НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 4-2015

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

 

Халимова Надежда Михайловна, д-р пед. наук, профессор кафедры психологопедагогического образования, заслуженный учитель Республики Хакасия, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Белоусова Ольга Алексеевна, студент, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

 

Тел.: (390-2) 24-30-18

E-mail: nmhal@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье описана проблема делинквентного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей, в условиях специального училища. Раскрыты причины их неадекватного поведения; описаны формы и методы профилактики делинквентного поведения данных подростков.

 

Ключевые слова: подростки, делинквентное поведение, социальное сиротство.

 

PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN THE ENVIRONMENT OF SPECIAL PROFESSIONAL COLLEGE

 

Khalimova Nadezhda Mikhajlovna, Dr. of Ped. Sci., Prof. of “Psychological-pedagogic education” department, honored teacher of the Republic of Khakassia, Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

Belousova Olga Alekseevna, student, Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

 

Keywords: adolescents, delinquent behavior, social orphans.

 

The article describes the problem of the delinquent behavior of adolescents left without parental care in the environment of a special college. It uncovers the causes of their inadequate behavior and describes the forms and methods of preventing the delinquent behavior of such adolescents.

 

 

НУЖНЫ ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА БУДУЩИМ ИНЖЕНЕРАМ? (ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ У ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ)

 

Марусева Инна Владимировна, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, академик Академии информатизации образования, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»: Россия, 192102, г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 22.

 

Тел.: (812) 315-72-85

E-mail: rektorat@liki.spb.ru

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения полионтологичности психолого-педагогической сферы человеческого знания. Выявляются различные формы существования данной области знаний в различных онтологических статусах и ее способность выполнять различные онтологические функции. Автором статьи определяются и подробно исследуются особенности каждой функции.

 

Ключевые слова: полионтологичность, онтологические функции, педагогические технологии.

 

DO FUTURE ENGINEERS NEED PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS? (ONTOLOGICAL FUNCTIONS OF HIGHER TECHNICAL SCHOOLS GRADUATES’ KNOWLEDGE IN THE SPHERE OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS)

 

Maruseva Inna Vladimirovna, Dr. of Ped. Sci., Cand. of Phys.-Math. Sci., Prof. of “Advertizing and public relations” department, acad. of the Academy of education informatization, Saint Petersburg State institute of cinema and television. Russia.

 

Keywords: poly-ontological nature, ontological functions, pedagogic technologies.

 

The work is devoted to studying the poly-ontological nature of the psychological- pedagogic sphere of human knowledge. It determines various forms of the existence of this knowledge sphere in different ontological status and its ability to perform various ontological functions. The author of the article defines and studies in detail the specific features of each function.

 

 

О СУЩНОСТИ И РОЛИ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ

 

Уразова Марина Батыровна, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100123, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Дильшодбеков Тимур Дильшодбекович, магистрант кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100123, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Хамидова Нигора Тулкуновна, ст. преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100123, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Мадаминова Наргиза Ражапбаевна, преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100123, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

 

Тел.: (998-90) 976-94-18

E-mail: marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрывается сущность проектировочной деятельности учителя, состоящая из конструктивного, планировочного, когнитивно-рефлексивного компонентов, сформулированы принципиальные отличия деятельностей планирования и проектирования.

 

Ключевые слова: проектировочная деятельность, учитель, профессиональная компетенция

 

ON THE ESSENCE AND ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

 

Urazova Marina Batyrovna, Ass. Prof. of “Methodology of teaching Russian language and literature” department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

Dil’shodbekov Timur Dil’shodbekovich, Master’s student of “Methodology of tea ching Russian language and literature” department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

Khamidova Nigora Tulkunovna, senior lecturer of “Methodology of teaching Russian language and literature” department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

Madaminova Nargiza Razhapbaevna, lecturer of “Methodology of teaching Russian language and literature” department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

 

Keywords: project activity, teacher, professional competence.

 

The article uncovers the essence of project activity of a teacher, which consists of design, planning and cognitive-reflective components, and formulates the principal differences between planning and project activity.

 

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 

Хан Наталья Николаевна, д-р пед. наук, профессор, почетный работник образования Республики Казахстан, Казахский национальный педагогический университет им. Абая: Республика Казахстан, 050010, г. Алматы, просп. Достык, 13.

Колумбаева Шолпан Жаксыбаевна, канд. пед. наук, профессор, Казахский национальный педагогический университет им. Абая: Республика Казахстан, 050010, г. Алматы, просп. Достык, 13.

 

Тел.: (727) 291-48-74

E-mail: Professor_khan@mail.ru

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема воспитания специалистов в условиях высшей школы. Воспитание рассматривается как национальное, связанное с успешным социально-экономическим развитием современного Казахстана. Цель национального воспитания раскрывается в контексте национального воспитательного идеала, его основных характеристик. Представлены возможности педагогического процесса как целостной системы для формирования национального самосознания будущего учителя – основной цели национального воспитания.

