НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 18-19-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Царукян Инна Викторовна, педагог-психолог, МКДОУ детский сад № 22 «Улыбка», аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»: Россия, 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417а.

Тел.: (865-2) 56-08-26

E-mail: inna.tsarukian@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи стилей семейного обучения и психоэмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ существующих классификаций стилей семейного воспитания и их влияния на психоэмоциональное развитие дошкольников.

Ключевые слова: стили семейного воспитания, дошкольный возраст, психоэмоциональное развитие дошкольников, взаимосвязь стиля семейного воспитания.

INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLE ON THE PSYCHOEMOTIONAL DEVELOPMENT OF THE OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Tsarukian Inna Viktorovna, Preschool education psychologist, Post-graduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia.

The article is devoted to the study of the relationship between the styles of family education and the psychoemotional development of the older preschool children. The analysis of existing classifications of family education styles and their influence on the psychoemotional development of preschool children was carried out.

Keywords: family education styles, preschool age, psychoemotional development of preschool children, interrelation of the style of family upbringing.

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Бортновская Инна Александровна, ст. преподаватель кафедры специальной и дошкольной педагогики и психологии, аспирант, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Тел.: (4162) 52-41-64

E-mail: bortnovckay@mail.ru

Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается проблема становления системы профессиональной подготовки кадров в области дошкольного образования. Современный социальный заказ в области педагогического образования требует вносить коррективы в подготовку трудового педагогического ресурса страны. Современной тенденцией развития образования в РФ является обеспечения условий его качественного обновления в соответствии с социокультурными и экономическими запросами общества. Поэтому особенно радикально она должна трансформироваться именно на первой ступени – в системе дошкольного образования. Ежегодно усложняются и расширяются требования, которые предъявляются к работе педагогов с детьми дошкольного возраста. Потребность в изучении данной проблемы вызвана современными преобразованиями в обществе. От того, насколько качественными будут в итоге профессиональные знания, умения, навыки, уровень социальной зрелости, личностные качества, которые получит будущий педагог, зависит общая перспектива России.

Ключевые слова: педагогика, система высшего образования, методика, критерии, инновации.

PROBLEMS OF PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF MODERN STANDARDS IMPLEMENTATION

Bortnovskaya Irina Aleksandrovna, Postgraduate student, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.

The given article considers the problem of forming the system of professional training for the personnel in the field of preschool education. The modern social order in the field of pedagogical education requires making some corrections in the preparation of this personnel resource of the country. The current trend in the development of education in the Russian Federation is to ensure the conditions for its qualitative renewal in accordance with the socio-cultural and economic demands of society. Therefore, especially radically, it must be transformed at the first stage, in the system of preschool education. Every year the requirements that are imposed on people working with children of preschool age become more complicated and broaden. The need to study this problem is caused by modern transformations in the society. The general perspectives of Russia depend on the extent to which the professional knowledge, skills, level of social maturity, and personal qualities that the future teacher receives are of high quality.

Keywords: pedagogy, higher education system, methods, criteria, innovations.

 

 

АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Бирюков Михаил Юрьевич, специалист высшей категории, педагогическое звание «Преподаватель-методист», доцент кафедры дизайна и проектных технологий, Институт торговли обслуживающих технологий и туризма ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко»: 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2.

Тел.: (380-642) 59-90-08

E-mail: birukovmu@rambler.ru

Аннотация. Целью статьи является анализ дефиниции понятий эстетический и художественный вкус, который основывается на взглядах современных ученых относительно данного вопроса и культурно-исторических условиях его возникновения и развития. Разнообразие вкусов, обусловлено неограниченным богатством самих художественно-эстетических объектов, которые существуют в действительности, а также постоянным развитием действительности и, прежде всего, социальной действительности – появлением новых условий жизни, совершенствованием человека и созданных им предметов. Вопрос о разнообразии вкусов находит свое решение, уже при рассмотрении объективности их содержания; многообразие конкретных проявлений красоты предполагает и разнообразие вкусовых предпочтений. Индивидуализированное проявление вкуса ценно тем, что демонстрирует нюансы качеств объекта и позволяет передать другим чувство, пережитое личностью. Следовательно, создаются основания для творчества в оценочно-переживающих взаимодействиях, поэтому вкусы служат эффективным средством духовного объединения людей и одной из основных констант эстетического воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: эстетический вкус, художественный вкус, эстетическое сознание, художественно-эстетическая культура, искусство, художественная образованность.

