НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Журнал «вестник развития науки и образования»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
№ 2, февраль 2019 

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Страницы:  59-63
   
Авторы: 

Николаева Евгения Михайловна, д-р филос. наук, профессор, кафедра общей философии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, Республика Татарстан, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Котляр Полина Сергеевна, ассистент, кафедра общей философии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, Республика Татарстан, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

 

Тел.: (843) 233-77-64

E-mail: kaisa1011@rambler.ru

   
Аннотация:  Статья посвящена проблеме гражданского образования в цифровой культуре. В современных условиях, когда маркером успешности университетов становится наличие дигитальной образовательной составляющей, возникает необходимость определения рефлексивной позиции относительно изменения системы социальных ориентаций в онлайн-пространстве. Авторы разделяют мнение, согласно которому, даже для стран с незначительным объемом гражданских медиаобразовательных инициатив необходим анализ трансформирующейся коммуникативной культуры. Проблематизируется такое явление как отстранение субъекта от участия в обсуждении и решении проблем, важных для общества. Появление новых форм социализации определяет изменение социальной основы процесса образования. В статье исследуются возможности эффективного социального взаимодействия внутри и за пределами университета, опосредованного глубоким проникновением новых медиа в образовательные практики и повседневность. Когнитивная редукция, которая возникает как закономерное следствие поиска пользователем локальных общностей, способна ограничить информационную гетерогенность и, как итог, привести к цифровой изоляции субъекта. Авторы задаются вопросом о необходимых образовательных условиях для формирования цифрового гражданства. Утверждается, что ответственное использование новомедийных информационных ресурсов в открытом коммуникационном пространстве, учитывающее широкие общественные интересы, является необходимым условием формирования цифрового гражданства. То есть, сетевая социализация как результат диалектического взаимодействия цифровой среды и пользователя, равно как и формирование цифрового гражданства, необходимо предполагает со стороны сферы образования переориентацию с ретрансляции определенного содержания на формирование у студента отношения к социальному самоопределению, а университет должен предоставлять для этого необходимые условия.
   
Ключевые слова: дигитализация, медиаобразование, университет, цифровые локации, цифровое гражданство, общественные интересы.
   

Список литературы:

1. Баева Л. В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 75–83.

2. Маркс К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Изд. 2-е. – М. : Госполитиздат. – Т. 8: [август 1851 – март 1853; подгот. к печати Л. И. Гольманом и Н. Б. ТерАкопяном]. – 1957. – XХII, 705 с.

3. Butts D. (1992). Strategies for media education. In C. Bazalgette, E. Bevort, & J. Savino (Eds.), New directions: Media education worldwide. London : British Film Institute/Paris : CLEMI, P. 224–229.

4. Toliver F. (2011). My students will Facebook me but won’t keep up with my online course: The challenges of online instruction. American Communication Journal, No. 13(1). – P. 59–81.

   
English version:

SOCIAL FORMATION OF A CITIZEN IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Nikolaeva Evgeniya Mikhaylovna, Dr. of Philosophy, Prof., Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Kotliar Polina Sergeevna, lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

 

Keywords: digitalization, media education, university, digital locations, digital citizenship, public interests.

 

The article is devoted to the problem of civic education in the digital culture. In modern conditions, when the presence of a digital educational component becomes a marker of the university’s success, it becomes necessary to determine a reflexive position regarding changes in the system of social orientations in online space. The authors share the opinion that, even for countries with a small volume of civil media education initiatives, an analysis of the transforming communicative culture is necessary. Such a phenomenon as the exclusion of a subject from participation in discussing and solving important social problems is problematized. The emergence of new forms of socialization determines the change in the social basis of the education process. The article explores the possibilities of effective social interaction inside and outside the university, mediated by the deep penetration of new media in educational practices and everyday life. Cognitive reduction, which arises as a natural consequence of a user’s search for local communities, can limit information heterogeneity and, as a result, lead to digital isolation of the subject. The authors ask about the necessary educational conditions for the formation of digital citizenship. It is argued that the responsible use of new media information resources in an open communication space, taking into account broad public interests, is a necessary condition for the formation of digital citizenship. That is, network socialization as a result of the dialectic interaction of the digital environment and the user, as well as the formation of digital citizenship, necessarily implies from the education sector a reorientation from relaying certain content to a student’s attitude towards social selfdetermination, and the university should provide the necessary conditions for this.

 

К содержанию»