НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 08-09-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Василенко Алевтина Викторовна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Десятирикова Людмила Анатольевна, канд. пед. наук, и. о. зав. кафедрой информатики и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Тел.: (416-2) 37-25-86

E-mail: vasilenkoalvi@yandex.ru

Аннотация. Современное высшее педагогическое образование должно удовлетворять требованиям ФГОС ВО, а, следовательно, готовить будущих учителей к реализации ФГОС ОО и СО. Одной из задач, стоящих перед школой, является обеспечение условий для реализации образовательных потребностей обучаемых. Согласно стандартам, обучение геометрии в общеобразовательной школе должно способствовать развитию пространственного мышления. В статье описан эксперимент, в результате которого было определено, что пространственное мышление недостаточно развито как у учеников, так и учителей. Таким образом, задача подготовки учителя математики к развитию пространственного мышления учащихся с разными образовательными потребностями при обучении геометрии является актуальной. В данной статье представлены показатели готовности мотивационного, технологического, рефлексивного, когнитивного критериев будущего учителя к развитию пространственного мышления при обучении геометрии.

Ключевые слова: пространственное мышление, готовность к развитию пространственного мышления, разные образовательные потребности, критерии готовности, показатели готовности к развитию пространственного мышления.

COMPONENTS OF READINESS OF THE FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS TO THE DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING IN STUDENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL NEEDS

Vasilenko Alevtina Viktorovna, Cand. Of Ped. Sci., Ass. Prof., dean, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Desyatirikova Lyudmila Anatol’evna, Cand.of Ped. Sci., acting head of Informatics and Informatics Teaching Methods Department, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Keywords: spatial thinking, readiness to develop spatial thinking, different educational needs, criteria of readiness, indicators of readiness for the development of spatial thinking.

Modern higher pedagogical education should satisfy the requirements of FSES HE, and, consequently, prepare future teachers for the implementation of FSES HE and VE. One of the tasks facing the school is to provide conditions for the realization of students’ educational needs. According to the standards, teaching geometry in the general education school should promote the development of spatial thinking. The paper describes the experiment that showed that spatial thinking is not sufficiently developed both among students and teachers. Thus, the task of preparing a teacher of mathematics for the development of spatial thinking in students with different educational needs in teaching geometry is relevant. This paper presents the readiness indicators of the motivational, technological, reflexive, and cognitive criteria of the future teacher for the development of spatial thinking in teaching geometry.  

 

КОМПЛЕМЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Трашкова Светлана Михайловна, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»: Россия, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90.

Айснер Лариса Юрьевна, канд. культурологии, доцент, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»: Россия, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90.

Тел.: (391) 227-36-09

Е-mail: sveta_kurbatova@mail.ru

Аннотация. В статье даны понятие и характеристика информации, информационных технологий и образования в контексте анализа российского законодательства в области информации и особенностей системы образования, отражающей специфику общественных отношений, возникающих в данной сфере в связи с реализацией права на образование и обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека. Отмечена значимость наличия общего правопонимания основополагающего термина посредством закрепления его на правовом уровне в базовом законе и дополнение его спецификой конкретной сферы применения через конкретизацию в специальном нормативном правовом акте для данной группы общественных отношений, при том что эти понятия должны основываться на принципе взаимосвязи и взаимозависимости, соотносясь между собой как общее и частное, ни в коем случае не противореча друг другу.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, образование, образовательные и информационные ресурсы, инновационная деятельность, информационные системы.

COMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND EDUCATIONAL SYSTEMS IN TERMS OF RUSSIAN LEGISLATION

Trashkova Svetlana Mikhaylovna, Cand. of Law Sci., Ass. Prof., Ass. Prof., Krasnoyarsk State Agrarian University. Russia.

Aysner Larisa Yur’evna, Cand. оf Culturology, Ass. Prof., Krasnoyarsk State Agrarian University. Russia.

Keywords: information, information technology, education, educational and information resources, innovation, information systems.

