ПЕДАГОГИКА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Писаренко Алла Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 43-06-43
E-mail: rector@sgu.ru
Аннотация. В статье приводится характеристика критериев и показателей уровней сформированности профессиональной межкультурной компетентности. Также приводится поэтапное описание технологии ее формирования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, межкультурная компетентность, технология формирования.
Pisarenko Alla Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of English language and intercultural communication department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: professional competence, intercultural competence, formation technology.
The article presents the characteristic of the criteria and indicators of the level of professional intercultural competence formation. It also gives the stage-by-stage description of the technology of its formation.
ИЕРАРХИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОИСКА
Никитина Елена Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 43-06-43
E-mail: nikitina_e.a@mail.ru
Аннотация. В данной статье представлены концептуальные положения о предпосылках становления иерархии ценностей и ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки. Прослеживая синергетическую линию исследования, автор делает содержательный акцент на профессиональном самоопределении студента сначала в границах ценностно допустимого лично для себя, определяя тем самым ценностные контуры образа профессии в собственном сознании как первооснову для последующего выстраивания им иерархии профессиональных ценностей и ценностных ориентаций.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, центрация педагога, иерархия ценностей, самоорганизация, синергетика, синергетические основы концепции выбора профессиональных ценностей.
HIERARCHY OF PROFESSIONAL VALUES OF A FUTURE EDUCATOR: SYNERGETIC SEARCH CONCEPT
Nikitina Elena Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Methodology of education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: values, value orientations, centration of an educator, value hierarchy, self-organization, synergetics, synergetic foundations of the concept of choosing professional values.
The work presents the conceptual provisions on the prerequisites of the establishment of value hierarchy and value orientations of future educators at professional training stage. By tracing the synergetic line of research, the author places an essential emphasis on the professional self-determination of a student, first within the limits of what is personally acceptable in terms of values, thus defining the value contour of the profession image in own mental vision as the foundation for the further creation of professional value and value orientation hierarchy.
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Стенина Татьяна Львовна, д-р пед. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет»: Россия, 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32.
Тел.: (842-2) 43-06-43
E-mail: stl@ulstu.ru
Аннотация. Цели развития личности в сфере высшего образования становятся достижимыми при условии особой организации пространства вуза, влияющей на разные аспекты и стороны личности, создающей условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «я»-концепции. В статье на основе средового подхода рассматривается влияние деятельности молодежных объединений на развитие социально-педагогического пространства вуза, форма которого задана физическим пространством вуза, содержание – комплексом социально значимых идей, проектов и инноваций, отношения – ценностным педагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: социально-педагогическое пространство вуза, молодежные общественные объединения, социальное проектирование.
ROLE OF YOUTH UNIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIALPEDAGOGIC SPACE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Stenina Tat’jana L’vovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Uljanovsk State technical university. Russia.
Keywords: social-pedagogic space of a higher educational institution, youth social unions, social design.
The goals of individual’s development in the sphere of higher education can be achieved on the condition of specific organization of space of a higher educational institution which influences various aspects of personality and creates the conditions for the appearance of a motive to change oneself, the desire for personal growth and ability to implement own “I”-concept. Based on environmental approach, the work examines the influence of the activity of youth unions on the development of social-pedagogic space of a higher educational institution. The form of this space is set by the physical space of the institution, the content – by a complex of socially important ideas, project and innovations, the relations – by the value-oriented pedagogic interaction between educational process subjects.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Усачева Оксана Юрьевна, аспирант кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 43-06-43
E-mail: perspektiva1990@yandex.ru
Аннотация. В настоящее время пристальное внимание ученых направлено на обучение на билингвальной основе. В связи с этим существует достаточно много исследований, которые посвящены формированию коммуникативных компетенций на родном и иностранном языке. Кроме того, возникает необходимость точного определения термина «билингвизм», которое мы и пытаемся найти. Одной из главной составляющих является рассмотрение и сравнение термина «билингвизм» как у отечественных, так и у западных ученых. Сравнительно-сопоставительный анализ по проблеме билингвального обучения позволил нам выявить его существенные черты: 1) формирование иноязычной коммуникативной компетенции; 2) регулярное переключение с одного языка на другой; 3) овладение предметным знанием в определенной области; 4) изучение особенностей чужой культуры; 5) актуализация социальных, личностных и дидактических задач.
Ключевые слова: иностранный язык, билингвальная основа, двуязычное обучение, коммуникативная компетенция, билингвизм, межкультурная компетенция.
THEORETIC FOUNDATIONS OF BILINGUAL EDUCATION
Usacheva Oksana Yurjevna, postgraduate student of Methodology of education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: foreign language, bilingual foundation, bilingual education, communicative competence, bilingualism, intercultural competence.
These days, scientists are paying close attention to bilingual education. This has led to a significant volume of research targeted at the formation of communicative competences in first and foreign languages. In addition, it has become necessary to give a precise definition of the concept of “bilingualism”, which is what the present study attempts to do. One of its main components is the examination and comparison of “bilingualism” term in the works of Russian and foreign scientists. The comparative analysis of bilingual education has made it possible to determine its essential features: 1) formation of foreign language communicative competence; 2) regular switching from one language to the other; 3) mastery of subject knowledge in a certain sphere; 4) study of the specific features of foreign culture; 5) updating social, personal and didactic tasks.
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «КУЛЬТУРА» В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Логинова Вера Степановна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Ганина Полина Дмитриевна, студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов,ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: 79371448147@ya.ru
Аннотация. Статья представляет попытку освещения соотношения и взаимосвязи понятий «образование» и «культура» в историко-педагогическом контексте. Рассматриваются исторические корни, философская природа возникновения и развития содержательного и семантического наполнения данных понятий и введения их в научный оборот, представлены несколько подходов к определению соотношения данных понятий в педагогике: тождественность понятий, понимание «культуры» как компонента «образования», признание понятия «культура» более широким и родовым по отношению к понятию «образование». Затронут вопрос об углубленном понимании культуры в контексте современной культурологической образовательной парадигмы. Осмысливаются и анализируются взгляды на соотношение этих понятий в рамках современных образовательных систем, таких как «Погружение в культуру», «Школа диалога культур».
Ключевые слова: образование, образовательный процесс, культура, культурологическая образовательная парадигма, культурологический подход к образованию, диалог культур, погружение в культуру.
ON THE ISSUE OF CORRELATION BETWEEN “EDUCATION” AND “CULTURE” CONCEPTS IN HISTORICAL-PEDAGOGIC CONTEXT
Loginova Vera Stepanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Methodology of education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Ganina Polina Dmitrievna, student, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: education, educational process, culture, culturological educational paradigm, culturological approach to education, culture dialogue, culture immersion.
The work makes an attempt to describe the correlation and interconnection between “education” and “culture” concepts in historical-pedagogic context. It examines the historical roots and the philosophical nature of the appearance and development of the content and semantic matter of these concepts and their introduction into scientific usage, presents several approaches to determining the correlation of these concepts in pedagogics: identity of concepts, understanding of “culture” as a component of “education”, acknowledgment of “culture” concept as a wider, generic one in relation to the concept of “education”. The study touches upon the issue of deeper understanding of culture in the context of modern culturological educational paradigm, interprets and analyzes the views on the correlation of these concepts within the framework of modern educational systems, such as “Culture immersion”, “School of culture dialogue”.