НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12-13-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Кутепова Людмила Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Садыкова Венера Акдясовна, канд. пед. наук, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тимербулатова Ильсия Равилевна, канд. тех. наук, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Яшина Надежда Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. НиколаяЕршова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: masa_m@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методы адаптации, используемые в информационных системах обучения. Установлена возможность применения рассмотренных методов в адаптивных информационных системах диагностики качества обучения студентов на разных этапах тестирования. На основе анализа выявлено, что составной частью многих направлений адаптации является организация обратной связи с помощью комментариев, которые реализуют педагогические стратегии и осуществляют педагогическое воздействие на пользователей. Установлено, что для осуществления адаптации в информационных системах диагностики необходимо разработать модель студента, которая стала бы информационной базой для принятия решения о педагогическом воздействии. Определено, что в существующих моделях не учитываются данные о функциональном состоянии студентов, игнорирование чего может привести к негативным последствиям в отношении здоровья и даже жизни обучающихся.

Ключевые слова: адаптивность, диагностика качества обучения, информационная система.

METHODS OF ADAPTATION IN INFORMATION SYSTEMS OF QUALITY OF STUDENT TRAINING DIAGNOSTICS

Kutepova Lyudmila Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Natural Sciences Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Sadykova Venera Akdyasovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Natural Sciences, Service and Tourism Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Timerbulatova Il’siya Ravilevna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Natural Sciences, Service and Tourism Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Yashina Nadezhda Gennad’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Natural Sciences Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords:аdaptability, quality of training diagnostics, informational system.

The paper deals with the adaptation methods used in the information systems of training. The possibility of using these methods in adaptive information systems for diagnosing the quality of students’ training at different stag es of testing is established. Based on the analysis, it is revealed that an integral part of many areas of adaptation is the organization of feedback using comments that implement pedagogical strategies and exercise pedagogical influence on users. It is established that to implement adaptation in diagnostic information systems, it is necessary to develop a model of the student, which is the information base for deciding on the pedagogical impact. It is determined that the existing models do not take into account data on the functional status of students, ignoring which can lead to negative consequences for the health and even life of students.

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Малахова Лилия Адгамовна, канд. пед. наук, доцент зав. кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Ситдикова Гульназ Ринатовна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. НиколаяЕршова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: liliyamalah@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности политики диверсификации высшего образования европейских стран. Вопрос о диверсификации высшего образования появляется во многих дискуссиях по национальной политике, однако лишь несколько стран в Европе приняли конкретную политику в этом отношении. Примечательно, что диверсификация касается многих аспектов высшего образования. Термин «разнообразие» может относиться к различным учебным программам, к тем типам студентов, которые поступают в высшие учебные заведения, к разнообразию институциональных миссий, к числу источников финансирования, используемых учреждениями, и т. д. В статье отмечено, что правительства разных стран применяют политические инструменты транспарентности и отчетности при диверсификации системы высшего образования для удовлетворения общественного спроса студентов, родителей, компаний, университетов и правительств.

Ключевые слова: диверсификация, высшее образование, политика диверсификации, конкурентоспособный специалист.

ON THE FETURES OF THE POLICY OF THE DIVERSIFICATION OF HIGHER EDUCATION IN THE NATIONAL CONTEXT OF THE EUROPEAN COUNTRIES

Malakhova Liliya Adgamovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Sitdikova Gul’naz Rinatovna, senior lecturer of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: diversification, higher education, diversification policy, competitive specialist.

The paper considers the specifics of the policy of diversification of higher education in European countries. The question of diversifying higher education appears in many debates on national policy, but only a few countries in Europe have adopted a specific policy in this regard. It is noteworthy that diversification may affect many aspects of higher education. The term “diversity” may refer to different curricula, to those types of students entering higher education institutions, to the variety of institutional missions, to the sources of funding used by institutions, etc. The paper notes that governments of different countries apply political instruments of transparency and accountability in the diversification of higher education to meet the public demand of students, parents, companies, universities and governments.

 

ЭСКИЗ В АНАТОМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

Майдибор Олеся Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры изобразительного искусства, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. ПлощадьГагарина, 1.

