НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

СТАНОВЛЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО КЛАСТЕРА АЗЕРБАЙДЖАНА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 9, вып. 4, апрель 2019 

Рубрика: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Страницы:  561–571
Коды JEL:  
DOI: 10.26088/INOB.2019.60.28883
   
Авторы: 

Байрамлы Кадир Назир оглы, доцент кафедры «Экономика и административное управление», Азербайджанский государственный экономический университет: Азербайджанская Республика, г. Баку, Наримановский район, ул. Академика Г. Алиева, 135.

Вагабов Махач Мустафаевич, д-р истор. наук, профессор кафедры «Гуманитарные дисциплины», ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»: Россия, г. Москва, ул. Б. Семеновская, 38.

Эльдаров Эльдар Магомедович, д-р геогр. наук, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а.

Тел.: +994 (12) 440-89-37

E-mail: kadirbayramli@gmail.com

   
Реферат:  В статье описываются тенденции, проблемы и стратегические планы развития автотранспортной отрасли Азербайджанской Республики (АР). Отмечается, что примерно с конца 1990-х гг. в стране прослеживаться рост всех основных показателей по данной отрасли Азербайджана, а также повышение конкурентоспособности автотранспорта на отечественном и мировом рынках транспортно-логистических услуг. Динамика показателей автомобильных перевозок грузов и пассажиров за последние более чем двадцать лет говорит о том, что автомобили являются локомотивом транспортного комплекса страны: в настоящее время 90% перевозок в стране приходится на данный вид транспорта. С каждым годом заметно укрепляется экономическое сотрудничество АР с соседними странами, что в решающей степени происходит за счет успешной реализации проектов развития международных транспортных коридоров. Анализ показывает, что главными препятствиями для поступательного роста автомобильного транспорта в АР выступают пока еще отсталая производственная инфраструктура, плохое техническое состояние автомобильного парка, малые возможности в использовании транзитных перевозок при контейнерных операциях. К сдерживающему фактору относится и пока еще слабая освоенность технологий мультимодальных перевозок и контейнерной логистики. Подчеркивается необходимость значительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог, дальнейшего укрепления транспортных связей с зарубежьем и обеспечения дальнейшего развития международных транспортных коридоров. По мнению авторов, в городах республики целесообразно значительно усилить потенциал общественного транспорта: пускать на линии автобусы и троллейбусы большой вместимости. В заключение они констатируют, что совершенствование функциональной и пространственной организации автотранспортной системы Азербайджана должно строиться в рамках специальной стратегии формирования республиканского автотранспортного кластера.
   
Ключевые слова: Азербайджанская Республика, транспортно-логистическая система, автомобильный транспорт, автомобилизация населения, автотранспортный кластер.
   
Список литературы:

1. Вардомский Л. Б. Проблемы географии транспорта социалистических стран зарубежной Европы и Кубы. – М. : МГУ, 1981. – 113 с.

2. Гольц Г. А. Транспорт и расселение. – М. : Наука, 1981. – 247 с.

3. Азимов М. М., Вагабов М. М., Мирзабеков М. Я. Транспорт и связь Дагестана (20–80 гг.). – Махачкала : ДНЦ РАН, 1992. – 279 с.

4. Васильев А. Г. Пассажирский транспорт требует комплексного подхода // Автомобильный транспорт. – 1996. – № 2. – С. 5–11.

5. Шабанов A. B. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизм управления. – Ростов н/Д : СКНЦ ВШ, 2001. – 205 с.

6. Воловик Е. Л. Транспорт и проблемы национальной экономики // Экономист. – 2002. – № 10. – С. 32–37.

7. Николин В. И., Витвицкий Е. Е., Мочалин С. М. Грузовые автомобильные перевозки. – Омск : Вариант-Сибирь, 2004. – 480 с.

8. Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей. – Смоленск-Москва : Универсум, 2005. – 384 с.

