НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 10-2015

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Шамхалова Биче Аслановна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»: Россия, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

Караханова Галина Алиевна, д-р пед. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»: Россия, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

Тел.: (872-2) 56-12-70

E-mail: biche-82@mail.ru

Аннотация. В данной статье авторами предлагается модель педагогической толерантности, которая является основой для процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования в рамках компетентностного подхода. В статье авторы рассуждают об актуальности понятия «толерантность» и о важности воспитания толерантности как одной из наиболее важных компетенций в сфере современного педагогического образования. В данном исследовании подробно анализируются и характеризуются различные подходы конкретно к педагогической толерантности, выявляются наиболее актуальные и современные подходы, которые описывают функционирование данной личностной компетенции. Авторы полагают, что воспитание в студентах-бакалаврах, проходящих профессиональную подготовку по педагогическим специальностям, толерантности к учащимся является чрезвычайно важным фактором при формировании благоприятной учебной атмосферы при обучении детей.

Ключевые слова: педагогическая толерантность, структура педагогической толерантности, модель процесса формирования педагогической толерантности, компетенции.

 

MODEL OF PEDAGOGICAL TOLERANCE FORMATION IN PROSPECTIVE BACHELORS OF EDUCATION

Shamkhalova Biche Aslanovna, applicant, Dagestan State pedagogical university. Russia.

Karakhanova Galina Alievna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Dagestan State pedagogical university. Russia.

Keywords: pedagogical tolerance, structure of pedagogical tolerance, model of pedagogical tolerance formation, competences.

The authors propose a model of pedagogical tolerance, which serves as the basis for the process of pedagogical tolerance formation in prospective bachelors of education within the competence approach. The authors argue the relevance of the concept of “tolerance” and the importance of teaching tolerance as one of the most crucial competencies in the field of modern pedagogical education. Various approaches specifically to teaching tolerance are analyzed and are characterized in detail, the most relevant and modern approaches are identified, which describe the functioning of this personal competence. The authors suggest that the development of tolerance in bachelor’s students of vocational training in education is a kay factor in the formation of a favorable learning environment for the education of children.

 

 

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ «ПЕРСОНАЖЕЙ ИСТОРИИ» ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ (МАТЕРИАЛЫК ЛЕКЦИИ «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ»)

Алиева Людмила Владимировна, канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»: Россия, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2.

Филиппова Татьяна Владимировна,

ст. преподаватель кафедры отечественной истории, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»: Россия, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2.

Тел.: (811-2) 75-29-46

E-mail: Filippovahistory@gmail.com

Аннотация. Авторы обращаются к анализу проблемы изучения исторических личностей в школьном курсе истории, осмысление которой необходимо в рамках подготовки педагогических кадров новой формации для российского образования. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа характеристик исторических деятелей, представленных в учебниках по истории России, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РФ и наиболее распространенных в школах Псковской области. Для анализа были определены критерии сравнения и отобраны исторические деятели различных эпох, представляющие различные сферы общественной жизни. Не ограничиваясь критикой школьных учебников, авторы предлагают универсальную памятку характеристики исторического деятеля, которая, на их взгляд, позволит формализовать подготовку учащихся не только с позиции содержания предмета, но и с позиции оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: историческая личность, школьный учебник, памятка, проблемы изучения, Единый государственный экзамен по истории.

 

ON THE ISSUES OF STUDYING “HISTORICAL CHARACTERS” BASED ON SCHOOL COURSE BOOKS (MATERIALS FOR THE LECTURE “METHODS OF STUDYING HISTORICAL FIGURES IN THE SCHOOL HISTORY COURSE”)

Alieva Lyudmila Vladimirovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of Russian history department, Pskov State university. Russia.

Filippova Tat’yana Vladimirovna, senior lecturer of Russian history department, Pskov State university. Russia.

Keywords: historical figure, school course book, check list, problems of studying, the Unified state exam in history.

The authors address the problem of studying historical figures in the school history course, understanding of which is necessary within the framework of teacher training for the new formation of the Russian education. The purpose of the study was to conduct a comparative analysis of the characteristics of historical figures presented in course books on the history of Russia included in the Federal list of course books recommended by the Ministry of education and science of the Russian Federation and the ones most common in the schools of the Pskov region. For the analysis, comparison criteria and historical figures from different eras and different spheres of public life were selected. Going beyond the criticism of school course books, the authors propose a universal check list for the characterization of a historical figure, which, in their opinion, will help formalize the teaching of students not only in terms of the content of the subject, but also in terms of assessment of their academic results.

