НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

ВЕСТНИК РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 07-2018

Полнотекстовая версия журнала

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

ФЕНОМЕН ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ СААМОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ В РАБОТАХ ГАРОЛЬДА ЭЙДХЕЙМА

Максименко Алена Сергеевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский Федеральный университет им. Иммануила Канта»: Россия, 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

Тел.: (401-2) 59-55-95

E-mail: alyona.maksimenko@gmail.com

Аннотация. Данная статья отображает анализ основополагающих работ норвежского ученогоантрополога Гарольда Эйдхейма. На основе научных исследований Эйдхейма проведено объединение главных идей и выводов его научной деятельности, что позволило создать общую картину этнополитического движения саамов в Арктическом регионе в историческом дискурсе с позиции ученого.

Ключевые слова: Гарольд Эйдхейм, саамы, этнополитическое движение, этнополитика, Арктический регион, коренное население Севера, сампи.

PHENOMENON OF THE SAAMI ETHNOPOLITICAL MOVEMENT IN THE ARCTIC REGION IN THE WORKS OF HAROLD EIDHEIM

Maksimenko Alena Sergeevna, postgraduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia.

Keywords: Harold Eidheim, Saami, ethnopolitical movement, ethnopolitics, Arctic region, indigenous population of the North, sampi.

This article presents an analysis of Norwegian anthropologist Harold Eidheim’s fundamental works. The main ideas and conclusions on the basis of his scientific research were harvested, which allowed creating an overall picture of the ethnopolitical movement of the Saami in the Arctic region in the historical discourse from the scientist’s standpoint.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

Пинчук Андрей Юрьевич, канд. полит. наук, первый проректор, ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет СТАНКИН»: Россия, 127055, Москва, Вадковский пер., 1.

Тел.: (499) 972-94-01                           

E-mail: a.pinchuk@stankin.ru

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные организационные системы, реализованные в рамках современного международного терроризма. Отмечены их положительные и отрицательные характеристики. Указано, что в настоящее время два основных метода определяют организационную структуру террористических группировок. Эти методы реализованы в иерархической или сетевой моделях. Сделан вывод, что структурные изменения все больше отражают изощренные коммуникационные возможности террористов в рамках существующих группировок, позволяющих им расширять их аудиторию и усиливать внешний эффект терактов.

Ключевые слова: международный терроризм, террористическая группа, модель организации, иерархическая структура, сетевая структура, террористическая сеть, террористическая ячейка.

ORGANIZATIONAL SYSTEMS OF MODERN INTERNATIONAL TERRORISM: BASIC MODELS

Pinchuk Andrey Yuryevich, cand. of Polit. Sci., First Vice-rector, Moscow State Technological University “STANKIN”, Moscow, Russia.

Keywords: international terrorism, terrorist group, organization model, hierarchical structure, network structure, terrorist network, terrorist cell.

The main organizational systems implemented within the framework of modern international terrorism are considered in this article. Their positive and negative characteristics are noted. It is indicated that two main methods determine the organizational structure of terrorist groups at present. These methods are implemented in a hierarchical or a network model. It is concluded that structural changes are increasingly reflecting the sophisticated communication capabilities of terrorists within existing groups that allow them to expand their audiences and enhance the external effect of terrorist attacks.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

АПОЛОГИЯ ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ СОЗНАНИИ: ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ

Павлова Елена Леонидовна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия и культурология», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»)»: Россия, 344002, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69.

Тел.: (863) 263-30-80

E-mail: main@rsue.ru

Аннотация. В данной статье автор осмысливает философское значение феномена труда, его признание и отрицание, как часть человеческого мышления и сознания. Так же автором исследуется процесс преображения европейского пролетариата в зажиточный средний класс, процесс реструктуризации общества в период Великой депрессии и диаметральные процессы в России, начавшие возвращаться к европейскому пути в конце 80-х годов и обнаружившие большое число проблем и препятствий. Автор высказывает в статье собственное мнение по вопросу, приводя в доказательство своей позиции слова многочисленных философов и персонажей произведений мирового искусства.

Ключевые слова: труд, исторический путь, генезис, Маркс, Тейлор, Великая депрессия, зарубежный опыт, культура.

THE APOLOGY OF LABOR IN THE MODERN CONSCIOUSNESS: THE BRINKS OF THE PROBLEM

Pavlova Elena Leonidovna, Cand. of Philosophy, Ass. Prof. of Philosophy and Culturology, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia.

Keywords: labor, historical path, genesis, Marx, Taylor, Great Depression, foreign experience, culture.