DEFINITION ANALYSIS OF THE CONCEPTS “AESTHETIC AND ART TASTE” IN MODERN PEDAGOGY

Biryukov Mikhail Yuryevich, Educationalist, Lugansk National University, Lugansk, LPR.

The purpose of the article is to analyze the definition of the concepts of aesthetic and artistic taste, which is based on the views of modern scholars on this issue and the cultural and historical conditions of its emergence and development. The variety of tastes is due to the abundance of the artistic and aesthetic objects themselves that exist in reality, as well as the constant development of reality and, above all, of social reality – the emergence of new living conditions, the improvement of the human himself and the objects created by him. The question of the diversity of tastes finds its solution, already when considering the objectivity of their content; the variety of specific manifestations of beauty implies a variety of taste preferences. Individualized manifestation of taste is valuable because it demonstrates the nuances of the qualities of the object and allows you to convey to others the feeling experienced by the person. Hence, the grounds for creativity in appraisal- experiencing interactions are formed; therefore tastes serve an effective means of spiritual unification of people and one of the main constants of aesthetic education of modern youth.

Keywords: aesthetic taste, artistic taste, aesthetic mind, artistic and aesthetic culture, art, artistic education.

 

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АНДРАГОГИКА И ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Сафаров Мунир Ватанович, канд. пед. наук, Кулябский государственный университет им. А. Рудаки: Республика Таджикистан, 735360, г. Куляб, ул. С. Cафарова, 16.

Тел.: (992-83322) 2-30-08

Е-mail: munir11@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с обучением взрослых в системе непрерывного образования. По мнению автора, одним из приоритетов в деле объединения человечества на основе определенных ценностей и целей является непрерывное образование. Автором констатируется, что преемственность проявляется в современном культурном и образовательном контексте как идея, принцип преподавания, качество учебного процесса, условие возникновения человека. Таким образом, автор обоснованно констатирует, что непрерывное образование представляется одновременно в качестве государственной, так и негосударственной системы, обеспечивающая осуществлению принципа непрерывности образования в обществе и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, приоритет, контекст, культура, принцип, идея, общество, термин, проблема, процесс, реализация, ценности, реализация, практика.

THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION, ANDRAGOGY AND ADULT EDUCATION

Safarov Munir Vatanovich, Cand. of Ped. Sci., Kulob State University, Tajikistan.

The article deals with problems of the training adult pupils in the system of continuous education. In the opinion of the author, continuous education is one of the priorities in the matter of uniting mankind on the basis of certain values and goals. The author states that continuity is manifested in the modern cultural and educational context as an idea, the principle of teaching, the quality of the educational process, and the condition for the human emergence. Thus, the author reasonably states that continuous education is presented simultaneously as a state and non-state system that ensures the implementation of the principle of the continuity of education in society and as an internal process that accompanies the formation of the person on the basis of lifelong learning.

Keywords: continuous education, adult education, priority, context, culture, principle, idea, society, term, problem, process, implementation, values, implementation, practice.

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Беляева Ольга Леонидовна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», Институт социально-гуманитарных технологий: Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89.

Брюховских Людмила Александровна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», Институт социально-гуманитарных технологий: Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89.

Давыдова Ольга Геннадьевна, заведующий, МБДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида»: Россия, 660079, г. Красноярск, 60 лет Октября, 85б.

Тел.: (391) 217-17-17

Е-mail: oliyass@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось выявление особенностей слухоречевого развития старших дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в разном возрасте. Выявленные особенности обусловливают необходимость получения ими образования в соответствии с содержанием индивидуальных адаптированных основных образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приводятся данные сравнительного анализа выявленных экспериментальным путем особенностей слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами, перенесших кохлеарную имплантацию в разном возрасте.

Ключевые слова: слухоречевое развитие, старшие дошкольники, кохлеарная имплантация, особенности слухоречевого развития, адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

PECULIARITIES OF AUDITORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH COHELLAR IMPLANTS SET AT DIFFERENT AGE

Belyaeva Olga Leonidovna, Cand. of Ped., Ass. Prof., Krasnoyarsk State Pedagogical University, Krasnoyarsk, Russia.

