НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХРОНОТОП В ДНЕВНИКЕ Т. ДОРОНИНОЙ

 

Журнал «НАУЧНАЯ МЫСЛЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 6, вып. 1, январь-март 2019 

Рубрика: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Страницы:  39–48
   
Авторы: 

Тарасова Галина Ивановна, студент, Гуманитарный институт, Филиал ФГАУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» в г. Северодвинске: Россия, 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6.

Тел.: (8184) 53-95-64

E-mail: tarasovivan60@mail.ru

   
Аннотация:  Отечественная документальная литература переживает второе рождение. В России изданы ранее неизвестные и часто недоступные широкому читателю материалы дневников писателей, художников, журналистов, политиков, ученых, общественных деятелей и простых людей – свидетелей своей эпохи. У исследователей и читателей вызывают большой интерес опубликованные мемуары, воспоминания, письма, дневники, записки как известных людей, так и не известных ранее. В этом ключе изданный в 1998 году «Дневник актрисы» Татьяны Дорониной. Любимая актриса, режиссер Московского художественного академического театра, яркая неординарная женщина. Ее дневник открывает читателю не просто талантливую актрису, достойно продолжающую традиции классической русской сцены, но личность, душой болеющую за театральное искусство страны. Мир театра, большая часть которого скрыта от всех, изображен в «Дневнике актрисы» Т. В. Дорониной. Театральному хронотопу посвящена данная статья.
   
Ключевые слова: актриса, театральная реальность, пространство и время, М. Бахтин, спектакль, роли.
   

Список литературы:

1. Анциферова Н. Б. Языковая структура образа рассказчика в «Дневнике актрисы» Татьяны Дорониной // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение, 2012. – № 2.

2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности: К философским основам гуманитарных наук. – СПб. : «Азбука», 2000. – 336 с.

3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М. : Худож. лит., 1975. – 234–407 с.

4. Бросова Н. З., Бойко Ж. В. Специфика театральной реальности: проблемы хронотопа // Культура российской провинции: история и современность. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Курск : Курский гос. университет, 2016. – 207–211 с.

5. Гуткина, И. М. Театральное пространство Саратова // Пространственность развития и метафизика Саратова. – Саратов, 2001. – 68 с.

6. Доронина, Т. В. Дневник актрисы. – М. : «Молодая гвардия», 2005. – 335 с.

7. Егоров, О. Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование / О. Г. Егоров. – М. : Флинта: Наука, 2003. – 280 с.

8. Иванова, Е. В. Путеводитель по судьбе поэта. – В. Я. Брюсов Дневники. Автобиографическая проза. Письма – М., 2002. – 3 с.

9. Косолапова, Е. М. Жанр дневника в наследии писателей круга В. В. Розанова на рубеже XIX–XX веков : дис… доктора филол. наук: 10.01.01 – русская литература / Елена Михайловна Косолапова. – М., 2013. – 546 с.

10. Колядич, Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М. : Мегатрон, 1998. – 276 с.

11. Котович, Т. В. Хронотоп театрального произведения: монография / Т. В. Котович; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. – 179 с.

12. Краткая литературная энциклопедия: [в 9 т.] / гл. ред. А. А. Сурков. – М. : Сов. энцикл., 1962–1978. – 2277 с.

13. Кузнецов, Б. Необратимость физического и сценического времени / Б. Кузнецов // Театр, 1978. – Nо 7. – 65–74 с.

14. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Театр, 1980. – № 1. – 89–99 с.

15. Михеев М. Ю. Фактографическая проза, или пред-текст (дневники, записные книжки, «обыденная литература») // Человек. – 2004. – № 2.

16. Орлова Е. В. Феномен театрального пространства: культурфилософский анализ // Известия Саратовского университета, 2009. – Т. 9.Сер Философия. Психология. Педагогика. вып. 3. – 36–41 с.

17. Чулюкина М. Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Чулюкина Марина Геннадьевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова Ленина]. – Казань, 2009. – 22 с.

   
English version:

THEATRICAL CHRONOTOPE IN THE DIARY OF T. DORONINA

Tarasova Galina Ivanovna, student, Institute of Humanities, Northern (Arctic) Branch of the Federal University named after M. V. Lomonosov in Severodvinsk, Russia.

Keywords: actress, theatrical reality, space and time, M. Bakhtin, performance, roles. 

Abstract. Russian documentary literature is experiencing a rebirth. In Russia, previously unknown and often inaccessible to the  General reader materials diaries of writers, artists, journalists, politicians, scientists, public figures and ordinary people – witnesses of his era. Researchers and readers are very interested in published memoirs, memoirs, letters, diaries, notes of both famous and previously unknown people.In this vein, published in 1998 «Diary of actress» Tatiana Doronina. Favorite actress, Director of the  Moscow art academic theater, bright extraordinary woman. Her diary opens to the reader not just a talented actress, worthy of continuing the tradition of the classical Russian scene, but a person who is a heart for the theatrical art of the country.The world of theater, most of which is hidden from everyone, is depicted in the «diary of the actress» T. V. Doronina. This article is devoted to the theatrical chronotope.

 

К содержанию»