9. Корягин М. Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов. – Новосибирск : Наука, 2011. – 140 с.

10. Ваксман С. А. Транспортные проблемы современного градостроительства. Предисловие // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: Материалы XXIII Междунар. науч.–практич. конф. – Минск : БНТУ, 2017. – С. 15–27.

11. Волынчук А. Б., Крылова И. А. Транспортно-логистический кластер как инструмент развития периферийных территорий // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 6. – С. 72–77.

12. Евтодиева Т. В. Логистические кластеры: сущность и виды // Экономические науки. – 2011. – № 4(77). – С. 78–81.

13. Смирнов И. Г. Процессы транспортно-логистической кластеризации в Европейском Союзе и Украине: региональный аспект // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 15. С. – 66–75.

14. Федотенков Д. Г., Падалко А. А. Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социальноэкономическом развитии региона // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IIIМеждун. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб : Заневская площадь, 2014. – С. 270–273.

15. Чернышев И. В., Адамов Н. А. Кластерный подход к реализации транспортно-логистического проекта «Москва-Тула-Орел-КурскБелгород» // Логистика. – 2014. – № 4. – С. 20–23.

16. Шахов А. Ю., Сидельников Ю. А. Формирование кластеров на базе автотранспортных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 48. – С. 29–35.

17. Голик Ю. Ю., Максимова И. А. Формирование отраслевого набора показателей автомобильного кластера // Микроэкономика. – 2013. – № 4. – С. 28–32.

18. Ковзан П. А. Проблемы формирования кластера автомобильных компонентов // Вестник гражданских инженеров. – 2014. – № 3. – С. 117–121.

19. Гаджиев Н. Г., Рабаданов М. Х., Эльдаров Э. М. Каспийский транспортный узел и геоэкономическая стратегия Дагестана // Научное обозрение: теория и практика. – 2017. – № 7. – С. 13–21

20. Алиев И. Г. Азербайджан – транспортный узел Евразии // Официальный интернет-сайт Президента Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.president.az/azerbaijan/silkroad.

21. Мамедов З. С. XXI век: Транспортный фактор экономического развития. – Баку : Азернешр, 2002. – 386 c.

22. Кашиева Л. А. Роль Шелкового пути в развитии бизнеса в Азербайджане (на примере транспортной инфраструктуры и туризма): Автореф. дис. ... канд. экон. наук / ИЭ НАНА. – Баку, 2006. – 26 с.

23. Асадов А. М. Значение транспортных проектов в развитии мировой экономики // Современное проблемы экономики, управления и юриспруденции: Материалы Междунар. науч.-прак. конф. (г. Мурманск, 16-20 марта 2009 г.). – Мурманск, 2009. – С. 110–115.

24. Асадов А. М. Перспективы устойчивого развития автомобильного транспорта в Азербайджане // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». – 2011. – №1 (4). – С. 8–12.

25. Каримов Б. Б., Алиев К. А. Дороги Азербайджана: состояние и перспективы. – М. : Интрансдорнаука, 2012. – 373 с.

26. Джумшудов С. Г., Рагимов Д. Р. Проблемы развития автомобильного транспорта в единой транспортной системе Азербайджана // Технико-экономические проблемы высоких технологий в Азербайджанской Республике: Матер. респуб. науч. конф. – Баку : АзТУ, 2013. – С. 320–322.

27. Агаева Э. Б. Транспортные услуги на мировом рынке. – Баку : Центр подготовки магистров АГЭУ, 2015. – 87 c.

28. Исмаилов Ч. Н. Совершенствование транспортно-логистической системы и устойчивое развитие Азербайджана // Вестник Тверского Государственного университета. – № 2 – 2016. – С. 149–155.

29. Асадова 3. А. Азербайджан и Центральная Азия: возрождение Великого Шелкового пути // Juvenis scientia. № 1. – 2017. – С. 19–21.

30. Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. Технология. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 367 с.