Briukhovskikh Liudmila Aleksandrovna, Cand. of Ped., Ass. Prof., Krasnoyarsk State Pedagogical University, Krasnoyarsk, Russia.

Davydova Olga Gennadyevna, Preschool principal, Preschool centre № 194, Krasnoyarsk, Russia.

The article presents the results of the ascertaining experiment, the purpose of which was to reveal the features of the auditory development of older preschoolers who underwent cochlear implantation at different age. The discovered peculiarities reveal the children’s need to receive education in accordance with the content of individual adapted basic educational programs and according to the federal state educational standard for preschool education. The comparative analysis data of the auditory development features of the children with cochlear implants, who underwent cochlear implantation at different age, are diagnosticated experimentally.

Keywords: auditory development, older preschool children, cochlear implantation, features of auditory development, adapted educational program of pre-school education.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Широкоступова Антонина Олеговна, аспирант кафедры классической и практической психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»: Россия, 604950, г. Нижний Новгород, ул.Ульянова,1.

Тел.: (831) 436-18-74

E-mail: tonya.schirokostupova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости у юношества в период студенчества. Приводятся основные подходы к пониманию студенчества, как отдельной социальной категории с особыми психологическими и социокультурными потребностями. Раскрывается взаимосвязь адаптационных механизмов, задействованных при начале обучения в высшем учебном заведении на эмоциональный фон студентов и следовательно-эмоциональную устойчивость. Также влияние эмоциональной устойчивости на формирование основных и базовых профессиональных компетенций в процессе обучения в ВУЗе. Приводятся результаты исследования проведенного помощи методик «Прогноз» и экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса, целью которого было отследить уровень вероятности неврозов у студентов и степень невротизации личности, а так же выделить лиц с при- знаками нервно-психической неустойчивости и риском дезадаптации в стрессе. На основании полученных результатов представлены возможные пути решения проблемы.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональный фон, уровень невротизации, нервно-психическая неустойчивость, юношеский возраст, студенчество.

FEATURES OF FORMING EMOTIONAL SUSTAINABILITY DURING STUDENTSHIP

Shirokostupova Antonina Olegovna, Post-graduate student, Minin University, Nizhny Novgorod, Russia.

The article deals with the problem of the young people’s emotional stability formation in the period of studentship. The main approaches to considering students a separate social category with special psychological and sociocultural needs are given. The interrelation of the adaptation mechanisms involved at the beginning of training at a higher educational institution with the emotional background of students and hence emotional stability is revealed, as well as the influence of emotional stability on the formation of basic professional competencies in the university academic process. The results of the research using the “Prognosis” method and the rapid neurosis diagnostics by K. Hoek and H. Hess are presented. The aim was to track the level of probability of students’ neuroses and the degree of personal neuroticism, as well as identify individuals with signs of neuro-mental instability and a risk of stress disadaptation. Based on the results obtained, possible ways of solving the problem are presented.

Keywords: emotional stability, emotional background, level of neuroticism, neuromental instability, youth, students.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ РЕПОРТАЖЕ

Колпащикова Юлия Андреевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский Государственный университет», Институт филологии и журналистики: Россия, 625003, Тюменская обл., г. Тюмень, Володарского, 6.

Тел.: (345-2) 59-74-29

E-mail:juliakolpashikova@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена исследованию в языке средств массовой информации: взаимосвязи понятий «спорт» и «эмоции» в спортивном репортаже. Автором показаны основные составляющие спортивного репортажа, определены отличительные его черты, рассматривается такой способ воздействия на телезрителя как эмотивность. Автор раскрывает особенности взаимодействия с аудиторией, а также языковую специфику спортивного репортажа, в рамках статьи представлены отрывки репортажей, содержащих преимущественно нейтральную и межстилевую лексику, также характерную для публицистики. Сделан вывод, что эмотивный фон высказывания в английском спортивном дискурсе создается при помощи употребления эмотивной лексики.

