ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Иванченко Валерия Анатольевна, канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.
Тел.: (383) 244-01-37
E-mail: pskabinet@gmail.com
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования инклюзивных образовательных учреждений в условиях вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Представлены основные риски инклюзивных школ в работе с педагогами, детьми, родителями. Предложены вариант определения инклюзивной образовательной технологии и сетевая технология как пример новой образовательной технологии. В частности, авторы предлагают рассматривать инклюзивную образовательную технологию как систему инновационной образовательной деятельности учебно-воспитательного учреждения, направленную на обеспечение доступности качественного образования для всех учащихся в соответствии с их образовательными потребностями, включающую в себя ценностный, поисковый, апробационный и аналитический компоненты. Особое внимание уделяется основным причинам выделения сетевой технологии (повсеместной информатизации общества и вовлеченности в виртуальное общение).
Ключевые слова: инклюзивное образование, образовательные технологии, инклюзивные школы.
INNOVATIVE EDUCATION TECHNIQUES IN INCLUSIVE PRACTICE
Ivanchenko Valeriya Anatol’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of General psychology and history of psychology department, Novosibirsk State pedagogical university. Russia.
Keywords: inclusive education, educational technique, inclusive schools.
The article addresses some aspects of the functioning of inclusive educational institutions in the context of the Federal Law No. 273-FZ “On education in the Russian Federation” coming into effect. The main risks of inclusive schools regarding teachers, children, and parents are presented. A definition of inclusive educational technique and network technique as an example of new educational technique is proposed. Specifically, the authors propose to consider inclusive educational technique as a system of innovative educational activities of education institutions, aimed at ensuring access to quality education for all students in accordance with their educational needs, comprising an evaluative, search, approbation, and analytical components. Particular attention is paid to the main reasons for singling out network technique (ubiquitous IT development in society and involvement in virtual communication).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ
Таланкин Дмитрий Олегович, аспирант кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»: Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а.
Тел: (351) 263-89-32
Е-mail: dmitrijmmm@yandex.ru
Аннотация. Автор статьи совершает попытку анализа и моделирования педагогического процесса в танцевальном искусстве, исходя из нравственного основания воспитания детей средствами хореографии. В данной статье искусство, как особый вид человеческой деятельности, обосновывается с точки зрения антропологических особенностей и морально-нравственного потенциала человека. Раскрываются специфичные особенности ценностного мира человека. Проводится сопоставление искусства и педагогического процесса, рассматривается тождественное начало этих видов деятельности – морально-этические компетенции детей. Описывается специфическая сторона коммуникации детей в танцевальном искусстве. Танец представлен как особый вид коммуникации, элементы которого играют значимую роль в развитии процесса нравственных взаимоотношений всех участников, заинтересованных в развитии танцевального искусства. Обозначены необходимые педагогические условия для успешного протекания процесса морально-этической коммуникации детей в хореографическом коллективе.
Ключевые слова: педагогический базис, личность, танцевальное искусство, художественно-творческая деятельность, социально-культурная деятельность, воспитание, морально-этические коммуникации.
PEDAGOGICAL BASIS OF THE ART OF DANCE AS AN ETHICAL FORM OF CHILDREN’S COMMUNICATION
Talankin Dmitry Olegovich, postgraduate student of Pedagogics and psychology department, Chelyabinsk State academy of culture and arts. Russia.
Keywords: pedagogical basis, personality, the art of dance, artistic and creative activities, socio-cultural activities, education, moral and ethical communication.
The author attempts to analyze and model the pedagogical process in the art of dance, based on the moral foundation of the education of children by means of choreography. In this article, art, as a special kind of human activity, is justified in terms of anthropological features and moral potential of an individual. Specific features of the human values system are revealed. Art and the pedagogical process are compared; the identical nature of these activities is noted – the moral and ethical competence of children. The specific aspect of children’s communication in the art of dance is examined. Dancing is presented as a special form of communication, the elements of which play an important role in the development of moral relations of everyone involved in the art of dance. The pedagogical conditions required for the successful process of moral and ethical communication of children in a choreographic group are identified.
ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Баличев Юрий Владимирович, канд. мед. наук, гл. ассистент, Национальный центр общественного здоровья и исследований: Республика Болгария, 1431, г. София, ул. Академика Ивана Гешова, 15.
