье рассматривается специфика фразеологизмов английского языка в экономических текстах. Актуальность темы вызвана возросшим вниманием исследователей к функционально-стилистическому направлению лингвистики, связанным, в свою очередь, с повышением интереса науки к коммуникативному аспекту языка. Автор акцентирует внимание на стилистических свойствах фразеологических единиц на страницах журнала “The Economist”. Фразеологизмы на страницах печати придают экспрессивную (эмоциональную) окраску не только заголовкам или предложениям, состоящим из фразеологического оборота, но и всей статье. Специфика функционирования фразеологических единиц характеризуется их языковыми свойствами, а также особенностями тех речевых условий, в которые они попадают. Фразеологизмы представляют собой действенное стилистическое средство, так как в их значении коннотативная часть преобладает над предметно-логической.

Ключевые слова: фразеология, фразеологизм, фразеологические единицы, журнально-публицистический стиль речи, фразеологические обороты.

SPECIFIC FEATURES OF PHRASEOLOGICAL UNITS OF ENGLISH LANGUAGE IN ECONOMIC TEXTS (CASE STUDY OF “THE ECONOMIST” MAGAZINE)

Vas’bieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: phraseology, phraseological unit, phraseological units, journalistic-publicistic style of speech, fixed phrase.

The article deals with the specific features of English phraseological units in economic texts. The relevance of the topic is due to the increased researchers’ attention drawn to functional-stylistic direction of linguistics, related in turn to increased scientific interest in the communicative aspect of a language. The author focuses on the stylistic features of phraseological units in the magazine “The Economist”. Phraseological units in the media give expressive (emotional) coloring not only to headlines or proposals, consisting of the idiomatic expression, but also to the entire article. Specificity of phraseological units functioning is characterized by their linguistic features, as well as the speech conditions in which they find themselves. Phraseological units are effective stylistic devices, since their connotative part of meaning prevails over the subject-logic one.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРАМАТУРГИИ Д. ЛИПСКЕРОВА

Мещанский Александр Юрьевич, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры литературы и русского языка, Филиал ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской обл.: Россия, 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6.

Тел.: (818-4) 53-95-70

E-mail:

Аннотация. Предметом исследования в рамках настоящей статьи является онтологическая проблематика пьес Д. Липскерова, которая определяет специфику их концептуально-содержательного потенциала. Особое внимание уделяется сюжетоформирующей и смыслообразующей функциям онтологически значимых элементов текста. Показано, что авторская концепция бытия, проявленная на уровне проблематики пьес, отражает личностную и творческую самореализацию драматурга. Анализируются эстетически переосмысленные идеи, мотивы и образы, которые находят органичное воплощение в поэтике трагического, открывающей новые возможности для интерпретации вечных тем литературы в проекции на социокультурное и духовно-нравственное состояние современного общества и внутренний мир человека. На материале пьес «Юго-западный ветер», «Школа с театральным уклоном» и «Река на асфальте» осмысляется онтологический вектор драматургического творчества Липскерова, помогающий понять авторский взгляд на мир, в котором сохранение индивидуальности и обретение истинного счастья достигается в том случае, когда личность оказывается способной слышать других.

Ключевые слова: драматургия Д. Липскерова, онтологическая проблематика, российское общество, сквозной мотив, интертекст.

ONTHOLOGICAL PROBLEMATICS IN THE PLAYWRITING BY D. LIPSKEROV

Meshchansky Aleksandr Yur’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Literature and Russian Language Department, Severodvinsk branch of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov. Russia.

Keywords: playwrighting of D. Lipskerov, ontological problematics, Russian society, recurrent theme, intertext.

The subject of research in the framework of this article is an ontological problematics of the playwriting by D. Lipskerov that predetermines the specificity of its conceptual and thoughtful capacity. The special attention is drawn to the plot-forming and sense-making functions of ontologically significant text elements. It is shown that the author’s concept of existence, revealed at the level of the plays’ problematics, reflects personal and creative self-realization of the playwright. The article studies aesthetically reconsidered ideas, motives and images that are smoothly embodied in the poetics of the tragic, opening up new opportunities for interpreting the eternal topics of literature in the perspective on the socio-cultural, spiritual and moral state of modern society and the inner world of a person. On a case study of plays “Southwest wind”, “School for theater” and “River on the pavement” the author conceptualizes ontological vector of dramatic creativity of Lipskerov that helps to understand the author’s view of the world, in which the preservation of identity and finding true happiness is achieved through a person’s ability to hear the others.

КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ В. Л. ГАЛЬСКОГО

Бобылева Ирина Александровна, методист, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева»: Россия, 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.