31. Гусейнов Ф. М., Салманов А. А. Отдых на юге: проекты и решения. – М. : Мысль, 1988. – 189 с.

32. Мирзаев В., Хейруллазаде А. Планирование и организация туристских маршрутов. – Баку, 2005.

33. Топчибашева А. Азербайджан и Россия могут создать на Кавказе единый горнолыжный кластер // Report. 25.12.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// report.az/ru/%D1%80%D0%B5%D0 %BF%D0%BE%D1%80%D1%82% D1%91%D1%80/1131.

34. Импорт легковых автомобилей в Азербайджан в 2018 году увеличился более чем в 2 раза // Musavat. Общественно-политическая интернет-газета. 17.01.2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://musavat.com/ru/news/importlegkovyh-avtomobilej-v-azerbajdzhan-v-2018-godu-uvelichilsyabolee-chem-v-2-raza_585295.

35. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Statistical yearbook (publication). – Baku, 2018. – 808 p.

36. Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info.

37. Автомобильный транспорт // Азербайджан. География. 17.02.2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azerbaijans.com/content_ 471_ru.

38. Имрани З. Т., Зейналова К. З. Экономико-географические особенности территориальной организации хозяйства в Азербайджане. – Баку : Нафта-Пресс, 2014. – 232 с.

39. Рамин Гулузаде: 90% перевозок в Азербайджане приходятся на автомобильный транспорт // Аналитическое и Информационное Агентство FINEKO и ABC.AZ. 11.06.2018. [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://abc.az/ru/news/10884.

40. Frey R. A parking spot in history // Alberta Report / Newsmagazine. – 1993. – Т. 20, No 13. – Pp. 6–7.

41. World’s first parking meter installed // History.com Editors. 13.12.2018. [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.history. com/this-day-in-history/worlds-firstparking-meter-installed.

42. Асадов А. М. Экологические проблемы транспорта // Материалы Междун. конф. (г. Баку, 24-26 мая 2011 г.). – Баку : АзТУ, 2011. – С. 96–102.

   
English version:

FORMATION OF AZERBAIJAN MOTOR TRANSPORT CLUSTER: TRENDS AND PROBLEMS

Bayramli Kadir Nazir oglu, Ass. Professor of the Department of Economics and Administrative Management, “Azerbaijan State Economic University”: Baku,  Azerbaijan Republic.

Makhach Vagabov Mustafaevich, Dr of Hist. Sci., Professor of the Department of Humanities, Moscow Polytechnic University: Russia.

Eldarov Eldar Magomedovich, Dr of Geo. Sci., Professor of the Management Department, Dagestan State University: Makhachkala, Russia.

Keywords: Republic of Azerbaijan, transport and logistics system, road transport, motorization of the population, motor transport cluster.

Abstract. The article describes the trends, problems and strategic plans for the development of the road transport industry of the Republic of Azerbaijan (AR). It is noted that approximately from the late 1990s. in the country, the growth of all the main indicators for this sector of Azerbaijan, as well as the increase in competitiveness of vehicles in the domestic and global markets for transport and logistics services can be traced. The dynamics of road transport of goods and passengers over the past more than twenty years suggests that cars are the locomotive of the country's transport complex: at present, 90% of traffic in the country falls on this type of transport. Every year, Azerbaijan’s economic cooperation with neighboring countries is noticeably strengthened, which is crucially due to the successful implementation of projects for the development of international transport corridors. The analysis shows that the main obstacles for the progressive growth of road transport in Azerbaijan are the still backward production infrastructure, poor technical condition of the vehicle fleet, and small possibilities in the use of transit traffic during container operations. The constraining factor is the still poor development of multimodal transport and container logistics technologies. It emphasizes the need to significantly improve the transport and operational condition of existing roads, further strengthen transport links with foreign countries and ensure the further development of international transport corridors. According to the authors, in the cities of the republic it is advisable to significantly increase the potential of public transport: to let buses and trolleybuses of large capacity be on the line. In conclusion, they state that the improvement of the functional and spatial organization of the motor transport system of Azerbaijan should be built within the framework of a special strategy for the formation of a national motor transport cluster.

