НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Вестник развития науки и образования 4-2016

Полнотекстовая версия журнала

 

ПОЛИТОЛОГИЯ



К ВОПРОСУ О ПОЯВЛЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ МИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ



Булыгин Юрий Александрович, канд. ист. наук, доцент кафедры «Естественные науки», доцент кафедры «История и культурология», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов- на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Абдулрахман Фарук Мусса, канд. ист. наук, преподаватель кафедры «Исторические науки», Колледж гуманитарных наук Университета Дахук: Ирак, г. Дахук.

Тел.: (800) 100-19-30

E-mail: youra.rgu@rambler.ru

Аннотация. Статья анализирует появление политического представительства и политические предпочтения мигрантов в Германии в контексте процессов адаптации мигрантов. Германия долго не признавала себя страной иммиграции, но после первых выступлений иностранных рабочих в забастовках была вынуждена пойти на создание советов иностранцев как совещательных органов при городских администрациях. Они избирались голосованием совершеннолетних иностранцев города. Создание совещательных органов по делам мигрантов стало первым вовлечением иностранцев и их представителей в политику. Участие мигрантов в политических организациях было ограниченным, не решило проблем адаптации и не избавило немецкое общество от участия мигрантов в актах экстремизма. Однако рост численности мигрантов в общей доле немецкого населения привел к тому, что политические партии все более нуждались в голосах мигрантов и в конце ХХ в. начали учитывать новую электоральную группу и вовлекать переселенцев в работу партий. Политические предпочтения мигрантов в данный период были неоднородны, но несмотря на традиционный консерватизм мигранты востока предпочитали демократические партии Германии.

Ключевые слова: миграция, адаптация, представительство, Германия.



ON THE QUESTION OF THE INTRODUCTION OF POLITICAL REPRESENTATION AND POLITICAL PREFERENCES OF GERMAN MIGRANTS



Bulygin Yury Aleksandrovich, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of History and Culturology Department, Don State Technical University. Russia.

Abdulrakham Faruk Mussa, Cand. of Hist. Sci., lecturer of Historical Sciences Department, College of Humanities of Dohuk University. Iraq.

Keywords: migration, adaptation, representation, Germany.

The article analyses introduction of politicalrepresentation and political preferences of migrants in Germany in the light of the migrants’ adaptation processes. Germany had disclaimed itself being immigration country for a long time, but after first labor troubles among foreign workers Germany had to create the foreigners councils as deliberative bodies under municipal administrations.Thewere elected by voting of adult foreigners of the city. Establishing deliberative bodiesfor migrants affairs became the first case of foreigners’ mainstreaming into politics. Migrants’ participation in political organizations was limited and didn’t solve challenges of adaptation, as well as didn’t release German society from migrants’ participation in extremist attacks. However, the growth in population of migrants in total rate of German population resulted in political parties’ lack for migrants’votes, therefore at the end of XX cent. they started to take migrants into the account asanewelectoralgroup,andmigrantsgorinvolved in the parties’ activities. Political preferences of migrants for that period were inhomogeneous, but despite the traditional conservatism,migrantsfrom the East preferred German democratic parties.



МОГУТ ЛИ САНКЦИИ НОСИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР



Вербицкая Татьяна Владимировна, преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»: Россия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21.

Тел.: (343) 374-43-63

E-mail: Aquitania-17@yandex.com

Аннотация. В статье исследуется вопрос о содержании, роли и значении санкций в области международных отношений, основания их применения. В качестве основы для анализа используются акты Европейского союза, посредством которых были наложены санкции на Российскую Федерацию. Анализ текстов проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, документов Европейского союза, посвященных санкциям, позволяет выявить два значения понятия «санкции» – узкое (как мера ответственности государства за международно-противоправные деяния) и широкое (как мера воздействия на проводимую государством политику). В этом случае понятие «санкции» используется не в свойственном ему значении, приданном международным правом, поэтому отражается в кавычках. Изучаются роль и значение инструмента общей политики безопасности и обороны Европейского союза в качестве основы для введения санкций.

