НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 8-2015

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Соколова Юлия Александровна, канд. пед. наук, доцент, НОУ ВПО «Самарский институт – высшая школа приватизации и предпринимательства»: Россия, 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 53.

Тел.: (846) 279-01-19

E-mail: ysokolovasamara@mail.ru

Аннотация. В статье описаны методика и особенности построения занятий по русскому языку и культуре речи для иностранных студентов в системе высшего профессионального образования. За основу берутся коммуникативный подход и методы коммуникативной лингвистики, определяются цели обучения русскому языку и культуре речи иностранных студентов в аспекте межкультурного общения. Рассмотрены типы уроков и виды чисто речевых и комбинированных занятий с иностранными студентами. Приведены примеры возможных заданий по русскому языку и культуре речи для обучаемых данной категории студентов. Описываются исследовательские и проектные методы обучения иностранных студентов на примере ролевой игры, методы лингвистического эксперимента и проектного задания, формирующие умение прогнозировать речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях.

Ключевые слова: коммуникативный метод, коммуникативно-речевая компетенция, речевые уроки, комбинированные уроки, ролевая игра, метод лингвистического эксперимента, проектное задание.

 

CONSTRUCTING RUSSIAN AND SPEECH CULTURE LESSONS FOR FOREIGN STUDENTS

Sokolova Yuliya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Samara institute – School of privatization and entrepreneurship. Russia.

Keywords: communicative approach, communicative speech competence, speech lessons, combined lessons, role-playing game, the method of linguistic experiment, project task.

The article describes the methodology and specific features of constructing lessons in Russian and speech culture for foreign students in the higher professional education system. The basis is the communicative approach and methods of communicative linguistics. The objectives of teaching Russian language and speech culture to foreign students in terms of intercultural communication are defined. Types of lessons and types of speech-only and combined activities for foreign students are examined. Examples of possible assignments in Russian and speech culture for students of this category are provided. The research and design methods of teaching foreign students forming the ability to predict verbal behavior in a variety of communicative situations are described through the examples of role playing, linguistic experiment, and project task.

 

 

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: kaluginaruc@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается мотивация изучения иностранного языка. По отношению к изучению иностранного языка мотивация определяется как «стимулирующий элемент», «мотор», «учебная энергия», продвигающая, повышающая и поддерживающая готовность учиться. Проанализированы определения, типы и функции мотивации изучения иностранного языка. Автор отмечает, что формирование соответствующего уровня такой мотивации проходит поэтапно, с учетом превращения побуждения в действия. Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к изучению иностранного языка формируется посредством внедрения современных средств, форм обучения и педагогических технологий. Приведен пример практического использования педагогических технологий в учебной деятельности с целью повышения мотивации изучения иностранного языка. В качестве оптимальных названы метод ситуативного анализа, метод создания проектов, метод ролевой игры и др.

Ключевые слова: мотивация, функции мотивации, уровни, стадии, педагогические технологии.

 

MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Kalugina Ol'ga Anatol'evna, senior lecturer, Financial university under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: motivation, functions of motivation, levels, stages, teaching techniques.

The article discusses the motivation to learn a foreign language. In relation to language learning, motivation is defined as “a stimulating element”, “engine”, “learning energy”, which promotes, develops, and maintains a willingness to learn. The types (internal and external, positive and negative), functions (incentive, developing, organizational, psychological, orientational), levels (negative attitude, neutral (passive) attitude, positive (amorphous, undifferentiated, situational) attitude, positive (cognitive, conscious) attitude, positive (active, proactive, creative) attitude, positive (personal, responsible, effective) attitude) of the formation of motivation to learn a foreign language are analyzed. The author notes that the formation of an appropriate level of motivation to learn a foreign language happens in stages, with the conversion of incentive into action. The positive (personal, responsible, effective) attitude towards learning a foreign language is achieved by contemporary means, forms of learning, and teaching techniques. An example is given of using teaching techniques in educational activities in order to increase motivation.

 

 

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

Малыхина Любовь Борисовна, канд. пед. наук, зав. кафедрой «Развитие дополнительного образования детей и взрослых», ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»: Россия, 197136, г. Санкт-Петербург, Чкаловский просп., 25а, литер А.

