НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 14-15-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ИХ СВЯЗЬ С СОДЕРЖАНИЕМ ЗАДАНИЙ ЕДИНОГО ГОСЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ

Багнавец Наталья Леонидовна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры химии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Кауфман Алла Львовна, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры химии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Белопухов Сергей Леонидович, д-р с.-х. наук, профессор, зав. кафедрой химии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Сторчевой Владимир Федорович, д-р техн. наук, профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (499) 976-32-16

E-mail: belopuhov@mail.ru

Аннотация. Целью статьи является анализ проблемы соответствия подходов к обучению химии в средних и высших учебных заведениях. В то время как в средней школе учащиеся ориентированы на тестовую систему оценивания знаний, в высшей школе подход к получению знаний иной, а именно необходимо умение самостоятельного изучения учебной и научной литературы, а также использование полученных знаний для решения практических задач. Показана необходимость сдачи абитуриентами вступительного экзамена по химии с целью успешного освоения ими программы аграрного университета по химическим дисциплинам. Отмечен неуклонный рост интереса абитуриентов к естественно-научным предметам, таким как химия и биология. В связи с этим одной из главных задач на современном этапе является поддержание преемственности между средней и высшей школой в подходах к изучению химии. На основании проведенного анализа проблемы были определены основные направления в организации химического образования средней школы: сохранение химии как самостоятельной дисциплины во всех школах общеобразовательного направления с естественной дифференциацией на базовый и профильный уровень; создание новой современной школьной программы, подкрепленной качественными методическими и лабораторно-практическими материалами; развитие экспериментальной составляющей школьного химического образования; возрождение профильных школ и лицеев, эффективная связь университетов с подшефными средними учебными заведениями; поддержка и развитие школьных химических олимпиад и проектных работ учеников средних учебных заведений в рамках научно-практических конференций.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, химические дисциплины, качество образования.

CHALLENGES AND PROBLEMS OF CHEMICAL EDUCATION IN AN AGRARIANRSITY AND THEIR RELATION TO THE CONTENT OF THE TASKS OF UNIFIED STATE EXAM IN CHEMISTRY

Bagnavets Natal’ya Leonidovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Chemistry Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Kaufman Alla L’vovna, Cand. Of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Chemistry Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Belopukhov Sergey Leonidovich, Dr. of Agr. Sci., Prof., head of Chemistry Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Storchevoy Vladimir Fedorovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., vice-rector for education, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.

Keywords: unified state exam, chemical disciplines, quality of education.

The aim of this paper is to analyze the problem of the conformity of approaches to teaching chemistry in secondary and hi gher educational institutions. While in secondary school students are focused on the test system of knowledge assessment, in higher education the approach to acquiring knowledge is different. Namely, the student needs ability to independently study educational and scientific literature, as well as the use of knowledge to solve practical problems. The authors show the need of applicants to pass the entrance exam in chemistry in order to successfully master the program of agricultural universities in chemical disciplines. The paper notes steady increase in the interest of applicants to natural science subjects, such as chemistry and biology. In this regard, one of the main tasks at the present stage is the maintenance of continuity between the secondary and higher schools in the approaches to studying chemistry. Based on the analysis of the problem, the main directions in organizing the chemical education of the secondary school were identified as follows: preservation of chemistry as an independent discipline in all schools of general education with a natural differentiation to the basic and profile levels; creating a new modern school curriculum, supported by high-quality methodological and lab-practical materials; development of the experimental component of school chemical education; revival of specialized schools and lyceums, effective communication of universities with sponsored secondary educational institutions; support and development of school chemistry academic competitions and projects of secondary schools students in the framework of scientific and practical conferences.

 

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Кубрушко Петр Федорович, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Козленкова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Ти мирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Захаров Олег Евгеньевич, зам. начальника отдела, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 141160, Московская обл., Звездный городок.

Попова Елена Владимировна, канд. пед. наук, начальник отделения отдела подготовки космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 141160, Московская обл., Звездный городок.

Тел.: (499) 976-15-43,

Е-mail: pkubrushko@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы профориентационной работы со школьниками. Представлен опыт реализации межотраслевой профориентационной образовательной программы «Космические технологии в сельском хозяйстве», основанной на использовании достижений космонавтики в сельском хозяйстве. Показаны преимущества формирования готовности учащихся к выбору профессии в условиях интеграции интересов космической и сельскохозяйственной отраслей.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, космическая отрасль, сельскохозяйственная отрасль, учащиеся, профессионализация.