 

 

ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАРАКАЛПАКСТАНА

Уразбаева Равшан Джангабаевна, д-р ист. наук, профессор кафедры археологии, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха: Республика Узбекистан, 230112, г. Нукус, ул. Академика Ч. Абдирова, 1.

Тел.: (998-61) 223-60-47

E-mail: ravshan.urazbaeva@bk.ru

Аннотация. В данной статье автором подробно исследуются и рассматриваются способы повышения квалификации педагогических кадров и их переподготовка на примере образовательных учреждений Республики Каракалпакстан. Автор статьи полагает, что система переподготовки и повышения квалификации на сегодняшний день является неотъемлемой частью единой многоуровневой системы непрерывного образования в Республике Узбекистан. Оно осуществляется в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров. Основной целью описываемой автором системы становится постоянное обогащение специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также поддержание их на конкурентоспособном образовательном уровне, который мог бы, во-первых, отвечать современным требованиям, а во-вторых, способствовать повышению конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования, внедряющего данную программу.

Ключевые слова: переподготовка, повышение квалификации, непрерывное образование, подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование.

 

RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHING STAFF OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN KARAKALPAKSTAN

Urazbaeva Ravshan Dzhangabaevna, Dr. of Hist. Sci., Prof. of Archaeology department, Karakalpak State university named after Berdakh. The Republic of Uzbekistan.

Keywords: retraining, advanced training, continuing education, staff training, continuing professional education.

The author thoroughly examines and discusses ways of advanced training and retraining of teaching staff using the example of education institutions of the Republic of Karakalpakstan. The author believes that the system of retraining and advanced training is currently an integral part of a unified multi-level system of continuing education in Uzbekistan. It is carried out in accordance with the laws of the Republic of Uzbekistan “On education” and National staff training program. The main purpose of the described system is constant improvement of specialists’ professional knowledge, skills, and abilities, as well as keeping them at a competitive educational level which could, firstly, meet current requirements, and, secondly, enhance the competitiveness of the higher professional education institution implementing this program.

 

 

РОЛЕВАЯ ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА В ОБЛАСТИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Горин Антон Анатольевич, канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры религиоведения, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел: (843-2) 33-71-09

E-mail: anton-gorin-2009@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор репрезентирует наиболее перспективные, на его взгляд, разработки кафедры религиоведения в Казанском федеральном университете. Одной из наиболее жизнеспособных, по мнению автора, является методика ролевой игры живого действия, внедрение которой в процесс обучения может способствовать не только повышению качества теоретических знаний учащихся в области данной дисциплины, но и выработке определенных практических умений и навыков. В статье автором описываются, во-первых, актуальность данной методики, во-вторых, основные способы ее применения на практике, в-третьих, результаты апробации данной методики, которые были получены в результате внедрения данной обучающей технологии. Несмотря на то что внедрение предложенной автором методики проводилось на основе изучения дисциплины «Религиоведение», она тем не менее носит универсальный характер. По мнению автора, ролевая игра может эффективно использоваться при изучении большинства гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: ролевая игра живого действия, игротехник, игротехническая группа, ролевой аспект информационного моделирования, самоидентификация, фокус-группа.

 

 

ROLE PLAY IN RELIGIOUS STUDIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Gorin Anton Anatol’evich, Cand. of Hist. Sci., senior lecturer of Religious studies department, Kazan (Volga region) federal university. Russia.

Keywords: live action role play, game technicians, game technique group, role-playing aspect of information modeling, self-identification, focus group.

