НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 8-2015

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Лощакова Анна Борисовна, ст. преподаватель кафедры управления социально-экономическими системами, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»: Россия, 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13.

Тел.: (815-2) 25-40-72,

E-mail: labpost@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного пилотажного исследования в Мурманском государственном техническом университете, их анализ и интерпретация. Опытной проверке подверглись выделенные на основании теоретического анализа, когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный и поведенческий компоненты личной эффективности руководителя. В соответствии с этим были отобраны психологические методики, которые позволили диагностировать некоторые показатели выраженности указанных компонентов у студентов – будущих менеджеров. В результате были выявлены статистически значимые корреляционные связи и отношения между показателями выделенных компонентов, проведен качественный анализ полученных данных, а также определены направления их практического применения. Выдвинутые в начале исследования гипотезы нашли свое подтверждение, что дает импульс для дальнейшего научного поиска в разработке проблемы личной эффективности.

Ключевые слова: личная эффективность, студенты-менеджеры, структурные компоненты,

пилотажное исследование, психодиагностические методики, корреляционная связь.

 

INTERCONNECTION OF COMPONENTS OF PERSONAL EFFICIENCY OF MANAGEMENT STUDENT: PILOT STUDY RESULTS

Loshchakova Anna Borisovna, senior lecturer of “Socio-economic system management” department, Murmansk State technical university. Russia.

Keywords: personal efficiency, management student, structural components, pilot study, psycho-diagnostics instruments, correlation.

The article presents the results of a pilot study in the Murmansk State technical university, their analysis and interpretation. The experimental study covered the cognitive, motivational, emotional, volitional, reflexive, and behavioral components of personal effectiveness of a manager, selected on the basis of theoretical analysis. The psychological techniques have been selected respectively to diagnose certain indicators of the severity of the specified components in management students. As a result, statistically significant correlations and relationships between indicators of the selected components were revealed and a qualitative analysis of the data was carried out, as well as of the direction of its practical application. The hypotheses put forward at the beginning of the study were confirmed, which gives impetus to further research in issues of personal efficiency.

 

 

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В БОЛЬШИХ, СРЕДНИХ И МАЛЕНЬКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ БОЛГАРИИ

Баличев Юрий Владимирович, канд. мед. наук, гл. ассистент, Национальный центр общественного здоровья и исследований: Республика Болгария, 1431, г. София, ул. Академика Ивана Гешова, 15.

Тел.: (359-2) 805-64-44

E-mail: uribalichev@abv.bg

Аннотация. Целью исследования является установление влияния некоторых факторов риска, связанных с воздействием виртуальной среды на школьников, живущих в различных по величине населенных пунктах Болгарии. Была разработана анкета, состоящая из 38 вопросов, включающая возможные ответы. Анкетное исследование было проведено с учениками начального и среднего школьного возраста (1–2-е и 6–7-е классы) и их родителями по вопросам, связанным с воздействием виртуальной среды (телевидение, компьютеры, мобильные телефоны). Всего был исследован 881 ученик из различных городов и населенных пунктов страны. Исследованные города и населенные пункты были условно разделены на три группы: большие города, средние города и маленькие населенные пункты. В больших городах были исследованы 244 школьника, в средних – 372 школьника, в маленьких населенных пунктах – 265 школьников. Результаты проведенных исследований показывают, что определенная часть родителей и школьников не знают о влиянии новых технологий на здоровье человека, значительная часть исследованных учеников зависима от факторов виртуальной среды (телевидение, компьютеры, мобильные телефоны), для небольшого процента учеников существует реальная нравственная и физическая опасность при работе с Интернетом, часть исследованных имеют не по одной, а по нескольку жалоб при просмотре телевизионных передач, использовании GSM и при работе с компьютером. Наиболее частые жалобы: головная боль, зрительные нарушения, усталость. Предлагаются рекомендации при работе школьников с новыми технологиями.

