НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

А. С. ПУШКИН И РУССКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Журнал «НАУЧНАЯ МЫСЛЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 6, вып. 1, январь-март 2019 

Рубрика: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Страницы:  58–62
   
Авторы: 

Сабанцева Татьяна Виталиевна, канд. пед. наук, доцент кафедры режиссуры и хореографии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»: Россия, 644077, Омская область, г. Омск, пр. Мира, д. 55-А.

Тел.: (3812) 23-98-91

E-mail: sabtv@mail.ru

   
Аннотация:  Объектом исследования является балетное искусство. Предметом исследования – литературные произведения А. С. Пушкина и русский классический балет. В статье делается попытка проанализировать взаимосвязь двух видов искусств: литературы и хореографии, а также проведена историческая систематизации балетов, поставленных по произведениям А. С. Пушкина. При анализе балетных постановок разных балетмейстеров по мотивам пушкинских произведений, выделены главные сюжетные линии, определены принципы работы балетмейстера. Определены новые черты хореографического искусства, возникшие под влиянием литературных произведений А. С. Пушкина. Описан исторический этап развития классического балетного искусства. Выделены основные балетмейстеры-реформаторы: К. Дидло и А. Глушковский, Р. Захаров, М. Фокин. Определена их значимость в развитии балетного искусства России.
   
Ключевые слова: искусство, культура, классический балет, литература, театр, А. С. Пушкин и танец, А. Глушковский, М. Фокин, музыкальное искусство.
   

Список литературы:

1. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л., 1940. 197 с.

2. Красовская В. М. Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии. Л., 1967. – 177 с.

3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980. – 253 с.

4. Слонимский Ю. М. Балетные строки Пушкина. Л., 1979. – 184 с. 5. Эльяш Н. И. Пушкин и балетный театр. М., 1970. 144 с.

   
English version:

A.S. PUSHKIN AND RUSSIAN CLASSICAL BALLET: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS

Sabantseva Tatyana Vitalievna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Professor, Dostoevsky Omsk State University, Russia.

Keywords: art, culture, classical ballet, literature, theater, A.S. Pushkin and dance, A. Glushkovsky, M. Fokin, musical art.

Abstract. The object of the study is ballet art. The subject of the research is the literary works of A. S. Pushkin and Russian classical ballet. The article attempts to analyze the relationship between two types of art: literature and choreography, as well as the historical systematization of ballets staged on the works of A. S. Pushkin. In the analysis of ballet productions of different choreographers based on Pushkin’s works, the main storylines are highlighted, the principles of the choreographer’s work are defined. Identified new features of choreographic art, which arose under the influence of the literary works of A.  S.  Pushkin. The  historical stage of development of classical ballet art is described. The  main choreographers-reformers were singled out: K. Didlo and A. Glushkovsky, R. Zakharov, M. Fokin. Their importance in the development of ballet art of Russia is determined.

 

К содержанию»