НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Вестник развития науки и образования 5-2016

Полнотекстовая версия журнала

 

ПОЛИТОЛОГИЯ


К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЕВРОСОЮЗА И СОВЕТА ЕВРОПЫ



Иглин Алексей Владимирович, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой «Теория и история государства и права», Ульяновский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»: Россия, 432011, г. Ульяновск, ул. Корюкина, 20.

Тел.: (842-2) 44-15-68

E-mail: iglin-AV@list.ru

Аннотация. Целью статьи является анализ юридических аспектов сотрудничества Евросоюза и Совета Европы как основных акторов европейского права. В результате на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих европейскую интеграцию, рассмотрено развитие межгосударственных отношений в европейской региональной системе, сделан вывод об особом характере европейского сотрудничества как факторе устойчивого развития современного государства и миропорядка в европейском регионе. В статье впервые исследована роль специально-экономических и национально-правовых норм в развитии концепции европейской интеграции. С точки зрения практической значимости основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного европейского права. В связи с выводами, изложенными в статье, в науке европейского права следует сформулировать и развивать тезис о росте количества вопросов, которые входят в совместно реализуемые Евросоюзом и Советом Европы программы, принимаемые ими совместно нормативы, особенно в таких сферах, как права человека, интеграция экономических отношений и деятельность судебных органов.

Ключевые слова: Евросоюз, Совет Европы, интеграция, международные отношения, европейское право, единая Европа.



ON THE QUESTION OF COOPERATION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND THE COUNCIL OF EUROPE



Iglin Aleksey Vladimirovich, Cand. of Law Sci., Ass. Prof., head of Theory and History of Government and Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia.

Keywords: the European Union, the Council of Europe, integration, international relations, European Law, integrated Europe.

The aim of this article of the analysis of legal aspects of the cooperation between the European Union and the Council of Europe as the main actors of European Law. Resulting from the analysis of regulatory legal acts controlling European integration the authors have considered the development of interstate relationships within the European regional system, have concluded on the specific character of European cooperation being a factor of sustainable development of modern state and world order on the European continent. The article is the first to study the special economic and national law principles in the context of development of the European integration framework. From the viewpoint of practical relevance the main provisions and conclusions of the article nay be used in scientific and pedagogic activities while studying the issues of the subject matter and development trends of modern European law. Thus, the European law science should summarize and develop thesis on the growth in the number of questions included into joint implemented programs of the European Union and the Council of Europe, concerted standards, especially in the field of integration economic relations and judicial authorities activity.



МОНАРХИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВВ. И ОСОБЕННОСТИ ОБЪЯСНЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ УЧАЩИМСЯ



Москаленко Максим Русланович, канд. ист. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»: Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.

Юдин Иван Валерьевич, канд. полит. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»: Россия, 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.

Тел.: (343) 375-45-07

E-mail: max.rus.76@mail.ru

Аннотация. Вопрос, были ли у России в начале ХХ в. шансы избежать крупных социальных потрясений и развиваться эволюционным путем, актуален уже для нескольких поколений историков, политологов и публицистов, а его рассмотрение тесно взаимосвязано с политической конъюнктурой и является одним из трудных вопросов российской истории. Цель данной работы – рассмотреть вопросы объяснения учащимся старших классов школы и студентам вузов особенностей развития монархической политической системы России на рубеже XIX–XX вв. с учетом сопоставления различных точек зрения на данную проблему. В работе изучаются проблемные аспекты развития конституционализма и парламентаризма в дореволюционной России. Анализируются социокультурные противоречия российского общества рубежа XIX–XX вв., на которые следует обратить внимание в преподавании в курсах по истории России и ряде других социально-политических дисциплин.

Ключевые слова: монархическая политическая система, история России, педагогика.



MONARCHICAL POLITICAL SYSTEM OF RUSSIA AT THE TURN OF XIX–XX CENTURIES AND PECULIARITIES OF TEACHING THEIR HISTORY



Moskalenko Maksim Ruslanovich, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin. Russia.

Yudin Ivan Valer’evich, Cand. of Polit. Sci., Ass. Prof., MPEI National Research University. Russia.

