НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22-24-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новикова Елена Тарасовна, учитель начальных классов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»: Россия, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28.

Овчинникова Александра Жоресовна, д-р пед. наук, профессор, почетный

работник ВПО РФ, профессор кафедры начального образования и социальных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»: Россия, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению важной проблемы: формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности, связанной с духовно­нравственным развитием детей. В контексте данной статьи определяется необходимость разработки основных направлений ценностно­смысловой переориентации воспитательных возможностей младших; решаются три основные задачи нравственного воспитания детей: определение специфики формирования нравственных ценностей, связанных с жизненными позициями детей; характеристика направлений внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с УУД; описание программы «Ручеек общения» во внеурочной деятельности младших школьников. Представлены этапы, направления деятельности младших школьников, атрибуты, способствующие целенаправленному становлению учащихся во внеурочной деятельности, развитию гуманистических отношений.

Ключевые слова: нравственные ценности, направления, внеурочная деятельность, программа, учащиеся.

BASIC DIRECTIONS OF FORMING MORAL VALUES FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN OFF-HOUR ACTIVITIES

Novikova Elena Tarasovna, рostgraduate student, Yeletz State University, Yeletz, Russia.

Ovchinnikova Aleksandra Zhoresovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Yeletz State University, Yeletz, Russia.

Keywords: moral values, directions, offhour activities, program, pupils.

The article is devoted to the consideration of an important problem: the formation of moral values of younger schoolchildren in off­hour activities related to their spiritual and moral development. In the context of this article, the necessity is determined to develop the main directions of the value­conceptual reorientation of the educational opportunities of the younger. Three main objectives of moral upbringing of children are solved: determining the specifics of forming moral values associated with the children’s life stance; defining the off­hour activities of junior schoolchildren in accordance with the universal educational actions; description of the program “Communication streamlet” in off­hour activities of junior schoolchildren. The stages and directions of junior schoolchildren activity and attributes promoting the purposeful rising of pupils in off­hour activities and the development of humanistic relations are presented.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКИХ ВУЗОВ

Бендрикова Альбина Юрьевна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Философия и социология», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»: Россия, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, 46.

Бухнер Наталия Юрьевна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Философия и социология», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»: Россия, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, 46.

Старчикова Маргарита Валерьевна, канд. социол. наук, ст. преподаватель кафедры «Философия и социология», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»: Россия, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, 46.

Аннотация. В статье дается обоснование актуальности выбранной темы исследования. Российская студенческая молодежь всегда была и остается активным действующим субъектом в социальных и социально­экономических процессах, происходящих в обществе. С этой позиции авторы статьи описывают социальный аспект качества образования, в котором отражаются

социальные потребности и ожидания студентов. Раскрывается комплексный характер понятия «качество высшего образования», которое отражает объективную природу общества и творческое начало личности. Реализация индивидуальных установок студенчества в образовательной деятельности рассматривается авторами через понятие социальной активности. В социологическом анализе качества образования, выделяются критерии социальной активности студента вуза. Также в статье приводятся результаты эмпирического социологического исследования субъективных оценок социальной активности студентов АлтГТУ. Социальная активность студенчества рассматривается авторами статьи на трех уровнях: общественном, групповом, личностном. В результате проведенного исследования были выявлены факторы, влияющие на социальную активность студенчества в процессе социализации, частью которой является образовательная деятельность.

Ключевые слова: студенческая молодежь, качество образования, социальная активность, субъектность.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS IN ALTAI UNIVERSITIES

Bendrikova Albina Yuryevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof., Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia.

Bukhner Natalya Yuryevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof., Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia.

Starchikova Margarita Valeryevna, Cand. of Soc. Sci., Senior Lecturer, Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia.

Keywords: student youth, quality of education, social activity, agency.

The article substantiates the relevance of the chosen research topic. Russian student

youth has always been and remains an active agent in the social and socio­economic processes taking place in the society. From this point of view the authors describe the social aspect of the quality of education, which reflects the social needs and expectations of students. The integral character of the concept “quality of higher education” is revealed, which reflects the objective nature of society and the creative origin of the individual. The realization of the students’ individual attitudes in educational activity is consi dered by the authors through the concept of social activity. The criteria for the social activity of a university student are singled out in the sociological analysis of the quality of education. The results of the empirical sociological research of subjective estimations of social activity of students of the Altai State Technical University are also resulted in the article. Social activity of students is considered by the authors of the article on three levels: public, group, and personal. As a result of the study, factors that influenced the students’ social activity in the process of socialization, a part of which is educational activity, were identified.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

Гринёв Геннадий Никифорович, канд. биол. наук, доцент: Россия, г. Королев, Московская обл.