Ключевые слова: репортаж, комментарий, эмоциональная окраска, эмоциональная насыщенность, эмотивность, экспрессивность лексики, спортивные соревнования, тропы, языковые нормы, коммуникативно-семантическое поле.

LINGUISTIC MEANS OF EMOTIONALITY EXPRESSION IN SPORTS REPORTING

Kolpashchikova Yuliya Andreevna, Postgraduate student, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

The article is devoted to the studying the interrelations of the concepts “sport” and ‘emotions’ in sports reporting in the language of the mass media. The author shows the main components of sports reportage, identifies its distinctive features, and considers the method of influencing the viewer which is called “emotiveness”. The author reveals the peculiarities of interaction with the audience, as well as the language specificity of the sport reportage. The excerpts of the reports containing mainly neutral and inter-style vocabulary, also characteristic of journalism, are presented in the article. It is concluded that the emotional background of the utterance in the English sports discourse is created through the use of emotive vocabulary.

Keywords: reportage, commentary, emotional coloring, emotional saturation, emotiveness, expressiveness of vocabulary, sports competitions, trails, language norms, communicative-semantic field.

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ – ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА

Жемерикина Юлия Игоревна, канд. психол. наук доцент, ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»: Россия, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78.

Войтикова Марина Андреевна, аспирант, аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Россия, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78.

Тел.: (499) 215-65-65

E-mail: yulkazh@yandex.ru

Аннотация.Современное государство нуждается в высококвалифицированных кадрах, которые способны принимать стратегические решения, уметь креативно мыслить и быть конкурентоспособными. Сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений является выпуск высокопрофессиональных специалистов, которые кроме перечисленных качеств обладают способностью к непрерывному повышению и обновлению знаний. Образование формирует большое количество разнообразных компетенций. В обществе актуальным является вопрос непрерывности образования специалистов разного уровня. Этого можно достичь только в результате непрерывного образования, где большую роль играет повышение квалификации, что в свою очередь способствует развитию компетентности профессионала федерального органа управления. Особенно это актуально для государственных служащих. Так как компетентные государственные служащие – это залог крепкого и стабильного государства. Кроме этого сегодня высококвалифицированный специалист в нашем государстве должен иметь сформированную информационную компетентность, а особенно это актуально для сотрудников государственных органов власти.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, цифровая компетентность, обучение, информационно-коммуникативные технологии, профессионализм, повышение квалификации, государственные служащие.

STATE EMPLOYEES QUALIFICATION UPGRADING AS ONE OF THE ASPECTS OF EFFECTIVE MANAGEMENT

Zhemerikina Yuliya Igorevna, Cand. of Psychology, Ass. Prof., Moscow Technological University, Moscow, Russia.

Voytikova Marina Andreevna, рostgraduate student, Moscow Technological University, Moscow, Russia.

Modern state needs highly skilled specialists who are able to make strategic decisions, to think creatively and to be competitive. Today, the most important task of educational institutions is the training of highly professional specialists who, in addition to the above qualities, possess the ability to continuously improve and update knowledge. Education forms a large number of diverse competencies. The problem of the continuing education of the personnel of different levels is topical in the society. This task can be achieved only as a result of non-stop training, where the role of professional development, which in turn contributes to the development of the competence of a governmental officer, is increasing. This is especially true for civil servants, since competent state employees are a pledge of a strong and stable state. In addition, today a highly qualified specialist in our state must have a formed information competence, and this is especially true for employees of state authorities.

Keywords: information, information competence, digital competence, training, information and communication technologies, professionalism, advanced training, civil servants.

 

КОМПОНЕНТЫ ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ СУПРУГОВ

Перминова Ирина Валериевна, аспирант, аспирант кафедры практической психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»: Россия, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36.

Тел.: (8332) 64-89-89

E-mail: ira6616@yandex.ru

Аннотация.В статье представлены результаты исследования компонентов любви (близость, страсть, обязательства), выделенных Р. Стернбергом. Компонент любви «близость» заключается в возникновении у супругов интимных чувств, которые важны для переживания теплоты любовных отношений. Компонент любви «страсть» проявляется во влечении к своему партнеру по браку, восхищении физической привлекательностью супруга, стремлении к удовлетворению сексуальных потребностей. Компонент любви «обязательства» проявляется через супружескую верность, стремление узаконить любовные отношения, оказывать помощь в воспитании детей и выполнении домашних обязанностей. Исследование проведено на выборке (n = 265) состоящих в браке мужчин и женщин. Большая часть респондентов (66,4%), как показало исследование, имеет, в соответствии с их субъективными представлениями, «совершенную любовь» как сочетающую в себе все три компонента. Высокая выраженность каждого из компонентов любви способствует повышению удовлетворенности браком супругов. Полученные данные могут использоваться в консультировании.