INTERSECTORAL INTEGRATION OF CAREER GUIDANCE EDUCATIONAL PROGRAMS

Kubrushko Petr Fedorovich, RAE correspondent member, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timir yazev State Agrarian University. Russia. Russia.

Kozlenkova Elena Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia. Russia.

Zakharov Oleg Evgen’evich, deputy head of the department, Yu. A. Gagarin Research&Test Cosmonaut Training Center. Russia.

Popova Elena Vladimirovna, Cand. Of Ped. Sci., head of Astronaut Training in

Applied Sciences and Experiments Department, Yu. A. Gagarin Research&Test Cosmonaut Training Center. Russia.

Keywords:сareer guidance, space branch, agricultural branch, students, professionalization.

The paper discusses problems of career guidance work with school students. The practices of implementing the intersectoral career guidance educational program “Space technologies in agriculture” based on the use of achievements of cosmonautics in agriculture is presented. The advantages of forming students’ readiness to choose a profession in the context of integration of interests of the space and agricultural industries are shown.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления Института международных отношений, истории и востоковедения, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420030, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Сиразиева Зарина Наилевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420030, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

Е-mail: dulmuhametova.gulnara@ yandex.ru

Аннотация. Сегодня особое значение и внимание приобретает использование электронных учебников в процессе преподавания иностранных языков. Электронный учебник является языковым и профессионально ориентированным средством, который может при этом дополнять учебные печатные издания, а также дает возможность повторить пройденный или изученный материал. Содержание электронного учебника поможет обучающимся не только совершенствовать свои языковые знания, но и повысить профессиональный уровень. Использование электронного учебника по иностранному языку на занятиях позволяет повышать языковой и профессиональный уровень обучаемых, развивать их творческие способности.

Ключевые слова: электронный учебник, иностранный язык, дидактические требования, речевая деятельность.

CHARACTERISTIC FEATURES OF ELECTRONIC COURSEBOOK IN FOREIGN LANGUAGE

Dul’mukhametova Gul’nara Faridovna, Cand. of Ped Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages for Social Sciences and Humanities Department, Institute of International Relations, History and Oriental Studies Kazan (Volga Region) Federal University. Russia.

Sirazieva Zarina Nailevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages in Economics, Business and Finance Department, Institute of Management, Economy and Finances of Kazan (Volga Region) Federal University. Russia.

Keywords: electronic coursebook, foreign language, didactic requirements, speech activity.

Currently, the use of electronic coursebooks in teaching foreign languagesis of particular importance and attention. The electronic coursebook is a linguistic and professionally oriented material that can at the same time supplement educational print publications, and also allow to repeat the material that has been studied or is being studied. The material that may be in an electronic coursebook would help students not only improve their language skills, but also improve their professional level. Using an electronic coursebook in foreign languages in the classroom allows to increase not only the language level, but also the professional level of the trainees, and develop their creative abilities.

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И РИСКОМ ОТЧИСЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Барсукова Юлия Сергеевна, ассистент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»: Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66.

Тел.: (343) 221-24-44

E-mail: barsuyulya@yandex.ru

Аннотация. В данной статье представлен аналитический обзор уровня знаний абитуриентов и качества подготовки студентов УрГУПС на основе ЕГЭ и оценок успеваемости; выявление зависимости между видом обучения, значением ЕГЭ в баллах и оценками студентов в процессе обучения по двум факультетам УрГУПС. Одним из актуальных вопросов высшего российского образования является изучение того, насколько хорошо экзамен по ЕГЭ дифференцирует школьников по их уровню знаний, способностям к обучению, а также то, насколько эффективным является использование результатов ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в вуз. Поэтому на основе анализа выявлена зависимость между значением ЕГЭ в баллах и оценками студентов в процессе обучения по двум факультетам УрГУПС. Данное исследование показывает, что результаты ЕГЭ являются показательными для планирования оперативной управленческой деятельности администрации вуза, а также для предсказания будущей академической успешности студентов.

