НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 9-2015

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

Виситаева Марет Балаудиновна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры математики и физики, ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования»: 364037, Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Х. Кишиевой, 30.

Тел.: (871-2) 21-22-24

E-mail: mvisitaeva@mail.ru

Аннотация. В данной статье впервые разработана классификация умений для двух уровней(базового и продвинутого): 1) владение основными приемами общей учебной деятельности;изображение и построение геометрических фигур; владение основными методами, связаннымис определением, свойствами и признаками геометрических фигур и их элементов; оперирование тригонометрическими функциями острого угла; оперирование геометрическими фигурамии величинами реально или мысленно; овладение основами измерительных работ на местности;2) владение основными приемами творческой и исследовательской учебной деятельности; изображение и построение геометрических фигур; владение основными методами, связаннымис определением, свойствами и признаками геометрических фигур и их элементов; оперирование тригонометрическими функциями острого угла; оперирование геометрическими фигурамии величинами реально или мысленно; овладение измерительными работами на местности.

Ключевые слова: классификация, умения, развитие математических способностей, учебная, творческая и исследовательская деятельность, изображение и построение, оперирование, геометрические фигуры и величины, тригонометрические функции, измерительные работы на местности.

 

CLASSIFICATION OF ABILITIES OF BASIC SCHOOL STUDENTS IN THE STUDY OF GEOMETRY

Visitaeva Maret Balaudinovna, Cand.of Ped. Sci., senior lecturer of “Math and physics”department, Chechen institute for teacherstraining. Russia.

Keywords: classification, skills, developmentof mathematical abilities, educational,creative and research activities, imageand construction, handling, geometric shapesand sizes, trigonometric functions, measuringworks on the ground.

In article was first developed a classificationof skills for the two levels (basic and advanced):1) possession of the basic techniques ofcommon training activities; image and construction of geometric figures; possession of the basicmethods related to the definition, characteristicsand attributes of geometric figures and their elements;handling trigonometric functions of anacute angle; manipulation of geometric (shapesand sizes) actually or mentally; mastering the basicsof measuring work on the ground; 2) possessionof the basic techniques of creative researchand training activities; image and constructionof geometric figures; possession of the basicmethods related to the definition, characteristicsand attributes of geometric figures and their elements;handling trigonometric functions of anacute angle; manipulation of geometric (shapesand sizes) actually or mentally; mastery and adjustmentoperations on the ground.

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПУТЕМ РАСШИРЕНИЯ ИХ ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Лихачева Валентина Борисовна, учитель-логопед, ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие», аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»: Россия, 125993, Москва, ул. Тверская, 11, ГСП-3.

Тел.: (495) 539-55-19

E-mail: w4130947@yandex.ru

Аннотация. Профессия воспитателя детского сада сложна и многогранна. Она требует широкой общекультурной и психолого-педагогической подготовки, включая овладение важнейшимипрактическими умениями и навыками. Возникает необходимость подготовки педагогическихкадров новой ментальности, способных воплотить в практику инновационные программы,использующих для этого все возможные образовательные модели. Изучение голосоречевыхвозможностей воспитателей и особенностей их работы позволило выявить, что большинствопрактикующих педагогов ДОУ имеют серьезные недостатки речевых качеств и умений: слабый набор педагогических средств общения, узкий голосовой диапазон, неумение модулировать свой голос по силе и высоте в зависимости от педагогической ситуации и др. В статьераскрываются особенности голосоречевой профессиональной компетентности воспитателей,приводится анализ их профессиональной подготовки и предлагается модель курса «Голосв профессии воспитателя, его постановка и гигиена», который включает лекционные и практические занятия по развитию голосоречевых возможностей воспитателей, а также тренинги ихпрофессиональной успешности.

Ключевые слова: воспитатели, голос, речь, профессиональная подготовка, коммуникативная компетенция, нарушения голоса.