Ключевые слова: любовь, супружеские отношения, треугольная шкала любви Р. Стернберга, компоненты любви, близость, страсть, обязательства, удовлетворенность браком

COMPONENTS OF LOVE AND SPOUSES’ SATISFACTION WITH THE MARRIAGE

Perminova Irina Valeryevna, рostgraduate student, Vyatka State University, Kirov, Russia.

Keywords: love, matrimonial relations, triangular love scale of R. Sternberg, components of love, intimacy, passion, commitment, satisfaction with the marriage.

The article presents the results of the research on the components of love (intimacy, passion, commitment), singled out by R. Sternberg. The love component of “intimacy” is the emergence of intimate feelings among spouses, which are important for experiencing the warmth of love relationships. The love component “passion” is manifested in the attraction to the partner in marriage, in admiring the physical attractiveness of the spouse, in the desire to satisfy sexual needs. The love component of “commitment” is manifested through marital fidelity, the desire to legitimize love relationships, and to assist in the upbringing the children and performing household duties. The study was conducted on a sample (n = 265) of married men and women. The majority of respondents (66.4%), according to the research, have, in accordance with their subjective views, “perfect love” as combining all three components. The high expression of each of the components of love contributes to the increase of spouses’ marriage satisfaction. The data obtained can be used in counseling.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

СИНОНИМИЯ АРАБСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ТАБАСАРАНСКОМ ЯЗЫКЕ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКИМ И АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКАМИ

Юсуфова Джамиля Юсуфовна, аспирант кафедры языкознания (сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание), Дагестанский государственный педагогический университет: Россия, Республика Дагестан, 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.

Тел.: (872-2) 67-09-28

E-mail: Monica.yu@mail.ru

Аннотация. В статье представлено историческое развитие лексики табасаранского языка и проникновение в лексическую систему словарных заимствований (арабизмов) в сопоставительном аспекте. Предложенное исследование является одной из попыток определения места арабских заимствований и их свойств в лексической синонимии табасаранского языка в сопоставлении с русским и английским языками. Подвергаются анализу особенности вхождения и приспособления арабизмов в разноструктурных языках и в сопоставительном плане рассматриваются синонимические ряды, образованные с участием арабских лексических единиц, представленных в разных лексико-тематических группах. Освещена тема прямого и опосредованного заимствования арабских слов в синонимии табасаранского языка. Представлен количественный состав арабизмов в исследуемых языках, а также представлена периодизация вхождения арабской лексики и ее роль в синонимии разносистемных языков. Выявлены и на конкретных примерах представлены синонимические ряды, образованные с участием арабских заимствований пришедших в табасаранский язык прямым и опосредованным путем, что представляет практическую значимость данного исследования.

Ключевые слова: лексика, заимствования, синонимия, табасаранский язык, арабизмы, транзитные языки, тематические группы, разноструктурные языки, сопоставительный анализ.

SYNONYMY OF ARAB BORROWINGS IN THE TABASARAN LANGUAGE IN COMPARISON WITH RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES

Yusufova Dzhamilia Yusufovna, рostgraduate student, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia.

The article presents the historical development of the Tabasaran vocabulary and the borrowings (Arabisms) penetration into the lexical system in a comparative aspect. The proposed study is one of the attempts to determine the place of Arabic borrowings and their properties in the lexical synonymy of the Tabasaran language in comparison with Russian and English. The peculiarities of the occurrence and adaptation of Arabisms in different languages are analyzed and the synonymic series formed with the participation of Arabic lexical units represented in different lexical-thematic groups are considered comparatively. The topic of direct and indirect borrowing of Arabic words in the synonymy of the Tabasaran language is highlighted. The quantitative composition of Arabisms in the stu died languages is presented, as well as the periodization of the embedding of Arabic lexicon and its role in the synonymy of the diverse language systems. The synonymic series formed with the participation of Arabic borrowings that came into Tabasaran language directly and indirectly, which is of practical importance for this study, are also revealed using specific examples.

