НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 16-17-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА

Мифтахов Рафаэль Ахунзянович, канд. пед. наук, доцент, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-27

E-mail: raf1070@mail.ru

Аннотация.В этой статье поставлена задача поиска новых инновационных подходов к физическому воспитанию подростков. Раскрываются основы народной педагогики и ее дифференциация в различных формах воспитания. Основной акцент сделан на устном народном творчестве как основе воспитательного средства и на ключевом принципе этнопедагогической системы – преемственности. В статье указывается на влияние исторических условий на представление о национальном идеале, совершенной личности. Особое внимание уделено связи физического и трудового воспитания подростков как элемента сохранения здоровья. В статье указано на недостатки в практике педагогической работы современности, ее оторванность от национальных корней и культурного наследия прошлого. В результате исследования сделан вывод о важности культурного наследия предшествующих поколений, необходимости использования богатства народной педагогической мудрости.

Ключевые слова: здоровье, физическое воспитание, этнопедагогика, устное народное творчество.

ETHNOPEDAGOGIC TRADITIONS AS THE BASIS FOR EDUCATION A PHYSICALLY DEVELOPED PERSON

Miftakhov Rafael’ Akhunzianovich, Cand. of Pedagogy, Ass. Prof., Russian University of Cooperation (Kazan Branch), Kazan, Russia.

The task of the article is to find new innovative approaches to the physical education of adolescents. The foundations of traditional pedagogy and its differentiation in various forms of upbringing are revealed. The main emphasis is on oral folk tradition, as the basis of an educational tool, and on the key principle of the ethno pedagogical system, which is succession. The article points to the influence of historical conditions on the concept of a national ideal and a perfect personality. Particular attention is paid to the connection of physical and labor education of adolescents, as an element of health maintenance. The article points out the shortcomings in the practice of modern pedagogical work, for instance, its isolation from the national roots and previous cultural heritage. As a result of the study, a conclusion is made concerning the importance of the cultural heritage of previous generations and of the using the treasures of the folk pedagogical wisdom.

Keywords: health, physical education, ethno-pedagogy, oral tradition.

 

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Музаффарова Алиса Марсовна, ст. преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-27

E-mail: alisamuzaffarova@mail.ru

Аннотация. Целый ряд событий и инициатив последнего времени ставят вопрос о необходимости переосмысления теории и практики экологического образования особенно остро. Экологическое образование – одно из условий развития любого государства, одна из составных частей устойчивого развития общества. Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало разработки соответствующих концепций и программ. Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно­этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Экологическое образование включает в себя познавательную и воспитывающую составляющие, так как речь должна идти о воспитании экологически ответственной и творческой личности, ее активной гражданской позиции.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, система образования, окружающая природная среда, исследовательская деятельность студентов.

THE SYSTEM FORMING STUDENTS’ RESEARCH WORK IN THE PROCESS OF STUDYING ECOLOGICAL TOURISM

Muzaffarova Alisa Marsovna, Senior Lecturer, Russian University of Cooperation (Kazan Branch), Kazan, Russia.

A number of recent events and initiatives with special emphasis raise the issue of the need for rethinking the theory and practice of environmental education. Environmental education is one of the conditions for the development of any country; it is one of the components of sustainable society development. Effective environmental education today has become a vital necessity, which required the development of appropriate concepts and programs. A well-known specialist in environmental education I.D. Zverev proposes to consider environmental education as a continuous process of education, upbringing and development of the individual, aimed at the formation a system of knowledge and skills, value orientations and moral and ethical and aesthetic relations that ensure the environmental responsibility of the individual for the status and improvement of the socio­natural environment. Environmental education includes cognitive and educational components, as it should bring up an environmentally responsible and creative person with active civic position.

Keywords: ecological education, ecological culture, education system, environment, students’ research activities.

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Соловьева Анна Викторовна, канд. пед. наук, доцент, руководитель направления Дизайн архитектурной среды, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Бик Олег Витальевич, преподаватель, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 787-38-27

E-mail: annasolovieva@list.ru

Аннотация.В статье показана тесная взаимосвязь информационных технологий с архитектурно­дизайнерским образованием, рассказывается об изучении возможностей и технологических тонкостей компьютерной графики в высшем профессиональном образовании, становящейся неотъемлемой частью подготовки будущего дизайнера архитектурной среды, развивая его творческие и художественные способности. Авторами описано историческое развитие вычислительной техники, начиная от древних римских счетов и заканчивая информационными технологиями и их влиянием на современного человека. Цель статьи – представить описание методики эффективного обучения будущих архитекторов­дизайнеров по направлению Дизайн архитектурной среды и обеспечить ориентирование студента в широком спектре современного программного обеспечения, предназначенного для выполнения работ на разных стадиях архитектурного проектирования. В статье приведены примеры выполнения проектных заданий и курсовых проектов с применением компьютерных технологий (графических программ Adobe Photoshop, CorelDRAW, AutoCAD, ArchiCAD, SketchUp, 3DStudioMах).

