НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 8-2015

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В ОБЛАСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ МУСУЛЬМАН

Шамаев Артур Мурадинович, ст. преподаватель кафедры «Огневая подготовка», Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»: Россия, 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Т. Мальбахова, 123; аспирант, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»: Россия, 362025, Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44/46.

Тел.: (866-2) 75-37-87

E-mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru

Аннотация. В работе представлен анализ проблем и перспектив развития благотворительной деятельности мусульманской молодежи на современном этапе. Целью исследования стало выявление отношения современной мусульманской молодежи к благотворительным практикам. Проведено интервьюирование студентов столичных городов мусульманских республик Нальчика и Махачкалы. На эмпирическом материале доказано положительное отношение молодых мусульман к благотворительности и присутствие у них особых ценностных установок. Делаются выводы, что институт благотворительности сегодня испытывает возрождение, хотя и нуждается в некоторой доработке. Автору видится целесообразным активизировать популяризацию столь благого дела в целях воспитания молодежи на традициях милосердия и сострадания, для чего необходимо содействие со стороны государства и общества, подразумевающее включение материальных и духовных стимулов. Следовательно, требуется создание специального органа для координации благотворительной деятельности.

Ключевые слова: благотворительность, ислам, перспективы, проблемы, респонденты, меценатство, молодые люди, мусульманство, филантропия.

 

DEVELOPMENT OF ATTITUDES TO CHARITY AMONG YOUNG MUSLIMS

Shamaev Artur Muradinovich, senior lecturer of “Weapons training” department, North Caucasus institute for continuing education of members of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation (branch of Krasnodar university of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation); postgraduate student, North Ossetian State university named after K. L. Khetagurov. Russia.

Keywords: charity, Islam, prospects, problems, respondents, patronage, young people, Mohammedan faith, philanthropy.

The paper presents an analysis of the problems and prospects of charity work done by Muslim youth today. The aim of the study was to identify the attitude of modern Muslim youth to charitable practices. A survey of students in Nalchik and Makhachkala, the capitals of Muslim republics, was carried out. Empirical data proves that young Muslims have a positive attitude to charity and a specific set of values. It is concluded that the institution of charity is currently having a revival, although it still requires some work. It is therefore considered appropriate to boost the popularization of charity work for the purpose of educating the youth in the traditions of mercy and compassion, which requires the cooperation of the state and society, involving the inclusion of material and spiritual incentives. Consequently, the author points out the need to establish a specialized government body to coordinate charitable activities.

 

 

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: БАЗОВЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Левченко Виктория Викторовна, канд. пед. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: 125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: levchenkoviktoria@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем в обучении студентов – обучение критическому мышлению. В статье описываются базовые структурные элементы критического мышления, без знания которых невозможно обучение критическому мышлению. Автор статьи также указывает интеллектуальные стандарты, которым должно соответствовать сформированное критическое мышление. Базовые структурные элементы и интеллектуальные стандарты критического мышления находятся в тесной взаимосвязи и при правильном их рассмотрении и использовании в обучении студентов университета приводят к формированию интеллектуальных характеристик зрелого критического мыслителя. В статье предлагается и авторское определение критического мышления. Таким образом, сформированное критическое мышление способствует становлению истинного гражданского общества, граждане которого несут ответственность за свои мысли и рассуждения.

Ключевые слова: критическое мышление, интеллектуальные стандарты, интеллектуальные характеристики, структурные элементы, гражданское общество, источники информации, непрерывное обучение.

 

TEACHING CRITICAL THINKING TO UNIVERSITY STUDENTS: BASIC STRUCTURAL ELEMENTS AND INTELLECTUAL STANDARDS

Levchenko Viktoriya Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Financial university under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: critical thinking, intellectual standards, intellectual characteristics, structural elements, civil society, sources of information, continuous education.

The article discusses one of the most pressing problems in the training of students – teaching critical thinking. The article describes the basic structural elements of critical thinking that are crucial for teaching it. The author also points out the intellectual standards that formed critical thinking must comply with. Basic structural elements and intellectual standards of critical thinking are closely related, and with proper consideration and use in the training of university students lead to the formation of the characteristics of a mature intelligent critical thinker. The author of the article offers own definition of critical thinking. Thus, formed critical thinking contributes to the development of a true civil society whose members take responsibility for their thoughts and reasoning.

 

 

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

Май Тхи Куи, аспирант, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»: Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39.

