НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 6-2016

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ



Жуковицкая Наталья Николаевна, канд. пед. наук, почетный работник ВПО РФ, доцент кафедры развития дополнительного образования детей и взрослых, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»: Россия, 197136, г. Санкт-Петербург, Чкаловский просп., 25.

Тел.: (812) 372-52-96

E-mail: jukbuk@yandex.ru

Аннотация. Статья раскрывает теоретические основы построения модели мониторинга работы с одаренными детьми, разработанной в рамках проведения исследования на тему «Управление процессом сопровождения одаренных детей в региональной образовательной системе в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства различных организаций». Предложенная модель позволяет не только решать задачи исследования, но и определить наличие эффектов его последействия. Критерии и показатели оценки формируются исходя из особенностей специфики реализации системно ориентированного сопровождения одаренных детей за счет использования потенциала сетевых организационных структур – муниципальных и региональных ресурсных центров. В качестве основных структурных компонентов модели мониторинга рассматриваются диагностическая, педагогическая, обеспечивающая и управленческая составляющие системно ориентированного сопровождения. Создание соответствующих им баз данных позволяет грамотно осуществлять информационное обеспечение управления, связанное с оценкой состояния и прогноза развития работы с одаренными детьми в региональной образовательной системе.

Ключевые слова: одаренный ребенок, региональная образовательная система, сетевые модели, системно ориентированное сопровождение, мониторинг, результативность, эффективность.



THE MODEL OF MONITORING THE WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM



Zhukovitskaya Natal’ya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., honorary worker of higher professional education of the RF, Ass. Prof. of the Development of Supplementary Education for Children and Adults Department, Leningrad Regional Institute of Education Development. Russia.

Keywords: gisted child, regional educational system, network models, systembased support, monitoring, performance, efficiency.

The article reveals the theoretical framework of modeling the monitoring of working with gifted children that was carried out in the scope of studying the topic of “Managing the process of the gifted children support in regional educational system in the conditions of networking cooperation and social partnership between different organizations”. The given model allows not only to solve the problems of the study but to define its impact. The criteria and performance measures are formed according to the peculiarities of implementing the system-oriented support of gifted children through the potential of network organizations – municipal and regional resource centers. The main structural units of the monitoring model are considered to be the diagnostic, teaching, provision and management components of system-based support. Creating relevant databases allows to competently carry out an information management associated with the condition assessment and forecast of the development of work with gifted children in the regional education system.



РЕАЛИЗАЦИЯ БРИТАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ СТУПЕНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ



Подкатнова Ирина Владимировна, учитель английского языка, МБОУ «СОШ № 15», аспирант, ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»: Россия, 140410, Московская обл., г. Коломна, ул. Зеленая, 30.

Тел.: (496-6) 15-13-30

E-mail: a_avril@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается практическая реализация в образовательном процессе школ фундаментальных британских ценностей, а именно: демократии, верховенства закона, свободы личности, взаимного уважения и толерантности к представителям других религий. В работе также нашли отражение основные документы и методические рекомендации по формированию этих ценностей у подрастающего поколения, проанализированы реальные учебные программы воспитательной работы в контексте этих смыслозначимых категорий. На основе изученных оригинальных источников приведены примеры технологий ценностного воспитания, используемых британскими учителями на различных предметах, и рассмотрен план урока по истории и географии, ориентированный на развитие таких ключевых британских ценностей, как взаимное уважение и толерантность к другим национальностям и конфессиям, который, несомненно, может быть использован в практике работы российских школ.

Ключевые слова: британские ценности, ценностное воспитание, демократия, верховенство закона, свобода личности, взаимное уважение, толерантность.


 

IMPLEMENTING THE BRITISH VALUES ON THE PRIMARY AND GENERAL LEVEL OF SCHOOL EDUCATION IN GREAT BRITAIN



Podkatnova Irina Vladimirovna, English teacher, Secondary General School No. 15, postgraduate student, State University of Humanities and Social Studies. Russia.

Keywords: British values, value-conscious education, democracy, rule by law, personal freedom, mutual respect, tolerance.

The article discusses the practical implementation of the fundamental British values (such as democracy, rule by law, personal freedom, mutual respect and tolerance to the representatives of different religions) to the study process of school education. The article also sums up the main documents and guidelines on forming these values for the younger generation, analyzes the actual syllabus of the moral building activities in the context of there meaningful categories. The authors highlighted the examples of value-conscious education techniques used by British teachers at the lessons of different subjects. They also consider history and geography lessons plan aimed at developing the core British values, such as mutual respect and tolerance to other nationalities and religions; this plan without any doubt can be used in the working practice of Russian schools.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ГОЛОСОВОЙ НАГРУЗКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Лихачева Валентина Борисовна, учитель-логопед, ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы», аспирант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: Россия, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1.

Тел.: (499) 245-77-58

E-mail: w4130947@yandex.ru

Аннотация. Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно. Основными рабочими инструментами воспитателя являются речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами. В течение двух месяцев мы проводили хронометраж рабочего времени воспитателей разных возрастных групп, наблюдение за воспитателями в процессе их трудовой деятельности и изучали особенности использования педагогами своего голоса в течение рабочего времени. Было выявлено, что интенсивность голосо-речевой нагрузки воспитателей в различные режимные моменты неоднородна и зависит от ряда факторов: стиля педагогического руководства воспитателя, возраста и степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретное ДОУ, и др. Наибольшая интенсивность коммуникативной нагрузки приходится на занятия по развитию речи и формированию элементарных математических представлений, а также прогулки. Условия труда воспитателей содержат множественные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос: работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, разнообразные занятия, отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочего дня. Использование специальных педагогических приемов позволяет оптимизировать голосовой режим воспитателей и снизить интенсивность их коммуникативной нагрузки.

Ключевые слова: воспитатели, голос, речь, общение, коммуникативная компетенция, режим дня в ДОУ.



EDUCATIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY AND THE INTENSITY OF EDUCATORSʼ VOCAL STRAIN

Likhacheva Valentina Borisovna, teacher-logopedist, Moscow Citi Center for Psychological and Educational Assistance, postgraduate student, Moscow State University of Education. Russia.

Keywords: educators, voice, speech, communication competence, day schedule of preschool educational institution.

The communication between the educator and children is constant and miscellaneous. The main working instruments of the educator are speech and voice. Just for these it is possible for communicative interaction to take place between the educator and children, educator and parents, educator and co-workers. During 2 months we conducted the timetracking of the working time of educators of different age groups, examined the educators during their working practice and studied the peculiarities of educators using their voice in the working practice. It was stated that the intensity of vocal and verbal strain of the educators in different performance moments varies and depends on the range of factors: manner of educational guidance, age and degree of self-sufficiency of children, the preschool educational institution curriculum, etc. The biggest intensity of communicative strain occurs at the lessons on speech development and formation of elementary mathematical formalism, as well as while walking. The working conditions of educators have various factors that affect the voice adversely, such as working one day inside and the other day outside, permanent kids noise suppression, the group overwork, various studies, lack of opportunities for doing the relaxing exercises during the working day. Using the special pedagogic techniques allows to improve the vocal mode of the educators and to decrease the intensity of their communicative strain.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ



Лизунова Нина Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков-4, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Обухова Лариса Юрьевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: nina_lizunova@mail.ru

Аннотация. В статье обобщается опыт преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Отмечается необходимость рационального сочетания аудиторных занятий с эффективно организованной самостоятельной работой студентов на основе использования информационных образовательных платформ, применение которых коррелирует с основными принципами современной методики blended learning. Данный подход делает процесс изучения иностранных языков более мобильным, т. е. позволяет изучать иностранный язык в любое время и в любом месте. Студенты могут самостоятельно создавать индивидуальную траекторию изучения иностранных языков, включая в свою языковую программу представляющие для них интерес задания на профессиональные и повседневные темы, подбирать различные виды упражнений по рекомендации преподавателя и изучать одновременно несколько иностранных языков. Образовательная платформа ориентирована на своевременный контроль, оценивание знаний и умений студентов, оптимизацию рабочего времени преподавателя.

Ключевые слова: иностранный язык, неязыковой вуз, траектория самостоятельной работы студентов, blended learning, mobile learning, совершенствование контроля знаний.



INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION



Lizunova Nina Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages-4 Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Obukhova Larisa Yur’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: foreign language, non-linguistic university, trajectory of the independent work of students, blended learning, mobile learning, improvement of knowledge control.

