НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 3-2015

 

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Максумова Матлюба Арслановна, доцент кафедры профессионального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100064, г. Ташкент, ул. Юсуфа Хос Ходжиба, 103.

Норбутаева Дилафруз Абдурасуловна, старший преподаватель кафедры профессионального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100064, г. Ташкент, ул. Юсуфа Хос Ходжиба, 103.

Пармонова Гулноза Алибоевна, студент, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 100064, г. Ташкент, ул. Юсуфа Хос Ходжиба, 103.

 

Тел.: (998-90) 976-94-18

E-mail: marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание интегративного подхода, способствующего формированию профессиональной компетентности будущих специалистов высшего и среднего специального образования.

 

Ключевые слова: интегративный подход, межпредметные связи, подготовка студентов, компетенции, профессиональное образование.

 

INTEGRATIVE APPROACH AS AN EFFECTIVE TOOL OF COMPETENCE-BASED EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER AND VOCATIONAL EDUCATION

 

Maksumova Matlyuba Arslanovna, Ass. Prof. of “Professional education” department, Tashkent State pedagogical university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

Norbutaeva Dilafruz Abdurasulovna, senior lecturer of “Professional education” department, Tashkent State pedagogical university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

Parmonova Gulnoza Aliboevna, student, Tashkent State pedagogical university named after Nizami. The Republic of Uzbekistan.

 

Keywords: integrative approach, crosscurriculum connections, student training, competence, vocational education.

 

The article reveals the nature and substance of the integrative approach which facilitates the development of professional competence of future higher and vocational education specialists.

 

 

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ядута Андрей Валерьевич, аспирант, АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет»: Россия, 143000, Московская обл., г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, 3.

 

Тел.: (916) 818-99-18

E-mail: andrei.batkovitch@yandex.ru

 

Аннотация. Работа по формированию резерва командирования в районы со сложной социально-политической обстановкой является одним из важнейших направлений совершенствования системы управления персоналом. Эффективное выполнение поставленных задач в сложных условиях обстановки невозможно без создания эффективного механизма подготовки кадров и развития их потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения.

 

Ключевые слова: социально-политическая обстановка, система управления персоналом, формирование резерва командирования в районы со сложной социально-политической обстановкой, механизм подготовки кадров, факторы, влияющие на служебную деятельность военнослужащих.

 

SCIENTIFIC APPROACHES TO PREPARING SPECIALISTS FOR FUTURE WORK

 

Yaduta Andrey Valeriyevich, post-graduate student, Odintsovo university for the humanities. Russia.

 

Keywords: socio-political situation, personnel management system, forming the reserve of specialists for sending to regions with complicated socio-political situations, staff training mechanism and development of their potential, factors affecting professional performance of member of the armed forces.

 

The work in forming the reserve of specialists for sending to regions with complicated socio-political situations is one of the most important areas of improvement of the personnel management system. Effective undertaking of set tasks in difficult conditions is impossible without the creation of an effective staff training mechanism and development of their potential, the scientific working-through of the methods of staff acquisition.

 

 

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Фирсова Татьяна Геннадьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры начального языкового и литературного образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: tan-firsova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены пошаговый алгоритм и методический инструментарий, позволяющие моделировать урок литературного чтения в начальной школе. Представлена структура урока литературного чтения, отвечающая природе литературы как искусства и психолого-педагогической специфике художественного восприятия младших школьников. Предложенный материал носит универсальный характер и может быть использован в любой образовательной системе и при обучении литературному чтению по любому учебно-методическому комплексу.

 

Ключевые слова: технологическая карта урока, урок литературного чтения, методический инструментарий, моделирование урока.

 

LITERARY READING LESSON: METHODOLOGICAL INSTRUMENTARIUM

 

Firsova Tatiyana Gennadiyevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of “Elementary language and literature education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: technological lesson map, literary reading lesson, methodological instrumentarium, modelling of lesson.

 

The article presents a step-by-step algorithm and a methodological instrumentarium allowing the modelling of a literary reading lesson in elementary school. The author suggests a structure of a lesson that accounts for the nature of literature as an art form and the psychological and pedagogical specifics of elementary school students’ perception of art. The offered materials are universal in character and can be used in any education system and in teaching literary reading according to any type of syllabus.