 

Ключевые слова: национальное воспитание, национальный воспитательный идеал, национальное самосознание, педагогический процесс.

 

NATIONAL UPBRINGING AS THE COMPONENT OF PROFESSIONAL PREPARATION OF A FUTURE TEACHER

 

Khan Natalja Nikolaevna, Dr. of Ped. Sci., Prof., honored worker of education of the Republic of Kazakhstan, Kazakh national pedagogic university named after Abaj. The Republic of Kazakhstan.

Kolumbaeva Sholpan Zhaksybaevna, Cand. of Ped. Sci., Prof., Kazakh national pedagogic university named after Abaj. The Republic of Kazakhstan.

 

Keywords: national education, national upbringing ideal, national self-awareness, pedagogic process.

 

The article presents the problem of specialists upbringing in the conditions of higher education. Upbringing is viewed as a national phenomenon connected with the successful social-economic development of modern Kazakhstan. The goal of national upbringing is uncovered in the context of national upbringing ideal and its major characteristics. The study demonstrates the capabilities of pedagogic process as an integrated system for the formation of national self-awareness of a future teacher, which is the main goal of national education.

 

 

СТРАТЕГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Максимова Елена Александровна, канд. пед. наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.

 

Тел.: (845-2) 33-41-34

Е-mail: seun@ssea.runnet.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается основание для трансформации содержания профессионального образования – необходимость привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Показаны источники комплексирования содержания профессионального образования – общеобразовательное, общепрофессиональное и специальное предметные поля. Охарактеризованы этапы формирования содержания – дескриптивный, атрибутивный, дистрибутивный, сепаративный, прикладной. Стратегия представлена как совокупность долгосрочных действий, направленных на трансформацию содержания, и как средство коммуникации образовательной организации с внешними партнерами образовательной системы. Перечислены распространенные ошибки трансформации содержания образования: открытие «новых» дисциплин, всеобщее обновление программ, приоритет информационных технологий, необоснованное изменение форм контроля. На основе источников комплексирования выделены и охарактеризованы критерии трансформации содержания профессионального образования: расширение проблематики гуманитарных наук; появление дисциплин на стыке наук; усиление роли исследовательской составляющей преподаваемых дисциплин; увеличение доли самостоятельной работы в освоении программ; увеличение объема профильного учебного материала; сочетание разных форм профессионально обусловленной деятельности в освоении содержания. Сделан вывод о том, что основной стратегией трансформации в современных условиях является переход к многомерному транспрофессиональному содержанию образования.

 

Ключевые слова: содержание профессионального образования, стратегия трансформации, транспрофессионализм, многомерное содержание.

 

STRATEGY OF FORMING THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

 

Maksimova Elena Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Saratov social-economics institute of the Russian economics university named after G. V. Plekhanov. Russia.

 

Keywords: content of professional education, strategy of transformation, transprofessionalism, multi-dimensional content.

 

The article studies the basis for transforming the content of professional education – the necessity of bringing it into accordance with labor market requirements. It demonstrates the sources of complexing the content of professional education - general educational, general professional and specialized subject fields. The study characterizes the stages of forming this content – descriptive, attributive, distributive, separative and applied. Strategy is presented as a complex of long-term actions aimed at content transformation and the means of communication between an educational organization and the external partners of the educational system. The article lists the popular mistakes of transforming the content of education: introduction of “new” disciplines, total renovation of programs, priority of information technologies, unsubstantiated change of control forms. Based on the sources of complexing, the study singles out and characterizes the criteria of transforming the content of professional education: expansion of the problem sphere of humanities, appearance of disciplines on the verge of sciences, increase in the role of research component in the taught disciplines, increase in the percentage of independent activity in mastering programs, increase in the volume of specialized educational material, combination of different forms of professionally conditioned activity in mastering content. The author comes to the conclusion that the main strategy of transformation in modern conditions is the transition to a multi-dimensional trans-professional content of education

 

 

ИННОВАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Свиридов Александр Николаевич, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет»: Россия, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.

 

Тел.: (385-2) 36-82-71

Е-mail: sviridan@list.ru

 

Аннотация. На основе действующей нормативно-правовой базы в образовании выявлено инновационное содержание воспитания детей, определены подходы к проектированию эффективных воспитательных программ в школе.

 

Ключевые слова: концепция, «уклад школьной жизни», национальный воспитательный идеал, проектирование.

 

INNOVATIVE CONTENT OF MODERN UPBRINGING ACTIVITY PROGRAMS

 

Sviridov Aleksandr Nikolaevich, Cand. of Ped. Sci., Prof. of “Pedagogics” department, Altai State pedagogic university. Russia.

 

Keywords: concept, “school lifestyle”, national upbringing ideal, design.

 

Based on the acting normative-legal base of education, the work uncovers the innovative content of bringing up children and determines the approaches to designing effective upbringing programs in schools.