Keywords: monarchical political system, history of Russia, pedagogy.

The question whether Russia had chance to elude major social disruption and to develop in evolutionary way at the beginning of XX cent. remains topical for several generations of historicians, politologists, and publicists, while its consideration is closely connected to political environment and is one of the “puzzlers” of the Russian history. The aim of this article is to study the issues of explaining the peculiarities of monarchical political system of Russia development at the turn of XIX–XX cent. to students of senior school and universities with due regard to comparison of various viewpoints at this problem. The article studies challenges of constitutionalism and parliamentarism development in Czarist Russia. The article analyses socio-cultural conflicts of Russian society at the turn of XIX–XX cent. that are remarkable for teaching history of Russia and some other socio-political disciplines.



ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ В СВЕТЕ ИДЕОЛОГЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ



Фоменко Александр Владимирович, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО»: Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1.

Тел.: (499) 246-28-90

E-mail: fomenkoav@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен петровский период с точки зрения целенаправленного культурного строительства. Такой подход являлся в целом перспективным для России со свойственной ей ролью и значением царской власти и спецификой культуры и духовной жизни. Именно подобным образом, отталкиваясь от инициативы царской власти, следовало утверждать начало светского культурного влияния в стране. Гений Петра смог реализовать задачу обучения в государственном масштабе, иучеником Европы оказался изначально сам царь. По существу, Россия при Петре смогла вписаться на основе Просвещения в культурную политику Европы, хотя Просвещение охватывало только узкий круг жителей из числа населения страны, а подавляющая часть последнего не обладала даже грамотой.

Ключевые слова: образование, культура, Просвещение, идеологема, государство, самодержавие.



REFORMS OF PETER THE GREAT IN THE LIGHT OF EDUCATION IDEOLOGUES IN EUROPE



Fomenko Aleksandr Vladimirovich, Cand. of Ped. Sci., senior researcher, Institute of Art Education and Cultural Studies fo the Russian Academy of Education. Russia.

Keywords: education, culture, enlightenment, ideologues, state, autocracy.

The article considers Petrine period from the viewpoints of purposeful cultural construction. This approach was mostly quite promising for Russia with its specific part and significance of czarist government and the unique features of the culture and spiritual life. It is precisely this way, e.g. starting from the czarist government initiative, how the beginning of secular cultural influence on the country should have been approved. Peter, a man of genius, could fulfill the task nationwide, and came out to be the first student of Europe. In point of fact, Russia during the Petrine period could be fitted in the European cultural policy on the ground of Enlightenment, though the Enlightenment involved very narrow circle of the national population, whereas the vast majority of population was even illiterate.



ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМИКСАХ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ



Моисеева Ольга Александровна, ст. преподаватель кафедры «Общественные процессы, средства массовой информации и рекламных технологий», Институт социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»: Россия, 109004, г. Москва, Большой Дровяной пер., 17.

Тел.: (495) 640-54-36

E-mail: Helga-azarova@mail.ru

Аннотация.В данной статье рассматривается образ России, представленный в отечественных и зарубежных комиксах. Были разработаны специальные критерии отбора комиксных изданий, которые предъявлялись с целью получения достоверной информации. Во второй части с помощью экспертного интервью анализируются особенности восприятия этого образа представителями молодежной аудиторией. Респондентами стали молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. Основным критерием отбора респондентов было их знакомство с таким видом изобразительного искусства, как комикс, поэтому в глубинном интервью участвовала молодежь двух групп: читающие и рисующие комиксы. В заключение автор предлагает рекомендации по созданию авторских проектов для молодежи с целью построения положительного образа России.

Ключевые слова: образ страны, молодежь, комиксы, Интернет, стереотипы, мемы, теория поколений.



IMAGE OF RUSSIA IN MODERN RUSSIAN AND FOREIGN COMICS AND ITS PERCEPTION BY YOUTH



Moiseeva Ol’ga Aleksandrovna, senior lecturer of Social Processes, Mass Median and Advertising Technology Department, Institute of Social and Humanities Technologies of K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University). Russia.