The paper gives the concept and characteristics of information, information technologies and education in terms of the analysis of the Russian legislation in the field of information and features of the education system that reflects the specifics of social relations arising in education due to the realization of the right to education and the provision of state guarantees of human rights and freedoms in this field. The importance of the existence of a common legal understanding of the fundamental term by fixing it on the legal level in the basic law and supplementing it with the specifics of the concrete sphere of application through specifying it in a special normative legal act for this group of social relations is noted, while these concepts should be based on the principle of interconnection and interdependence, relating to each other as the general and the particular, in no case contradict each other.

 

 

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 7–9 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКИ

Ивкина Валерия Викторовна, ст. преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Баранова Альбина Альбертовна, ст. преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тазиева Зарина Наильевна, ст. преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: nirs2012@mail.ru

Аннотация. К настоящему времени по проблеме развития способности к равновесию у человека в теории и практике физической культуры и спорта накоплен большой фактический материал. Важными аспектами в изучении данной проблемы являются исследование особенностей развития способности к равновесию и ее тренировка в разные периоды жизни человека, в том числе у детей. В данном исследовании предполагается, что применение комплекса упражнений на уроках физической культуры может качественно повысить уровень развития координационных способностей, в частности к равновесию, детей младшего школьного возраста. Определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых для развития координационных способностей младших школьников. Предпринята попытка построения комплекса упражнений для развития координационных способностей и включения его в уроки физкультуры для учащихся младших классов.

Ключевые слова: координационные способности, младший школьный возраст, комплекс упражнений, сенситивный период.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN AGED 7–9 BY MEANS OF ACROBATIC GYMNASTICS

Ivkina Naleriya Viktorovna, senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Baranova Al’bina Al’bertovna, senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Taziea Zarina Nail’evna, senior lecturer, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: coordination abilities, junior school age, set of exercises, period of sensitivity.

To date, a large amount of factual material has been accumulated on the problem of developing the sense of balance in a person in the theory and practice of physical culture and sports. One of the important aspects in studying this problem is the research of the features of the development of the sense of balance and its training at different periods of human life and, in particular, in children. In this study, it is assumed that the use of a set of exercises in physical education classes may qualitatively improve the level of development of coordination abilities, in particular, to balance, of children of primary school age. The expedient volumes of special exercises used to develop the coordination abilities of younger schoolchildren have been determined. An attempt was made to construct a set of exercises for the development of coordination abilities and to include it in the lessons of physical education of students of lower grades.

 

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Поваляев Владимир Владимирович, преподаватель, ГПОУ ТО «Богородицкий политехнический колледж»; аспирант кафедры педагогики и социальных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»: Россия, 399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28.

Тел.: (474-67) 2-21-93

E-mail: powalyay17@mail.ru

Аннотация. В статье в хронологическом порядке показана история развития такого понятия, как педагогическое сопровождение. Автором отражены ключевые структурообразующие компоненты формирования понимания культуры сопровождения. Описано, как в разные времена развития человечества образовательные концепции и идеи просвещения трансформировались и изменялись в зависимости от запросов общества. В работе представлены различные точки зрения на проблему исследования, кратко обозначены основные концептуальные понимания сущности понятия «сопровождение», проведен сравнительный анализ сходных по значению терминов и понятий.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, образование, форма сотрудничества, тьюторство, педагогическая поддержка.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL SUPPORT AND ITS ROLE IN MODERN EDUCATION

Povalyaev Vladimir Vladimirovich, postgraduate student of Pedagogy and Social Technologies Department, Bunin Elets State University, lecturer, Bogoroditsk Polytechnicl College. Russia.

Keywords: pedagogical assistance, education, form of cooperation, tutoring, pedagogical support.

The paper shows the history of the development of pedagogical assistance in chronological order. The author reflects the key structure­forming components of the understanding of the culture of assistance. By studying this text, one may trace how the educational concepts and ideas of education have been transformed and changed depending on the demands of society at different stages of human development. The paper presents various points of view on the research problem, briefly outlines the basic conceptual understanding of the essence of the concept of assispance, a comparative analysis of similar terms and concepts of similar significance is made.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Колесов Владимир, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»: Россия, 399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28.