Ключевые слова: виртуальная среда, факторы риска, школьники, различные населенные пункты.

 

INFLUENCE OF FACTORS OF VIRTUAL ENVIRONMENT ON PUPILS LIVING IN LARGE, MEDIUM, AND SMALL LOCALITIES IN BULGARIA

Balichev Yury Vladimirovich, Cand. of Med. Sci., head assistant, National center of public health and analyses. Republic of Bulgaria.

Keywords: virtual environment, risk factors, school students, various localities.

The aim of the study is to establish the impact of certain risk factors associated with exposure to the virtual environment on students living in localities of various sizes in Bulgaria. A questionnaire was developed consisting of 38 questions, including possible answers. The questionnaire survey was conducted on primary and secondary school students (years 1–2 and 6–7) and their parents in issues related to the impact of the virtual environment (TV, computers, mobile phones). Overall, 881 students from various cities and localities of the country participated in the study. The cities and communities were divided into three groups: large cities; medium-sized cities, and small localities. In big cities, 244 schoolchildren were surveyed; in the medium-sized ones – 372; in small localities – 265. Research results show that a certain part of parents and students are not aware of the impact of new technologies on human health; a significant portion of the students surveyed are dependant on the factors of the virtual environment (TV, computers, mobile phones); a small percentage of students are in real moral and physical danger when using the Internet; some of the surveyed have not one, but several complaints when watching television programs, using GSM and computers. The most frequent complaints include headaches, visual confusion, fatigue. Recommendations for school students working with new technologies are provided.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ИНТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Мышкина Марина Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»: Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

Тел.: (846) 334-54-02

E-mail: pylaem@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу мотивационно-смысловой интенции (МСИ) студентов систем «бакалавриат», «специалитет», «магистратура». Полученные данные характеризуют МСИ личности как динамичное образование, имеющее возрастную и социальную специфику. Выявлено качественное своеобразие МСИ студентов как сложного структурного образования, присущего данной социальной группе. Она представлена содержательным единообразием типов категорий, их иерархией, а также их содержательным наполнением (3 категории, 21 подкатегория, 87 единиц), временным фактором, фактором экстернальности/интернальности. В студенческий период приоритетной становится экзистенция как способ бытия человеческой личности, центральное ядро человеческого «я», на втором месте – «субъекты», на последнем – «предметы». Сравнение полученных данных по критериям наполненности и содержательного разнообразия всех структурных компонентов МСИ выявило содержательную специфику МСИ студентов систем «бакалавриат», «специалитет», «магистратура». МСИ студентов магистратуры характеризуется максимальными показателями, бакалавриата – минимальными. Это подтверждает гипотезу исследования и косвенно характеризует влияние образовательных систем высшей школы на мотивационную сферу студентов.

Ключевые слова: мотивационно-смысловая интенция личности, субъекты, предметы, экзистенции, временной фактор, экстернальность, интернальность.

 

MEANINGFUL FEATURES OF MOTIVATION-SEMANTIC INTENTION OF INDIVIDUAL IN MODERN STUDENTS

Myshkina Marina Sergeevna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of “Social psychology” department, Samara State university. Russia.

Keywords: motivation-semantic intention of individual, subjects, objects, existences, the time factor, externality, internality.

The article analyzes the motivationsemantic intention (MSI) of students of the Bachelor’s, Specialist’s, Master’s degree programs. The data obtained characterizes MSI of an individual as a dynamic, age- and socially specific entity. Qualitative uniqueness of students’ MSI as a complex structural formation inherent in this social group. It is represented by a meaningful uniformity of types of categories, their hierarchy, as well as their substantive content (3 categories, 21 subcategory, 87 units), the time factor, the factor of externality/internality. Students prioritize existence as a way of being of the individual, the central core of the person’s “I”; in the second place are “subjects”, in the last – “objects”. Comparison of the obtained data according to the criteria of fullness and meaningful diversity of all structural components of the MSI revealed meaningful uniqueness of MSI of Bachelor’s, Specialist’s, and Master’s degree students. Master’s degree students have the highest MSI, Bachelor’s – lowest. This supports the research hypothesis and indirectly characterizes the influence of higher education systems on students’ motivation.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

КОГНИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПТА ОСЕНЬ/AUTUMN (ПО ДАННЫМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Грудева Елена Александровна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный агарный университет»: Россия, 355017, г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12.

