НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ИРОНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В ЭСТЕТИКЕ МОДЕРНИЗМА И АВАНГАРДА

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: ЭСТЕТИКА. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Страницы:  157-167
   
Авторы: 

Осокин Артем Николаевич, аспирант кафедры «Общественных наук», ФГБОУ ВО «Литературный институт им. А. М. Горького»: Россия, 123104, г. Москва, Тверской бульвар, 25.

 

Тел.: 694-06-78

E-mail: artyomos1993@mail.ru

   
Аннотация:  Данная статья анализирует взаимодействие иронических и «наивных» стратегий редукции культурного опыта в искусстве модернизма и авангарда. В конце XIX-го–начале XX-го века философское и артистическое сообщество поставило под сомнение авторитет собственного культурного наследия. Художественные практики этого периода аккумулировали в себе беспокоящие человечество вопросы, параллельно сосредотачиваясь на поиске новых форм выражения. При всем многообразии подходов и ориентации на индивидуализм, медиумом для этого нестабильного эстетического пространства стал художник-бунтарь, художникмаргинал, чей вкус и видение радикально изменили представления публики о художественной ценности и саму интонацию артистического высказывания. В силу разочарования человечества в рациональной картине мира, в искусстве актуализировались оспаривающие ее тенденции. Художники, отвергающие эстетические конвенции Нового времени, почувствовали потребность либо иронически осмыслить недавнее прошлое, либо «отказаться» от него, схематизируя собственный метод или обращаясь к архаике. Сформировавшийся в контексте этих тенденций субъект художественного высказывания мог совмещать обе тактики: как ироническую критику, так и модус наивности. Целью настоящего исследования будет доказать, что иронический и примитивистский подходы к работе с культурным текстом имеют точки пересечения, а порой и схожие основания, что не позволяет позиционировать их как явную и непримиримую оппозицию. Интерес художников начала прошлого века к иронии и примитиву подталкивает не только выявить связь между этими способами восприятия, но и осмыслить иронию модернизма в контексте ее постмодернистской и метамодернистской модификаций.
   
Ключевые слова: эстетика, искусство, традиция, модернизм, авангардизм, дегуманизация, постмодернизм, метамодернизм, ирония, искренность, наивность, примитивизм.
   

Список литературы:

1. Бестужев-Лада И. В. Искусство XX века: агония или родовые муки? // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. – М. : Изд-во МГУ, 2001. – 384 с. – С. 16–22.

2. Блок А. А. Собрание сочинений в 8 т. – Т. 5. Проза. 1905–1917. – М., Л. : ГИХЛ, 1962. – 800 с. – С. 345– 349.

3. Брэдбери М. «Собака, затянутая песками». Абстракция и ирония. Пер. Н. Васильевой // Писатели Англии о литературе XIX–XX вв. / Сост. К. Н. Атарова. – М. : Прогресс, 1981. – 416 с. – С. 368–378.

4. Вермюлен Т., ван ден Аккер Р. Заметки о метамодернизме. Пер. А. Есипенко // Metamodern: сетевой журн. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// metamodernizm.ru/notes-onmetamodernism.

5. Воррингер В. Абстракция и одухотворение. Пер. Е. А. Фроловой // Эстетика и теория искусства XX века / Сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. – М. : Прогресс-традиция, 2007. – 688 с. – С. 534–548.

6. Вульф В. Русская точка зрения. Пер. К. Атаровой // Писатели Англии о литературе XIX–XX вв / Сост. К. Н. Атарова. – М. : Прогресс, 1981. – 416 с. – С. 282–288.

7. Вульф В. Современная литература. Пер. К. Атаровой // Писатели Англии о литературе XIX–XX вв. / Сост. К. Н. Атарова. – М. : Прогресс, 1981. – 416 с. – С. 276–281.

8. Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. – 240 с.

9. Давыдов Д. М. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. СГСПУ. – Самара : 2004. – 188 с.

10. Колобаева Л. А. Русский символизм. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 296 с.

11. Иванова И. Н. Символистская ирония в позднем творчестве А. А. Блока // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2006. – № 10. – С. 121–131.

12. Иванов В. И. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. – М. : Мусагет, 1916. – 351 с. – С. 315–351.

13. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Пер. С. Л. Воробьева // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М. : Искусство, 1991. – С. 218–259. – 588 с.

14. Островский Г. С. Народная художественная культура русского города XVIII–начала ХХ в. как проблема истории искусства // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М. : Наука, 1983. – 202 с.

15. Плеханова И. И. Жизнетворческий потенциал примитивизма (наивное, трагическое и наивнотрагическое чувство жизни // Вестник томского государственного университета. – 2013. – № 2 (22). – С. 76–91.

16. Полонский В. В. Ирония Чехова между классикой и «Серебряным веком» // Новый филологический вестник. – 2009. – № 10 (3).

17. Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М. : Наука, 1983. – 202 с.

18. Тананаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко (XVII– XVIII вв.) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М. : Наука, 1983. – 202 с.

19. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Пер. Е. Д. Жаркова. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 640 с.

20. Тернер Л. Манифест метамодерниста. Пер. А.Гусева // Metamodern: сетевой журн. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/manifesto.

21. Хренов. Н. А. Апология наивности // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. – М. : Изд-во МГУ, 2001. – 384 с. – С. 94–109.

22. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 448 с.

23. Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 т. – Т. 8: Литературная критика. 1918–1921. – М. : Агенство ФТМ, ЛТД, 2012. – 664 с.

24. Шаповал С. Беседы на рубеже тысячелетий. – М. : Новое литературное обозрение, 2018. – 912 с.

25. Hutcheon L. A poetics of postmodernism. History, theory, fiction – New York and London : 1988.

26. Славов И. Иронията в структурата на модернизма. – София : 1979.

   
English version:

IRONY AND CONCEPTUAL INFANTILISM IN THE AESTHETICS OF MODERNISM AND AVANT-GARDE

 

Osokin Artem Nikolaevich, postgraduate student, Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Moscow, Russia.

 

Keywords: aesthetics, art, tradition, modernism, avant-garde, dehumanization, postmodernism, metamodernism, irony, sincerity, naivety, primitivism.

 

This article analyzes the interaction of ironic and «naive» strategies for the  reduction of cultural experience in modernism and avant-garde art. At the  end of the  nineteenth and the beginning of the twentieth centuries, the philosophical and artistic community questioned the authority of its own cultural heritage. The artistic practices of this period accumulated questions of concern to humanity, while simultaneously focusing on the search for new forms of expression. With all the variety of approaches and orientation towards individualism, the rebel artist, the marginal artist, whose taste and vision radically changed the public’s ideas about artistic value and the very intonation of artistic expression, became the medium for this unstable aesthetic space. Due to the disappointment of mankind in the rational picture of the world, art actualized trends, challenging this picture. The artists, who rejected aesthetic conventions of the New Age, felt the need to either ironically comprehend the recent past, or “abandon” it, schematizing their own method or referring to the archaic. The subject of artistic expression that was formed in the context of these tendencies could combine both tactics: both ironic criticism and modus naivety. The purpose of this study is to prove that the ironic and primitive approaches to working with cultural text have points of intersection, and sometimes similar grounds, which makes it impossible to position them as a clear and irreconcilable opposition. The artists’ interest to irony and primitive in the beginning of the last century pushes not only to reveal the connection between these methods of perception, but also to comprehend the irony of modernism in the context of its postmodern and metamodernist modifications.

 

К содержанию»