Тел.: (962) 352-37-70

E-mail: kolesov-vladimir@inbox.ru

Аннотация. В статье говорится о формировании коммуникативных компетенций в ходе развития эстетической культуры в процессе изучения музыкального искусства при формировании музыкальной культуры младшего школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; раскрываются ключевые способности, характеризующие основные коммуникативные компетенции как результат развития универсальных учебных действий, описаны принципы коммуникативной направленности. В контексте данной статьи поставлены и решены две задачи: уточнено значение понятия «диалог культур» и его разновидностей, на основе которого происходит формирование коммуникативных компетенций, играющих важную роль в образовательном процессе. По результатам анализа психолого-педагогической литературы выделены наиболее значимые коммуникативные компетенции, оказывающее значительное влияние на музыкальное развитие личности; раскрыты особенности формирования коммуникативной компетенции в «диалоге культур, в основу которого положены идеи М. М. Бахтина о культуре как диалоге, положения философской мысли культуры В. С. Библера, идеи внутренней речи Л. С. Выготского, коммуникативная концепция Е. И. Пассова, художественно-эстетические положения о диалоге в эстетическом образовании А. Ж. Овчинниковой и Л. П. Печко. Статья представляет интерес для преподавателей музыкальных дисциплин в школе, музыкальном колледже и вузе, аспирантов, соискателей и работников народного образования.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, диалог культур, музыкальное искусство, дифференцированный подход, универсальные учебные действия, младший школьник.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES IN YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING MUSIC ART

Kolesov Vladimir, postgraduate student, Bunin Elets State University. Russia.

Keywords: communicative competencies, cultural dialog, musical art, differentiated approach, universal educational actions, younger schoolchild.

The paper deals with the formation of communicative competencies in the development of aesthetic culture in the process of studying musical art while shaping the musical culture of a junior schoolchild as an integral part of his general spiritual culture. The basic abilities describing the basic communicative competences as a result of the development of universal educational activities are disclosed, the principles of communicative orientation are described. In the context of this paper, two tasks are set and solved: the meaning of the concept of cultural dialog and its varieties is clarified, on the basis of which the formation of communicative competences plays an important role in the educational process. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the most significant communicative competences are singled out, which have a significant role in the musical development of the personality. The peculiarities of the formation of communicative competence in the cultural dialog, which are based on the ideas of M.M. Bakhtin on culture as a dialog, the position of the philosophical thought of culture of V.S. Bibler, the idea of L.S. Vygotsky’s inner speech, communicative concept of E.I. Passov, artistic and aesthetic provisions on the dialog in aesthetic education by A.Zh. Ovchinnikova and L.P. Pechko formed the basis for this competency. The paper is of interest for teachers of musical disciplines at the school, music college and university, for graduate students, employees and public education workers.

 

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ МАГИСТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Суслина Анжелика Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры) иностранных языков, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»: Россия, 236041, г. Калининград, ул. Александра Невского, 14.

Тел.: (401-2) 59-55-00

E-mail: angyteach@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности мотивационной составляющей естественной ситуации общения на примере обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений. Анализ научного знания, собственный педагогический опыт автора статьи свидетельствуют о том, что проблема недостаточно исследована относительно второго этапа учебной деятельности обучающихся магистратуры. Методологической базой теоретического обоснования рассмотрения данной проблемы явились положения андрагогики, аксиологический, целостный, деятельностный подходы в педагогике и психологии. Были сделаны выводы о том, что профессиональная направленность, личностная значимость содержания коммуникации являются вектором общения на иностранном языке для магистранта. Поскольку учебная деятельность магистранта имеет все характеристики деятельности взрослого обучающегося, то его жизненный опыт, осознанность смысла своей деятельности способствуют созданию естественной ситуации общения. Интеллектуальная активность магистранта в силу сформированности его языковых компетенций направлена на само общение на иностранном языке, а процесс научения становится фоновой осознанностью. Автором в ходе анализа даются рекомендации методического характера.

Ключевые слова: мотивационный потенциал, естественная ситуация общения на иностранном языке, учебная деятельность магистранта, профессиональная направленность, фоновая осознанность, языковые умения и навыки.

MOTIVATIONAL POTENTIAL OF THE NATURAL SITUATION OF COMMUNICATION BETWEEN MASTER’S STUDENTS DURING FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Suslina Anzhelika Anatol’evna, Cand. оf Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages Department, Immanuel Kant Baltic Federal University. Russia.