The article summarizes the experience of teaching a foreign language in a non-linguistic university. It points out the necessity of rational combination of classroom work and the effectively organized independent work of students on the basis of using information educational platforms. The usage of the latter correlates with the main principles of the modern method of blended learning. This approach makes the process of studying a foreign language more mobile, i. e. makes it possible to study at any time and in any place. Students are able to create an individual trajectory of studying a foreign language, include the tasks related to professional and everyday sphere which are of interest to them, select various types of exercises on the basis of teacher’s recommendation, and study several foreign languages at once. The educational platform is targeted at the timely control, the assessment of the knowledge and skills of students, the optimization of the work time of the teacher.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ



Фахрутдинова Резида Ахатовна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Высшей школы русского языка межкультурной коммуникации, Институт филологии межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Васильева Ирина Дмитриевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: fahrutdinova@list.ru

Аннотация. В условиях модернизации российской образовательной среды одной из приоритетных задач является повышение качества высшего образования. Основная суть изменений состоит в переходе от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения к формированию и развитию профессиональных компетентностей студентов в вузе. В статье уделено особое внимание вопросам подготовки профессионально компетентных специалистов в области педагогической деятельности, в частности подготовки будущих учителей иностранного языка путем реализации педагогических условий, форм и методов, а также средствами интерактивных технологий обучения. Профессиональные компетенции рассматриваются авторами как важнейшая составляющая личностной структуры специалиста, включающая в себя интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающая все направления его деятельности. Авторами статьи была проведена опытно-экспериментальная работа по реализации выявленных педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов в образовательном пространстве вуза, а также представлены результаты исследования. На формирующем этапе эксперимента основным средством формирования профессиональных компетенций у будущих учителей иностранного языка выступили интерактивные технологии обучения, а именно ролевые и деловые игры, проекты, дискуссии, «мозговой штурм», культурная адаптация (culture аssimilаtоr), ситуативные и сквозные имитационные игры. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал положительную динамику по выделенным показателям. Были получены удовлетворительные данные об эффективности реализации выявленных педагогических условий, компетентностного, а также интерактивного подходов в формировании профессиональных компетенций студентов-бака- лавров в вузе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные технологии обучения, система вузовской подготовки, студенты-бакалавры.



CREATION OF PEDAGOGIC CONDITIONS FOR FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELOR’S DEGREE STUDENTS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION



Fakhrutdinova Rezida Akhatovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Educational Technologies and Information Systems in Philology Department of the Higher School of Russian Language and Intercultural Communication, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga region) Federal University. Russia. Vasil’eva Irina Dmitrievna, postgraduate student, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: professional competences, interactive education technologies, university training system, Bachelor’s degree students.

In the conditions of modernization of Russian education environment, improving the quality of higher education is becoming a priority. The changes mainly consist in moving away from simple transfer of knowledge, capabilities and skills and transitioning to the formation and development of professional competences of higher school students. The work pays special attention to the issues of training competent specialists in the sphere of pedagogic activity, in particular the training of aspiring foreign language teachers, by means of creating pedagogic conditions, forms, and methods, as well as interactive education technologies. Professional competences are viewed as one of the most important components of the structure of a specialist’s personality. They include intellect, emotions, activity and willpower and accompany all directions of a specialist’s activity. The authors of the article have performed an experiment aimed at creating the determined pedagogic conditions for forming the professional competences of students in the education space of a university, the results of which are described in the work. At the forming stage of the experiment, interactive education technologies (roleplay, business games, projects, discussions, “brainstorming”, culture assimilator, situational and sequential imitation games) served as the main means of forming the professional competences of aspiring foreign language teachers. The comparative analysis of the results at the ascertaining and control stages of the experiment has demonstrated the positive dynamics of the studied indicators. The study has obtained satisfactory data on the effectiveness of creating the suggested pedagogic conditions, competence and interactive approaches in forming the professional competences of Bachelor’s degree students in a higher education institution.

О РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ



Орлова Татьяна Степановна, д-р фи- лос. наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»: Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45.

Попова Ирина Николаевна, канд. со- циол. наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»: Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45.

Арбенина Татьяна Ивановна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»: Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45.

Тел.: (343) 221-91-40

E-mail: otsdom@mail.ru

Аннотация. В данной статье авторы отмечают, что в современных условиях особую актуальность приобретает осмысление новых подходов к содержанию профессионального (экономического) образования. Образование есть процесс не только обучения (трансформации знаний), но и процесс воспитания, а изучение специальных (в первую очередь экономических) дисциплин должно не только формировать у студента систему профессиональных знаний и умений, но и быть нацеленным на всеобщее (креативно-антропологическое, человеко–творческое) содержание. На основании проведенных исследований выявлены конкретные проблемы высшей школы, в частности отсутствие в структуре воспитания современной молодежи духовно-нравственной составляющей (воспитание и привитие таких ценностей, как патриотизм, лояльность, уважение и пр.). По мнению авторов, необходимо целенаправленно формировать в структуре и содержании экономического сознания будущего специалиста такие ценностные координаты и установки, которые будут ориентировать и направлять его на выполнение социальных задач, стоящих перед нашим обществом.

Ключевые слова: образование, духовно-нравственное воспитание.



ON THE DEVELOPMENT OF THE VALUE MENTALITY OF AN INDIVIDUAL IN PROFESSIONAL EDUCATION



Orlova Tat’yana Stepanovna, Dr. of Philos. Sci., Ass. Prof., Prof. of Economics of an Enterprise Department, Ural State University of Economics. Russia.

Popova Irina Nikolaevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics of an Enterprise Department, Ural State University of Economics. Russia.

Arbenina Tat’yana Ivanovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. Economics of an Enterprise Department, Ural State University of Economics. Russia.

Keywords: education, spiritual-moral upbringing.

The authors of the study note that present-day conditions make the interpretation of new approaches to the content of professional (economics) education a pressing matter. Education is not only the process of teaching (knowledge transformation), but also upbringing. The study of specialized (primarily economic) disciplines has to not only form the professional skills and capabilities of a student, but to be targeted at the general (creative-anthropological, human-creative) content. Based on the research undertaken, the work uncovers the specific problems of higher education, in particular the absence of spiritual-moral component (the development of such values as patriotism, loyalty, respect, etc.) in the structure of bringing up young people. In the opinion of the authors, the targeted formation of value coordinates and attitudes which will orientate the aspiring specialist and direct him/her towards the performance of social tasks which our society is facing must be purposefully developed in the structure and content of economic mentality.



НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ФИТНЕСУ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ



Смелкова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Гарипова Алия Накиповна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков и языкознания, ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»: Россия, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: nirs2012@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, направленные на выявление потребности студентов к занятиям фитнесом. Фитнес является одним из современных видов физической подготовки. Организация работы секций по различным направлениям фитнеса в вузе могла бы привлечь студентов к дополнительным занятиям физической культурой. На первый план выходит вопрос мотивации, которая может быть внутренней и внешней. Внешняя мотивация присутствует на учебных занятиях по физической культуре: это сдача контрольных нормативов (количественных показателей, выражаемых в метрах, секундах, очках), зачетов. Внутренняя мотивация – это получение удовольствия от процесса занятий, музыки, движений, умения владеть своим телом. Результатом занятий фитнесом является правильная осанка, красивая фигура. Занимаясь фитнесом, студент реализует потребность в движении, потребность, основанную на собственном двигательном опыте, личных возможностях и желаниях. Фитнес происходит от английского словосочетания “to be fit”, что значит «быть в хорошей форме, быть здоровым». Заниматься фитнесом – это значит не только выполнять физические упражнения, но и соблюдать питьевой режим, придерживаться определенной системы питания, образа жизни, который помогает сохранять хорошую физическую форму. Фитнес-питание уже стало отдельной индустрией, использующей достижения современной медицины, диетологии для поддержания идеального веса. Многообразные направления фитнеса развивают различные двигательные качества, но в совокупности они формируют фигуру с идеальными пропорциями и нормальными показателями соответствия веса росту. В настоящее время появился термин «фитнес-модель»: это означает, что человек имеет хорошие параметры фигуры и вместе тем достаточно развитый мышечный корсет. Для современной молодежи заниматься фитнесом – это модно, и данное мнение надо пропагандировать.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, здоровый образ жизни, физическая подготовленность, физическое состояние.



CERTAIN ISSUES OF INTRODUCING ADDITIONAL FITNESS SERVICES IN A HIGH EDUCATION INSTITUTION



Smelkova Elena Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Garipova Aliya Nakipovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Foreign Languages and Linguistics Department, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism. Russia.

Keywords: physical culture, fitness, healthy lifestyle, physical shape, physical condition.

