НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РИСКА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Орлов Михаил Олегович, д-р филос. наук, профессор, декан философского факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Лукьяненко Константин Александрович, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (987) 360-50-88

E-mail: dakos@inbox.ru

Аннотация. Философский анализ рассматривает религию и религиозную веру как проблему социальную и проблему мировоззренческую. Сегодня, особенно остро стоит вопрос об актуальности религиозного мировоззрения в российском обществе, его объективно-социальной и субъективной значимости. В этом смысле видны явные противоречия в отношении религиозной веры. Если, совершенно недавно, кризис религии и церкви в современном обществе признавался во всех социокультурных слоях, и секулярная проблематика занимала одну из ведущих ролей, то сегодня, речь идет уже о постсекулярной эпохе, в которой возникает проблема не отсутствия религиозной веры, но ее различных рискогенных модификаций. А это предполагает наличие целого спектра проблем, которые мы и попытаемся обозначить в данной работе. В статье предпринята попытка краткого анализа религиозных процессов в обществе риска. В рамках выработки стратегий безопасности саратовской школой рискологии, авторы статьи настаивают на необходимости привлечения таких особых, специфических знаний в сфере религии, которые помогут преодолеть невежество в вопросах религиозной веры и религиозных учений, снизить риски социальной напряженности, выявить возможные проблемы и наметить пути их решения.

Ключевые слова: социальная философия, религия, религиозная вера, теология, секуляризм, постсекуляризм, аскетика, бедная религия, итсизм, риск, православие, неофитство, религиозный опыт, традиция, квазирелигиозность, гиперрелигиозность, духовная рискология.

RELIGIOUS FAITH AS A FACTOR OF SOCIAL RISK: PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Orlov Mikhail Olegovich, Dr. of Philosophy, Head of the Chair, Saratov State University, Saratov, Russia.

Lukyanenko Konstantin Aleksandrovich, Post-graduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

Philosophical analysis considers religion and religious faith as a social problem and a worldview problem. Today, the question of the religious worldview relevance in the Russian society, its objective-social and subjective significance, is especially acute. In this sense, there are obvious contradictions in relation to religious faith. If, quite recently, the crisis of religion and church in modern society was recognized in all socio-cultural strata, and secular problems occupied one of the leading roles, today we are talking about the post-secular epoch in which not the absence of religious faith, but various risky modifications of the faith make the problem. And this implies the existence of a whole range of problems, which the authors try to identify in this paper. The article attempts to briefly analyze religious processes in a risk society. As part of the development of security strategies by the Saratov School of Risk Studies, the authors of the article insist on the need to attract such special and specific knowledge in the field of religion that will help overcome ignorance in matters of religious faith and religious teachings, reduce the risks of social tension, identify possible problems and outline ways to solve them.

Keywords: social philosophy, religion, religious faith, theology, secularism, postsecularism, asceticism, poor religion, Ietsism, risk, orthodoxy, neophyteism, religious experience, tradition, quasi-religiosity, hyperreligiousness, spiritual riskology.