НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Страницы:  245-253
   
Авторы: 

Цыбина Елена Александровна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная лингвистика», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»: Россия, 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32.

 

Тел.: (8422) 778-372

E-mail: elenika201273@mail.ru

   
Аннотация:  Автор подробно рассматривает опытно-экспериментальную базу феномена «Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов», выделяет уровни (базовый, условно-нормативный, оптимальный) и компоненты (когнитивный, мотивационный, интерактивный), а также предлагает модель коммуникативного развития личности студента согласно целям, задачам, принципам, а также критериям, положенным в основу педагогического сопровождения в высшей школе. В модели автор выделяет пять стратегий педагогического сопровождения коммуникативного развития студентов (модерирование, договор, фасилитация, сотрудничество, коучинг как высшая интегрированная стратегия). Стратегия коучинга начинается с мобилизации внутреннего потенциала личности студента и выходит на уровень актуализации его возможностей. Каждой стратегии соответствуют ролевые позиции педагога (модератор, фасилитатор, коуч и две переходные), которые проявляются при реализации вышеупомянутых стратегий. В нашем исследовании эффективность стратегий педагогического сопровождения коммуникативного развития студентов отслеживалась через качественные изменения в компонентах коммуникативного развития. Математическая обработка данных доказала валидность используемого комплекса мер для получения устойчивой положительной динамики в коммуникативном развитии студентов. Все это позволяет глубже понять структуру педагогического сопровождения в контексте коммуникативного развития студентов и заключить, что педагогическое сопровождение является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выстраивание пролонгированных взаимоотношений преподавателя со студентами в различных сферах межличностного общения на основе равноправного диалога, сотрудничества, разделенной ответственности за результаты коммуникативной деятельности.
   
Ключевые слова: преподаватель, студент, коммуникативная деятельность, коуч, коучинг, аффиляция, ПСКРС.
   

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. – М. : Наука, 1966. – С. 236–277.

2. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. – М. : Народное образование, 2002. – 208 с.

3. Психологические тесты: в 2 томах / под ред. Карелина А. А. – М. : ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. – Т. 1. – 312 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 528 с. – С. 171.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2002. – 350 с.

6. Станиславский К. С. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918–1922 гг. / К. С. Станиславский; запис. К. Е. Антаровой; под общ. ред. Ю. С. Калашникова. – 3-е, испр. и доп. изд. – М. : Искусство, 1952. – 189 с.

   
English version:

PRACTICAL RESEARCH OF THE COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT SYSTEM

 

Tsybina Elena Alexandrovna, Cand. Ped. Sci., associate professor of the “Applied linguistics” department, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia.

 

Keywords: teacher, student, communication, coach, coaching, affirmation, PSCRS.

 

The author examines in detail the experimental base of the phenomenon “Pedagogical support of the communicative development of students”, identifiesthe levels(basic, conditionalnormative, optimal) and components (cognitive, motivational, interactive), and also offers a model of communicative development of the student’s personality according to the goals, objectives, principles, as well as the criteria underlying the pedagogical support in higher education. In the model, the author identifies five strategies for the pedagogical support of the communicative development of students (moderation, contract, facilitation, cooperation, coaching as the highest integrated strategy). Coaching strategy begins with the mobilization of the internal potential of the individual student and goes to the level of actualization of its capabilities. Each strategy corresponds to the role positions of the teacher (moderator, facilitator, coach, and two transitional), which manifest themselves in the implementation of the above strategies. In our study, the effectiveness of the strategies of the pedagogical support of the communicative development of students was monitored through qualitative changes in the components of the communicative development. Mathematical data processing proved the validity of the set of measures used to obtain stable positive dynamics in the communicative development of students. All this allows a deeper understanding of the structure of pedagogical support in the context of the communicative development of students and conclude that pedagogical support is one of the resource aspects of pedagogical activity and involves building a prolonged relationship of a teacher with students in various areas of interpersonal communication on the basis of equal dialogue communicative activity.

 

К содержанию»