НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ТОПОЛОГИЯ МЕДИА: ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ ДОПОЛНЕННОЙ

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Страницы:  83-90
   
Авторы: 

Елисеева Марина Андреевна, аспирант кафедры теоретической и социальной философии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 21-36-10

E-mail: ladymarina.eliseewa@mail.ru

   
Аннотация:  Целью данной статьи выступает анализ трансформации пространственных оснований человеческого бытия в контексте медиа культуры. Автор исследования считает, что данная трансформация способствовала появлению двух реальностей: виртуальной или дополнительной и дополненной реальности. Каждая из них по-своему повлияла на пространственную ориентацию человека, трансформируя культурные и жизненные коды. Актуальность выбранной тематики подкрепляется повсеместной включенностью современного человека в медийные процессы социума, которая сегодня, по сути, определяет успешную социализацию и информационную мобильность каждого из нас. Автор статьи обращается к методологии М. Маклюэна, дополняя ее современными научными исследованиями, в частности Н. Больца, В. Савчука и Н. Кирилловой, так как эти ученые делают шаг вперед в изучении медиа, понимая их уже не как «расширение тела человека», а как «расширение его ЦНС». На основе проделанного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что современные медиа способствуют изменению пространственных оснований человека, создавая удвоение реальностей. Так появляются две стадии изменения пространственных оснований человека. В рамках первой стадии человек находится в реальности виртуальной, где он теряет свою пространственную целостность и переносится в область искусственно созданного мира, отчуждаясь от социума и родовых сущностей, отдавая в угоду технологиям свою идентичность и даже личную свободу выбора. Выходом из ситуации становится переход человека на вторую стадию с появлением дополненной реальности. Она снимает удвоение реальности, возвращая человеку целостность. Оптика артефакта данной реальности – смартфона – дает человеку возможность объединить в одном устройстве далекое и близкое, прошлое, настоящее и будущее, стерев территориальные и временные границы, дав эмоциональный окрас различным событиям. А сам смартфон становится незаменимым механизмом в борьбе за сохранение культурного наследия.
   
Ключевые слова: медиапространство, медиа, социум, виртуальная реальность, дополненная реальность, смартфон, информация, медиатехнологии.
   

Список литературы:

1. Больц Н. Азбука медиа. М. : «Европа», 2011. – 136 с.

2. Гринфилд А. Радикальные технологии устройство повседневной жизни. М. : «Дело», 2018 – 424 с.

3. Елисеева М. А. Медиапространство: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – № 1. – Т. 19. – С. 4–8.

4. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. М. : Академический проект, 2003. – 443 с.

5. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск. – 1990. – 176 с.

6. Савчук В. В. Медиафилософия – приступ реальности. СПб : Изд-во РХГФ. – 2014. – 349 с.

7. Тихонова С. В. Человек в пространственных структурах глобального социума Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, Саратов. – 2003. – 141 с.

   
English version:

MEDIA TOPOLOGY: FROM THE ADDITIONAL REALITY TO THE AUGMENTED ONE

 

Eliseeva Marina Andreevna, рostgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

 

Keywords: media space, media, society, virtual reality, augmented reality, smartphone, information, media technologies.

 

The purpose of this article is to analyze the transformation of spatial bases for the human existence in the context of media culture. The author of the study believes that this transformation has contributed to the emergence of two realities: the  virtual (or additional) and the  augmented reality. Each of them influenced the spatial orientation of a person in its own way, transforming cultural and life codes. The relevance of the chosen subject is supported by the widespread inclusion of a modern person in the media processes of society, which today, in fact, determines the successful socialization and information mobility of everyone. The author of the article refers to the methodology of M. McLuhan, complementing it with modern scientific research, in particular, that by N. Bolts, V. Savchuk and N. Kirillova, as these scientists take a step forward in studying the media, understanding them not as “expansion of the human body”, but as “expansion of one’s CNS”. Based on the research done, the author concludes that modern media contribute to changing the spatial bases of a person, creating a doubling of realities. So there are two stages of changing the  spatial bases of a human. At the  first stage, a person is in a virtual reality, where he loses his spatial integrity and is transferred to the artificially created world, alienating oneself from society and generic entities, sacrificing one’s identity and even personal freedom of choice for technology. The way out of the situation is the transition of a person to the second stage with the advent of augmented reality. The latter removes the doubling reality, returning integrity to a person. The optics of this reality’s artifact (a smartphone) provides the person the opportunity to combine the distant and close, the past, the present and the future in one device, erasing territorial and temporal boundaries, giving emotional color to various events. And the smartphone itself is becoming an indispensable mechanism in the struggle to preserve cultural heritage.

 

К содержанию»