The article studies the issues related to determining the students’ need for fitness workouts. Fitness is one of modern ways of physical development of students. The organization of various kinds of fitness classes in a high education institution may help to spur the interest of students towards extra workouts. The problem of motivating students towards doing sports is coming to the foreground. This motivation can be both internal and external. External motivation is part of physical education classes. In includes completing standard tests and receiving a grade. The standard tests are quantitative indicators, such as meters, seconds or points. Internal motivation consists of enjoying classes, music, movements, the control of one’s own body. Fitness workouts result in correct posture and good shape. By means of fitness, students realize their need for movement, the need which is based on his/her experience of movement, capabilities and requirements. The word “fitness” is derived from the English expression “to be fit”, i. e. to be healthy, in good shape. Doing fitness is not only performing physical exercises. It involves following a certain diet and a way of life which helps to maintain good shape. Fitness industry uses modern medical achievements in the sphere of nutrition and drinking regime. Drinking water after a workout is absolutely necessary. Fitness nutrition has already turned into a separate industry, the industry which uses advances in dietology for the purpose of achieving and maintaining the ideal weight. Various kinds of fitness develop different motor qualities. However, their combination helps to form ideal body proportions and the ideal weight-height ratio. The newly coined term “Fitness model” is used to denote good proportions and a sufficiently developed muscular system. Doing fitness is a kind of fashion among modern youth.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Фахрутдинова Резида Ахатовна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Высшей школы русского языка межкультурной коммуникации, Институт филологии межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Хабибуллина Дарья Александровна, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: fahrutdinova@list.ru

Аннотация. Согласно требованиям ФГОС, процесс овладения иностранным языком должен прививать обучаемым иноязычную культуру. Изучение иноязычной культуры является неотъемлемым элементом изучения иностранного языка, а также важной составляющей общей культуры ученика. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные знания, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранного языка. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве эффективности интеграции обучающихся в иноязычную культуру в образовательном пространстве школы. Экспериментальная часть работы посвящена выявлению педагогических условий для эффективной интеграции учащихся в иноязычную культуру и экспериментальной проверке их эффективности, а также определению технологий формирования иноязычной культуры школьников. В работе был использован комплекс разнообразных методов исследования: анализ педагогической, методической и психологической литературы по проблеме исследования; монографический метод исследования цельного опыта преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе; метод наблюдения, беседы; исследование продуктов образовательной деятельности учащихся; педагогический эксперимент (диагностический, формирующий, контрольный этапы). В рамках реализации опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе были выявлены результаты эффективной интеграции учащихся в иноязычную культуру. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов на начало и конец эксперимента позволил выявить положительную динамику, что доказывает достоверность результатов исследования.

Ключевые слова: образовательное пространство школы, иноязычная культура, педагогические технологии, интеграция учащихся в иноязычную культуру, педагогические условия.

CONTENT OF TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE CULTURE IN ACCORDANCE WITH THE FSES OF GENERAL EDUCATION



Fakhrutdinova Rezida Akhatovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Educational Technologies and Information Systems in Philology Department of the Higher School of Russian Language and Intercultural Communication, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga region) Federal University. Russia. Khabibullina Dar’ya Aleksandrovna, postgraduate student, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: educational space of a school, foreign language culture, pedagogic technologies, integration of students into foreign language culture, pedagogic conditions.

According to FSES requirements, the process of mastering a foreign language must introduce students to foreign language culture. The study of foreign language culture is the indispensable element of studying a foreign language and an important component of the general culture of a student. Foreign language culture, which contains socio-cultural knowledge, helps to increase the motivation towards learning, develops needs and interests, and makes the study of a language more conscious. The goal of the study is the theoretic substantiation and experimental proof of the effectiveness of integrating students into foreign language culture in the education space of a school. The experimental part of the work consists in determining the pedagogic conditions necessary for the effective integration of students into foreign language culture in the educational space of a school and the experimental testing of their effectiveness, as well as in determining the technologies of forming the foreign language culture of school students. The study has used a complex of various research methods: the analysis of pedagogic, methodological and psychological literature on the problem; the monographic method of studying the integral experience of teaching a foreign language in a comprehensive school; the method of observation and interview; the study of the products of education activity of students, the pedagogic experiment (diagnostic, forming, control stage). The experimental work at the control stage has helped to uncover the results of effective integration of students into foreign language culture. The comparative analysis of the results at the beginning and the end of the experiment has made it possible to discover positive dynamics, thus proving the reliability of research results.



О ВАЖНОСТИ ПРОВЕРКИ КОМПОНЕНТЫ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ



Медведева Наталья Александровна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»: Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Тел.: (495) 781-80-07

E-mail: medvedeva-nat@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, которые в свете современных требований к выпускнику высшего учебного заведения приобретают особую важность, – это необходимость глубокого понимания изучаемых в вузе предметов и большое значение проверки такого понимания. Аттестационные материалы на экзаменах и зачетах должны давать представление о том, насколько студент понимает изученный материал, насколько он научился мыслить, используя информацию об этом предмете. Очень важно преодолеть барьер номенклатуры предмета, то есть специальных слов и символов, которые используются при его изучении. Аттестационные материалы, в которых нужно применять изученное, а не просто механически выдавать сведения, гораздо интереснее, они показывают студенту, что он действительно знает больше и лучше готов к применению своих знаний на практике. Такие материалы являются гарантией того, что выпускник будет с успехом использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аттестационные материалы, глубокое понимание предмета, специальные слова и символы, проверка понимания изученного материала, высшая школа.



ON THE IMPORTANCE OF CHECKING THE COMPONENT OF STUDENT UNDERSTANDING



Medvedeva Natal’ya Aleksandrovna, senior lecturer, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). Russia.

Keywords: etest materials, deep understanding of the subject, special words and symbols, checking the understanding of the studied material, higher school.

The article studies the issue which is becoming especially important in the light of present-day requirements towards the graduate of a higher education institution – the necessity of deep understanding of the subjects studied, and the high importance of checking this understanding. The test materials for examinations must check the degree to which a student understands the studied material, how well he/she has learned to think using the related information. It is extremely important to overcome the barrier of subject terminology, i. e. special words and symbols used in studying it. The test materials which require the application of the studied subject, not just the mechanical retelling of facts are much more interesting for students. They can show the student that he/she really knows more and is better prepared to use the knowledge in practice. Such materials guarantee that the graduate will successfully implement the knowledge received in his/her professional activity.



АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ПОЗИЦИЙ МЕТОДА КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ



Голынская Анна Сергеевна, ассистент кафедры татароведения и тюркологии, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: firuzasaglam@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию того, каким образом в учебниках русского языка как иностранного (РКИ) реализуется один из главных принципов деятельностного подхода, заявленного в Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, а именно принцип коммуникативности. Акцент в развитии педагогических технологий делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, обнаруживать проблемы, устанавливать задачи, находить способы решения этих задач, анализировать полученные знания и использовать их на практике. Решение таких задач осуществимо при организации учебного процесса на базе личностно-деятельностного подхода в обучении. Обозначается, что деятельностный подход дает возможность подвергнуть анализу основные составляющие деятельности и позволяет овладеть характерными особенностями деятельности всех участников процесса, обязывает признать существенным фактором, формирующим развитие личности обучаемого, специально подобранную деятельность. В работе выявлены критерии эффективности использования деятельностного подхода в обучении устной речи. В статье приводятся данные анализа упражнений в учебниках РКИ «Русский язык: 5 элементов», «Поехали» и «Дорога в Россию» уровня А1, свидетельствующие о том, что данные учебники в недостаточной степени способствуют развитию коммуникативной компетенции обучаемых. Решением данной проблемы может стать внедрение упражнений, составленных согласно методу коммуникативных заданий. В статье говорится о том, что представляют собой коммуникативные задания, из каких этапов они состоят и какие критерии позволяют судить о степени коммуникативности того или иного задания. Решение таких учебных задач является следствием систематической самостоятельной поисковой деятельности, а обучение преобразуется в проблемно-развивающее, когда деятельностное начало сопоставляется с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна развиваться в результате исполнения ею этой деятельности.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, метод коммуникативных заданий, деятельный подход, компетенции.



ANALYSIS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE COURSE BOOKS FROM THE STANDPOINT OF THE METHOD OF COMMUNICATIVE TASKS



Golynskaya Anna Sergeevna, assistant lecturer of Tatar Studies and Study of Turkic Languages, postgraduate student, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: Russian as a foreign language, method of communicative tasks, activity approach, competences.

The work is devoted to studying the implementation of one of the main principles of activity approach described in the General European competences of foreign language mastery, namely the communicative principle, in RFL course books. In the development of pedagogic technologies, the emphasis is placed on teaching the ability to independently search for necessary information, discover problems, set tasks, find the ways of solving these tasks, analyze the knowledge recieved and use it in practice. The solution of such problems is possible if education process is organized on the basis of personality-activity approach. The work points out that activity approach helps to analyze the main components of activity and enables all participants of the process to master the characteristic aspects of this activity. It declares specially selected activity to be an essential factor forming the development of a student’s personality. The article uncovers the criteria of the effectiveness of using activity approach in teaching oral speech. It presents the results of analyzing exercises in such RFL course books as “Russkiy yazyk: 5 elementov” [Russian language: 5 elements], “Poekhali” [Let’s go] and “Doroga v Rossiyu” [The road to Russia] of A1 level. These results are evident of the fact that these course books do not ensure the sufficient development of the communicative competence of students. This problem may be solved by the addition of exercises created according to the method of communicative tasks. The work describes communicative tasks, presents their stages and the criteria which can help determine the communicative level of this or that exercise. The solution of such didactic tasks is based on systematic independent search, which transforms education into problem-based development. Within this approach, activity is combined with the focus on personality. Personality is what is supposed to develop as a result of performing the activity.



СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ



Фахрутдинова Резида Ахатовна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Нигматуллина Алина Фасировна, ассистент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов, Институт управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: Nigmatullina.lina2016@yandex.ru

Аннотация. В личности современного экономиста международного уровня все большее значение стало придаваться языковой, а также культурной составляющей. Помимо знаний в своей профессиональной области, ему необходимо владеть культурологическими, социокультурными знаниями и умениями, позволяющими адекватно проявлять себя в ситуациях межкультурного общения. Разработка данной проблемы обусловлена активным ростом теоретической и практической заинтересованности в вопросах межкультурной коммуникации. В современном мире овладение искусством межкультурной коммуникации и его совершенствование обретают все большую актуальность и значимость. Внедрение в российское образование двухуровневой системы образования (бакалавриата и магистратуры) влечет за собой немалое количество перемен, в том числе и введение курсов, связанных с мировой экономикой, на иностранном языке. С учетом данных требований в системе высшего образования осуществляется разработка основных образовательных программ по иностранному языку. Данные программы составлены в соответствии с федеральными государственными стандартами поколения 3+ и реализуются в профессиональной подготовке будущих экономистов в Институте управления, экономики и финансов КФУ. Существует необходимость повышения уровня межкультурной компетентности будущих специалистов в экономике и потребность в педагогической теории и практике для формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, компетентность, студенты-экономисты, межкультурная коммуникация, иностранный язык, содержание основных образовательных программ, высшее образование.



CONTENT OF THE MAIN EDUCATION PROGRAMS IN THE SPHERE OF FORMING THE INTERCULTURAL COMPETENCE OF ASPIRING ECONOMISTS IN THE PROCESS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION



Fakhrutdinova Rezida Akhatovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Educational Technologies and Information Systems in Philology Department of the Higher School of Russian Language and Intercultural Communication, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga region) Federal University. Russia. Nigmatullina Alina Fasirovna, assistant lecturer of Foreign Languages in the Sphere of Economics, Business and Finance Department, Institute of Management, Economics and Finance of Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: intercultural competence, competence, students of economics, intercultural communication, foreign language, content of the main education programs, higher education.

Such personality components as language mastery and culture are becoming more and more important for a modern economist of the international level. In addition to professional knowledge, this specialist must possess cultural, socio-cultural knowledge and skills, which will help him/her to behave adequately in intercultural communication situations. The interest towards the study of this problem is caused by the active growth of theoretic and practical interest in the issues of intercultural communication. In modern world the mastery of the art of intercultural communication and its improvement is becoming more and more topical and important. The introduction of a two-level education system (Bachelor’s and Master’s degrees) into Russian education has led to significant changes, which include the teaching of courses related to world economy in a foreign language. New education programs in the sphere of foreign language teaching in higher education institutions are developed in accordance with these requirements. The programs comply with Federal State Standards of the 3+ generation and are implemented in the professional training of aspiring economists in the Institute of Management, Economics and Finance of KFU. This creates the need for raising the level of intercultural competence of future specialists in the sphere of economics, as well as for pedagogic theory and practice for the purpose of forming the intercultural competence of students in the process of studying a foreign language in a higher education institution.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ (СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК) В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ



Аверина Людмила Владимировна, ст. преподаватель кафедры землеустройства и кадастров, аспирант, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»: Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

Кочеткова Наталья Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и психологии, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»: Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

Тел.: (846) 933-87-78

E-mail: alv94@ya.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы формирования ключевых компетенций контрактных управляющих, к которым относятся согласно профессиональным стандартам, утвержденным приказами Минтруда РФ № 625н и 626н от 10.09.2015 г., специалисты и эксперты в сфере закупок. На основе результатов проведенного авторами исследования даны рекомендации по применению методик формирования компетенций контрактных управляющих с учетом установленных нормативно-правовыми актами требований к их знаниям и умениям, составляющим их трудовые функции. Авторы предлагают организовывать образовательный процесс при подготовке соответствующих специалистов и экспертов на базе системного, практико-ориентированного подхода к составляющим профессиональной компетентности (кластерам компетенций), характерным именно для специалистов и экспертов в сфере закупок. Такой подход, по мнению авторов, способствует оптимальному учету интересов работодателей и работников (обучающихся) в сфере закупок. Примененные методы исследований: логическое моделирование, эвристический, метод экспертных оценок, эмпирический метод, статистический анализ на базе репрезентативного анкетирования.

Ключевые слова: деловое образование, закупки, компетенции контрактных управляющих, формирование компетенций.



FORMING THE CORE COMPETENCES OF THE CONTRACT SERVICE STAFF (EXPERTS IN PROCUREMENTS) IN THE MODERN SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS



Averina Lyudmila Vladimirovna, senior lecturer of Land-Use System and Land Register Department, postgraduate student, Samara State University of Economics. Russia.

Kochetkova Natal’ya Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Sociology and Psychology Department, Samara State University of Economics. Russia.

Keywords: business education, procurements, contract managers competences, competences formation.

The article studies the main issues of forming the core competences of contract managers, who are experts and specialists in procurements, according to occupational standards as approved by the orders of the Ministry of Labour and Social Security of the RF No. 625n and 626n of 10.09.2015. A number of recommendations were given on the application of competence forming methods for contract managers regarding the specified laws and regulations in the scope of the staff skill and knowledge for their job description on the basis of the results obtained from the author’s research. The authors suggest to organize the study process of preparing the competent specialists and experts on the basis of system practice-oriented approach to the content of professional competence (competence clusters) that is essential for namely the specialists and experts in procurements. The author’s opinion is that such approach encourages the ideal inclusion of the employer and the employees (students) in procurements. The applied research methods were: logical simulation, heuristic method, expert evaluation method, empiric method, statistical analysis on the basis of representative polling.



ИМПРЕССИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ



Васильева Ольга Альбертовна, специалист отдела организации учебно-производственной практики Учебно-методического управления, соискатель, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского»: Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Тел.: (483-2) 41-62-69

E-mail: Volza@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна приобретает особую значимость, так как они должны не только уметь создавать предмет дизайна – одежду, но и иметь учебно-методическую подготовку. Будущие педагоги в процессе дизайн-технологической деятельности должны уметь проектировать и изготавливать модель одежды с учетом индивидуальных особенностей, создавая имидж, продемонстрировать модель на подиуме, дать адекватную оценку собственной деятельности и деятельности других студентов и уметь разрабатывать портфолио. Метод портфолио выступает как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений будущих педагогов в области дизайна, а также стимулирует формирование технологической грамотности, развивает способности к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию. В статье дается характеристика импрессивного подхода при проектировании современной одежды на индивидуального потребителя в процессе подготовки технологов, конструкторов, а также при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Рассмотрены направления развития импрессивного подхода и его применение при решении современных проблем проектирования одежды с учетом импрессивной составляющей. Предлагаются пути реализации импрессивного подхода в процессе проектирования современной одежды на индивидуального потребителя, позволяющие сформировать целостный образ модели одежды в образовательном процессе вуза. Будущий педагог профессионального обучения должен уметь организовать процесс обучения с применением эффективных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дизайн-технологическая деятельность, импрессивный подход, формирование индивидуального имиджа, внешний облик человека, самооценка.



IMPRESSIVE APPROACH TO THE PROCESS OF DESIGN AND TECHNOLOGIC ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING



Vasil’eva Ol’ga Al’bertovna, specialist of Curricular Practical Training Organization Department, applicant, Bryansk State Academician I. G. Petrovski University. Russia.

Keywords: design and technological activity, impressive approach, individual image formation, look, self-estimation.

Currently the training of future teachers of vocational education in the field of design gains the particular importance, as they must not only be able to create a design object – clothes, – but also have educational and methodical preparation. Future teachers should be able to design and manufacture a model of clothing in the process of design and technological activities, that should be individual specific, creating the image, to demonstrate a model on the catwalk, to give an adequate assessment of his own activities and those of other students and be able to develop a portfolio. Portfolio method comes out as a way of fixing, storage and evaluation of the individual achievements of the future teachers in the field of design, as well as stimulates the formation of technological literacy, the ability to develop self-estimation, the desire for creative self-expression and self-improvement. The article describes the impressive approach to the design of modern clothes to the individual consumer in the process of preparation of engineers, designers, as well as in the preparation of the future teachers of vocational training in the field of design. The article studied the directions of development of the impressive approach and its application in solving modern problems of clothes design, taking into account the impressive part. The author suggests some ways to implement an impressive approach to the design process of modern clothing to individual consumers, allowing to form a complete image of fashion designs in the educational process of the university. Future teacher of vocational training should be able to organize the learning process with the use of efficient technologies in his future professional activity.

ПСИХОЛОГИЯ

СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ



Янгирова Земфира Закарияновна, канд, биол. наук, доцент кафедры информационных технологий, математики и естественных наук, Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»: Россия, 452600, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, 54А.

Иванова Светлана Владимировна, канд. психол. наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, ФКОУ ВО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»: Россия, 443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24в.