Ключевые слова: санкции, внешняя политика, инструмент общей политики безопасности и обороны Европейского союза.



MAY SANCTIONS BE POLITICAL



Verbitskaya Tat’yana Vladimirovna, lecturer, postgraduate student, Ural State Law University. Russia.

Keywords: sanctions, external policy, common security and defense policy instrument of the European Union.

The article studies the issue of the subject matter, part, and concern of sanctions in the field of international relations, and theground of their application. As a basis for the analysis the authors used enactments of the European Union, by force of which the Russian Federation was charged with sanctions. Two meanings of “sanctions” – a narrow one (as a measure of state responsibility for internationally wrongful acts) and a wide one (as a corrective measure for the government policies) – are justified by the analysis of draft clauses on state responsibility for internationally wrongful acts and by the documents of the European Union. In this case, the concept of “sanctions” is used in unusual meaning assigned by the international law, that is why it is written in quotes. The article studies the part and concern of the common security and defense policy instrument of the European Union as a basis for implementing sanctions.



ФИЛОСОФИЯ



ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ В КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ



Баранов Геннадий Владимирович, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры «Общественные науки», Омский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 644001, г Омск, ул. Масленникова, 43.

Тел.: (381-2) 23-34-40

E-mail: 2014gennadii@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется авторская концепция специфики философского практикума как формы освоения гуманитарной культуры человечества с учетом фактора рационализации гуманитарного познания в современных системах образования, воспитания и самообразования. Потребности личности ХХI в. в философии предопределены необходимостью выбора человеком идеалов. Адаптированной для социализирующегося человека информационной формой освоения многомерных достижений в обосновании и пропаганде идеалов является философский практикум. Автор предлагает описание проблематики философского практикума по критерию цивилизационных возможностей диалога философских культур прошлого и современности на основе функционирования в культурном опыте универсальных идеалов человечества. Универсальность идеалов выступает информационной основой преемственности в деятельности и эволюции акторов общества. В форме философского практикума плюралистичность философии и гуманитарной культуры доступна для формирования реалистического мировоззрения социализирующейся личности в режиме организованного творческого освоения достижений прошлого, актуализированного проблемами современности.

Ключевые слова: специфика философии, гуманитарная культура, социализация, философский практикум, социальный идеализм.



PHILOSOPHIC CASE STUDY IN PERSONAL CULTURE



Baranov Gennady Vladimirovich, Dr. of Philos. Sci., Prof., Prof. of Social Sciences Department, Omsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: philosophy’s specific character, humanistic culture, socialization, philosophic case study, social idealism.

The article studies the author’s concept of philosophic case study peculiarity as a form of acquiring the humanistic culture of the mankind with due regard to the rationalization factor of the human perception in modern systems of education, upbringing, and self instruction. The needs of the person of the XXI century in philosophy are predetermined by the need in icons selection for a person. The adapted informational form of acquiring the multidimensional advances in the field of icons’ reasons and propaganda for a socializing person is philosophic case study. The author suggests to describe the philosophic case study’s topics according to the criterion of civilizational capabilities of the dialog between philosophical cultures of the past and the modern age on the ground of functioning within the cultural experience of universally applicable icons of the mankind. The icons versatility forms an information basis for consistency in activity and evolution of social actors. In the form of philosophic case study, the pluralism of philosophy and humanistic culture are available for forming the realistic worldview of the socializing person in the mode of arranged creative acquisition of the achievements of the past, brought up to date by the challenges of the modern era.



КАТЕГОРИИ АРИСТОТЕЛЯ И ИНВЕРСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



Севостьянов Дмитрий Анатольевич, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры «Кадровая политика и управление персоналом», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»: Россия, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.

