ПЕДАГОГИКА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Самохин Иван Сергеевич, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.
Соколова Наталия Леонидовна, канд. филол. наук, доцент, директор, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.
Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.
Тел.: (495) 434-71-60
E-mail: alcrips85@mail.ru
Аннотация. В данной статье говорится о фундаментальной разнице, существующей между профильными и непрофильными теоретическими дисциплинами. С точки зрения авторов, это принципиальное различие особенно важно учитывать при выборе главной формы организации учебного процесса. Непрофильные дисциплины рекомендуется вынести на самостоятельное (внеаудиторное) изучение. Основную часть аудиторных занятий по профильным дисциплинам предлагается проводить в виде семинаров. Также в статье высказаны некоторые другие пожелания методического и организационного характера. В качестве ключевых показателей эффективности высшего образования выделяются результативность обучения (определяемая уровнем профессионализма выпускников) и комфортность образовательной среды (определяемая выраженностью и соотношением положительных и отрицательных эмоций). Исследование проведено на базе учебного плана, разработанного методистами Московского института лингвистики (МИЛ) по образовательным стандартам 2014 г.
Ключевые слова: высшее образование, профильные дисциплины, непрофильные дисциплины, лекция, семинар.
RECOMMENDATIONS ON TEACHING THEORETIC DISCIPLINES IN MODERN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS
Samokhin Ivan Sergeevich, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Foreign Languages Theory and Practice Department, Institute of Foreign Languages of People's Friendship University of Russia. Russia.
Sokolova Nataliya Leonidovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., director, Institute of Foreign Languages of People's Friendship University of Russia. Russia.
Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prod., Prof. of Foreign Languages Theory and Practice Department, Institute of Foreign Languages of People's Friendship University of Russia. Russia.
Keywords: higher education, profession-oriented disciplines, secondary disciplines, lecture, seminar.
This article discusses the fundamental difference between the profession-oriented and secondary theoretic disciplines. From the authors point of view this fundamental difference is particularly important when choosing the principal form of education process organization. Secondary disciplines are recommended for self-studying (extracurricular). The major part of in-class profession-oriented disciplines hours is suggested to give as seminars. Also the article states some other recommendations of methodical and organizational character. As key criteria of higher education efficiency are considered to be education performance (defined by the professional competence level of graduates) and the convenience of education environment (defined by the distinct manifestation and ratio of positive and negative emotions). The research was conducted on the basis of curriculum developed by the educators of Moscow International Academy according to educational standards of 2014.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧИ ПЕРСОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Резаи Азин Марьям, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры русского языка, Мазандаранский университет: Иран, 47415, Мазандаран, г. Бабольсар, ул. Пасдаран.
Тел.: (+98) 1125257689
E-mail: m.azin@umz.ac.ir
Аннотация. В работе представлена типология коммуникативных неудач учащихся, в том числе этикетные, стереотипные, социокультурные, идеологические, энциклопедические и страноведческие ошибки. Указаны причины возникновения подобных ошибок: как считает автор статьи, они тесно связаны с особенностями преподавания русского языка в иранской аудитории, а именно недооценкой коммуникативного подхода, невниманием к прагматическим и лингвокультурным аспектам в процессе обучения русскому языку, результатом чего является низкий уровень сформированности социокультурной и коммуникативной компетенций у учащихся. В целях преодоления коммуникативных неудач персоязычных учащихся в процессе межкультурного общения предлагаются методические рекомендации, способствующие формированию межкультурной коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: коммуникативные неудачи, межкультурная коммуникация, социокультурная компетенция, обучение русскому языку, персоязычные учащиеся.
COMMUNICATIVE FAILURES OF PERSIAN LANGUAGE STUDENTS IN INTERCULTURAL COMMUNICATION
Rezai Azin Mar’yam, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of the Russian language Department, University of Mazandaran. Iran.
Keywords: communicative failures, intercultural communication, socio-cultural competence, teaching the Russian language, Persian language students.
The article is devoted to examining the communicative failures of Persian language students in the process of intercultural communication. It presents the typology of communicative failures of students, which includes etiquette, stereotypical, socio-cultural, ideological, encyclopedic, and culturological errors. The work points out the causes of the appearance of such errors. In the author’s opinion, they are closely connected with the specific features of teaching the Russian language in an Iran classroom, such as the underestimation of communicative approach and the lack of attention to the pragmatic and linguistic-cultural aspects of the language in the process of teaching the Russian language, which results in the low level of socio-cultural and communicative competence of students. In order to overcome the communicative failures of Persian language students in intercultural communication, the study gives methodological recommendations which aid the formation of intercultural communicative competence in students in the process of teaching Russian as a foreign language.
СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Никитина Любовь Андреевна, д-р пед. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, зав. кафедрой теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»: Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.
Тел.: (385-2) 36-82-71
E-mail: nikitina.fnk@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается значимость становления исследовательской компетентности педагога в условиях инновационного развития образования. Реализация компетентностного подхода в подготовке учителя означает переход к такой профессиональной подготовке, в которой становление исследовательских компетенций в профессиональной деятельности рассматривается в статусе и функции системообразующих. Это предполагает организацию исследовательской деятельности в методической подготовке в открытии нового для будущего педагога вида деятельности (педагогической, методической). Овладение исследованием как способом организации деятельности создает предпосылки для открытия и присвоения учителем в качестве предмета методической деятельности организации совместной образовательной деятельности. В статье представлена технология организации образовательной деятельности магистрантов, основу которой составляют исследовательские шаги: феноменологический анализ личного опыта, реконструкция уроков учителей инновационной практики, проектирование уроков различных моделей методической организации совместной деятельности. Результатом вовлечения студентов в исследование методической деятельности становится овладение ими исследовательской компетентностью как образовательной инновацией, составляющей основу образовательной культуры будущего педагога.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, образовательные инновации, совместная деятельность, феноменологический анализ, реконструкция, проектирование.
FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN THE MASTER’S DEGREE PEDAGOGIC EDUCATION – THE CONDITION OF EDUCATIONAL CULTURE DEVELOPMENT
Nikitina Lyubov Andreevna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., honorary worker higher professional education of the RF, head of Theory and Methodology of Primary Education Department, Altai State Pedagogic University. Russia.
Keywords: research competence, educational innvoations, joint activity, phenomenological analysis, reconstruction, planning.
The article studies the importance of forming the research competence of an educator in the conditions of innovation development of education. The implementation of competence approach in teacher training means the move towards such professional training which views the formation of research competences in professional activity as the system-forming ones in both status and function. This involves the organization of research activity in methodological training, in the uncovering of the type of activity which is new for the aspiring teacher (pedagogic, methodological activity). The mastery of research as the means of activity organization creates the prerequisites for the discovery and adoption by the teacher of the organization of joint educational activity as of the subject of methodological activity. The articel presents the technology of organizing the educational activity of master’s degree students, which is based on the following research steps: phenomenological analysis of personal experience, reconstruction of the lessons by teachers who use innovative approaches, planning lessons according to various models of methodological organization of joint activity. The result of involving students in studying methodological activity consists in their mastery of research competence, which is an educational innovation forming the basis of the educational culture of an aspiring teacher.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ГРУППЫ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТУДЕНТОВ
Ложкина Нина Александровна, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 58.