 

MODERNIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS BY INCREASING THEIR VOICE AND SPEECH COMPETENCE

Likhacheva Valentina Borisovna, teacher-logopedist, center for psychological,medical and social support “Vzaimodeystvie”,postgraduate student, Moscow State pedagogicaluniversity. Russia.

Keywords: teachers, voice, speech,professional training, communicative competence,voice disorders.

Kindergarten teacher occupation iscomplex and multifaceted. It requires a broadcommon cultural and psycho-pedagogicalpreparation, including the mastery of greatpractical skills and abilities. There is a need fortraining teachers of a new mentality, able to putinto practice an innovative program, using forthis all possible educational model. The studyof voice and speech-educators enabled and featuresof their work revealed that the majorityof practicing preschool teachers have seriousshortcomings speech qualities and skills. Forexample: a weak set of pedagogical communicationmeans, wide range of voice, inabilityto modulate a voice in strength and height, dependingon the educational situation and others.The article describes the features of thevoice and speech teachers professional competence,there is an analysis of their training andproposes a model of the course “The voice inthe profession of the teacher, his productionand health”, which includes lectures and workshopson the development of voice-speech capabilitiesof teachers, as well as training themprofessional success.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–9-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

Кравчук Елена Владимировна, учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов»: Россия, 143900, Московская обл., г. о. Балашиха, шоссе Энтузиастов, 53; аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.

Тел: (495) 647-4477

E-mail: elena_vladimirovna_1984@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматривается комплекс выявленных, разработанных и практически апробированных автором условий, влияющих на процесс обучения учеников 5–9-х классов общеобразовательных учреждений. В отличие от традиционных условий обучения школьников математике данный подход основывается на практическом применении математических вычислений в повседневной экономической жизни человека. Приведены примеры организации урочной и внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование мотивации к обучению, коммуникативной компетентности (навык ведения конструктивного диалога, развитие ответственности за работу команды, умение слушать и слышать собеседника и т. д.). Представлен разработанный автором метод самоконтроля ученика в процессе обучения в школе. Интеграция предложенных условий в образовательный процесс позволяет повысить уровень сформированности экономической культуры школьников в математическом образовании.

Ключевые слова: экономическая культура, мотивация, диалог, математическое образование, обучающийся, общеобразовательное учреждение, педагогические условия.

 

PEDAGOGICAL FORMATION CONDITIONS OF ECONOMIC CULTURE OF 5–9 GRADE STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL IN THE SPHERE OF MATHEMATIC

Kravchuk Elena Vladimirovna, teacher, Secondary school No. 12 with advanced study in individual subjects. Russia. Postgraduate student, Sholokhov Moscow State university of humanities. Russia.

Keywords: economic culture, motivation, dialog, mathematical education, learner, educational institution, pedagogical conditions.

This article examines the complex identified, developed and tested by the author virtually conditions affecting on the learning process of pupils of 5–9 classes of educational institutions. Unlike traditional school mathematics learning environment, this approach is based on the practical application of mathematical calculations in everyday economic life. There were examples of curricular and extracurricular activities of pupils, directed on formation of motivation to learning, communicative competence (skills of constructive dialogue, the development of responsibility for team work, ability to listen and hear the interlocutor, etc.). It's presented author's method of pupil self-control in the learning process at school. Integration of the terms offered in the educational process can improve the level of formation of student’s economic culture in mathematics education.

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДУКТИВНОГО ПОДХОДА

Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Иностранные языки-4», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: dinara-va@list.ru

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее эффективных методик преподавания делового английского языка – кейс-методу. Данный метод основан на использовании индуктивного подхода к обучению. Сущность данной педагогической технологии заключается в иноязычном обсуждении студентами реальных ситуаций из бизнеса в искусственно созданной профессиональной среде. Рассмотрены преимущества использования метода ситуационного анализа, руководство по ведению его и обсуждению на занятиях и оценка результатов работы. Автор приходит к выводу, что проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, поскольку позволяет обучаемым осмыслить реальные ситуации из профессиональной деятельности и предоставляет им отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

Ключевые слова: кейс-метод, методика преподавания, интерактивный, мотивация, индуктивный подход к обучению, педагогическая технология.