Тел.: (383) 267-38-11

E-mail: dimasev@ngs.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу системы категорий Аристотеля. Система категорий Аристотеля служит основой для современного понимания иерархических структур. Особое значение имеет специальная форма отношений в иерархиях, а именно инверсивные отношения. Инверсивные отношения возникают в том случае, когда низший элемент иерархии, оставаясь на своем прежнем месте, приобретает в ней главенствующее значение. В системе категорий Аристотеля можно найти прямые указания на данную форму отношений. В трудах Аристотеля иерархические отношения и система категорий находятся в синкретическом единстве, но в дальнейшем эти две понятийные сферы приобрели самостоятельность. Поскольку более поздние системы категорий разрабатывались, когда понятие иерархий уже вошло в научный обиход, это придает исследованию аристотелевских категорий особое значение.

Ключевые слова: Аристотель, категории, иерархия, инверсия, организационные принципы.


ARISTOTLE’S GRADES AND INVERSIVE RELATIONS



Sevost’yanov Dmitry Anatol’evich, Cand. of Med. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Employment Policy and Human Resources Management Department, Novosibirsk State Agrarian University. Russia.

Keywords: Aristotle, grades, hierarchy, inversion, organization principles.

The article is dedicated to the analysis of Aristotle’s grade system. Aristotle’s grade system forms a basis for the modern understanding of hierarchic structures. Particular significance has a special form of relations within the hierarchy, namely, the inversive relations. Inversive relations occur in the conditions, when the inferior element of the hierarchy remaining on its place acquires overriding significance within it. In the Aristotle’s grade system one can discover express reference to this form of relations. The works of Aristotle the hierarchic relations and the grade system are in syncretic unity, but at a later stage these two conceptual spheres would gain their autonomies. As the subsequent grade systems have been elaborated in the period when the notion of a hierarchy has already come into academic use, this fact places emphasis on the study of Aristotle’s grades.



В ТОЧКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГЛАМУРА И АБСУРДА



Яковлева Елена Людвиговна, д-р филос. наук, канд. культурологии, доцент, зав. кафедрой «Философия и социально-политические дисциплины», ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (843) 231-92-90

E-mail: mifoigra@mail.ru

Аннотация. Объектом исследования становится абсурд как пространственно-временная константа гламурного социального. Абсурд в современности имеет множество модусов проявления, рождаясь в зазорах бытия между Нечто и Ничто. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать бунт в виде включенности в бытие, характеризуемой рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями.

Ключевые слова: идеология гламура, абсурд, симуляция, парадоксальность, интенциональность, человек гламурный, манипуляция.



IN THE CROSSING-POINT OF GLAMOUR AND ABSURD



Yakovleva Elena Lyudvigovna, Dr. of Philos. Sci., Cand. of Cult. Sci., Ass. Prof., head of Philosophy and Socio-Political Sciences Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Keywords: glamour ideology, absurd, simulation, paradoxicality, intentionality, person of glamour, manipulation.

Here the object of the study is absurd as a time-space constant of the glamorous Social. Absurd in modern era has a wide range of manifestation modes, emerging from gaps of existence between Something and Nothing. Absurd, having announced itself ontologically, have taken its effect on epistemological and axiologically constants of person’s existence, which largely has converted not only the Psychologic, but also the Outer. In the modern times absurd became the universe, having possessed all spheres of the Social and having subjected human vital activities to its logic. Glamorous form of the absurd mimics notions and actions by throwing a cloak of glamorous shade, which results in failures in conscience and routine situations of eternal Now. Rebel in the form of involvement into existence, characterized by reflexiveness, intentionality, creative approach, and moral display, may be a withdrawal from the absurd.



ЭТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ



Сапрыкина Екатерина Владимировна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Философия», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»: Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

Тел.: (865-2) 95-68-08

E-mail: saprikat@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается этос науки, представляющий собой сферу должного, надлежащего. Указывается, что в нем можно выделить как внешние, так и внутренние этические проблемы: первые проявляются при взаимодействии науки с обществом, а вторые имманентно присущи науке, детерминированы самой природой научного знания. Амбивалентный характер этического измерения науки требует комплексного междисциплинарного подхода, особенно в эпоху внедрения информационных технологий в среду научно-исследовательской деятельности. С одной стороны, необходимо выработать этические нормы и ценности, духовно-нравственные императивы, регулирующие внутренний мир научного поиска, направленный на приращение нового знания. С другой стороны, моральным является то, что создано наукой на благо обществу. Наука этична в той мере, насколько она полезна для человека, общества и природы. Проанализированы проблемы нравственной ответственности ученого и этики научного общения, и выявлены перспективные направления их дальнейшего научного анализа.