Тел.: (499) 976-34-90
E-mail: ninulya_2185@mail.ru
Аннотация. В статье описываются особенности организации совместного обучения российских и зарубежных студентов с целью совершенствования формирования их инвариантных компетенций, что является актуальным направлением исследований на настоящий момент, когда Россия стала участницей Болонского процесса и интегрировалась в мировое образовательное пространство. Рассматриваются факторы продуктивности учебной деятельности группы совместного обучения российских и зарубежных студентов. В качестве основных факторов отмечены: знание студентами и преподавателями культуры участвующих в обучении студентов; уровень адаптированности студентов к формам организации учебной деятельности, методам и средствам совместного обучения; сложность предлагаемых группе заданий; структурные аспекты группы (численность, рассредоточенность студентов, продолжительность совместной деятельности в студенческой группе); уровень владения языком обучения. Данные факторы позволили выявить условия формирования контингента группы совместного обучения российских и зарубежных студентов, обучение в которой будет способствовать формированию их инвариантных компетенций.
Ключевые слова: совместное обучение российских и зарубежных студентов, инвариантные компетенции, мультикультурная студенческая группа, коллективные формы учебной деятельности.
FORMATION OF THE COHORT FOR THE CO-EDUCATION GROUPS CONSI
STING OF FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS
Lozhkina Nina Aleksandrovna, postgraduate student of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Russian Timiryazev State Agrarian University. Russia.
Keywords: co-education of foreign and Russian students, invariant competences, multicultural student group, joint types of learning process.
The article describes the features of organizing the co-education of foreign and Russian students in order to improve the formation of their invariant competences, which has become the topical issue of the research since Russia has become a signatory of Bologna process and has integrated to the global education framework. The article studies the factors of the class activity efficiency for the co-education group consisting of Russian and foreign students. Among the main factors the author mentioned: students and teachers awareness of the foreign students’ culture; the level of students adaptability to the forms of learning process organization, methods and means of co-education; the complexity of the tasks offered to the group; structural aspects of the group (number, dispersion of the students, the duration of the joint activity in the student group); proficiency in language of instruction. The data obtained allowed to reveal the condition of formation of the cohort for the co-education groups consisting of foreign and Russian students, which will promote the formation of their invariant competences.
АРТПЕДАГОГИКА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Шатунова Ольга Васильевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей инженерной подготовки, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89.
Талышева Ирина Анатольевна, канд. пед. наук. доцент, доцент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89.
Хабибуллина Галина Викторовна, педагог доп. образования, МАОУ «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»: Россия, 423599, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 58.
Тел.: (855-57) 7-53-50
E-mail: olgashat67@mail.ru
Аннотация. В статье ставится задача определить возможности артпедагогики в развитии детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Авторами конкретизируется понятие артпедагогики как инновации в педагогической деятельности, рассматриваются ее виды и направления. Артпедагогика определяется как гуманитарная педагогическая деятельность, заключающаяся в создании особых условий, в которых в наибольшей степени проявляется индивидуальность ребенка с особыми образовательными потребностями, приобретается позитивный опыт социального взаимодействия, развиваются коммуникационные способности. В статье раскрываются педагогические аспекты использования арттерапии, подчеркивается, что ее приемы не требуют специальных медицинских знаний и вполне доступны для педагога. Особое внимание уделяется анализу возможностей изотерапии как одного из наиболее распространенных и эффективных направлений артпедагогики в коррекционной и развивающей работе учителя в условиях инклюзии. На основе проведенного исследования обоснована необходимость системной подготовки будущих педагогов к применению артпедагогических и арттерапевтических технологий в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, артпедагогика, арттерапия.
ART PEDAGOGY IN INCLUSIVE EDUCATION
Shatunova Ol’ga Vasil’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of General Engineer Training Department, Elabuga Institute (branch of Kazan (Volga region) Federal University). Russia.
Talysheva Irina Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogy Department, Elabuga Institute (branch of Kazan (Volga region) Federal University). Russia.
Khabibullina Galina Viktorovna, supplementary education teacher, Nizhnekamsk boarding school “Nadezhda” for children with health disabilities. Russia.
Keywords: inclusive education, special educational needs, art pedagogy, visual art therapy.
The article states the aim to define the capabilities of art pedagogy for children with special educational needs development within the framework of inclusive education. The authors specificate the concept of art pedagogy as an innovation in pedagogic activity and consider its types and courses. Art pedagogy is defines as a humanitarian pedagogical activity consisting of creation of special conditions for the maximum personality manifestation of the child with special educational needs, for gaining positive experience of social interaction and to develop communication skills. The article reveals the pedagogical aspects of art therapy application, highlights the fact that art pedagogy techniques do not require special medical knowledge and quite available for the teacher. The authors emphasize the analysis of the isotherapy capabilities as one of the popular and efficient schools of art pedagogy on special education and development teacher’s activity under the condition of inclusion. On the basis of the conducted study the need for future teachers comprehensive training for art pedagogy and visual art therapy techniques application in their professional activity.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Поединков Илья Николаевич, методист, соискатель, ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»: Россия, 640000, г. Курган, ул. Пичугина, 38.
Тел.: (352-2) 23-53-07
E-mail: ilya.poedinkov@yandex.ru
Аннотация. Целью данного исследования является выявление факторов, ограничивающих использование цифровых лабораторий на уроках естественнонаучного цикла. Актуальность сложившейся проблемы обусловлена тем, что в литературе вопрос развития профессиональной компетенции рассматривается довольно широко, начиная с введения в 60-х гг. XX в. в научный аппарат категории «компетенция» и заканчивая настоящим временем, разработана теоретическая и практическая база знаний. Рассмотрение развития профессиональной компетенции при использовании цифровых лабораторий в Российской Федерации описано лишь несколькими диссертационными исследованиями, проведенными в условиях работы со школьниками, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности данного направления с педагогами. Своевременное изучение данного вопроса позволит заполнить существующие пробелы.
Ключевые слова: оборудование, цифровая лаборатория, педагог, процесс, обучение.
FACTORS OF DEVELOPING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF NATURAL SCIENCES IN THE COURSE OF USING DIGITAL LABORATORIES
Poedinkov Il’ya Nikolaevich, methodology specialist, applicant, Institute of Development Education and Social Technologies. Russia.
Keywords: equipment, digital laboratory, educator, process, education.
The goal of the study consists in determining the factors which limit the usage of digital laboratories in natural science classes. The topicality of the existing problem is due to the fact that the issue of professional competence development has been widely discussed in literature since its introduction in the 1960s, and the knowledge base, both theoretic and practical, is well-developed. The development of professional competence in the course of using digital laboratories in the Russian Federation has so far been described only by a few dissertations based on working with school students. This makes it possible to conclude that this sphere has not been sufficiently studied by educators. The timely investigation of the issue will help to fill the gaps.
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Нюхтилин Павел Викторович, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Деева Светлана Альфредовна, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Тел.: (861) 219-95-01
E-mail: nyukh-p@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования информационно-дидактических ресурсов, освоения технологий их конструирования, модернизации и применения. Актуальной является комплексная задача подготовки специалиста в области теории математики и информатики и предоставления системе образования педагога, способного самостоятельно по полному циклу работать в сфере создания обучающих ресурсов и их творческого применения – от программного обеспечения и дизайна до комбинаторики своей деятельности в разных классах и с разными группами учеников в пределах своей индивидуальной локальной сети. Обладая навыками конструирования мобильного обучающего ресурса, ориентированного на решение конкретных методических задач, преподаватель сможет не только максимально добиться эффективности в процессе педагогической деятельности, позволяющей учитывать реалии современной действительности, но и сможет постоянно совершенствовать свой опыт, творческие приемы, а также беспроблемно обновлять информационную базу передаваемых знаний.
Ключевые слова: информационные технологии, дидактический ресурс, веб-ресурс.