Ключевые слова: успеваемость, единый государственный экзамен, студент, вероятность отчисления, вид обучения.

DEPENDENCE BETWEEN THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAM AND THE RISK OF STUDENTS EXPULSION

Barsukova Yuliya Sergeevna, assistant lecturer, Ural State University of Railway Transportю Russia.

Keywords: academic performance, unified state exam, student, expulsion probability, type of training.

This paper provides an analytical review of the level of knowledge of applicants and the quality of preparation of Ural State University of Railway Transport students on the basis of USE and grades of achievement is presented; the identification of the relationship between the type of training, the value of the exam in points and the students’ assessments in the process of training at the two faculties of Ural State University of Railway Transport. One of the topical issues of Russian higher education is finding how well the USE differentiates students according to their level of knowledge, ability to learn, and also how effective is the use of USE results as entrance examinations to a university. Therefore, on the basis of the analysis, the dependence between the value of USE in points and the students’ assessments in the process of training in the two faculties of Ural State University of Railway Transport was revealed. This study shows the results of the USE are indicative of the planning of the operational management activities of the university administration, as well as the prediction of the future academic success of students.

 

 

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

Ибляминов Фанил Фаритович, канд. техн. наук, доцент, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Кутепова Людмила Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тимербулатова Ильсия Равилевна, канд. техн. наук, доцент, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Яшина Надежда Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: fanil.iblyaminov@yandex.ru

Аннотация. Для учреждений высшего и среднего профессионального образования очень важно, чтобы их образовательные программы в полной мере соответствовали требованиям рынка труда, а учащиеся успешно их осваивали. Поэтому учебные заведения заинтересованы в исследовании и прогнозировании развития рынка труда, анализе требований работодателей, выявлении перспективных отраслей и профессий. В статье исследована структура вакансий по сферам деятельности в России, Республике Татарстан и г. Казани. В дальнейшем основное внимание было сосредоточено на изучении сферы информационных технологий, рынок труда в которой продолжает расти, несмотря на кризисные явления в экономике. Наблюдается спрос на специалистов в области системного администрирования, администрирования социальных сетей, программистов. На основе анализа требований работодателей и профессиональных стандартов составлены функциональные схемы наиболее востребованных профессий.

Ключевые слова: параметры востребованности специалистов, информационные технологии, рынок труда.

ANALYSIS OF THE PARAMETERS OF DEMAND FOR INFORMATION TECHNOLOGIES SPECIALISTS ON THE LABOR MARKET

Iblyaminov Fanil Faritovich, Cand. Of Tech. Sci., Ass. Prof., Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Kutepova Lyudmila Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Natural Sciences Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Timerbulatova Il’siya Ravilevna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Yashina Nadezhda Gennad’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Natural Sciences Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: demand for specialists parameters, information technologies, labor market.

It is very important for institutions of higher and secondary professional education that their educational programs fully meet the requirements of the labor market, and students successfully master these programs. Therefore, educational institutions are interested in studying and forecasting the development of the labor market, analyzing the requirements of employers, identifying promising industries and professions. The paper analyzes the structure of vacancies in the spheres of activity in Russia, the Republic of Tatarstan and Kazan. Further, the main focus was on the study of the field of information technology, the labor market continues to grow, despite the crisis in the economy. There is a demand for specialists in the field of system administration, administration of social networks, and programmers. Based on the analysis of the requirements of employers and professional standards, functional charts of the most popular professions were compiled.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Баулина Мария Евгеньевна, канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии факультета психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»: Россия, 121170, г. Москва, Кутузовский просп., 34.

Ларина Ольга Даниловна, доцент кафедры логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, 88.

Иванов Михаил Владимирович, педагог-психолог сетевого образовательного содружества «Проект “УчимЗнаем”»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Саморы Машела, 1.

Федунина Наталия Юрьевна, канд. психол. наук, вед. науч. сотрудник межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, доцент кафедры мировой психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29.