Тел.: (865-2) 35-22-82

E-mail: elena-grudeva@yandex.ru

Аннотация. Работа посвящена изучению концепта осень в разноязычных культурах в когниолингвистическом аспекте. Концепт складывается постепенно: на каждом этапе его семантического движения меняются не только формы его воплощения, образ, понятие и символ, но и тот смысл, который был присущ ему в каждый конкретный момент развития. Такой процесс продолжается постоянно, и не только понятие, но и словесные символы («образные понятия») как бы уточняются в последующем развитии концепта, поскольку «концепт развивается, только постоянно изменяя форму своего воплощения: являясь последовательно в образе, в понятии и в символе» [6]. В статье описывается образный слой концепта осень/autumn, исследуются идиоматические и паремиологичеcкие единицы, репрезентирующие данный концепт в русском и английском языках. Также анализируется представленность означенного концепта в языковом сознании современных носителей русского и английского языков на основе данных психолингвистического эксперимента.

Ключевые слова: концепт, ассоциативный эксперимент, языковой образ, понятийная составляющая, образная составляющая, идиоматические и паремиологические единицы языка.

 

COGNITIVE LINGUISTIC ASPECT OF THE CONCEPT ОСЕНЬ/AUTUMN (ACCORDING TO PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT)

Elena Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of “Foreign languages” department, Stavropol State agrarian university. Russia.

Keywords: concept, association experiment, linguistic image, notional component, image component, idiomatic and paremiological language units.

The work focuses on the concept осень/autumn in multilingual cultures from the point of view of cognitive linguistics. A concept develops gradually: at each stage of its semantic movement changes not only the shape of its realization, the image, the notion, and the symbol, but also the meaning that was it possessed at each individual moment of its development. This process goes on constantly, and not only the meaning, but the verbal symbols (“figurative notions”) as well are becoming more specific in the course of the subsequent development of the concept, as “a concept develops only by constantly changing the form of its realization: appearing sequentially in the image, in the notion, and in the symbol”. The article describes the image layer of the concept осень/autumn; the idiomatic and paremiological units representing this concept in Russian and in English are examined. Also, the representation of said concept in the linguistic consciousness of contemporary Russian and English speakers is analyzed on the basis of psycholinguistic experiment.

 

 

КВАЗИПАРЕМИЯ «ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ, А ТОВАРИЩ ГРАФУ НЕ “БРАТЕЦ”» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1905–1906 гг.

Загребельный Артур Владимирович, канд. филол. наук, науч. сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН»: Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а.

Тел.: (817-2) 59-78-03

E-mail: pechorin2106@mail.ru

Аннотация. В работе дан обзор современных исследований паремиологического фонда русского языка, обозначена проблема отсутствия трудов, посвященных проблемам изучения псевдопаремий (квазипаремий) исторических дистанцированных периодов развития языка. В статье представлен социолингвистический и культурно-исторический анализ квазипаремии «Гусь свинье не товарищ, а товарищ графу не “братец”». В ходе выполненного исследования установлено, что данная единица была образована путем расширения исходного компонентного состава паремии-источника «Гусь свинье не товарищ» за счет добавления свободного соче- тания слов в первоначальных значениях, что ее появление было всецело продиктовано потребностью в языковых средствах, характеризующихся лаконичностью структуры и предельной образностью внутренней формы. В заключение обозначены перспективы дальнейшей работы по изучению квазипаремиологического фонда русского языка начала XX в.