Тел.: (863) 232 03-17

E-mail: natal-2004@list.ru

Аннотация. В методике обучения изобразительному искусству дизайнеру в период академических занятий недостаточно времени уделяется эскизному и анатомическому рисунку, имеющем в своей основе системную и структурную целостность образовательного процесса. Данный процесс рисования имеет системный подход и объединяет, консолидирует и мобилизует все творческие способности студента, объединяет и мысленно связывает со всеми смежными учебными дисциплинами на основе образно-логического мышления, знаний и умений в работе над анатомическим рисунком, приемы, принципы. Выполнение эскиза ограничено по времени, по изобразительным и выразительным средствам. В этот короткий промежуток времени студент должен мобилизоваться и раскрыть в формате все свои знания по теории рисунка, анатомии, композиции, перспективе, продемонстрировать умения передачи свето-тонального, линейного рисунка, отработать логическую схему наиболее выразительных ракурсов. Система размышлений, построение умозаключений придает процессу обучения завершенный характер по насыщенности и полноте академического занятия.

Ключевые слова: анатомический рисунок, образовательный процесс, бакалавриат, мышление.

SKETCH IN THE ANATOMIC DRAWING AS A MEANS OF TEACHING BACHELORS IN DESIGN

Maydibor Olesya Nikolaevna, Cand. оf Ped. Sci., Ass. Prof. of Fire Arts Department, Don State Technical University. Russia.

Keywords: anatomical drawing, educational process, bachelor’s degree, thinking.

In the fine arts teaching method for the designer during academic studies, there is not enough time paid to sketch and anatomical drawing, which is based on the systemic and structural integrity of the educational process. This process of drawing has a systematic approach and unites, consolidates and mobilizes all creative abilities of the student, unites and mentally connects with all related educational disciplines on the basis of image-logical thinking, knowledge and skills in working on anatomical drawing, techniques, principles. Drawing of a sketch is limited in time, visual and expressive means. In this short period of time, the student has to mobilize and disclose in this format all his knowledge of the theory of drawing, anatomy, composition, perspective, demonstrate the skills of transmitting light-tonal, linear drawing, to work out the logical scheme of the most expressive angles. The system of reflections, the construction of conclusions, gives the learning process a completed character in the richness and completeness of the academic lesson.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ

Шилягина Алла Михайловна, ассистент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»: Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского,4.

Тел.: (481-2) 700-201

E-mail: ypy1101@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения педагогического проектирования в нашей стране. Выделены четыре основных этапа его развития, приводится их краткая характеристика. Намечена концептуальная идея исследования, посвященного проектированию дидактических информационных комплексов (ДИК). Представлены авторские подходы к проектированию ДИК. Обозначены этапы, которые необходимо пройти при проектировании дидактического информационного комплекса.

Ключевые слова: проектирование; педагогическое проектирование; этапы педагогического проектирования; дидактический информационный комплекс; этапы проектирования дидактических информационных комплексов.

DESIGNING DIDACTIC INFORMATION SYSTEMS: SUBJECT MATTER AND APPROACHES

Shilyagina Alla Mikhaylovna, assistant lecturer of Foreign Languages Department, Smolensk State University. Russia.

Keywords: design; pedagogical designing; stages of pedagogical design; didactic information complex; stages of designing didactic information complexes.

The history of pedagogical designing in our country is considered in this paper. The four main stages of its development are singled out, their brief characteristic is given. The conceptual idea of a study dealing with the design of didactic information complexes (DIC) is planned. Authors’ approaches to DIC design are presented. The stages that need to be passed when designing a didactic information complex are indicated. 

 

ФЕНОМЕН ИННОВАЦИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Деменко Ольга Геннадьевна, зам. директора НИИ «Новая экономика и бизнес», ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Тел.: (495) 958-27-43

E-mail: demenko.og@rea.ru

Аннотация. В статье, подготовленной при поддержке Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, рассматривается феномен новаторства в современном образовании. Проведена взаимосвязь между инновациями и цифровой экономикой в образовательной сфере. Описан возможный прогноз эффективного построения образовательной системы будущего.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, система управления, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, университет будущего.

