НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 10-2015

 

МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПСИХОЛОГИИ

Кухарчук Ольга Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 22-85-86

E-mail: kyxov@mail.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам математической статистики в психологии. В статье затрагиваются важнейшие проблемы основных статистических процедур и способов их применения в психолого-педагогических исследованиях и анализе экспериментальных данных в практической деятельности и научных исследованиях; рассматриваются статистические методы решения исследовательских психологических задач. Автор статьи обращается как к математическим методам, позволяющим установить числовые зависимости, так и к методам статистической обработки. Проводится подробный анализ наиболее распространенных из них. Дается определение таких понятий, как «ранжирование», «корреляционный анализ» и «факторный анализ». В заключение исследователь приходит к выводу о том, что специальный психолог должен уметь грамотно определять комплекс методов для изучения личности и группы, владеть навыками разработки диагностических методик, умело проводить анализ полученных результатов, выявляя достоверные закономерности и связи.

Ключевые слова: методы математической статистики, измерение, научная гипотеза, критерии статистической достоверности данных.

 

MATHEMATICAL STATISTICS METHODS IN PSYCHOLOGY

Kukharchuk Ol’ga Valer’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Special needs psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: mathematical statistics methods, measurement, scientific hypothesis; criteria for statistical validity of data.

The study focuses on the issues of mathematical statistics in psychology. The basic problems of the basic statistical procedures are resolved, as well as ways of using them in psychological and pedagogical research and experimental data analysis in practical activities and research; statistical methods for solving psychological research problems. The author turns to mathematical methods, including both the ones for determining numerical dependences and statistical treatment methods. The most common of them are analyzed in detail. The definitions of notions such as “rankings”, “correlation analysis”, and “factor analysis” are provided. The researcher concludes that a special needs psychologist should be able to correctly identify a set of methods for the study of individuals and groups, have the skills for diagnostic method development, expertly analyze the results to reveal significant patterns and connections.

 

 

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Науменко Дмитрий Эдуардович, преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования, соискатель, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»: Россия, 295015, Республика Крым, г. Симферополь, Учебный пер., 8.

Тел.: (380-652) 24-94-95;

E-mail: naumenko.de@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у учащихся младших классов с задержкой психического развития соматогенного и церебрально-органического происхождения (по классификации К. С. Лебединской). В качестве диагностического материала используется модифицированная автором методика Филлипса Бимена «Опросник школьной тревожности». Приведены данные о результатах ее использования с выделением значимых уровней исследуемого явления. На основании полученных данных автор статьи обосновывает необходимость психолого-педагогической помощи по коррекции и преодолению тревожности детям с обеими рассмотренными формами задержки психического развития. В заключение дается вывод о том, что дети с ЗПР церебрально-органического происхождения не понимают требований учебно-воспитательного процесса и отстают от своих сверстников с другими формами задержки психического развития. Отсутствие ответственности за образовательный процесс с их стороны негативно отражается на становлении личности в целом и на процессе обучения в частности. Из-за чего, по мнению исследователя, таким детям и нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога и специального психолога.

Ключевые слова: задержка психического развития, младший школьный возраст, школьная

тревожность, соматогенная форма ЗПР, церебрально-органическая форма ЗПР.

 

DIAGNOSIS OF SCHOOL ANXIETY IN CHILDREN WITH PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT DISORDERS

Naumenko Dmitry Eduardovich, lecturer of Special (defectology) education department, applicant, Crimean engineering and pedagogical university. Russia.

Keywords: psychological development disorders, primary school age, school anxiety, somatogenic form of psychological development disorders, cerebral-organic form of psychological development disorders.

The article discusses the diagnosis of school anxiety in primary school children with psychological development disorders of somatogenic and cerebral-organic origin (according to the classification of K. S. Lebedinskaya). The diagnostic material is “The school anxiety questionnaire” by Beeman N. Phillips, modified by the author. The data on the results of its application is provided with the identification of significant levels of the phenomenon in question. Based on these data, the author justifies the need for psychological and educational help to treat and overcome anxiety in children with both of the aforementioned forms of psychological development disorders. The conclusion is that children with psychological development disorders of cerebral-organic origin fail to understand the requirements of the education process and lag behind their peers with other forms of psychological development disorders. The lack of responsibility for the education process on their part has a negative impact on personality development in general and on the education process in particular. Which is why, according to the researcher, these children require professional help from special education teachers and special education psychologists.