The author presents the most promising, in his opinion, developments of the Religious studies department of the Kazan federal university. One of the most viable, according to the author, is a method of live action role play, the introduction of which into the learning process can not only improve the quality of students’ theoretical knowledge of this discipline, but also help them acquire certain practical skills. In this article the author describes, firstly, the relevance of this technique, secondly, the basic ways of its practical application, thirdly, the results of testing of this method, which have been obtained through the implementation of this training technique. Despite the fact that the introduction of the proposed technique was based on the “Religious studies” course, it is, nonetheless, universal. According to the author, role play can be used effectively in the study of most of the humanities.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ

Емец Наталья Петровна, канд. пед. наук, доцент, Школа педагогики ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Тел.: (423-2) 65-24-29

E-mail: emetsnp@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования зарубежных электронных средств в учебном процессе школы педагогики Дальневосточного федерального университета. Представлена работа, в которой эти средства были успешно адаптированы для подготовки будущего учителя физики. Описана методика использования астрономических ресурсов “Astronom Lab” Вашингтонского университета (США), разработанная автором для лабораторного практикума по теме «Закон Хаббла». Выделены основные этапы учебной деятельности студентов, предложены методические аспекты их реализации, приведены примеры использования отдельных приемов в лабораторной работе. В отличие от классического практикума для педагогических вузов данная методика основывается на использовании интерактивных электронных средств и современных научных достижений астрономии. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность применения зарубежных интернет-ресурсов в обучении астрономии студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: электронные средства обучения, зарубежные сетевые электронные ресурсы, астрономическое образование.

 

USING FOREIGN NETWORK RESOURCES IN THE STUDY OF ASTRONOMY

Emets Natal’ya Petrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., School of pedagogics of the Far Eastern federal university. Russia.

Keywords: electronic educational resources, foreign electronic network resources, education in astronomy.

The article examines the possibility of using foreign electronic means in the education process of the school of pedagogy of the Far Eastern federal university. A work is presented in which these means have been successfully adapted for the training of a physics teacher. The technique of using the astronomical resources of the Astronomy Lab of the University of Washington (USA) is described, developed by the author for laboratory practicum on Hubble’s law. The main stages of students’ academic activities are identified, methodical aspects of their implementation are proposed, examples of using certain techniques in lab work are provided. Unlike a classical workshop for trainee teachers, this technique relies on the use of interactive electronic media and the latest scientific advances in astronomy. The results of the pedagogical experiment prove the effectiveness of foreign Internet resources in teaching astronomy to students of pedagogical higher education institution.

 

 

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ: СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ГГПИ

Закирова Наталия Николаевна, канд. филол. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, профессор, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»: Россия, 427621, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Первомайская, 25.

Чиговская-Назарова Янина Александровна, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»: Россия, 427621, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Первомайская, 25.

Тел.: (341-4) 15-58-57

E-mail: natnik50@ rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается такая чрезвычайно важная на сегодняшний день тема, как функционирование современных педагогических принципов в рамках высших учебных заведений, в частности. Авторы предлагают аналитический обзор научно-педагогического кадрового потенциала Глазовского государственного педагогического института, а также направлений научных исследований ученых российского вуза. Глазовский педагогический институт является одним из старейших педвузов Удмуртии, однако его профессорско-педагогический состав и уровень научно-исследовательской работы в области педагогики на сегодняшний день в полной мере соответствуют современным государственным требованиям к российским образовательным учреждениям по критериям эффективности вузов Российской Федерации. Кроме всего прочего, авторами данной статьи дана характеристика тематики диссертационных исследований и направлений инновационной деятельности в данном педвузе.

Ключевые слова: педагогика, Глазовский педагогический институт, диссертации, гранты, науковедение, краеведение.

 

IN STEP WITH THE TIMES: MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE IN THE GLAZOV STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE

Zakirova Nataliya Nikolaevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., honorary worker of HPE of the RF, Prof., Glazov Korolenko State pedagogical institute. Russia.

Chigovskaya-Nazarova Yanina Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Glazov Korolenko State pedagogical institute. Russia.

Keywords: pedagogy, Glazov pedagogical institute, dissertations, grants, research on research, regional studies.

The article addresses the highly relevant issue of the functioning of modern pedagogical principles, in particular within institutions of higher education. The authors offer an analytical overview of the academic and pedagogical human resources potential of the Glazov State pedagogical university, as well as areas of research of the institute’s scientists. Glazov pedagogical institute is one of the oldest pedagogical higher education institutions in Udmurtia, and its academic teaching staff and the level of academic research in pedagogy fully meets the current state requirements for Russian educational institutions in performance criteria. Among other things, the article contains an overview dissertation research topics and areas of innovation activity of the university.