PHENOMENON OF INNOVATION AND DIGITAL ECONOMICS IN MODERN EDUCATION

Demenko Ol’ga Gennad’evna, deputy director of Research Institute “New Economics and Business”, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: innovation, innovation infrastructure, regulation, information infrastructure, research and development, management, system, personnel and education, information security, public administration, university of the future. 

This paper, prepared with the support of Plekhanov Russian University of Economics, studies the phenomenon of innovation in mo dern education. The relationship between innovation and the digital economics in the educational sphere was established. The possible forecast of effective construction of the educational system of the future is described.

 

СИНЕРГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОБЛЕМНОЙ ЗОНЫ» БАЗОВОГО УЧЕБНОГО ЭЛЕМЕНТА «ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ»

Осташков Владимир Николаевич, канд. физ.-мат. наук, доцент, ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ: Россия, 150001, г. Ярославль, Московский проспект, 28.

Смирнов Евгений Иванович, д-р пед. наук, Почетный работник высшего профессионального образования, профессор, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»: Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская,108/1.

Тел.: (485-2) 30-56-61

E-mail: smiei@mail.ru

Аннотация. Одним из путей актуализации способов решения сложных задач является адаптация современных достижений в науке к школьной и вузовской практике. Возможность решения сложных задач возникает при выявлении «проблемных зон» в обучении математике и построения обобщенных конструктов сущности базовых учебных элементов, связанных с «проблемной зоной». В данной статье исследуется понятие предела функции как базовый учебный элемент как школьного, так и вузовского математического образования. При этом средствами математического и компьютерного моделирования удается выстроить этапы адаптации и технологические конструкты актуализации и проявления синергии в обучении математике на основе диалога культур и реализации модели кластера фундирования сущности обобщенного конструкта. Лонгитюдное исследование «проблемных зон» позволяет эффективно развивать интеллектуальные операции мышления, насыщенность межкультурных коммуникаций, творческую самостоятельность и самоорганизацию личности школьника.

Ключевые слова: синергия, кластеры фундирования, решение сложных задач, предел функции.

SYNERGY OF STUDYING THE “PROBLEM SPOTS” OF THE BASIC LEARNING ELEMENT “FUNCTION LIMIT”

Ostashkov Vladimir Nikolaevich, Cand. оf Phys.-Math. Sci., Ass. Prof., Yaroslavl Higher Military School of Air Defense of the Ministry of Defense of the RF. Russia.

Smirnov Evgeny Ivanovich, honored worker of higher professional education of the RF, Dr. of Ped. Sci., Prof., Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. Russia.

Keywords: synergy, clusters of foundations, solving complex problems, function limit.

One of the ways to actualize the ways of solving complex problems is to adapt modern achievements in science to school and university practice. The possibility of solving complex problems arises when identifying “problem spots” in teaching mathematics and constructing general constructs of the essence of basic learning elements associated with the “problem spot”. In this paper, the concept of the limit of a function as a basic educational element of both school and university mathematical education is explored. At the same time, with the help of mathematical and computer modeling tools, it is possible to build the stages of adaptation and technological constructs of actualization and manifestation of synergy in teaching mathematics on the basis of a cross-cultural dialog and the realization of a cluster model of the foundation of the essence of a generalized construct. Longitudinal study of the “problem spots” allows to effectively develop intellectual operations of thinking, saturation of cross-cultural communications, creative independence and self-organization of the student’s personality.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Губайдулина Мария Андреевна, преподаватель, ФГБОУ ВПО «Красноярский педагогический университет им. В. П. Астафьева»: Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89.

Тел.: (391) 217–17–17

E-mail: lizard100@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Разработана и реализована программа по формированию сенсорных эталонов у детей с интеллектуальным нарушением.

Ключевые слова: умственная отсталость, сенсорное развитие, познание, формирование, развивающая программа.

FORMATION OF SENSORY STANDARDS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Gubaydulina Mariya Andreevna, lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafiev. Russia.

Keywords: mental retardation, sensory development, cognition, formation, developing program.

The paper presents the results of the studying the formation of sensory standards in children of senior preschool age with severe intellectual insufficiency. A program was developed and implemented to build sensory standards in children and intellectual violation.