Тел.: (347-67) 6-64-04

E-mail: zemfirayangirova@yandex.ru

Аннотация.Статья посвящена проблеме сохранения психологического здоровья студентов высших учебных заведений разного профиля. В ней подробно раскрываются взгляды ученых на содержательные характеристики психологического здоровья. С этой целью проведен глубокий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сохранения психологического здоровья. На основе анализа литературы дано определение понятия «психологическое здоровье» и выделены его структурные компоненты, среди которых стрессоустойчивость, интерес к окружающим, ощущение психологического комфорта, вера в свои возможности, конфликтность. В статье также представлены сравнительные результаты лонгитюдного исследования, направленного на изучение изменений показателей психологического здоровья у студентов высших учебных заведений разного профиля (в частности, юридического и технического) за двухлетний период обучения в вузе. На основе полученных результатов авторы статьи проводят прогнозирование динамики показателей психологического здоровья у студентов разных вузов, акцентируя внимание на путях совершенствования образовательного процесса с целью создания условий для сохранения психологического здоровья обучающихся.



Ключевые слова: психологическое здоровье, стрессоустойчивость, интерес к окружающим, ощущение психологического комфорта, вера в свои возможности, конфликтность, прогноз динамики психологического здоровья, психологически комфортная образовательная среда, субъектный профессиональный опыт.

PRESERVING THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONSСПОСОБЫПРЕОДОЛЕНИЯПСИХОЛОГИЧЕСКИХБАРЬЕРОВВСФЕРЕСРЕДНЕГОБИЗНЕСА

Yangirova Zemfira Zakariyanovna, Cand. of Biol. Sci., Ass. Prof. of Information Technologies, Mathematics and Natural Sciences Department, branch of Ufa State Oil Technical University. Russia.

Ivanova Svetlana Vladimirovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Management and Information-Technical Support of Penitentiary System Operation Department, Samara Law University of the Federal Penitentiary Service. Russia.

Keywords: psychological health, stress resistance, interest towards other people, feeling of psychological comfort, belief in own abilities, proneness to conflict, forecast of psychological health dynamics, comfortable education environment, subjective occupational experience.

The work is devoted to the problem of preserving the psychological health of students of higher education institutions of various specializations. It describes in detail the views of scientists regarding the content of psychological health concept. For this purpose, the researchers perform an in-depth theoretic analysis of psychological-pedagogic literature dedicated to the preservation of psychological

health. Based on analyzing literary sources, the work defines the concept of psychological health and singles out its structural components, which include resistance to stress, interest towards other people, feeling of psychological comfort, belief in own abilities, proneness to conflict. The article also presents the comparative results of a longitudinal study aimed at studying the changes in the parameters of the psychological health of students of higher education institutions of various specializations (including law and technical universities) in the course of two years of studying. Based on the results obtained, the authors forecast the dynamics of the parameters of psychological health of the students of different higher education institutions for the purpose of preserving their psychological health.



СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА



Сагитова Виктория Равильевна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: 12612682@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос психологических барьеров и способов их преодоления в сфере среднего бизнеса. Приводятся основные определения понятия «психологический барьер» и механизмы его преодоления. Внешними социальными проявлениями барьеров становятся чувство самонеудовлетворенности, самонеприятия, неоправданно заниженные самооценка и уровень притязаний, что отражается на взаимоотношениях с окружающими и профессиональной деятельности. В ходе эмпирического исследования раскрываются способы преодоления психологических барьеров в конкретной сфере – сфере продаж. Проводится качественный и количественный анализ данных исследования. Преобладающими факторами в сфере продаж, способствующими формированию психологических барьеров, выступают субъективные факторы, такие как стеснение, сильное волнение, отсутствие контакта, плохое знание продукта, неумение задавать вопросы и выявлять проблемы и др. Формирование психологических барьеров связано с бессознательными процессами нашей психики, в первую очередь со стремлением защитить ее от нежелательных осознаний собственного «я». Данные процессы в психологической науке получили название копинг-стратегии. Они проявляются в бессознательных защитных механизмах личности. Опираясь на полученные в эмпирическом исследовании данные, автор приходит к выводу, что максимальные значения у испытуемых мужчин приходятся на интеллектуализацию, а у женщин-испытуемых – на отрицание. На основании данных защитных механизмов выстраиваются и используются способы преодоления барьеров: обучение, консультации с коллегами и руководством, совладание с эмоциями и получение навыков и опыта. С помощью перечисленных методов и обратной связи со стороны компетентных коллег бессознательные модели поведения можно перевести на уровень сознания, что будет способствовать преодолению барьеров.

Ключевые слова: психологический барьер, защитные механизмы личности, способы преодоления психологических барьеров.



WAYS OF OVERCOMING PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE AREA OF MEDIUM BUSINESS



Sagitova Viktoriya Ravil’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: psychological barrier, protective mechanisms of an individual, ways of overcoming psychological barriers.

The article studies the problem of psychological barriers and ways of overcoming them in the area of medium business. It gives the main definitions of the “psychological barrier” notion and the mechanisms of overcoming it. The external social manifestations of barriers include the feeling of dissatisfaction with oneself, lack of self-acceptance, unreasonably low self-esteem and level of ambition. This affects both the relationships with others and professional performance. Through empiric research, the researcher uncovers the ways of overcoming psychological barriers in a specific sphere – the sphere of sales. The work performs the quantitative and qualitative analysis of research data. The dominant factors in the sphere of sales which aid the formation of psychological factors are subjective factors, such as shyness, nervousness, lack of contact, bad knowledge of the product, inability to ask questions and determine problems, etc. The formation of psychological barriers is connected with the unconscious processes happening in our mind, primarily with the urge to protect it from the undesired awareness of own “I”. These processes are known in psychological science as coping strategy. They manifest themselves in unconscious protective mechanisms of an individual. Based on the data of empiric research, the author comes to the conclusion that in male subjects the maximum values belong to intellectualization, while female subjects tend to use negation. Based on the information about protective mechanisms, the study creates and uses the methods of overcoming barriers: studying, consulting colleagues and management, managing emotions, obtaining skills and experience. With the help of the above-listed methods and feedback from competent colleagues, it is possible to transfer the subconscious models of behavior to the conscious level, which will help to overcome barriers.



МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СТАТУСОВ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ



Завьялова Ирина Юрьевна, ассистент кафедры психологии развития, аспирант, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет): Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 76.

Тел.: (351) 267-99-00

E-mail: irinamai-5@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс разработки модификации методики диагностики структуры эго-идентичности личности для пожилых людей. Актуальность разработки определяется отсутствием аналогов и выявленными в ходе пилотажного исследования трудностями в диагностике эго-идентичности пожилых людей с помощью теста структуры эго-идентичности Е. Л. Солдатовой. В статье показана процедура отбора пунктов методики. В рамках психометрической проверки модификации были исследованы внутренняя согласованность (коэффициент альфа Кронбаха), ретестовая надежность и валидность. Особый интерес представляет ипсативный формат методики (суммарный балл по всем шкалам – константа и равен количеству вопросов методики, полученные данные номинативные), что, с одной стороны, способствует более оперативной диагностике статусов эго-идентичности и позволяет преодолеть «эффект стиля ответа» испытуемых, с другой – определяет специфику анализа результатов и психометрической проверки.

Ключевые слова: психодиагностическая методика, эго-идентичность, ипсативная методика, валидность, надежность, диагностика пожилых.



MODIFICATION OF THE TECHNIQUE FOR DIAGNOSING THE STATUSES OF EGO-IDENTITY FOR ELDERLY PEOPLE



Zav’yalova Irina Yur’evna, assistant lecturer of Development Psychology Department, postgraduate student, South Ural State University (National research university). Russia.

Keywords: psychodiagnostic technique, ego-identity, ipsative technique, validity, reliability, diagnostics of the elderly.

The article looks into the process of developing the modification of the technique for diagnosing the structure of ego-identity for elderly people. The research is topical due to the lack of analogues and the challenges related to diagnosing the ego-identiry of elderly people by means of E. L. Soldatova’s ego-identity test, which were encountered in the course of pilot study. The article shows the procedure of

selecting the points of the technique. As a psychometric check of the modification, the work studies internal consistency (Cronbach’s alpha coefficient), retest reliability and validity. The ipsative format of the technique (the total score for all scales is constant and equals the number of questions in the technique, the data obtained is nominative) is of special interest. One the on hand, it ensures a more operative diagnostics of ego-identity statuses and helps to overcome the “effect of reply style”, on the other hand, it determines the specificity of analyzing the results and psychometric check.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ШКОЛ



Кошевенко Светлана Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»: Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

Тел.: (481-2) 70-02-01

E-mail: iuliy_67@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема оценки результатов деятельности образовательных менеджеров школ. Автор указывает на необходимость совершенствования сконструированной ранее модели ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators – KPI) образовательных менеджеров, которая предполагает оценку их деятельности по таким направлениям, как подбор и адаптация новых сотрудников, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, организация обучения персонала, проектирование индивидуальных траекторий карьерного роста педагогов, построение системы взаимодействия с педагогическим коллективом, координация исследовательской работы педагогов, ведение базы данных сотрудников. Автором предлагается дополнить данную модель двумя позициями: связь с общественностью и просветительская деятельность. В статье рассматриваются требуемые характеристики образовательного менеджера, ключевые показатели эффективности деятельности по этим двум направлениям, обозначены параметры их оценки. Описанная модель ключевых показателей эффективности деятельности образовательных менеджеров может быть использована при аттестации директоров и заместителей директоров школ.