Keywords: image of the country, youth, comics, Internet, stereotypes, memes, theory of generations.

This article studies the image of Russia in Russian and foreign comics. The author has developed special criteria of comics publications selection for their presentation in order to acquire authentic information. In the second part of the work the author analyzes the features of this image perception by youth representatives with the aid of expert interviewing. Respondents appeared to be young people at the age of 18–29. The main selection criterion was their acquaintance with such fine art as comics, thus the depth interview has been performed in two groups of youth: readers and comics artists. As a conclusion, the author suggests a number of recommendations on the creation of projects for the youth to form positive image of Russia.



ФИЛОСОФИЯ



ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ



Климов Сергей Николаевич, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия, социология и история», Российская открытая академия транспорта ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»: Россия, 125993, г. Москва, ул. Часовая, 22/2.

Тел.: (495) 799-95-25

E-mail: klisn@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению в философско-рефлексивном ключе проблем духовной безопасности современного российского общества. Философское осмысление такого сложного социального явления может осуществляться по целому ряду аспектов: историко-философскому, логико-гносеологическому, аксиологическому, философско-антропологическому, социально-философскому и методологическому. Особого внимания заслуживает понимание аксиологического содержания духовной безопасности. Акцент делается на основных проблемных моментах аксиологической составляющей духовной безопасности с точки зрения внутренних угроз ее существованию. При этом совокупность проблем, требующих оперативного разрешения и поиска путей противодействия современным угрозам духовной безопасности нашего общества, формулируется через системный кризис ценностей: идей (правового государства, капитализма по-российски, долга, созидательного труда), идеалов и знаний. Кризис ценностей-знаний, связанный главным образом с системой отечественного образования, обусловлен острыми противоречиями между культурой и образованностью; заявленными в образовании целями и путями, способами, формами их достижения; формой и содержанием.

Ключевые слова: духовная безопасность, сущность духовной безопасности, духовно-нравственные ценности, кризис ценностей-идей, кризис ценностей-идеалов, кризис ценностей-знаний, идея долга, ценность созидательного труда, угрозы духовной безопасности.



SPIRITUAL SECURITY OF MODERN RUSSIA: PHILOSOPHICAL REFLEXION



Klimov Sergey Nikolaevich, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy, Sociology and History Department, Russian Open Academy of Transport of Moscow State University of Railway Engineering. Russia.

Keywords: spiritual security, essence of spiritual security, spiritual and moral values, concept-values crisis, ideals-values crisis, knowledge-values crisis, concept of duty, concept of constructive labor, threats of spiritual security.

The article is dedicated to the philosophical and reflexive consideration of spiritual security issues in modern Russian society. Philosophical comprehension of such complex social phenomenon may be done in accordance with a wide range of aspects: historico-philosophical, logical and epistemological, axiological, philosophical and anthropological, sociophilosophical, and methodological ones. Special attention should be drawn to comprehension of axiological component of spiritual security. The emphasis is put on the key issues of axiological component of spiritual security in the light of its inner existential threats. Moreover, the complex of time-critical challenges of modern spiritual security threats of our society is formed through the systemic crisis of values: conceptvalues crisis (concept of the state of law, concept of Russian capitalism, concept of duty, concept of constructive labor), ideals-values crisis, and knowledge-values crisis. Knowledge-values crisis is related mostly to the national education system and is predetermined by sharp contradictions: between culture and scholarship, between announced objectives and ways of education, as well as their means and forms of achievement, between the form and the content of education.



ДИАЛЕКТИКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ И КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА



Царева Надежда Александровна, д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»: Россия, 690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Луговая, 52 «б».

