НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО НИГИЛИЗМА

Аникин Сергей Александрович, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: rev.anikin@gmail.com

Аннотация. В статье поднимается проблема нигилизма как явления, охватывающего широкий перечень аспектов человеческого бытия, в том числе вопрос религии и теологии. Формирование новой религиозно-философской, а затем и теологической традиции, подразумевающей нигилистические интенции, приводит к возникновению собственно теологического нигилизма как одного из проявлений нигилизма онтологического. У истоков теологического нигилизма – Ф. Шлейермахер и его идея непознаваемости Бога разумом, смещение акцента на апофатическое богословие, панентеизм. Теологический нигилизм привел к отказу от устоявшихся норм, канонов, догматов, традиций, поставив над ними личное восприятие Бога верующим. Это привело к пересмотру не только собственно теологии, но и традиционной христианской этики. Таким образом, рассмотрение основных положений теологии Ф. Шлейермахера и его последователей и сопоставление их с признаками нигилизма, освещенными ведущими исследователями данного феномена, приводят нас к выводу, что термин «теологический нигилизм» описывает реально существующие воззрения, а значит, использование его в исследованиях, посвященных истории развития либеральной теологии и западно-христианской религиозной этики, вполне оправданно.

Ключевые слова: религия, онтология, нигилизм, теология, бытие, этика, понятие, определение, христианство, протестантизм.

THE QUESTION OF DETERMINATION OF THEOLOGICAL NIHILISM

Anikin Sergey Aleksandrovich, рost-graduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

The article raises the problem of nihilism, as a phenomenon encompassing a wide range of aspects of human existence, including the issue of religion and theology. The formation of a new religious, philosophical, and later theological tradition, implying nihilistic intentions, leads to the emergence of theological nihilism itself as one of the manifestations of ontological nihilism. At the origins of theological nihilism we find F. Schleiermacher and his idea of the unknowableness of God by reason, the shift of emphasis to apophatic theology, panentheism. Theological nihilism led to rejection of the stagnant norms, canons, dogmas, and traditions, placing above them believer’s personal perception of God. This led to a revision not only of theology itself, but also of traditional Christian ethics. Thus, a review of the basic theses of F. Schleiermacher’s theology and his followers and their juxtaposition with the signs of nihilism, covered by the leading researchers of this phenomenon, leads us to the conclusion that the term ‘theological nihilism’ describes really existing views, and therefore its use in the studies devoted to history of liberal theology and Western Christian ethics development, is fully justified.

Keywords: religion, ontology, nihilism, theology, being, ethics, concept, definition, Christianity, Protestantism.