НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

ГЛУБОКАЯ ОЧИСТКА РАБОТАЮЩЕГО В ДВИГАТЕЛЕ МОТОРНОГО МАСЛА БЕЗ ЕГО СЛИВА ИЗ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ

Остриков Валерий Васильевич, д-р техн. наук, зав. лабораторией использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, г. Тамбов, Переулок Ново-Рубежный, 28.

Забродская Алла Владимировна, науч. сотрудник лаборатории использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, г. Тамбов, Переулок Ново-Рубежный, 28.

Вязинкин Виктор Сергеевич, науч. сотрудник лаборатории использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, г. Тамбов, Переулок Ново-Рубежный, 28.

Сафонов Валентин Владимирович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Технический сервис и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Сафонов Константин Валентинович, ст. преп. кафедры «Технический сервис и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Тел.: (475-2) 44-65-36

E-mail: viitinlab8@bk.ru

Реферат. В процессе работы моторного масла в двигателе внутреннего сгорания в нем накапливаются смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, что ограничивает срок службы масла, интенсифицирует износ деталей цилиндро-поршневой группы. Продукты окисления присутствующие в моторных маслах, сосредоточены в дисперсном диапазоне 0,1–1,0 мкм и удалить их из работающего масла не представляется возможным. Для решения задач удаления продуктов старения из работающих моторных масел без их слива из картера двигателя предложено воздействовать на загрязнения моноэтаноламином в смеси с изопропанолом, что позволяет укрупнять растворенные примеси до размеров, легко удаляемых встроенными в систему смазки средствами очистки. Установлено, что внесение данных коагулянтов в моторное масло М-10ДМ при температуре 80 ºС и частоте вращения ротора центрифуги равное 4000 об/мин в течение 15 мин позволяет снизить содержание нерастворимого осадка в работавшем в двигателе масле с 0,71 до 0,02%. В результате экспериментальной оценки технологического процесса глубокой очистки работающего в полноразмерном двигателе трактора МТЗ – 1221 установлено, что внесение в масло коагулянтов способствует укрупнению и удалению продуктов старения. После 25 минут работы двигателя определено то, что цвет масла изменился с 8 баллов до 4 баллов в единицах ЦНТ. Последующая эксплуатация трактора в обычном режиме позволила констатировать факт увеличения срока службы масла до замены на 25 … 30%. Разработанный технологический процесс глубокой очистки работающих моторных масел без их слива из картера двигателя позволяет снизить затраты на эксплуатацию техники в АПК и увеличить ее межремонтный ресурс.

Ключевые слова: моторное масло, удаление продуктов старения, моноэтаноламин, изопропанол, коагуляция, двигатель.

DEEP CLEANING OF THE ENGINE OIL RUNNING IN THE ENGINE WITHOUT DRAINING IT FROM THE CRANKCASE

Ostrikov Valeriy Vasilyevich, Dr. of Tech. Sci., Head of Laboratory, Russian National Research Institute for Using Machinery and Oil Products in Agriculture, Tambov, Russia.

Zabrodskaya Alla Vladimirovna, Researcher, Russian National Research Institute for Using Machinery and Oil Products in Agriculture, Tambov, Russia.

Viazinkin Viktor Sergeevich, Researcher, Russian National Research Institute for Using Machinery and Oil Products in Agriculture, Tambov, Russia.

Safonov Valentin Vladimirovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Head of Chair, Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov, Russia.

Safonov Konstantin Valentinovich, Senior Lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov, Russia.

Abstract. In the process of engine oil in the internal combustion engine, resin, asphaltenes, carbenes, carboides accumulate in it, which limits the service life of the oil and intensifies the wear of the cylinder-piston group parts. Oxidation products present in engine oils are concentrated in the dispersed range of 0.1-1.0 μm and can not be removed from the operating oil. To solve the problems of removing aging products from running engine oils without draining them from the crankcase of the engine, it is suggested to work on the contamination with monoethanolamine in a mixture with isopropanol, which allows to enlarge the dissolved impurities to the sizes that are easily removed by the cleaning means built into the lubrication system. It was found that introduction of these coagulants into M-10DM engine oil at a temperature of 80 ° C and a centrifuge rotor speed of 4000 rpm for 15 min allows reducing the insoluble sediment content in the engine oil from 0.71 to 0.02%. As a result of the experimental evaluation of the deep cleaning technological process of the ‘MTZ-1221’ tractor operating in the full-size engine, it is established that introducing coagulants into the oil promotes the agglomeration and removal of aging products. After 25 minutes of engine operation, it was determined that the oil color changed from 8 points to 4 points in CNT units. Subsequent operation of the tractor in normal mode allowed us to state the fact of an increase in the service life of the oil before replacement by 25 ... 30%. The developed technological process of deep cleaning of working motor oils without their drainage from the crankcase of the engine allows to reduce the costs for the operation of machinery in the agro-industrial sector and to increase its overhaul period.

Keywords: motor oil, removal of aging products, monoethanolamine, isopropanol, coagulation, engine.

REFERENCES

1. Grigoriev M.A., Bunakov B.M., Doletsky V.A. Quality of engine oil and reliability of engines. - M.: Publishing house of standards. - 1981. - 232 p.

2. Lyshko G.P. Fuel and Lubricants. - M.: Agropromizdat. - 1985. - 336 p.

3. Shishkin P.I., Brai I.V. Regeneration of used oil oils. - M.: Chemistry. - 1970. - 304 p.

4. Kovalenko V.P. Pollution and cleaning of petroleum oils. - M.: Chemistry. - 1978. - 302 p.

5. Ostrikov V.V. Increase in the efficiency of the use of lubricants by developing and improving methods, technologies and technical means: diss. Dr. Tech. sciences. - Tambov: VIITiN, 2000. - 560 p.

6. Ostrikov V. V., Kornev A. Yu., Popov S. Yu., Shikhalev I. N. Patent of the Russian Federation No. 2554357. Method for purification of waste oil. IPC S10M 175/02 (2006.01), publ. 06/27/2015. Bul. No. 18.

7. GOST 20284-74. Petroleum products. The method of determining the color on the calorimeter of CNT. - M.: Publishing house of standards, 1974. - 3 p.