Keywords: motivational potential, natural situation of communication in a foreign language, educational activity of a master’s student, professional orientation, background awareness, language skills.

The paper considers the possibilities of a motivational component of a natural situation of dialog on the example of learning foreign language by the students of non­linguistic specialty. The analysis of scientific knowledge, the author’s own pedagogical experience make evident that the problem has not been sufficiently investigated with respect to the second stage of the training activity of students in master’s degree course. The methodological basis of the theoretical basis for considering this problem was the provisions of andragogy, axiological, holistic, activity­based approaches in pedagogy and psychology. It was concluded that the professional orientation, personal significance of the content of communication is a vector of communication in a foreign language for an undergraduate. Since the training activity of an undergraduate has all the characteristics of the activity of an adult student, his life experience, awareness of the meaning of his activities contribute to the creation of a natural situation of communication. Intellectual activity of the master due to the formation of his linguistic competencies is aimed at the very communication in a foreign language, and the learning process becomes for him a background awareness. The author gives methodological recommendations in the course of the analysis. 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Улановская Ксения Алексеевна, канд. пед. наук, АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт»: Россия, 109316, г. Москва, Волгоградский просп., 32, корп. 11.

Жундрикова Светлана Владимировна, канд. пед. наук, доцент, АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт»: Россия, 109316, г. Москва, Волгоградский просп., 32, корп. 11.

Демидова Светлана Сергеевна, канд. псих. наук, ст. преподаватель, АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт»: Россия, 109316, г. Москва, Волгоградский просп., 32, корп. 11.

Бобринева Юлия Анатольевна, ст. преподаватель, АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт»: Россия, 109316, г. Москва, Волгоградский просп., 32, корп. 11.

Тел.: (495) 925-53-53

E-mail: k.ulanovskaya@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий индивидуализации образования и индивидуального образовательного маршрута. Представлены результаты опросов студентов о мотивах их образования, а также о причинах низкого уровня мотивации учения. Обоснованы роль и содержание психологических оснований индивидуализации образования в условиях среднего профессионального образования: мотивация учения, субъектная позиция студента и ответственность. Рассмотрены элементы индивидуального образовательного маршрута: индивидуальное целеполагание, субъектность в определении содержания образования, а также вариативность методов и форм обучения и контроля. Выделены задачи преподавателей в организациях среднего профессионального образования с учетом психологических оснований индивидуализации образования: психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе выбора содержания образования, выявление образовательных потребностей, оказание психолого-педагогической помощи студентам в осознании личностно значимых достижений и др.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация, субъектная позиция, образование.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF INDIVIDUALIZATION IN THE CONDITIONS SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Ulanovskaya Kseniya Alekseevna, Cand. оf Ped. Sci., Moscow Information and Technological University – Moscow Architecture and Construction Institute. Russia.

Zhundrikova Svetlana Vladimirovna, Cand. оf Ped. Sci., Ass. Prof., Moscow Information and Technological University – Moscow Architecture and Construction Institute. Russia.

Demidova Svetlana Sergeevna, Cand. оf Psych. Sci., senior lecturer, Moscow Information and Technological University – Moscow Architecture and Construction Institute. Russia.

Bobrineva Yuliya Anatol’evna, senior lecturer, Moscow Information and Technological University – Moscow Architecture and Construction Institute. Russia.

Keywords: individualization, individual educational route, motivation, subjective position, education.