Тел.: (423) 244-03-06

E-mail: nadezda58@rambler.ru

Аннотация. На современном этапе аудиовизуальной культуры произведения литературы утрачивают своего читателя, обращенного к иным информационным источникам. Последствия этого процесса негативно влияют на духовно-нравственное состояние молодого поколения. Русская литература, сосредоточенная на нравственных категориях, – это феномен и эстетический, и духовно-педагогический, способствующий духовно-нравственному воспитанию личности воина. Для курсантов, будущих воинов, идеалы служения и самопожертвования имеют важнейшее значение, поскольку главная сила армии заключается в воинском духе. В настоящее время знания курсантов художественной литературы ограниченны вследствие ситуации в среднем образовании. Но интерес к ней не утрачен. Следовательно, увлечение видеои интернет-культурой следует рассматривать не как системное положение, а как тенденцию, которую можно преодолеть. Программой военного вуза не предусмотрено изучение русской литературы. Предлагается знакомить учащихся с художественными произведениями на спецкурсах и мероприятиях, организованных работниками вуза. Необходимо сочетать разнообразные формы для повышения интереса к литературе. Вхождение будущего офицера в художественный мир возможно и через информационные технологии. Особенное внимание следует уделить формам и средствам контроля над процессом чтения курсантов.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, культура личности воина, нравственные категории русской литературы.



DIALECTICS OF VIDEOSONIC AND BOOK CULTURES IN THE FORMATION OF THE SPIRITUALITY OF A FUTURE OFFICER



Tsareva Nadezhda Aleksandrovna, Dr. of Philos. Sci., Ass. Prof., Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Far Eastern State Technical Fisheries University. Russia.

Keywords: moral and patriotic education, soldier’s personality culture, moral categories of Russian literature.

On the current stage of videosonic culture the works of literature lose their readers, who is now turned to other sources of information. The consequences of this process have an adverse effect on spiritual and moral state of the younger generation. Russian literature, being focused on moral categories, is both aesthetic and spiritually pedagogical phenomenon assisting the spiritual and moral education of a soldier’s personality. For the cadets, future soldiers, icons of service and self devotion have overriding priority because the key force of the army lies in martial spirit. Currently the cadets’ knowledge of fine literature is limited owing to the situation in secondary education. However, the cadets’ interest in literature is not lost. Therefore, a fancy for video and Internet culture should be viewed not as consistent regulation, but as a trend that can be overcome. The program of a military university does not stipulate for studying Russian literature. The author suggests that the conversance with the fine literature should be performed at special courses, on events organized and held by the university personnel. It is necessary to combine various forms in order to increase the interest in literature. Entry of future officers to the artistic world is possible via information technologies too. The special attention should be drawn to forms and means of controlling the reading process of cadets.



ЛИЧНОСТНО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА ИНВАЛИДНОСТИ



Баринова Галина Викторовна, д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой «Философия, социология и история», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»: Россия, 127994, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9.

Тел.: (495) 681-13-40

E-mail: galina1759@mail.ru

Аннотация. Существование и развитие феномена инвалидности рассматривается через призму возникновения и разрешения внешних и внутренних противоречий на личностном уровне. Автор с методологических позиций кентавризма анализирует противоречия личностного бытия инвалидов. Показано, что дуальность индивидуального и социального, персонального и институционального, индивидуально-личностного и коллективно-интеграционного ведет к противоположности индивидуальной и социальной идентификации, отражаясь в сложном переплетении социальной адаптации, интериоризации и формировании Я-концепции, принятии личностью с ограниченными возможностями себя и своего образа, а также развитии ценностей и смысложизненных установок, особо проявляясь в противоречиях между социализацией и самоактуализацией (между потенциальными способностями личности инвалида и невозможностью их реализации в общественной практике, между стремлением личности с ограниченными возможностями к проявлению себя в обществе и ощущением зачастую своей бесполезности), существованием и сущностью (между постоянной борьбой с повседневными трудностями и опасением, тревогой за свое будущее).

Ключевые слова: феномен инвалидности, личность с ограниченными возможностями, внутренние и внешние противоречия инвалидности, противоречия на личностном уровне.



PERSONAL AND EXISTENTIAL ASPECT OF DISABILITY PHENOMENON



Barinova Galina Viktorovna, Dr. of Philos. Sci., Ass. Prof., head of Philosophy, Sociology and History Department, Moscow State University of Railway Engineering. Russia.

Keywords: disability phenomenon, person with limited abilities, external and inner contradictions of disability, contradictions on the level of personality.

