НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 20-21-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Аникин Сергей Александрович, магистр, педагог дополнительного образования, МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 13.

Тел.: (8452) 26-01-28

E-mail: rev.anikin@gmail.com

Аннотация. В статье поднимается вопрос патриотического воспитания в современных условиях. Рассматривая формирование патриотических взглядов предыдущих поколений и специфику мышления современной молодежи, для которой свойственен критический подход и необходимость рационального обоснования, автор приходит к выводу о необходимости глубокого осмысления патриотизма, его рациональных предпосылок. В статье автором кратко рассматриваются следующие аспекты обоснования патриотизма: исторический, политический, социальный, экономический, экологический, этический, эстетический, духовный, а также поднимается вопрос о безусловной ценности патриотических чувств в условиях постмодернизма, предполагающего отсутствие безусловной ценности какого-либо знания.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, нигилизм, постмодернизм, любовь к родине, рационализм, познание.

THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF POSTMODERNISM

Anikin Sergey Aleksandrovich, Mgr., Teacher of Supplementary Education, Palace of Children and Youth Creativity, Saratov, Russia.

Abstract. The article raises the issue of patriotic education in the context of modern times. Considering the formation of the previous generations’ patriotic views and the specifics of the contemporary youth’s way of thinking, for which a critical approach and the need for rational justification are inherent, the author comes to the conclusion that it is necessary to thoroughly understand patriotism and its rational prerequisites. The author briefly discusses the following aspects of the substantiation of patriotism: historical, political, social, economic, ecological, ethical, aesthetic, spiritual. Besides, he also raises the question of the unconditional value of patriotic feelings in the age of postmodernism that implies the absence of the unconditional value of any knowledge.

Keywords: patriotism, patriotic education, nihilism, postmodernism, love of the motherland, rationalism, cognition.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Першина Ольга Павловна, аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»: Россия, 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

Тел.: (4012) 53-62-60

E-mail: ollekta@gmail.com

Аннотация. В статье говорится о необходимости интеграции основного и дополнительного образования детей в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере дополнительного образования детей рассматривается развитие технического творчества, где решается актуальная задача популяризации инженерных профессий среди молодежи. Перечислены проблемы, связанные с особенностью развития дополнительного образования детей научно-технической направленности: недостаточная техническая оснащенность учреждений дополнительного образования, дефицит специалистов, способных реализовать дополнительные образовательные программы научной и технической направленности, отсутствие системы просвещения детей в сфере технического творчества. Рассмотрены возможные пути решения этих проблем: представлен поэтапный план развития материально-технической базы учреждений, перечислены материалы, которые должны быть использованы при подготовке и переподготовке педагогических кадров, способы привлечения учащихся к научно-техническому творчеству.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, научно-техническая направленность, техническое творчество, федеральный государственный образовательный стандарт

INTEGRATION OF COMPULSORY AND SUPPLEMENTARY EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF FSES

Pershina Olga Pavlovna, Post-graduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia.

Abstract. The article discusses the need to integrate children’s compulsory and supplementary education in the context of the Federal State Educational Standards implementation. As one of the priority directions of the state policy in the sphere of supplementary education of children, the development of technical creativity is considered, where the urgent task of popularizing engineering professions among young people is being solved. The problems associated with the peculiarities of developing supplementary education for children of a scientific and technical orientation are listed: insufficient technical equipment of supplementary education institutions, a shortage of specialists capable of implementing supplementary educational programs of a scientific and technical orientation, lack of a system for educating children in the field of technical creativity. Possible ways of solving these problems are considered: a step-by-step plan for the growth of the material and technical base of institutions is presented; the materials to be used in the training and retraining of teaching staff, ways to attract students to scientific and technical creativity.

Keywords: supplementary education of children, supplementary education teacher, scientific and technical orientation, technical creativity, Federal State Educational Standard.

 

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОСНОВ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Абдуллахитов Рустам Шахраниевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»: Россия, 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шерипова, 32.

Тел.: (8712) 29-00-04

E-mail: olhazar_86@mail.ru

Аннотация. В статье описана модель переводческой компетенции студентов бакалавриата неязыкового вуза, разработанная автором. Данная модель получила название основы переводческой компетенции, так как автор включил в данную модель только те субкомпетенции, сформированность которых дает возможность студентам адекватно переводить тексты по своей специальности. В отличие от переводческой компетенции студентов переводческих направлений, данная модель отражает особенности обучения студентов технических направлений, отражает важность поставленных задач по подготовке студентов, способных участвовать в межкультурной коммуникации. Данная модель основ переводческой компетенции учитывает особенности обучения студентов технических направлений, учитывает интересы и потребности студентов в знании языка для специальных целей. Приведена структурно-содержательная характеристика модели основ переводческой компетенции, дана обоснованная оценка компонентам этой модели. На основе приведенных сведений о содержании основ переводческой компетенции дано определение термину основы переводческой компетенции.