 

EFFECTIVENESS OF THE CASE METHOD IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH THE USE OF INDUCTIVE APPROACH

Vas'bieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages-4” department, Financial university under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: case-method, teaching method, interactive, motivation, inductive approach to teaching, pedagogical technique.

The article addresses one of the most effective methods of teaching business English – the case method. This method is based on using inductive learning approach. The essence of this teaching technique is in students discussing real business situations in the foreign language in an artificially created professional environment. The advantages of using the situational analysis method, guidelines for conducting it and discussing it in the classroom, and an assessment of performance are discussed. The author concludes that the problem of introducing case-method in the practice of higher professional education is currently highly relevant because it allows the learner to understand the real situation of professional activities and provides them with an excellent opportunity to apply the acquired language material creatively on the basis of their expertise. Being an interactive method of teaching, it is gaining a positive attitude on the part of students, who see it as an opportunity to take the initiative, to feel the independence in learning theoretical positions and practical skills.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Катуржевская Ольга Васильевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»: Россия, 352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159.

Тел.: (861-3) 73-34-20

E-mail: 22.05@bk.ru

Аннотация. В статье качество образовательного процесса рассматривается как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, что нашло отражение в международных стандартах качества ИСО серии 9000. На примере опыта Армавирской государственной педагогической академии обоснованы исходные научные позиции, представлены критерии оценки качества образовательного процесса, показана возможность реализации принципа «ориентация на потребителя» в сфере высшего образования, рассмотрены субъекты и объекты оценивания качества образовательного процесса. Результаты работы представлены в виде оценочной процедуры на основе анализа мнения студентов. Полученные количественные данные демонстрируют эффективность данной диагностической процедуры, являются основанием для принятия управленческих решений по улучшению качества подготовки студентов в вузе.

Ключевые слова: качество образования, анализ мнения студентов.

 

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF STUDENTS' OPINIONS

Katurzhevskaya Ol'ga Vasil'evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Armavir State pedagogical university. Russia.

Keywords: quality of education, students’ opinion analysis.

In this article, the quality of educational process is seen as a set of properties and characteristics of the object relating to its ability to satisfy stated or presumed needs, which is reflected in the international quality standard ISO 9000. Case study of the experience of Armavir State pedagogical academy is used to substantiate the initial academic positions, to represent criteria of educational process quality assessment, the possibility of implementing the principle of “customer focus” in higher education, the subjects and objects of educational process quality evaluation are considered. The results are presented as an evaluation procedure based on the analysis of students’ opinion. The obtained quantitative data demonstrates the effectiveness of said diagnostic procedure and serve as the basis for management decisions aimed to improve the quality of training of higher education institution students.

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ: ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ РУДИМЕНТ ВУЗА

Толстогузов Сергей Николаевич, канд. биол. наук, директор проектного офиса открытых программ онлайн-образования, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

Рейн Дарья Андреевна, начальник отдела аппарата приемной комиссии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

Толстогузова Ирина Леонидовна, учитель биологии, МАОУ «Гимназия № 12 г. Тюмени»: Россия, 625027, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 41.

Тел.: (345-2) 46-40-61

E-mail: s.n.tolstoguzov@utmn.ru

Аннотация. В статье рассматриваются причины выбора старшеклассниками вузовских подготовительных курсов в процессе профессионального самоопределения. Отмечается, что основным мотивом обучения на университетских подготовительных курсах является стремление учащихся сдать Единый государственный экзамен с высоким результатом. Вместе с тем указывается, что абитуриенты включают довузовское обучение в свою обра- зовательную траекторию с целями, выходящими за рамки освоения школьной программы. Большинство школьников, выбравших обучение на подготовительных курсах университета, формируют свою образовательную траекторию в ближайшие 4–5 лет как «студенты вуза очной формы обучения бюджетной или в крайнем случае договорной основы». Описыва-ется массовая (свыше 90%) нацеленность выпускников школ на продолжение обучения именно в высших учебных заведениях, несмотря на различия в вариантах поступления и абитуриентских стратегиях.