 

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ У НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ЕГО В СМИ

Штуккерт Алиса Львовна, ст. преподаватель, соискатель, ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Тел.: (812) 714-40-13

E-mail: suvasuva@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены, обобщены и разобраны с психологической точки зрения эмпирические данные, полученные в ходе массового статистического опроса населения на территории РФ в 2011 г., проведенного такими организациями, как Росстат, Минздравсоцразвития России, Росспорт, Институт социальных исследований. Тема опроса была связана со спортом, физической культурой и здоровьем населения. Через понимание и интерес респондентов была сделана попытка выйти на проблему эффективной коммуникации в спорте между тренером и/ или спортсменом с представителями СМИ. Так как роль средств массовой информации в сфере физической культуры значительна, они влияют на развитие отдельных видов спорта, их популяризацию, формирование здорового образа жизни, выполняют разнообразные социальные функции: развлекательную, информационную, аналитическую, воспитательную и пропагандистскую. Представлены сводные таблицы статистических данных. Полученные выводы позволяют подтвердить актуальность нашего исследования и уточнить предмет научных изысканий.

Ключевые слова: Сколково, здоровый образ жизни, СМИ, спортивная журналистика, физическая культура.

MOTIVATION FOR SPORTS ACTIVITIES IN THE POPULATION THROUGH ITS POPULARIZATION IN THE MEDIA

Shtukkert Alisa L’vovna, applicant of Psychology Department, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg. Russia.

Keywords: Skolkovo, healthy lifestyle, media, sports journalism, physical culture.

The paper presented, summarized and analyzed from the psychological point of view the empirical data obtained during the mass statistical survey of the population in the territory of the Russian Federation in 2011, conducted by organizations: Federal State Statistics Service, Ministry of Health and Social Development of Russia, Russian Federal Agency for Physical Culture, Sports and Tourism, and Institute for Social Research. The topic of the survey was related to sports, physical culture and health of the population. Through the understanding and interest of the respondents, an attempt was made to address the problem of effective communication in sports between a coach and/or an athlete with media representatives. Since, the role of mass media in the field of physical education is significant and has an impact on the development of certain sports, their promotion, the formation of a healthy lifestyle, the media perform variety of social functions: entertainment, information, analytical, educational and propaganda. Summary tables of statistical data are presented. The findings allow us to confirm the relevance of our research and clarify the subject of scientific research.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ОБРАЗ АВТОРА В ИМЕННОЙ МОЛИТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Цынк Светлана Владимировна, канд. филол. наук, доцент, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 294.

Тел.: (842-35) 4-63-09

E-mail: stsynk@mail.ru

Аннотация. В статье осуществляется реконструкция образа автора именной молитвы А. И. Солженицына на основе комплексной методики (структурно-описательный и общий герменевтический методы, контекстологический и компонентный анализ, метод «слово и образ»), теории Б. А. Успенского. Цели статьи – рассмотрение теоретических подходов к проблеме образа автора, выявление средств, с помощью которых формируется образ автора текста, комплексное исследование образа автора данного текста, сопоставление образа автора в именной молитве А. И. Солженицына с описанными в филологических исследованиях образами автора в произведениях писателя других жанров. В результате анализа установлено, что в именной молитве, так же, как и в произведениях А. И. Солженицына других жанров, обнаруживаются «грани» образа автора текста – реальный человек; субъект произведения, отраженный на языковом уровне; художественная личность. Специфика проявления образа автора именной молитвы в том, что это прежде всего образ духовного избранника, пророка и проповедника.

Ключевые слова: именная молитва, образ автора, средства экспликации образа автора, триединство в определении образа автора, А.И. Солженицын.

IMAGE OF THE AUTHOR IN THE PERSONALIZED PRAYER OF A. I. SOLZHENITSYN

Tsynk Svetlana Vladimirovna, Cand. Of Philol. Sci., Ass. Prof., Dimitrovgrad Engineering Technological Institute (branch of National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute)). Russia.

Keywords: personal prayer, image of the author, means of explication of the image of the author, trinity in determining the image of the author, A. I. Solzhenitsyn.