Ключевые слова: переводческая компетенция, основы переводческой компетенции, модель, субкомпетенции, языковая субкомпетенция, информационная субкомпетенция, предметная субкомпетенция.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS TRANSLATION COMPETENCE FUNDAMENTALS

Abdullakhitov Rustam Shakhraniyevich, Post-graduate student, Chechen State University, Grozny, Russia.

Abstract. The article describes developed by the author model of the translation competence of a non-linguistic university undergraduate students (bachelors). This model was called ‘the basis of translation competence’, since the author included in this model only the subcompetences, the formation of which enables students to adequately translate texts in their specialty. Unlike the translation competence of students-translators, this model reflects the peculiarities of teaching students of technical fields; it reflects the importance of the tasks set for the preparation of students who are able to participate in intercultural communication. This model of the basis of the translation competence takes into account the peculiarities of teaching students of technical specialties, and the interests and needs of students in the knowledge of the language for special purposes. The structural-content characteristic of the model of the basis of the translation competence is given; a reasonable estimate is given to the components of this model. On the ground of the given information on the basis of the translation competence content, a definition of the term ‘the basis of the translation competence’ is given.

Keywords: translation competence, basis of translation competence, model, subcompetence, language subcompetence, information subcompetence, subject subcompetence.

 

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В КУРСЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ

Тербушева Екатерина Александровна, аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9.

Тел.: (812) 328–20–00

E-mail: ekatherina88@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются требования, предъявляемые к научно-исследовательской компетентности студентов бакалавров в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС 3+) и государственных стратегиях. Проведенный анализ требований показывает, что знания современных способов обработки и анализа экспериментальных данных с помощью информационных технологий являются необходимым компонентом исследовательской компетентности. В программы обучения предлагается встраивать курсы по интеллектуальному анализу данных, методы которого широко применяются мировым научным сообществом для получения конкурентоспособных результатов при проведении исследований. В статье описываются отечественные и зарубежные подходы к построению подобного курса и предлагается структура курса по интеллектуальному анализу данных.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, анализ данных, современные исследования, интеллектуальный анализ данных, ИАД, преподавание интеллектуального анализа данных.

DEVELOPMENT OF BACHELORS’ RESEARCH COMPETENCE IN THE COURSE OF DATA INTELLECTUAL ANALYSIS

Terbusheva Ekaterina Aleksandrovna, Post-graduate student, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia.

Abstract. The requirements for the academic competence of the bachelor students in the Federal State Educational Standards for higher education (FSES 3+) and state strategies are considered. The analysis of requirements shows that knowledge of modern methods of processing and analysis of experimental data by means of information technology is an essential component of research competence. It is proposed to build courses on the intellectual analysis of data into the training programs; the methods of the analysis are widely used by the world scientific community to obtain competitive results in the conduct of research. The article describes domestic and foreign approaches to the construction of such a course and suggests the structure of the course on the intellectual analysis of data.

Keywords: research competence, data analysis, modern research, data mining, DM, teaching of data mining.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Онтина Надежда Александровна, магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов,ул. Астраханская, 83.

Железовская Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: Ontina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье предпринято исследование, цель которого заключается в попытке разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей обучающихся. Данные исследования послужили теоретической базой для создания проекта «Школьное телевидение», реализация которого призвана обеспечить вовлечение школьников совместную работу.

Ключевые слова: обучение, творчество, телевидение, проект, проектная деятельность, школа.

PROJECT ACTIVITY AS A CONDITION FOR DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

Ontina Nadezhda Aleksandrovna, Graduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

Zhelezovskaya Galina Ivanovna, Dr. of Pedagogy, Prof., Saratov State University, Saratov, Russia.

Abstract. In this article a study is undertaken the aim of which is the attempt to develop and theoretically substantiate and also experimentally test the impact of project activities on the development of students’ creative abilities. These studies served as the theoretical basis for the project "School Television", the implementation of which is designed to ensure the involvement of students in the cooperative work.

Keywords: education, creativity, television, project, project activity, school standard.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Спирина Варвара Сергеевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29.

Кривогина Дарья Николаевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29.