TECHNOLOGY OF DESIGNING INFORMATION-DIDACTIC RESOURCES AS A COMPONENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGY
Nyukhtilin Pavel Viktorovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Information Educational Technologies Department, Kuban State University. Russia.
Deeva Svetlana Al’fredovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Information Educational Technologies Department, Kuban State University. Russia.
Keywords: information technologies, didactic resource, web-resource.
The work is devoted to the problem of using information-didactic resources, mastering the technologies of their design, modernization and application, The complex problem of training specialists in the area of the theory of mathematics and information technology and providing the system of education with a teacher able to work independently along the full cycle of designing teaching resources and their creative application – from software and design to combining their activity in different grades and with various groups of students within the individual local network – seems topical. The teacher who possesses the skills necessary for designing a mobile educational resource targeted at solving specific methodological problems will be able not only to achieve the maximum effectiveness of the process of pedagogic activity, taking into account the realia of modern life, but also to constantly improve their experience and creative approaches and update the information base of the transferred knowledge without any problem.
ТЕКСТОВАЯ ОСНОВА УРОКА КАК ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Медведева Виолетта Вениаминовна, канд. пед. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области»: Россия, 153000, г. Иваново, ул. Большая Воробьевская, 80.
Волкова Тамара Николаевна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры Русского языка и методики обучения, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»: Россия, 155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, 24.
Тел.: (493-2) 38-62-77
E-mail: vvm133@yandex.ru
Аннотация. В представленной научной статье путем исследования педагогических основ формирования культурологической компетенции школьников в процессе реализации культурологического подхода при преподавании гуманитарных дисциплин определена роль педагогической культурологии, предполагающей постижение учащимися в процессе изучения русского языка и литературы жизненного опыта народа, его культуры. Авторы исследуют возможности культурологии в художественно-эстетическом воздействии на личность обучающихся. В качестве главного принципа практического применения педагогической культурологии рассмотрена текстовая основа культурологического аспекта уроков русского языка на примере текстов познавательных, искусствоведческих, художественных. Авторы развивают идею приобщения школьников к культурному наследию нации экстралингвистическим путем, через расширение дидактической базы уроков путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты культуры, в том числе культуры родного края.
Ключевые слова: культурологический подход, культурологическая компетенция, педагогическая культурология.
TEXT BASIS OF A LESSON AS THE MAIN PRINCIPLE OF PEDAGOGIC CULTUROLOGY
Medvedeva Violetta Veniaminovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Secondary Disciplihe Department, Institute of Education Development of Ivanovo Region. Russia.
Volkova Tamara Nikolaevna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Russian Language and Teaching Methodology Department, Shuya branch of Ivanovo State University. Russia.
Keywords: culturological approach, culturological competence, pedagogic culturology.
Based on the study of the pedagogic foundations of forming the culturological competence of school students in the process of implementing the culturological approach to teaching humanities, the article determines the role of pedagogic culturology, which involves the familiarization of students with the life experience of the people and their culture in the process of studying the Russian language and literature. The authors examine the capabilities of culturology in the sphere of artistic-aesthetic impact on the personality of students. The main principle of the practical application of pedagogic culturology studied in the article is the text basis of the culturological aspect of Russian language classes, which includes educational, culturological and literary texts. The authors elaborate on the idea of familiarizing school students with the cultural heritage of the nation with the help of extralinguistic method, through expanding the didactic basis of classes by means of selecting or composing texts which reflect the specific features and facts of culture, including the culture of their native land.
АКТУАЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ В УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Лизунова Нина Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры Иностранные языков-4, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49.
Обухова Лариса Юрьевна, ст. преподаватель кафедры Иностранных языков-4, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49.
Тел.: (499) 943-95-80
E-mail: nina_lizunova@mail.ru
Аннотация. Статья акцентирует внимание преподавателей вузов на современных тенденциях, форматах и требованиях, предъявляемых к учебной и научной работе студентов на иностранном языке в неязыковом вузе. Отмечается высокая потребность в развитии у студентов организационных качеств, таких как self-management, time-management, и умений анализировать, структурировать, обобщать информацию. Как правило, студенты достигают высоких результатов при использовании в процессе изучения английского языка не только отечественных, но и аутентичных учебных средств, что позволяет приблизить студентов к культуре страны изучаемого языка и повышает их мотивацию. Понятие аутентичности не ограничивается текстами в оригинале, оно подразумевает определенную формулировку заданий, а также обстановку на занятии в целом. Обучение студентов зарубежным форматам делает российских выпускников более конкурентными и подготовленными к интеграции, международному сотрудничеству, позволяет им быстрее находить общий язык с зарубежными партнерами.
Ключевые слова: иностранный язык в неязыковом вузе, аутентичные тексты, курс IELTS, учебная и научная работа студентов.
TOPICAL ACCENTS IN THE STUDIES AND RESEARCH OF STUDENTS OF THE ENGLISH LANGUAGE IN A FINANCIAL-ECONOMIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Lizunova Nina Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages-4 Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Obukhova Larisa Yur’evna, senior lecturer of Foreign Languages-4 Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: foreign language in a nonlinguistic higher education instituton, authentic texts, IELTS course, studies and research of students.
The article draws the attention of university instructors to the current trends, formats and requirements posed towards the studies and research of students of a foreign language in a non-linguistic higher education institution. It points out the high need for the development of such organizational qualities of students as self-management, time-management, and the ability to structure and generalize information. As a rule. students achieve high results when the process of teaching the English language uses not only Russian, but also authentic means of education. This brings the students closer to the culture of the country of the studied language and increases their motivation. Authenticity is not just original texts. This concept implies the specific formulation of tasks, as well as the classroom environment as a whole. Introducing students to foreign formats makes Russian graduates more competitive and ready for integration and international cooperation, helps them to establish contact with foreign partners.
ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНАЯ ПОДДЕРЖКА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ
Орлова Мария Михайловна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры консультативной психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: orlova-maria2010@mail.ru
Аннотация. Адаптационные механизмы личности больного соматическим заболеванием имеют интегративный характер, реализуясь на психосоматическом, соматопсихическом и социоцентрическом уровнях. Ресурсы семейной поддержки в ситуации гипертонической болезни имеют специфичность в зависимости от степени тяжести болезни и ее социальных ограничений. Автор рассматривает особенности адаптивного смысла семейных отношений в зависимости от наличия острого и хронического заболевания, степени инвалидизации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что адаптация больного в ближайшем социальном окружении зависит от трансформации его идентичности. При остром расстройстве это непринятие роли больного и сопротивление семейным взаимодействиям в этой роли, при хронической форме гипертонии – формирование роли больного и адаптация в семье в новом качестве, что фрустрирует личность при субъективной значимости помощи семьи, при инвалидизации – формирование зависимости и принятие себя в роли зависимого человека.
Ключевые слова: внутренняя картина болезни, гипертоническая болезнь, семейная поддержка, адаптация, ситуация болезни, инвалидность.
DOMESTIC HELP IN THE CONTEXT OF THE INTERNAL PICTURE OF THE DISEASE OF HYPERTENSIVE DISEASE PATIENTS
Orlova Mariya Mikhailovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Counseling Psychology Department, Saratov State University. Russia.
Keywords: internal picture of the disease, hypertensive disease, domestic help, adaptation, disease case, disability.