The paper reconstructs the image of the author of the personalized prayer of A.I. Solzhenitsyn on the basis of a complex methodology (structurally descriptive and general hermeneutic methods, contextual and component analyses, the method of “word and image”), the theory of B.A. Uspensky. The goals of the paper are to examine theoretical approaches to the problem of the image of the author, to identify the means by which the image of the author of the text is formed, the complex study of the author’s image of the text, the comparison of the author’s image in the personalized prayer of A.I. Solzhenitsyn with the images described in philological studies of the author in the works of the writer of other genres. As a result of the analysis it is established that in personalized prayer, as well as in the works of A.I. Solzhenitsyn of other genres, the “faces” of the author’s image are revealed – a real person; the subject of the work reflected on the linguistic level; artistic personality. Specificity of the manifestation of the image of the author of the personalized prayer is that this is primarily the image of the spiritual elect, prophet and preacher.

ТРАГЕДИЯ ГЕТЕ «ФАУСТ» В ВОСПРИЯТИИ И. С. ТУРГЕНЕВА И А. А. ГРИГОРЬЕВА

Саррина Мария Яковлевна, учитель ГБОУ СШ № 236, соискатель Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук: Россия, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 4.

Тел.: (812) 328 05-02

E-mail: gpd77@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования творческого диалога писателя И. С. Тургенева и критика А. А. Григорьева о творчестве Гете в конце 1840-х годов девятнадцатого века. Рецензия Тургенева на перевод М. Вронченко трагедии Гете «Фауст» (1845), написанная в период активного общения Тургенева и Белинского, отражает своеобразие литературно-критической деятельности Тургенева и взгляды начинающего писателя на пути развития русской литературы. Отзыв Григорьева на рецензию Тургенева был опубликован спустя два года в ежемесячном обзоре литературы для газеты «Московский городской листок». Это – одна из первых рецензий молодого критика на работы начинающего писателя. Анализ отрывка о «Фаусте» позволяет поставить важные акценты в позиции А. А. Григорьева в его споре с В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым по поводу главного произведения Гете.

Ключевые слова: А. А. Григорьев, литературно-критическая деятельность И. С. Тургенева, «Фауст» Гете, литературный процесс 1840-х годов.

GOETHE’S TRAGEDY “FAUST” IN THE INTERPRETATION OF I. S. TURGENEV AND A. A. GRIGORIEV

Sarina Mariya Yakovlevna, teacher, SEI MS No. 236, applicant of Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of Sciences. Russia.

Keywords: A. A. Grigoriev, literary and critical activities of I. S. Turgenev, Goethe’s “Faust”, literary process of the 1840s.

The paper presents the results of the study of the creative dialog between the writer I.S. Turgenev and the critic A.A. Grigoriev about the work of Goethe in the late 1840s of the XIX century. Turgenev’s review of M. Vronchenko’s translation of the Goethe tragedy “Faust” (1845), written during the period of active communication between Turgenev and Belinsky, reflects the uniqueness of Turgenev’s literary and critical activities and the views of the beginning writer on the development of Russian literature. Grigoriev’s review of Turgenev’s review was published two years later in the monthly review of literature for the newspaper “Moskovskiy Gorodskoy Listok”. This is one of the first reviews of a young critic on the work of a budding writer. An analysis of the passage about “Faust” makes it possible to put important emphases in A.A. Grigoriev’s position in his dispute with V.G. Belinsky and I.S. Turgenev about Goethe’s main work.

 

КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ДВУСМЫСЛЕННОСТИ

Крюкова Инна Витальевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Кулакова, 43.

Нарыкова Наталья Алексеевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Кулакова, 43.

Тел: (865-2) 39-10-69

E-mail: sfkru_kseigd@mvd.ru

Аннотация. Статья посвящена феномену двусмысленности и степени ее изученности в современном языке. В работе приводятся определения термина двусмысленность, данные зарубежными учеными-лингвистами. Рассматриваемый феномен является довольно распространенным и уже долгое время является объектом всестороннего изучения, но, несмотря на это, все еще представляет интерес для научного мира. Двусмысленность является предметом изучения не только лингвистики, но и множества других отраслей научного знания, чем вызваны различные определения термину «двусмысленность» и его статус в современной науке. Само явление двусмысленности занимает центральную позицию в вечном конфликте языковых стремлений, а именно стремление к экономии языковых средств и стремление к прозрачности и понятности высказываний. Язык, с свою очередь, обладает большим количеством способов создания двусмысленности и борьбы с ней.