Тел.: (495) 782-34-43

E-mail: psiho-sovet@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются современные отечественные и зарубежные программы скрининговой оценки школьной успеваемости, направленные на определение уровня усвоения знаний. Описывается разработанный авторами методический инструментарий интегративной оценки школьной неуспешности, сочетающей как нейропсихологические, так и логопедические критерии. В статье представлен Тест академических достижений (ТАД) для интегративной оценки школьной неуспеваемости, в котором выделены шкалы, в каждую из которых входит ряд заданий, сформированных на основе Кодификатора планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Каждая из учебных тем соотнесена с нейропсихологическими и логопедическими показателями состояния высших психических функций. Разработаны пилотная версия опросника для учителей начальных классов и контрольно-измерительные материалы для обучающихся по математике, чтению и письму.

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, учебная компетентность, нейропсихология, логопедия.

CONCEPT OF INTEGRATED EVALUATION OF FACTORS OF EDUCATIONAL COMPETENCE OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Baulina Mariya Evgen’evna, Cand. Of Psychol. Sci., Ass. Prof. of Clinical Psychology Department of the Psychology Faculty, Moscow Institute of Psychoanalysis. Russia.

Larina Ol’ga Danilovna, Ass. Prof. of Speech Therapy Department, Moscow Institute of Psychoanalysis. Russia.

Ivanov Mikhail Vladimirovich, teacher-psychologist of the network training community “Proekt “UchinZnaem”. Russia.

Feudunina Nataliya Yur’evna, Cand. Of Psychol.Sci., leading researcher of interdepartment resource center of the monitoring and expertise of the safety of education environment, Ass. Prof. of World Psychotherapy Department, Counseling Faculty, Moscow State University of Psychology & Education. Russia.

Keywords: academic failure, educational competence, neuropsychology, speech therapy.

The paper analyzes modern domestic and foreign programs for screening the school performance, aimed at determining the level of mastering knowledge. The methodical toolkit of integrative evaluation of school failure combining both neuropsychological and logopedic criteria is described. The paper presents the Academic Achievement Test (AAT) for integrative assessment of school failure, in which scales are sing led out, each of which includes a number of test tasks, formed on the basis of the Codifier of planned results of mastering the basic educational program of primary general education. Each of the educational topics is correlated with neuropsychological and speech therapy indicators of the state of higher mental functions. A pilot version of the questionnaire for primary school teachers and test and measurement materials for students in mathematics, reading and writing was developed.

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ И КОМАНДА: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Петрушихина Елена Борисовна, канд. психол. наук, и. о. зав. кафедрой психологии управления, ФБГОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»: Россия, 125993, г. Москва, Миусская площадь, 6.

Тел.: (495) 250-61-18

E-mail: ebpetr@mail.ru

Аннотация. В статье описаны основные модели руководства командой, получившие наибольшее освещение в современной зарубежной литературе. Указана специфика руководства командной работой, охарактеризован функциональный подход к этому. Описаны наиболее известные модели руководства командой – модель С. Хилл и модель Р. Хэкмана. Модель С. Хилл предлагает «дорожную карту» для принятия решений руководителем команды на основе анализа ключевых параметров ситуации. Рассмотрены главные типы действий руководителя – интернальные, экстернальные, ориентированные на задачи или на отношения. Модель Р. Хэкмана сконцентрирована на оптимизации условий, в которых работает команда. Ключевыми факторами, для воздействия руководителя являются стремление быть реальной командой, направление деятельности, структура команды, организационный контекст, коучинг. В завершение статьи обозначены теоретические и практические проблемы изучения руководства командой.

Ключевые слова: команда, командная работа, командные процессы, руководитель, руководство командой, функциональный подход.

LEADER AND HIS TEAM: MAIN MODELS OF INTERACTION

Petrushikhina Elena Borisovna, Cand. оf Psychol Sci., actinf head of Management Department, Russian State University for the Humanities. Russia.

Keywords: team, teamwork, team processes, leader, team management, functional approach.

The paper describes the basic models of team leadership that have become most widespread in contemporary foreign literature. The specifics of the leadership of the team are indicated, the functional approach to the management of the team is characterized. The most famous models of team leadership are described – the S. Hill model and R. Hackman model. The model S. Hill offers a “roadmap” for decision-making by the team leader on the basis of an analysis of key parameters of the situation. The main types of managerial actions are considered: internal, external, task-oriented, or relationship-oriented. The R. Hackman model concentrates on optimizing the conditions in which the team works. The key conditions impacted by the manager are the desire to be a real team, the direction of activity, the structure of the team, the organizational context, coaching. At the end of the article, theoretical and practical problems of the management of the team are indicated.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ПРАГМАТИКА ЭКСПРЕССИВНОСТИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ТЕКСТЕ

Зарайский Александр Александрович, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально- экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратов, ул. Радищева, 89.