Ключевые слова: этика науки, научная коммуникация, научный этос, этические нормы и ценности, ответственность науки и ученого, научная публикация.



ETHICAL AND AXIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MODERN ACADEMIC COMMUNICATION



Saprykina Ekaterina Vladimirovna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Philosophy Department, North-Caucasus Federal University. Russia.

Keywords: ethics of the science, academic communication, academic ethos, ethical norms and values, responsibility of science and researcher, academic publication.

The article considers the ethos of science featuring the sphere of the proper, the required. It is noted that ethos may be divided into external and internal ethical issues: the first ones manifest themselves in the interaction of science and society, the second ones immanently typical for science, they are determined by the nature of scientific knowledge itself. Ambivalent character of ethical measuring of science requires comprehensive interdisciplinary approach, especially in the times of information technologies implementation into the environment of scientific research activities. On the one hand, it is necessary to elaborate ethical norms and values together with spiritual and moral imperatives for regulatinf the inner world of scientific inquiry aimed at augmentation of new knowledge. On the other hand, the moral is the thing created by the science for the good of society. Science is ethical to the degree of its usefulness for the mankind, society, and nature. The article analyses the issues of moral responsibility of a researcher, ethics of academic communication, and singles out the promising directions of their further analysis.



СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ



Дунаев Роман Алексеевич, канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия и история науки», ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»: Россия, 308033, г. Белгород, ул. Королева, 7.

Тел.: (472-2) 55-98-09

E-mail: r_dunaev@bk.ru

Аннотация. Доминирующим видом деятельности в обществе информационного типа являются сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники. Возникает новая индустрия переработки информации, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, воздействует на процесс передачи информации между поколениями (проблема социокода, по М. К. Петрову) и, следовательно, на саму культуру. Библиотека как социальный институт – хранитель ценностей, приобретенных предшествующими поколениями, не может находиться в стороне, и ориентация на использование новых информационных технологий меняет ее положение в обществе, расширяет и усложняет ее функции и задачи. В цифровой среде с отчетливо проявляющимся дефицитом живого человеческого общения библиотеки могут позиционировать себя и как площадки для организации различного рода мероприятий, и в качестве пространства для интеллектуального досуга. Подчеркивается, что организация такого досуга должна полноправно войти в число обязательных функций библиотек. При этом очень важно, чтобы исследования современных социально-культурных процессов, происходящих под влиянием Интернета и других информационных технологий, строились на основе применения междисциплинарного и межотраслевого подходов.

Ключевые слова: библиотека, человек, культура, информационные технологии, социальность



MODERN LIBRARY IN THE DIGITAL ERA



Dunaev Roman Alekseevich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. of Philosophy and History of Science Department, Belgorod State University of Arts and Culture. Russia.

Keywords: library, person, culture, information technology, sociality.

The prevailing activities in information society is collecting, accumulation, processing, storage, transmission, and use of the data carried out on the basis of modern computer technology. There appears a new industry of information processing, that has its impact on all areas of human vital activity, on the process of information transfer between generations (the problem of the social code by M. K. Petrov) and, consequently, on the culture itself. Library, as a social institute and a keeper of values acquired by previous generations, can not sit on the sidelines, whereas the orientation on using advanced information technologies shifts its public position, expands and sophisticates its functions and objectives. In digital environment, revealing the lack of live human interaction. the libraries have wonderful opportunities to claim themselves to be not only the premises for the organization of various events (including the organization of “human” libraries), but also the space for intellectual leisure, the organization of which should rightfully be included into a list of the libraries’ functions. Moreover, it is very important that the research on the contemporary social and cultural processes, taking place under the influence of the Internet and other information technologies, should be based on an interdisciplinary and inter-sectoral approaches.