In this article, the author comprehends the philosophical significance of the phenomenon of labor, its recognition and denial, as a part of human thought and consciousness. The author also examines the process of transforming the European proletariat into a well-off middle class and the process of restructuring the society during the Great Depression.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОСМОС ЧЕЛОВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМАТИКИ УТОПИИ

Коломиец Галина Григорьевна, д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия и культурология», ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, просп. Победы, 13.

Ляшенко Павел Васильевич, канд. филос. наук, доцент кафедры «Общие правовые дисциплины и политология», ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, просп. Победы, 13.

Тел.: (951) 035-55-53

E-mail: lyashenkopavel@rambler.ru

Аннотация. В статье утверждается мысль о социальном космосе человека как эстетическом проекте человеческого бытия. Под эстетическим проектом понимается онтологическое представление о мире как вселенском порядке, красоте и гармонии универсума. Отмечается, что в контексте проблем современной техногенной цивилизации и культуры социальный космос человека, предполагающий трансцендентно и имманентно эстетосферу бытия, требует, с одной стороны, новой постановки вопроса по преодолению несовершенного в мире человека; с другой – смены отношений к утопическим идеям, к дисбалансу утопий и антиутопий в философской мысли. Утопии, представляя собой модели счастливой жизни человека, направлены не только на социально-политическое переустройство общества, но и на трансформацию социального космоса человека путем обращения к общечеловеческим, интерсубъективным ценностям гармонии, красоты, добра, истины. Ориентируясь на заданный утопический идеал, человечество способно критически осмыслять социальную реальность, проводя отбор социальных явлений, не соответствующих положительно-заданному образцу.

Ключевые слова: социальный космос человека, эстетическое, гармония, форма, античность, техногенная цивилизация, утопия, искусство.

THE SOCIAL COSMOS OF A HUMAN AS AN AESTHETIC PROJECT IN THE CONTEXT OF TECHNOGENIC CIVILIZATION TRANSFORMATION AND THE PROBLEMS OF UTOPIA

Kolomiets Galina Grigoryevna, Dr. of Philosophy, Prof. of General Legal Disciplines and Politology, Orenburg State University, Orenburg, Russia.

Liashenko Pavel Vasilyevich, Cand. of Philosophy, Ass. Prof. of General Legal Disciplines and Politology, Orenburg State University, Orenburg, Russia.

Keywords: social cosmos of a human, aesthetic, harmony, form, antiquity, technogenic civilization, utopia, art.

The article affirms the idea of social cosmos of a human being as an aesthetic project of human existence. Under the aesthetic project the ontological idea of the world as a universal order, beauty and harmony of the universe is understood. It is noted that in the context of the problems of modern technogenic civilization and culture, the social cosmos of a human, which presupposes the transcendent and immanent esthethosphere of being, requires, on the one hand, a new formulation of the problem of overcoming the imperfect person in the world; on the other hand, a change of attitude toward utopian ideas, an imbalance of utopias and anti-utopias in philosophical thought is needed. Utopias, representing models of people’s happy life, are directed not only to the socio-political reconstruction of society, but also to the transformation of a human social cosmos by resorting to universal human interpersonal values of harmony, beauty, goodness and truth. Focusing on a given utopian ideal, humanity is able to critically comprehend social reality, choosing social phenomena that do notcorrespond to a positive-given pattern.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕСТРУКТИВНОЙ ЗАВИСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Муругова Вера Владимировна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины и иностранные языки», Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: otvet1512@mail.ru

Аннотация. В статье показана связь между такими социальными явлениями, как социальная структура российского общества и наличие феномена деструктивной зависти. Дается краткий анализ современной социальной структуры российского общества, анализируются различные точки зрения. Особое внимание уделяется мнению Т. Заславской и Ж. Тощенко. Показано, что нынешняя социально-классовая ситуация в обществе может спровоцировать усиление социальной напряженности, социального недовольства и социальной зависти, самая опасная разновидность которой – это деструктивная зависть, при которой люди стремятся к нанесению ущерба или прямому устранению предмета зависти. Распространение деструктивной зависти ведет к подрыву социальной стабильности в обществе. Автор сформулировал основные направления, которые способны ослабить социальную напряженность и феномен деструктивной зависти. Это более ответственная социальная политика государства, соблюдение принципа социальной справедливости (достойный труд должен достойно вознаграждаться) и воспитание в обществе социально-статусной культуры граждан, которая понимается как интегрированность человека в обществе и выражается в его социальном статусе, его профессиональной и общественной деятельности.