Keywords: vocabulary, borrowings, synonymy, Tabasaran language, arabisms, transit languages, thematic groups, difference-structured languages, comparative analysis.

 

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОПУБЛИКОВАНИЯ «СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Кулашкина Регина Александровна, зам. директора, МБОУ «СШ № 3», аспирант, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»: 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56.

Тел.: (3466) 44-39-50

E-mail: vregina@yandex.ru

Аннотация.В статье описаны мотивы, которые побудили М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказок. Описаны проблемы и трудности, с которыми пришлось столкнуться писателю при опубликовании произведений. Представлены факты, каким образом и при каких обстоятельствах были напечатаны сказки. Автор приходит к выводу о том, что история подпольных изданий произведений великого сатирика содержит множество тайн. Статья будет интересна всем, кто интересуется литературой.

Ключевые слова: «Сказки для детей изрядного возраста», Салтыков-Щедрин, сказочная литературная форма, народная сказка, салтыковская сказка, публикация сказок Салтыкова- Щедрина.

MORE ON THE HISTORY OF PUBLISHING “FAIRY TALES FOR CHILDREN OF CONSIDERABLE AGE” BY M.E. SALTYKOV-SHCHEDRIN

Kulashkina Regina Aleksandrovna, postgraduate student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia.

The article describes the motives that induced M.E. Saltykov-Shchedrin to write the fairy tales. The problems and difficulties the writer faced when publishing his works are described. Presented are the facts, how and under what circumstances the fairy tales were published. The author comes to the conclusion that the history of underground publications of the great satirist’s works contains many secrets. The article will be of interest to everyone who is concerned with literature.

Keywords: “Fairy Tales for Children of Considerable Age”, Saltykov-Shchedrin, fairytale literary form, folk tale, “Saltykov tale”, publication of Saltykov-Shchedrin fairy tales.

 

КОНЦЕПТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОЛЯ РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРУМОВ

Кудрина Анастасия Викторовна, аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 434-70-27

E-mail: kudrinakudrina@mail.ru

Аннотация.В статье описываются некоторые особенности русскоязычного экономического дискурса, в котором исследователи сегодня выделяют научную, профессиональную и непрофессиональную страты. Для экономического дискурса характерен ряд концептов, которые можно выявить на опыте изучения коммуникативного поля российских экономических форумов. Экономические форумы стали одной из примет деловой жизни России и предлагают обширный материал для исследователя. Так, в рамках российских экономических форумов выявляются такие характерные, связанные между собой, концепты, как «время», «деньги», «сотрудничество», «исключительность». На материале исследования медиатекстов крупнейших российских экономических форумов в статье описывается семантическое содержание каждого концепта, подчеркивается особая роль будущего времени, которое пронизывает все коммуникации экономического дискурса российских экономических форумов и образует между всеми концептами лексико-грамматические связи.

Ключевые слова: диалог, когнитивная лингвистика, коммуникация, концепт, медиатекст, текст, экономический дискурс, экономический форум.

RUSSIAN ECONOMIC FORUMS COMMUNICATIVE FIELD CONCEPTS

Kudrina Anastasiya Viktorovna, рostgraduate student, RUDN University, Moscow, Russia.

The article describes some features of the Russian-language economic discourse, in which researchers today distinguish scientific, professional and non-professional levels. There are a number of concepts in economic discourse that can be identified through the experience of studying the Russian economic forums communicative field. Economic forums have become one of the signs of business life in Russia, and they offer extensive material for the researcher. So, within the framework of Russian economic forums such characteristic and interconnected concepts as “time”, “money”, “cooperation”, “exclusiveness” are revealed. Basing on the media texts research of the largest Russian economic forums, the article describes the semantic content of each concept, emphasizes the special role of the future tense that permeates all communications of the economic discourse of Russian economic forums and forms lexical and grammatical links between all the concepts.

Keywords: dialogue, cognitive linguistics, communication, concept, media text, text, economic discourse, economic forum.