НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ПОВЫШЕНИЕ ЗАПАСА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ ПОДВЕСКИ

 

Журнал «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 17, выпУСК 4, 2022 

Рубрика: АГРОИНЖЕНЕРИЯ
DOI: 10.35679/1991-9476-2022-17-4
   
Для цитирования:

Гамаюнов П. П., Алексеев С. А., Гамаюнов А. М., Игитов Ш. М. Повышение запаса поперечной устойчивости транспортного средства за счет совершенствования конструкции подвески // Научная жизнь. 2022. Т. 17. Вып. 4.

   
Авторы: 

Гамаюнов Павел Петрович, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.»: 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Алексеев Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, Театральная пл., 1.
Гамаюнов Алексей Михайлович, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., АО «Гипрониигаз»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, проспект им. Петра Столыпина, 54.
Игитов Шамиль Магомедович, канд. техн. наук, доцент, Махачкалинский филиал ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»: Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1 г.

 

Тел.: (845-2) 99-87-53
E-mail: gamaunovv@yandex.ru

   
Реферат: 

Работы по перевозке продукции могут составлять до половины от общих затрат на энергию и время ее производства. В грузоперевозках все большее применение находят транспортные средства с высокими показателями энергонасыщенности. В тоже время всегда остается важным обеспечение безопасности дорожного движения в том числе и за счет применения новых технологий, материалов, конструкций. Во всем мире дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин смертности и инвалидности. Источником аварии транспортного средства может послужить потеря устойчивости и как следствие его опрокидывание. Цель исследования – разработка конструкции подвески для энергонасыщенного транспортного средства большой грузоподъемности позволяющей обеспечить повышенный запас поперечной устойчивости. В статье рассмотрена конструкция подвески транспортного средства, предназначенная для повышения запаса поперечной устойчивости. Приведен общий вид транспортного средства с предлагаемой подвеской с перечислением основных узлов и деталей. Дана кинематическая схема передачи усилий между элементами подвески. Кроме того, представлена схема, отображающая улучшения параметров устойчивости в результате перемещения кузова транспортного средства при прямолинейной и криволинейной траектории движения. Приведено описания принципа действия предлагаемой конструкции. Представленная взаимосвязь момента относительно точки опрокидывания от центробежной силы, зависящей от радиуса поворота, веса и скорости транспортного средства. Приведенные формулы позволяют произвести сравнительный расчет производительности серийного и транспортных средств оснащенного подвеской предлагаемой конструкции. За счет использования конструкции предлагаемой подвески обусловлено возрастание средней скорости и как следствие производительности транспортных работ.

   
Ключевые слова: транспортное средство, автомобильный транспорт, грузовой автомобиль, трактор, прицеп, кузов, подвеска, поперечная устойчивость, грузоподъемность, скорость движения
   

Список литературы:

1. Власов В.М. Ефименко Д.Б., Богумил В.Н.; под ред. В.М. Власова Информационные технологии на автомобильном транспорте: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 256 с.

2. Буралев Ю. В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
3. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям – Автомобил. дороги и орг. дорож. движения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Интеграл, 2013. – 288 с.
4. Чванов В. В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя. – М.: «ИНФРА-М», 2010. – 416 с.
5. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 464 с.
6. Рябчинский А. И. и (др.). Динамика автомобиля и безопасность дорожного движения: учеб. пособие. – М.: Изд-во МАДИ, 2002. – 131 с.
7. Амбарцумян В. В. Безопасность дорожного движения. – М., 1998. – 312 с.
8. Лавриков И. Н., Пеньшин Н. В. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И. А. Минакова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. – 2011. – 116 с.
9. Горев А. Э., Олещенко Е. М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
10. Дианов Х. А., Ефремов Н. Г. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2003 –124 с.
11. Ерохин М. Н. Детали машин и основы конструирования. – М.: КолосС, 2005. – 464 с.
12. Патент №2011591C1 Российская Федерация, МПК B62D 37/00(2006.01). Транспортное средство: №4811878/11: заявл.09.04.1990: опубл. 30.04.1994 / Савенков И. В., Белов О. А., Гамаюнов П. П. и др.: заявитель Саратовский институт механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина, 12 с.
13. Wooseok Ryu, Guofeng Zhou. Optimal Locations of Springs and Dampers of Planar Car Suspension Model Considering Roll Stability // IFAC-PapersOnLine. – 2021. – Vol. 54, iss. 10. – Pp. 418-423.
14. Jimoh O. Pedro, Sakhile M. S. Nhlapo, Lindokuhle J. Mpanza. Model Predictive Control of Half-Car Active Suspension Systems Using Particle Swarm Optimisation // IFAC-PapersOnLine. – 2020. – Vol. 53, iss. 2. – Pp. 14438-14443.
15. Sergio Savaresi, Charles Poussot-Vassal, Cristiano Spelta, Olivier Sename, Luc Dugard. Semi-Active Suspension Control Design for Vehicles // Butterworth-Heinemann. – 2010. – Pp. 240.

   
English version:

INCREASING THE LATERAL STABILITY MARGIN OF THE VEHICLE BY IMPROVING THE SUSPENSION CONSTRUCTION

 

Gamayunov Pavel Petrovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A., Saratov, Russia.
Alekseev Sergey Alexandrovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.
Gamayunov Alexey Mikhailovich, Cand. of Tech. Sci., Senior Researcher, Giproniigaz JSC, Saratov, Russia.
Igitov Shamil Magomedovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Makhachkala branch of Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Makhachkala, Russia.

 

Keywords: vehicle, road transport, truck, tractor, trailer, body, suspension, lateral stability, load capacity, speed.

 

Abstract. Transportation activities can account for up to half of the total energy and production time costs. In cargo transportation, vehicles with high energy saturation are increasingly used. At the same time, it is always important to ensure road safety, including through the use of new technologies, materials, and structures. Worldwide, road traffic crashes are one of the leading causes of death and disability. The source of a vehicle accident can be loss of stability and, as a result, its rollover. The purpose of the study is to develop a suspension design for an energy-saturated heavy-duty vehicle that allows for an increased margin of lateral stability. The article considers the design of the vehicle suspension, designed to increase the lateral stability margin. A general view of the vehicle with the proposed suspension is given, listing the main components and parts. A kinematic diagram of the transfer of forces between suspension elements is given. In addition, a diagram showing improvements in stability parameters as a result of movement of the vehicle body in a straight and curved trajectory is presented. A description of the principle of operation of the proposed design is given. Presented relationship of torque relative to tipping point versus centrifugal force dependent on turning radius, vehicle weight and speed. The above formulas allow a comparative calculation of the performance of serial and vehicles equipped with a suspension of the proposed design. Due to the use of the design of the proposed suspension, an increase in the average speed and, as a result, the productivity of transport operations is due.

   
   For citation: Gamayunov, P.P., Alekseev, S.A., Gamayunov, A.M., Igitov, Sh.M. (2022) Increasing the lateral stability margin of the vehicle by improving the suspension construction. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 17, iss. 4. (in Russian)

 

К содержанию»