Ключевые слова: деструктивная зависть, социальная структура, прекариат, социально-статусная культура

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF WEAKENING THE PHENOMENON OF DESTRUCTIVE ENVY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Murugova Vera Vladimirovna, Cand. of Philosophy, Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation (Kazan Branch), Kazan, Russia.

Keywords: destructive envy, social structure, precariat, socio-status culture.

The article shows the connection between such social phenomena as the social structure of Russian society and the existence of the destructive envy phenomenon. A brief analysis of the contemporary social structure of the Russian society is given; different points of view are analyzed. Particular attention is paid to the opinion of T. Zaslavskaya and J. Toshchenko. It is shown that the current social and class situation in the society can provoke an increase in social tension, social discontent and social envy, the most dangerous kind of which is destructive envy, when people seek to damage or directly eliminate the object of envy. The spread of destructive envy leads to undermining of social stability in the society. The author formulated the main directions that can weaken social tension and destructive envy phenomenon. They are: a more responsible social policy of the state, observance of social justice principle (worthy work should be adequately rewarded) and the education of the social and status culture of citizens, which is understood as integration of a person in the society and expressed in his social status, his professional and social activities.

 

ЭТИКА

 

ЭВТАНАЗИЯ В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ ПОЛЕ ПРАВОСЛАВИЯ И ГУМАНИЗМА

Преображенский Георгий Дмитриевич, магистр богословия, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: p.g.d@bk.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в контексте мировоззренческих оснований гуманизма и православной церкви. Приводится аргументация в пользу священности дара жизни человека и неприемлемости совершения самоубийства под какими-либо предлогами или формами. На основании проведенного исследования делаются следующие выводы: к XX веку христианство утрачивает свои позиции и теперь его пытается подменить цивилизация техногенно-гедонистического толка, подкрепленная идеями гуманистического характера, которая все свои задачи и цели сводит лишь к обеспечению комфорта и благополучия в этой жизни. С таких позиций старость и болезни становятся «побочными эффектами» человеческой жизни, которые лишь мешают брать от жизни все. Тогда и возможно «милосердное убийство» – эвтаназия.

Ключевые слова: эвтаназия, теоцентризм, антропоцентризм, теология, самоубийство, гуманизм.

EUTHANASIA IN THE WORLDVIEW FIELD OF ORTHODOX CHRISTIANITY AND HUMANISM

Preobrazhenskiy Georgiy Dmitrievich, Master of Theology, Saratov State University, Saratov, Russia.

Keywords: euthanasia, theocentrism, anthropocentrism, theology, suicide, humanism.

This article deals with the problem of euthanasia in the context of humanistic ideological foundations and those of the Orthodox Church. The argument is given in favor of the sacredness of the gift of human life and the inadmissibility of committing suicide under any pretext or form. On the basis of the study, the following conclusions are drawn: by the twentieth century Christianity had lost its positions and is now being replaced by a technogenic-hedonistic civilization supported by humanistic ideas that reduce all its tasks and goals only to ensuring comfort and well-being in the present life. From such positions, old age and sickness become “side effects” of a human existence, which only interfere with taking everything from life. Then and thus “a mercifulmurder” – euthanasia – becomes possible.

 

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП КАК ОСНОВАНИЕ РУССКОЙ МОДЕРНОСТИ

Ищенко Нина Сергеевна, аспирант кафедры «Теория искусств и эстетика», Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского: г. Луганск, Красная площадь, 7.

Тел.: 3(806-4) 259-02-62

E-mail: niofterna@gmail.com

Аннотация. Объединение человечества в единое целое началось в эпоху Великих географических открытий на основе европейской культуры, которая предлагает другим народам в процессе межкультурного взаимодействия теорию и практику модерности как предмет коммуникации. Классическая теория модернизации, созданная в XIX веке, не подтвердилась практикой в XX–XXI вв. Пересмотр оснований теории модернизации происходит в теории множественных модерностей, согласно которой социокультурная динамика межкультурного взаимодействия с западной культурой определяется внутрикультурными характеристиками культуры-коммуникатора. В результате может возникнуть собственная версия модерности, сохраняющая культурные архетипы взаимодействующей культуры и позволяющая ей осуществлять собственные социокультурные стратегии в современном мире. В данной статье будут рассмотрены внутрикультурные основания русской модерности, а именно: культурный архетип святого царства и маргинализация культурной темы эсхатологических ожиданий в XVII веке.

Ключевые слова: модерность, теория множественных модерностей, межкультурное взаимодействие, русская культура, культурный архетип, культурная тема.

