НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И ЗНАНИЯ У С. ФРАНКА И М. ХАЙДЕГГЕРА

Фриауф Василий Александрович, д-р филос. наук, профессор кафедры теологии и религиоведения, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Дуплинская Юлия Михайловна, д-р филос. наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Тел.: 8 (8452) 51-92-26

E-mailduplinskayay@mail.ru

Аннотация. Производится сравнительный анализ размышлений С. Франка и М. Хайдеггера по таким ключевым для них вопросам, как соотношение веры, знания и личного экзистенциального опыта. Делается вывод, что мысль Франка тяготеет к апофатике (христианская традиция «отрицательного» богословия). А истоком герменевтики Хайдеггера является своеобразно истолкованная им катафатика (христианская традиция «положительного» богословия). Базовые интуиции творчества С. Франка и творчества М. Хайдеггера объединяет общая цель: опыт соединения с Богом-Словом. Но выявляются глубинные различия. Базовая интуиция Хайдеггера расположена в той традиции язычества, согласно которой Бог имманентен человеческой реальности, и различие между Богом и человеком сводится к различию «собственного и несобственного». Путь к трансцендентному «неведомому Богу» Хайдеггер открывает в способности слышать зов этого Бога. И пытаться донести его катафатически – в поэтическом произведении. Что касается базовой интуиции Франка, то она расположена в «авраамической» религиозной традиции. Согласно этой традиции, между Творцом и тварью пролегает неустранимая онтологическая бездна. Тогда путь Франка к Христу есть преодоление этой бездны через «усыновление твари», через кенозис Сына Божия и феозис человека.

Ключевые слова: Франк, Хайдеггер, вера и знание, религиозный опыт.

THE PROBLEM OF BELIEF AND KNOWLEDGE ACCORDING TO S. FRANK AND TO M. HEIDEGGER

Friauf Vasiliy Aleksandrovich, Dr. of Philosophy, Prof., Saratov State University, Saratov, Russia.

Duplinskaya Yuliya Mikhaylovna, Dr. of Philosophy, Ass. Prof., Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia.

Keywords: Frank, Heidegger, belief and knowledge, religious experience.

The comparative analysis of the reflections of S. Frank and M. Heidegger on such key issues as the relationship between faith, know ledge and personal existential experience was made. The conclusion is drawn that Frank’s ideas are inclined to apophatika (the Christian tradition of “negative” theology). Whereas the source of Heidegger’s hermeneutics is the kataphatika (the Christian tradition of “positive” theology) which was interpreted by him in a peculiar way. The basic intuitions of S. Frank’s works and M. Heidegger’s ones are united by a common goal: the experience of communion with God the Word. But there are some deep differences. Heidegger’s basic intuition is located in the tradition of paganism, according to which God is immanent in human reality, and the distinction between God and man is reduced to the distinction of “our own” and “the extrinsic”. Heidegger opens the path to the transcendent “unknown God” in the ability to hear the call of this God, and in efforts to bring it in a kataphatic way through poetic work. As for the basic intuition of Frank, it is located in the Abrahamic religious tradition. According to this tradition, there is an irremovable ontological abyss between the Creator and the creature. Then S. Frank’s path to Christ is the overcoming of this abyss through the “adoption of the creature”, through the kenosis of the Son of God and the theosis of man.