Ключевые слова: авторская паремиология, общественно-политическая лексика, квазипаремии, социолингвистический анализ, общественно-политические сатирические журналы.

 

QUASIPAROEMIA “A GOOSE IS NO PAL TO A PIG AND THE PAL IS NO “BROTHER” TO A COUNT” IN THE RUSSIAN LANGUAGE IN 1905–1906

Zagrebel'ny Artur Vladimirovich, Cand. of Philol. Sci., researcher, Institute of socio-economic development of territories of the Russian academy of sciences. Russia.

Keywords: author paramiology, sociopolitical vocabulary, quasiparoemias, sociolinguistic analysis, social and political satirical magazines.

The paper gives an overview of current research of paremiological fund of the Russian language. The problem of the lack of works devoted to the study pseudoparoemia (quasiparoemia) historical distanced periods of language development is indicated. The article presents the sociolinguistic and cultural-historical analysis of quasiparoemia: “a goose is no pal to a pig” and the pal is no “brother” to a count. In the course of that study it was found that the unit was formed by extending the initial component composition paroemia source “a goose is no pal to a pig” by the addition of the free combination of words in the original values. This appearance was entirely dictated by the need for a language means, characterized by brevity and limit structure formed inner shape. In conclusion, the perspectives for further work on the study of the Russian language quasiparoemia fund of the early XX century.

 

 

О РОЛИ ФИНАЛЬНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ В НЕМЕЦКОМ ПРОЗАИЧЕСКОМ РОМАНЕ XV–XVI вв.

Понамарева Надежда Валерьевна, аспирант, ФГБОУ ВO «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; ст. преподаватель, ЧОУ ВО «Юридический институт»: Россия, 199106, г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, 3.

Тел.: (812) 325-46-25

E-mail: nadezda_ponamareva@mail.ru

Аннотация. Уникальными источниками языкового материала периода Средних веков, к которым как к письменным памятникам эпохи неоднократно обращались исследователи, являются образцы художественной прозы для так называемого третьего сословия, в частности немецкие романы позднего Средневековья. При этом отмечено, что финалы романов, являясь несомненной доминантой повествовательного блока, несут на себе основную нагрузку коммуникативно-прагматической стратегии романиста. В данной статье изучается коммуникативно-прагматический потенциал финальных повествовательных блоков в немецких прозаических романах XV–XVI вв. на материале пяти прозаических произведений разных авторов. В частности, определяются средства текстовой фиксации взаимодействия автора – субъекта речи с читателем-адресатом, конституирующего и сопровождающего акт завершения повествования, такие как

специальные маркеры конца повествования, вербальные маркеры присутствия в тексте субъекта речи, приемы вывода читателя из повествования в финале романа и др.

Ключевые слова. финальный повествовательный блок, экспликация, автореференция, адресатная референция, немецкий прозаический роман.

 

THE ROLE OF THE FINAL NARRATIVE UNITS IN THE 15–16 cent. GERMAN NOVEL

Ponamareva Nadezhda Valer'evna, postgraduate student, Saint Petersburg State university; senior lecturer, Law institute. Russia.

Keywords: final narrative unit, explication, autoreference, addressee reference, German novel.

Fiction of the so-called Third Estate, in particular the German novels of the late Middle Ages, are a unique source of medieval linguistic material frequently addressed by researchers as the written artifacts of the time. It has been noted that the endings of novels, being the unquestionable dominant of the narrative unit, bear the main load of the novelist’s communicativepragmatic strategy. This article focuses on the communicative-pragmatic potential of the final narrative units in the German novels of the XV– XVI centuries based on the material of the five prose works of different authors. Specifically, textual means of capturing the interaction between the author – the speech subject and the reader – the addressee, constituting and accompanying the act of finishing the narrative, are identified, such as the end of narrative markers, verbal markers of the presence of the speech subject in the text, devices for leading the reader out of the narrative at the end of the novel, etc.