«РОССИЯ И ЗАПАД»: ИСТОРИОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. И. ТЮТЧЕВА



Рубцова Елена Викторовна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail: rubcova2@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются философские и политические взгляды Ф. И. Тютчева и их проекция в его публицистике 50–60-х гг. XIX в., дается трактовка проблемы «Россия и Запад» в ряде историософских сочинений автора, где акцентируется мысль о политическом и духовном обособлении России от Европы. Главным в историософских сочинениях является стремление автора утвердить интеллектуальную, духовную, историческую самостоятельность отечества, считая это залогом будущего и основой диалога с Западом. В статье отмечается, что Тютчев много размышляет о природе, векторе и сущности революционного духа. В трактате «Россия и Запад» мыслитель дает свое толкование философии истории, отталкиваясь от концепции биполярного мира, где есть «два человечества» с разным историческим предназначением. В исследовании решается задача – выявить значение публицистического опыта Ф. И. Тютчева для развития русской общественной мысли в целом. В статье рассматривается позиция публициста через призму философских взглядов В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Трубецкого, Г. Флоровского, А. Проханова.

Ключевые слова: историософские взгляды, Ф. И. Тютчев, Россия и Запад, публицистика, общественно-политическая мысль, духовные ценности.



“RUSSIA AND THE WEST”: HISTORICO-PHILOSOPHICAL VIEWS OF F. I. TYUTCHEV



Rubtsova Elena Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, Kursk State Medical University. Russia.

Keywords: historico-philosophical views, F. I. Tyutchev, Russia and the West, political essays, socio-political ideas, moral values.

The article describes philosophical and political views of F. I. Tyutchev and their footprint in his political essays of the 50–60s of the XIX century, renders the problem of “Russia and the West” in a range of historico-philosophical works of the author that emphasize the notion of Russia’s political and moral setting apart from Europe. The main thing in historico-philosophical writings is the author’s intention to secure intellectual, moral, and historical autonomy of his motherland, considering it to be the basic premise for future and the ground for a dialog with Europe. The article marks that Tyutchev ponders a lot over nature, vector and essence of revolutionary spirit. In “Russia and the West” tractate the notionalist gives his understanding on history philosophy starting out from the concept of bipolar world, in which there are “two mankinds” with different historic assignments. The research solves the task to discover significant of Tyutchev’s experience as a publicist for the development of Russian social ideas at large. The article considers the publicist’s attitude through the spectacle of V. Solov’ev, S. Bulgakov, N. Trubetskoy, G. Florovsky, and A. Prokhanov.



СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ САЛАФИЗМА (ВАХХАБИЗМА) В АСПЕКТЕ ФИЛОСОФИИ ДИАЛЕКТИКИ



Якупов Марат Талгатович, д-р филос. наук, профессор кафедры «Общеобразовательные дисциплины», филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» в г. Нефтекамске: Россия, 452683, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Социалистическая, 42.

Тел.: (347-83) 5-02-47

E-mail: Yakupov-marat@mail.ru

Аннотация. Как ни странно, современный мир с его мощнейшими информационными технологиями доказывает истинность тезиса великого философа Сократа о том, что «знание есть добродетель». Отсюда источником любого зла, то есть деструктивных тенденций и процессов, выступает невежество. Именно от незнания глубинных философских и жизненных закономерностей зарождаются те явления, которые составляют трагические страницы истории человечества. Например, никто не сомневается в том, что небоскребы в Нью-Йорке взорвал Усама бен Ладен, дома в Москве – чеченские террористы и т. д. Поэтому анализ теоретических предпосылок генезиса «исламского терроризма» остается актуальной научной задачей. По мнению автора, любые попытки исследования социокультурных явлений без применения диалектического метода заранее обречены на получение ложных выводов. В данной статье философская диалектика выступает основой заключения о том, что обвинения мусульман в терроризме есть результат неаргументированного синтеза понятий «религия» и «политика». Диалектика также позволяет определить истинную сущность салафизма (ваххабизма) как искажения первозданного ислама.