 

 

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ

 

Колпакова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики общественных дисциплин, филиал КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»: Россия, 659302, Алтайский край, г. Бийск, ул. Кутузова, 9/1.

Сарачакова Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры теории и методики общественных дисциплин, филиал КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»: Россия, 659302, Алтайский край, г. Бийск, ул. Кутузова, 9/1.

 

Тел.: (385-4) 30-31-76

E-mail: nat-kolpa@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития мотивации учащегося, определяется зависимость внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс развития мотивации учащегося, предлагаются способы преодоления данной проблемы, раскрываются ключевые понятия.

 

Ключевые слова: мотивация, деятельностный тип обучения, учебная деятельность, внешние факторы, целеполагание, самооценка.

 

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON DEVELOPMENT OF A STUDENT’S MOTIVAION

 

Kolpakova Nataliya Vladimirovna, Cand. of Pedagog. Sci., Ass. Prof. of “Theory and methodology of social sciences” department, Biysk branch of Altay regional institute for professional development of education professionals. Russia.

Sarachakova Irina Mikhaylovna, senior lecturer of “Theory and methodology of social sciences” department, Biysk branch of Altay regional institute for professional development of education professionals. Russia.

 

Keywords: motivation, activity-based teaching method, education practice, external factors, target setting, self-assessment.

 

In this article, the problem of development of motivation in a student is analyzed, the relation between external and internal factors influencing a student’s motivation is determined, ways of solving this problem are suggested, key notions are explained.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ (1860–1980 ГГ.)

 

Магамедова Асет Зайнаевна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»; ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»: Россия, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, 33.

 

Тел.: (928) 785-79-72

E-mail: m.aset2011@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с просвещением чеченских женщин после вхождения в состав Российской империи и в период советской власти. Внимание уделяется истории развития светского образования во второй половине XIX в. и заслугам просветителей того периода при становлении женского образования в Чечне. Далее в статье отмечается масштабная работа, проделанная советской властью для вовлечения женского населения в школы и другие учебные заведения в ХХ в.

 

Ключевые слова: образование, школы, Чечня, женского, власти, XIX век, неграмотность.

 

ESTABLISHMENT OF WOMEN’S EDUCATION IN CHECHNYA (1860–1980)

 

Magamedova Aset Zaynaevna, applicant, North Ossetian State university named after K. L. Khetagurov; senior lecturer, Chechen State pedagogical institute. Russia.

 

Keywords: education, schools, Chechnya, women, authorities, XIX century, illiteracy.

 

The article examines the problems involved in the education of the women of Chechnya after ins inclusion into the Russian Empire and during the Soviet period. Attention is given to the history of the development of secular education in the second half of the XIX century and the achievements of the educators of that period in the establishment of women’s education in Chechnya. In the second part of the article, the largescale work undertaken by the Soviet authorities in bringing the female population into schools and other education institutions in the XX century is noted.

 

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Сафина Рямзия Магруфовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ «Дебют» Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, соискатель, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

 

Тел.: (987) 140-12-24

E-mail: takva@bk.ru

 

Аннотация. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с сентября 2011 г. во многих образовательных учреждения Российской Федерации начали во внеурочной деятельности вести занятия по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Хотя имеются и методические пособия, и уже видим некоторые позитивные результаты в поведении детей, педагоги сами еще недопонимают сущность духовно-нравственного воспитания и что нужно воспитывать душу ребенка, а не регулировать его поведение. Ребенок должен захотеть поступить хорошо и получить удовольствие от этого.

 

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, критерии.

 

TRIAL-EXPERIMENTAL WORK IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

 

Safina Ryamziya Magrufovna, supplementary education teacher, children’s activity center “Debut”; applicant, Bashkir State pedagogical university named after M. Akmullah. Russia.

 

Keywords: spirituality, morality, spiritual and moral education, spiritual and moral values, criteria.

 

As part of the implementation of the second-generation Federal State educational standard, since September 2011 many education institutions of the Russian Federation have introduced spiritual and moral education classes into their range of extracurricular activities for elementary school students. While there are some teaching aids, and certain positive effects are evident in the children’s behavior, the teachers still do not fully understand the essence of spiritual and moral education and the fact that they need to nurture a child’s soul, no control their behavior. The child has to want to do good, and take pleasure in doing so.