Ключевые слова: дизайн­образование, компьютерная графика, дистанционное обучение, компьютерные технологии, дизайн­проект, дизайн­искусство, дизайнер архитектурной среды.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF ARCHITECTURAL SPACE DESIGNERS EDUCATION

Solovyeva Anna Viktorovna, Cand. of Pedagogy, Ass. Prof., RUDN University, Moscow, Russia.

Bik Oleg Vitalyevich, Lecturer, RUDN University, Moscow, Russia.

The article shows the close interconnection of information technologies with architectural and design education, describes the study of the possibilities and technological intricacies of computer graphics in higher professional education, which becomes an integral part of preparing the future architectural space designer and developing his creative and artistic abilities. The authors describe the historical development of computing techniques, ranging from ancient Roman abacus up to information technologies, and their influence on modern people. The purpose of the article is to provide a description of the methodology for effective training future architects and designers in the specialty “Architectural space design” and to guide a student in a wide range of modern software calculated to work at different stages of architectural design. The article contains examples of the fulfilled project assignments and term projects using computer technologies (graphic programs Adobe Photoshop, Corel Draw, AutoCAD, ArchiCAD, SketchUp, 3D Studio MAX).

Keywords: design education, computer graphics, distance learning, computer technologies, design project, design, art, architectural space designer.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Воловоденко Анжела Сергеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»: Россия, 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, 14.

Тел.: (381-2) 25-14-62

E-mail: Volovodenko-angela@yandex.ru

Аннотация. Решение задачи охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса требует выявления сущностных характеристик общекультурной компетенции оказания первой помощи, формируемой у будущих педагогов. В статье рассмотрен один из аспектов данной проблемы, а именно готовность студентов педагогического вуза использовать приемы первой медицинской (неквалифицированной) помощи. Такая готовность формируется в процессе изучения дисциплин, в содержании которых решаются вопросы обеспечения безопасности. По итогам исследования представлены структурные компоненты компетенции оказания первой помощи (когнитивный, деятельностный, морально­ценностный), раскрыто их содержание. Кроме того, выделены критерии, позволяющие оценить уровни формирования исследуемой компетенции (базовый, продвинутый, высокий). В заключительной части статьи уточнено понятие «компетенция оказания первой помощи» применительно к студентам педагогического вуза.

Ключевые слова: компетенция, первая помощь, студенты, педагогический вуз.

STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FIRST AID COMPETENCE

Volovodenko Anzhela Sergeevna, Cand. of Pedagogy, Ass. Prof., Omsk State Pedagogy University, Omsk, Russia.

The solution of the task in protecting life and health of students during the educational process requires the identification of essential characteristics of the general cultural competence in rendering first aid, which is formed in future educators. One of the aspects of the given problem is considered in the article, namely, the readiness of pedagogical university students to use the methods of the first medical (unskilled) aid. Such readiness is formed in the process of studying disciplines containing security issues. Based on the results of the study, the structural components of the competence in rendering first aid (cognitive, practical, and moral) are presented, and their content is disclosed. In addition, the criteria for assessing the levels of the competence (basic, advanced, high) are outlined. In the final part of the article the concept of “first aid rendering competence” was clarified relating to the students of a pedagogical university.

Keywords: competence, first aid, students, pedagogical university.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Князева Анна Геннадьевна, соискатель, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»: Россия, 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.

Тел.: (486-2) 751-318

E-mail: kniaz3003@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ опытно­экспериментальной работы по формированию профессионально­правовой компетентности бакалавров социальной работы в условиях образовательного процесса Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Определены сущность и содержание понятия «профессионально­правовая компетентность бакалавров социальной работы», разработаны критерии и показатели исследуемого явления (мотивационный, содержательно­когнитивный, креативно­деятельностный и регулятивно­рефлексивный). Рассмотрены уровни сформированности профессионально­правовой компетентности: базовый, продвинутый, высокий. Осуществлена их характеристика по всем показателям каждого критерия, нашедшая отражение в виде таблицы. Особое внимание уделено анализу динамики показателей сформированности профессионально­правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете. Раскрыт диагностический инструментарий, с помощью которого изучались исходный и итоговый уровни сформированности. Показаны эффективность и практическая значимость методики для системы российского образования.

Ключевые слова: социальная работа, профессионально­правовая компетентность, бакалавр социальной работы, методика, критерии, показатели, уровни сформированности.