Existence and development of disability phenomenon is viewed in the light of emerging and soling external and inner contradictions on the level of personality. The author studies the contradictions of personal existence from methodological positions of centaurism. It is stated that the duality of the individual and the social, personal and institutional, individualpersonal and communal integrative leads to opposition of individual and social identities, reflecting in complicated tangle of social adaptation, interiorization, and the formation of self-conception, self-acceptance as a person with limited abilities, and development of values and life-purpose objectives. It can be seen most clearly in the contradictions betwenn the socialization and self-actualization (between the potential capabilities of disabled person’s personality and zero realization of them in social activity; between the disabled person’s search for personal social fulfillment and the feeling of his idleness), existence and essence (between the constant struggle with everyday severities and anxiety, worrying for his future).



ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) В РОДИНОВЕДЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ



Пирожков Геннадий Петрович, д-р культурологии, канд. ист. наук, профессор, профессор кафедры «Связи с общественностью», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Пирожкова Ирина Геннадьевна, канд. ист. наук, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Конституционное и административное право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Тел.: (475-2) 63-10-19

E-mail: gpptmb48@rambler.ru

Аннотация. Статья написана на основе анализа процесса возрождения добровольчества (волонтерства) в современной России и размышлений о деятельности общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (проект профессора Г. П. Пирожкова, 1995–2015 гг.). Изучаемое явление рассматривается авторами как важный фактор формирования гражданского общества. Участие добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе Тамбовского центра краеведения, в родиноведческом движении поддерживает положительный имидж процесса гражданского строительства в России. Авторы, выявляя суть движения добровольцев (волонтеров), утверждают, что работа подобных объединений как форма добровольческого труда, как род гражданско-патриотической деятельности способствует формированию благоприятного социокультурного пространства отдельных местностей и региона, укреплению национального самосознания проживающих здесь граждан.

Ключевые слова: родиноведческое движение, Тамбовский центр краеведения, добровольчество, волонтерское движение, добровольческий труд.



VOLUNTARISM (VOLUNTEERING) IN MOTHERLAND-STUDYING MOVEMENT



Pirozhkov Gennady Petrovich, Dr. of Cult. Sci., Cand. of Hist. Sci., Prof., Tambov State Technical University. Russia.

Pirozhkova Irina Gennad’evna, Cand. of Hist. Sci., Cand. of Law Sci., Ass. Prof., Tambov State Technical University. Russia.

Keywords: national identity of motherland-studying movement, “Tambovsky tsentr kraevedeniya”, voluntarism, volunteering, volunteer work.

The article has been written on the ground of the analyzing the voluntarism (volunteering) revival process in modern Russia and considering the activity of social association of the regional history and culture researchers “Tambovsky tsentr kraevedeniya” under the Tambov regional department of the Russian Academy of Natural Sciences (1995-2015 project of Professor G. P. Pirozhkov). The studied phenomenon is viewed by the authors as an important factor of the formation of civil society. Participation of voluntary (volunteering) organizations, including “Tambovsky tsentr kraevedeniya”, in motherland-studying movement maintains positive image of the process of civil works in Russia. While discovering the subject matter of the voluntary (volunteering) movement, the authors insist on the fact that the activity of such associations as a form of volunteering or as a kind of civil and patriotic activities aids the formation of positive socio-cultural environment of certain territories and regions and strengthens the resident citizens.



СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПАЦИЕНТА



Федотова Юлия Михайловна, ассистент кафедры «Пропедевтика стоматологических заболеваний», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1.

Михальченко Дмитрий Валерьевич, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой «Пропедевтика стоматологических заболеваний», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1.

Александров Александр Викторович, студент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1.

Джумаханова Арина Жантургановна, студент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1.

Тел.: (844-2) 38-50-05

E-mail: stomat2912@rambler.ru

Аннотация. В данной обзорной статье поднят вопрос о профессиональном общении стоматолога с пациентом. Актуальность вопроса прямо пропорционально связана с качеством лечения и его исходом, так как врач, который не обладает навыком общения с пациентом, недостаточно мотивирует его на использование современных технологий, дальнейшие лечебные процедуры, связанные с устранением сопутствующих болезни патогенных факторов, и, как следствие, качество лечения снижается. Современному врачу-стоматологу необходимо уметь строить доверительные отношения с пациентом, уметь заинтересовать его в участии в собственном выздоровления и строго придерживаться нормам биоэтики и деонтологии. Комплекс мануальных и коммуникабельных навыков характеризует врача-стоматолога как профессионала, составляет прочную основу доверия к нему пациента и определяет благоприятный исход стоматологического лечения.