Тел.: (812) 372-50-39

E-mail: lbmal@mail.ru

Аннотация. Сетевое сообщество в статье рассматривается как актуальная форма развития кадрового потенциала дополнительного образования детей. Обоснован потенциал сетевых профессиональных сообществ в обеспечении оптимальности профессионального роста педагогов, когда процесс приобретения знаний, умений, способов деятельности осуществляется при минимально необходимых расходах времени, сил и средств. Конкретизируются основные факторы формирования профессионального сетевого сообщества: идея, возможность общения и условия для развития идеи. На основе теории поколений приведены ценностные характеристики современных педагогов дополнительного образования. Раскрываются особенности создания и поддержания деятельности сетевого сообщества педагогов дополнительного образования с учетом прикладных аспектов теории поколений. Представлен опыт применения теории поколений в формировании сетевого сообщества педагогов дополнительного образования в Ленинградской области.

Ключевые слова: теория поколений, сетевое профессиональное сообщество, профессиональный рост, педагог дополнительного образования, ценности.

 

THE THEORY OF GENERATIONS AS A TOOL FOR PROFESSIONAL GROWTH OF TEACHERS IN THE NETWORK COMMUNITY

Malykhina Lyubov' Borisovna, Cand. of Ped. Sci., head “Development of additional education for children and adults” department, Leningrad regional Institute of education development. Russia.

Keywords: the theory of generations, network professional community, professional growth, teacher of additional education, values.

Network community is treated as an actual form of capacity building in additional education of children. In this paper, grounded potential network of communities to ensure optimal professional teachers development, where the process of acquiring knowledge, skills, and methods of activity carried out with the minimum required expenditure of time, effort and money. Specifies the main factors of professional network community formation: the idea, the possibility of communication and the conditions for the development of the idea. Based on the theory of generations is given the value characteristics of the modern teachers of additional education. Specifics of creating and sustaining online teacher’s communities of additional education teachers, with the applied aspects of the theory of generations. It's exposed the experience of the application of the generations Theory in the formation of a network community for additional education teachers in the Leningrad region.

 

 

КЕЙС РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

Конасова Наталия Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»: Россия, 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский просп., 25а, литер А; докторант, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Тел.: (812) 312-44-92

E-mail: konasova@yandex.ru

Аннотация. В статье определены предпосылки совершенствования форм обобщения и распространения педагогического опыта, рассмотрены специфические проблемы его систематизации на этапе инновационного развития образования. В статье обоснована необходимость исследования новых возможностей обобщения и распространения педагогического опыта, его использования как инструмента развития образовательных систем. В качестве современного инструмента представления и обобщения опыта выделен и охарактеризован кейс-метод, определены варианты его применения для развития профессиональной компетентности педагогов, становления нового качества деятельности общеобразовательного учреждения. В содержании статьи отражены результаты исследования по проектированию кейса развития образовательного учреждения как инновационного продукта, инструмента обновления образования. Рассмотрены возможности использования кейса развития в системе внутрифирменного и постдипломного образования. Обозначен потенциал проектирования кейса для развития аналитических, коммуникативных навыков, творческих способностей педагогов. Представлена экспериментальная модель кейса, нацеленная на закрепление практики создания разнообразных по содержанию и форматам продуктов методической деятельности: аналитических статей, эссе, методических схем, рекомендаций, программ. Создание кейса рассмотрено через практику работы отдельного общеобразовательного учреждения, представлено как процесс, направленный на повышение готовности педагогов к решению проблем обобщения и распространения опыта во взаимосвязи с актуальными задачами внедрения новых образовательных стандартов, обновления механизмов организации профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: обобщение педагогического опыта, инновации, педагогический кейс, кейс развития общеобразовательного учреждения.

 

CASE OF EDUCATIONAL INSTITUTION DEVELOPMENT AS AN INNOVATIVE PRODUCT

Konasova Nataliya Yur'evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Leningrad region institute of education development; doctoral student, Herzen State pedagogical university of Russia. Russia.

Keywords: generalization of pedagogical experience, innovations, pedagogical case, case of educational institution development.

The preconditions of improving the forms of generalization and distribution of teaching experience are defined. Specific issues of its systematization at the stage of innovative development of education are discussed. The article substantiates the need for the study of new possibilities of generalization and distribution of teaching experience, using it as a tool for the development of educational systems. As a modern tool for presenting and summarizing the experience, the case method is selected and characterized. Options for its use in the development of teachers’ professional competence and a new quality of activity of an educational institution are identified. The article reflects the results of the case study on the educational institution as an innovative product, an update tool of education. The possibilities of using the development case in the system of inter-company and post-graduate education are analyzed. The potential of the case design in the development of analytical and communication skills, creative abilities of teachers is indicated. The author presents an experimental model of the case aimed at consolidating the practice of creating teaching aid products of varying content and formats: analytical articles, essays, methodological layouts, recommendations, programs. Creating a case is viewed through the practice of a particular educational institution, is shown as a process aimed at improving the teachers’ capability to address the problems of generalization and distribution of experience in relation to the urgent tasks of introducing new educational standards and updating mechanisms of organization of professional pedagogical activity.