Аннотация. На основе конвергенции мультидисциплинарных научных данных разработаны графические схемы, иллюстрирующие процессы и проблемы профессионализации взрослеющей личности. Рефлексия, индивидуация, ведущая мотивация и профессионализация рассмотрены в системе бытийного и профессионального сознания, массового сознания, индивидуального и коллективного бессознательного. Результаты исследований предлагаются для рефлексий о развитии взрослеющей личности и ее совершенствования.

Ключевые слова: взрослеющая личность, развитие, знания, сознание, коммуникации, рефлексия, профессионализация

PROBLEMS OF A MATURING PERSONALITY DEVELOPMENT

Griniov Gennadiy Nikiforovich, Cand. of Biol. Sci., Ass. Prof., Korolev, Moscow region, Russia.

Keywords: maturing personality, development, knowledge, consciousness, communication, reflection, professionalization.

Based on the convergence of multidisciplinary scientific data, graphical schemes have been developed that illustrate the processes and problems of the professionalization of the maturing personality. Reflection, individuation, leading motivation and professionalization are considered in the system of existential and professional consciousness, mass consciousness, individual and collective unconscious. The results of the research are offered for the reflection on the development and improvement of the maturing personality.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Асташина Нина Игоревна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Сервис», Институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: Россия, 606260, Нижегородская обл., р. п. Воротынец, ул. Мира, 7.

Васильева Елена Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Сервис», Институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: Россия, 606260, Нижегородская обл., р. п. Воротынец, ул. Мира, 7.

Аннотация. Для формирования компетентной личности требуется обновление арсенала педагогических технологий и методов обучения. В статье обосновывается актуальность использования активных и интерактивных методов обучения в высшей школе. Среди интерактивных методов обучения большим потенциалом для формирования компетентной личности обладают имитационные методы. Они являются универсальными и могут быть использованы в педагогической практике по изучению разных дисциплин. В качестве примера использования имитационной игровой технологии в статье представлено проведение семинарского занятия по экологии в форме командного турнира. Материалы представленного исследования могут быть использованы в педагогической практике высшей школы.

Ключевые слова: активные и интерактивные методы обучения, имитационные методы обучения, командные турниры.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR USING ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE HIGHER EDUCATION

Astashina Nina Igorevna, Cand. of Ped. Sci., Senior Lecturer, Nizhniy Novgorod

State Engineering-Economic University, Nizhny Novgorod, Russia.

Vasilyeva Elena Anatolyevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic University, Nizhny Novgorod, Russia.

Keywords: active and interactive teaching methods, simulation methods of teaching, team tournaments.

For the formation of a competent person, the renewal of the arsenal of pedagogical technologies and methods of instruction is required. The article proves the urgency of using active and interactive teaching methods in higher education. Among the interactive methods of teaching, imitation methods have a great potential for the formation of a competent person. They are universal and can be used in pedagogical

practice to study different disciplines. As an example of the use of imitation gaming technology, the article presents a seminar on ecology in the form of a team tournament. The materials of the presented research can be used in pedagogical practice of the higher school.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА

Лукиянчина Елена Владимировна, преподаватель кафедры социально-экономического образования и философии, аспирант, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»: Россия, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12.

Аннотация. Коммуникативную деятельность в профессиональном образовании должны осуществлять все участники процесса обучения. В т. ч. и куратор, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе. Целью данного исследования является выявление путей развития коммуникационной деятельности студентов в процессе воспитательной работы вуза. В статье рассматривается понятие коммуникационной деятельности в профессиональном образовании, необходимость развития коммуникационной деятельности в процессе воспитательной работы вуза, обосновывается необходимость применения кейсов для развития коммуникационной деятельности студентов в процессе воспитательной работе в вузе. Описывается процесс применения кейсов в рамках кураторских часов в вузе как один из возможных путей для реализации развития коммуникационной деятельности бакалавров, приводятся примеры кейсов для работы по проблеме этики взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: коммуникационная деятельность, развитие коммуникационной деятельности, воспитательная деятельность, кураторский час, кейсы.