 

 

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Харланова Юлия Викторовна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125.

Тел.: (487-2) 35-14-88

E-mail: psytu@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена роли гендерных стереотипов при выборе человеком профессии учителя. Автор ставил перед собой следующие задачи: во-первых, проанализировать литературу для формулирования основных категорий рассматриваемой проблемы, определение современного ее состояния; во-вторых, разработать методику для выявления гендерных стереотипов и влияние их на выбор педагогической профессии; в-третьих, провести эмпирическое исследование и анализ полученных результатов. В статье представлены результаты социологического опроса среди студентов первого курса Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В ходе опроса и анализа его результатов автором была сформулирована и доказана следующая гипотеза: юноши, выбирающие профессию педагога, менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, нежели девушки, специализирующиеся в аналогичной сфере деятельности.

Ключевые слова: социальные стереотипы, гендерные стереотипы, гендер, педагогическая профессия.

 

INFLUENCE OF GENDER STEREOTYPES ON THE CHOICE OF THE TEACHING PROFESSION

Kharlanova Yuliya Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer, Tula State Lev Tolstoy pedagogical university. Russia.

Keywords: social stereotypes, gender stereotypes, gender, the teaching profession.

The article focuses on the role of gender stereotypes in a person’s choice of the teaching profession. The author set the following objectives: first, to analyze the literature in order to formulate the main categories of the issue, define its current state; second, to develop a methodology for identifying gender stereotypes and their influence on the choice of the teaching profession; third, to conduct empirical research and analysis of the results. The article presents the results of a survey among first-year students of the Tula State Lev Tolstoy pedagogical university. In the course of the survey and analysis of its results, the author has formulated and proved the following hypothesis: the young men who choose the teaching profession are less affected by gender stereotypes than the young women in the same field.

 

 

ТЕЛО КАК ОБЪЕКТ ФОТОГРАФИИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Барановская Мария Владимировна, магистрант, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4.

Малкин Василий Максимович, канд. психол. наук, преподаватель, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4.

Тел.: (365-2) 54-50-36

E-mail: mbrvsk@gmail.com

Аннотация. В данной статье анализируются тело и телесное как объекты современной фотографии. В нашей работе мы используем философские и аналитические концепции авторов постнеклассической парадигмы (Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр, Р. Барт). Все три парадигмы, взятые в данной работе, объединяет наличие взгляда, что позволяет их использовать в анализе визуальных проявлений современной культуры. Фотография, как один из продуктов новых медиа, позволяет анализировать специфику репрезентации субъекта в виртуальной среде. В рамках современной культуры субъект оказывается нарциссически замкнутым на себе и своем образе, при этом продолжая желать взгляда «другого». Фотография, как одна из форм репрезентации субъекта, является тем самым явлением тела как «вещи», как «товара», который нивелирует телесность реального мира и оперирует исключительно символическим пространством.

Ключевые слова: фотография, тело, постмодерн, Лакан, Бодрийяр, Барт, нарциссизм, женщина.

 

THE BODY AS AN OBJECT OF PHOTOGRAPHY IN THE POSTNONCLASSICAL PARADIGM

Baranovskaya Mariya Vladimirovna, master’s student, V. I. Vemadsky Crimean federal university. Russia.

Malkin Vasily Maksimovich, Cand. of Psychol. Sci., lecturer, V. I. Vemadsky Crimean federal university. Russia.

Keywords: photography, body, postmodernism, Lacan, Baudrillard, Barthes, narcissism, woman.

The article analyzes the body and the carnal as objects of contemporary photography. This work uses the philosophical and analytical frameworks by the authors of the postnonclassical paradigm authors (J. Lacan, J. Baudrillard, R. Barthes). All three paradigms referenced in this article share the presence of the gaze, which makes them suitable for the analysis of visual manifestations of contemporary culture. Photography, as one of the products of new media, helps analyze the specific features of subject representation in virtual environment. In contemporary culture, the subject is narcissistically closed on itself and its image, while still desiting the gaze of the Other. Thus, photography, as a form of subject representation, is the manifestation of the body as an “object”, as a “product”, which eliminates the carnality of the real world and functions exclusively in the symbolic space.