Морова Ольга Львовна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально-э кономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратов, ул. Радищева, 89.

Харитонова Виктория Юрьевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, Саратовский социально- экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, Саратов, ул. Радищева, 89.

Тел.: (845-2) 21-17-88

E-mail: az61@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется прагматический потенциал экспрессивности в научно-популярном тексте. Описываются причины использования экспрессивных элементов в научно-популярной прозе. Основной задачей исследования является изучение структурной организации произведения. Определено, что в центре языковой системы в научном стиле находятся синтаксические средства, а именно восклицательные предложения. На периферии системы расположены средства с ослабленной экспрессивностью: риторический вопрос, антитеза, повтор (анафора, эпифора, анадиплозис, лексический повтор, корневой повтор), присоединительные конструкции, метафора, перифраз, эпитеты, градация, гипербола, усилительные конструкции, устойчивые выражения. В статье описываются функции всех экспрессивных средств и приводятся примеры, подтверждающие данные функции, а также обощающая классификация средств выражения экспрессивности, включающую синтаксические и лексико-фразеологические стилистические средства.

Ключевые слова: прагматика экспрессивности, научно-популярный текст, синтаксические стилистические средства, лексико-фразеологические стилистические средства.

PRAGMATICS OF EXPRESSION IN THE POPULAR SCIENTIFIC TEXT

Zaraysky Aleksandr Aleksandrovich, Dr. оf Philol. Sci., Prof., Prof. of Translation Studies and Cross-Cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Morova Ol’ga L’vovna, Cand. оf Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Kharitonova Nataliya Vladimirovna, Cand. оf Philol. Sci., Ass. Prof. of Translation Studies and Cross-Cultural Communication, Saratov branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: Pragmatics of expression, popular scientific text, syntactic stylistic means, lexico-phraseological stylistic means.

The paper analyzes the pragmatic potential of expressiveness in the popular scientific text. The reasons for using expressive elements in popular scientific prose are described. The main task of the study is to study the structural organization of the work. It is revealed that in the center of the language system in then academic style there are syntactic means, namely the exclamatory sentences. On the periphery of the system there are means with weakened expressiveness: rhetorical question, antithesis, repetition (anaphora, epiphore, anadiplosis, lexical repetition, root repetition), connecting constructions, metaphor, periphrasis, epithets, gradation, hyperbole, amplifying constructions, stable expressions. The paper describes the functions of all expressive tools and provides examples that confirm these functions. The authors provide the generalizing table for the classification of means of expressing expressiveness, including syntactic stylistic means and lexical-phraseological stylistic means.

 

 

ПОЛНОСТРУКТУРНЫЕ И КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ПЕЧОРСКИХ И ОБЩЕРУССКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Урманчеева Ирина Серафимовна, канд. филол. наук, доцент, доцент, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»: Россия, 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский просп., 55.

Тел.: (821-2) 39-03-08

Е-mail: isurman@rambler.ru

Аннотация.В статье сравниваются полноструктурные фразеологические единицы, сохранившиеся или появившиеся в говорах Низовой Печоры (речи коренных русских жителей поселений, расположенных по р. Печоре и ее притокам – Пижме, Цильме и Нерице), с их краткими общераспространенными вариантами. Объектом исследования стали паремии, не обладающие ритмико-рифмической организацией, но усложняющие фразеологический образ другими средствами выразительности: антитезой, градацией, синтаксическим и психологическим параллелизмом, метафорой и метонимией, каламбуром, абсурдом, дисфемизмом, шутливо-акустическими приемами. Затрагиваются вопросы происхождения литературных фразем, образованных путем имплицирования полноструктурных оборотов, либо, напротив, служащих основой для эксплицирования. Структурные отличия литературных и диалектных устойчивых оборотов лишь на первый взгляд кажутся формальными. В действительности сопоставление конструктивных вариантов позволяет делать наблюдения лингвокультурологического хар актера.