REFERENCES

1. Vardomsky L. B. Problems of geography of transport of socialist countries of foreign Europe and Cuba. – Moscow : Moscow state University, 1981.  113 PP.

2. Goltz, G. A., the Transportation and resettlement. – M. : Science, 1981. – 247 p.

3. Azimov M. M., Vagabov M., Mirzabekov M. Ya. Transport and communication of Dagestan (20-80 years). – Makhachkala : DNC RAS, 1992. – 279 p.

4. Vasiliev A. G. Passenger transport requires an integrated approach // Road transport. – 1996. – № 2. – Pp. 5-11.

5. Shabanov A. B. Regional logistics systems of public transport: methodology of formation and management mechanism. – Rostov n/D : sknts VSH, 2001. – 205 p.

6. Volovik E. L. Transport and problems of national economy. Economist. – 2002. – № 10. – P. 32-37.

7. Nikolin V. I., vitvitsky E. E., Mochalin S. M. Freight road transport. – Omsk : Variant-Siberia, 2004.  480 PP.

8. Tarkhov S. A. Evolutionary morphology of transport networks. – Smolensk-Moscow : Universum, 2005. – 384 p.

9. Koryagin M. E. Equilibrium models of urban passenger transport system in the conditions of conflict of interests. – Novosibirsk : Science, 2011. – 140 p.

10. Waksman, S. A. the Transport problem of modern urban planning. Preface // Socio-economic problems of development and functioning of transport systems of cities and their areas of influence: Materials XXIII international. science.–practical. Conf. – Minsk : BNTU, 2017. – P. 15-27.

11. Volynchuk A. B., Krylova I. A. Transport and logistics cluster as a tool for the development of peripheral territories // Fundamental research. – 2018. – № 6. – P. 72-77.

12. Evtodieva T. V. Logistics clusters: the nature and types of // the Economic science. – 2011. – № 4(77). – P. 78-81.

13. Smirnov I. G. Transport and logistics clustering processes in the European Union and Ukraine: regional aspect // Pskov regional journal. – 2013. – № 15. P. – 66-75.

14. Fedotenkov D. G. Padalko, A. A. Transportation and logistics cluster as a time challenge in socio-economic development of the region // Problems and prospects of economy and management: materials Ito. science. Conf. (St. Petersburg, December 2014). – St. Petersburg : Zanevskaya square, 2014. – P. 270-273.

15. Chernyshev, I. V., Adamov N. A. Cluster approach to the implementation of transport-logistics project "Moscow-Tula-Orel-Kerschberger" // logistics. – 2014. – № 4. – P. 20-23.

16. Shahov A. Y., Sidelnikov Y. A. Formation of clusters on the basis of the motor transportation enterprise // National interests: priorities and security. – 2011. – № 48. – P. 29-35.

17. Golik Yu. Yu., Maksimova I. A. Formation of a sectoral set of indicators of the automotive cluster // Microeconomics. – 2013. – № 4. – P. 28-32.

18. Kovzan P. A. Problems of formation of a cluster of automotive components // Bulletin of civil engineers. – 2014. – № 3. – P. 117-121.

19. Hajiyev N. G., Rabadanov M. H., Eldarov E. M. Caspian transport hub and geo-economic strategy of Dagestan // Scientific review: theory and practice. – 2017. – № 7. – P. 13-21

20. Aliyev I. G. Azerbaijan – transport hub of Eurasia // Official website of the President of the Republic of Azerbaijan. [Electronic resource] – access Mode: https://ru.president.az/azerbaijan/silkroad ahhh!

21. Mammadov Z. S. XXI century: Transport factor of economic development. – Baku : Azerneshr, 2002. – 386 c.

22. The Role of the silk road in business development in Azerbaijan (on the example of transport infrastructure and tourism): autoref. dis. ... kand. Econ. science / EI NAN. – Baku, 2006.  26 p.