Ключевые слова: образовательный менеджер, ключевые показатели эффективности деятельности, KPI, деятельность образовательного менеджера школы.



IMPROVEMENT OF THE MODEL OF KEY INDICATORS OF THE EFFECTIVE PERFORMANCE OF SCHOOL EDUCATION MANAGERS



Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Management Department, Smolensk State University. Russia.

Keywords: education manager, key performance indicators, KPI, activity of a school education manager.

The article studies the problem of assessing the effectiveness of the performance of school education managers. The author points out the necessity of improving the previously designed KPI model for education managers, which involves assessing their work in such aspects as selection and adaptation of new employees, creation of individual educational routes of teachers, organization of personnel training, creation of individual career development trajectories of teachers, formation of the system of interaction with the faculty, coordination of the research activity of teachers, support of personnel database. The author suggests expanding this model by adding two new aspects: public relations and outreach activity of an education manager. The work studies the necessary characteristics of an education manager, the key performance indicators in these two aspects, gives the parameters for assessing them. The described model of key indicators of the effective performance of education managers can be used in the performance qualification of school principals.

ФИЛОЛОГИЯ



МЕЖЪЯЗЫКОВЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ: СЕМАСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ



Габдреева Наталия Викторовна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского и татарского языков, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10.

Тел.: (843) 238-01-09

E-mail: n.gabdreeva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания – выявлению особенностей изменения и развития лексического состава разноструктурных языков на примере изучения межъязыковых коррелятивных пар. Рассматриваются семасиологические отношения между прототипом (иноязычным словом) и коррелятом (соответствующим словом в русском языке) в диахронно-синхронном аспекте. Выявлено три типа отношений: 1) омонимия, являющаяся результатом случайного совпадения плана выражения двух слов в разных языках, а также разрыв полисемии и неодинаковые темпы развития лексического значения у коррелятивных слов в разных языках; 2) слабая эквивалентность, т. е. сегментарное совпадение значений прототипа и коррелята, являющаяся результатом редукции семы в лексическом значении слова в одном языке; 3) заимствование, т. е. полное совпадение лексических значений в сравниваемых языках. Результат сопоставления позволил провести описание механизма смешения прототипа и коррелята в языковом сознании у иностранных студентов при изучении русского языка как иностранного. Исторические изменения в значении русского слова важно учитывать в школе и в вузе при изучении текстов художественной литературы, которые содержат семантические архаизмы. Это поможет избежать искажения значения у слова, обусловленного историческими метаморфозами, и позволит воспринимать его в авторском прототипическом смысле, что способствует правильному формированию художественного образа. Статья написана на материале диахронического изучения семантики коррелятивных пар.

Ключевые слова: прототип, заимствование, коррелятивные слова, семасиологические отношения, «ложные друзья переводчика».



TRANSLINGUAL LEXICAL CORRELATIONS: SEMASIOLOGICAL RELATIONS



Gabdreeva Nataliya Viktorovna, Dr. of Philol. Sci., Prof., head of Russian and Tatar Language Department, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev – KAI. Russia.

Keywords: prototype, borrowing, correlative words, semasiological relations, “translator’s false friends”.

The work is devoted to the topical problem of modern linguistics – uncovering the changes and development of the lexical composition of differently structured languages based on the example of studying translingual correlative pairs. It examines the semasiological relations between the prototype (foreign word) and the correlate (corresponding word in the Russian language) in the diachronicsynchronous aspect. The study has determined three types of relations: 1) homonymy, which is the result of chance identity of the expression plane of words in different languages, as well as the break in polysemy and different rates of the development of lexical meaning of correlative words in different languages; 2) weak equivalence, i.e. the segmentary identity of the meanings of the prototype and the correlate, which is the result of seme reduction in the lexical meaning of the word in one language; 3) borrowing, i. e. the complete identity of lexical meanings in the compared languages. The result of the comparison has made it possible to describe the mechanism of the prototype and the correlate mixing in the language consciousness of foreign students of the Russian language. It is important to note the historical changes in the meaning of the Russian word in both school and university education in the course of studying literary texts with semantic archaisms. This will help to avoid the distortion of meaning of the word due to historical metamorphoses and will enable students to understand it in the original prototypic meaning intended by the author, thus aiding the correct formation of the artistic image. The work is based on the diachronic study of the semantics of correlative pairs.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ АНТРОПОНИМОВ



Зиннатуллина Гульшат Хабировна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского и татарского языков, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10.

Тел.: (843) 238-01-09

E-mail: //www.gulshatzin@bk.ru/">www.gulshatzin@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования имен собственных в художественных текстах. Объектом исследования послужили тексты классика татарской литературы А. Еники. В ходе изучения был выявлен индивидуальный характер использования автором ономастических единиц. Исследование позволяет констатировать факт, что каждый антропоним, используемый в художественном тексте, способен выполнять определенную функцию. Речь идет о характеризующей, номинативной или идеологической функции литературных онимов. Удачно подобранные художником имена и фамилии могут нести определенную идеологическую функцию, раскрывая позицию автора и идею произведения в целом. Функциональные особенности антропонимов, использованных в художественных произведениях А. Еники, были изучены на базе следующей классификации антропонимов. 1. Имена-характеристики. Антропонимы этой группы характеризуют литературных героев напрямую. В русской ономастической терминологии они известны под названием «говорящих» имен. Исследования позволяют сделать вывод, что в анализируемых произведениях эта категория антропонимов (причем это могут быть не только имена, но и имена, и отчества) выполняет функцию непосредственной характеристики персонажа. 2. Косвенно характеризующие имена. Как показали наши исследования, для литературных имен такого типа характерны скрытая экспрессивность и ярко выраженная идеологическая функция. Они способны раскрыть некоторые качества характера, социальное происхождение и другие особенности персонажей. Благодаря таким поэтонимам читатель получает возможность более глубокого осмысления замыслов автора и самой идеи произведения. 3. Антропонимы нейтрального характера. Данный пласт антропонимов – важный элемент в формировании общелингвистической и поэтической структуры произведений.

Ключевые слова: имена собственные, литературные антропонимы, функции, художественный текст.



FUNCTIONAL FEATURES OF LITERARY ANTHROPONYMS



Zinnatullina Gul’shat Khabirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Russian and Tatar Language Department, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev – KAI. Russia.

Keywords: proper names, literary anthroponyms, functions, literary text.

The article studies the specific features of the functioning of proper names in literary texts. It focuses on the texts of the classical Tatar author A. Eniki. The research has revealed the author’s individual way of using onomastic units. The results of the study make it possible to state that each anthroponym used in a literaty text can perform a certain function, i. e. the characterizing, nominative or ideological function of literary onyms. The names and surnames carefully selected by the artist can bear a certain ideological function, uncovering the author’s position and the general idea of the text. The functional features of anthroponyms used in the literary works of A. Eniki were studied with the use of the following classification of anthroponyms. 1. Characterizing names. Anthroponyms of this group serve as the direct characteristic of literary characters. Russian onomastic terminology calls them “telling names”. Studies make it possible to come to the conclusion that in the works analyzed this category of anthroponyms (not only names, but also names and patronymics) performs the function of the direct characteristic of characters. 2. Indirectly characterizing names. As our research has shown, the literary names of this type possess hidden expressiveness and strongly marked ideological function. They can uncover certain traits of character, social origin and other features of characters. The use of such poetonyms helps the reader to understand the author’s message and the general idea of the text more deeply. 3. Neutral anthroponyms. This layer of anthroponyms is an important element forming the general linguistic and poetic structure of literary works.



СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д. РУБИНОЙ)



Калашникова Мария Алексеевна, ассистент кафедры гуманитарных наук, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Мифтахова Миляуша Магфуровна, ассистент кафедры гуманитарных наук, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: ruskult2013@yandex.ru

Аннотация. Особое место в современной методике обучения иностранным языкам занимает чтение художественного текста, являясь одним из базовых видов речевой деятельности, необходимых для изучения иностранного языка. Данный аспект сопряжен с рядом проблем, таких как немалый объем произведений, трудности в восприятии культурных кодов и реалий, обилие сложных лексических и разговорных конструкций. Данная статья посвящена современной русской литературе на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) на примере произведений Д. Рубиной («На солнечной стороне улицы»). В статье рассматривается проблематика преподавания чтения как одного из аспектов РКИ, обозначены основные цели, сложности и способы преподавания. В качестве рабочего материала предложен небольшой отрывок из произведения Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы». Целесообразность данного текста обусловлена нарративом самого произведения, которое, с нашей точки зрения, является актуальным для студентов-иностранцев продвинутого этапа обучения. К данному отрывку приведен ряд лексико-грамматических заданий в соответствии с предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работой, сопутствующей чтению. Задания подобного типа с некоторыми корректировками можно использовать для работы над другими текстами современной русской литературы. Чтение литературных произведений представляет собой большую трудность для изучающих русский язык, так как литературные произведения отличаются нестандартностью построения, наличием подтекста, образностью языка, эмоциональностью и т. д. В статье рассмотрены особенности использования данного вида литературы, аргументируется его выбор, а также приведены некоторые рекомендации для работы с современной русской литературой.