The personal adaptation mechanisms of the somatic disease patient have integrative nature and fulfill themselves on the psychosomatic, somatopsychic and sociocentric levels. Domestic help opportunities in the scope of hypertensive disease have their peculiarities depending on the disease severity and its social restraints. The author regards the peculiarities of adaptational implication of family relationships in terms of acute or long-term disease incidence together with disability status. The results obtained indicate the dependence of patient’s adaptation within the nearest social environment on his or her identity transformation. In case of acute distress it is rejection of patient implication and counterstand against family cooperation in this role; in case of long-term hypertensive disease it is the patient implication construction and adaptation within the family in the new capacity; this frustrates the personality under personal relevance of domestic help; in case of disablement it is forming the dependency and self-acceptance in the implication of the reliant.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Веденеева Галина Ивановна, канд. пед. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, доцент кафедры психологии, Воронежский филиал АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»: 394026, Россия, г. Воронеж, Московский просп., 26.
Бакланов Игорь Олегович, д-р пед. наук, доцент, директор, Воронежский филиал АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»: Россия, 394026, г. Воронеж, Московский просп., 26.
Тел.: (473) 221-07-25
E-mail: galina5423@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются особенности оценки личностных качеств людей школьниками и студентами в процессе их духовно-нравственного становления. Подчеркнута актуальность исследуемой проблемы в условиях реалий современного социума. Отражена возрастная динамика в рамках исследовательской работы на основе авторской методики в группах сравнения c последующей интерпретацией. Результаты лонгитюдного изучения проблемы позволили выявить ряд факторов, влияющих на изменение оценки характерологических особенностей личности: возраст, воспитание, социальная ситуация в обществе. Обращение к трудам ученых в области психологии позволило сделать обоснованные и аргументированные выводы. Изложение материала не ограничивается рамками диагностической работы с обучающимися. Представлено содержание разнообразных направлений занятий со студентами, в котором отражена значимость учебных дисциплин гуманитарной направленности для формирования суждений студентов об окружающих людях на основе взаимоуважения и доверия друг к другу.
Ключевые слова: личность, общая культура, духовно-нравственное становление, нравственные качества, поступок, мотивы, компетенции.
ASSESSMENT OF PERSONALITY TRAITS AS AN INDICATOR OF THE MORAL-SPIRITUAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Vedeneeva Galina Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., honorary worker of the higher professional education of the RF, Ass. Prof. of Psychology Department, Voronezh branch of Moscow Humanitarian Economic Institute. Russia. Baklanov Igor’ Olegovich, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., director, Voronezh branch of Moscow Humanitarian Economic Institute. Russia.
Keywords: personality, common culture, moral-spiritual development, moral qualities, act, motives, competences.
The study examines the specific features of assessing the personality traits of other people by school and university students in the process of their moral-spiritual development. It emphasizes the topical nature of the studied problem in the conditions of present-day social realia. The work reflects age dynamics within the framework of the research on the basis of comparison groups with subsequent interpretation. The results of longitudinal study of the problem have made it possible to uncover certain factors which impact the changes in the assessment of personality traits of an individual. These include age, upbringing, and social situation. The study of scientific works in the sphere of psychology has made it possible to come to substantiated conclusions. The material presented in the article is not confind to diagnostic work with students. The study describes different directions of working with students and demonstrates the importance of humanities in forming the opinions of students about the people around them based on mutual respect and trust.
ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА»
Даниленко Ольга Ивановна, д-р культурологии, доцент, профессор кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9.
Тел.: (812) 328-20-00
E-mail: danilenko/olga@gmail.com
Аннотация. В статье даются теоретическое обоснование и описание авторского опросника «Отношение к репрезентативным правилам этикета». Теоретической основой опросника являются социокультурный подход к пониманию этикета и концепция отношений В. Н. Мясищева. Приводятся данные, свидетельствующие о надежности и валидности опросника, полученные на выборке из 134 человек, из них 49 юношей и 85 девушек от 17 до 25 лет, все – студенты вузов Санкт-Петербурга. Распределение показателей опросника близкое к нормальному. Показатели надежности-согласованности пунктов опросника: α-Кронбаха – 0,901; все пункты вошли в один фактор с высокими факторными весами; суммарный процент объясненной совокупной дисперсии – 72%. О надежности-устойчивости свидетельствует ретест через три недели: r-Спирмена 0,835** (p < 0,01). Конструктная валидность подтверждается соответствием полученных посредством опросника результатов теоретически обоснованным ожиданиям, в том числе выявленным взаимосвязям показателей оценки репрезентативных правил этикета и ценностей личности.
Ключевые слова: репрезентативные правила этикета, статусные различия, отношения, ценности личности, опросник, валидность надежность.
“ATTITUDE TO THE REPRESENTATIVE RULES OF ETIQUETTE” QUESTIONNAIRE
Danilenko Ol’ga Ivanovna, Dr. of Culturology, Ass. Prof., Prof. of General Psychology Department, Saint Petersburg State University. Russia.
Keywords: representative rules of etiquette, status differences, relationships, personal values, questionnaire, validity-reliability.
The article gives a theoretic substantiation and description of the author’s questionnaire “Attitude to the representative rules of etiquette”. The theoretic foundation of the questionnaire is formed by the sociocultural approach to understanding etiquette and V. N. Myasishchev’s relationships concept. The article gives data which is evident of the reliability and validity of the questionnaire. A sampling of 134 people was used. These included 49 young men and 85 young women aged 17–25, all of them students of Saint Petersburg higher education institutions. The distribution of questionnaire parameters is close to normal. The parameters of the reliability-coordination of questionnaire points: alpha coefficient Cronbach – 0.901; all points fit into the same factor with high factor weights; the total percentage of the explained aggregate dispersion amounted to 72%. The reliabilitystability is proved by the retest performed three weeks later: Spearman’-s rank correlation coefficient – 0.835** (p < 0.01). Construct validity is proved by the correspondence of the results obtained through using the questionnaire to the theoretically substantiated expectations, including the uncovered links between the parameters of assessing the representative rules of etiquette and personal values.
РЕФЛЕКСИВНОЕ «Я» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Боброва Дарья Владимировна, ст. преподаватель, аспирант, Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»: Россия, 460000, г. Оренбург, проезд Коммунаров, 57.
Кузьменкова Ольга Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, руководитель Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»: Россия, 460000, г. Оренбург, проезд Коммунаров, 57.
Тел.: (353-2) 77-92-27
E-mail: d.v.bobrova@yandex.ru
Аннотация.В статье обоснована актуальность исследования феномена рефлексивного «Я». Представлены результаты теоретического анализа научных представлений о рефлексивном «Я», анализа терминологического ряда, позволившие выделить распространенные обозначения феномена. Выделены две линии понимания рефлексивного «Я» в науке. С одной стороны, учеными любое «Я» считается рефлексивным по происхождению, с другой – рефлексивное «Я» имеет социальную природу и возникает в процессе интериоризации личностью мнений «значимых Других» о себе. Описаны основные психологические подходы к пониманию рефлексивного «Я», такие как структурно-системный, содержательно-функциональный, процессуально-динамический. Обобщены научные представления о его психологическом содержании и выявлено, что содержание рефлексивного «Я» наполняется определенной совокупностью элементов, особенным образом определяя личное семантико-смысловое пространство и способы объяснения личностью объектов мира, а также рассматривается учеными как основа саморегуляции, регуляции профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самосознание, личностные ресурсы, рефлексивное «Я», зеркальное «Я», рефлексивный образ «Я», когитальное «Я», коммуникативная рефлексия.
REFLEXIVE “I” IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Bobrova Dar’ya Vladimirovna, senior lecturer, postgraduate student, Institute of Pedagogics and Psychology of Orenburg State Pedagogic University. Russia.
Kuz’menkova Ol’ga Valentinovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., head of Institute of Pedagogics and Psychology of Orenburg State Pedagogic University. Russia.
Keywords: self-awareness, personality resources, reflexive “I”, mirror “I”, reflexive “I” image, cogital “I”, communicative reflection.
