НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Орлов Михаил Олегович, д-р философ. наук, профессор, декан философского факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Петрова Кристина Юрьевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (987) 360-50-88

E-mail: petra-velikaya@yandex.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу религиозной идентичности и ее верификации. Рассмотрев наиболее устоявшиеся способы верификации религиозности в контексте социокультурного подхода, авторы находят подобные способы недостаточно достоверными и считают необходимым найти такой способ, который не допускал бы фальсификации при установке религиозной идентичности. В поисках такого метода предлагается обратиться к методологическому инструментарию нейропсихологии религии. В статье анализируются наработки, которые имеются в этой области, указываются достоинства и недостатки нейропсихологического подхода к маркировке религиозности, а также обосновывается необходимость обращения исследовательского внимания на еще один актуальный аспект: возможность трансляции религиозности через информационно-коммуникационные сети.

Ключевые слова: религия, религиозность, конфессия, религиозная идентичность, информационное общество, психофизиология, нейротеология.

RELIGIOUS IDENTITY IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: SOCIOCULTURAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACHES

Orlov Mikhail Olegovich, Dr. of Philosophy, Dean of Philosophy, Saratov State University, Saratov, Russia.

Petrova Kristina Yuryevna, Postgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

This article is devoted to the issue of religious identity and its verification. Having considered the most established ways of verifying religiosity in the context of a sociocultural approach, the authors find such methods inadequate and believe it necessary to find a way that would not allow falsification when establishing a religious identity. In search of such a method, it is proposed to turn to the methodological toolkit of the neuropsychology of religion. The article analyzes the developments that exist in this field, and indicates the merits and demerits of a neuropsychological approach to marking religiosity. The necessity of addressing the research attention to one more actual aspect, the possibility of transmitting religiosity through information and communication networks, is substantiated.

Keywords: religion, religiosity, denomination, religious identity, information society, psychophysiology, neurotheology.