Тел.: (486-2) 75-13-18

E-mail:

Аннотация. Творчество писателя-эмигранта, автора книги стихотворений «Путь усталости» В. Л. Гальского (1908–1961) остается малоизвестным в русской литературе XX в. Автором исследована иконика образа женщины-возлюбленной в творчестве поэта и установлена ее двойственная (телесно-духовная) сущность. При этом выделены основные характеристики героини: ее светоностность и духовно-нравственная энергия. Исследован хронотоп концепта «любовь». В организации художественного пространства важную роль играет природа, при этом некоторые художественные образы В. Л. Гальского строятся на ассоциациях с религиозно-церковной сферой. При создании природных образов В. Л. Гальской использует прием антропоморфизма, который отражает особенности художественного мировосприятия поэта. При изучении художественного времени выделена смена календарных (осень, весна, лето) и суточных ритмов. Поэт изображает переходные состояния, характеризующиеся сумрачностью. Примечательной особенностью является художественное воплощение концепта «любовь». Установлено, что поэтика В. Л. Гальского является многообразной и художественно выразительной. Выделены разные формы метафорической ассоциативности, оксюморон, звуковая урегулированность стиха и др.

Ключевые слова: писатель-эмигрант В. Л. Гальской, концепт, иконика, хронотоп, художественный мир, образ женщины.

CONCEPT OF “LOVE” IN THE ARTISTIC WORLD OF V. L. GALSKOY

Bobyleva Irina Aleksandrovna, resource specialist, Orel State University named after I. S. Turgenev. Russia.

Keywords: emigrant writer V. L. Gal’skoy, concept, iconics, chronotope, artistic world, female image.

The art work of emigrant writer, the author of the book of poems “Way of fatigue” V. L. Galskoy (1908–1961) remains of little notice in the Russian literature of the XX cent. The author studies the iconics of the female lover image in the poet’s artwork and reveals its dual (corporeal and spiritual) essence. The article highlights the main features of the heroine: her luminosity and spiritual and moral energy. The chronotope of the concept of “love” has also been studied. In the organization of artistic space nature plays an important role; at that some artistic images of V. L. Galskoy are based on associations with religious and ecclesiastical spheres. In creation of natural images V. L. Galskoy uses such artistic device as anthropomorphism, which represents the artistic perception of the poet’s artistic worldview. In studying the artistic time continuum the author distinguishes the change of calendar (fall, spring, summer) and circadian rhythms. The poet depicts the transitional states characterized by duskiness. A notable feature is the artistic expression of the concept of “love”. It has been found that the poetics of V. L. Galskoy is diverse and artistically expressive. The author points out different forms of metaphorical associativeness, oxymoron, sound settlement of the verse, and others.

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ СЕМАНТИКИ ОЖИДАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Чебышев Филипп Анатольевич, операционист, Федеральный операционный центр ПАО СК «Росгосстрах», аспирант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»: Россия, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36.

Тел.: (833-2) 74-28-89

E-mail:

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются способы языкового выражения семантики ожидания в текстах современных российских газет. В качестве источников материала выбраны издания, представляющие в российском информационном поле нейтральную, проправительственную и оппозиционную точки зрения. На материале данных печатных СМИ анализируются три группы языковых единиц: называющие субъект, объект и обстоятельства ожидания. Для каждой группы лексики выделены центр и периферия, сделана попытка объяснить преобладание тех или иных лексем в языке СМИ. На основе полученной информации делаются выводы о специфике выражения семантики ожидания в современных российских СМИ. В частности, были отмечены случаи языкового манипулирования аудиторией, состоящие в представлении субъекта ожидания на страницах прессы как обезличенного, массового, выражающего потребности всего российского общества, а также случаи, связанные с реализацией так называемого «эффекта обманутого ожидания».

Ключевые слова: семантика ожидания, язык СМИ, субъект ожидания, объект ожидания, обстоятельство ожидания.

FEATURES OF EXPRESSING EXPECTATION SEMANTICS IN MODERN PRINTED MEDIA

Chebyshev Filipp Anatol’evich, bank operator, Federap Operating Center of PJSC IC “Rosgosstrakh”, postgraduate student, Vyatka State University. Russia.

Keywords: expectation semantics, mass media, subject of expectation, object of expectation, expectation circumstances.

This article discusses means of linguistic expression of expectation semantics in texts of modern Russian newspapers. The author selected the publications of the Russian information field of neutral, pro-government and oppositional views as the sources for the research. On the material of printed media the article analyzes three groups of linguistic units: units naming the subject, naming the object, and naming the circumstances of expectation. In each vocabulary group the author distinguishes the center and the periphery, as well as makes an attempt to explain the prence of certain lexical units in the language of media. On the basis of the information obtained the article concludes on the specific character of expressing expectation semantics in modern Russian mass media. In particular, the author has marked the cases of linguistic manipulation of the audience, consisting in presenting the subject of expectations in the press as a faceless mass, expressing the needs of the entire Russian society, as well as cases related to the application of so-called “failed expectations effect”.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В МАРОККО)

Кашкина Елена Викторовна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры французской филологии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»: Россия, 394018, г. Воронеж, Университетская пл., 1.