THE RESULTS OF APPROBATING THE METHOD OF FORMING THE BACHELOR OF SOCIAL WORK PROFESSIONAL AND LEGAL COMPETENCE

Kniazeva Anna Genadyevna, contender, Orel State University, Orel, Russia.

The article presents an analysis of experimental work on the formation of professional and legal competence of social work specialists (Bachelors) in the context of the educational process at the Orel State University. The essence and content of the notion “professional and legal competence of Bachelor of Social Work” is defined, criteria and indicators of the investigated phenomenon (motivational, content­cognitive, creative­activity and regulative­reflective) are developed. The levels of the professional and law competence formation are considered: basic, advanced, and high. Their characteristics are given for all indicators of each criterion and are represented in the form of a table. Particular attention is paid to the analysis of the dynamics of the social work specialists’ professional and legal competence formation at the university. The diagnostic toolkit, with the help of which the initial and the final levels of formation were studied, is revealed. The effectiveness and practical significance of the methodology for the Russian education system is shown.

Keywords: social work, professional and legal competence, Bachelor of Social Work, method, criteria, indicators, levels of formation.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старых Светлана Алексеевна, преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»: Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Пархомчук Марина Анатольевна, д-p экон. наук, доцент, профессор кафедры «Таможенное дело и мировая экономика», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»: Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Коварда Владимир Васильевич, канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное дело и мировая экономика», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»: Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Тел.: (4712) 50-48-20

E-mail: cvetlana.staryx.87@mail.ru

Аннотация. В статье проанализирована мотивация как процесс и как сфера деятельности. Представлено обоснование направления стимулирования сотрудников высших учебных заведений на достижение конкретных измеримых показателей. Определены свойства системы мотивации профессорско­преподавательского состава (ППС). На основе проведенного анализа составлена модель процесса формирования системы мотивации сотрудников учреждений высшего образования. Центральным звеном при построении модели является ранжировании стимулов на материальные и нематериальные, а также возможность изменение направления стимулирования в зависимости от заданных условий (в модели это определенный размер заработной платы). Ранжирование осуществляется посредством определения порогового значения размера денежного вознаграждения для различных групп должностей, положения в научном сообществе, семейного положения. Так же представлены основные направления, по которым предполагается анализировать деятельность. Базовый набор стимулов определяется имеющимися в университете методами стимулирования.

Ключевые слова: мотивация, образование, преподаватель, эффективность, высшие учебные заведения, KPI, показатели эффективности, свойства системы мотивации, модель процесса формирования системы мотивации сотрудников учреждений высшего образования, материальное и нематериальное стимулирование, показатели для расчета рейтинга ППС.

MODELING OF THE FORMING PROCESS THE MOTIVATION SYSTEM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS EMPLOYEES

Starykh Svetlana Alekseevna, lecturer, post-graduate student, South-Western State University, Russia.

Parkhomchuk Marina Anatolievna, Dr. of Econ. Sci., Associate Professor, Professor of the Department of «Customs and World Economy», South-Western State University, Russia.

Kovarda Vladimir Vasilyevich, Cand. of Phys.Math. Sci., Associate Professor, Associate Professor of the Department of «Customs and World Economy», South-Western State University, Russia.

The article analyzes motivation as a process and as an activity field. The stimulation direction employees substantiation of higher educational institutions on achievement of concrete measurable indicators is presented time, the properties of the faculty motivation system are determined. Based on the analysis, a model is drawn up of the process of forming a system for motivating employees of institutions of higher education. The central element in the construction of the model is the ranking of incentives for tangible and intangible, as well as the possibility of changing the direction of incentives depending on the given conditions (in the model this is a certain amount of wages). The ranking is carried out by determining the thresh-old value of the amount of monetary compensation for various groups of posts, the situation in the scientific community, marital status. The main directions for analyzing the activity are presented also. The incentives basic set is determined by the incentive methods available at the university.

Keywords: motivation, education, teacher, efficiency, higher education institutions, KPI, performance indicators, the properties of the motivation system, model of the process of forming the motivation system for employees of higher education institutions, material and non-material incentives, indicators for calculating the faculty rating.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ АКТИВИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКАХ

Хайруллин Малик Бариевич, д-р филол. наук, проф., проф. кафедры языкознания и иностранных языков», Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-27

E-mail: Sabitova_1965@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются разноструктурные и разносистемные национальные языки с точки зрения употребления научно­технической терминологии. В результате лексического анализа заимствований, встречающихся в научно­публицистической педагогической литературе, журналах, газетах 70–90 гг. прошлого века на немецком, английском, русском, татарском, болгарском, арабском, итальянском, латинском языках, установлено, что все чаще употребляются, повторяются, приобретая новое общественно­политическое значение, многие общелексические интернационализмы и их семантические эквиваленты. Были выявлены частота употребления и общий уровень частоты употребления отдельных международных научно­технических терминов и интернационализмов в различных неблизкородственных национальных языках. Также установлено, что проанализированные слова во многих языковых ареалах в основном употребляются на базе национальных языков, или функционируют параллельно и русские, и иноязычные варианты.