23. Asadov a.m. the Importance of transport projects in the development of the world economy // Modern problems of Economics, management and law: Materials international. science.-Prak. Conf. (Murmansk, 16-20 March 2009). – Murmansk, 2009. – P. 110-115.

24. Asadov A. M. Prospects for sustainable development of automobile transport in Azerbaijan // Vector science TSU. Series "Economics and management". – 2011. – №1 (4). – P. 8-12.

25. Karimov B. B., Aliyev K. A. Roads of Azerbaijan: state and prospects. – M. : Intrasternal, 2012. – 373 p.

26. Jumshudov S. G., Rahimov D. R. Problems of road transport development in the unified transport system of Azerbaijan // Technical and economic problems of high technologies in the Republic of Azerbaijan: Mater. respub. science. Conf. – Baku : AzTU, 2013. – P. 320-322.

27. Agaeva E. B. Transport services in the world market. – Baku : the Center of preparation of masters of ASUE, 2015. – 87 c.

28. Ismailov CH. Improvement of transport and logistics system and sustainable development of Azerbaijan // Bulletin of Tver State University. – № 2 – 2016. – P. 149-155.

29. Asadova 3. Azerbaijan and Central Asia: the revival of the Great silk road // Juvenis scientia.  No. 1. – 2017. – Pp. 19-21.

30. Gulyaev, V. G. Tourism transport Documents. Regulation. Forms. Technology. – Moscow : Finance and statistics, 1998. – 367 p.

31. Huseynov F. M., Salmanov A. A. Rest in the South: projects and solutions. – M. : Thought, 1988. – 189 p.

32. Mirzayev V., Charulatha A. Planning and organization of tourist routes. – Baku, 2005.

33. Topchibasheva A. Azerbaijan and Russia can create a single ski cluster in the Caucasus // Report. 25.12.2018. [Electronic resource] – Access mode: https:// report.az/ru/%D1%80%D0%B5%D0 %BF%D0%BE%D1%80%D1%82% D1%91%D1%80/1131%.

34. Import of cars to Azerbaijan in 2018 increased more than 2 times // Musavat. Socio-political Internet newspaper. 17.01.2019. [Electronic resource] – access Mode: http://musavat.com/ru/news/importlegkovyh-avtomobilej-v-azerbajdzhan-v-2018-godu-uvelichilsyabolee-chem-v-2-raza_585295.

35. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Statistical yearbook (publication). – Baku, 2018. – 808 p.

36. Ranking of countries in the world by level of motorization. Humanitarian encyclopedia // Center for humanitarian technologies, 2006-2019. [Electronic resource] – access Mode: https://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info ahhh!

37. Road transport // Azerbaijan. Geography. 17.02.2019. [Electronic resource] – access Mode: http://azerbaijans.com/content_ 471_ru.

38. Imrani Z. T., Zeynalova K. Z. Economic and geographical features of the territorial organization of economy in Azerbaijan. – Baku : Nafta Press, 2014. – 232 p.

39. Ramin Guluzade: 90% of the traffic in Azerbaijan falls on road transport // Analytical and News Agency FINEKO and ABC.AZ. 11.06.2018. [Electronic resource] – access Mode: http://abc.az/ru/news/10884 ahhh!

40. Frey R. A parking spot in history // Alberta Report / Newsmagazine. – 1993. – Vol. 20, No. 13. – Pp. 6-7.

41. World's first parking meter installed // History.com Editors. 13.12.2018. [Electronic resource] – access Mode: https://www ahhh!history. com/this-day-in-history/worlds-firstparking-meter-installed.

42. Asadov A. M. Ecological problems of transport // Materials of the International. Conf. (Baku, may 24-26, 2011). – Baku : AzTU, 2011. – P. 96-102.

 

К содержанию»