НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

КРИТИКА ИНТУИТИВИЗМА Н. О. ЛОССКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Страницы:  212-220
   
Авторы: 

Энграф Елизавета Вадимовна, аспирант, Институт философии и социально-политических наук, ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

 

Тел.: (863) 250-72-77

E-mail: elizaveta.88.88@mail.ru

   
Аннотация:  В данной статье предлагается анализ критических замечаний в адрес русского мыслителя, который формулирует основы интуитивизма как одного из доминантных направлений философии XX столетия. Целью данной работы является показать дискуссию, которая развернулась в отечественной мысли после выхода в свет труда Н. О. Лосского «Обоснование интуитивизма». Осмыслить комментарии, спорные места и вопросы, возникшие как результат формирования интуитивистской концепции русского философа. В качестве методов исследования были выбраны исторический (чтобы проследить формирование интуитивизма Н. О. Лосского) и герменевтический (для анализа текстологического материала) методы. В результате, мы пришли к предварительным выводам о том, что интуитивистская философия, выступившая как новый путь решения проблемы познания, конечно, не ответила на все существующие вопросы, но сама критика интуитивизма русскими мыслителями как мы видим, стала мощным стимулом для развития самого интуитивистского направления. Можно выделить, что интуитивизм как метод познания весьма успешно решает проблему субъекта и объекта, что и показывает Н. О. Лосский. Возможно, на сегодняшней день мы имели бы более полно разработанную концепцию интуитивистской философии, если бы русская интуитивистская школа в 1922 году, не прекратило свое существование в нашей стране, тем не менее, продолжая развиваться на Западе. Но с другой стороны, философские построения Н. О. Лосского обнаруживают в себе некоторые противоречия, на что указывают критические замечания и комментарии в адрес работы Н. О. Лосского «Обоснование интуитивизма» и в целом к его гносеологической концепции, благодаря которым он постоянно дорабатывал свое учение. В данной работе анализируются замечания, высказанные Н. А. Бердяевым, Л. М. Лопатиным и С. А. Аскольдовым в отношении предложенного Н. О. Лосским нового направления – интуитивизма. Исследовать всю существующую критику интуитивизма не удалось, ей был посвящен лишь определенный период (1906–1917 гг.) в истории развития интуитивистской мысли. На наш взгляд, было бы интересно проанализировать различные аспекты критики, направленной на освоение такого феномена как интуитивное познание мира, а также проследить за развитием интуитивистской философии от ее зарождения до сегодняшнего дня, как в России, так и на Западе. Для этого необходимы фундаментальные исследования по данному направлению в современной мысли, которые, как мы надеемся, появятся в ближайшее время.
   
Ключевые слова: интуитивизм, философия Н. О. Лосского, русская философия, критика, онтология, гносеология, метафизика, проблема познания.
   

Список литературы:

1. Алексеев (Аскольдов) С. А. Мысль и действительность. – М. : Путь, 1914. – 387 с.

2. Аскольдов С. А. Новая гносеологическая теория Н. О. JIocского // Журнал Министерства Народного просвещения. – 1906. – Т. У. – № 10. – С. 413–441.

3. Бердяев Н. А. Об онтологической гносеологии // Вопросы философии и психологии. – 1908. – Кн. 93. – № III. – С. 413–447.

4. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 472 с.

5. Зеньковский В. В. История русской философии. – М. : ЭКСМОПресс, 2001. – 689 с.

6. Лопатин Л. М. Новая теория познания // Вопросы философии и психологии. – 1907. – Кн. 87. – С. 185–206.

7. Лосский Н. О. В защиту интуитивизма (По поводу статьи С. Аскольдова «Новая гносеологическая теория Н. О. Лосского» и статьи проф. Л. Лопатина «Новая теория познания») // Вопросы философии и психологии. – М., 1908. – С. 449–462.

8. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Избранное. – М. : Правда, 1991. – С. 13–338.

   
English version:

CRITICISM OF INTUITIVISM OF N. O. LOSSKY IN THE NATIONAL PHILOSOPHY OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Engraf Elizaveta Vadimovna, postgraduate student, Institute of Philosophy and SocioPolitical Sciences, South Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

 

Keywords: intuitivism, the philosophy of N. O. Lossky, Russian philosophy, criticism, ontology, gnoseology, metaphysics, the problem of knowledge.

 

This article offers an analysis of critical remarks about the Russian thinker, who formulates the basics of intuitivism as one of the dominant directions of the philosophy of the XX century. The purpose of this work is to show the discussion that unfolded in the national thought after the  publication of the  work of N. O. Lossky  “Justification of intuitivism”. Comprehend comments, controversial places and questions that have arisen as a result of the formation of the intuitivistic concept of the Russian philosopher. Historical methods (to trace the formation of N.  O. Lossky’s intuitivism) and hermeneutical (for the analysis of textual material) methods were chosen as research methods. As a result, we came to the preliminary conclusion that intuitivistic philosophy, speaking as a new way of solving the problem of knowledge, of course, did not answer all the existing questions, but the Russian thinkers themselves criticizing intuitivism became a powerful incentive for the development of the intuitivistic direction. It can be emphasized that intuitivism, as a method of cognition, very successfully solves the problem of subject and object, as N. O. Lossky shows. Perhaps today we would have a more fully developed concept of intuitivistic philosophy, if the Russian intuitivist school in 1922 had not ceased to exist in our country, nevertheless, continuing to develop in the West. But on the other hand, the philosophical constructions of N. O. Lossky reveal in themselves some contradictions, as indicated by the critical remarks and comments to the work of N. O. Lossky “The Substantiation of Intuitivism” and, in general, to his epistemological concept, thanks to which he constantly worked out your teaching. This paper analyzes the comments made by N. A. Berdyaev, L. M. Lopatin and S.  A.  Askoldov regarding the  new direction of intuition proposed by N. O. Lossky. It was not possible to explore all the existing criticisms of intuitivism, only a certain period (1906–1917) was devoted to it in the history of the development of intuitivistic thought. In our opinion, it would be interesting to analyze various aspects of criticism aimed at mastering such a phenomenon as intuitive knowledge of the world, as well as to follow the development of intuitivistic philosophy from its inception to today, both in Russia and in the West. This requires fundamental research in this area in modern thought, which we hope will appear in the near future.

 

К содержанию»