The paper reveals the essence of the concepts of individualization of education and an individual educational route. The results of student interviews about the reasons for their education are presented, as well as the reasons for the low level of learning motivation. The role and content of psychological grounds for the individualization of education in the conditions of secondary vocational education is grounded: learning motivation, subjective position of the student andl responsibility. Elements of an individual educational route are considered: individual goal­setting, subjectivity in determining the content of education, as well as the variability of methods and forms of teaching and control. The tasks of teachers in the organizations of vocational education taking into account the psychological grounds for individualizing education are as follows: psychological and pedagogical support of students in the process of selecting the content of education, identifying educational needs, providing psychological and educational aid for the students in realizing their personally significant achievements, etc.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «РЕГУЛИРОВАНИЕ» И «РИСК» В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: Vadim.gaidarenko@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются концептуально-семантические поля с концептами «риск», «кредитование», «регулирование». Проводится когнитивно-семантический анализ лексических единиц, вербализующих выделенные концепты. Рассматриваются метафоры современного экономического дискурса и их расширения в текстах. Особого внимания заслуживают расширения метафор «кризис – болезнь экономики» и «токсичные активы» из-за своего прагматического потенциала. Анализируется особая роль каузатора изменений (финансовых властей) в формировании темпоральных и пространственных рычагов управления (антикризисные меры).

Ключевые слова: регулирование, время, пространство, темпоральное регулирование, каузатор, метафора, прототип.

ACTUALIZATION OF THE CONCEPTS “REGULATION” AND “RISK” IN ENGLISH AND RUSSIAN LANGUAGES

Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: regulation, time, space, temporal regulation, causer, metaphor, prototype.

The paper deals with conceptual and semantic fields with concepts: “risk”, “crediting”, and “regulation”. A cognitive­semantic analysis of lexical units verbalizing the selected concepts is carried out. Metaphors of modern economic discourse and their extensions in texts are considered. Especially noteworthy are the expansion of metaphors for the “crisis – the disease of the economy” and “toxic assets” because of its pragmatic potential. The special role of the causer of changes (financial authorities) in the formation of temporal and spatial levers of management (anticrisis measures) is analyzed.

 

НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ

Габдрахманова Регина Робертовна, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420030, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; ст. преподаватель, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: nirs2012@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам деривации наименований лица в современных профессиональных языках. В качестве отправной точки зрения автор использует положение о том, что в низком регистре профессиональной коммуникации наиболее ярко демонстрируются ценности профессионального сообщества. Спектр использованных в статье методов включает следующие: деривационный, словообразовательный, метод аппликации, сопоставительный. На материале более 1450 однословных и многословных наименований лиц, используемых в русскоязычной профессиональной коммуникации, выявлено, что в списке наиболее продуктивных современных способов номинации лица находятся следующие: метафоризация, метонимизация, суффиксация, усечение. Словосложение как метод словообразования используется реже, чем вышеперечисленные, но продуктивен при необходимости спецификации параметров номинируемого референта профессиональной номинации. Показано, что наибольшее влияние на деривационные процессы в изучаемых профессиональных языках оказывают действия двух законов: закона эмфазы и закона экономии. Большая часть изученных единиц образована в результате многоэтапного деривационного процесса.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, деривационные процессы, наименования лиц, профессиональные языки, социолект, тропы, суффиксация, усечение.

NAMES OF PERSONS IN PROFESSIONAL LANGUAGES

Gabdrakhmanova Regina Robertovna, postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University. Russia. senior lecturer, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: professional communication, derivational processes, names of persons, professional languages, sociolect, tropes, suffixation, apocope.

The paper studeis the issues of derivation of person’s names in modern professional languages. As a starting point of view, the author uses the provision that in the low register of professional communication the values of the professional community are most vividly demonstrated. The range of methods used in the paper includes derivational, derivational, method of application, and comparative method. The material of more than 1450 single­word and multiple word names of persons used in Russian professional communication revealed that the list of the most productive modern methods of person’s nomination includes metaphorization, metonymization, suffixation, and apocope. The compounding as a method of word formation is used less often than the above, but it is productive, if necessary, to specify the parameters of the nominated referent of the professional nomination. It is shown that the actions of two laws have the greatest influence on derivational processes in the studied professional languages: the law of emphases and the law of economy. Most of the units studied are formed as a result of a multi­stage derivational process.

 

 

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОЦЕНОЧНОЙ МЕТАФОРЫ В ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Гусейханова Зарема Сажудиновна, канд. филол. наук, зав. кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Гаджиева, 43а.