Ключевые слова: говоры Низовой Печоры, конструктивные варианты фразеологических единиц, диалектные фразеологизмы и паремии, эллиптирование пословиц, антитеза, синтаксический параллелизм.

FULL STRUCTURAL AND BRIEF OPTIONS OF PECHORA AND COMMON RUSSIAN PHRASEOLOGISMS

Urmancheva Irina Serfaimovna, Cand. Of Philol. Sci., Ass. Prof., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University. Russia.

Keywords: sub-dialects of the Lower Pechora, constructive variants of phraseological units, dialectal phraseological units and paremia, ellipsis in proverbs, antithesis, syntactic parallelism.

The paper compares the full-structured phraseological units that were preserved or appeared in the sub-dialiects of the Lower Pechora (speeches of the indigenous Russian inhabitants of the settlements along the Pechora River and its tributaries Pizhma, Tsilma and Neritsa), with their brief generally accepted variants. The object of research are paremias that do not have a rhythmic-rhyme organization, but complicate the phraseological image with other means of expressiveness: antithesis, gradation, syntactic and psychological parallelism, metaphor and metonymy, pun, absurdity, dysfemism, humorous acoustics. The questions of the origin of literary phrases, formed by the implication of full-cycle revolutions, or, on the contrary, serving as the basis for explication, are touched upon. The structural differences between literary and dialectal stable turns only seem at first sight formal. In fact, a comparison of constructive options allows us to make observations of a linguistic and cultural nature.  

 

ИНСТИТУТ ГОСТЕПРИИМСТВА В АДЫГСКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Кудаева Зинаида Жантемировна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.

Хажирокова Ранета Хасанбиевна, аспирант кафедры русской и зарубежной литератур, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.

Тел.: (866-2) 42-25-60

E-mail: zina_777@bk.ru

Аннотация. В статье исследуются специфические особенности института гостеприимства в адыгском традиционном обществе. Материалом для анализа служат пословицы, основная функция которых – объективация и трансформация принятых правил и предписаний традиционного поведения, принятых в обществе. Методика анализа, построенная на принципе социокультурного анализа, позволяет выявить и углубить представление о общепринятых в адыгском обществе нравственно-этических и социальных нормах. Анализ пословичного фонда определяет правила и установки, регулирующие поведение как гостя, так и хозяина. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования адыгской традиционной духовной культуры.

Ключевые слова: гостеприимство, фольклор, пословицы, адыгский этикет.

HOSPITALITY IN ADYG PROVERBS AND SAYINGS

Kudaeva Zinaids Zhantemirovna, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., Prof. of Russian and Foreign Literature Department, KabardinoBalkarian State University named after H.M. Berbekov. Russia.

Khazhirokova Raneta Khasanbievna, postgraduate student of Russian and Foreign Literature Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. Russia.

Keywords: hospitality, folklore, proverbs, Adyghe etiquette.

The paper studies the specific features of hospitality in Adyghe traditional society. The material for analysis is proverbs. Their main function is to objectify and transform the accepted rules and prescriptions of traditional behavior accepted in society. The method of analysis, based on the principle of socio-cultural analysis, allows to identify and deepen the notion of the generally moral, ethical and social norms accepted in the Adyghe society. Analysis of the proverbial fund allows to identify the rules and regulations governing the behavior of both the guest and the host. The results of the study may be used to further study the Adyghe traditional spiritual culture.

 

 

СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЧАСТИЦЫ «ВОТ» (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»)

Лан Шо, аспирант кафедры русского языка и литературы, ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Тел.: (423) 265-24-29

Е-mail: raymon090@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены связующие функции русской частицы «вот», т. е. ее функции в структуре текста. Представлено описание связующих функций в научных работах и лексикографических изданиях. Анализ данных функций проведен на материале романа М. А. Бул гакова «Мастер и Маргарита». Выявлены связующие функции в двух разновидностях: катафорической и анафорической. Характерной особенностью частицы «вот» в связующей функции является ее сочетаемость с местоимениями, союзами и другими частицами.

Ключевые слова: текстовые функции, связующие функции, частица «вот», текстовая скрепа, анафорические отношения, катафорические отношения.