Тел.: (342) 219-80-67

E-mail: spirina.varvara@gmail.com

Аннотация. Вводится новая общепрофессиональная экологическая компетенция для студентов, обучающихся по направлению «Строительство». Предлагаются условия формирования частей вводимой компетенции при которых достигается необходимый уровень знаний, умений, навыков, применяющихся в строительстве и иных сферах жизнедеятельности. Предложена методика измерения уровня влияния применяемых видов учебной работы на формирование вводимой компетенции. Для комплексной оценки уровня сформированности экологической компетенции используется механизм комплексного оценивания.

Ключевые слова: экологическая компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), общепрофессиональные компетенции, Строительство, формирование компетенций, механизм комплексного оценивания (МКО).

ECOLOGICAL COMPETENCE DEVELOPMENT AMONG STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF "CONSTRUCTION"

Spirina Varvara Sergeevna, Post-graduate student, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia.

Krivogina Darya Nikolaevna, Post-graduate student, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia.

Abstract. A new general professional environmental competence is introduced for students studying in the field of "Construction". The conditions are proposed for the formation of parts of the introduced competence at which the necessary level of knowledge, skills, skills used in construction and other spheres of life is achieved. The method of measuring the level of influence of the applied types of educational work on the formation of the introduced competence is proposed. For a comprehensive assessment of the level of environmental competence, a comprehensive assessment mechanism is used.

Keywords: environmental competence, Federal State Educational Standard for Higher Education, general professional competence, Construction, competence formation, integrated assessment mechanism (IAM).

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ АЛГОРИТМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Агафонов Владимир Михайлович, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры инфекционных болезней, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, 51.

Бурмагина Ирина Анатольевна, канд. мед. наук, ассистент кафедры инфекционных болезней, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, 51.

Тел.: (8182)28-57-91

E-mail: vagaf1949@gmail.ru

Аннотация. В статье приводится методика проведения деловой игры для подготовки студентов медицинского вуза к действиям в чрезвычайной ситуации, связанной с распространением опасных инфекций. Проведен анализ разработки инновационного практического занятия в условиях профессионального медицинского обучения в виде деловой игры по дисциплине: инфекционные болезни. Проведено изучение основ планирования и проведения деловой игры, оценен разработанный план проведения инновационного практического занятия в виде деловой игры. Представлены материалы о совершенствовании профессиональной подготовки студентов медицинского университета для успешной работы в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: деловая игра, инновационный метод, чрезвычайная ситуация, алгоритм действий.

METHOD OF BUSINESS GAMES FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY ALGORITHMIZATION IN THE SITUATION OF BIOLOGO-SOCIAL EMERGENCY

Agafonov Vladimir Mikhaylovich, Cand. of Medicine, Ass. Prof., Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia.

Burmagina Irina Anatolyevna, Cand. of Medicine, Lecturer, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia.

Abstract. The article provides a methodology for conducting a professional simulation (business game) to prepare students of a medical school for the emergency actions related to the spread of dangerous infections. The analysis of elaborating the innovative practical lesson in the context of professional medical training in the form of a business game in the discipline ‘infectious diseases’ is given. The study of the fundamentals of planning and conducting a business game was conducted; the developed plan for conducting an innovative practical lesson in the form of a business game was evaluated. The materials on improving the professional training of students of a medical university for the successful work in emergency situations are presented.

Keywords: business game, innovative method, emergency situation, algorithm of actions.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Рядинская Евгения Николаевна, канд. психол. наук, доцент, докторант кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

Тел.: (863) 218-40-00

E-mail: muchalola@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям разработки авторской программы формирования смысложизненных стратегий у мирного населения, проживающего в зоне вооруженного конфликта, с целью активизации его личностного ресурса. Приводится содержательная часть жизненных перспектив и смыслов, обосновываются основные принципы программы формирования смысложизненных стратегий у населения, проживающего в условиях вооруженного конфликта. Программа состоит из четырех структурных блоков, которые реализуются поэтапно: работа с психическими состояниями личности, коррекция утраченной идентичности личности, активизация личностного ресурса, работа с осознанием личности новым смысложизненных стратегий. На заключительном этапе реализации программы участникам предлагается оценить ее эффективность при помощи анкетирования, основанного на принципах модели Д. Киркпатрика. Делается вывод, что в период нахождения населения в очагах вооруженных конфликтов необходимо осуществлять эффективные способы, методы по восстановлению личности, особенно, это касается психологической составляющей этого процесса.