Ключевые слова: подготовительные курсы вузов, профессиональное самоопределение, абитуриенты, мотив выбора вуза.

 

PREPARATORY COURSES: AN ELEMENT OF CONTINUING EDUCATION OR A RELIC IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Tolstoguzov Sergey Nikolaevich, Cand. of Biol. Sci., director of project office for open online education programs, Tyumen State university. Russia.

Reyn Dar'ya Andreevna, head of admission board office, Tyumen State university. Russia.

Tolstoguzova Irina Leonidovna, biology teacher, Gymnasium No. 12 of Tyumen. Russia.

Keywords: Higher education preparatory courses, professional self-identification, applicants, motive for choice of higher education institution.

The article examines the reasons for high school students choosing higher education preparatory courses in professional selfidentification. It is noted that the main motive for enrolling in a university preparatory course is the students’ desire to pass the Unified State Exam with a high score. However, it is states that applicants include pre-university education in their educational trajectory with goals that go beyond mastering school curriculum. Most students who choose to attend higher education preparatory courses formulate their educational trajectory for the next 4–5 years as “fulltime students of a higher education institution on a budgetary or at least contractual basis”. The prevailing (90%) focus of school leavers on continuing their education specifically is higher education institutions in spite of differences in enrollment options and application strategies.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Семибратова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Тел.: (812) 714-40-13

E-mail: irinastrelets@bk.ru

Аннотация. Неотъемлемой чертой соревновательных комбинаций художественной гимнастики является пластическая выразительность – умение слитно, целостно воспроизводить движения свободной пластики. Следовательно, уже на начальном этапе подготовки гимнасток необходимо уделять особое внимание формированию пластической выразительности. При этом необходимо развивать у гимнасток такие качества, как гибкость (в плечевых суставах и суставах позвоночника), а также обучать их волнообразным движениям и волнам. Способность спортсменок управлять пластикой своего тела является залогом не только высоких спортивных достижений, но и грации, что является немаловажным при восприятии и оценке упражнений судьями. Гармоничное распределение нагрузки на мышцы частей тела в сочетании с работой с предметами дает полную картину мастерства спортсменки, а пластика тела подчеркивает элегантность и профессионализм гимнасток.

Ключевые слова: пластическая выразительность, выразительность движений, пластичность движения, исполнительское мастерство гимнасток, произвольные упражнения, художественная гимнастика, спорт.

 

DEVELOPMENT OF PLASTIC EXPRESSION IN RHYTHMIC GYMNASTS

 

Semibratova Irina Sergeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Lesgaft national State university of physical education, sport and health. Russia.

Keywords: plastic expression, expressiveness of movement, plasticity of movement, performance skill of gymnasts, arbitrary exercise, rhythmic gymnastics, sports.

An integral feature of competitive rhythmic gymnastics is plastic expression – the ability to perform free plastic play cohesively. Therefore, even at the initial stage of gymnast training, special attention should be paid to the development of plastic expression. It is necessary to develop such qualities as flexibility (in the shoulder joints and the joints of the spine) in the gymnasts, as well as teach them wave-like motions and waves. The ability of athletes to control their body’s plasticity is a guarantee not only of high sports achievements, but of grace, which is important in the perception and evaluation of exercises by judges. A harmonious distribution of the load on the muscles of the body in conjunction with the work with objects gives a complete picture of the athlete’s skill, while the plasticity of the body underlines the elegance and professionalism of the gymnasts.