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ

Ивахненко Галина Александровна, канд. социол. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБУН «Институт социологии РАН»: Россия, 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5.

Тел.: (499) 128-79-07

E-mail: ga-ivachnenco@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные виды здоровьесберегающих технологий и подчеркивается важность их использования в московских вузах для сохранения здоровья студентов. Основная цель статьи – выяснить, какие виды здоровьсберегающих технологий применяются в высших образовательных учреждениях Москвы. Эмпирические данные собраны методом формализованного интервью в 55 московских вузах в 2014 г. Анализ исследовательских эмпирических данных показал, что в опрошенных московских институтах и университе- тах применяются шесть видов здоровьесберегающих технологий: физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, просветительско-педагогическая деятельность, медико-гигиеническая деятельность, рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура, психологическое знание и психологические методики. Кроме того, в статье проводится анализ теоретических проблем, которые затрагивают ученые и специалисты в своих работах по этой проблеме.

Ключевые слова: студенты, здоровьесберегающие технологии, здоровье, вуз.

 

HEALTH PROMOTION TECHNIQUES AT MOSCOW UNIVERSITIES

Ivakhnenko Galina Aleksandrovna, Cand. of Soc. Sci., senior researcher, Institute of sociology of RAS. Russia.

Keywords: students, health promotion techniques, health, higher education institution.

The article discusses the various types of health promotion techniques and emphasizes the importance of using them in Moscow universities to preserve the health of students. The main purpose of the article is to find out what kinds of health promotion techniques are used in higher educational institutions in Moscow. Empirical evidence was gathered by formalized interviews in 55 higher education institutions in Moscow in 2014. Analysis of the empirical data showed that in the respondent Moscow institutes and universities six types of health promotion techniques were being used: sports and sporting events, health and safety techniques, educational and training activities, medical and sanitary activities, recreational activities and recreational infrastructure, psychology and psychological methods. The article also analyzes the theoretical problems that affect researchers and experts in their work on this issue.

 

 

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ МОСКВЫ И МИНСКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ивахненко Галина Александровна, канд. социол. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБУН «Институт социологии РАН»: Россия, 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5.

Тел.: (499) 128-79-07

E-mail: ga-ivachnenco@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу отношения к своему здоровью студентов Москвы и Минска. В основе статьи лежит исследование, проведенное по единой методике в 8 городах Российской Федерации и 2 городах Белоруссии в 2009–2010 гг., в том числе

в столицах обеих союзных республик. В статье прежде всего обращается внимание на то, что

среди московских студентов преобладают те, кто считает свое здоровье «хорошим», а более половины минчан оценивают самочувствие как «удовлетворительное», а также на то, что уровень

распространения среди студентов Минска и Москвы негативного поведения (табакокурение,

употребление алкоголя, наркотиков) достаточно высок и примерно одинаков. В статье делаются выводы о том, что более половины московских студентов лечатся в платных клиниках,

а минские студенты предпочитают бесплатную медицину, так как в Белоруссии преобладает

государственный сектор здравоохранения и в вузах Минска ситуация с преподаванием предметов, обучающих навыкам заботы о здоровье (валеология, ОБЖ), лучше, чем в московских.

Ключевые слова: студенты, здоровье, вредные привычки, медицинское обслуживание.

 

ATTITUDES TO HEALTH OF MOSCOW AND MINSK STUDENTS: A COMPARATIVE ANALYSIS

Ivakhnenko Galina Aleksandrovna, Cand. of Soc. Sci., senior researcher, Institute of sociology of RAS. Russia.

Keywords: students, health, unhealthy habits, health care.

The article presents a comparative analysis of attitudes to health of students in Moscow and Minsk. The article is based on research conducted by a single method in 8 cities of the Russian Federation and two cities in Belarus in 2009–2010, including the two capitals of the Union republics. The article addresses the fact that the majority of Moscow students consider their health to be “good”, while more than half of Minsk dwellers evaluate their health as “satisfactory”, and that the prevalence of unhealthy practices (cigarette smoking, alcohol and drug use) among the students of Minsk and Moscow is quite high and is approximately the same in the two cities. It is established that more than half of Moscow students receive medical care in private clinics, while Minsk students prefer free health care, as Belarus has a dominant public health sector and the training in health care-related subject (valeology, health safety) in higher education institutions of Minsk is better than that in Moscow.