Ключевые слова: программа, смысложизненные стратегии, личностный ресурс, вооруженный конфликт, мирные жители.

FEATURES OF THE DEVELOPING THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF LIFE-PURPOSE STRATEGIES AMIDST AN ARMED CONFLICT

Ryadinskaya Evgeniya Nikolaevna, Cand. of Psychology., Ass. Prof., South Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of development of the author's program for the formation of life-purpose strategies among civilians living in the zone of armed conflict, with the aim of activating their personal inner resources. A substantial part of the life perspectives and meanings is given; the main principles of the program for the formation of life-purpose strategies for the population living in conditions of armed conflict are substantiated. The program consists of four structural blocks that are implemented in stages: work with the mental state of the individual, the correction of the lost identity of the individual, the activation of the personal resource, and work with the awareness of the personality of new life-purpose strategies. At the final stage of the program implementation, the participants are invited to evaluate its effectiveness using questionnaires based on the principles of D. Kirkpatrick's model. It is concluded that during the period of the population's stay in the centers of armed conflicts it is necessary to implement effective methods for restoring the personality; this is especially related to the psychological component of this process.

Keywords: program, meaningful strategies, personal resource, armed conflict, civilians.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ОШИБКИ ПАРАДИГМАТИЧЕСКОГО ТИПА В РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

Кузнецова Екатерина Максимовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.

Тел.: (495) 939-10-00

E-mail: aniretak92@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ошибок парадигматического типа в письменной речи иностранных учащихся. Проведен анализ отрицательного языкового материала. Разрабатываются основы классификации ошибок. Решается вопрос о специфике лексикографического представления значений слов в словаре, ориентированном на иностранных учащихся. Приводится пример словарной статьи.

Ключевые слова: лингводидактика, русский язык как иностранный, ошибки, лексика, типология.

ERRORS OF PARADIGMATIC TYPE IN FOREIGN STUDENTS’ SPEECH

Kuznetsova Ekaterina Maksimovna, Post-graduate student, Moscow State University, Moscow, Russia.

Abstract. The article is devoted to the consideration of errors of the paradigmatic type in the written speech of foreign students. The analysis of negative language material is carried out. The basis for the classification of errors is being developed. The question of the specifics of the lexicographic representation of the word meanings in the vocabulary aimed at foreign students is being solved. An example of a dictionary entry is given.

Keywords: linguodidactics, Russian as a foreign language, errors, vocabulary, typology.

 

АНАФОРА В УСТНОМ ДИСКУРСЕ: ЭТОТ И ЭТО КАК АНАФОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Рачёва Александра Андреевна, преподаватель, аспирант, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»: Россия, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Тел.: (3952) 52-15-90

E-mail: aleksandracheva@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу функционирования в устном дискурсе двух анафорических средств − единиц ЭТОТ (в составе полной именной группы) и ЭТО, рассматриваемой как отдельная лексема. В качестве материала исследования используются тексты глубинных интервью, в рамках которого говорящий должен активно использовать различные анафорические средства для поддержания связности значительных фрагментов дискурса. Анафора рассматривается с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, позволяющего анализировать тексты значительного объема с точки зрения когнитивных процессов, происходящих в сознании субъекта речи. Для каждого из анафорических средств выделены разновидности употреблений в зависимости от типа антецедента, описаны дискурсивные функции каждой из них. Анализ материала позволил выявить, что основные функции полной именной группы с ЭТОТ и единицы ЭТО связаны с различными сферами регулирования дискурса.

Ключевые слова: дискурс, устная речь, анафора, дискурсивная анафора, анафорическое средство.

ANAPHORA IN ORAL DISCOURSE: ‘THIS (ONE)’ AND ‘THIS’ AS ANAPHORIC MEANS

Rachiova Aleksandra Andreevna, Postgraduate student, Lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia.

Abstract. The article is devoted to the analysis of functioning of two anaphoric means - units of ‘ЭТОТ’/THIS (ONE) (as part of a full nominal group) and ‘ЭТО’/THIS, considered as a separate lexeme in oral discourse. As a research material, the texts of in-depth interviews are used, within which the speaker should actively use various anaphoric means to maintain the coherence of significant fragments of discourse. Anaphora is considered from the standpoint of the cognitive-discursive approach, which allows analyzing texts of considerable volume from the point of view of cognitive processes occurring in the consciousness of the subject of speech. For each of the anaphoric means, the types of usage are distinguished depending on the type of antecedent; the discursive functions of each of them are described. The analysis of the material made it possible to reveal that the main functions of the full nominal group THIS (ONE) and the unit THIS are associated with various spheres of discourse regulation.