The work substantiates the topicality of studying the reflexive “I” phenomenon. It presents the results of the theoretic analysis of scientific notions of reflexive “I”, as well as of the analysis of terminology. These have made it possible to single out the popular definitions of the phenomenon. The article distinguishes two lines of scientific understanding of reflexive “I”. On the one hand, scientists view any “I” as reflexive in origin. On the other hand, reflexive “I” is social in nature and appears in the process of the individual interiorizing the opinions of the “significant Others” about themselves. The work describes the main psychological approaches to understanding reflexive “I”, such as the structural-systemic, content-functional, and processual-dynamic one. It generalizes the scientific notions of its psychological composition and comes to the conclusion that reflexive “I” is filled with a specific combination of elements, which determine personal semantic space and the ways in which the individual interprets objects of the surrounding world. It is viewed by scientists as the basis for self-regulation and the regulation of professional activity.
«Я» В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Долганов Дмитрий Николаевич, канд. психол. наук, зав. лабораторией социологических и социально-психологических исследований, доцент кафедры гуманитарных и экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» в г. Белово: Россия, 652644, Кемеровская обл., г. Белово, п. г. т. Инской, ул. Ильича, 32а.
Тел.: (384-52) 6-50-90
E-mail: dodn-b@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается структура пространства межличностных отношений. Пространство отношений проявляется в двух уровнях: первый уровень – пространство, образованное реальными субъектами взаимодействия; второй уровень – субъективное пространство, образованное ролевыми образами. Приводятся данные эмпирического исследования, позволяющие построить модели структуры субъективного пространства межличностных отношений на основе регрессионного анализа. Построенные модели структуры проверялись методом моделирования структурными уравнениями. Общая логика взаимодействия элементов пространства межличностных отношений строится следующим образом: «Я» – идеализированные образы – положительный «Другой» – отрицательный «Другой». Среди всех элементов пространства межличностных отношений, элемент «Я» занимает доминирующее положение. Образ «Другого» может быть декомпозирован в два субобраза: положительный другой, отрицательный другой. Данные субобразы представлены конкретными ролевыми образами. На примере лиц с аддиктивным поведением выявлены существенные трансформации и уплощения системы связей элементов. У аддиктов выявляется непосредственная связь «Я» с образами отрицательного другого.
Ключевые слова: межличностные отношения, «Я», «Другой», пространство межличностных отношений, аддиктивное поведение.
“I” IN THE SCOPE OF INTERPERSONAL RELATIONS
Dolganov Dmitry Nikolaevich, Cand. of Psych. Sci., head of Social and Social-Psychological Research Laboratory, Ass. Prof. of Humanities and Economic Sciences Department, branch of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University in Belovo. Russia.
Keywords: interpersonal relations, “I”, “Alter”, interpersonal relations space, addictive behanoir.
The article describes the structure of interpersonal relations space. The relations space reveals itself on two levels: the first level is the space formed by real subjects of interaction, while the second level is the psychologic space formed by role images. The author gives some data on the empiric investigation that allows to develop a model of the psychological space structure for interpersonal relations by means of regression analysis. The developed models of the structure were verified with the aid of structural equation simulation approach. The general logic of interpersonal relations space elements interaction is formed in the following way: “I” – idealized images – positive “Alter” – negative “Alter” . Amothe all the elements of interpersonal relations space “I” element occupies the dominant position. The image of “Alter” may be decomposed into two sub-images: positive alter and negative alter. The mentioned above images are represented by the certain role images. On the example of people with addictive behavior there were revealed significant transformations and deflating of elements communications system. The addicts show the direct link of “I” and negative alter images.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Григорян Эмма Гамлетовна, канд. психол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.
Тел.: (845-3) 23-18-94
E-mail: emma-eg@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к определению ценностей и ценностных ориентаций. В качестве объекта исследования выступает такая социально-психологическая группа, как студенчество, обладающая высоким образовательным уровнем, повышенной социальной активностью, определенной социальной зрелостью. Результаты исследования, проведенного с применением методики М. Рокича на базе технического вуза, отражают наиболее значимые ценности-цели и ценности-средства в студенческой среде. Наиболее значимыми для студентов второго курса являются сфера межличностных отношений, развитие (самосовершенствование) и здоровье. Среди наименее значимых ценностей – переживание красоты природы и искусства, счастье других людей, высокие запросы. Выявлены статистически значимые взаимосвязи между ведущими терминальными и инструментальными ценностями в межличностной сфере. Период студенчества рассматривается как решающий в плане формирования ценностной системы личности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, студенчество, терминальные ценности, инструментальные ценности, межличностные отношения.
VALUE TARGETS OF THE STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Grigoryan Emma Gamletovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Humanities Department, Balakovo Engineering-Technological Institute – branch of National Research Nuclear Institute MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute). Russia.
Keywords: value targets, student years, terminal values, instrumental values, interpersonal relations.
The article studies the present-day approaches to defining values and value targets. It focuses on such social-psychological group as students, who are characterized by high level of education, increased social activity, and certain social maturity. The results of the study, which used the technique by M. Rokeach and was performed in a technical higher education institution, reflect the most important value targets and value means in the student environment. For second year students, the most important spheres are interpersonal relations, development (selfimprovement), and health. The least important values include perceiving the beauty of nature and art, the happiness of other people, and high demands. The work uncovers the statistically important links between the leading terminal and instrumental values in the interpersonal sphere. Student years are viewed as the decisive period in the aspect of forming the value system of an individual.
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Коба Владимир Дмитриевич, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, ГАОУ ВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт»: Россия, 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Московский просп., 95.
Тел.: (855 2) 58-70-79
E-mail: kzm_diss@mail.ru.
Аннотация. Устойчивость к нервным перегрузкам – важнейший фактор успешного выступления на соревновательных поединках. Бокс требует от спортсменов высокой степени не только физического, но и умственного развития. Положительная динамика результатов психоэмоциональной диагностики в экспериментальной группе объясняется своевременным определением пригодности ребят к систематическим занятиям боксом. Анализируя динамику показателей диагностики психоэмоционального состояния юных боксеров в течение исследуемого периода, можно утверждать, что произошли значимые изменения в экспериментальной группе юных боксеров от начала к концу эксперимента. Данные, полученные в результате диагностики психоэмоционального состояния юных боксеров, показывают, что использование комплексного отбора оказывает благоприятное влияние на физическое, функциональное и психическое состояние организма юных боксеров и на результативность спортивной деятельности. На сегодняшний день существует потребность в новых методах обследования спортсменов, позволяющих проводить регулярный эффективный мониторинг на современном этапе подготовки спортсменов.
Ключевые слова: юные боксеры, комплексный отбор, психоэмоциональное состояние, соревновательный поединок, диагностика.
DIAGNOSING THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF YOUNG BOXERS
Koba Vladimir Dmitrievich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Management and Marketing Department, Naberezhnye Chelny State Trade-Technological Institute. Russia.
Keywords: young boxers, complex selection, psychoemotional state, competition, diagnostics.
Resistance to nervous overload is the factor which is essential for successful performance in competitions. Boxing requires athletes to possess a high level of both physical and mental development. The positive dynamics of the results of psychoemotional diagnostics in the experimental group is due to the timely determination of the fitness of children for systematic boxing practice. Having analyzes the dynamics of the parameters of diagnosing the psychoemotional state of young boxers in the course of the research period, the author states that there have been significant changes in the experimental group of young boxers by the end of the experiment. The data obtained in the course of diagnosing the psychoemotional state of young boxers shows that complex selection has a favorable impact on the mental state of young boxers and their sports performance. These days there is the need for new methods of examining athletes which would make it possible to carry out regular effective monitoring at the current stage of training athletes.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Шхагапсоева Мариана Хасановна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123.