Тел.: (359-2) 805-64-44
Е-mail: uribalichev@abv.bg
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам влияния некоторых факторов риска, связанных с воздействием виртуальной среды на учеников младшего и среднего школьного возраста. Было проведено анкетное исследование учеников средних (6–7-х) и младших (1–2-х) классов и их родителей по вопросам, связанным с факторами риска при воздействии виртуальной среды (телевидение, компьютеры, мобильные телефоны). Всего было исследовано 880 учеников в различных городах и населенных местах страны. Результаты проведен- ных исследований выявили особенности некоторых факторов риска воздействия виртуальной среды и их влияние на учеников младшего и среднего школьного возраста (предпочтение учениками виртуальной среды перед другими видами развлечений; существование реальной нравственной и физической опасности для небольшого процента учеников; зависимость учеников от работы Интернета, разговоров по GSM и просмотра телевизионных передач; незнание большого процента учеников и их родителей о влиянии новых технологий на здоровье человека и др.). С целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков показана необходимость разработки комплексных профилактических мероприятий.
Ключевые слова: факторы риска, виртуальная среда, ученики.
RISK FACTORS OF THE INFLUENCE OF VIRTUAL ENVIRONMENT ON PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL CHILDREN
Balichev Yury Vladimirovich, Cand. of Med. Sci., head assistant, National center of public health and analyses. The Republic of Bulgaria.
Keywords: risk factors, virtual environment, students.
The study focuses on the impact of certain risk factors associated with exposure of primary and secondary school students to virtual environment. A questionnaire survey of secondary (years 6–7) and primary (years 1–2) school students and their parents on issues related to risk factors of the impact of virtual environment (TV, computers, mobile phones) has been conducted. A total of 880 students have been surveyed in various cities and localities of the country. The research reveals specific features of some of the virtual environment impact risk factors and their effect on primary and secondary school students (children prefer virtual environment to other forms of entertainment; a small percentage of children are in real moral and physical danger; children are dependent on the Internet, GSM communication, and television; a large percentage of children and their parents are ignorant about the impact of new technologies on human health; etc.). It is shown that comprehensive prevention measures to preserve physical, mental, and moral health of children and adolescents need to be developed.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Зорина Елена Евгеньевна, канд. пед. наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, 15/17.
Тел.: (812) 232-49-59
E-mail: makyelena@rambler.ru
Аннотация. В статье описаны основные особенности использования активных методов обучения студентов-бакалавров по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика на занятиях по профессиональному иностранному языку. Применение данных методов обучения в вузе – контекстного обучения, занятий с применением затрудняющих условий, методов группового решения творческих задач (метода развивающейся кооперации), деловых игр – способствует формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в системе. Этапы реализации искомых методов обучения описаны с учетом эффективной работы над решением следующих профессионально ориентированных задач: предложение новому клиенту возможностей будущего вебсайта, обучающего деловому английскому языку; отчет об оптимальных мобильных технологиях для ведения бизнеса; вопросы информационной безопасности ИТ-инфраструктуры искомого предприятия; переговоры о выбранном оборудовании с предложением бюджета для обновлении локальной сети бухгалтерской фирмы.
Ключевые слова: активные методы обучения, профессиональный иностранный язык, профессиональные компетенции, бизнес-информатика, контекстное обучение, занятия с применением затрудняющих условий, метод развивающейся кооперации, деловые игры.
ACTIVE METHODS OF TEACHING PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Zorina Elena Evgen’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Saint Petersburg branch of Financial university under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: active teaching methods, professional foreign language, professional competences, business informatics, contextual learning, learning with challenges, developing cooperation method, business games.
The article describes the main features of using active methods of teaching professional foreign language to bachelor’s students majoring in business informatics (subject 38.03.05). The application of these teaching methods in higher education institutions – contextual learning, practicing with challenges, solving creative problems in groups (developing cooperation method), business games – contributes to the formation of general cultural, general professional, and specific professional competences in the system. Stages of implementation of required training methods are described in terms of effective completion of the following professional tasks: offering new customers the opportunities of a future website for learning business English; a report on the best mobile technologies for business; information security issues of the IT infrastructure of a given enterprise; negotiations about the selected equipment with the offer of a budget for upgrading the local network of an accounting firm.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В 20-е гг. XX в. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОПАНО)
Шакурова Анна Васильевна, канд. социол. наук, ГКУ «Государственный общественно-политический архив Нижегородской области»: Россия, 603155, г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 22.