RUSSIAN CULTURAL ARCHETYPE AS THE BASIS OF RUSSIAN MODERNITY

Ishchenko Nina Sergeevna, postgraduate student of Theory of Arts and Aesthetics, Lugansk State Academy of Culture and Arts, Lugansk, LPR.

Keywords: modernity, theory of multiple modernities, intercultural interaction, Russian culture, cultural archetype, cultural theme.

The unification of the mankind into a single entity began in the era of the great geographical discoveries on the basis of Europeanculture, which offers other peoples the theory and practice of modernity as a subject of communication in the process of intercultural interaction. The classical theory of modernization, created in the XIX century, was not confirmed by practice in the XX–XXI centuries. The revision of the bases of modernization theory occurs in the theory of multiple modernities, according to which the sociocultural dynamics of intercultural interaction with Western culture is determined by the intracultural characteristics of the communicator culture. As a result, a new version of modernity may arise, preserving the cultural archetypes of the interacting culture and allowing it to implement its own sociocultural strategies in the modern world. This article considers the intracultural foundations of Russian modernity, such as a cultural archetype of the holy kingdom and the marginalization of the cultural theme of eschatological expectations in the 17th century.

 

БЫТИЕ МИМЕСИСА В МЫШЛЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

Богатов Михаил Александрович, канд. филос. наук, доцент кафедры «Теоретическая и социальная философия», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевскогo»: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: m_bogatov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности мимесиса – одного из ключевых терминов античной мысли и современной теории искусства. В ней последовательно рассматриваются способы понимания подражания на разных уровнях: на уровне словоупотребления, перевода, осмысления. Автор предлагает концепцию мимесиса как способности предоставлять собственное существование под выражение других вещей. Также рассматривается место мимесиса в аристотелевской системе наук. Будучи понятием продуктивного знания, мимесис всегда ускользает от теоретических наук, включая философию.

Ключевые слова: Аристотель, мимесис, Лосев, «Поэтика», искусство, подражание.

THE “MIMESIS” IN ARISTOTLE'S THINKING

Bogatov Mikhail Aleksandrovich, Cand. of Philosophy, Ass. Prof. of Theoretical and Social Philosophy, Saratov State University, Saratov, Russia.

Keywords: Aristotle, mimesis, Losev, “Poetics”, art, imitation.

The article is devoted to the essenceof mimesis – one of the key terms of ancient thought and modern art theory. It consistently examines ways of understanding imitation at different levels: at the level of word usage, translation and comprehension. The author suggests the concept of mimesis as the ability to provide one’s own existence under the expression of other things. The place of the mimesis in the Aristotelian system of sciences is also considered. Being the concept of productive knowledge, mimesis always eludes theoretical sciences, and philosophy among others.

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

ФЕНОМЕН ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ

Кузьмина Елена Владиславовна, ст. преподаватель кафедры «Религиоведение» Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: bossloko1@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена феномену предпосылочного знания. Нами рассматриваются формы предпосылочного знания с учетом исторических особенностей развития науки. Так, классическая рациональность стремилась к элиминации субъекта из процесса познания и, как следствие, допускала в качестве легитимных исключительно абсолютные, носящие универсальный, объективный характер предпосылки познания. В рамках же постнеклассической научной рациональности исследуются не только рациональные основания познания, но и иррациональные характеристики научного поиска. В том числе, в качестве предпосылочного знания учитываются субъективные, индивидуальные, социокультурно обусловленные условия познания, выраженные в том числе и в допонятийной форме.

Ключевые слова: предпосылочное знание, постнеклассическая рациональность, субъект познания, абсолютные предпосылки познания, научные предпосылки познания, социокультурные предпосылки познания.

THE PHENOMENON OF PRIOR KNOWLEDGE IN SCIENCE

Kuz’mina Elena Vladislavovna, Senior Lecturer of Religion Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Keywords: prior knowledge, post-non-classical rationality, subject of cognition, absolute prerequisites for cognition, scientific prerequisites for cognition, sociocultural prerequisites for cognition.

This article is devoted to the phenomenon of prior knowledge. We consider the forms of prior knowledge, taking into account the historical features of scientific development. Thus, classical rationality aspired to eliminate the subject from the process of cognition and, as a consequence, allowed exclusively legitimate, absolute, objective prerequisites of cognition as legitimate. Within the framework of post-non-classical scientific rationality, not only rational bases of cognition, but also irrational characteristics of scientific search are investigated. For instance, subjective, individual, socio-cultural conditions of cognition, expressed even in the pre-conceptual form, are taken into account as a prior knowledge.