Тел.: (866-2) 75-37-89
E-mail: bragina_consulting@mail.ru
Аннотация.Перед сотрудниками подразделений специального назначения встают новые трудные задачи, которые приходится выполнять в сложных и неопределенных ситуациях. Решение этих задач требует профессионально-психологической подготовки. Цель работы – исследование психологических особенностей деятельности сотрудников подразделений специального назначения в экстремальных ситуациях. На основе сравнительного анализа существующих исследований и публикаций в статье проанализированы психологические особенности деятельности сотрудников подразделений специального назначения. Дана характеристика экстремальной ситуации, и выявлены основные факторы, воздействующие на сотрудников в такой ситуации. Разработаны и предложены меры по повышению психологической устойчивости сотрудников подразделений специального назначения в экстремальных ситуациях, направленные на улучшение качества профессионально-психологической подготовки. Рекомендации, предложенные в статье, могут быть использованы при разработке программ и профессионально-психологических тренингов.
Ключевые слова: подразделения специального назначения, экстремальные ситуации, профессиональная подготовка, психологическая подготовка.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE WORK OF THE MEMBERS OF SPECIAL FORCES IN EXTREME SITUATIONS
Shkhagapsoeva Mariana Khasanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of State and Civil-Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute of Advanced Qualification Employees of the Ministry of the Interior of the Russian Federation). Russia.
Keywords: special forces, extreme situations, professional training, psychological training.
The members of special forces are faced with new challenging tasks which have to be performed in difficult and uncertain situations. The solution of these tasks requires special professional-psychological training. The goal of the article is to study the psychological features of the work of the members of special forces in extreme situations. Based on the comparative analysis of the existing research and publications, the article analyzes the psychological features of the work of the members of special forces. It describes an extreme situation and uncovers the main factors which impact the members of special forces in such a situation. The study develops and suggests the measures for raising the psychological stability of the members of special forces in extreme situations which are aimed at improving the quality of professional-psychological training. The recommendations given in the article can be used in designing programs and professional psychological coaching sessions.
ФИЛОЛОГИЯ
РЕЛИГИЯ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКОГО
Захаров Кирилл Михайлович, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: zahodite@list.ru
Аннотация.Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», исследовательское внимание к которой не ослабевает вот уже 180 лет, на разных этапах исторического развития может обнаруживать различные смысловые пласты и все новые «ключи» для понимания и интерпретации. Сам ее автор обнаруживал способность к существенному переосмыслению, заявив в «Театральном разъезде после представления новой комедии» концепцию беспощадного обличающего смеха, реализованную в «Ревизоре», а значительно позднее в пьесе «Развязка “Ревизора”», указав на возможность аллегорического, дидактически нравственного толкования своей пьесы. Нам представляется, что многие элементы поэтики главной гоголевской комедии могут быть истолкованы через призму универсальной категории игры. Именно с этой позиции в данной статье производится попытка анализа и интерпретации образа Городничего и его отношения к вопросам религии.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь, «Ревизор», комедия, игра, поэтика, мотив.
RELIGION OF SKVOZNIK-DMUKHANOVSKY
Zakharov Kirill Mikhailovich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the General Literature Studies and Journalism Department, Saratov State University. Russia.
Keywords: Gogol N. V., “The Inspector General”, comedy, play, poetic manner, intention.
Gogol’s comedy. “The Inspector General” is being studied for more than 180 years: on different stages of historical development it still can find various sense bearing layers and new “keys” to interpretation and comprehension. The author of the comedy himself demonstrated the significant ability to reframing by declaring the concept of ruthless incriminating laughter in “Theatral departure after presenting the new comedy” that was later implemented in “The Inspector General” and well after in the piece “The Inspector General” resolution”, emphasizing the possible allegoric didactically ethical version of his piece. We believe that many elements of poetic manner of the major Gogol’s comedy can be interpreted from the perspective of universal category of the play. The attempt to analyze and interpret the image of City Governor and his view on religion was carried out namely from this perspective in this article.
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. ЕМКУЖЕВА «НОЧЬ КАДАР, ИЛИ КОТОРЫЙ СПРАВА»
Кудаева Зинаида Жантемировна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литератур, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.
Шетова Римма Адибовна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литератур, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.
Тел.: (866-2) 42-25-60
E-mail: urkbr07@mail.ru
Аннотация.Основной целью статьи является предпринимаемое впервые изучение нравственной, религиозно-философской проблематики романа М. Емкужева. Притчевый характер произведения, расширяющий этнические границы мироощущения до общечеловеческих масштабов, позволяет автору поставить и по-своему ответить на некоторые важные нравственно-философские проблемы предопределенности судьбы и свободы выбора, добра и зла, возможности искупления. В статье осуществляется анализ символики и нравственных постулатов христианской, мусульманской религиозно-философских систем, мифологических воззрений, сплетенных и соотнесенных в образной ткани романа. В статье отмечена историческая обоснованность подобного подхода, отобразившего факты формирования религиозно-философского сознания адыгов, прошедшего мифологический, христианский и мусульманский этапы мировосприятия. Используя знаковую религиозную и мифологическую символику, автор романа обобщает ее, придавая нравственно-философским вопросам романа общечеловеческий смысл.
Ключевые слова: философский, религиозный, добро, зло, предопределенность.
MORAL-PHILOSOPHICAL PROBLEMS IN M. EMKUZHEV’S NOVEL “NIGHT OF KADAR, OR THE ONE ON THE RIGHT”
Kudaeva Zinaida Zhantemirovna, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., Prof. of Russian and Foreign Literature Department, KabardinoBalkarian State University named after Kh. M. Berbekov. Russia.
Shetova Rimma Adibovna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Russian and Foreign Literature Department, KabardinoBalkarian State University named after Kh. M. Berbekov. Russia.
Keywords: philosophical, religious, good, evil, predestination.
The main goal of the work is the first ever study of the moral, religious and philosophical problems touched upon in the novel by M. Emkuzhev. The fable style of the novel, which expands the ethnic world view to the general human one, helps the author to set and answer in his own way some impotant moral-philosophical problems: predestination and freedom of choice, good and evil, possibility of atonement. The study analyzes the symbols and moral postulates of the Christian and Muslim religious-philosopical systems, as well as mythological views, which are intertwined and compared in the imagery of the novel. The article points out the historical reasonability of this approach, which reflects the facts of the formation of the religious-philosophical conscience of Adygs and the stages it has gone through – mythological, Christian and Muslim world view. By using religious and mythological symbolism, the author generalizes it, giving the moral-philosophical problems of the novel a general human meaning.
ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ ИНГУШСКОЙ ПРОЗЫ 1950–1960 гг.
Мартазанова Ханифа Магомедовна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой ингушской литературы и фольклора, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»: Россия, 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Никиты Хрущева, 6.
Тел.: (873-4) 22-38-54
E-mail: Uzlipat066@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме жанрово-стилевых исканий ингушской прозы 50–60-х гг. прошлого века. В ходе исследования отмечается, что процесс формирования жанров и жанровых систем напрямую зависит от философско-эстетических, мировоззренческих и социальных тенденций определенной эпохи. Писателей в равной мере интересуют жизнь в ее многообразном проявлении, духовные устремления и творческие поиски общества. В прозе указанного времени, для которой характерны расширение тематики, обогащение принципов художественного исследования жизни, получают развитие как малые эпические жанры – очерк и рассказ, так и большие, многоплановые повествования – повесть и роман, в которых осмысливается историческая и историко-революционная тема. Произведения К. Чахкиева, И. Базоркина, А. Бокова, С. Чахкиева, в творчестве которых проявились высокое писательское мастерство авторов, способность к философским обобщениям, свидетельствуют об общей тенденции жанровых исканий в национальной ингушской прозе.