LINKING FUNCTIONS OF THE PARTICLE “THERE” (ON THE MATERIAL OF THE NOVEL BY M. BULGAKOV “THE MASTER AND MARGARITA”)

Lan Sho, postgraduate student of Russian Language and Literature Department, Far Eastern Federal University. Russia.

Keywords: text functions, linking functions, particle “there”, text clip, anaphoric relations, cataphoric relations.

The paper deals with the linking functions of the Russian particle “there”, i.e. its functions in the text structure. The description of these functions in scientific works and lexicographic publications is presented. The analysis of these functions was carried out on the material of M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita”. It is established that the linking functions may exist in two varieties: cataphoric and anaphoric. A characteristic feature of the particle “there” in the linking function is its compatibility with pronouns, conjunctions and other particles.

 

КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ДЕЙСТВИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА БАЗЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: Vadim.gaidarenko@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются когнитивно-семантические параметры структурирования времени, пространства и действия в экономическом дискурсе. анализ материала показал, что рассмотрение способов структурирования знания об одной из фундаментальных категорий влечет рассмотрение другой (других). Категория действия в этом отношении не составляет исключения, поскольку всепроникающий характер действия делает настоятельным уделять внимание не только действию как таковому, но и вовлеченности в действие (материального) объекта, пространства и времени. Анализ семантики глаголов «стимулирования» показывает, что сема «интенсивность» в них имеет важное значение. Для некоторых глаголов «стимулирования» характерна ориентированность не на действие как таковое, а на результат действия. К примеру, для финансовых властей важным является конечная конфигурация, форма экономической системы (shapeoftheeconomy), и поэтому они принимают меры по оздоровлению экономики (torejuvenateeconomy, toreinvigorateproduction). Разновидностью акционально-партитивного фрейма в английском языке служит акционально-результативный фрейм, представляющий действие в виде результата, как бы получаемого при выполнении действия. Пространство в бизнесе воспринимается как вожделенный объект, так как увеличение количества клиентов компании приводит к увеличению прибыли. Отсюда желание компаний завоевать долю на рынке (towinmarketshare), одержать победу над конкурентом (togaincompetitiveadvantage). Расширение деловой активности в экономическом дискурсе зачастую метафорически осмысливается как движение компании вверх. Так, в экономическом дискурсе английского языка широко используется трактовка событий как пространства. В английском языке указание пространственного поля присутствует значительно чаще, чем в русском. Метафорическое осмысление экономики в медицинских терминах характерно как для русскоязычных, так и для англоязычных СМИ. Время в экономическом дискурсе является объектом манипулирования каузатора, которым в данном случае выступает правительство, финансовые власти. Восприятие времени, как ограниченного ресурса и объекта манипулирования, ярко проявляется в этом дискурсе. Временем в эконмическом дискурсе можно управлять. Время становится контролируемым объектом.

Ключевые слова: время, пространство, когнитивный анализ, категория, семантика, экономи-

ческий дискурс.

COGNITIVE SEMANTIC TIME-, SPACE-, AND ACTION-STRUCTURING CHARACTERISTICS IN THE ECONOMIC DISCOURSE (ON THE BASIS OF ENGLISH-LANGUAGE AND RUSSIAN-LANGUAGE MEDIA)

Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

The article analyzes the cognitive-semantic structuring parameters of time, space and actions in economic discourse. The analysis of the material showed that the consideration of ways of structuring knowledge about one of the fundamental categories entails consideration of the others. The category of ‘action’ in this respect is not an exception, since the all-pervasive nature of action makes it imperative to pay attention not only to the action itself, but also to the involvement of the (material) object, space and time in the action. The semantic analysis of the verbs representing “stimulation” shows that the seme “intensity” is very important in them. For some verbs “stimulation” is characterized by focus not on the action itself, but on the result of the action. For example, the financial authorities are interested in the final configuration, “the shape of the economic system”, and therefore they take measures to rehabilitate the economy (“to rejuvenate economy”, “to reinvigorate production”). A variety of the actional-partional frame in English is the actional-resultative frame, representing the action in the form of a result, as if obtained during the execution of an action. ‘Space’ in business is perceived as a coveted object, because the increasing number of the company clients leads to the increase in profits. Hence the desire of the companies “to win a market share”, “to beat a competitor out” (to gain competitive advantage). Expansion of business activity in economic discourse is often metaphorically interpreted as a company’s upward movement. Thus, the interpretation of events as spaces is widely used in the economic discourse of the English language. In English, the indication of the spatial field is much more frequent than in Russian. The metaphorical interpretation of the economy in medical terms is typical for both Russian-speaking and English-speaking media. “Time” in economic discourse is the causer’s object of manipulation, which in this case is performed by the government and financial authorities. Perception of time, as a limited resource and an object of manipulation, is clearly manifested in this discourse. “Time” in economic discourse can be controlled. “Time” becomes an object under command.