Ключевые слова: философия, диалектика, религия, политика, ислам, община, экстремизм, ваххабизм.



SOCIO-CULTURAL ANALYSIS OF SALAFISM (WAHHABISM) IN THE ASPECT OF DIALECTICS PHILOSOPHY



Yakupov Marat Talgatovich, Dr. of Philos. Sci., Prof. of Comprehensive Disciplines Department, Neftekamsk branch of Ufa State Aviation Technical University. Russia.

Keywords: philosophy, dialectics, religion, politics, Islam, community, extremism, Wahhabism.

Curiously enough, but the modern world with its incalculable information technology manifests the truth of a statement of glorious philosopher Socrates that “knowledge is a virtue”. Thereby, the parent of any evil, e. g. destructive tendencies and processes, is ignorance. For this very reason the phenomena, which compile tragic pages of mankind history, emerge from ignorance of underlying philosophical and vital regularities. For example, nobody doubts the skyscrapers in New York being blown up by Usama bin Laden, and the houses in Moscow – by Chechen terrorists, etc. That is why the analysis of theoretical background for the genesis of “Islamic terrorism” remains a topical scientific mission. Along with this, as the author believes, any attempts of studying the sociocultural phenomena without using the dialectic method are doomed to obtaining false conclusions. In this article philosophic dialectics is considered to be the ground for a conclusion that blaming Moslems for terrorism is a result of evidencefree synthesis of the concepts of “religion” and “politics”. Dialectics also allows to define the true kernel of Salafism (Wahhabism) as a wrench of protogenic Islam.



ОБ ЭТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ



Воронина Татьяна Евгеньевна, канд. филос. наук, соискатель, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: spasibo51@mail.ru

Аннотация.Религиоведение в школах Дагестана введено сравнительно недавно, в противовес богословию, религиозному плюрализму, а также с целью профилактики религиозного экстремизма среди детей. Возрождение ислама потребовало знаний и представлений о религиозно- духовной культуре народов мира, об основах истории религий: вопрос развития межконфессиональной культуры и толерантности в республике оказался под пристальным контролем. К сожалению, в Дагестане пока не разработаны концептуальные подходы к преподаванию религиоведения, поэтому преподавателям приходится самим определять цели и задачи этого предмета. В связи с этим в данной статье рассматриваются некоторые аспекты преподавания религиоведения в школе – мировоззренчески и психологически сложной дисциплины, показаны возможности и преимущества феноменологического подхода к религии. Проблемы преподавания этого предмета представлены в методологическом и аналитическом аспектах, поскольку определяют общий уровень отношения к этой дисциплине в школе, в гимназии, в лицее.

Ключевые слова: религиоведение, религиозное мировоззрение, вера в Бога, аксиология, иллюзорно-компенсаторная функция, методология предмета.



ON THE ETHICS OF TEACHING RELIGION STUDIES IN SCHOOLS



Voronina Tat’yana Evgen’evna, Cand. of Philos. Sci., applicant, Dagestan State University. Russia.

Keywords: religion studies, religious worldview, belief in God, axiology, illusivecompensatory function, methodology of the subject.

Religion studies in schools of Dagestan has been introduced comparatively recently as a counter to theology, religious pluralism, and in order to prevent religious extremism among children. Revival of Islam required knowledge and ideas on religious and spiritual cultures of the world and on fundamentals of religious history: the issue of the development of interreligious culture and tolerance in the republic came under the spotlight. Unfortunately, the conceptual approaches to teaching religion studies in Dagestan haven’t yet been elaborated, that is why teachers should set goals and objectives by themselves. Thus, this article considers some aspects of teaching religion studies in schools (psychologically and ideologically complex disciplines), shows the opportunities and advantages of phenomenal approach to religion. The problems of teaching thissubject are presented within the methodological and analytic aspects because they determine general attitude to this discipline in schools, gymnasia, and lyceums.