Ключевые слова: ингушская литература, писатель, национальный характер, проблематика, трагическое, память, герои, образ, жанр, проза.
GENRE AND STYLISTIC PURSUITS OF INGUSH PROSE OF 1950ʼs – 1960ʼs
Martazanova Khanifa Magomedovna, Cand of Philol. Sci., Ass. Prof., head of Ingush Literature and Folklore Department, Ingush State University. Russia.
Keywords: Ingush literature, writer, national character, problematics, the tragic, memory, heroes, image, genre, prose.
The article is devoted to the issues of genre ans atylistis pursuit of Ingush prose on the 50–60’s of the last century. In the course of the study it was stated that the process of genre and genre systems formation directly depends on the philosophic, aesthetic, world outlook and social trends of the selected historical period. The writes are equally interested in life in its various manifestation, moral intentions and creative endeavour of the society. The prose of the given period is characterized by the widening of the subject matter and the enrichment of the principles of artistic study of life, that is why the greatest development get not only the small heroic genres (essay and story), but also the big multidimensional narration – novelette and novel, where the historic and revolutional topica are considered. The works of K. Chakhkiev, I. Bazorkin, A. Bokov, S. Chakhkiev bespeak the high degree of authormanship, philosophic intellect as well as show the general trend of the genre pursuit in national Ingush prose.
КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПЕРЕВОДА В СВЕТЕ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЯЗЫКА
Прядко Игорь Петрович, канд. культурологии, доцент, доцент кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Тел.: (495) 781-80-07
E-mail: priadcko.igor2011@yandex.ru
Аннотация.Диалог культур невозможен без адекватного перевода понятий и смыслов, выработанных внутри различных социокультурных общностей. Уже средневековые книжники полагали, что пословно-смысловой перевод позволяет выявить парадигмальные особенности, характеризующие мышление представителей различных народов и культур. В настоящее время в качестве единицы переводимого текста рассматривается предложение, а не слово. И тем не менее интерес представляет логика, лежащая в основе техники средневековых переводчиков. Для повышения эффективности межкультурного общения особо важно понять логические схемы, составляющие основу умозрительных традиций человеческих сообществ. Помочь обнаружить парадигмальные подходы, базисные для русской ментальности, а значит, и для русской литературной и, шире, культурной традиции, должно, как представляется автору, использование при анализе переводных текстов логического учения казанского логика, историка и переводчика Н. А. Васильева. Выводы, изложенные в программных статьях этого выдающегося мыслителя, можно применить для уточнения смысла литературных средневековых текстов. Приведенные в статье примеры иллюстрируют данное положение.
Ключевые слова: традиция перевода, аорист, система претеритов, церковнославянский язык, металогика, логический анализ языка, Н. А. Васильев.
CYRIL-METHODIUS TRANSLATION TRADITION IN THE LIGHT OF LOGICAL ANALYSIS OF THE LANGUAGE
Pryadko Igor’ Petrovich, Cand. of Culturology, Ass. Prof., Ass. Prof. of Social, Psychological and Legal Communications Department, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.
Keywords: translation tradition, aorist, preterite system, Church Slavonic language, metalogic, logical analysis of the language, N. A. Vasil’ev.
The dialog of cultures is impossible without the adequate translation of concepts and meanings developed within various sociocultural communities. Medieval scholars were the first to believe that word-for-word semantic translation makes it possible to uncover the paradigmal features which characterize the mentality of the representatives of different peoples and cultures. At present, it is the sentence, not the word which is viewed as a unit of the translated text. However, it is interesting to analyze the logic that the technique of medieval translators was based on. In order to increase the effectiveness of intercultural communication, it is especially important to understand the logical schemes which form the basis of conceptual traditions of human societies. In the author’s opinion, the usage of the logical theory of the Kazan logician, historian and translator N. A. Vasil’ev in the process of analyzing translated texts helps to discover the paradigmal approaches which the Russian mentality – and hence the Russian literary, and, in a wider sense, cultural tradition – is based on. The conclusions presented in the key articles by this outstanding scholar can be used to specify the meaning of medieval literary texts. The examples given in the article support this point.
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРЕМИЙ ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА
Гасанова Узлипат Усмановна, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры дагестанских языков, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Гаджиева, 43а; профессор кафедры гуманитарных и социально-экономиических дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»: Россия, 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Агасиева, 87.
Гамидова Тамила Гапизовна, магистр, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Гаджиева, 43а.
Тел.: (872-2) 68-23-26
E-mail: Uzlipat066@mail.ru
Аннотация.В статье дается структурно-семантическая характеристика паремий даргинского языка. Грамматическая характеристика даргинских паремий связана с внутриструктурными признаками этого языка, которые непосредственно накладывают свой отпечаток на их структурную организацию. Выделение типов паремий с точки зрения лексико-семантического значения представляет интерес не столько собственно лингвистический, сколько социально-лингвистический. Уже сам отбор предметов и явлений, образов, осуществляемый на протяжении веков и закреплявшийся из поколения в поколение в языке, раскрывает многие стороны исторического развития народа, его национальной культуры, духовного склада и миросозерцания. Структура паремиологических единиц организована по строгим законам грамматики и синтаксиса языка, имеет четкие формальные проявления, поддающиеся непосредственному наблюдению и описанию. Каждая паремиологическая единица является законченным высказыванием, оформленным по законам данного языка. В отличие от предложений, которые употребляются в широком контексте, паремиологические единицы самостоятельны, независимы от контекста. Их употребление зависит только от намерения говорящих.
Ключевые слова: даргинский язык, лексика, паремиологические единицы, синтаксическая структура, коммуникативная функция.
STRUCTURAL-SEMANTIC CHARACTERISTIC OF PAROEMIAS IN DARGIN LANGUAGE
Gasanova Uzlipat Usmanovna, Dr. of Philol. Sci., Prof., Prof., of Dagestanian Languages Department, Dagestan State University; Prof. of Humanities and Social and Economical Disciplines Department, NorthCaucasus Institute (branch of All-Russian State University of Justice). Russia.
Gamidova Tamila Gapizovna, мaster’s degree holder, Dagestan State University. Russia.
Keywords: Dargin language, lexis, paroemiological units, syntax structure, communicative function.
The article gives a structural-semantic characteristic of paroemias in Dargin language. The grammar characteristic of Dargin paroemias is connected with the intrastructural features of this language, which have a direct impact on their structural organization. The definition of the types of paroemias from the point of lexical-semantic meaning is not only of linguistic, but also of socio-linguistic interest. The very selection of objects, phenomena and images performed in the course of centuries and fixed in the language from generation to generation uncovers multiple aspects of the historical development of the people, their national culture, spirituality and mentality. The structure of paroemiological units is organized according to the strict laws of the grammar and syntax of the language and has clear formal manifestations which can be directly observed and described. Each paroemiological unit is a finished utterance formulated on the basis of the laws of the language. Contrary to sentences which are used in a wide context, paroemiological units are independent and not connected to the context. Their usage depends solely on the intentions of the speakers.
МЕТАФОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков-4, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-95-80
E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru
Аннотация.Данная статья посвящена исследованию образной конфигурации политического дискурса. Для нашего анализа мы взяли за основу книгу Хуберта Зайпеля «Путин. Логика власти». В книге как нельзя лучше представлены базовые концепты современного политического дискурса, и предлагается рассмотреть концептуальные метафоры, которые использует автор. Метафорическое мышление помогает понять сложные абстрактные понятия политического мира с помощью простых образов. Обращаясь к чему-то новому, сложному, согласно А. П. Чудинову, человек нередко пытается использовать для осмысления элементы более знакомой и понятной сферы. При метафорическом моделировании политической сферы, отличающейся сложностью и высокой степенью абстракции, человек часто использует простые и конкретные образы из тех сфер, которые ему хорошо знакомы. В анализируемой книге политика концептуализируется через разные образы. Однако наиболее яркие аналогии можно представить как ряд метафорических моделей.
Ключевые слова: политика, метафора, пространство, время, модель, влияние, власть, авторитет, образы, концептуализация.
METAPHORS OF POLITICAL DISCOURSE
Gaydarenko Vadim Anatol’evich,Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages-4 Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: politics, metaphor, space, time, model, impact, power, authority, images, conceptualization.
The article focuses on the imagery configuration of political discourse. The analysis was based on the book “The Logic of Power” bu Hubert Seipel. The book presents in the best possible way the basic concepts of modern political discourse. Thus, it sees interesting to examine the conceptual metaphors used by the author. Metaphorical thinking helps to understand the complex abstract notions of the world of politics with the help of simple images. According to A. P. Chudinov, a person often tries using the elements of some well-known and well-understood sphere when examining something new and complicated. In the metaphorical modeling of the political sphere, which is characterizes by complexity and a high level of abstraction, people often use simple and concrete images from the spheres they know well. In the above-mentioned book, politics is conceptualizes through various images. However, the most striking analogies can be presented as a row of metaphorical models.
НАПЕВНЫЙ СТИХ А. А. ФЕТА И МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ЛИРИКЕ СИМВОЛИСТОВ
Макарова Светлана Анатольевна, канд. филол. наук, соискатель, ФГБУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН»: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.
Тел.: (495) 690-50-30
E-mail: svetlanamakarova658@gmail.
Аннотация. В статье анализируются проблемы преемственности напевного стиха, «музыкальной» лирики А. А. Фета и русских символистов. Сопоставление эстетики Фета и символистов, сравнительный анализ стихотворений А. Фета («Свеча нагорела. Портреты в тени…») и А. Блока («Мне страшно с Тобой встречаться…») показывают логику развития интонационно-мелодического строя напевной лирики, динамическую картину преобразования русских логаэдов в дольники. За сопоставительным анализом двух стихотворений стоят сложнейшие процессы в поэзии второй половины XIX – начала XX в.: изменение лирических героев, накопление психологизма и лиризма, усиление разговорных интонаций и тоничности слова. В статье делаются выводы о том, что абсолютизация «музыки», «ритма» привела символистов к новым формам, соответственно, звучат ответы на вопросы о функциональности символистских экспериментов, о стихометрических условиях реформирования силлабо-тонического стиха и последствиях реформы рубежа XIX–XX столетий.
Ключевые слова: «музыкальность» поэзии, лиризм, ритмические эксперименты, теория символистов, реформа силлаботоники, многообразие стихометрических форм.
A. A. FET’S MELODIC VERSE AND METHRIC RHYTHMICAL INNOVATIONS IN LYRIC POETRY OF SYMBOLISTS
Makarova Svetlana Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., applicant, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS. Russia.
Keywords: “musical character” of poetry, lyrism, rhythmic experiments, symbolist theory, syllabotonic reform, diversity of lyrical metric forms.
The article analyzes the problems of the reflection of the melodious, “musical” lyric poetry by A. A. Fet in the poetry of Russian symbolists. By comparing the aesthetics of Fet and symbolists and performing the comparative analysis of A. Fet’s “Svecha nagorela. Portrety v teni...” and A. Block’s “Mne strashno s Toboy vstrechat’sya”, it is possible to see the logic of the development of the intonational-harmonious structure of melodious lyric poetry and the dynamic picture of the transformation of Russian logaeds into dol’niks. The comparative analysis of the two poems demonstrates the extremely complex processes which took place in the poetry of the second half of the XIX – beginning of the XX century: changes in lyrical heroes, accumulation of psychologism and lyrism, increase in colloquial intonation and word tonicity. The article comes to the conclusion that the absolutization of “music” and “rhytm” has led symbolists to the discovery of new forms. Thus, it answers the questions related to the functionality of symbolists’ experiments, metric conditions of reforming syllabic-tonic lyrics, and the consequences of the reform on the verge of XIX–XX centuries.
РАЗВИТИЕ ИНГУШСКОЙ ПОЭЗИИ 50–70-х гг. XX в.
Хадзиева Айна Ахметовна, канд. филол. наук, доцент, ст. науч. сотрудник отдела ингушской литературы, ГБУ «Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Чаха Ахриева»: Россия, 386102, Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Дошлуко Мальсагова, 11; доцент кафедры русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»: Россия, 386102, Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Хаджи-Бенира Муталиева, 6.
Тел.: (873-2) 22-38-54
E-mail: Uzlipat066@mail.ru
Аннотация. В статье исследуется ингушская поэзия 50–70-х гг. XX в., рассматривается идейно-тематическая направленность стихотворений разных поэтов. Кроме того, анализируются система образов, язык, пафос и жанр поэтических произведений ингушских авторов. Тема исторической памяти и депортации нашла свое глубокое и всестороннее отражение в ингушской поэзии. Период 50–70-е гг. XX в. – это время, когда ингушская поэзия активно набирала свои силы, когда происходил процесс обновления и развития национальной литературы после трагических испытаний, выпавших на долю не только ингушского народа, но и многих других народов Северного Кавказа. Ингушская поэзия второй половины XX в. характеризуется тематическим богатством и художественным своеобразием. Она глубока по содержанию и смыслу, совершенна по своей форме и композиции, связана с жизнью народа, с ее прошлым, настоящим и будущим. Этот период характеризуется взлетом национальной поэзии, усилением лирического начала в ней, углублением аналитических тенденций, обострением интереса к действительности, к философскому осмыслению своей эпохи и места человека в ней.
Ключевые слова: ингушская поэзия, философия, нравственность, культура, история, время, патриотизм, формирование, духовность, личность.
DEVELOPMENT OF INGUSH POETRY OF THE 1950– 1970’s
Khadzieva Ayna Akhmetovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., senior researcher of Ingush Literature Department, Ingush Research Institute of the Humanities named after Chakh Ahriev; Ass. Prof. of Russian and Foreign Literature Department, Ingush State University. Russia.
Keywords: Ingush poetry, philosophy, morality, culture, history, time, patriotism, formation, spirituality, individual.
The article studies the Ingush poetry of the 1950–1970’ s. It examines the ideas and topics in the poems of various poets. In addition, the works looks into the system of images, the language, pathos and genre of poetic works by Ingush authors. The topic of historical memory and deportation has been deeply and diversely explored in Ingush poetry. In the of 1950–1970’ s Ingush poetry was actively gaining strength, national literature was being renewed and developed after the tragic trials that had befallen not only the Ingush people, but many other peoples of the North Caucasus as well. Ingush poetry of the second half od the XX century is characterized by a wealth of topics and distinct artistic character. Its content and meaning are deep, its form and composition – perfect. It is connected with the life of the people, their past, present and future. The period is characterized by the rapid development of national poetry, the strengthened lyrical element in it, the deepened analytical trends, the sharpened interest towards contemporary life, as well as towards the philosophical interpretation of contemporary epoch and the place of a human in it.