Ключевые слова: методика преподавания РКИ, чтение, вид речевой деятельности, современная русская литература.



MODERN RUSSIAN LITERATURE IN LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (BASED ON THE EXAMPLE OF WORKS BY D. RUBINA)



Kalashnikova Mariya Alekseevna, assistant lecturer of Humanities Department, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Miftakhova Milyausha Magfurovna, assistant lecturer of Humanities Department, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: methodology of teaching RFL, reading, type of verbal activity, modern Russian literature.

Reading literary texts occupies a special place in the modern methodology of foreign language teaching. It is one of the basic kinds of verbal activity, which is necessary for studying a foreign language. Certain problems are related to this aspect. These include: the significant length of texts, the difficulty of perceiving cultural codes and realia, the large number of complicated lexical and colloquial structures. The article examines the usage of modern Russian literature in lessons of Russian as a foreign langage based on the example of Dina Rubina’s works (“On the sunny side of the street”). It looks into teaching reading as one of the aspects of RFL, points out the main goals, problems, and ways of teaching. It suggests a short abstract from Dina Rubina’s novel “On the sunny side of the street” as didactic material. The suitability of this text is due to the narrative of the novel itself, which, in our opinion, is relevant for advanced foreign students. The text is accompanied by a number of lexical-grammar tasks designed for pre-text, text and post-text work in the course of reading. The tasks of such type, after certain adjustments, can be used in the work with other texts of modern Russian literature. Reading literary texts is challenging for the students of the Russian language, since literary texts are characterized by non-standard composition, presence of subtext, linguistic imagery, emotionality, etc. The article studies the specific features of using this type of literature, explains the reasons behind the choice, and gives certain recommendations on working ith modern Russian literature.



ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕРМИНОВ-АНГЛИЦИЗМОВ НА МАТЕРИАЛЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Яхина Рузиля Раифовна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10.

Тел.: (843) 231-01-09

E-mail: shroza1981@yandex.ru

Аннотация. Проблема изучения англо-русских языковых контактов имеет давнюю традицию. Но, несмотря на обширную отечественную и зарубежную литературу, посвященную исследованиям различных проблем контактологии, ощущается недостаток в работах по описанию лингвистических процессов на материале современной иноязычной лексики. В представленной статье рассматриваются таксономические характеристики терминов в русском языке английского происхождения и выделяется три группы: 1) термины, которые стали общеупотребительными – сайт, провайдер, сервер, монитор, термопот, грейдер; 2) профессионализмы – гестбук, хард-драйв, веб-мастер, хост, триггер, предикат, дебаггер, декремент, чипсет; 3) иноязычные вкрапления (на материале молодежного сленга) – флейм (flame), хоумпейдж (homepage). Представлена классификация по написанию и фиксированию в словарях терминологической технической лексики английского происхождения, возникновение и функционирование которой относится в большей степени к новейшему периоду. Выделены следующие четыре группы: гибридные, или кентаврические, формы – B-tree (B-дерево), background-информация, HTTP-запрос; семантические приноравливания – database – база данных, software – программное обеспечение; лексика, прикрепленная в русском языке «по-английски» – CD-ROM, HDTV; присутствие в русском языке одновременных функциональных вариантов – Bluetooth – блютуз, Touch phone – тачфон. В данной статье также предложено определение заимствованным терминам (англицизмам), опирающееся на современное состояние науки, техники и технологий, а также рассматривается история исследования лингвистами технических терминов и терминологии. Предложенная классификация англоязычной терминологии в русском языке новейшего периода показывает, что далеко не всегда получается провести четкую грань между группами англицизмов-терминов, так как некоторые из них «кочуют» из одной группы в другую или могут даже пересекаться с элементами другой группы.

Ключевыеслова: англицизмы, термины.



LEXICAL-SEMANTIC CLASSIFICATIONS OF MODERN ANGLICISM TERMS BASED ON THE EXAMPLE OF COMPUTER TERMINOLOGY



Yakhina Ruzilya Raifovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages Department, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev – KAI. Russia.

Keywords: anglicisms, terms.

The problem of studying English-Russian language contacts has a long history. However, despite the extensive Russian and foreign literature devoted to studying various problems of contact studies, the number of studies devoted to describing linguistic processes based on the material of foreign lexis is insufficient. The article studies the taxonomic characteristics of English origin in the Russian language and divides them into three groups: 1) the terms which have entered general use – website, provider, server, monitor, thermopot, grader; 2) professionalisms – guestbook, hard drive, webmaster, provider, host, trigger, predicate, debugger, decrement, chipset; 3) foreign language inclusions (in youth slang) – flame, homepage. The terms are classified according to their spelling and registration in the dictionaries of technical terms of English origin in the Russian language. The origination and functioning of such terms has mostl taken place in the recent period of language development. The study singles out the following four groups: hybrid, or centaur forms – B-tree (B-derevo), background informatsiya, HTTP-zapros; semantic fittings – database – baza dannykh, software – programmnoe obespechenie; “English” lexis attached to the Russian language – CD-ROM, HDTV; simultaneous presence of several functional variants in the Russian language – Bluetooth – blyutuz, Touch phone – tachfon. The article also suggests the definition of the borrowed terms (anglicisms) based on the present-day sate of science, engineering and technologies, as well as the history of linguistic research into technical terms and terminology. The suggested classification of English language terminology in the Russian language of the recent period shows that not always possible to draw a clear boundary between groups of anglicism terms, since some of them “migrate” from one group into another and may even intersect with the elements of a different group.



ЭСТЕТИКА АЛЛЮЗИИ И ИЛЛЮЗОРНОСТИ ДИАЛОГА В РОМАНАХ Ф. БЕГБЕДЕРА, М. УЭЛЬБЕКА, Н. ХОРНБИ



Чумаков Станислав Николаевич, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Манакова Алина Павловна, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Тел.: (861) 219-95-01

E-mail: ma-grif@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются эстетические принципы художественных текстов постновеллизма как литературного направления начала XXI в. На примерах произведений современных зарубежных писателей Фредерика Бегбедера «Идеаль», Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы», Ника Хорнби «Долгое падение» рассматриваются такие стилевые черты художественного языка, как аллюзия и иллюзорность диалога, выступающие своеобразным пространством литературной игры авторов. Возникающие при этом постмодернистские интертекстуальные связи относятся не к литературному контексту, а к эстетическому художественному коду, характерному для постновеллистического текста. В предлагаемой авторами статье определяется специфика художественного мира современного текста, ставится задача анализа постновеллизма: через системные подходы литературоведения теоретически обосновать основные положения художественного текста XXI в., выразить особенности письма произведения, определить принципы «жанрообразования», отношения в системе «автор ‒ читатель».

Ключевые слова: современный зарубежный роман, литературный процесс, эстетика постновеллизма, постмодернизм, аллюзия, иллюзорность диалога.



AESTHETICS OF ALLUSION AND ILLUSORY DIALOGUE IN THE NOVELS BY F. BEGBEDER, M. HOUELLEBECQ, N. HORNBY



Chumakov Stanislav Nikolaevich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Literature and Comparative Cultural Studies Department, Kuban State University. Russia.

Manakova Alina Pavlovna, master’s student, Kuban State University. Russia.

Keywords: modern foreign novel, literary process, aesthetics of postnovelism, postmodernism, allusion, illusory dialogue.

The article examines the aesthetic principles of the literary texts of postnovelism – the literary movement of the beginning of the XXI century. Based on the examples of such works by modern foreign authors as “Ideal” by F. Begbeder, “Elementary particles” by M. Houellebecq, “Long way down” by N. Hornby, it demonstrates in theory the various stylistic features of literary language, such as allusion and illusory dialogue, which become the space for the literary games of authors. The resulting postmodernist intertextual links belong not to the literary context, but to the aesthetic-artistic code, which is characteristic of a postnovelist text. The present article determines the specific nature of the artistic world in a modern text, sets the goal of analyzing postnovelism, which involves the theoretic substantiation of the main parameters of a XXI-century literary text on the basis of system approaches of literary criticism, demonstration of the characteristic features of writing, definition of “genre formation” principles and the relationship within the “author – reader” system.



СЛОЖНЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ В ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ



Кэрулы Мостафа Муратович, ст. преподаватель кафедры татароведения и тюркологии, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: firuzasaglam@mail.ru

Аннотация. В данной статье представлен сопоставительный анализ между простым и сложным деепричастием в турецком языке. Рассмотрено употребление сложных деепричастий на разных примерах. Акцентируется внимание на одной из самых важных особенностей турецкого языка – мобильности частей речи – и подчеркивается способность деепричастий трансформировать содержание и форму. Данные особенности характеризуются как сходными, так и отличительными признаками, участвуют в слово- и формообразовании глаголов, выражают различные оттенки модальности действия, а также оформляют зависимые сказуемые деепричастных оборотов в сложных предложениях. Нередко деепричастные формы в тюркских языках входят в состав аффиксов личных временных форм, становятся полнозначными лексемами. Таким образом, деепричастия пронизывают лексическую, морфологическую, синтаксическую системы тюркских языков. В настоящей статье проводится сравнительно-исторический анализ деепричастной формы на материале современного турецкого языка. Анализируется опыт изучения деепричастной формы в тюркологии, устанавливаются различные подходы к определению структурно-семантических, синтаксических характеристик и этимологии. В процессе сравнительно-исторического исследования выявляются сходные и отличительные особенности, а также различные фонетические варианты деепричастной формы в современном турецком языке. Всестороннее изучение деепричастных форм тюркских языков в сравнительном аспекте является одной из актуальных задач тюркологии, так как посредством сравнительно-исторического анализа раскрывается история развития фонетических, морфологических и синтаксических особенностей деепричастий, а также исследуются некоторые вопросы их становления и формирования. В статье описан метод изучения опыта, направленный на установление исторических связей, вычленение общего, устойчивого в филологических системах, представляющий собой один из наиболее применяемых в педагогических исследованиях. С его помощью анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях.

Ключевые слова: наречие, деепричастие, турецкий язык, сопоставительный анализ.



COMPLEX ADVERBIAL PARTICIPLES IN TURKISH LANGUAGE



Keruly Mostafa Muratovich, senior lecturer of Tatar Studies and Study of Turkic Languages Department, postgraduate student, Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: adverb, adverbial participle, Turkish language, comparative analysis.

This article presents a comparative analysis between simple and complex adverbial participles in Turkish language. The author studies the use of complex adverbial participles on different examples. The attention is focused on one of the most important features of the Turkish language – the parts of speech mobility, – and emphasizes the ability of adverbial participles to transform the content and form. The mentioned above features are characterized by both similar and distinctive features, participate in word and verb forms formation, express different shades of action modality and make up the secondary predicates of verbal adverb phrases on complex sentences. Often the participial forms in Turkic languages form the part of the affixes of personal finite verb forms and become the meaningful lexical unit. Thus, adverbial participles penetrate lexical, morphological and syntactic systems of Turkic languages. This article presents a comparative historical analysis of adverbial participial forms on the material of modern Turkish language. The author analyzes the experience of studying adverbial participial forms in Turkic studies, determines different approaches to the definition of structural and semantic, syntactic features and etymology. In the process of comparative historical study the similar and distinctive features, as well as different phonetic variants of adverbial participial forms in the modern Turkish language, are revealed. A comprehensive study of the adverbial-participial forms of Turkic languages in comparative aspect is one of the urgent problems of Turkic studies as through a comparative historical analysis it is possible to reveal the history of phonetic, morphological and syntactic features of adverbial participles and to explore some of the issues of their development and formation. This article describes a method to study the experience, aimed at establishing historical ties, the isolation of the total and sustainable contents in philological systems, which is to be the one of the most used methods of pedagogical research. With the aid of this method it is possible to analyze the ways to deal with specific problems, to appear balanced conclusions of the feasibility of their application in the new historical conditions.



ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПОСТНОВЕЛЛИЗМА



Чумаков Станислав Николаевич, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Манакова Алина Павловна, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Тел.: (861) 219-95-01

E-mail: ma-grif@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается зарождение постновеллизма как литературного направления XXI в., связанного с логическим вытеканием из процессов эпохи постмодернизма. Формулируются основные задачи филологического исследования, определяются отношения между автором и читателем. В результате пристального анализа принципов построения постновеллистического текста авторы статьи теоретически показывают разнообразные стилевые черты художественного языка: аллюзию, сравнения, метафоры, иллюзорность диалога, архетипичность, психологические характеристики, намеренно искаженные для более яркого выражения идеи современного художественного произведения, трансформацию одной сюжетной линии, изобразительно-словесную фактуру. В ходе исследования показывается, что современный текст образовал собственную систему ценностей, особый способ выражения авторской ценностно-смысловой позиции, создал условия для сложного взаимодействия художественного языка и сюжетной линии. В результате сделан вывод о необходимости выработать относительно постновеллизма как направления в художественной литературе максимально объемную рефлексию, позволяющую посмотреть на текст как на современное произведение.

Ключевые слова: литературный процесс, анализ художественного текста, постновеллизм, постмодернизм, изобразительно-словесная фактура текста, взаимодействие системы «автор ‒ читатель».

INTRODUCTION INTO POSTNOVELISM FICTION



Chumakov Stanislav Nikolaevich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Literature and Comparative Cultural Studies Department, Kuban State University. Russia.

Manakova Alina Pavlovna, master’s student, Kuban State University. Russia.

Keywords: literary process, analysis of fiction, postnovelism, postmodernism, graphicverbal texture of the text, interaction within “author – reader” system.

The goal of the article is to examine the emergence of postnovelism as a literary movement in the XXI century. Postnovelism is the logical continuation of the processes of postmodernism era. The work studies the main tasks of philological research, determines the relationship between the author and the reader. Based on the detailed analysis of the principles of a postnovelist text creation, the authors demonstrate in theory the various stylistic features of artistic language: allusion, comparisons, metaphors, illusory nature of a dialogue, archetypal nature, psychological characteristics deliberately distorted for the purpose of a more vivid expression of the idea of a modern work of art, transformation of a single plot line, graphic-verbal texture. The research shows that the modern text has formed its own system of values, a special way of expressing the author’s value-sense position, created conditions for the complex interaction of artistic language and plot line. As a result, the authors come to the conclusion that it is necessary to develop the most complete reflection of postnovelism as a literary movement, which makes it possible to view text as a modern work of art.



УСТУПИТЕЛЬНАЯ СЕМАНТИКА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СОЮЗАМИ «ПУСТЬ», «ПУСКАЙ»



Мусатова Галина Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации: Россия, 390031, г. Рязань, пл. Генерала Армии В. Ф. Маргелова, 1.

Тел.: (491-2) 93-01-63

E-mail: g-musatova@rambler.ru

Аннотация. В статье описаны структурно-семантические особенности сложноподчиненных уступительных предложений с союзами «пусть», «пускай», в которых событие-уступка выступает как предположение или условие, вопреки которому совершается событие следственного компонента; проанализирована уступительно-предположительная ситуация, лежащая в основе конструкций данного типа. Автором выявлено, что событие уступительного компонента может представлять собой реальный факт, который является желательным или нежелательным, может быть предполагаемым, возможным фактом. Особое внимание уделено способам осложнения союзов «пусть», «пускай» – частицам «и», «бы», «лишь бы», которые вносят в предложение различные оттенки значения: усилительный, условный, оттенок допущения, предположения. Представлены основные типы соотношения видовременных форм глагола. В процессе написания статьи был использован метод систематизации языкового материала, метод наблюдения и лингвистического описания, позволяющий анализировать и сопоставлять факты, делать на их основе обобщения и выводы.

Ключевые слова: семантика, уступка, сложноподчиненное предложение, союзы «пусть», «пускай», сема «предположение».



CONCESSIVE SEMANTICS IN COMPLEX SENTENCES WITH SUBORDINATE CLAUSES WITH “PUST’”, “PUSKAY” CONJUNCTIONS



Musatova Galina Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign and Russian Languages Department, Ryazan Higher Airborne Command Academy of Order of Suvorov named after the Red Banner twice of the Army General V. F. Margelov of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Russia.

Keywords: semantics, concession, complex sentence with a subordinate clause, “pust’”, “puskay” conjunctions, “supposition” seme.

The article describes the structural-semantic peculiarities of complex sentences with subordinate clauses and “pust’”, “puskay” conjunctions, in which the concession event serves as a supposition or condition, and the event of the resulting component contradicts it. It analyzes the event in the resulting component, as well as the concession-supposition situation which is at the basis of this type of structures. The author has determined that the event in the concession component can be a real fact, which is either desirable or undesirable, or a supposed, possible event. Special attention is given to the ways of complicating “pust’”, “puskay” conjunctions by means of such particles as “i, by, lish’ by”, which add certain shades of meaning: emphasis, condition, assumption, supposition. The study presents the main types of verb tense-aspect combinations. The work used the method of language material systematizing, the method of observation and linguistic description, which makes it possible to analyse and compare facts, generalize them and come to conclusions.