Ключевые слова: врач, пациент, лечение, философия отношений, этика.



MODERN PHILOSOPHY AND ETHICS OF INTERACTION BETWEEN A DENTAL PRACTITIONER AND A PATIENT



Fedotova Yuliya Mikhailovna, assistant lecturer of Dental Diseases Propedeutics Department, Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Mikhal’chenko Dmitry Valer’evich, Dr. of Med. Sci., Prof., head of Dental Diseases Propedeutics Department, Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Aleksandrov Aleksandr Viktorovich, student, Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Dzhumakhanova Arina Zhanturgarovna, student, Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: dentist, patient, treatment, relations philosophy, ethics.

This review paper raise issues on the professional communication between a dentist and a patient. The topicality of the question is directly relates to the quality of medical treatment and its fate, for the dentist that does not possess the communication skills does not fully motivate a patient to use advanced technology of the further treatment procedures for eliminating the co-occurring pathogens; as a result, the quality of the treatment reduces. Modern dentist should be able to build trust relations with a patient, to raise patient’s interest in his or her cure and toe the line of bioethics and medical ethics. A set of manual and communication skills describe the dentist as a professional, forms a firm ground for the patient’s trust, and predetermines the favourable dental treatment outcome.



ИСЛАМОВЕДЕНИЕ ДАГЕСТАНА: ПОДХОД К ИСТОЛКОВАНИЮ МИР-СИСТЕМЫ



Воронина Татьяна Евгеньевна, канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: spasibo51@mail.ru

Аннотация. Исламоведение Дагестана, обладающее достаточной научной базой, сегодня занимается изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни во взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами и т. д. Но чтобы ощутить новизну этого предмета, надо стать трансцендентально понятным: принцип межконфессиональной исключительности никогда не может выступать в качестве главной причины обострения отношений между верующими. Конфликтные ситуации возникают при наличии других, более глубоких, социально-экономических условий, которые играют решающую роль. В таких случаях религиозный фактор выступает как отражение основных противоречий в сферах общественной идеологии и психологии людей, на которые необходимо обратить внимание. Поэтому исламоведение Дагестана представляет собой преимущественно комплексную дескриптивную дисциплину, содержит тенденцию к максимальной широте и историчности. Чтобы стать объективным и доступным для широких масс, ему необходимо предметно абстрагироваться от теологических, философско-религиозных стереотипов и представлений и продолжать диалог с верующими и неверующими о насущном.

Ключевые слова: исламоведение, приоритет, предмет, принцип историзма, концепция, экстремизм, парадигмальность, салафизм.



ISLAMIC STUDIES IN DAGESTAN: APPROACH TO WORLD-SYSTEM INTERPRETATION



Voronina Tat’yana Evgen’evna, Cand. of Philos. Sci., applicant, Dagestan State University. Russia.

Keywords: Islamic Studies, priority, subject, historicism principle, concept, extremism, paradigmality, Salafism.

Islamic studies in Dagestan, possessing sufficient scientific basis, currently examines the facts, social forms and structures of religious life in the interactions and relations with secular structures and groups, etc., but in order to feel the originality of this subject, one should become transcendentally obvious: the principle of interreligious uniqueness can never be a main reason for growing animosity between the religious. Conflict situations occur in the presence of other deeper socio-economic setting, which plays the decisive role. In such cases the religious factor appears to be a reflection of key contradictions in the sphere of social ideology and psychology, which should be noted and treated. That is why the Islamic studies in Dagestan appear to be mostly the complex descriptive discipline with a tendency to maximum width and historicity. In order to be objective and comprehensible for population, the Islamic studies should abstract away from theological, philosophical, and religious stereotypes and ideas, and to keep the dialog between the religious and atheists going.