Султанов Казимурза Гаджиевич, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика

Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: kazimurza@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу оценочных метафор английского и русского языков в газетно-публицистическом тексте. Цель исследования – выделение основных типов метафор, используемых в материалах англо- и русскоязычных СМИ, способствующих объективации национальной ценностной картины мира. Проведен сопоставительный анализ семантических типов оценочной метафоры, используемой в публицистическом жанре. Классификация содержащейся в метафоре оценки как положительной, отрицательной или нейтральной зачастую обусловлена не самим семантическим потенциалом составляющих данную метафору единиц, а прагматическим контекстом ее функционирования. Как для английского, так и для русского языка характерно использование обозначений из разных тематических групп. В обоих языках перечень этих групп довольно обширен, но тем не менее присутствует ряд особенностей, характерных для каждого из указанных языков.

Ключевые слова: оценка, метафора, типы оценок, тематические группы, метафорическое переосмысление, картина мира.

SEMANTIC TYPES OF THE APPRAISIVE METAPHOR IN THE NEWSPAPER JOURNALISTIC TEXT

Guseykhanova Zarema Sazhudinovna, Cand. Of Philol. Sci., head of Foreign Languages Department of the Economic Faculty, Dagestan State University. Russia.

Sultanov Kazimurza Gadzhievich, Cand. Of Philol. Sci., Dagestan State University. Russia.

Keywords: appraisal, metaphor, types of appraisal, thematic groups, metaphorical rethinking, world view.

The paper deals with the analysis of the appraisive metaphors of the English and Russian languages in the newspaper journalistic text. The purpose of the study is to identify the main types of metaphors used in the materials of the English and Russian media that facilitate the objectification of the national value picture of the world. A comparative analysis of the semantic types of the estimated metaphor used in the journalistic genre is carried out. The classification of the appraisal in the metaphor as positive, negative or neutral is often due not to the semantic potential of the units that make up this metaphor, but to the pragmatic context of the functioning of this metaphor. Both for English and for Russian languages it is typical to use notation from different thematic groups. In both languages the list of these groups is quite extensive, but, nevertheless, there are a number of features characteristic of each of these languages.

 

ОБРАЗЫ РУССКИХ В ФОЛЬКЛОРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ

Чарина Ольга Иосифовна, канд. филол. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, сектор якутского фольклор, ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН»: Россия, Республика Саха, 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1.

Тел.: (411) 235-49-96

E-mail: ochar@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается характер отражения образа русского в аборигенных преданиях и рассказах на протяжении длительного периода времени на территории Якутии. Приводятся данные состава этносов в процентном соотношении ко всему населению районов, где они в основном проживают на основе последней переписи 2010 г. Эти цифры касаются некоторых северных районов следующих коренных народов: чукчи, эвены, юкагиры. Используются записи текстов, произведенных в этих местах во время экспедиций Института. Представлены легенды и семейные истории чукчей, эвенков, эвенов, юкагиров и якутов, которые записаны в первые годы фиксации фольклора. Постепенно происходит изменение показа русского от мифологического представления о русских до изображения современного персонажа, который отражен в автобиографических рассказах и легендах в начале XXI.

Ключевые слова: фольклор, мифологизм, исторические предания, сказки, бытовые рассказы, экспедиционные материалы.

IMAGES OF RUSSIANS IN THE FOLKLORE OF INDIGENOUS PEOPLE OF YAKUTIA

Charina Ol’ga Iosifovna, Cand. оf Philol. Sci., Ass. Prof., senior researcher, Yakut Folklore Department, Institute for Humanitarial Researcn and North Indigenous People Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Russia.

Keywords: folklore, mythology, historical legends, fairy tales, everyday stories, expeditionary materials.

The paper considers the nature of the reflection of the Russian image in aboriginal legends and stories over a long period of time in the territory of Yakutia. Data on the composition of ethnic groups as a percentage of the entire population of the districts where they are mostly based on the last census of 2010 are given. These figures relate to some northern regions of the following indigenous peoples: the Chukchi, Evens and Yukagirs. Records of texts produced in these places during the expeditions of the Institute are used. Legends and family histories of the Chukchi, Eveki, Evens, Yukagirs and Yakuts are presented. They were recorded in the early years of folklore fixation. Gradually there is a change in the Russian display from the mythological idea of the Russians to the image of the modern character, which is reflected in autobiographical stories and legends in the beginning of the XXI century.