Рубрика: | АГРОИНЖЕНЕРИЯ И ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
DOI: | 10.35679/1991-9476-2024-19-5-765-780 |
Для цитирования: |
Денисов А. С., Сахапов И. А., Носов А. О., Кондауров А. Ю. Использование предохранительных элементов шатунных вкладышей для повышения безотказности двигателей КамАЗ // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 5 (137). С. 765–780. DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-5-765-780 |
Авторы: |
Денисов Александр Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.»: Россия, 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Тел.: (987) 331-26-25 |
Реферат: |
Одним из самых напряжённых элементов автотракторных двигателей являются шатунные подшипники. До 25% отказов двигателей КАМАЗ обусловлено проворачиванием шатунных вкладышей из-за нарушения геометрической формы вследствие напряжённо-деформированного состояния. Экспериментально определено что сжимающие напряжения на торце вкладыша достигают предела текучести, когда его поверхность составляет не ниже 55-60% от толщины вкладыша. При отсутствии предохранительной фаски суммарные напряжения сжатия на внутренней стороне среднего сечения вкладыша на 20-25% превышают предел текучести. Таким образом, несмотря на простое конструктивное и технологическое решение вопроса предохранителя вкладыша в виде фаски оно характеризуется ограниченными возможностями. Во-первых, основное свое назначение предохранитель выполняет в основном в приработочный период, за пределами которого существенно снижается выступание, а следовательно, и эффективность предохранителя. Во-вторых, такой предохранитель только снижает прогиб вкладыша по образующей, а не устраняет его совсем в процессе эксплуатации. Вследствие пластической деформации в начальный (приработочный) период работы двигателя значительно снижается натяг вкладыша (выступание до 75-80 мкм) и суммарные напряжения (до 200 МПа). В результате образуется первичный прогиб. Интенсивность снижения натяга в этот период прямопропорциональна величине исходного выступания. Повышение толщины вкладышей на 20% (до 3,0 мм) снижает среднее значение прогиба на 20%. Применение фиксатора сокращает средний прогиб вкладыша на 7%. Снижение выступания (натяга) вкладыша со 120 мкм до 80 мкм уменьшило средний прогиб на 43%. Применение предохранительных фасок на стыке вкладышей (до 30% поверхности стыка) снижает средний прогиб на 12,5%. Наиболее эффективно использование предохранителей в виде пазов в стальной основе с тыльной стороны. Рациональное число пазов: поперечных – 13, продольных – 2, ширина пазов – 2 мм, глубина пазов 1,5 мм (60% толщины). Использование таких вкладышей снижает средний прогиб вкладышей на 80% по сравнению со стандартными вкладышами. Использование вкладышей с улучшенной стальной основой в опытной эксплуатации позволило снизить количество отказов на 20,8%, а наработку на отказ увеличить на 42,4%. |
Ключевые слова: | двигатель внутреннего сгорания, отказ двигателя, шатун, коленчатый вал, вкладыш, проворачивание вкладышей, система смазки |
Список литературы: |
1. Денисов А. С. Патент России № 1810640. Подшипник скольжения / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев, А. Т. Кулаков. – 10.10.1992. 2. Денисов А. С. Обеспечение надежности автотракторных двигателей / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. – 422 с. |
English version: |
THE USE OF SAFETY ELEMENTS OF CONNECTING ROD INSERTS TO IMPROVE THE RELIABILITY OF KAMAZ ENGINES
Denisov Alexander Sergeevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of the Depart. of Organization of transportation, traffic safety and car service, Saratov state technical university named after Gagarina Yu.A., Saratov, Russia.
Keywords: internal combustion engine, engine failure, connecting rod, crankshaft, liner, cranking of liners, lubrication system.
Abstract. One of the most stressful elements of automotive engines are connecting rod bearings. Up to 25% of the failures of KAMAZ engines are caused by the turning of the connecting rod inserts due to a violation of the geometric shape due to the stress-strain state. It has been experimentally determined that the compressive stresses at the end of the liner reach the yield point when its surface is at least 55-60% of the thickness of the liner. In the absence of a safety chamfer, the total compression stresses on the inner side of the middle section of the liner exceed the yield strength by 20-25%. Thus, despite the simple constructive and technological solution to the issue of the liner fuse in the form of a chamfer, it is characterized by limited capabilities. Firstly, the fuse performs its main purpose mainly during the operating period, beyond which the protrusion and, consequently, the effectiveness of the fuse significantly decreases. Secondly, such a fuse only reduces the deflection of the liner along the generatrix, and does not eliminate it completely during operation. Due to plastic deformation in the initial (pre-production) period of engine operation, the liner tension (protrusion up to 75-80 microns) and total stresses (up to 200 MPa) are significantly reduced. As a result, a primary deflection is formed. The intensity of the tension reduction during this period is directly proportional to the magnitude of the initial protrusion. Increasing the thickness of the inserts by 20% (up to 3.0 mm) reduces the average deflection value by 20%. The use of a retainer reduces the average deflection of the liner by 7%. Reducing the protrusion (tension) of the liner from 120 microns to 80 microns reduced the average deflection by 43%. The use of safety chamfers at the joint of the inserts (up to 30% of the joint surface) reduces the average deflection by 12.5%. The most effective use of fuses in the form of slots in the steel base on the back side. The rational number of grooves: transverse – 13, longitudinal – 2, groove width – 2 mm, groove depth 1.5 mm (60% thickness). The use of such inserts reduces the average deflection of the inserts by 80% compared to standard inserts. The use of inserts with an improved steel base in trial operation allowed to reduce the number of failures by 20.8%, and increase the time to failure by 42.4%. |
For citation: | Denisov, A.S., Sakhapov, I.A., Nosov, A.O., Kondaurov, A.Yu. (2024) The use of safety elements of connecting rod inserts to improve the reliability of KamAZ engines. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. iss. 5 (137), pp. 765–780. (in Russian) DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19- 5-765-780 |