 

 

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шипова Лариса Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 22-85-86

E-mail: larisashi@yandex.ru

Аннотация. В данной статье представлен обзор психологических исследований, посвященных развитию внутренней позиции школьника в дошкольном возрасте, рассматриваются основные закономерности развития мотивов у детей пяти-, шести- и семилетнего возраста. Обсуждается отношение к школе у старших дошкольников. Анализируются наиболее важные тенденции изменений внутренней позиции школьника в дошкольном детстве. Рассматриваются особенности внутренней позиции школьника у дошкольников в возрастном аспекте. Основываясь на опыте предшественников, автор статьи доказывает, что возникновение «статуса школьника» является одним из важных условий культурного оформления кризиса 7 лет, когда началом становления собственно позиции школьника является построение отношений с самим собой, что представляется невозможным до 6–7 лет, пока в сознании ребенка не сложилось различение «я-реального» и «я-идеального».

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, дошкольный возраст, старший дошкольник, готовность к обучению в школе, мотивационная сфера дошкольника, эмоциональное отношение к школе.

 

DEVELOPMENT OF SCHOOL STUDENT IDENTITY AT PRESCHOOL AGE

Shipova Larisa Valentinovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., head of Special needs psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: school student identity, preschool age, older preschool child, readiness for school, motivational sphere of a preschooler, emotional attitude towards school.

The article presents an overview of psychological research on the development of school student identity at preschool age, the basic patterns of motive development in five-, six-, and seven-year-old children. Older preschoolers’ attitude to school is discussed. Key changes in the school student identity in the preschool period are analyzed. The features of the school student identity in preschool children are examined in terms of age. Based on the works of predecessors, the author proves that the emergence of the “school student status” is one of the key conditions of the cultural manifestation of the age seven crisis, when the formation of the actual school student identity begins with the formation of a relationship with oneself, which is impossible before age 6–7, while the distinction between “real me” and “perfect me” has not yet developed in the child’s mind.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

 

ФОЛЬКЛОР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ПОЭЗИИ) XVIII–XIX вв.

Меньшикова Анна Андреевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»: Россия, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 36.

Тел.: (382-2) 52-98-52

E-mail: menanna1366@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена традициям фольклора в русской литературе (поэзии) конца XVIII – первой трети XIX в. Исследуется творчество Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, Ю. М. Лермонтова, а также европейские традиции русской литературы (средневековые куртуазные романы, шекспировские тексты и др.), фольклорные традиции библейских текстов. Источниками фольклорной традиции для русской литературы являются народная культура, русская и европейская литературная традиции, переводы, библейские тексты и др. Фольклорные истоки русской поэзии позволяют выявить несколько мифопоэтических и жанровых структур, единых для европейской и русской культур. Таковы поэтические жанры (баллады, народные песни, хроники, рассказы и повести, поэмы), исторические, героические и легендарные сюжеты, агиография и художественная культура. Творчество Карамзина и Жуковского характеризует фольклорная поэтическая традиция, включающая в себя образ Оссиана, оссианические и готические пейзажи, соответствующие мотивы. Культовые тексты передают образность народной культуры.

Ключевые слова: фольклор, русская литература (поэзия), традиции, поэты XVIII–XIX вв., национальный лироэпический жанр, оссианический пейзаж и национальный поэт, поэтика.

 

FOLKLORE IN RUSSIAN LITERATURE (POETRY) OF THE XVIII–XIX CENTURIES

Men’shikova Anna Andreevna, postgraduate student, National research Tomsk State university. Russia.

Keywords: folklore, Russian literature (poetry), traditions, XVIII–XIX century poets, national lyro-epic genre, ossianic landscape and national poet, poetics.

The article focuses on the folkloric tradition of Russian literature (poetry) of the late XVIII – the first three decades of the XIX century. The works of N. M. Karamzin, V. A. Zhukovsky, Y. M. Lermontov are analyzed, as well as European traditions in Russian literature (medieval chivalric romance, Shakespearean writings, etc.), and the folkloric tradition of the biblical texts. The sources of the folkloric tradition in Russian literature are folk culture, Russian and European literary tradition, translations, biblical texts, and so on. The folkloric origins of Russian poetry reveal several mythopoetic and genre structures shared by European and Russian cultures. These include poetic genres (ballads, folk songs, chronicles, short stories and novels, poems), historic, heroic and legendary narratives, hagiography and artistic culture. The works of Karamzin and Zhukovsky are characterized by the folkloric poetic tradition, which includes the image of Ossian, ossianic and Gothic landscapes and corresponding motifs. Religious texts convey the imagery of folk culture.