Тел.: (831-4) 36-19-53
E-mail: anvash72@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена профессиональной идентичности представителей педагогического сообщества, которое является одной из массовых и социально значимых профессиональных групп. Дается понимание профидентичности как единообразия целей, ценностей и практик трудового поведения, преобладания коллективного ролевого репертуара. Представлена характеристика профессиональной идентичности современных работников образовательной системы. Высказывается предположение, что существенным фактором ее текущего состояния являются ценности, цели, представления, отношение к работе, профессиональные роли, которые целенаправленно внедрялись в сознание и поведение воспитателей и учителей еще в 20-е годы XX в. Представляются выдержки из архивных документов государственного общественно-политического архива Нижегородской области, свидетельствующих в пользу авторской позиции. Это циркуляры, инструкции партийных органов о работе и другие документы, в которых отложились названия лекций для служащих яслей, текст программы двухмодульных краткосрочных курсов по дошкольному воспитанию, информационное письмо об открытии 1922 г. весеннего приема в Академию социального воспитания и т. д.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, педагоги, профессиональная группа педагогов, социальное воспитание, цели, когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты профессиональной идентичности, трудовое поведение, профессиональные роли, целенаправленное планомерно-поэтапное обучение.
THE FIRST STEPS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF EDUCATORS IN THE 1920s (BASED ON MATERIALS OF THE STATE SOCIOPOLITICAL ARCHIVE OF NIZHNY NOVGOROD REGION)
Shakurova Anna Vasil’evna, Cand. of Sociol. Sci., State sociopolitical archive of Nizhny Novgorod region. Russia.
Keywords: professional identity, educators, professional group of educators, social education, goals, cognitive, affective, behavioral components of professional identity, work behavior, professional roles, targeted systematically phased training.
The article examines the phenomenon of professional identity of members of the educator community, which is one of the largest and socially valuable professional groups. A view of professional identity as a set of goals, values, and labor practices with the prevalence of the collective role repertoire is presented. An overview of the professional identity of contemporary educators is given. It is suggested that a significant factor in its current state are the values, goals, attitudes, work ethic, and professional roles which were purposefully implanted into the consciousness and behavior of educators in the 1920s. The article contains excerpts from archive documents of the state sociopolitical archive of Nizhny Novgorod region, supporting the author’s point. Those include circulars, Party work guidelines, and other documents containing titles of lectures for nursery workers, the text of the program of a two-module short-term course in preschool teaching, an information letter about the opening of spring admission to the Academy of social education in 1922, etc.
ПСИХОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Малышева Алена Александровна, соискатель, Институт непрерывного профессионального образования, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58.
Прокопьева Наталья Юрьевна, канд. психол. наук, доцент, Институт психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58.
Тел.: (411-2) 35-20-90
E-mail: nupson@mail.ru
Аннотация. В статье авторами рассматриваются особенности межличностного взаимодействия в сети Интернет. Авторы высказывают предположение о том, что высокий уровень агрессивности в межличностном взаимодействии, как при непосредственном, так и при опосредованном общении, на современном этапе связан с высоким уровнем невротизации личности. В результате проведенного исследования было обнаружено, что пользователи сети Интернет, независимо от возраста, демонстрируют в межличностном взаимодействии в большей степени цинизм, нежели агрессию и враждебность. Цинизм в сочетании с низкой враждебностью может являться защитным механизмом. При этом низкий уровень враждебности компенсируется высоким уровнем цинизма пользователей сети Интернет. Авторы высказали предположение о том, что враждебное, циничное отношение пользователей «подпитывается» высоким уровнем личностной тревожности.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, Интернет, особенности виртуального общения, враждебность, цинизм, тревожность.
A STUDY OF INTERPERSONAL INTERACTION ON THE INTERNET
Malysheva Alena Aleksandrovna, applicant, Institute of continuing professional education, North-Eastern federal university named after M. K. Ammosov. Russia.
Prokop’eva Natal’ya Yur’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Institute of psychology, North-Eastern federal university named after M. K. Ammosov. Russia.
Keywords: interpersonal interaction, Internet, specific features of virtual communication, hostility, cynicism, anxiety.
The article examines the features of interpersonal interaction on the Internet. The authors suggest that the high level of aggression in both direct and indirect interpersonal interaction stems from high levels of neuroticism in people today. The study shows that Internet users, regardless of age, are more likely to display cynicism, than aggression and hostility, in interpersonal interaction. Cynicism combined with low hostility may be a protective mechanism. The low level of hostility in Internet users is compensated by a high level of cynicism. The authors suggest that the hostility and cynicism of Internet users are fueled by a high level of anxiety.