Тел.: (493-2) 32-62-10

E-mail: psy_iva411@yahoo.com

Аннотация. В данной статье рассмотрены педагогические условия формирования ориентации вьетнамских студентов на здоровый способ жизни. Цель исследования – выявить и научно обосновать педагогические условия формирования ориентации на здоровый образ жизни у вьетнамских студентов в процессе обучения в российском вузе. Для достижения поставленных целей исследования применялись следующие методы: экспертная оценка нормативно-правовой и учебно-методической базы формирования ЗОЖ в вузе, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, статистический анализ полученных данных. Актуальность исследования объясняется значением педагогической науки в решении социально значимой проблемы охраны здоровья вьетнамских студентов через приобщение к здоровому образу жизни, большим потоком педагогических исследований в этой области и необходимостью приведения в систему разрозненных теоретических знаний.

Ключевые слова: формирование, вьетнамские студенты, педагогическое условие, здоровый образ жизни.

 

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AIMED AT PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AMONG VIETNAMESE STUDENTS

May Tkhi Kui, postgraduate student, Ivanovo State university. Russia.

Keywords: formation, Vietnamese students, pedagogical conditions, healthy lifestyle.

The article examines the pedagogical conditions for encouraging a healthy lifestyle in Vietnamese students. The purpose of this research is to identify and give scientific basis to the pedagogical conditions of encouraging a healthy lifestyle among Vietnamese students studying in Russian higher education institutions. To achieve the objectives of the study, the following methods were used: expert evaluation of the legal, educational, and methodological bases of healthy lifestyle promotion in higher education institutions; pedagogical supervision; pedagogical experiment; statistical analysis of the data. The relevance of the study stems from the significance of pedagogy in resolving the socially significant problem of health care for Vietnamese students through the encouragement of a healthy lifestyle, a large amount of educational research in this field and the need for the systematization of the disparate theoretical data.

 

 

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАНННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: kaluginaruc@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются задания, которые нацелены на оценивание компетенций, и представлена попытка отделить задания традиционного, репродуктивного типа от практических заданий. Такие задания дают возможность комплексной оценки способностей, умений студентов в процессе их применения в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Представлено содержание компетентностно-ориентированных заданий, направленных на профессиональную подготовку будущих специалистов. Возможно использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Задание может выполняться индивидуально, в малых группах; в устной или письменной форме с целью формирования и контроля компетенций или компетентности. Проанализированы типы и алгоритм построения компетентностно-ориентированных заданий. Приведен пример использования компетентностно-ориентированных заданий в учебной деятельности. Выявлено, что данные задания способствуют оценке профессионально-коммуникативной компетентности: они обеспечивают контроль уровня сформированности структурных элементов осваиваемой компетентности (знать, уметь, владеть) и их интеграцию с междисциплинарным, профильным материалом.

Ключевые слова: оценка, компетенция, профессионально-коммуникативная компетентность, компетентностно-ориентированные задания, алгоритм построения компетентностно-ориентированных заданий.

 

EVALUATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH COMPETENCE-ORIENTED TASKS

Kalugina Ol'ga Anatol'evna, senior lecturer, Financial university under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: assessment, competence, professional and communicative competence, competence-oriented tasks, algorithm for constructing competence-oriented tasks.

The article deals with the tasks aimed at evaluating competences and attempting to separate the tasks of the traditional, reproductive type from practical tasks; enabling a comprehensive assessment of skills and abilities of students in the course of their use in situations as close as possible to real ones. The contents of competence-oriented tasks for the training of future specialists are presented. Competenceoriented tasks can be used in classroom and extracurricular work. A task can be performed individually or in small groups; orally or in writing in order to create and control competences. The types and the algorithm for constructing competence-oriented tasks are analyzed. An example of the use of competence-oriented tasks in education is given. It is revealed that these tasks help assess professional-communicative competence: they provide control of the level of development of structural elements of a competence in question (knowing, being able to do, mastering) and their integration with the interdisciplinary core material.

 

 

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пушкарева Наталья Анатольевна, методист, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»: Россия, 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, 1.

Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, зав. кафедрой «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 28-23-90

E-mail: vpks1@ya.ru

Аннотация. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» особое внимание должно уделяться так называемым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равных возможностей в сфере получения образования путем создания для этого специальных условий. Следовательно, одним из наиболее актуальных направлений развития дополнительного профессионального образования является переподготовка педагогов по востребованным в условиях социальных перемен специальностям, в частности по специальности 05.07.15 учитель-логопед. В данной статье представлен опыт работы, проводимой Саратовским областным институтом развития образования по профессиональ- ной переподготовке и повышению квалификации учителей-логопедов за последние десять лет. Анализируются достоинства и недостатки как очного обучения в группе в непосредственном контакте с преподавателем, так и заочного обучения, в том числе получившего массовое распространение сегодня дистанционного обучения с помощью компьютерных технологий.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, курсы повышения квалификации, специальное образование, учитель-логопед.

 

THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF SPEECH THERAPIST TEACHERS IN THE SARATOV REGION

Pushkareva Natal'ya Anatol'evna, resource teacher, Saratov regional institute of education development. Russia.

Kryuchkov Vladimir Petrovich, Dr. of Philol. Sci, head of “Speech training and psycholinguistics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: additional vocational training, refresher courses, special education, speech therapist teacher.

According to the Russian Federation Federal Law of December 29, 2012 № 273- FZ “On education in the Russian Federation” special attention should be paid to students with disabilities to create equal opportunities in education by providing for special conditions. Consequently, one of the most important directions of development of additional vocational training is the retraining of teachers in professions that are in demand due to recent social changes, particularly in the profession 05.07.15 teacher and speech therapist. This article presents the work carried out by the Saratov regional institute of education development for the retraining and further training of speech therapist teachers in the last ten years. The advantages and disadvantages of full-time study in the group in direct contact with the teacher and of distance learning are analyzed, including those of the currently widespread distance learning through computer technology.

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Конасова Наталия Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»: Россия, 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский просп., 25а, литер А; докторант, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Тел.: (812) 312-44-92

E-mail: konasova@yandex.ru

Аннотация. В статье в контексте решения задач формирования социальных компетенций учащейся молодежи проанализированы перспективы создания клуба для старшеклассников «На пороге взрослой жизни». Представлены результаты теоретического моделирования деятельности клуба как инструмента обновления форм современного обществоведческого образования, связующего компонента внеурочной части образовательной программы. Определены возможности клуба по развитию средствами дополнительного, неформального образования умений и навыков, необходимых для становления гражданской позиции, обретения опыта предъявления метапредметных образовательных результатов (коммуникативных, исследовательских компетенций). В статье рассматривается педагогический потенциал клуба по включенному обучению учащихся навыкам коллективного социального проектирования, приемам организации групповых и индивидуальных исследований, тематических дискуссий. Клуб для старшеклассников представлен как составная часть программы гражданского воспитания, педагогически сконструированная социальная среда, внутри которой создаются ситуации обсуждения актуальных общественных проблем, проживаются коммуникативные практики общения и взаимодействия учащихся с представителями различных возрастных, социальных и профессиональных групп. В рекомендациях по практической реализации клуб определен как сетевая площадка социально-педагогического взаимодействия общеобразовательных учреждений, вузов, учреждений культуры и науки по реализации творческих замыслов, достижений; инициации социальной, творческой, коммуникационной активности учащихся.

Ключевые слова: социальная активность молодежи, социальные компетенции, социальная практика, клуб, образовательная среда.

 

EXPERIMENTAL SIMULATION OF CLUB ACTIVITIES AS A FORM OF DEVELOPING SOCIALLY SIGNIFICANT COMPETENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Konasova Nataliya Yur'evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Leningrad region institute of education development; doctoral student, Herzen State pedagogical university of Russia. Russia.

Keywords: social activity of young people, social competence, social practices, club, educational environment.

The prospects of creating a club for high school students “At the cusp of adulthood” are analyzed in the context of solving the problems of developing social competences of students. The results of theoretical modeling of the club activities are presented as a tool for updating the forms of modern social science education, the binding component of the extracurricular part of the educational program. The article addresses the potential of the club for developing skills needed for the formation of the civic stance, gaining experience in presenting metasubject educational outcomes (communication, research competency) through informal, supplementary education. The article discusses the pedagogical potential of the club in teaching students the skills of collective social planning, the methods of organizing group and individual studies, panel discussions. A high school club is presented as a part of a program of civic education, a pedagogically constructed social environment within which situations of discussion of topical social problems are created, the practices of communication and interaction among students of various ages, social and professional groups are carried out. In the recommendations on practical implementation, a club is defined as a network platform for socio-pedagogical interaction of general and higher education institutions, cultural and scientific institutions for the implementation of creative ideas and achievements; for initiating social, creative, and communicative activities of students.