Рубрика: | АГРОИНЖЕНЕРИЯ И ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
DOI: | 10.26088/1991-9476-2024-19-1-72-82 |
Для цитирования: |
Гусев С. А., Куверин И. Ю., Терентьев А. С., Гусева И. А. Оптимизация модели размещения терминалов на транспортной сети // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 1 (133). С. 72–82. DOI: 10.26088/1991-9476-2024-19-1-72-82 |
Авторы: |
Гусев Сергей Александрович, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.»: Россия, 440054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Тел.: (917) 321-58-65 |
Реферат: |
Статья посвящена разработке комплексного подхода по определению мест размещения терминалов, учитывающего возможность совместного обслуживания грузопотоков импортного направления и региональной системы товародвижения, с учетом использования информационного центра по управлению процессом доставки партий грузов, оптимизации маршрутов движения подвижного состава для повышения эксплуатационной эффективности их использования при обслуживании цепей поставок. В статье представлена математическая модель для определения оптимального количества, размера и пространственного расположения логистических терминалов в городе. Также предложены методы оптимизации маршрутной сети для повышения эксплуатационной эффективности работы подвижного состава. Предложено использование вероятностных методов рационального планирования работы, размещения терминальных комплексов, а также информационных технологий для эффективного управления товародвижением в терминальных системах. Проведен анализ методических положений по размещению терминалов на транспортной сети, включая метод расчета центра тяжести грузопотоков, расчета «Манхэттенского расстояния», методов Вебера, Гувера, Вон Тунена. По результатам работы предложен комплексный подход по определению мест размещения терминалов, учитывающий возможность совместного обслуживания грузопотоков импортного направления и региональной системы товародвижения, с учетом использования информационного центра по управлению процессом доставки партий грузов, оптимизации маршрутов движения подвижного состава при обслуживании цепей поставок. Применение разработанного комплексного подхода позволит повысить эффективность работы терминальных комплексов и улучшить транспортное обслуживание клиентов. Разработанные математическая модель и методы оптимизации могут быть использованы для решения задач размещения терминалов и оптимизации маршрутной сети в различных городах. Результаты исследования имеют важное значение для развития транспортных систем на всех уровнях их исследования. |
Ключевые слова: | транспорт, логистика, цепочки поставок, терминал, распределение, груз, транзит |
Список литературы: |
1. Гусев С. А., Куверин И. Ю., Васильев Д. А. Направления цифровизации транспортных систем в РФ // Автотранспортный комплекс: стратегия, инновации, кадры : сб. науч. трудов 8-й междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 24-25 марта 2022 года. – Москва, 2022. – С. 114-116. 2. Гусев С. А., Чурикова Л. А., Куверин И. Ю. Совершенствование организации перевозки сборных грузов в системе транспортных компаний Казахстана // Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств : сб. науч. тр. по материалам XVII Междунар. науч.-техн. конф. – Саратов, 2022. – С. 223-230. |
English version: |
OPTIMIZATION OF THE TERMINAL PLACEMENT MODEL ON THE TRANSPORT NETWORK
Gusev Sergey Alexandrovich, Dr. of Econ. Sci., Prof., Head of the Depart. of the Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia.
Keywords: transport, logistics, supply chains, terminal, distribution, cargo, transit.
Abstract. The article is devoted to the development of an integrated approach to determining the locations of terminals, taking into account the possibility of joint servicing of import cargo flows and the regional commodity distribution system, taking into account the use of an information center for managing the process of delivering shipments, optimizing the routes of rolling stock to increase the operational efficiency of their use in supply chain maintenance. The article presents a mathematical model for determining the optimal number, size and spatial location of logistics terminals in the city. Methods for optimizing the route network to increase the operational efficiency of the rolling stock are also proposed. The use of probabilistic methods of rational work planning, placement of terminal complexes, as well as information technologies for effective management of goods movement in terminal systems is proposed. The analysis of methodological provisions on the placement of terminals on the transport network, including the method of calculating the center of gravity of cargo flows, calculating the "Manhattan distance", the methods of Weber, Hoover, Won Thunen, is carried out. Based on the results of the work, a comprehensive approach is proposed to determine the locations of terminals, taking into account the possibility of joint servicing of cargo flows of the import direction and the regional commodity distribution system, taking into account the use of an information center for managing the process of delivering shipments, optimizing the routes of movement of rolling stock in the maintenance of supply chains. The application of the developed integrated approach will improve the efficiency of terminal complexes and improve customer transport services. The developed mathematical model and optimization methods can be used to solve the problems of terminal placement and route network optimization in various cities. The results of the study are important for the development of transport systems at all levels of their research. |
For citation: | Gusev, S.A., Kuverin, I.Yu., Terentyev, A.S., Guseva, I.A. (2024) Optimization of the terminal placement model on the transport network. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. 1 (133), pp. 72–82. (in Russian) DOI: 10.26088/1991-9476-2024-19-1-72-82 |