DEVELOPMENT OF BACHELORS’ COMMUNICATION ACTIVITY IN THE PROCESS OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL WORK

Lukiyanchina Elena Vladimirovna, postgraduate student, Lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

Keywords: communication activity, communication activity development, educational activity, curatorial hour, cases.

Communicative activity in vocational education should be carried out by all the educational process participants, including a curator, who carries out morale building activities in the university. The purpose of this study is to identify ways of developing students’ communication activities in the university educational process. The article deals with the concept of communication activity in vocational education

and the need for the development of communication activities in the process of the university educational work. The necessity of applying cases for the development of communication activities of students in the process of educational work in the university is substantiated. The process of applicating cases in the framework of university curatorial hours is described as one of the possible ways for developing communication activity of bachelors. The examples of cases for working on the problem of teachers and students relationship ethics are given.

ПСИХОЛОГИЯ

ПОДГОТОВКА К ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ПЕРЕГРУЗКАМ НА ПЕРЕГОВОРАХ

Спинова Елена Анатольевна, канд. психол. наук, доцент, профессор кафедры английского языка международного бизнеса, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.

Аннотация. Наряду с предметной, стратегической и организационной подготовкой автор рекомендует проводить также психологическую подготовку будущих участников переговоров и предлагает некоторые способы (система целей, ЛАОС, изучение стратегий и т. д.), способствующие снижению эмоциональных перегрузок во время предстоящих переговоров.

Ключевые слова: эмоции, переговоры, конфликт, стратегии переговоров, зона возможного соглашения, приоритетность уступок, лучшая альтернатива обсуждаемому соглашению, модальность, система целей.

PREPARATION FOR EMOTIONAL OVERLOAD IN NEGOTIATIONS

Spinova Elena Anatolyevna, Cand. of Psychol. Sci., Prof., Russian Foreign Trade

Aca demy, Moscow, Russia.

Keywords: emotions, negotiations, conflict, negotiation strategies, possible agreement area, priority of concessions, Best Alternative To the Negotiated Agreement, modality, set of objectives.

Along with substantive, strategic and organizational training, the author recommends also psychological preparation of future negotiators and suggests some methods (set of objectives, BATNA, study of strategies, etc.) that help reducing emotional overload during the forthcoming negotiations.

ФИЛОЛОГИЯ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТРАНСКАТЕГОРИЗАЦИЯ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА

Мамедова Гюльмира Шахин кызы, аспирант, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»: Россия, 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Аннотация. В статье описана семантическая транскатегоризация при образовании новых значений слова. Материалом для анализа послужили лексемы английского языка. Вначале рассмотрены ключевые этапы классификации категорий, предложенные учеными и философами. Подробно представлен перечень бытийных категорий и субкатегорий. Выделены и описаны характерные особенности семантических категорий, в частности, имен существительных. Приведены примеры семантического перехода. Особое внимание уделено связи между морфосинтаксической и лексической семантикой. Автор приходит к выводу, что семантические роли имен существительных в составе падежного фрейма определяются по предикату, а вне предложения не говорят о семантических ролях имен существительных. На основе изучения данного явления установлено, что, несмотря на множество разновидностей семантического перехода, все они вписываются в единую общую схему. В заключении раскрывается ответ на вопрос, что в семантических переходах моделировано, а что – эвристично.

Ключевые слова: семантическая транскатегоризация, бытийная и семантическая категория, семантическая роль, семантический переход.

SEMANTIC TRANSCATEGORIZATION IN FORMING NEW MEANINGS OF THE WORD

Mamedova Gulmira Shakhin kyzy, postgraduate student, Samara State Social-Pedagogical University, Samara, Russia.

Keywords: semantic transcategorization, existential and semantic category, semantic role, semantic transition.

The article describes the semantic transcategorization when forming new word meanings. The material for analysis was the English lexical units. First, the key stages in the classification of categories proposed by scientists and philosophers are considered. The list of existent categories and subcategories is presented in detail. Characteristic features of semantic categories, in particular, nouns, have been singled out and described. Examples of semantic transition are given. Particular attention is paid to the relationship between morphosyntactic and lexical semantics. The author comes to the conclusion that the semantic roles of nouns in the context

of a case frame are determined by the predicate, and the semantic role of nouns outside the sentence is not usually discussed. Based on the study of this phenomenon, it is established that, despite there are many varieties of a semantic transition, they all fit into a single general scheme. The answer the question, what in semantic transitions is modeled and what is heuristic, is revealed in the conclusion.