НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА И СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ Н. ЛУМАНА: ВОЗМОЖНЫЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Страницы:  64-70
   
Авторы: 

Латышева Жанна Вячеславовна, д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии и религиоведения, Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87.

 

Тел.: (4922) 47-98-87

E-mail: joan_lat@mail.ru

   
Аннотация:  В статье рассматриваются некоторые аспекты теории социальных систем Н. Лумана. Целью статьи выступает раскрытие эвристического потенциала данной теории. Формируя методологическую базу исследования проблемы трансцендирования социального субъекта важно выяснить, насколько лумановская теория применима в исследовании данной тематики. Применяются структурный, функциональный, сравнительный, герменевтический методы исследования. Дается общая характеристика анализируемого системного подхода, подчеркиваются основные его понятия – открытость, аутопойезис, самореференция, психические системы, взаимопроникновение. Выявляется, что человек не предстает концептуальным центром теории Лумана. Таковым показывает себя коммуникация. Индивидуальное сознание человека социолог называет психической системой, видя в психических системах часть окружающего мира социальных систем. Социальные системы предоставляют для аутопойезиса психических систем определенные средства, такие, как, например, язык, оправданность или неоправданность ожиданий. И наоборот, психические системы способствуют аутопойезису социальных систем. Обнаруживается, что в действиях психических систем имеет место интерсубъективное трансцендирование, претворяющееся в социальных взаимоотношениях, в частности, в связях между людьми – органически-психическими системами. Отношения между органически-психическими системами, Я и Другим, рассматриваются Луманом как интимное взаимопроникновение. На основе проведенного анализа данного процесса выявляется, что в структурно-функциональном ракурсе рассмотрения человеческих взаимоотношений высвечиваются далеко не все признаки интерсубъективного и иных видов трансцендирования. В частности, теория Лумана не позволяет раскрыть глубинно-антропологический, экзистенциальный ярус человеческого общения. Делается вывод о том, что специфика данной теории не дает достаточных возможностей для выявления многоуровневой полноты феномена трансцендирования человека.
   
Ключевые слова: трансцендирование, социальный субъект, социальные системы, коммуникация, аутопойезис, психические системы, органически-психические системы, взаимопроникновение.
   

Список литературы:

1. Антоновский А. Ю. Эволюция: системно-конструктивисткий подход // Луман Н. Эволюция; пер. с нем. А. Антоновского. М. : Логос, 2005. – С. 216–255.

2. Апполонова Ю. С. Черданцева И. В. Метафизическое вопрошание: специфика и перспективы // Вестник Челябинского гос. ун-та. Философские науки. – 2017. – Вып. 45. – № 7. – С. 6–11.

3. Апполонова Ю. С. Специфика трансцендирования как метафизического аспекта существования человека // Вестник Вятского гос. унта. – 2018. – № 2. – С. 23–29.

4. Апполонова Ю. С. Экзистенциальный опыт как предпосылка трансцендирования // Вестник Челябинского гос. ун-та. Философские науки. – 2018. – Вып. 49. – № 9. – С. 38–45.

5. Йоас Х. Действие – это состояние, в котором существуют люди в мире // Социологические исследования. – 2010. – № 8. – С. 112–122.

6. Йоас Х. Креативность действия: пер. с нем. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/431280.

7. Латышева Ж. В. Некоторые типологические, семантические и парадигмальные особенности понимания трансцендирования // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. – 2017. – №3(15). – С. 88–98.

8. Латышева Ж. В. Теоретико-методологические основания социальнофилософского и религиоведческого исследования трансцендирования // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. – 2017. – № 1 (13). – С. 83–95.

9. Луман Н. Реальность массмедиа; пер. с нем. А. Антоновского. М. : Праксис, 2005. – 256 с.

10. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории; пер. с нем. И. Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. СПб : Наука, 2007. – 648 с.

11. Матвеев П. Е. Моральные ценности: монография. Владимир : Владим. гос. ун-т, 2004. – 190 с.

12. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: пер. с англ. Ю. А. Данилова. М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

13. Тимощук Е. А. К столетию «Das Heilige» Рудольфа Отто // Философия и культура. – 2018. – № 2. – С. 33–42.

14. Тимощук Е. А. Феноменологическое и эстетическое конструирование религии // Культура и искусства. – 2017. – № 7. – С. 20–35.

15. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания (с пер. ориг. работ Я. Ватцлавика, Э. фон Глазерсфельда, X. Фон Ферстера, У. Матураны, Ф. Варелы и Г. Рота). München: PHREN, 2000. – 332 с.

16. Heider F. Ding und Medium // Symposium. – 1926. – № 1. – S. 109–157.

17. Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. Bd. 1. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1997. – 1164 s.

18. Luhmann N. Die Religion der Gesellschaft. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2002. – 361 s.

   
English version:

TRANSCENSION OF THE SOCIAL SUBJECT AND N. LUHMANN’S SYSTEM THEORY: POSSIBLE TOUCH POINTS

 

Latysheva Zhanna Vyacheslavovna, Dr. of Philosophy, Ass. Prof., Vladimir State University, Vladimir, Russia.

 

Keywords: transcension, social subject, social systems, communication, autopoiesis, mental systems, organic-mental systems, interpenetration.

 

The article discusses some aspects of N. Luhmann’stheory ofsocialsystems. The purpose of the article is disclosure of the theory’s heuristic potential. Forming the methodological basis for studying the problem of transcending the  social subject, it is important to find out if Luhmann’s theory is applicable in the  study. The structural, functional, comparative, hermeneutic research methods are applied. The general characteristic of the analyzed systemic approach is given; its basic concepts are underlined – openness, autopoiesis, self-reference, mental systems, interpenetration. It is revealed that the person does not appear a conceptual center of Luhmann’s theory. This is what communication shows itself. The sociologist calls the individual consciousness of a person a mental system, considering mental systems as part of the surrounding world of social systems. Social systems provide for the autopiesis of mental systems certain means, such as, for example, language, justification or unjustified expectations. Conversely, mental systems contribute to autopoiesis of social systems. It is found that there is an intersubjective transcending in the actions of mental systems; and it is embodied in social relationships, in particular, relations between people as organic-mental systems. The relationship between the organic-mental systems, I and the Other, is considered by Luhmann as an intimate interpenetration. Basing on the analysis of this process, it is revealed that not all signs of intersubjective and other types of transcendence are highlighted in the structural and functional perspective human relationships consideration. In particular, Luhmann’s theory does not allow to reveal the deep anthropological, existential tier of human communication. It is concluded that the specificity of thistheory does not provide sufficient opportunities to identify the multi-level completeness of the phenomenon of human transcension.

 

К содержанию»