Keywords: discourse, oral speech, anaphora, discursive anaphora, anaphoric means.

 

«ЭПАТАЖНАЯ ЛЕКСИКА» КАК ЭКСПЛИКАТОР КОНЦЕПТА «БОГ» В ПОЭЗИИ РУССКИХ ФУТУРИСТОВ

Завадская Анастасия Викторовна, канд. филол. наук, зав. кафедрой русского языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6.

Тел.: (3532) 50-06-06

E-mail: a.v.zavadskaya@gmail.com

Аннотация. В данной статье автор показывает, что эпатаж является характерной чертой творчества футуристов. Особое внимание уделяется текстовому эпатажу, который создается поэтами в результате привлечения в художественный текст единиц «эпатажной лексики» и за счет снижения традиционно высоких, сакральных образов. Автором анализируется образ Бога, представленный в поэтических текстах футуристов. По мнению автора, снижение сакрального для русской языковой картины мира образа происходит в результате использования поэтами эмотивной, просторечной, окказиональной лексики при описании Бога. Также в статье отмечается, что поэтами-футуристами для экспликации концепта «Бог» достаточно часто включаются в художественный текст эмотивы, содержащие семы пренебрежения и уничижения.

Ключевые слова: футуризм, художественный текст, эпатаж, «эпатажная лексика», концепт «Бог», эмотивная лексика, окказиональная лексика.

‘SCANDALOUS VOCABULARY’ AS AN EXPLICATOR OF THE CONCEPT ‘GOD’ IN THE RUSSIAN FUTURISTS’ POETRY

Zavadskaya Anastasiya Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Prof., Head of Department, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia.

Abstract. In this article, the author shows that epatage (scandalous behavior) is a characteristic feature of the futurists’ art. Particular attention is paid to the textual outrage that is created by poets as a result of attracting units of ‘shocking vocabulary’ into the literary text and by lowering the traditionally high sacral images. The author analyzes the image of God, represented in the poetic texts of the futurists. In the author's opinion, lowering of this sacred for the Russian language image occurs as a result of the use of emotive, colloquial, occasional vocabulary by poets in describing God. Also it is noted in the article that poets-futurists often include emotives, containing the semes of neglect and humiliation, into the literary text for the explication of the concept "God".

Keywords: futurism, literary text, epatage, ‘shocking vocabulary’, the concept ‘God’, emotional vocabulary, occasional vocabulary.

 

ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕКЛАМНОГО ПЕРСОНАЖА КАК ЦЕННОСТНОЕ КАЧЕСТВО КОННОТАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УСПЕШНОСТИ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ

Гурин Дмитрий Олегович, аспирант, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»: Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.

Тел.: (351) 799-71-01

E-mail: dmitry.dg.gurin@mail.ru

Аннотация. Креолизованные рекламные тексты, направленные на продвижение элитных товаров, содержат репрезентации некоторых ценностей, приобретаемых потребителем вместе с товаром. Данные ценности выражаются при помощи коннотативных значений рекламных текстов. Одним из видов креолизованных рекламных сообщений являются тексты с изображением медийных персонажей, особенностью которых является отсутствие дополнительных вербальных элементов. Такой ценностью представляется качество внешней привлекательности, выражаемое через коннотативное значение успешности. В статье рассмотрены лингво-семиотические особенности эксплуатации ценностного качества внешняя привлекательность рекламного персонажа коннотативной составляющей успешность креолизованным рекламным дискурсом, направленным на продвижение наручных часов класса «люкс». Рекламные сообщения разделяются согласно иконической составляющей по гендерному признаку, а также критерию персонифицированности, под которым понимается вербальное указание рекламных персонажей. Вербальная часть состоит только из слогана и заголовка и осложнена средствами стилистической выразительности.

Ключевые слова: рекламный дискурс, креолизованный рекламный текст, коннотативное значение рекламы, семиотика рекламного текста, стилистика рекламы.