Keywords: time, space, cognitive analysis, category, semantics, economic discourse.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРСУАЗИВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАЯВОК)

Торбик Елена Михайловна, канд. филол. наук, преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: elena_torbik@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье представлена классификация базовых коммуникативных стратегий, способствующих осуществлению убеждающего воздействия на реципиента в рамках речевого жанра «Проектная заявка» (Projectproposal), а также тактик, направленных на реализацию коммуникативных стратегий, в совокупности с теоретическими положениями об основных используемых понятиях. В основе классификации, рассмотренных в данной статье, лежат следующие критерии: степень глобальности намерения, непосредственное осуществление убеждения или его косвенность и функциональная дифференциация отдельных намерений индуктора. Представленная классификация сопровождается описанием выделенных персуазивных стратегий, они соотносятся с интенциями индуктора, указывается роль каждой стратегии в достижении персуазивного эффекта, названы факторы, обусловливающие выбор коммуникативных тактик индуктором.

Ключевые слова: Проектная заявка, деловой дискурс, персуазивная коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, индуктор, реципиент.

CLASSIFICATION OF PERSUASIVE COMMUNICATIVE STRATEGIES

IN BUSINESS DISCOURSE (BASING ON THE PROJECT PROPOSALS)

Torbik Elena Mikhaylovna, Cand. of Philol. Sci., Senior Lecturer, Financial University, Moscow, Russia.

This article presents a classification of basic communicative strategies that facilitate the implementation of persuasive impact on the recipient within the confines of the speech genre ‘Project proposal’, as well as of the tactics aimed at implementing communicative strategies. Theoretical provisions on the main concepts used are given. The classification is based on the following criteria: the degree of global intention, the direct realization of the belief or its indirectness, and the functional differentiation of the individual intentions of the inducer. The presented classification is accompanied by the description of the highlighted persuasive strategies that correspond with the intentions of the inducer. The role of each strategy in achieving a persuasive effect is indicated, the factors determining the choice of communicative tactics by the inducer are named.

Keywords: project proposal, business discourse, persuasive communicative strategy, communicative tactics, inducer, recipient.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

ПОЛНЫЙ (ОБЪЕДИНЕННЫЙ) СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОЩИ ЯЗЫКОВ РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ (АНГЛОСАКСОНСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Тришин Виталий Николаевич, канд. физ.-мат. наук, председатель Совета директоров ООО «ОКП», г. Москва.

Тел.: (495) 222-22-58

E-mail: mail@trishin.ru

Аннотация. Статья посвящена краткому описанию Полного (объединённого) словаря-справочника русского языка и его политико-мировоззренческого значения. Подчёркивается необходимость создания при государственной либо частной поддержке небольшого коллектива из лингвистов и программистов для его дальнейшего развития.

Ключевые слова: полный (объединённый) словарь-справочник русского языка Виталия Тришина, компьютерная обработка текстов, интеллектуальный поиск информации, сколько слов в русском языке.

COMPLETE (INTEGRATED) REFERENCE DICTIONARY OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE POWER OF THE LANGUAGES OF RUSSIAN AND WESTERN (ANGLO-SAXON) CIVILIZATIONS

Trishin Vitaly Nikolaevich, Cand. оf Phys.-Math. Sci., chairman of the board of directors, “OKP” LLC. Russia.

Keywords: Vitaly Trishin’s complete (integrated) reference dictionary of Russian language, computer processing of texts, intellectual information search, how many words are there in Russian language.

The appereals with a brief description of the complete (integrated) reference dictionary of the Russian language and its political and world view significance. It is emphasized that the need to create with a public or private support of a small team of linguists and programmers for its further development is significant.