Ключевые слова: двусмысленность, феномен, концепт, интерпретатор, языковое явление, незнание (невежество), язык.

COMMUNICATIVE AND CULTURAL PHENOMENON OF AMBIGUITY

Kryukova Inna Vital’evna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Social and Economical Disciplines and Humanities Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Russia.

Narykov a Natal’ya Alekseevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Russia.

Keywords: ambiguity, phenomenon, concept, interpreter, linguistic phenomenon, ignorance (incompetence), language.

The paper deals with the phenomenon of ambiguity and its scientific status in modern language. The paper provides definitions of the term “ambiguity” given by foreign linguists. This phenomenon is quite common and has long been an object of in-depth study, but, in spite of this, is still of interest to the scientific world. Ambiguity is a subject of study not only of linguistics, but also of a multitude of other branches of scientific knowledge, which causes different definitions for this term and its status in modern science. The very phenomenon of ambiguity occupies a central position in the eternal conflict of linguistic aspirations, namely, the desire to save language resources and the desire for transparency and intelligibility of utterances. Language, in turn, has many ways of creating ambiguity and preventing it.

 

 

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ЖУРНАЛЬНОМ ЗАГОЛОВКЕ КАК ПРИЕМ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Сан Тяньцзы, секретарь по научной работе, магистр Хэйлунцзянского университета. Китай, Харбин.

Тел.: (923) 173-09-88

E-mail: 501252414@qq.com

Аннотация. Проблема и цель. Языковая игра в заголовках рассматривается в качестве объекта лингвистического изучения и в качестве приема речевого воздействия на читателя. Цель: Выявить используемые приемы языковой игры в заголовках выбранных нами журналов, а также представления авторами журнальных заголовков своего читателя. Методология исследования. В работе используется сопоставительно-аналитический метод исследования заголовка в журнале. В качестве объекта исследования нами были выбраны заголовки из трех принципиально однотипных «глянцевых» журналов для женщин «COSMOPOLITAN», «VOGUE», «ELLE». Результаты. На основе проведенного исследования нами выявлено, что наиболее активно используемыми приемами языковой игры во всех проанализированных нами журнальных заголовках являются трансформированные и нетрансформированные прецедентные высказывания, рассматриваемые нами как вид языковой игры на основании сознательного нарушение его создателями прагматических норм языка. Заключение. Заголовок – это элемент, предваряющий текст и имеющий определенную самостоятельность. Языковая игра в журнальном заголовке исследуется не только с точки зрения ее формального устройства, но и в функциональном аспекте – как средство речевого воздействия. Характер используемых приемов языковой игры позволяет охарактеризовать саму редакцию журнала и определить, как представляет себе редакция свою читательскую аудиторию.

Ключевые слова: журнал, заголовок, языковая игра, коммуникация, речевое воздействие, каламбур.

LANGUAGE GAME IN THE JOURNAL HEADLINE AS A MEANS OF SPEECH INFLUENCE

San Tyan’tszy, secretary in academic activities, master’s degree holder of Heilongjiang University. China.

Keywords: journal, headline, language game, communication, speech influence, pun.

Language game in the headlines is considered as an object of linguistic study and as a means of the speech influence on the reader. The goal is to identify the language game techniques used in the headlines of the selected journals, as well as the authors’ presentation of the magazine headlines of their readers. The paper uses a comparative analytical method to study the headlines in a journal. As the subject of the study, the author selected headlines from three principally similar glossy women’s magazines: “COSMOPOLITAN”, “VOGUE”, “ELLE”. On the basis of the study, it has been found that the most actively used methods of language game in all of the studied magazine headlines are transformed and untransformed precedent statements, considered by us as a kind of language game based on the conscious violation by its creators of the pragmatic norms of language. Conclusion A headline is an element that precedes the text and has a certain independence. Language game in the journal headline is examined not only from the point of view of its formal arrangement, but also in the functional aspect – as a means of speech influence. The nature of the methods used in the language game makes it possible to characterize the editorial staff of the journal and determine how the editors imagine their readership.