НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ А. Ф. ЛОСЕВА

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Страницы:  123-129
   
Авторы: 

Латышева Жанна Вячеславовна, д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии и религиоведения, Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87.

 

Тел.: (4922) 47-98-87

E-mail: joan_lat@mail.ru

   
Аннотация:  Статья посвящена исследованию одной из ключевых проблем современного социокультурного бытия и познания – проблеме символа. Проблематика символа и символического рассматривается в эстетико-художественном аспекте. Цель статьи состоит в выяснении таких сущностных особенностей художественного и, в частности, музыкального символизма, которые играют незаменимую роль в созидании культуры общества. Реализация этой цели достигается на методологической основе феноменолого-диалектического подхода А. Ф. Лосева, посредством анализа и интерпретации концепций искусства и музыки этого выдающегося философа. Позиционирование музыки как символа обусловливает ее изучение в контексте других категорий теории художественной формы Лосева – эйдоса, личности, энергии сущности, имени. Вместе с тем подчеркивается своеобразие именно музыкального символизма, которое раскрывается в таких характеристиках, как живой эйдос, топос, число, величина, пространство, время, выраженное и выражение. Обнаруживается, кроме того, специфически музыкальный способ художественного бытия – гилетичность, предстающая алогическим принципом соотношения эйдоса и его инобытия. Выявляется фундаментальный принцип чистого музыкального бытия – слитность и взаимопроникновение всех частей последнего. Артикулируется исходящий из данного принципа музыкально-логический закон «самообоснования» и связанные с ним гилетичность и мифологически-символическая образность музыки. Рассматривается такая характеристика музыкального символизма как внутреннее время. Вскрывается глубинная сущность музыкального символизма, состоящая в «самопротивоборстве субъект-объектного единства». Делается вывод о том, что символическая теория музыки А. Ф. Лосева является весьма крупным продуктивным вкладом в решение многих сквозных для эстетики двадцатого столетия проблем. Художественно-эстетическое восприятие музыки как эйдоса в модусе символа предстает перманентным художественно-символическим трансцендированием к общечеловеческим смыслам и ценностям.
   
Ключевые слова: символ, искусство, музыка, эйдос, миф, число, выражение, трансцендирование.
   

Список литературы:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. – 323 с.

2. Глаголев В. С. В. В. Кандинский: символика метафизической реальности // Концепт: Философия, религия, культура. – 2017. – № 3. – С. 120–128.

3. Гуревич П. С., Спирова Э. М. Грани человеческого бытия. М. : ИФ РАН, 2016. – 173 с.

4. Карпенко Е. А. Идея абсолютной музыки в философии А. Лосева // Молодой ученый. – 2016. – № 8(112). – С. 1258–1262.

5. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М. : Академ. Проект, 2010. – 415 с.

6. Лосев А. Ф Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М. : Правда, 1990. – С. 195–390.

7. Луман Н. Медиа коммуникации / Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. М. : Логос, 2005. – 280 с.

8. Римонди Дж. Музыкальное восприятие мира в прозе А. Ф. Лосева // Соловьевские исследования. – 2017. – № 3(55). – С. 88–95.

9. Римонди Дж. Музыкальное мироощущение в романе А. Ф. Лосева «Женщина-мыслитель» // Studia Litterarum. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 140–153.

10. Спирова Э. М. Знак и символ: психолого-философское обоснование. М. : Изд-во РГТЭУ, 2011. – 186 с.

11. Спирова Э. М. Философско-антропологическое содержание символа. М. : «Канон+РООИ», РООИ «Реабилитация», 2011. – 336 с.

12. Тельчарова Р. А. Введение в феноменологию музыки. М. : ИФРАН, 1991. – 214 с.

13. Berger P. L. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. New York : Anchor Books, 1990. – 230 p.

14. Berger P. A Rumor of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural. Garden City; New York : Doubleday, 1969. – 129 p.

15. Luckmann T. Die unsichtbare Religion / T. Luckmann; mit einem Vorwort von H. Knoblauch. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1991. – 191 р.

16. Luckmann T. Social Reconstruction of Transcendence // Secularization and Religion: The Persisting Tension : Acts of the XIXth Interantional Conference for the Sociology of Religion, Tübingen 1987. –Р. 25–29. August. Lausanne: CISR. – P. 23–31.

17. Rowen R. I. Transcending Imagination; Or, An Approach to Music and Symbolism during the Russian Silver Age: Dissertation Ph. d. Los Angeles: University of California, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://search.proquest.com/docview/1691134842?account id=30386.

18. Schütz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. Band 2. – 413 s.

   
English version:

PROBLEM OF SYMBOL IN A. LOSEV’S PHILOSOPHY OF MUSIC

 

Latysheva Zhanna Vyacheslavovna, Dr. of Philosophy, Ass. Prof., Vladimir State University, Vladimir, Russia.

 

Keywords: symbol, art, music, eidos, myth, number, expression, transcending.

 

The article is devoted to the study of one of the key problems of modern socio-cultural life and cognition – the problem of symbol. The problematics of the symbol and the symbolic is viewed in the aesthetic and artistic aspect. The purpose of the article is to clarify such essential features of artistic and, in particular, musical symbolism, which play an indispensable role in creating the culture of society. Implementation of this goal is achieved on the methodological basis of the phenomenological-dialectical approach by A.F. Losev, through the analysis and interpretation of the outstanding philosopher’s concepts of art and music. Positioning of music as a symbol determines its study in the context of other categories from Losev’s theory of artistic form – eidos, personality, energy of essence, name. At the same time, the singularity of musical symbolism is emphasized, which is revealed in such characteristics as living eidos, topos, number, size, space, time, expressed and expression. In addition, a specifically musical mode of artistic existence is revealed – “hyleticity”, which appears to be the alogical principle of the relationship between eidos and its otherness. The fundamental principle of pure musical being is revealed – the unity and interpenetration of all parts of the latter. The musical-logical law of “self-substantiation” emanating from this principle and the associated symbolicity and mythological-symbolic imagery of music are articulated. Such characteristic of musical symbolism as internal time is considered. Deep essence of musical symbolism is revealed, which consists in “self-opposition to subject-object unity”. It is concluded that A.F. Losev’s symbolic theory of music is a very large productive contribution to the solution of many cross-cutting problems for the twentieth century’s aesthetics. The artistic and aesthetic perception of music as an eidos in the mode of the character appears as a permanent artistic and symbolic transcendence to universal human meanings and values.

 

К содержанию»