Ключевые слова: интернационализмы, разносистемные языки, разноструктурные языки, терминология, термины, международные слова.

ACTIVATION REGULARITIES OF SOME GENETIC BORROWING PLANS IN MULTI-STRUCTURAL LANGUAGES

Khayrullin Malik Barievich, Dr. of Philol. Sci., Prof., Russian University of Cooperation (Kazan Branch), Kazan, Russia.

The article deals with the multi­structural and multi­system national languages in the context of using scientific and technical terminology. As a result of the lexical analysis of the borrowings found in the scientific and publicistic pedagogical literature, magazines, newspapers of the 70–90s in German, English, Russian, Tatar, Bulgarian, Arabic, Italian, Latin, it is established that many universal internationalisms and their semantic equivalents are increasingly being used and repeated, gaining sociopolitical significance. The frequency of use and the use frequency general level of certain international scientific and technical terms and internationalisms in various non­native national languages were revealed. It is also established that the analyzed words in many language areas are mainly used on the basis of national languages or both Russian and foreign versions operate in parallel.

Keywords: internationalism, multi-system languages, multi-structural languages, terminology, terms, international words.

 

ПРИЕМЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ПЕРСОН В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Instagram

Наволока Юлия Сергеевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 344021, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42.

Тел.: (863) 218-40-00

E-mail: info@sfedu.ru

Аннотация. В статье выявлены и рассмотрены особенности самопрезентации публичных пользователей социальной сети Instagram. Материалом для данного исследования послужили хэштег­тексты, функционирующие в качестве саморекламы в социальной сети Instagram. Примеры, полученные методом сплошной выборки, свидетельствуют о том, что в гендерном плане такой способ самопрезентации чаще всего используют представительницы женского пола. Для большей эффективности хэштег­текст сопровождается фото­ или видеоматериалом, для достижения большей образности, яркости в таких текстах часто используются прецедентные феномены, представленные фразеологическими оборотами, лозунгами, цитатами и т. п. Для передачи важной и актуальной информации используется минимальное количество языкового материала, что дает право говорить о клиповой подаче материала. Проведенное исследование свидетельствует об эффективности использования хэштег­текстов в качестве способа самопрезентации в сети Интернет.

Ключевые слова: хэштег­текст, самопрезентация, клиповое мышление, прецедентный текст.

SELF-PRESENTATION WAYS OF PUBLIC PEOPLE IN THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM

Navoloka Yuliya Sergeevna, postgraduate student, South Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

The article identifies and discusses the features of the self­presentation of public users in the social network “Instagram”. The material for this study was hashtag­texts, functioning as self­advertisement in this social network. The examples obtained by the method of continuous sampling show that, in the gender perspective, this method of self­presentation is most often used by female representatives. For more effect, the hashtag­text is accompanied by a photo or video; to achieve greater imagery and brightness, precedent phenomena, represented by phraseological phrases, slogans, quotations, etc, are often used in such texts. A minimum amount of linguistic material is used for transferring important and relevant information, which gives the right to talk about the “clip” material arrangement. The study shows the effectiveness of using hashtag­texts as a way of self­presentation on the Internet.

Keywords: hashtag-text, self-presentation, mosaic (clip) thinking, precedent text.

 

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

Голубина Анастасия Борисовна, преподаватель кафедры русского языка, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского» Министерства обороны РФ, аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»: Россия, 630073, г. Новосибирск, просп. К. Маркса, 20 .

Тел.: (812) 347-96-46

E-mail: randerfire31@gmail.com

Аннотация.В статье предпринята попытка определения места светской беседы в системе смежных речевых жанров. Посредством проведения сравнительно­сопоставительного анализа устанавливаются как общие, так и дифференциальные признаки светской беседы, small talk, дружеской беседы и семейной беседы.

Ключевые слова: светская беседа, small talk, дружеская беседа, семейная беседа, речевые жанры, типология.

SOCIAL CONVERSATION IN THE SYSTEM OF RELATED SPEECH GENRES

Golubina Anastasiya Borisovna, postgraduate student, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia.

The article attempts to determine the place of a “small talk” in the system of adjacent speech genres. Through contrastive­comparative analysis, both general and differential characteristics of a social conversation, a “small talk”, a friendly conversation and a family conversation are established.

Keywords: social conversation, small talk, friendly conversation, family conversation, speech genres, typology.