EXTERNAL APPEAL OF THE ADVERTISING CHARACTER AS A VALUE QUALITY OF THE CONNOTATIVE COMPONENT OF SUCCESS IN THE ADVERTISING DISCOURSE

Gurin Dmitriy Olegovich, Post-graduate student, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

Abstract. Creolized advertising texts aimed at promoting elite goods, contain representations of some values purchased by the consumer along with the goods. These values are expressed by means of connotative meanings of advertising texts. One of the types of creolized advertising messages is a text depicting media characters, the feature of which is the lack of additional verbal elements. This value is the quality of external attractiveness, expressed through the connotative value of success. The article considers lingvosemiotic features of the exploitation of the value of quality ‘external attractiveness of the advertising character’ of the connotative component ‘success’ with a creolized advertising discourse aimed at promoting luxury watches. Advertising messages are divided according to the iconic component by gender, as well as the criterion of personification, which refers to the verbal indication of advertising characters. The verbal part consists only of a slogan and a heading and is complicated by means of stylistic expressiveness.

Keywords: advertising discourse, creolized advertising text, connotative value of advertising, semiotics of advertising text, advertising stylistics.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ

Короткова Александра Сергеевна, специалист по учебно-методической работе, аспирант, ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»: Россия, 129344, г. Москва, ул. Енисейская, 3, корп. 5.

Тел.: (499) 189-12-76

E-mail: skowroneczka@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования методологического аппарата исследования проблемы развития филологической культуры средствами этнолингвистики.

Ключевые слова: культура; филологическая культура; этнолингвистика; поликультурная среда.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCHING THE PROBLEM OF PHILOLOGICAL CULTURE DEVELOPMENT BY MEANS OF ETHNOLINGUISTICS

Korotkova Aleksandra Sergeevna, Postgraduate student, Academy of Public Administration, Moscow, Russia.

Abstract. The article deals with the use of the methodological apparatus for investigating the problem of philological culture development of by means of ethnolinguistics.

Keywords: culture; philological culture; ethnolinguistics; multicultural environment.

 

ИЗУЧЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДНОСОСТАВНЫХ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Труфанова Марина Юльевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; доцент кафедры русского языка, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»: Россия, 630073, г. Новосибирск, просп. К. Маркса, 20.

Тел.: (383) 244-11-61

E-mail: trymar@mail.ru

Аннотация.В статье рассматриваются особенности языковой семантики односоставных неопределённо-личных предложений. Представлено лексическое и грамматическое выражение значения неопределённости действующего лица. Показана разница в семантике односоставных и двусоставных синонимичных конструкций, которая проявляется в структурных свойствах этих предложений. Указаны основные значения односоставных неопределённо-личных предложений, которые должны быть усвоены студентами. Обращается внимание на трудности, которые возникают при изучении данного типа предложений, особенно при работе в иностранной аудитории. Работая с иностранными студентами, необходимо разъяснить им в первую очередь следующее. Двусоставные и односоставные предложения в русском языке в первую очередь различаются по структуре: предикативный центр двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого, а односоставного предложения – из одного главного члена. Главный член односоставного предложения характеризуется предикативной самодостаточностью: он не нуждается в другом главном члене, все его грамматические формы являются самостоятельными. Говорится о необходимости предупредить смешение данных конструкций с двусоставными неполными предложениями, в которых пропущено подлежащее, упомянутое в предыдущем контексте. Предложена методика изучения односоставных предложений на основе структурно-семантического принципа при работе с иностранными студентами.

Ключевые слова: лексическая и грамматическая семантика, синонимичные конструкции, изучение односоставных неопределенно-личных предложений, русский язык как иностранный.

STUDYING SEMANTIC FEATURES OF MONONUCLEAR INDEFINITE-PERSONAL SENTENCES WHEN WORKING WITH FOREIGN STUDENTS

Trufanova Marina Yulyevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

Abstract. In the article features of language semantics of mononuclear indefinite-personal sentences are considered. The lexical and grammatical expression of the actor’s indefiniteness is presented. The difference in the semantics of single-component and two-component synonymous constructions is shown, which is manifested in the structural properties of these sentences. The main meanings of single-component indefinite sentences, which must be learned by students, are indicated. Attention is drawn to the difficulties that arise when studying this type of sentence, especially when working in a foreign audience. While working with foreign students, it is necessary to explain the following. First of all, two-component and one-component sentences in the Russian language differ in structure: the predicative center of a two-component sentence consists of two principal parts: the subject and the predicate, and mononuclear sentence is formed by one principal part. The principal part of a mononuclear sentence is characterized by predicative self-sufficiency: it does not need another principal part, and all its grammatical forms are independent. The need to prevent mixing of these constructions with two-component incomplete sentences, in which the subject mentioned in the previous context is omitted, is considered. A method for studying mononuclear sentences based on the structural-semantic principle when working with foreign students is proposed.

Keywords: lexical and grammatical semantics, synonymous constructions, studying mononuclear indefinite-personal sentences, Russian as a foreign language.