НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 9, вып. 4, апрель 2019 

Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Страницы:  422–432
Коды JEL:  
DOI: 10.26088/INOB.2019.60.28870
   
Авторы: 

Ерчак Александр Иванович, канд. экон. наук, доцент, декан факультета коммерции и туристической индустрии, УО «Белорусский государственный экономический университет»: Республика Беларусь, 220070, г. Минск, пр. Партизанский, 26.

Тел.: +375 (17) 209-79-23

E-mail: erchak_a@bseu.by

   
Реферат:  Для устойчивого развития потребительского рынка, как сложной социально-экономической системы, необходимо обеспечить баланс реализации экономических интересов основных участников рынка, с одной стороны, и интересов национальной экономики, с другой. Существенные различия между интересами и целями функционирования системы в целом и отдельных его элементов (факторов рынка) обуславливают формирование на потребительском рынке противоречий. Выявление и преодоление таких противоречий является важной задачей, которая может решаться как за счет процессов самоуправления на потребительском рынке, так и за счет целенаправленного воздействия со стороны органов управления. В статье рассмотрены вопросы методологии и методики определения общего и частных показателей, характеризующих сбалансированность развития потребительского рынка. Предложены подходы к анализу дисбалансов, возникающих в процессе управления, проведена оценка сложившихся взаимосвязей между факторами спроса и предложения на потребительском рынке. Это позволило рассчитать показатели, характеризующие сбалансированность развития потребительского рынка Республики Беларусь за период 2010-2017гг., на их основе выявить общие закономерности развития. Сравнительный анализ показателей охвата покупательных фондов населения розничным товарооборотом и средней рентабельности продаж торговых организаций, а также доли убыточных организаций в отрасли позволил построить аналитическую матрицу «изменение доли убыточных организаций / изменение рентабельности продаж», и апробировать ее на материалах Республики Беларусь. Результатом исследования стало определение степени сбалансированности развития потребительского рынка Республики Беларусь, а также обоснование закономерностей (траекторий) развития потребительского рынка. В частности, выявлены различия в тенденциях изменения состояния потребительского рынка республики в периоды 2008–2011 и 2012–2017 гг.
   
Ключевые слова: социально-экономическая система, системные свойства, уровень энтропии, эффективность управления, потребительский рынок
   
Список литературы:

1. Куксова Ю. А. О существующих подходах к согласованию экономических интересов и необходимости разработки системы управления экономическими интересами в строительстве // Вестник университета (ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»), 2014. – № 8. – С. 56–61.

2. Якунина И. Н. Диалектика реализации общественных интересов в современном социуме: вопросы методологии // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2011. – № 9(101). – С. 9–13.

3. Харламов А. В., Ефанова Е. М. Государственная политика согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов // Проблемы современной экономики, 2016. – № 2(58). – С. 86–87.

4. Батищев Д. Г. Противоречия в системе экономических интересов субъектов рыночных отношении // Terra Economicus, 2009. – Т. 7 (Часть 2). – № 4. – С. 20–22.

5. Чернецова Н. С. Теория и методология исследования экономических интересов / Н. С. Чернецова. – М. : МИЭМ, УЧЛИТВУЗ, 2001 – 256 с.

   
English version:

TO THE QUESTION OF EVALUATING THE BALANCED DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Erchak Alexander Ivanovich, Cand. of Econ Sci., Ass. Professor, Dean of the Faculty of Commerce and Tourism Industry, Belarusian State Economic University: Minsk, Republic of Belarus..

Keywords: socio-economic system, system properties, entropy level, management efficiency, consumer market.

AbstractFor the sustainable development of the consumer market, as a complex socio-economic system, it is necessary to ensure the balance of realization of the economic interests of the main market participants, on the one hand, and the interests of the national economy, on the other. Significant differences between the interests and objectives of the functioning of the system as a whole and its individual elements (market factors) determine the formation of contradictions in the consumer market. Identifying and overcoming such contradictions is an important task that can be solved both through self-management processes in the consumer market and through targeted influence from the government. The article deals with the issues of methodology and methodology for determining the general and particular indicators that characterize the balance of development of the consumer market. Approaches to the analysis of imbalances arising in the management process are proposed, the existing relationships between the factors of supply and demand in the consumer market are assessed. This made it possible to calculate the indicators characterizing the balance of development of the consumer market of the Republic of Belarus for the period 2010-2017, on their basis to identify the general patterns of development. Comparative analysis of the indicators of the population’s purchasing funds in retail turnover and the average profitability of sales of trade organizations, as well as the share of unprofitable organizations in the industry, allowed to build an analytical matrix “change in the share of loss-making organizations / change in profitability of sales” and test it on materials of the Republic of Belarus. The result of the study was the determination of the degree of balance in the development of the consumer market of the Republic of Belarus, as well as the substantiation of the patterns (trajectories) of the development of the consumer market. In particular, differences in trends in the state of the republic’s consumer market in the periods of 2008–2011 and 2012–2017 were revealed.

REFERENCES

1. Kuksova Yu. А. On existing approaches to the coordination of economic interests and the need to develop a system of management of economic interests in construction // Vestnik universiteta (FSBEI HPE "State University of management"), 2014. – № 8. – P. 56-61.

2. Yakunina I. N. Dialectics of realization of public interests in modern society: questions of methodology. Vestnik TSU. Series: Humanities, 2011. – № 9(101). – Pp. 9-13.

3. Kharlamov A.V., Efanova E. M. State policy of coordination of economic interests of economic entities // Problems of modern economy, 2016. – № 2(58). – P. 86-87.

4. Batishchev D. G. Contradictions in the system of economic interests of subjects of market relations // Terra Economicus, 2009. – Vol. 7 (Part 2). – № 4. – Pp. 20-22.

 5. Chernetsova N. C. Theory and methodology of research of economic interests / N. S. Chernetsova. – M. : MIEM, CLITUS, 2001 – 256 p.

 

К содержанию»