НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

КОММЕНТАРИЙ К МЕТАФОРЕ THEATRUM MUNDI В АНТИЧНОСТИ

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Страницы:  148-156
   
Авторы: 

Колесников Илья Дмитриевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: kolesnikovid@mail.ru

   
Аннотация:  Статья представляет герменевтический комментарий к метафоре theatrum mundi в античности. Понимание жизни через театр у древних отличалось от того, как эта метафора фигурирует с эпохи Возрождения и барокко. Уточнены основные стороны употребления метафоры в античности: понимается ли в первую очередь актер или зритель, комедия или трагедия. Для античного употребления театральной метафоры характерно, что не человек выбирает свою роль; роль дана судьбой, и задача человека заключается в том, чтобы хорошо исполнить ее, какой бы она ни была. Театральная личина (τό πρόσωπον) не подлежит смене и не предполагает истинную сущность, противостоящую видимости. В театральной метафоре происходит обращение мимесиса: сначала трагедия подражает наиболее достойному в жизни, затем жизнь подражает трагедии, то есть, наиболее достойному в себе самой.
   
Ключевые слова: theatrum mundi, метафора театра, античность, мимесис.
   

Список литературы:

1. Аврелий, Марк Антонин. Размышления / Марк Аврелий Антонин. Пер. с др. греч. – М. : Наука, 1993. – 247 с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. Пер. с др. греч. – М. : Мысль, 1986. – 571 с.

3. Исократ. Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи / Исократ. Пер. с др. греч. – М. : Ладомир, 2013. – 1072 с.

4. Лукиан. Избранная проза / Лукиан. Пер. с др. греч. – М. : Правда, 1991. – 720 с.

5. Платон. Собрание сочинений в трех томах / Платон. Пер. с др. греч. – М. : Мысль, 1972. – Т. 3, ч. 2. – 678 с.

6. Плутарх. Сочинения / Плутарх. Пер. с др. греч. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. – 382 с.

7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. / Плутарх. Пер. с др. греч. – М. : Наука, 1994. – Т. 1. – 702 с.

8. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. Пер. с лат. – М. : Наука, 1977. – 383 с.

9. Тахо-Годи, А. А., Лосев, А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах / А. А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. – СПб. : Алетейя, 1999. – 717 с.

10. Фукидид. История / Фукидид. Пер. с др. греч. – М. : Наука, 1993. – 544 с.

11. Цицерон, Марк Туллий. Избранные сочинения / Марк Туллий Цицерон. Пер. с лат. – М. : Художественная литература, 1975. – 456 с.

12. Цицерон, Марк Туллий. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков / Марк Туллий Цицерон. – Пер. с лат. – М. : РГГУ, 2000. – 474 с.

13. Цицерон, Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Марк Туллий Цицерон. Пер. с лат. – М. : Наука, 1974. – 247 с.

14. Элиан. Пестрые рассказы / Элиан. Пер. с др. греч. – М., Л. : Наука, 1964. – 186 с.

15. Эпиктет. Энхиридион. Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета / Эпиктет. Симпликий. Пер. с др. греч. – СПб. : Владимир Даль, 2012. – 399 с.

16. Aristotelis qui ferebantur librorum fragmenta. Collegit W. Rose. – Lipsiae: B. G. Teubner, 1886. – 459 S.

17. Jaeger W. Humanistische Reden und Vorträge. – Berlin: De Gruyter, 1960. – 343 S.

18. Puchner W. Zur Geschichte der antiken Theaterterminologie im nachantiken Griechisch // Wiener Studien. – Bd. 119 (2006). – S. 77–113.

   
English version:

COMMENTARY ON THE THEATRUM MUNDI METAPHOR IN THE ANTIQUITY

 

Kolesnikov Ilya Dmitrievich, postgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

 

Keywords: theatrum mundi, theatermetaphor, Antiquity, mimesis.

 

The article is the hermeneutical commentary on theatrum mundi metaphor in the  Antiquity. Concept of “life as theater” in the Antiquity differs from meaning of this metaphor since Renaissance and Barocco. The article clarifies the  main aspects of the  use of metaphor in the Antiquity: whether an actor or a spectator, comedy or tragedy are understood in the first place. In the ancient use of theatrical metaphor not a person chooses his role; the role is given by fate, and the task of man is to perform it well. Theatrical mask (τό πρόσωπον) is not subject to change and does not imply the true essence, opposing visibility. There is mimesis is reversed in the theatrical metaphor: first, tragedy imitates the  most worthy in life, then, life imitates the tragedy, that is, the most worthy in itself.

 

К содержанию»