Тел.: (473) 228-11-60

E-mail:

Аннотация. Интерферирующее взаимодействие нескольких языков, функционирующих в Королевстве Марокко, проявляется во французском языке, в его лексике, морфологии и синтаксисе. В статье идет речь о типах синтаксической интерференции в ситуации франко-арабского билингвизма. Одним из направлений исследования в рассматриваемой области является поиск путей объяснения механизмов синтаксических ошибок. Анализируются причины возникновения интерференции во французском языке в Марокко. Приводятся типичные примеры синтаксической интерференции в простом предложении, которые могут препятствовать коммуникативной функции текста. Интерферирующее воздействие важно учитывать российским переводчикам, которые работают с французским языком в третьих странах, в частности арабоязычных. Краткий анализ примеров может быть полезен для студентов – будущих переводчиков и преподавателей французского языка.

Ключевые слова: билингвизм, синтаксическая интерференция, норма, узус, избыточность и экономия языковых средств.

SYNTACTIC TRANSFER IN SIMPLE SENTENCES (ON THE EXAMPLE OF FRENCH LANGUAGE IN MOROCCO)

Kashkina Elena Viktorovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of French Philology Department, Voronezh State University. Russia.

Keywords: bilingualism, syntactic transfer, norm, usage, redundancy and economy of linguistic means.

Interfering effect of various languages functioning in Morocco may be observed in French, its vocabulary, morphology and syntax. The article deals with types of syntactic transfer in the context of French-Arabic bilingualism. One of the lines of research in this field is to find ways to explain the mechanisms of syntactic mistakes. In this regard the author analyzes the causes of transfer occurring in French language of Morocco. The article provides typical examples of syntactic transfer in a simple sentence, which may impede the communicative function of the text. Interfering effect is important to be considered by the Russian translators that work with French language in third countries, especially with the Arabic-speaking ones. Brief analysis of examples may be useful for students – future translators and teachers of French.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ КОДЫ В АРАБСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ

Дугалич Наталья Михайловна, ассистент кафедры иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 434-70-27

E-mail:

Аннотация. Политическая карикатура как жанр политического дискурса оценивает событие, личность, общественную реакцию или формирует общественное мнение в политике и принадлежит к типу креолизованных текстов, в которых взаимодействуют коды разных семиотических систем. Особый интерес исследователей политического дискурса привлекают национально-специфический компонент и традиция в политической коммуникации, в том числе в политической карикатуре. Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей арабской политической карикатуры как достаточно нового явления арабской политической реальности. Объектом анализа предлагаемой научной статьи стала семиотическая парадигма креолизованного текста арабского языка, под которой мы понимаем ряды кодов, раскрывая которые адресат креолизованного сообщения – в данном случае карикатуры на политического лидера – получает максимально полную информацию о событии и его героях, об отношении к нему автора или главного редактора журнала, опубликовавшего карикатуру, и, возможно, о своей роли в этом событии как человека, принадлежащего к данному народу. В статье рассматриваются такие семиотические системы, как цвет, шрифт, композиция, кинесика, символика, текст. Предметом исследования автор видит взаимодействие текстовой и графической составляющих политической карикатуры, посвященной лидерам. Исследование было проведено на материале более 30 карикатур, полученных методом сплошной выборки из СМИ Египта.

Ключевые слова: семиотика, семиотический код, политическая карикатура, Ближний Восток, креолизованный текст, иконический компонент, арабский язык.

SEMIOTIC CODES IN ARABIC POLITICAL CARTOONS

Dugalich Natal’ya Mikhaylovna, assistant lecturer of Foreign Languages Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Keywords: semiotics, semiotic code, political cartoon, Middle East, creolized text, iconic component, Arabic language.

Political cartoon as a genre of political discourse uates events, personalities, public response, or forms the public opinion in politics, and belongs to the category of creolized texts, in which the codes of different semiotic systems interact. The special interest of the political discourse researchers is drawn to national-specific component and a tradition of political communication, including the one in political cartoons. The aim of this study is to examine the features of Arabic political cartoons as a fairly new phenomenon of Arabic political reality. The object of the analysis of this article became the semiotic paradigm of creolized text in Arabic language, by which the authors meant the chains of codes, by revealing which the receiver of creolized message (here, the cartoon of the political leader) gets the fullest information about the event and its characters, the author’s or chief editor of the magazine’s attitude to it, and, perhaps, on his own role as a person belonging to this nation in this event. The article considers the semiotic systems such as color, font, composition, kinesics, symbols, and text. The author believes that the object of the study is the interaction between the text and the graphic component of the political cartoon about political leaders. The study was conducted on more than 30 cartoons selected by continuous sampling from of the Egyptian mass media.